Проба
В июле этого года исполнилось 110
лет со дня рождения известного российского
поэта Владимира Маяковского.
Кем он был, к чему стремился, что ждал от
жизни?.. Об этом и о многом другом
рассказывает поэт в своем прозаическом
произведении…
В. В.
МАЯКОВСКИЙ. Я
САМ
ТЕМА
Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу.
Об остальном — только если это отстоялось
словом.
ПАМЯТЬ
Бурлюк говорил: у Маяковского память, что
дорога в Полтаве, — каждый галошу оставит.
Но лица и даты не запоминаю. Помню только,
что в 1100 году куда-то переселялись какие-то
"доряне". Подробностей этого дела не
помню, но, должно быть, дело серьезное.
Запоминать же
— "Сие написано 2 мая. Павловск. Фонтаны"
— дело вовсе мелкое. Поэтому свободно
плаваю по своей хронологии.
ГЛАВНОЕ
Родился 7 июля 1894 года (или 93 — мнения мамы
и послужного списка отца расходятся. Во
всяком случае, не раньше). Родина — село
Багдади, Кутаисская губерния,
Грузия.
СОСТАВ СЕМЬИ
Отец: Владимир Константинович (багдадский
лесничий), умер в 1906 году.
Мама: Александра Алексеевна.
Сестры:
а) Люда.
б) Оля.
Других Маяковских, по-видимому, не имеется.
1-е ВОСПОМИНАНИЕ
Понятия живописные. Место неизвестно.
Зима. Отец выписал журнал "Родина". У
"Родины" "юмористическое"
приложение. О смешных говорят и ждут. Отец
ходит и поет свое всегдашнее "алон занфан
де ля по четыре". "Родина" пришла.
Раскрываю и сразу (картинка) ору:
"Как смешно! Дядя с тетей целуются".
Смеялись.
Позднее, когда пришло приложение и надо
было действительно смеяться, выяснилось —
раньше смеялись только надо мной. Так
разошлись наши понятия о картинках и юморе.
2-е ВОСПОМИНАНИЕ
Понятия поэтические. Лето. Приезжает
масса. Красивый длинный студент — Б. П.
Глушковский. Рисует. Кожаная тетрадища.
Блестящая бумага. На бумаге длинный человек
без штанов (а может, в обтяжку) перед
зеркалом. Человека зовут "Евгенионегиным".
И Боря был длинный, и нарисованный был
длинный. Ясно. Борю я и с читал этим самым
"Евгенионегиным". Мнение держалось
года три.
3-е ВОСПОМИНАНИЕ
Практические понятия. Ночь. За стеной
бесконечный шепот мамы и папы. О рояли. Всю
ночь не спал. Свербила одна и та же фраза.
Утром бросился бежать бегом: "Папа, что
такое рассрочка платежа?" Объяснение
очень понравилось.
ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Лето. Потрясающие количества гостей.
Накапливаются именины. Отец хвастается
моей памятью. Ко всем именинам меня
заставляют заучивать стихи. Помню —
специально для папиных именин:
Как-то раз перед толпою
Соплеменных гор...
"Соплеменные" и "скалы" меня
раздражали. Кто они такие, я не знал, а в
жизни они не желали мне попадаться. Позднее
я узнал, что это поэтичность, и стал тихо ее
ненавидеть.
КОРНИ РОМАНТИЗМА
Первый дом, вспоминаемый отчетливо. Два
этажа. Верхний — наш. Нижний — винный
заводик. Раз в году — арбы винограда. Давили.
Я ел. Они пили. Все это территория
стариннейшей грузинской крепости под
Багдадами. Крепость очетыреугольнивается
крепостным валом. В углах валов — накаты
для пушек. В валах бойницы. За валами рвы. За
рвами леса и шакалы. Над лесами
горы. Подрос. Бегал на самую высокую.
Снижаются горы к северу. На севере разрыв.
Мечталось — это Россия. Тянуло туда
невероятнейше.
НЕОБЫЧАЙНОЕ
Лет семь. Отец стал брать меня в верховые
объезды лесничества. Перевал. Ночь.
Обстигло туманом. Даже отца не видно. Тропка
узейшая. Отец, очевидно, отдернул рукавом
ветку шиповника. Ветка с размаху шипами в
мои щеки. Чуть повизгивая, вытаскиваю
колючки. Сразу пропали и туман и боль. В
расступившемся тумане под ногами —
ярче неба. Это электричество. Клепочный
завод князя Накашидзе. После электричества
совершенно бросил интересоваться природой.
Неусовершенствованная вещь.
УЧЕНИЕ
Учила мама и всякоюродные сестры.
Арифметика казалась неправдоподобной.
Приходится рассчитывать яблоки и груши,
раздаваемые мальчикам. Мне ж всегда давали
и я всегда давал без счета. На Кавказе
фруктов сколько угодно. Читать выучился с
удовольствием.
ПЕРВАЯ КНИГА
Какая-то "Птичница Агафья". Если б мне
в то время попалось несколько таких книг —
бросил бы читать совсем. К счастью, вторая —
"Дон-Кихот". Вот это книга! Сделал
деревянный меч и латы, разил окружающее.
ЭКЗАМЕН
Переехали. Из Багдад в Кутаис. Экзамен в
гимназию. Выдержал. Спросили про якорь (на
моем рукаве) —
знал хорошо. Но священник спросил —
что такое "око". Я ответил: "Три фунта"
(так по грузински). Мне объяснили любезные
экзаменаторы, что "око" —
это "глаз" по-древнему,
церковнославянскому. Из-за этого чуть не
провалился. Поэтому возненавидел сразу —
все древнее,
все церковное и все славянское. Возможно,
что отсюда пошли и мой футуризм, и мой
атеизм, и мой интернационализм.
ГИМНАЗИЯ
Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь
в пятерках. Читаю Жуля Верна. Вообще
фантастическое. Какой-то бородач стал во
мне обнаруживать способности художника.
Учит даром.
ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
Увеличилось количество газет и журналов
дома. "Русские ведомости", "Русское
слово", "Русское богатство" и прочее.
Читаю все. Безотчетно взвинчен. Восхищают
открытки крейсеров. Увеличиваю и
перерисовываю. Появилось слово "прокламация".
Прокламации вешали грузины.
Грузинов вешали казаки. Мои товарищи
грузины. Я стал ненавидеть казаков.
НЕЛЕГАЛЬЩИНА
Приехала сестра из Москвы. Восторженная.
Тайком дала мне длинные бумажки. Нравилось:
очень рискованно. Помню и сейчас. Первая:
Опомнись, товарищ, опомнись-ка, брат,
скорей брось винтовку на землю.
И еще какое-то, с окончанием;
...а не то путь иной —
к немцам с
сыном, с женой и с мамашей...
(о царе).
Это была революция. Это было стихами.
Стихи и революция как-то объединились в
голове.
905-й ГОД
Не до учения. Пошли двойки. Перешел в
четвертый только потому, что мне расшибли
голову камнем (на Рионе подрался), — на
переэкзаменовках пожалели. Для меня
революция началась так: мой товарищ, повар
священника —
Исидор, от радости босой вскочил на плиту —
убили генерала Алиханова. Усмиритель
Грузии. Пошли демонстрации и митинги. Я тоже
пошел. Хорошо. Воспринимаю живописно: в
черном анархисты, в красном эсеры, в синем
эсдеки, в остальных цветах федералисты.
СОЦИАЛИЗМ
Речи, газеты. Из всего —
незнакомые понятия и слова.
Требую у
себя объяснений. В окнах белые книжицы. "Буревестник".
Про то же. Покупаю все. Вставал в шесть утра.
Читал запоем. Первая: "Долой социал-демократов".
Вторая: "Экономические беседы". На всю
жизнь поразила способность социалистов
распутывать факты, систематизировать мир.
"Что читать?" — кажется,
Рубакина. Перечитал советуемое. Многое не
понимаю. Спрашиваю. Меня ввели в
марксистский кружок. Попал на "Эрфуртскую".
Середина. О "лумпенпролетариате". Стал
считать себя социал-демократом: стащил
отцовские берданки в эсдечий комитет.
Фигурой нравился Лассаль. Должно быть,
оттого, что без бороды. Моложавей. Лассаль у
меня перепутался с Демосфеном. Хожу на Рион.
Говорю речи, набрав камни в рот.
РЕАКЦИЯ
По-моему, началось со следующего: при
панике (может, разгоне) в демонстрацию
памяти Баумана мне (упавшему) попало
большущим барабанищем по голове. Я
испугался, думал —
сам треснул.
906-й ГОД
Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги).
Заражение крови. С тех пор терпеть не могу
булавок. Благополучие кончилось. После
похорон отца —
у нас 3 рубля. Инстинктивно,
лихорадочно мы распродали столы и стулья.
Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не
было.
ДОРОГА
Лучше всего —
Баку. Вышки, цистерны, лучшие духи — нефть,
а дальше степь. Пустыня даже.
МОСКВА
Остановились в Разумовском. Знакомые
сестры -Плотниковы. Утром паровиком в
Москву. Сняли квартиренку на Бронной.
МОСКОВСКОЕ
С едами плохо. Пенсия —
10 рублей в месяц. Я и две сестры учимся. Маме
пришлось давать комнаты и обеды. Комнаты
дрянные. Студенты жили бедные. Социалисты.
Помню —
первый передо мной "большевик" Вася
Канделаки.
ПРИЯТНОЕ
Послан за керосином. 5 рублей. В
колониальной дали сдачи 14 рублей 50 копеек; 10
рублей —
чистый заработок. Совестился. Обошел два
раза магазин ("Эрфуртская" заела). —
Кто обсчитался, хозяин или служащий, —
тихо расспрашиваю приказчика. —
Хозяин! — Купил
и съел четыре цукатных хлеба. На остальные
гонял в лодке по Патриаршим прудам. Видеть с
тех пор цукатных хлебов не могу.
РАБОТА
Денег в семье нет. Пришлось выжигать и
рисовать. Особенно запомнились пасхальные
яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери.
Яйца продавал в кустарный магазин на
Неглинной. Штука 10-15 копеек. С тех пор
бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и
кустарщину.
ГИМНАЗИЯ
Перевелся в 4-й класс пятой гимназии.
Единицы, слабо разноображиваемые двойками.
Под партой "Анти-Дюринг".
ЧТЕНИЕ
Беллетристики не признавал совершенно.
Философия. Гегель. Естествознание. Но
главным образом марксизм. Нет произведения
искусства, которым бы я увлекся более, чем
"Предисловием" Маркса. Из комнат
студентов шла нелегальщина. "Тактика
уличного боя" и т. д. Помню отчетливо
синенькую ленинскую "Две тактики".
Нравилось, что книга срезана до букв. Для
нелегального
просовывания. Эстетика максимальной
экономии.
ПЕРВОЕ ПОЛУСТИХОТВОРЕНИЕ
Третья гимназия издавала нелегальный
журнальчик "Порыв". Обиделся. Другие
пишут, а я не могу?! Стал скрипеть.
Получилось невероятно революционно и в
такой же степени безобразно. Вроде
теперешнего Кириллова. Не помню ни строки.
Написал второе. Вышло лирично. Не считая
таковое состояние сердца совместимым с
моим "социалистическим достоинством",
бросил вовсе.
ПАРТИЯ
1908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков).
Держал
экзамен в торгово-промышленном подрайоне.
Выдержал. Пропагандист. Пошел к булочникам,
потом к сапожникам и наконец к
типографщикам. На общегородской
конференции выбрали в МК. Были Ломов,
Поволжец, Смидович и другие. Звался "товарищем
Константином". Здесь работать не
пришлось —
взяли.
АРЕСТ
29 марта 1908 г. нарвался на засаду в Грузинах.
Наша нелегальная типография. Ел блокнот. С
адресами и в переплете. Пресненская часть.
Охранка. Сущевская Часть. Следователь
Вольтановский (очевидно, считал себя хитрым)
заставил писать под диктовку: меня обвиняли
в писании прокламации. Я безнадежно
перевирал диктант. Писал: "социяльдимократическая".
Возможно, провел. Выпустили на поруки. В
части с недоумением прочел "Санина". Он
почему-то в каждой части имелся. Очевидно,
душеспасителен. Вышел. С год —
партийная работа. И опять кратковременная
сидка. Взяли револьвер. Махмудбеков, друг
отца, тогда помощник начальника Крестов,
арестованный случайно у меня в засаде,
заявил, что револьвер его,
и меня
выпустили.
ТРЕТИЙ АРЕСТ
Живущие у нас Коридзе (нелегальн. Морчадзе,
Герулайтис и др.) ведут подкоп под Таганку.
Освобождать женщин-каторжан. Удалось
устроить побег из Новинской тюрьмы. Меня
забрали. Сидеть не хотел. Скандалил.
Переводили из части в часть —
Басманная, Мещанская,
Мясницкая и т. д. —
и наконец —
Бутырки. Одиночка № 103.
11 БУТЫРСКИХ МЕСЯЦЕВ
Важнейшее для меня время. После трех лет
теории и практики —
бросился на беллетристику.
Перечел все новейшее. Символисты —
Белый, Бальмонт. Разобрала формальная
новизна. Но было чуждо.Темы, образы не моей
жизни. Попробовал сам писать так же хорошо,
но про другое. Оказалось так же про
другое
— нельзя.
Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо
надзирателям — при
выходе отобрали. А то б еще напечатал!
Отчитав современность, обрушился на
классиков. Байрон, Шекспир, Толстой.
Последняя книга —
"Анна Каренина". Не дочитал. Ночью
вызвали "с вещами по городу". Так и не
знаю, чем у них там, у Карениных, история
кончилась.
Меня выпустили. Должен был (охранка
постановила) идти на три года в Туруханск.
Махмудбеков отхлопотал меня у Курлова.
Во время
сидки судили по первому делу —
виновен, но летами не вышел. Отдать под
надзор полиции и под родительскую
ответственность.
ТАК НАЗЫВАЕМАЯ ДИЛЕММА
Вышел взбудораженный. Те, кого я прочел, —
так
называемые великие. Но до чего же нетрудно
писать лучше них. У меня уже и сейчас
правильное отношение к миру. Только нужен
опыт в искусстве. Где взять? Я неуч.
Я должен пройти серьезную школу. А я
вышиблен даже из гимназии, даже и из
Строгановского. Если остаться в партии —
надо стать нелегальным. Нелегальным,
казалось мне, не научишься. Перспектива —
всю жизнь писать летучки, выкладывать мысли,
взятые из правильных, но не мной
придуманных книг. Если из меня вытряхнуть
прочитанное, что останется? Марксистский
метод. Но не в детские ли руки попало это
оружие? Легко орудовать им, если имеешь дело
только с мыслью своих. А что при встрече с
врагами? Ведь вот лучше Белого я все-таки не
могу написать. Он про свое весело —
"в небеса запустил ананасом", а я про
свое ною — "сотни
томительных дней". Хорошо другим
партийцам. У
них еще и университет. (А высшую школу —
я еще не
знал, что это такое, — я
тогда уважал!). Что
я могу противопоставить навалившейся на
меня эстетике
старья? Разве революция не потребует от
меня серьезной школы? Я зашел к тогда еще
товарищу по партии —
Медведеву. Хочу делать социалистическое
искусство. Сережа долго смеялся: кишка
тонка. Думаю
все-таки, что он недооценил мои кишки.
Я прервал партийную работу. Я сел учиться.
НАЧАЛО МАСТЕРСТВА
Думалось —
стихов писать не могу. Опыты плачевные.
Взялся за
живопись. Учился у Жуковского. Вместе с
какими-то дамочками писал серебренькие
сервизики. Через год догадался —
учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист.
Хороший рисовальщик. Лучший учитель.
Твердый. Меняющийся. Требование
—
мастерство, Гольбейн. Терпеть не могущий
красивенькое.
Поэт почитаемый — Саша
Черный. Радовал его антиэстетизм.
ПОСЛЕДНЕЕ УЧИЛИЩЕ
Сидел на "голове" год. Поступил в
Училище живописи, ваяния и зодчества:
единственное место, куда приняли без
свидетельства о благонадежности. Работал
хорошо. Удивило:
подражателей лелеют —
самостоятельных гонят. Ларионов, Машков.
Ревинстинктом стал за выгоняемых.
ДАВИД БУРЛЮК
В училище появился Бурлюк. Вид наглый.
Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал
задирать. Почти задрались.
В КУРИЛКЕ
Благородное собрание. Концерт. Рахманинов.
Остров мертвых. Бежал от невыносимой
мелодизированной скуки. Через минуту и
Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли
шляться вместе.
ПАМЯТНЕЙШАЯ НОЧЬ
Разговор. От скуки рахманиновской перешли
на училищную, от училищной —
на всю классическую скуку.
У Давида —
гнев обогнавшего современников мастера, у
меня —
пафос социалиста, знающего неизбежность
крушения старья. Родился российский
футуризм.
СЛЕДУЮЩАЯ
Днем у меня вышло стихотворение. Вернее —
куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь.
Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку.
Прибавляю —
это один мой знакомый. Давид остановился.
Осмотрел меня. Рявкнул: "Да это же ж вы
сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!".
Применение ко мне такого грандиозного и
незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я
весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно
неожиданно я стал поэтом.
БУРЛЮЧЬЕ ЧУДАЧЕСТВО
Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то,
басил: "Не знаете?
Мой гениальный друг. Знаменитый поэт
Маяковский". Толкаю. Но Бурлюк
непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: "Теперь
пишите. А то вы меня ставите в глупейшее
положение".
ТАК ЕЖЕДНЕВНО
Пришлось писать. Я и написал первое (первое
профессиональное, печатаемое) —
"Багровый и белый" и другие.
ПРЕКРАСНЫЙ БУРЛЮК
Всегдашней любовью думаю о Давиде.
Прекрасный друг. Мой действительный
учитель. Бурлюк
сделал меня поэтом. Читал мне французов и
немцев. Всовывал книги Ходил
и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг.
Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не
голодая. На
Рождество завез к себе в Новую Маячку.
Привез "Порт" и другое.
"ПОЩЕЧИНА"
Из Маячки вернулись. Если с неотчетливыми
взглядами, то с отточенными темпераментами.
В Москве Хлебников. Его тихая гениальность
тогда была для меня совершенно затемнена
бурлящим Давидом. Здесь же вился
футуристический иезуит слова —
Крученых. После
нескольких ночей лирики родили совместный
манифест. Давид собирал, переписывал,
вдвоем дали имя и
выпустили "Пощечину общественному вкусу".
ПОШЕВЕЛИВАЮТСЯ
Выставки "Бубновый валет". Диспуты.
Разъяренные речи мои и Давида. Газеты стали
заполняться футуризмом. Тон был не очень
вежливый. Так, например, меня просто
называли "сукиным сыном".
ЖЕЛТАЯ КОФТА
Костюмов у меня не было никогда. Были две
блузы — гнуснейшего
вида. Испытанный способ —
украшаться галстуком. Нет денег. Взял у
сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор.
Значит, самое заметное и красивое в
человеке —
галстук. Очевидно —
увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так
как размеры галстуков ограничены, я пошел
на хитрость: сделал галстуковую рубашку
и рубашковый галстук. Впечатление
неотразимое.
РАЗУМЕЕТСЯ
Генералитет искусства ощерился. Князь
Львов. Директор училища. Предложил
прекратить критику и агитацию. Отказались.
Совет "художников"
изгнал нас из училища.
ВЕСЕЛЫЙ ГОД
Ездили Россией. Вечера. Лекции.
Губернаторство настораживалось. В
Николаеве нам предложили не касаться ни
начальства, ни Пушкина. Часто обрывались
полицией на полуслове доклада. К ватаге
присоединился Вася Каменский. Старейший
футурист. Для
меня эти годы —
формальная работа, овладение словом.
Издатели не брали нас. Капиталистический
нос чуял в нас динамитчиков. У меня не
покупали ни одной строчки. Возвращаясь в
Москву —
чаще всего жил на бульварах.
Это время завершилось трагедией "Владимир
Маяковский". Поставлена в Петербурге.
Луна-Парк. Просвистели ее до дырок.
НАЧАЛО 14-го ГОДА
Чувствую мастерство. Могу овладеть темой.
Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О
революционной. Думаю над "Облаком в
штанах".
ВОЙНА
Принял взволнованно. Сначала только с
декоративной, с
шумовой стороны. Плакаты заказные и,
конечно, вполне военные. Затем стих. "Война
объявлена".
АВГУСТ
Первое сражение. Вплотную встал военный
ужав. Война отвратительна. Тыл еще
отвратительней. Чтобы сказать о войне —
надо ее видеть. Пошел записываться
добровольцем. Не позволили. Нет
благонадежности.
И у полковника Модля оказалась одна
хорошая идея.
ЗИМА
Отвращение и ненависть к войне. "Ах,
закройте, закройте глаза газет" и другие.
Интерес к искусству пропал вовсе.
МАЙ
Выиграл 65 рублей. Уехал в Финляндию.
Куоккала.
КУОККАЛА
Семизнакомая система (семипольная).
Установил семь обедающих знакомств. В
воскресенье "ем" Чуковского,
понедельник —
Евреинова и т. д. В четверг было хуже —
ем репинские травки. Для футуриста ростом в
сажень —
это не дело. Вечера шатаюсь пляжем. Пишу "Облако".
Выкрепло сознание близкой революции.
Поехал в Мустамяки. М. Горький. Читал ему
части "Облака". Расчувствовавшийся
Горький обплакал мне весь жилет. Расстроил
стихами. Я чуть загордился.
Скоро выяснилось, что Горький рыдает на
каждом поэтическом жилете.
Все же
жилет храню. Могу кому-нибудь уступить для
провинциального музея.
"НОВЫЙ САТИРИКОН"
65 рублей прошли легко и без боли. "В
рассуждении чего б покушать" стал писать
в "Новом сатирикоие".
РАДОСТНЕЙШАЯ ДАТА
Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л. Ю. и О. М.
Бриками.
ПРИЗЫВ
Забрили. Теперь идти на фронт не хочу.
Притворился чертежником. Ночью учусь у
какого-то инженера чертить авто. С
печатанием еще хуже. Солдатам запрещают.
Один Брик радует. Покупает все мои стихи по
50 копеек строку. Напечатал "Флейту
позвоночника" и "Облако". Облако
вышло перистое. Цензура в него дула.
Страниц шесть сплошных точек. С тех пор у
меня ненависть к точкам. К запятым тоже.
СОЛДАТЧИНА
Паршивейшее время. Рисую (изворачиваюсь)
начальниковы портреты. В голове
разворачивается "Война и мир", в сердце
—
"Человек".
16-й ГОД
Окончена "Война и мир". Немного
позднее —
"Человек". Куски печатаю в "Летописи".
На военщину нагло не показываюсь.
26 ФЕВРАЛЯ, 17-й ГОД
Пошел с автомобилями к Думе. Влез в
кабинет Родзянки. Осмотрел Милюкова. Молчит.
Но мне почему-то кажется, что он заикается.
Через час надоели. Ушел.
Принял на
несколько дней команду Автошколой.
Гучковеет. Старое офицерье по-старому
расхаживает в Думе. Для меня ясно —
за этим неизбежно сейчас же социалисты.
Большевики. Пишу в первые же дни революции
Поэтохронику "Революция". Читаю лекции
— "Большевики
искусства".
АВГУСТ
Россия понемногу откеренщивается.
Потеряли уважение. Ухожу из "Новой жизни".
Задумываю "Мистерию-Буфф".
ОКТЯБРЬ
Принимать или не принимать? Такого
вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов)
не было. Моя революция. Пошел в Смольный.
Работал. Все, что приходилось. Начинают
заседать.
ЯНВАРЬ
Заехал в Москву. Выступаю. Ночью "Кафе
поэтов" в Настасьинском. Революционная
бабушка теперешних кафе-поэтных салончиков.
Пишу киносценарии. Играю сам. Рисую для кино
плакаты. Июнь. Опять Петербург.
18-й ГОД
РСФСР —
не до искусства. А мне именно до него.
Заходил в Пролеткульт к Кшесинской.
Отчего не
в партии? Коммунисты работали на фронтах. В
искусстве и просвещении пока соглашатели.
Меня послали б ловить рыбу в Астрахань.
25 ОКТЯБРЯ, 18-й ГОД
Окончил мистерию. Читал. Говорят много.
Поставил Мейерхольд
с К. Малевичем. Ревели вокруг страшно.
Особенно коммунистичествующая
интеллигенция. Андреева чего-чего не делала.
Чтоб мешать. Три
раза поставили —
потом расколотили. И пошли "Макбеты".
19-й ГОД
Езжу с мистерией и другими вещами моими и
товарищей по заводам. Радостный прием. В
Выборгском районе организуется комфут,
издаем "Искусство коммуны". Академии
трещат. Весной переезжаю в Москву.
Голову
охватила "150000000". Пошел в агитацию РОСТА.
20-й ГОД
Кончил "Сто пятьдесят миллионов".
Печатаю без фамилии. Хочу, чтоб каждый
дописывал и лучшил. Этого не делали, зато
фамилию знали все. Все равно. Печатаю здесь
под фамилией.
Дни и ночи РОСТА. Наступают всяческие
Деникины. Пишу и рисую. Сделал тысячи три
плакатов и тысяч шесть подписей.
21-й ГОД
Пробиваясь сквозь все волокиты, ненависти,
канцелярщины и тупости —
ставлю второй вариант мистерии. Идет в I
РСФСР —-
в режиссуре Мейерхольда с художниками
Лавинским, Храковским, Киселевым и в цирке
на немецком языке для III конгресса
Коминтерна. Ставит Грановский с Альтманом и
Равделем. Прошло около ста раз.
Стал писать в "Известиях".
22-й ГОД
Организую издательство МАФ. Собираю
футуристов —
коммуны. Приехали с Дальнего Востока Асеев,
Третьяков и другие товарищи по дракам.
Начал записывать работанный третий год "Пятый
Интернационал". Утопия. Будет показано
искусство через 500 лет.
23-й ГОД
Организуем "Леф". "Леф" —
это охват большой социальной темы всеми
орудиями футуризма. Этим определением,
конечно, вопрос не исчерпывается, —
интересующихся отсылаю к N%N%. Сплотились
тесно: Брик, Асеев, Кушнер, Арватов,
Третьяков, Родченко, Лавинский.
Написал: "Про это". По личным мотивам
об общем быте. Начал обдумывать поэму "Ленин".
Один из лозунгов, одно из больших
завоеваний "Лефа" —
деэстетизация производственных искусств,
конструктивизм.
Поэтическое приложение: агитка и агитка
хозяйственная —
реклама. Несмотря на поэтическое
улюлюканье, считаю "Нигде кроме как в
Моссельпроме" поэзией самой высокой
квалификации.
24-й ГОД
"Памятник рабочим Курска".
Многочисленные лекции по СССР о "Лефе".
"Юбилейное" —
Пушкину. И стихи этого типа —
цикл. Путешествия: Тифлис, Ялта —
Севастополь.
"Тамара и Демон" и т. д. Закончил поэму
"Ленин". Читал во многих рабочих
собраниях. Я очень боялся этой поэмы, так
как легко было снизиться до простого
политического пересказа. Отношение рабочей
аудитории
обрадовало и утвердило в уверенности
нужности поэмы. Много езжу за границу.
Европейская техника, индустриализм, всякая
попытка соединить их с еще непролазной
бывшей Россией —
всегдашняя идея футуриста-лефовца.
Несмотря на неутешительные тиражные
данные о журнале, "Леф" ширится в
работе.Мы знаем эти "данные" —
просто частая канцелярская
незаинтересованность в отдельных журналах
большого и хладнокровного механизма ГИЗа.
25-й ГОД
Написал агитпоэму "Летающий пролетарий"
и сборник агитстихов "Сам пройдись по
небесам".
Еду вокруг земли. Начало этой поездки —последняя
поэма (из отдельных стихов) на тему "Париж".
Хочу и перейду со стиха на прозу. В этот
год должен закончить первый роман. "Вокруг"
не вышло. Во-первых, обокрали в Париже, во-вторых,
после полугода езды пулей бросился в СССР.
Даже в Сан-Франциско (звали с лекцией) не
поехал. Изъездил Мексику, С.-А. С. Ш. и куски
Франции и Испании.
Результат — книги: публицистика-проза —
"Мое
открытие Америки" и стихи —
"Испания",
"Атлантический океан", "Гаванна",
"Мексика", "Америка".
Роман дописал в уме, а на бумагу не перевел,
потому что: пока дописывалось, проникался
ненавистью к выдуманному и стал от себя
требовать, чтобы на фамилии, чтоб на факте.
Впрочем, это и на 26-й –
27-й годы.
1926-й ГОД
В работе сознательно перевожу себя на
газетчика. Фельетон, лозунг. Поэты
улюлюкают —
однако сами газетничать не могут, а больше
печатаются в безответственных приложениях.
А мне на их лирический вздор смешно
смотреть, настолько этим заниматься легко и
никому, кроме супруги, не интересно.
Пишу в "Известиях", "Труде", "Рабочей
Москве", "Заре Востока", "Бакинском
рабочем" и других.
Вторая работа —
продолжаю прерванную традицию трубадуров и
менестрелей. Езжу по городам и читаю.
Новочеркасск, Винница, Харьков, Париж,
Ростов, Тифлис, Берлин, Казань, Свердловск,
Тула, Прага, Ленинград, Москва, Воронеж, Ялта,
Евпатория, Вятка, Уфа и т. д., и т. д., и т. д.
1927-й ГОД
Восстанавливаю (была проба "сократить")
"Леф", уже "Новый". Основная
позиция: против выдумки, эстетизации и
психоложества искусством —
за агит, за квалифицированную публицистику
и хронику. Основная работа в "Комсомольской
правде", и сверхурочно работаю "Хорошо".
"Хорошо" считаю программной вещью,
вроде "Облака в штанах" для того
времени. Ограничение отвлеченных
поэтических приемов (гиперболы,
виньеточного самоценного образа) и
изобретение приемов для обработки
хроникального и агитационного материала.
Иронический пафос в описании мелочей, но
могущих быть и верным шагом в будущее ("сыры
не засижены — лампы
сияют, цены снижены"), введение, для
перебивки планов, фактов различного
исторического калибра, законных только в
порядке личных ассоциаций ("Разговор с
Блоком", "Мне рассказывал тихий еврей,
Павел Ильич Лавут").
Буду разрабатывать намеченное.
Еще: написаны —
сценарии и детские книги.
Еще продолжал менестрелить. Собрал около
20000 записок, думаю о книге "Универсальный
ответ" (записочникам). Я знаю, о чем думает
читающая масса.
1928-й ГОД
Пишу поэму "Плохо". Пьесу и мою
литературную биографию. Многие говорили:
"Ваша автобиография не очень серьезна".
Правильно. Я еще не заакадемичился и не
привык нянчиться со своей персоной, да и
дело мое меня интересует, только если это
весело. Подъем и опадание многих литератур,
символисты, реалисты и т. д., наша борьба с
ними —
все это, шедшее на моих
глазах: это часть нашей весьма серьезной
истории. Это требует, чтобы об нем написать.
И напишу.
1922–1928 гг .
|