ВАЙЕЦЕ 
"ВАЙЕЦЕ"
ВАЙЕЦЕ 
Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕЦЕ"

4.12.2024, 3 Kislev, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА “Толдот”

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

 

Обсуждение главы Толдот

 

1. Когда верим в присутствие Творца — Яаков побеждает Эсава

 

Наша недельная глава начинается словами: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама: Авраам был отцом Ицхака» (Берешит, гл. 25, ст. 19).

Итак, мы читаем, что речь сейчас пойдет о родословии Ицхака, сына Авраама. И тут же говорится, что Авраам был отцом Ицхака.

Но если уже сказано, что Ицхак — сын Авраама, то вполне понятно, что Авраам — его отец. Зачем потребовалось это повторение?

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что потомки Ицхака — это Яаков и Эсав, и о них говорится в нашей недельной главе.

Когда мы прочтем эту главу, мы узнаем, кто в ней «главные герои», узнаем их имена — Яаков и Эсав.

Так зачем разрушать всю интригу?

Человек снял с полки детектив и хотел приступить к чтению. Его приятель, проходя мимо, бросил взгляд на обложку и небрежно, сквозь зубы, процедил: «А, этот!? Там убийца — дворецкий». И человек возвращает книгу на место.

Даже когда Всевышний сокрыл Себя, и человеку кажется, что весь его мир рухнул, ему все равно нужно понимать, что Всевышний — с ним. Ведь это сокрытие — тоже от Всевышнего.

Если человек знает, что в сокрытии Творец все же присутствует, это знание заметно облегчит его участь. Обвинительный приговор относительно него, уже вынесенный на Небесах — будет смягчен, строгость законов сменится милосердием, да и само сокрытие прекратится.

Большая часть наставлений Всевышнего собрана в книге Дварим. Одно из центральных мест в ней — фраза: «И Я в сокрытии сокрою Себя» (Дварим, гл. 31, ст. 18).

Можно спрятаться так, что тебя не будет видно, но все же известно, что ты где-то там.

Всевышний говорит, что Он не просто скроет Себя. Он скроет Себя так, что о Его присутствии, вообще не будут знать.

Основные качества Авраама — милосердие, доброта. Как сказано: «Ты явишь верность Яакову, милосердие Аврааму» (книга пророка Михи, гл. 7, ст. 20).

Ицхак же был связан с мерой суда, со строгостью закона и трепетом перед ним. Поэтому в Торе упоминается «трепет Ицхака» (Берешит, гл. 31, ст. 42).

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Написано: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама».

Нужно понимать, что мера суда, Ицхак — это порождение милосердия Авраама. И в самом суровом Суде — милосердный Творец. Понимание этого смягчает Суд, и отменяет приговор, и обвинение превращается в оправдание.

Раши не случайно в контексте родословия Ицхака упоминает о Яакове и Эсаве.

Если мы будем понимать, что Всевышний вершит правосудие в милосердии Своем, что даже за самыми тяжкими испытаниями скрывается Он — в войне с Эсавом победу одержит Яаков. И сокрытие Творца прекратится.

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(раби Исраэль бен Элиэзер, первая половина 18-го века)

 

 

 

 

 

2. На кого похож ребенок

 

В нашей недельной главе читаем: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама: Авраам был отцом Ицхака» (Берешит, гл. 25, ст. 19).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), цитируя Мидраш Танхума, объясняет, что пустобрехи и циники того поколения говорили: «От Авимелеха зачала Сара, ведь столько лет прожила она с Авраамом и не могла зачать от него. Что же сделал Всевышний? Придал лицу Ицхака разительное сходство с лицом Авраама, так что все подтверждали: “Авраам родной отец Ицхака”. И потому здесь написано: “Ицхака, сына Авраама”, так как есть доказательство, что Авраам породил Ицхака».

Мы видим, что у пустобрехов были сомнения в том, что Авраам мог в сто лет стать отцом ребенка, и поэтому, они приписывали отцовство Авимелеху.

Но почему их не удивляло, что родила сына девяностолетняя Сара? Ведь, даже приписав отцовство Авимелеху, им пришлось бы признать, что имело место чудо, и значит, не обошлось без участия Творца. А рекламировать Всевышнего — точно не входило в планы безбожников.

Действительно, пустобрехи и циники того поколения, чью роль в наше время выполняют средства массовой информации, поставили своей целью унизить Авраама и навредить его репутации.

Интересно, что с тех пор мало что изменилось, и сейчас СМИ подвергают травле наиболее честных и порядочных лидеров, радеющих о своем народе.

Чтобы защитить репутацию Авраама, Всевышний сделал Ицхака как две капли воды похожим на Авраама. В наше время тоже бывает так: обложат со всех сторон до такой степени, что только Всевышнему и под силу спасти.

В Мидраше Танхума говорится, что поднятая пустобрехами волна захлестнула и самого Авраама — даже на него они смогли повлиять.

Но, позвольте! Каким образом? Ведь Авраам был пророком, и он, как никто другой, совершенно точно знал, что Авимелех к Саре не притронулся.

Дело в том, что Сара зачала как раз после пребывания в доме Авимелеха. И Авраам опасался, что во время близости с ним, Сара думала об Авимелехе. И это могло отразиться на внешности их будущего ребенка. Поэтому Творец позаботился, чтобы Ицхак был копией Авраама — чтобы у того не было ни малейшего подозрения по поводу Сары.

Таким образом, внешнее сходство Ицхака и Авраама стало доказательством не только физической верности Сары. Оно показало, что Сара оставалась верной ему даже в мыслях.

В Талмуде (трактат Бава Кама, лист 97) говорится, что Авраам настолько экономически преуспел, что даже начал чеканить собственные монеты. На аверсе его монет была изображена пожилая чета, а на реверсе — парень и девушка. Целью Авраама было — сохранить память о чуде, которое Всевышний совершил для него и для Сары, когда они, семейная пара в летах, подобно молодоженам, произвели на свет сына.

И еще получилось, что с помощью этих монет Авраам утер нос тем, кто пытался над ним насмехаться. Сидел такой пустобрех, пересчитывал свои капиталы, а выходило, что он множит свидетельства о чуде.

Спустя тысячелетия жил в одном городе богач по имени Ицхак. Местные бедняки стороной обходили его дом, потому что знали, что хозяин невероятно скуп, и им там ничего не дадут.

Но однажды приезжий, очень нуждающийся человек, все же решил попытать счастья. Когда все его просьбы и увещевания наткнулись на стену отказа, он бросил в сердцах последний аргумент:

— Не хотелось бы об этом говорить, но твое происхождение вызывает большие сомнения.

— Кто дал тебе право распускать обо мне дурные слухи, наглец!

— Вот, наш праотец Авраам специально отчеканил монету, чтобы о его сыне Ицхаке не болтали дурного, чтобы не думали, будто он незаконнорожденный. Только это работает, когда монета находится в свободном хождении и часто переходит из рук в руки. Твои же монеты спрятаны глубоко в кармане. Может, потому что у тебя с происхождением не все в порядке?..

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

 

3. Настоящие герои

 

В нашей недельной главе есть упоминание о происхождении Ривки. Написано: «И было Ицхаку сорок лет, когда он взял Ривку, дочь арамейца Бетуэля, из Падан-Арама, сестру Лавана, себе в жены» (Берешит, гл. 25, ст. 20).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), цитирует фрагмент из Мидраша (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 63), в котором Учителя, разъясняют, что родословие Ривки приведено в похвалу ей. Она была дочерью злодея и сестрой злодея, и люди, что жили по соседству, были сплошь злодеи, но не брала она с них пример, не училась у них злодеяниям.

В Талмуде (трактат Йома, лист 38) Учителя противопоставляют Ривку, выросшую среди злодеев, но сохранившую в себе добрые качества — Эсаву, который рос и воспитывался в доме праведников, но ничему у них не научился.

Человек, постоянно пребывающий среди злодеев, но злодеем не ставший, считается героем. Потому что он сумел укротить свое естество и не поддался губительным соблазнам.

Хозяева поля или сада, соблюдающие шмиту (седьмой год, когда в Эрец Исраэль земля должна «отдыхать») по всей строгости, уподоблены истинным богатырям, служителям Всевышнего. Чтобы на целый год объявить свое поле ничейным и позволять любому есть от его урожая — нужна несгибаемая сила духа и выдержка.

Но есть еще кое-что, требующее не меньшего, а, может, даже и большего героизма, духовных и физических усилий, чем при соблюдении шмиты. Речь — о ситуации, когда еврейской семейной паре, строго соблюдающей законы Торы, по каким-то независящим от них причинам приходится жить среди светских соседей.

Соседи коротают вечера у телевизора, а наши ребята ежедневно преодолевают соблазнительное нашептывание дурного начала, призывающего стать, как все, и тоже завести эту пакость в своем доме.

По субботам соседи садятся в машины и едут к морю. Тогда как евреи Торы садятся за накрытый нарядной скатертью стол и делают Кидуш.

Йецер hа-ра (дурное начало), он же Сатан — искусно изображает шум морского прибоя, соленые брызги, сияющие в солнечных лучах, подобно алмазам. Но субботние песни побеждают. Запах сигарет с соседского балкона, громкая, задорная музыка слышна через стенку… Сколько еще подобных соблазнов предстоит преодолевать еврейской паре ежедневно и еженедельно?

Пленяющий соблазн вначале кажется таким сладким, но оказывается горше смерти для того, кто ему поддался. Но те, кто выстоял — настоящие герои.

Брат Ривки, Лаван, был прожженным лжецом и обманщиком, а отец, Бетуэль, слыл гордецом и задавакой.

Имя Лаван состоит из тех же букв, что и слово наваль (мерзавец). А его национальность, арамеец, при перестановке букв, обнажает его истинное лицо — рамай (лжец).

Хорошенькое окружение, не правда ли? Можно лишь спросить, что хуже: быть лжецом или гордецом?

Обманщик старается ввести в заблуждение как можно больше людей, а в идеале — всех. Всех, кроме себя. Сам-то он в свои собственные выдумки не верит.

А вот гордец — верит. Гордец обманывает всех, включая себя. Поэтому быть гордецом — еще хуже, чем лжецом. Недаром, Всевышний сказал, что Он и гордец — не могут находиться вместе.

Как-то два бизнесмена, занимавшихся недвижимостью сильно поссорились из-за земельного участка. Каждый из них считал, что лишь у него есть права на приобретение этой земли. Он никак не могли договориться и решить дело миром. Еще и потому, что каждый считал себя специалистом в торговле землей, а своего оппонента — наглым и безмозглым выскочкой.

Они продолжали осыпать друг друга оскорблениями, даже представ перед раввинским судом.

Один из раввинов выразил желание осмотреть спорный участок. Когда прибыли на место ругань только усилилась. Того и гляди, дойдет до драки.

Внезапно раввин опустился на колени и приложил ухо к земле. Бизнесмены так и застыли с открытыми на полуслове ртами.

Раввин поднялся и отчеканил в наступившей тишине:

— Вот, вы спорите, проклиная друг друга. И каждый кричит, что только он вправе распорядиться этой землей. А я послушал мнение земли. Она считает, что вы оба принадлежите ей...

 

на основе комментария рава Шмуэля Вознера

(один из авторитетнейших раввинов нашего времени, Бней Брак, Израиль, 1913-2015 гг.)

 

 

4. Куда пошла молитва Ривки

 

У Ицхака и Ривки много лет не было детей.

Что же делать в этом случае?

Конечно, молиться!

И Ицхак с Ривкой молились. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И молился Ицхак Всевышнему о своей жене, поскольку она была бесплодна. И внял его молитве Творец, и зачала Ривка, жена его» (Берешит, гл. 25, ст. 21).

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 64) говорится — и Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) это цитирует — что Всевышний ответил на молитву Ицхака, но не на молитву Ривки. Потому что не сравнить молитву праведника, сына праведного отца, с молитвой праведника, потомка отца нечестивого. Поэтому Творец внял ему, а не ей. 

Но ведь ни одна молитва в мире не пропадает просто так. И, значит, возникает вопрос: куда делась молитва Ривки?

В книге Дварим рассказывается, как Моше молился Всевышнему, прося позволить ему войти в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Учителя говорят, что Моше вознес 515 молитв — такова гематрия (числовое значение) слова ваэтханан (и молил), вынесенного в название главы, повествующей о молитвах Моше. В ней, в частности, сказано: «И умолял Всевышнего в это время, говоря» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Всевышний не дал Моше разрешения пересечь границу Израиля, и тот умер вне его пределов. Но, что стало с его молитвами, куда они все делись?

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 2) объясняют, что они пошли следующим поколениям. На это намекает слово «говоря», оно, как бы лишнее. Говоря — грядущим поколениям.

Молитвы не сбылись в отношении Моше, зато реализуются в будущем — для миллионов евреев. Новые репатрианты, знайте — это Моше вымолил сей статус для вас.

Дело в том, что в прошлых поколениях лучше умели молиться. Их молитвы действеннее. Благодаря им, и наши молитвы получили шанс быть услышанными. Молитвы последних поколений, накапливаясь и присоединяясь к более ранним молитвам, постепенно начинают реализовываться.

Римляне, захватившие Израиль, до основания разрушили Иерусалим и перепахали место, где он стоял. Евреям было запрещено к нему приближаться.

Британские власти, хозяйничавшие на Святой Земле, десятилетиями не позволяли евреям селиться на ней. Они топили суда с еврейскими беженцами, а тех, кому удавалось достичь берегов нашей страны — бросали в концентрационные лагеря.

Но вот, молитвы Моше возымели действие, и англичанам пришлось спешно свернуть свой мандат. А миллионы евреев со всего света заполнили пустынную, лежащую в руинах местность, осушили болота, отстроили города, посадили сады, зачеяли поля. И вот уже на улицах вновь отстроенного Иерусалима слышен детский смех и говор стариков на идише и ладино, на фарси и джуури.  

И можно быть уверенным, что дойдет очередь и до геулы, и до праведного царя Машиаха, и до Иерусалимского Храма.

Что же с молитвой Ривки?

Она не пропала, нет. Она тоже для следующих поколений. Благодаря ей, молитвы тысяч и тысяч бесплодных женщин принимались и будут приниматься на протяжении веков.

И многим домам, что знали лишь ложа для взрослых, пришлось в срочном порядке освобождать место для колыбелей.

 

на основе комментария рава Моше бен Йосефа ди-Трани

(hа-Мабит, автор книги «Бейт Элоким»; Салоники, Греция – Иерусалим, 1505-1585 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА “Толдот”

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

 

Обсуждение главы Толдот

 

1. Когда верим в присутствие Творца — Яаков побеждает Эсава

 

Наша недельная глава начинается словами: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама: Авраам был отцом Ицхака» (Берешит, гл. 25, ст. 19).

Итак, мы читаем, что речь сейчас пойдет о родословии Ицхака, сына Авраама. И тут же говорится, что Авраам был отцом Ицхака.

Но если уже сказано, что Ицхак — сын Авраама, то вполне понятно, что Авраам — его отец. Зачем потребовалось это повторение?

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что потомки Ицхака — это Яаков и Эсав, и о них говорится в нашей недельной главе.

Когда мы прочтем эту главу, мы узнаем, кто в ней «главные герои», узнаем их имена — Яаков и Эсав.

Так зачем разрушать всю интригу?

Человек снял с полки детектив и хотел приступить к чтению. Его приятель, проходя мимо, бросил взгляд на обложку и небрежно, сквозь зубы, процедил: «А, этот!? Там убийца — дворецкий». И человек возвращает книгу на место.

Даже когда Всевышний сокрыл Себя, и человеку кажется, что весь его мир рухнул, ему все равно нужно понимать, что Всевышний — с ним. Ведь это сокрытие — тоже от Всевышнего.

Если человек знает, что в сокрытии Творец все же присутствует, это знание заметно облегчит его участь. Обвинительный приговор относительно него, уже вынесенный на Небесах — будет смягчен, строгость законов сменится милосердием, да и само сокрытие прекратится.

Большая часть наставлений Всевышнего собрана в книге Дварим. Одно из центральных мест в ней — фраза: «И Я в сокрытии сокрою Себя» (Дварим, гл. 31, ст. 18).

Можно спрятаться так, что тебя не будет видно, но все же известно, что ты где-то там.

Всевышний говорит, что Он не просто скроет Себя. Он скроет Себя так, что о Его присутствии, вообще не будут знать.

Основные качества Авраама — милосердие, доброта. Как сказано: «Ты явишь верность Яакову, милосердие Аврааму» (книга пророка Михи, гл. 7, ст. 20).

Ицхак же был связан с мерой суда, со строгостью закона и трепетом перед ним. Поэтому в Торе упоминается «трепет Ицхака» (Берешит, гл. 31, ст. 42).

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

Написано: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама».

Нужно понимать, что мера суда, Ицхак — это порождение милосердия Авраама. И в самом суровом Суде — милосердный Творец. Понимание этого смягчает Суд, и отменяет приговор, и обвинение превращается в оправдание.

Раши не случайно в контексте родословия Ицхака упоминает о Яакове и Эсаве.

Если мы будем понимать, что Всевышний вершит правосудие в милосердии Своем, что даже за самыми тяжкими испытаниями скрывается Он — в войне с Эсавом победу одержит Яаков. И сокрытие Творца прекратится.

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(раби Исраэль бен Элиэзер, первая половина 18-го века)

 

 

 

 

 

2. На кого похож ребенок

 

В нашей недельной главе читаем: «Вот родословие Ицхака, сына Авраама: Авраам был отцом Ицхака» (Берешит, гл. 25, ст. 19).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), цитируя Мидраш Танхума, объясняет, что пустобрехи и циники того поколения говорили: «От Авимелеха зачала Сара, ведь столько лет прожила она с Авраамом и не могла зачать от него. Что же сделал Всевышний? Придал лицу Ицхака разительное сходство с лицом Авраама, так что все подтверждали: “Авраам родной отец Ицхака”. И потому здесь написано: “Ицхака, сына Авраама”, так как есть доказательство, что Авраам породил Ицхака».

Мы видим, что у пустобрехов были сомнения в том, что Авраам мог в сто лет стать отцом ребенка, и поэтому, они приписывали отцовство Авимелеху.

Но почему их не удивляло, что родила сына девяностолетняя Сара? Ведь, даже приписав отцовство Авимелеху, им пришлось бы признать, что имело место чудо, и значит, не обошлось без участия Творца. А рекламировать Всевышнего — точно не входило в планы безбожников.

Действительно, пустобрехи и циники того поколения, чью роль в наше время выполняют средства массовой информации, поставили своей целью унизить Авраама и навредить его репутации.

Интересно, что с тех пор мало что изменилось, и сейчас СМИ подвергают травле наиболее честных и порядочных лидеров, радеющих о своем народе.

Чтобы защитить репутацию Авраама, Всевышний сделал Ицхака как две капли воды похожим на Авраама. В наше время тоже бывает так: обложат со всех сторон до такой степени, что только Всевышнему и под силу спасти.

В Мидраше Танхума говорится, что поднятая пустобрехами волна захлестнула и самого Авраама — даже на него они смогли повлиять.

Но, позвольте! Каким образом? Ведь Авраам был пророком, и он, как никто другой, совершенно точно знал, что Авимелех к Саре не притронулся.

Дело в том, что Сара зачала как раз после пребывания в доме Авимелеха. И Авраам опасался, что во время близости с ним, Сара думала об Авимелехе. И это могло отразиться на внешности их будущего ребенка. Поэтому Творец позаботился, чтобы Ицхак был копией Авраама — чтобы у того не было ни малейшего подозрения по поводу Сары.

Таким образом, внешнее сходство Ицхака и Авраама стало доказательством не только физической верности Сары. Оно показало, что Сара оставалась верной ему даже в мыслях.

В Талмуде (трактат Бава Кама, лист 97) говорится, что Авраам настолько экономически преуспел, что даже начал чеканить собственные монеты. На аверсе его монет была изображена пожилая чета, а на реверсе — парень и девушка. Целью Авраама было — сохранить память о чуде, которое Всевышний совершил для него и для Сары, когда они, семейная пара в летах, подобно молодоженам, произвели на свет сына.

И еще получилось, что с помощью этих монет Авраам утер нос тем, кто пытался над ним насмехаться. Сидел такой пустобрех, пересчитывал свои капиталы, а выходило, что он множит свидетельства о чуде.

Спустя тысячелетия жил в одном городе богач по имени Ицхак. Местные бедняки стороной обходили его дом, потому что знали, что хозяин невероятно скуп, и им там ничего не дадут.

Но однажды приезжий, очень нуждающийся человек, все же решил попытать счастья. Когда все его просьбы и увещевания наткнулись на стену отказа, он бросил в сердцах последний аргумент:

— Не хотелось бы об этом говорить, но твое происхождение вызывает большие сомнения.

— Кто дал тебе право распускать обо мне дурные слухи, наглец!

— Вот, наш праотец Авраам специально отчеканил монету, чтобы о его сыне Ицхаке не болтали дурного, чтобы не думали, будто он незаконнорожденный. Только это работает, когда монета находится в свободном хождении и часто переходит из рук в руки. Твои же монеты спрятаны глубоко в кармане. Может, потому что у тебя с происхождением не все в порядке?..

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

 

3. Настоящие герои

 

В нашей недельной главе есть упоминание о происхождении Ривки. Написано: «И было Ицхаку сорок лет, когда он взял Ривку, дочь арамейца Бетуэля, из Падан-Арама, сестру Лавана, себе в жены» (Берешит, гл. 25, ст. 20).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), цитирует фрагмент из Мидраша (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 63), в котором Учителя, разъясняют, что родословие Ривки приведено в похвалу ей. Она была дочерью злодея и сестрой злодея, и люди, что жили по соседству, были сплошь злодеи, но не брала она с них пример, не училась у них злодеяниям.

В Талмуде (трактат Йома, лист 38) Учителя противопоставляют Ривку, выросшую среди злодеев, но сохранившую в себе добрые качества — Эсаву, который рос и воспитывался в доме праведников, но ничему у них не научился.

Человек, постоянно пребывающий среди злодеев, но злодеем не ставший, считается героем. Потому что он сумел укротить свое естество и не поддался губительным соблазнам.

Хозяева поля или сада, соблюдающие шмиту (седьмой год, когда в Эрец Исраэль земля должна «отдыхать») по всей строгости, уподоблены истинным богатырям, служителям Всевышнего. Чтобы на целый год объявить свое поле ничейным и позволять любому есть от его урожая — нужна несгибаемая сила духа и выдержка.

Но есть еще кое-что, требующее не меньшего, а, может, даже и большего героизма, духовных и физических усилий, чем при соблюдении шмиты. Речь — о ситуации, когда еврейской семейной паре, строго соблюдающей законы Торы, по каким-то независящим от них причинам приходится жить среди светских соседей.

Соседи коротают вечера у телевизора, а наши ребята ежедневно преодолевают соблазнительное нашептывание дурного начала, призывающего стать, как все, и тоже завести эту пакость в своем доме.

По субботам соседи садятся в машины и едут к морю. Тогда как евреи Торы садятся за накрытый нарядной скатертью стол и делают Кидуш.

Йецер hа-ра (дурное начало), он же Сатан — искусно изображает шум морского прибоя, соленые брызги, сияющие в солнечных лучах, подобно алмазам. Но субботние песни побеждают. Запах сигарет с соседского балкона, громкая, задорная музыка слышна через стенку… Сколько еще подобных соблазнов предстоит преодолевать еврейской паре ежедневно и еженедельно?

Пленяющий соблазн вначале кажется таким сладким, но оказывается горше смерти для того, кто ему поддался. Но те, кто выстоял — настоящие герои.

Брат Ривки, Лаван, был прожженным лжецом и обманщиком, а отец, Бетуэль, слыл гордецом и задавакой.

Имя Лаван состоит из тех же букв, что и слово наваль (мерзавец). А его национальность, арамеец, при перестановке букв, обнажает его истинное лицо — рамай (лжец).

Хорошенькое окружение, не правда ли? Можно лишь спросить, что хуже: быть лжецом или гордецом?

Обманщик старается ввести в заблуждение как можно больше людей, а в идеале — всех. Всех, кроме себя. Сам-то он в свои собственные выдумки не верит.

А вот гордец — верит. Гордец обманывает всех, включая себя. Поэтому быть гордецом — еще хуже, чем лжецом. Недаром, Всевышний сказал, что Он и гордец — не могут находиться вместе.

Как-то два бизнесмена, занимавшихся недвижимостью сильно поссорились из-за земельного участка. Каждый из них считал, что лишь у него есть права на приобретение этой земли. Он никак не могли договориться и решить дело миром. Еще и потому, что каждый считал себя специалистом в торговле землей, а своего оппонента — наглым и безмозглым выскочкой.

Они продолжали осыпать друг друга оскорблениями, даже представ перед раввинским судом.

Один из раввинов выразил желание осмотреть спорный участок. Когда прибыли на место ругань только усилилась. Того и гляди, дойдет до драки.

Внезапно раввин опустился на колени и приложил ухо к земле. Бизнесмены так и застыли с открытыми на полуслове ртами.

Раввин поднялся и отчеканил в наступившей тишине:

— Вот, вы спорите, проклиная друг друга. И каждый кричит, что только он вправе распорядиться этой землей. А я послушал мнение земли. Она считает, что вы оба принадлежите ей...

 

на основе комментария рава Шмуэля Вознера

(один из авторитетнейших раввинов нашего времени, Бней Брак, Израиль, 1913-2015 гг.)

 

 

4. Куда пошла молитва Ривки

 

У Ицхака и Ривки много лет не было детей.

Что же делать в этом случае?

Конечно, молиться!

И Ицхак с Ривкой молились. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И молился Ицхак Всевышнему о своей жене, поскольку она была бесплодна. И внял его молитве Творец, и зачала Ривка, жена его» (Берешит, гл. 25, ст. 21).

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 64) говорится — и Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) это цитирует — что Всевышний ответил на молитву Ицхака, но не на молитву Ривки. Потому что не сравнить молитву праведника, сына праведного отца, с молитвой праведника, потомка отца нечестивого. Поэтому Творец внял ему, а не ей. 

Но ведь ни одна молитва в мире не пропадает просто так. И, значит, возникает вопрос: куда делась молитва Ривки?

В книге Дварим рассказывается, как Моше молился Всевышнему, прося позволить ему войти в Эрец Исраэль (на Землю Израиля). Учителя говорят, что Моше вознес 515 молитв — такова гематрия (числовое значение) слова ваэтханан (и молил), вынесенного в название главы, повествующей о молитвах Моше. В ней, в частности, сказано: «И умолял Всевышнего в это время, говоря» (Дварим, гл. 3, ст. 23).

Всевышний не дал Моше разрешения пересечь границу Израиля, и тот умер вне его пределов. Но, что стало с его молитвами, куда они все делись?

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 2) объясняют, что они пошли следующим поколениям. На это намекает слово «говоря», оно, как бы лишнее. Говоря — грядущим поколениям.

Молитвы не сбылись в отношении Моше, зато реализуются в будущем — для миллионов евреев. Новые репатрианты, знайте — это Моше вымолил сей статус для вас.

Дело в том, что в прошлых поколениях лучше умели молиться. Их молитвы действеннее. Благодаря им, и наши молитвы получили шанс быть услышанными. Молитвы последних поколений, накапливаясь и присоединяясь к более ранним молитвам, постепенно начинают реализовываться.

Римляне, захватившие Израиль, до основания разрушили Иерусалим и перепахали место, где он стоял. Евреям было запрещено к нему приближаться.

Британские власти, хозяйничавшие на Святой Земле, десятилетиями не позволяли евреям селиться на ней. Они топили суда с еврейскими беженцами, а тех, кому удавалось достичь берегов нашей страны — бросали в концентрационные лагеря.

Но вот, молитвы Моше возымели действие, и англичанам пришлось спешно свернуть свой мандат. А миллионы евреев со всего света заполнили пустынную, лежащую в руинах местность, осушили болота, отстроили города, посадили сады, зачеяли поля. И вот уже на улицах вновь отстроенного Иерусалима слышен детский смех и говор стариков на идише и ладино, на фарси и джуури.  

И можно быть уверенным, что дойдет очередь и до геулы, и до праведного царя Машиаха, и до Иерусалимского Храма.

Что же с молитвой Ривки?

Она не пропала, нет. Она тоже для следующих поколений. Благодаря ей, молитвы тысяч и тысяч бесплодных женщин принимались и будут приниматься на протяжении веков.

И многим домам, что знали лишь ложа для взрослых, пришлось в срочном порядке освобождать место для колыбелей.

 

на основе комментария рава Моше бен Йосефа ди-Трани

(hа-Мабит, автор книги «Бейт Элоким»; Салоники, Греция – Иерусалим, 1505-1585 гг.)

 

 

5. Кто станет главой поколения

 

О Яакове в нашей недельной главе сказано, что он «стал человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

Раби Йонатан бен Узиэль (один из крупнейших Учителей Мишны, 1-й век) разъясняет, что во всех поступках и действиях Яакова проявлялась цельность его натуры. Он не только учился в шатре Эвера, но и прислуживал ему, впитывая каждое слово мудреца.

Рав Хаим Шмулевич (Иерусалим, 1901-1978 гг.), легендарный глава йешивы «Мир», в юношеские годы учился в йешиве в Городне.

Однажды, во время каникул, он приехал навестить своего дядю, который в то время возглавлял йешиву Новардок (Новогрудок).

Раби Хаим попросил своего дядю, показать ему самого лучшего ученика. Тот подвел его к одному юноше и сказал: «Этот любит докапываться до истоков». Затем указал на другого парня и произнес: «А вон тот — самый усидчивый». После этого кивнул в сторону сидящего неподалеку — «Вот самый знающий».

— А там, — указал дядя еще на одного учащегося, — занимается наш самый лучший ученик.

— Чем же он лучше других? — спросил племянник.

— Он жадно впитывает каждое слово Торы. И поверь, со временем он станет главой поколения...

— А те, которых ты показал мне до него — разве они не впитывают каждое слово?

— И они тоже впитывают. Но этот — с особым желанием. И, кроме того, он еще после занятий собирает новеньких и рассказывает им о том, что выучил сам.

Речь шла о раве Якове-Исраэле Каневском (один из самых выдающихся знатоков Торы нашего времени), которого многие называли — Стайплер.

Он, как и его великий тезка, с жадностью ловил каждое слово Торы, срывающееся с уст учителей и наставников. И очень важно, что он не держал усвоенные знания в себе, но каждый день делился ими с новичками.

Друзья, внимательно посмотрите вокруг. Возможно, вы увидите следующего главу поколения…

 

на основе комментария рава Хаима Шмулевича

(глава йешивы «Мир» в Иерусалиме, 1901-1978 гг.)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что же произошло между царем Давидом и Бат Шевой


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля