New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
Толдот/ 4 цикл
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.
История происхождения на иврите — толдот.
Обсуждение главы Толдот
27.11.04
Одна из основных тем нашей недельной главы — отношения между Яаковом и Эсавом. Тора описывает всего две встречи братьев, однако тема эта возникает в ней неоднократно. В недельной главе Толдот разговор об этом возникает впервые — здесь описывается история, как Эсав за чечевичную похлебку продал свое первородство.
Эсав по ходу повествование разъясняет мотив, говоря, что ежедневно рискует жизнью и в любой день может умереть. Так зачем, мол, ему нужно это первородство?
На первый взгляд этот аргумент может показаться, по меньшей мере, неубедительным. Неужели у Эсава совершенно не было тяги к богатству? Ведь первенец по законам Торы автоматически получает право на большую долю наследства.
Многое в этой истории объясняет Устная Тора, в частности — Мидраш (Ялкут Шимони, гл. 111 — к недельной главе Толдот). В нем рассказывается, что еще в тот период, когда Яаков и Эсав находились в утробе матери, между ними произошел очень важный разговор. Яаков сказал Эсаву:
Нас ожидают два мира, этот (земной) мир и мир Грядущий (мир абсолютной духовности). В этом мире человек получает еду, питье, бизнес, жену, детей; в то время, как в мире Грядущем нет ничего из того, что перечислено. Если ты согласишься, я готов взять мир Грядущий, а тебе достанется этот мир…
К такому выводу приходят Учителя, анализируя фразу из Торы, где написано: «Продай мне, как в тот день, твое первородство» (Берешит, гл. 25, ст. 31). Слова «как в тот день» — напоминание о беседе братьев в утробе матери.
Эсав в том разговоре туту же отверг концепцию воскрешения из мертвых. Поэтому и сказал (см. выше): «…ведь я каждый день хожу на смерть. На что же мне первородство?». Тогда-то и решили они, что Эсав возьмет этот, земной мир, а Яаков — мир Грядущий.
Таким образом, Мидраш сообщает нам, что Эсав и Яаков поменялись мирами: Эсав выбрал этот мир, а Яаков — мир Будущий.
Однако все не так просто. Ведь и Яакову, чтобы прийти в мир Грядущий, нужен земной мир. Да и Эсав, со своей стороны, не готов расстаться с Будущим миром. Как же разрешить возникшие проблемы?
Согласно еврейской традиции, мы с вами сейчас находимся в последней из четырех диаспор (изгнание) — в диаспоре Эдома, , после которой в наш мир должен придти Машиах (см. на сайте, к примеру, ответ
«Что будет, когда придет Машиах»). Из текста Торы мы узнаем, что Эсав — это синоним Эдома, как сказано: «Вот родословная Эсава, он же Эдом» (Берешит, гл. 36, ст. 1).
Это последнее изгнание (иначе — галут) также известно как — «Римское изгнание». Оно началось с того времени, когда римляне разрушили Второй Храм и были заложены основы культурных традиций Западного мира. Разрушение Второго Храма совпало с зарождением христианства, которое определило западную мораль и этику. Если опустить средние звенья этой цепочки, получим, что Эсав в известном смысле создал культуру Запада и стал «предтечей» рукотворной религии, впоследствии названной христианством.
Христианство свято верит в идею воскрешения из мертвых и вряд ли согласится делиться с кем-либо своей долей в Будущем мире. Поэтому нам трудно понять в этой странной сделке обе стороны — и Яакова и Эсава. И вообще, что это за обмен мирами?..
28.11.04
Ключ к пониманию вопроса об обмене мирами — в декларации Эсава о том, что он, как сказано — «ходит на смерть».
В начале книги Берешит Тора сообщает, что смерть явилась в мир после того, как человек совершил свою первую ошибку (подробнее об этом — см. на сайте
заключительную часть обзора листа 52 трактата Йома). Об этом мы читаем: «А от дерева познания добра и зла — не ешь от него; ибо в день, когда ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Берешит, гл. 2, ст. 17).
Есть в этой фразе некий нюанс, не уловив который, мы можем не правильно понять суть явления смерти. И действительно. Как мы должны это явление воспринимать? Как наказание за промах?.. Но в том-то и дело, что с момента, когда Адам ослушался Творца, смерть стала, по сути, как объясняют наши Учителя, частью человеческой жизни. И это, естественно, меняет ситуацию.
Этот нюанс, как говорится в Мидраше (Берейшит Раба, гл. 63), и ускользнул как раз от внимания Эсава.
Сделка между ним и Яаковом была заключена в день смерти Авраама. Яаков по этому печальному поводу приготовил чечевичную похлебку — еду для скорбящих. Чечевица — круглая и не имеет отверстий. Эта форма зерен символизирует само восприятие явления смерти, как определенного «этапа» жизненного круга. То, что в зернах чечевицы нет отверстий, как бы материализует идею, согласно которой скорбящему следует «закрыть рот», то есть — не обвинять Всевышнего в несправедливости решения «забрать жизнь» близкого человека. Конечно же, горечь потери — естественная эмоциональная реакция на кончину родственника. Но — лишь в первые моменты. Потом скорбящий начинает осознавать, что в смерти нет никакой несправедливости, ибо смерть — лишь часть жизненного цикла.
Но Эсав этого не понял. Он считал, что смерть — следствие ошибок и проступков. Поэтому он неправильно воспринял смерть Авраама, решив, что его праведный дед, выдержавший десять испытаний, ниспосланных ему Всевышним, тоже был, тем не менее, в чем-то грешен. Такая логика привела его к неверному выводу. Как ни старайся, — подумал он, — все равно не достигнешь совершенства и не избежишь ошибок. Только Всевышний может уберечь человека от дурных проступков и смерти. Сам по себе человек — беспомощен.
Эта концепция Эсава не имеет ничего общего с еврейским мировоззрением. Согласно еврейскому пониманию действительности, Творец посылает нас в этот мир с единственной целью — использовав дарованную нам Всевышним свободу выбора, мы должны достичь духовного совершенства. А для того, чтобы нам не пришлось блуждать в потемках, не зная, как приблизиться к духовности и повысить ее уровень, Он дал нам заповеди.
Все 613 заповедей, которые мы получили на горе Синай, — объясняется в книге Зоѓар, — это прямые инструкции Всевышнего, указывающие нам путь к совершенству.
Всевышний выстроил реальность таким образом, что награда за достижения на пути к Нему заключена в самом существовании человека. Каждая мицва (заповедь), которую еврей решил выполнить, сделав правильный выбор, меняет его суть и приближает к духовному совершенству.
Полное и максимально возможное соблюдение всех заповедей поднимает человека на такой уровень духовности, который необходим для того, чтобы человек мог наслаждаться Божественным Присутствием. Осуществляя работу по реализации заповедей, евреи могут сами избавить себя от ошибок и «воссоздать» собственную награду…
29.11.04
Реальность и не могла быть создана другой, — объясняет рав Моше Хаим Луцато (один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; автор нескольких десятков книг; Италия – Эрец Исраэль, 18-й век) в своей работе Дерех а-Шем (часть 1). — Чтобы наслаждаться Присутствием Всевышнего, что, само по себе — заветная цель, человек должен создать «канал общения» с Ним. Но чтобы создать такую связь, человек должен подняться на определенный духовный уровень и достичь некой ступени совершенства. При этом одна из существенных составляющих совершенства — независимость человеческой личности, потому что Всевышний существует независимо ни от чего.
Но могут ли люди стать полностью независимыми?
Разумеется, нет. Ведь мы — часть Творения, а все сотворенное зависит от своего Создателя. Мы, люди, способны лишь стремиться к тому, чтобы «подражать независимости» Всевышнего.
Но как это делается? Как и в чем мы можем для этого «подражать»Творцу?
Чтобы дать нам возможность получить некую независимость, Всевышний создал реальность, основанную на принципах справедливости. Эти принципы выражаются, в частности, в том, что каждый, кто, прикладывая духовные и физические усилия, сумел добиться какого-то уровня совершенства, имеет право получить то, что он заработал своим трудом на пути самосовершенствования. Если некто (пусть даже — сам Всевышний) посягнул бы на приобретенное человеком совершенство, попытался бы отнять его, «пострадавший» был бы праве взывать к Творцу, аргументируя незаконность такого посягательства существованием созданных Им принципов Справедливости.
В этом — в накоплении духовного багажа собственным трудом и приложенными к этому усилиями — и состоит та независимость, которую человек в состоянии обрести. Эта независимость честно заработана им — он, благодаря тому, что в систему Управления миром заложены принципы Справедливости, заслуженно получает ее.
Тот, кто избирает путь, намеченный Торой, — пишет рав Луцато, — и движется в направлении, которое ведет его к сближению с Всевышним, не может обойтись без такой независимости. Ибо для того, чтобы сблизиться с Творцом, нужно быть похожим на Него. В физической реальности противоположности притягиваются. В мире духовности — иначе: противоположности, добро и зло — отталкиваются. Здесь притяжение обеспечивается сходством. И это сходство воплощается в реализации основных атрибутов Творца — Доброта и Милосердие.
Если же совершенство не заработано человеком в трудах, тот, кто владеет прекрасными, возвышенными качествами «от природы», не прилагая к этому усилий, и не стремится достичь более высокого духовного уровня, не становится «независимым». А, следовательно — лишен возможности наслаждаться Присутствием Всевышнего. Человеку дано наслаждаться своей наградой — связью с Творцом — на условии, что он «сам создал себя», самостоятельно добиваясь совершенства, обретая праведность и добродетельность.
Еврейское мировоззрение отвергает идею «изначальной грешности человека». Но именно эта идея стала «отправной» точкой в мировосприятии Эсава. Для него единственный путь избавления от дурного начала — надежда на спасение, которое может реализовать только Всевышний.
Это, как видим, противоречит нашей концепции «независимости». Такое понимание действительности ведет человека в тупик. Ведь не будучи «независимым» в осуществлении усилий, направленных на сближение с Творцом, человек не в состоянии создать канал связи с Ним. А, если канала связи с ним, награда, которая является целью Творения — не достижима…
30.11.04
Когда Эсав сказал — «ведь я хожу на смерть», он подразумевал, что причина смерти (в том числе — и кончины Авраама, который не совершал тяжких проступков) — в «первородном грехе». Эсав, так же, как Яаков, верил в воскрешение из мертвых и в Грядущий мир, но, в отличие от Яакова — не связывал эти явления с личной наградой человека. Согласно его теории, и то и другое — лишь проявление Милосердия Творца.
Когда Всевышний решит, что пришло время сделать это, — полагал Эсав, — Он избавит человечество от «первородного греха» и создаст человека заново, на сей раз — «безгрешным». Созданный заново человек может иметь прямое отношение к своему «оригиналу», но это не будет — продолжением того, что он являл собой в прошлом. В наши дни среди нас нет людей без изъянов, — думал Эсав. И потому все мы принадлежим только земному миру.
Совершенно иную картину реальности выстроил в своем сознании Яаков. Он понимал, что его душа, суть его настоящего «я», спустилась в земной мир из Будущего мира. И в мир Грядущего попадут те же люди, которые жили на земле — никто не будет создавать их заново. Яаков не сомневался в том, что человек может попасть в Грядущий мир на условии — если он будет напряженно работать, совершенствуя качества собственной личности.
Но какое разъяснение давал тогда Яаков концепции «конечности человеческого существования»? Что представляет собой в его мировоззрении смерть? Разве в Торе не сказано, что смерть пришла в этот мир как результат проступка, ошибки? Какие аргументы мы можем противопоставить точке зрения Эсава?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо разобраться в еврейской концепции «греха».
По замыслу Всевышнего, созданный Им человек состоит как бы из двух основных частей: душа (на иврите — нешама; чтобы иметь более ясное представление о структуре души — см. на сайте ответ
«Об уровнях души», в разделе «Спроси у раввина») и тело (на иврите — гуф).
Душа, по своей природе, стремится к духовности. Она в состоянии принимать Свет, который исходит от Творца, и способна им наслаждаться.
Тело же стремится к материальному. Оно не воспринимает духовность и безразлично к существованию высоких идей. Телу свойственно лишь такое наслаждение, которое вызвано физическими ощущениями.
При всем том, ни душа, ни тело, сами по себе, не осуществляют право выбора, которым Творец наделил человека. Такими Он нас сотворил.
Однако, и душа и тело могут подчинять и преобразовывать друг друга. Если душа индивидуума берет верх над телом, она способна сделать так, что тело обретет восприимчивость к духовности. Тогда тело будет испытывать от духовного такое же наслаждение, которое оно ощущает, потребляя вкусную еду. Если же побеждает тело, оно может так преобразовать душу, что она станет чувствительной ко всякого рода физическим воздействиям.
Подобные преобразования души и тела — результат использования свободы выбора.
Человек «устроен» так, что главные его составные (душа и тело) постоянно конфликтуют между собой. Душа индивидуума тянет его к духовности, к Свету, излучаемому Творцом, а тело — к физическим ощущениям, отдаляя душу от наслаждения Присутствием Всевышнего. Каждая из составных, и душа и тело, претендует на то, чтобы представлять истинное «я» человека. И только он сам, человек, может решить, что определяет его личность — душа или тело.
Если человек решает, что главное в нем — его душа, ему открывается путь к духовности. Иными словами, если он соблюдает заповеди, прислушивается к стремлениям собственной души, то и тело его будет подчинено «законам души» и до необходимого минимума ограничит свои физические потребности (точнее было бы сказать, что высшие этажи души «приняли решение» о том, что главное в человеке — его душа — прим. ред).
Если же индивидуум принимает решение в пользу тела, ориентируясь в основном на удовлетворение физических нужд, то большая часть его души перестает устремляться к духовности, удовлетворяясь физическими ощущениями...
01.12.04
Тело, будучи материальным, умирает. Душа же, созданная нематериальной — может жить вечно.
Всевышний, создавая Адама, сделал так, чтобы его душа и тело «взаимодействовали» в полной гармонии. То есть изначально тело и душа человека были на равных (см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Берешит, третий годовой цикл обсуждения).
Если бы Адам следовал заповедям Творца и сумел бы противостоять «желанию тела», у него появилась бы возможность преобразовать свое тело, «перевести» его в такое состояние, когда в нем преобладали бы духовные потребности. Тело, по сути, тоже стало бы «душой».
Не фиксируя внимание на описании первой ошибки человека, скажем лишь — Тора четко определяет, что первая ошибка первого человека на земле состояла в том, что он, воспользовавшись правом выбора, предпочел ослушаться Творца, потворствуя собственным физическим ощущениям. В тексте об этом написано: «И увидела жена, что дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания» (Берешит, гл. 3, ст. 6).
Таким образом, когда Адам попробовал плод Дерева Познания Добра и Зла, он тем самым, идентифицировал себя не с душой, но — с телом.
Однако падение человека должно оставлять ему возможность изменить свое положение к лучшему — переориентировать тело, подчиняя его душе, устремить душу к духовности. Иначе его дальнейшее существование теряет всякий смысл.
В новой реальности, образовавшейся после того, как Адам совершил ошибку, Всевышний, для того, чтобы мы могли исправить ситуацию, вынужден был сделать смерть — частью естественного цикла человеческой жизни.
Первоначально, таким, каким он был создан, Адам мог изменить себя, не умирая (см. на сайте, к примеру, ответы —
«Некоторые вопросы о Сотворении мира»,
«Адам — как один из нас» и
«Если бы Адам не съел плод»). Однако «превращения», о которых мы говорим — это движение в двух направлениях.
Если человек следует велениям своего тела, часть его души приобретает склонность к физическим наслаждениям. В случаях, когда такое изменение баланса между телом и душой закрепляется на какое-то, достаточно продолжительное время, тело человека становится сильнее — ему легче преодолевать устремления души.
Единственная допущенная ошибка способна разрушить жизнь человека. Но и исполнения одной заповеди может оказаться достаточно, чтобы изменить судьбу человека к лучшему. Для того, чтобы спасти человека и позволить ему начать с «отправной точки», где душа и тело — равны, Всевышнему пришлось отнять у тела силу, благодаря которой оно мгновенно могло преобразовывать душу. И, поскольку мир — сбалансирован, это означало, что и душа утратила возможность мгновенно преобразовывать тело.
Чтобы позволить борьбе души с телом реализоваться в полной мере в течение всей человеческой жизни, Творец создал ситуацию, при которой душа всякий раз, когда человек выполняет заповедь, набирает силу. Накопленная в схватке с телом сила души сохраняется в ней в виде потенциальной энергии, которая в период воскрешения из мертвых (на иврите техият а-метим; см. на сайте, к примеру, ответ
«О воскрешении мертвых») станет — кинетической. На этом этапе истории человечества вся накопленная в течение жизни потенциальная энергия души будет освобождена и сможет преобразовать воскресшее тело — в душу. А пока, поскольку душа не может преобразовать тело, человек — «конечен». Он проживает отмерянные ему дни и — умирает.
Количество накопленной в течение жизни потенциальной энергии души определяет уровень ее наслаждения в Грядущем мире. Чем больше накопленной энергии, чем больше в течение человеческой жизни тело подвергалось преобразованию — тем выше уровень наслаждения.
Тот, кто накопил в своей душе негативную энергию, и в течение жизни сдвинул баланс в сторону тела, в Будущем мире обречен на страдание. Это и понятно. Ведь тело, само по себе, не в состоянии связаться с Творцом. Оно — глухо к духовности, а физические наслаждения в мире Грядущем отсутствуют полностью.
Теперь истинный смысл сделки между Яаковом и Эсавом — ясен.
Эсав — «продукт» материального мира. Он надеется, что переход в Будущий мир свершится, когда Всевышний создаст его заново, и его новая личность будет почти не связана с ним, с тем его «внутренним обликом», который он имел в земном мире.
Яаков же — «продукт» Будущего мира. Даже в тот период, пока Яяков живет в этом мире, он связан с духовностью мира Грядущего. Ибо всю свою жизнь посвящает самосовершенствованию, поэтому еще в земном мире ему удалось выполнить задачу преобразования своего тела. Тело Яакова, как и его душа, ориентировано главным образом на реализацию духовных потребностей. Так он, живя в физическом мире, заслужил свой удел в мире Грядущем…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|