ВАЙЕЦЕ 
"ВАЙЕЦЕ"
ВАЙЕЦЕ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕЦЕ"

28.11.2022, 4 Kislev, 5783

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
Девятое Ава
 9 Ава
(26.07.23)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(16 - 17.09.23)
Йом Кипур
10 Тишри
(25.09.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА “Толдот”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

Обсуждение главы Толдот

1. Почему глава называется Толдот, а не Ицхак

Наша недельная глава называется Толдот (что в переводе означает — «родословие»), потому что начинается она словами: «И вот родословие (толдот) Ицхака, сына Авраама: Авраам был отцом Ицхака» (Берешит, гл. 25, ст. 19).

Мы уже читали недельную главу с похожим началом — «Вот родословие (толдот) Ноаха: Ноах — праведным человеком был» (Берешит, гл. 6, ст. 9).

Это, как уже понятно, недельная глава Ноах

Возникает вопрос: если глава, в которой идет речь о родословии Ноаха называется Ноах — почему же глава, где говорится о родословии Ицхака, не называется Ицхак?

Объясняя слова «вот родословие» в недельной главе Ноах, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что родословие, или, если хотите, порождения праведника (в русском языке непросто подобрать адекватный перевод слову «толдот») — это его добрые дела.

Добрые дела Ноаха, его толдот — были направлены в основном на него самого. Поэтому неудивительно, что недельная глава так и называется — Ноах.

Что же касается недельной главы Толдот, Раши в комментарии к ней отмечает, что под толдот Ицхака подразумеваются его сыновья, Яаков и Эсав, о которых и рассказывается далее. То есть добрые дела Ицхака были направлены на его потомство, поэтому недельная глава и получила название — Толдот.

При всей схожести начальных слов в недельных главах Ноах и Толдот — есть между ними все же одно маленькое, не слишком бросающееся в глаза, но, тем не менее — существенное отличие.

Прочтем эти тексты еще раз.

Недельная глава Ноах начинается словами — «Вот родословие». А в начале недельной главы Толдот написано: «И вот родословие».

Разница — только в одной букве. Какое значение имеет, казалось бы, есть здесь буква «и» (в оригинале — «вав») или нет?

Но мы знаем, что в Торе лишних букв — не бывает. И союз, обозначенный буквой «вав» во фразе «ве-эле толдот» (и вот родословие) показывает, что появилось нечто новое, чего не было раньше. И мы чуть не пропустили хидуш (слово «хидуш» означает — и обновление и открытие в Торе).

Так в чем же заключается хидуш, который спрятался в первых словах нашей недельной главы?

Раньше родители могли передать своим детям лишь физические качества — разрез глаз, форму носа и т.п. Но наши праотцы поднялись на такой высокий духовный уровень, что многие их душевные качества стали отличительными чертами и их потомков во всех поколениях. Милосердие, доброта, сердечность, отзывчивость, непоколебимость веры (этот ряд вы и сами можете продолжить) — все это неотъемлемые черты тех, кто принадлежит к народу Авраама, Ицхака и Яакова.

Так вот, буква «вав» (союз «и»), которая стоит в самом начале нашей недельной главы, но отсутствует в главе Ноах — показывает разницу между Ицхаком и Ноахом, разницу между их  потомками (толдот).

Если Ноаху удалось закрепить в своих потомках лишь биологические признаки, то Ицхак сумел передать потомкам еще и качества души.

на основе комментария рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

 

 

 

2. Деторождение с точки зрения Торы

В самом начале нашей недельной главы читаем: «И вот родословие (толдот) Ицхака, сына Авраама: Авраам был отцом Ицхака» (Берешит, гл. 25, ст. 19).

Возникает вопрос: если уже указано, что Ицхак сын Авраама — зачем еще добавлять, что Авраам был его отцом? 

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что насмешники того поколения ставили под сомнение отцовство Авраама, говоря, что Сара зачала от Авимелеха (правитель города Герара, расположенного на юго-западе Кенаана — земель, впоследствии получивших название Эрец Исраэль). Так, что даже Всевышнему пришлось вмешаться. Он придал чертам лица Ицхака разительное сходство с его отцом. Чтобы ни у кого не осталось сомнения, что отец Ицхака — Авраам.

Доказательства отцовства Авраама есть и в самом тексте Тор.

У Ривки и Ицхака, как известно, родилась двойня: Яаков и Эсав. Яаков был праведником, а Эсав — злодеем.

Почему так?

Дело в том, что между Ицхаком и Ривкой было некоторое несоответствие. Они оба обладали прекрасными духовными качествами и вели праведную жизнь — тут у них все совпадало.

Однако Ицхак происходил из семьи праведников, а отец и брат Ривки особой праведностью не отличались. И это еще — мягко сказано.

Такое несовпадение Ицхака и Ривки и проявилось в их потомстве. Яаков олицетворяет благородное происхождение Ицхака. А на Эсаве отразилось непростое наследие Ривки. 

Теперь этот же принцип применим к Аврааму и Саре.

Авраам и Сара во всем совпали друг с другом — и в происхождении, и по качествам характеров, и по образу жизни. Между Авраамом и Сарой не было никакого несоответствия. Поэтому у них родился один сын — праведник Ицхак. 

Но если бы Сара зачала от Авимелеха, как утверждали насмешники — налицо было бы несоответствие. И значит, у Сары тогда должна была бы родиться двойня: злодей, впитавший черты Авимелеха, и праведник, с чертами самой Сары. А коль скоро этого не произошло, и Сара родила только одного ребенка — значит, его отцом совершенно определенно был Авраам, а не Авимелех. О чем, собственно, и свидетельствует текст Торы, где сказано: «Авраам был отцом Ицхака».

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какая связь между словами малах и мелаха?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля