ВАЙЕЦЕ 
"ВАЙЕЦЕ"
ВАЙЕЦЕ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЙЕЦЕ"

28.11.2022, 4 Kislev, 5783

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
Девятое Ава
 9 Ава
(26.07.23)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(16 - 17.09.23)
Йом Кипур
10 Тишри
(25.09.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА “Толдот”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

Обсуждение главы Толдот

1. От признания несовершенства — к презрению 

В нашей недельной главе рассказывается, как Эсав за чечевичную похлебку продал своему брату Яакову первородство. В Торе об этом читаем: «А Яаков дал Эсаву хлеб и похлебку чечевичную, и тот ел и пил, и поднялся и пошел» (Берешит, гл. 25, ст. 34).

Однако продаже, как водится, предшествовал торг. Сделку предложил Яаков:

— Продай мне, как сей день ясен, — сказал Яаков, — твое первородство (там же, ст. 31). 

Эсав ответил на это предложение: 

— Вот я близок к смерти, — ответил на предложение брата Эсав. — Для чего мне первородство? (там же, ст. 32).

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) дополняет диалог между братьями.

— Первенцы служат Всевышнему. Но в чем заключается это служение? — спросил Эсав.

— Немало запретов, нарушение которых может привести к смерти, связано с ним, — предупреждает Яаков. — Например, нельзя служить Творцу, если человек оброс волосами или опьянен вином (об этом, кстати, говорится в Талмуде — трактат Сангедрин, лист 22).

— Такое служение погубит меня, — заключил Эсав. — Если так, зачем мне оно!?

Таким образом, мы узнаем, что Эсав понял, что не соответствует высоким критериям, предъявляемым к служителям Всевышнего. И в нем не возникло желание прилагать какие-либо усилия, чтобы хоть как-то приблизиться к соответствию.

Вслед за этим в Торе написано: «И презрел Эсав свое первородство» (Берешит, гл. 25, ст. 34).

Раши поясняет, что Эсав презрел именно служение Творцу.

Теперь все части пазла сложились в цельную картину. Яаков всем сердцем, всей душой хочет служить Творцу. Но он — не первенец. Поэтому, чтобы осуществить свое желание — предлагает своему брату Эсаву продать первородство. Эсав интересуется, в чем состоит его отличие (следовательно, раньше это его не занимало). Узнав, что первородство связано с ответственностью и накладывает определенные ограничения, Эсав решает не усложнять себе жизнь и с легкостью расстается со своей врожденной привилегией — продает ее за чечевичную похлебку.

У Эсава был и другой путь. Он мог приступить к изучению законов, связанных со служением Всевышнему и стараться соответствовать предъявляемым требованиям. Но Эсав не пожелал меняться. Вместо того, чтобы попытаться улучшить себя, он предпочел отказаться от первородства. 

В этом содержится важный психологический урок.

Часто тернистому пути самосовершенствования и преодоления преград, ведущему к возвышенной, благородной цели, люди предпочитают другой: не просто не хотят видеть сияние высоких целей и игнорируют их но, как бы в свое оправдание — стараются развенчать, ниспровергнуть их, облить грязью.

Так человек, силою обстоятельств оторванный от традиции отцов, получив возможность вернуться к своим корням — порой не желает менять свою жизнь. И поэтому Тору, благодаря которой он может стать настоящим евреем и жить на своей земле, объявляет — «анахронизмом», веру в Творца называет — «мракобесием», а нашу традицию «средневековьем». 

Эсав презрел свое первородство, продал его Яакову. Когда же потомки Яакова презирают свое еврейство, сказать, что это очень грустно — значит, ничего не сказать...

на основе комментария рава Моше Мордехая Ходоша

(глава йешивы «Ор Эльхана»"; Иерусалим, наше время)

 

2. Как мог Яаков любить Эсава?

Написано в нашей недельной главе: «И любил Ицхак Эсава, потому что добыча во рту у него» (Берешит, гл. 25, ст. 28).

Но как праведный Ицхак мог любить Эсава — этого «бандита с большой дороги», когда у него был такой прекрасный сын Яаков — «человек, — как сказано о нем в Торе, — бесхитростный пребывающий в шатрах" (там же, ст. 27)?

Возможно, бесхитростность Яакова в сочетании с усидчивостью представлялись Ицхаку как неприспособленность к реальной жизни. Эсав же не боялся с головой окунуться в море действительности. Он во всех жизненных перипетиях крепко стоял на ногах и вместе с тем, еще и задавал мудреные вопросы об отделении маасера (десятины) от соломы и соли. 

— Такой не пропадет, — улыбаясь, думал Ицхак.

Яаков же в его глазах был «не от мира сего».

Однако, когда Эсав пожаловался Ицхаку на Яакова, что тот «объегорил» его с первородством, Ицхак пересмотрел свое отношение к сыновьям.

— Младший смог обвести вокруг пальца старшего, этого прожженного прохвоста. Значит, он не так уж и прост, — решил он. — По праву он получил мое благословение.

Эсав с юных лет обеспечивал себя сам. Яаков же питался с отцовского стола. Поэтому Ицхак вначале отдавал предпочтение Эсаву. Ведь сказано в Талмуде (трактат Хуллин, лист 7) о раби Пинхасе бен Яире, что он никогда не ел чужого хлеба и не садился за трапезу, если сполна за нее не заплатил. Но после продажи первородства Ицхак понял, что в Яакове заложен недюжинный потенциал. И займись он торговлей, или каким другим ремеслом — он превзойдет многих и в этом (что Яаков и доказал, работая у Лавана). Следовательно, в йешиву он пошел не от безысходности, не потому что больше никуда не мог устроиться, но действительно — из любви к Торе и Творцу. А значит, и любви Ицхака он достоин не меньше Эсава, который старался своими вопросами произвести на отца впечатление.

Сын рава Хаима из Черновиц (автор книги Беэр Маим Хаим) был женат на дочери рава Апты-Авраама Гешеля (который написал книгу Оhев Исраэль). Но, к большому сожалению отца, он оставил путь Торы и даже развелся со своей праведной женой. Ни один год рав Хаим видел от своего сына только расстройства да огорчения. Но он не прерывал с ним отношения. Наоборот, старался дать ему максимум любви и еще больше приблизить его к себе.

Ученик рава Хаима, раби Меир из Премышлян не раз видел, как учитель воздевал руки к Небу и молился: «Хозяин мира! Да будет воля Твоя, чтобы Ты относился к своим сыновьям, как я отношусь к моему. Как я не отвергаю моего сына, оставившего Тору и заповеди, также и Ты не отворачивайся от сыновей, сбившихся с верного пути!».

Этому он научился у Ицхака, у которого тоже была проблема с сыном Эсавом, но он не перестал любить его. Когда же евреи начали гневить Всевышнего, Он, как сказано в Талмуде (трактат Шаббат, лист 89) предъявил претензии Ицхаку: «Согрешили дети твои».

— Я любил своего сына, невзирая на поступки его, — ответил Ицхак, — поэтому и Ты прости своих сыновей!..

на основе комментариев раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен под именем Хидушей а-Рим,

которое получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим

конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша),

раби Авраама-Мордехая Алтера

(чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века),

раби Исраэля Альтера

(автор серии книг «Бейт Исраэль»; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и раби Меира из Премышлян

(Украина, 18-й век)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как выбрать наиболее кашерное мясо?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля