Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына
Авраама...”.
История происхождения
на иврите — толдот.
Обсуждение главы
Толдот
1. Может ли навредить
бераха от «бавы»
В Торе очень кратко и сжато
рассказывается о начале семейной жизни Ицхака и Ривки. И мы читаем: «Когда
Ицхаку было сорок лет, он женился на Ривке... сестре арамейца Лавана. Но жена
оказалась бесплодной, и Ицхак молился о ней Всевышнему» (Берешит,
гл. 25, ст. 20-21).
Ривка была бесплодна, потому что
получила благословение от своего брата злодея-Лавана — «Сестра наша, вырасти в
тысячи и десятки тысяч» (Берешит, гл. 24, ст. 60).
Чтобы никто не подумал, что
Ривка родила, благодаря берахе (благословению) Лавана — у нее не было
детей на протяжении 20-ти лет. И пока Ицхак не вознес молитву, наполненную
духовными устремлениями и возвышенными движениями сердца, пока Ицхак полностью
не нейтрализовал тлетворное влияние Лавана, Ривка была не в состоянии
забеременеть.
В Торе эта идея дается намеком.
Ривка, как известно, была
дочерью арамейца Битуэля. Первые буквы слов «Ривка дочь Битуэля-арамейца» (в
оригинале) складываются в слово «ревава» (десятки тысяч). Это те самые
десятки тысяч, которыми Лаван благословил Ривку. И эта бераха, как видим,
не только не подействовала, не принесла пользу, но, наоборот — стала
препятствием, вредила. До тех пор, пока Ицхаку не удалось полностью, без
остатка, ее вытравить. Хотя «остаток» все же был. И назвали его — Эсав.
Те давние события преподносят
урок, актуальный во все времена, а в наше — особенно.
Некоторые люди смекнули, что есть неплохой способ заработать. Рядясь в
колоритные одежды, они выдают себя за всевозможных провидцев, чудотворцев,
кабалистов, наделяют себя звучными титулами — «раби», «кадош» (в
буквальном переводе — святой), «мекубаль» (каббалист-мистик) или даже «бава»
(ударение на последнем слоге; в переводе с арамейского — «врата»). И многие
клюют на эту пеструю наживку, и выстраиваются в очередь за благословением. Одни
— в надежде без усилий, одним махом изменить свою жизнь к лучшему, другие —
хватаются за возможность получить бераху «праведника», словно утопающий
за соломинку.
Кто-то искренне верит в
чудодейственную силу такого благословения, кто-то — просто рассчитывает на
«вдруг». И абсолютно все уверены, что эта бераха, как минимум — не
повредит. Но — напрасно. Такое «благословение» может нанести серьезный вред. К
примеру. Ривка от этого 20 лет была бездетной. А сколько она натерпелась от
Эсава!?
К великому сожалению, в нашем
поколении, как никогда раннее, развилась мода на «чудодейственные сгулот»
(мн. ч. от слова сгула — молитвы, артефакты или действия, которые, как
считают, могут оказать на происходящее с человеком позитивное влияние). Это
новое веяние настырно теснит, зарекомендовавшие себя веками и тысячелетиями
истинные традиционные ценности — соблюдение заповедей Торы, надежду на Творца
мира. Кому-то стало очень выгодно представить иудаизм — «смесью мистики и
сгулот».
Одной паре долгое время не
удавалось обзавестись детьми. Муж пришел к раву Нисиму Карелицу за советом и
спросил его:
— Может, мне стоит осуществить
шилуах
hа-кен
(заповедь Торы; если человеку вдруг попадется гнездо с птицей, высиживающей
птенцов, он должен прежде отогнать птицу и лишь затем может взять себе птенцов)?
Ведь известно, что это сгула для бездетных.
— Сгула? — переспросил
раввин. — Это, милый мой, мицва (заповедь)! Действительно, того кто
выполняет эту заповедь Всевышний благословляет детьми. Но не ради этого нужно ее
выполнять. Все заповеди, без исключения, следует исполнять только потому, что
такова Воля Творца.
Лучшая и самая действенная
сгула, это — «И будете мне сгулой» (Шемот, гл. 19, ст.
5).
Когда сыны Израиля делают все,
чтобы стать сгулой, сокровищем Всевышнего — принимают на себя Его власть
— Он открывает перед ними все Свои сгулот. Без всякой мистики.
У молодого ученика йешивы тяжело
заболел отец. Для лечения использовали все возможности конвенциальной медицины.
Но и о духовных путях не забыли. Если уж лечить, то и силу берахот и
сгулот не следует сбрасывать со счетов.
И вот, сын записывается на прием
к известному провидцу и чудотворцу. Тот велел положить в один карман больного
книгу Разиэль
hа-Малах,
для исцеления больного, в другой — мезузу, чтобы его охраняла и берегла.
Все исполнили в точности.
Специально приобрели редкое издание книги и мезузу самой высочайшей
кашерности. Но состояние больного только ухудшалось.
«Раби» в связи с этим велел еще
строже соблюдать его предписания. А бераха, вышедшая из его уст, казалась
объемной и осязаемой.
Заказали мезузу у софера
(переписчик Свитков Торы, текстов для тефилинов и мезуз),
обладавшего такой небывалой святостью, что простому человеку к нему страшно было
приблизиться. Эту мезузу положили на подушку рядом с головой
тяжелобольного. По словам бавы, теперь ему ничто не угрожало, все хвори
были обязаны его оставить. Но вскоре, испытывая мучения, он умер.
Прошли годы, и его сын, изучая
галахический кодекс Шулхан Арух (раздел Йоре Деа,
гл. 289, п. 2) понял, что мезуза должна быть укреплена на входе, на
дверном косяке — в строгом соответствии с выработанными Учителями правилами.
Тогда Всевышний духовно будет охранять этот вход. Но если правила не соблюдены —
ни о какой охране не может быть и речи.
Более того, неправильно
используемая мезуза не только не приносит пользы, она, по словам
Учителей, подобна ножу, разящему в глаз — может причинить существенный вред.
Таким образом, мезуза на
подушке больного отца не только не способствовала его защите или исцелению, но,
по всей видимости, еще и ускорила его кончину.
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 24) сказано, что если человек придаст своим тефилин круглую форму
(вместо квадратной) — он не только не выполнит заповедь, но и подвергнет себя
опасности.
Когда человек использует Имена
Всевышнего не для той заповеди, для которой они изначально написаны — он
подвергает себя опасности.
С помощью круглых тефилин
— невозможно выполнить заповедь. Значит, вложенные в них тексты с Именами
Творца, написанные для тефилин, несут в себе угрозу человеку, который
поступил так с ними. То же — и с используемой не по назначению мезузой.
В заключение пожелаю
экономического процветания всем великим кабалистам, чудотворцам, провидцам,
бавам, шарлатанам и аферистам — чтобы у них не было нужды зазывать к себе
людей.
А людям, прежде чем записаться к
кому-то из них на прием — неплохо было бы осознать, что посещение подобных
личностей может оказаться не просто бесполезным, не только разорительным, но и
принести немалый вред и подвергнуть серьезной опасности...
на основе комментариев рава Нисима Кaрелица
(один из ведущих знатоков Галахи, возглавлял раввинский суд в Бней-Браке и
колель «Хазон Иш»; Израиль, 1926-2019 гг.),
рава Шмуэля Вознера
(один из авторитетнейших раввинов нашего времени, Бней Брак, Израиль, 1913-2015
гг.)
и
рава Ицхака бен Моше из Вены
(автор книги «Ор Заруа», Австрия, 1180-1250 гг.)
2.
Эсав и Яаков, Антонин и Раби, хаса и редис
Ривка долгое время страдала от
бесплодия. Но вот, наконец, она зачала. Однако радость от этого события была
омрачена слишком острым течением беременности.
Всевышний, чтобы ее успокоить,
объяснил, что это дети в животе толкаются. И не просто дети, но, как написано в
Торе — «два народа в чреве твоем» (Берешит, гл. 25, ст. 23).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что по традиции, мы читаем «гоим» (народы, два народа).
Однако сказано — «геим» (исполненные достоинства, те, кем гордятся).
В этом заключен намек на двух
великих людей, представителей двух народов, предки которых вышли из чрева Ривки.
Речь об Антонине (правитель Рима) и Раби (раби Йеhуда
hа-Наси,
редактор Мишны), со стола которых редис и хаса (зеленый салат) не
исчезали ни в жаркое, ни в дождливое время года (трактат Авода зара,
лист 11).
Итак, Ривка родила Эсава и
Яакова. Эсав стал прародителем римлян, а от Яакова пошли сыны Израиля.
Виднейшим представителем римлян
стал цезарь Антонин, а евреи по сей день гордятся Раби.
Но чем же прославились эти двое?
Тем, что в любое время года у них на столе были хаса и редис.
Возникает вопрос: неужели
Учителя для характеристики этих великих людей не могли выбрать, что-нибудь
поважнее хасы с редисом?
От дома Антонина к дому Раби был
прорыт подземный ход. И почти каждый день Антонин находил время, чтобы нанести
визит Раби.
Когда он приходил, они, как
написано в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 10) садились и вместе
учили Тору. Антонин формулировал и задавал трудные вопросы, а Раби на них
отвечал.
Например, обсуждался вопрос — с
какого момента дурное начало человека заявляет о себе: с рождения, или еще в
материнской утробе?
Когда Антонин скончался, Раби
его сильно оплакивал и сказал: «Как будто ушла часть меня самого». Настолько его
душа была привязана к Антонину.
Теперь пришло время обратиться к
хасе и редису. Они вполне могли бы стать героями сказки о «вершках и
корешках».
Дело в том, что хаса —
листовой овощ. У нее съедобны листья, то есть вершки (они находятся наверху, над
почвой). Редис же — корнеплод. Его ботва не представляет интереса. А вот корешки
— многие любят. Они, как известно, погружены в землю.
Хаса
и редис вместе символизируют Тору. Тору, открытую и тайную, ее внешнюю и
внутреннюю части.
Если человек хочет добраться до
Истины во всей ее полноте, ему не следует ограничиваться изучением только
внешней стороны Торы, или же только внутренней ее частью. Но пусть усердствует
над постижением обеих.
Об этом в иносказательной форме
говорит и мудрейший из людей, царь Шломо (в нееврейской культуре известен как
Соломон).
«Если будешь искать его, как
серебро, — пишет он, — и разыскивать его, как клад, то постигнешь страх перед
Творцом и обретешь познание о Всевышнем» (Мишлей — Притчи царя
Шломо, гл. 2, ст. 4-5).
Под выражением «если будешь
искать его, как серебро» — подразумевается открытая Тора. Ведь серебром называют
деньги, имеющие свободное хождение на рынке.
Слова «И разыскивать его, как
клад» (зарытый в землю) — символизируют постижение внутренней или скрытой Торы.
Изучение внешней стороны Торы
помогает воспитать человеку в себе «страх перед Творцом». Благодаря внутренней
Торе — «обретается знание о Всевышнем».
Теперь мы можем лучше понять
смысл высказывания Учителей о салате и редисе, никогда не исчезающих со стола.
Антонин и Раби вместе изучали
Тору — и открытую ее часть и ее тайны.
на основе комментария рава Авраама Сабы
(автор книги «Црор
hа-Мор»,
Италия, 1440-1508 гг.)
3. Почему Эсав назван
первым
В нашей недельной главе о
рождении Эсава и Яакова сказано: «И родился первый, весь красно-рыжий и покрытый
волосами, словно плащом, и нарекли его Эсавом. А после этого родился его брат.
Он держал рукой Эсава за пятку. И назвал его Яаков» (Берешит, гл.
25, ст. 25-26).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Эсава все называли Эсавом, потому что при рождении он был
сформирован (на иврите — асуй) и имел волосяной покров, как будто бы ему
уже исполнилось несколько лет.
Далее Раши обращает внимание,
что о Яакове написано: «И назвал его Яаков». Но не указывается, кто именно дал
ему это имя.
Имя своему сыну дал Ицхак, но
сделал он это по наитию, по «подсказке» Свыше. Таким образом, формально, ребенка
нарек отец, но идея имени принадлежала Всевышнему. Поэтому и не написано, кто
именно назвал — Творец или Ицхак.
Яаков получил свое имя, как и
положено, от отца во время брита (обрезания).
Но почему про Эсава сказано, что
его «назвали все»? Разве не отец дает имя своему сыну?
В Мидраше говорится, что
поскольку Эсав родился с красным оттенком кожи, опасались, что у него некое
врожденное заболевание крови, что, возможно, кровь плохо свертывается. Поэтому
побоялись делать ему брит в положенный срок, на восьмой день от рождения.
Когда же Эсав подрос, и
выяснилось, что никакой болезнью крови он не страдает, Ицхак захотел сделать ему
обрезание. Но Эсав отказался. Так он и остался необрезанным.
Поэтому и написано, что имя ему
дал не отец, но «все» — то есть местные жители называли его Эсавом.
Об Эсаве в Торе сказано: «И
родился первый».
Обычно, когда спецслужбы
проводят секретную операцию, сотрудники не называют друг друга по имени — в ход
идут порядковые номера. Помните: «Третий, третий, я восьмой, как слышите?
Прием».
Под номером «первый», как
правило, скрывается командир — тот, кто руководит операцией.
Выходит, злодей Эсав награжден в
Торе почетным титулом «первый». Но почему?
В еврейской общине одного города
был мудрый и справедливый даян (судья раввинского суда, рассматривающего
тяжбы, с позиций законов Торы; на иврите — бет дина). У него был
единственный сын и еще был верный и преданный ученик, сын мясника.
Сын даяна, к сожалению,
не унаследовал мудрость, честность и порядочность отца. Поэтому, когда тот решил
уйти на покой, он передал свои полномочия не сыну, но — ученику.
По прошествии времени, новый
даян поссорился с сыном прежнего даяна. И тот презрительно назвал
даяна сыном мясника.
— Ты совершенно прав, — спокойно
парировал даян. — "Только с меня начнется в моей семье династия даянов.
На тебе же она завершилась. Твои дед и отец были даянами, а ты, вместо
того, чтобы продолжить семейную традицию, начал новую — традицию бездельников".
Но вернемся к Эсаву. Теперь мы
понимаем, почему в Торе он назван «первым». Ведь он не стал продолжателем
семейной традиции — традиции Авраама и Ицхака. Он стал первым в семье «человеком
поля», промышляющим грабежом и разбоем.
Так что, в случае с Эсавом,
титул «первый» никак не назовешь почетным. Скорее, наоборот.
А вот о Яакове сказано, что он
родился «после». Потому он продолжил традиции деда и отца.
на основе комментария рава Хаима Каневского
(Израиль, наше время)
4. Какая любовь сильнее
Ицхак и Ривка по-разному
относились к сыновьям-близнецам. Об этом в Торе написано: «Ицхак любил Эсава,
потому что тот охотился для него, а Ривка любит Яакова» (Берешит,
гл. 25, ст. 28).
Возникает вопрос: чем
объясняется эта разница?
Постараемся в этом разобраться.
Ицхак видел, что Яаков склонен к
учебе, что он большую часть времени проводит в шатрах, изучая Тору. Но в этом
для него не было ничего удивительного и ничего нового. Авраам, да и сам Ицхак,
поступали точно так же. Яаков только продолжил семейную традицию.
Эсав же был «человеком поля».
Вместе с тем, он для отвода глаз, задавал отцу вопросы по Торе. И у Ицхака
сложилось впечатление, что Эсав изучает и соблюдает Тору в полевых условиях. Это
уже было нечто новое. Ицхак видел в Эсаве большой потенциал и надеялся, что он
расширит и обогатит семейную традицию. Поэтому и возлагал на него большие
надежды.
Что видела Ривка в Яакове?
Она росла в доме Битуэля и
Лавана, где мужчины жили в свое удовольствие. Ее удивляло и восхищало, что
молодой парень не поддавался соблазнам, отказывался от заманчивых удовольствий
ради изучения Торы. Яаков искренне, всем сердцем любил Тору, и Ривка, чувствуя
это, души не чаяла в нем.
В Торе говорится, что Ицхак
любил Эсава, «потому что тот охотился для него» и снабжал дичью. Но это только
на первый взгляд. Более глубокое прочтение смещает акценты.
Ицхак любил Эсава, потому что
возлагал на него надежды, как на своего первенца. И потому что любил его — ел
добытое им мясо.
Если бы Ицхак считал Эсава
злодеем, он возненавидел бы его, и уж точно не стал есть от его шехиты (шехита
— умерщвление скота, обусловленное законами Торы).
Словом, написанное — «потому что
Эсав охотился для него» — нужно понимать не как причину любви Ицхака к Эсаву, но
одно из выражений этой любви.
Что ни говори, а Эсав умел
пустить пыль в глаза (кстати, не от нее ли глаза Ицхака ослабели? — см.
Берешит, гл. 27, ст. 1) и произвести впечатление на отца.
Но если Эсав был разбойником и
обманщиком — разве можно полагаться на его шехиту? Так неужели Ицхак ел
мясо сомнительной кашерности?
Нет, Всевышний бережет
праведников от случайных или совершенных по ошибке прегрешений. Особенно — в
том, что касается еды.
Ривка любила Яакова и не
доверяла Эсаву. Поэтому приглядывала за тем, как он делает шехиту.
Он, правда, за это ее ненавидел.
Но зато Ицхак ел кашерную пищу.
Сообщение в Торе о любви Ицхака
к Эсаву, а Ривки — к Яакову, содержит в себе важный урок. Это демонстрирует нам,
что любовь Ицхака и любовь Ривки — два разных типа любви. Один — обусловлен
конкретной причиной (потому что тот охотился для него). Любовь же Ривки к Яакову
ни с какой причиной не связана.
Какая любовь сильнее?
Конечно же — беспричинная.
В трактате Авот
(гл. 5, м. 16) Учителя объясняет, что аргументированная любовь пропадает, когда
исчезает причина, на которой эта любовь строилась. Или — когда эта причина
перестает казаться человеку и в самом деле значимой.
Поэтому, когда Яаков, как
рассказывается в Торе, опередил Эсава с подачей кушанья, отношение Ицхака к
Эсаву сразу же изменилось. И главные благословения получил именно Яаков.
на основе комментариев рава Йеhуды-Лейба
Дискина
(Маѓариль, духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина
19-го века)
и
рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Сфат Эмет; Гурский Ребе, Польша, 19-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына
Авраама...”.
История происхождения
на иврите — толдот.
Обсуждение главы
Толдот
1. Может ли навредить
бераха от «бавы»
В Торе очень кратко и сжато
рассказывается о начале семейной жизни Ицхака и Ривки. И мы читаем: «Когда
Ицхаку было сорок лет, он женился на Ривке... сестре арамейца Лавана. Но жена
оказалась бесплодной, и Ицхак молился о ней Всевышнему» (Берешит,
гл. 25, ст. 20-21).
Ривка была бесплодна, потому что
получила благословение от своего брата злодея-Лавана — «Сестра наша, вырасти в
тысячи и десятки тысяч» (Берешит, гл. 24, ст. 60).
Чтобы никто не подумал, что
Ривка родила, благодаря берахе (благословению) Лавана — у нее не было
детей на протяжении 20-ти лет. И пока Ицхак не вознес молитву, наполненную
духовными устремлениями и возвышенными движениями сердца, пока Ицхак полностью
не нейтрализовал тлетворное влияние Лавана, Ривка была не в состоянии
забеременеть.
В Торе эта идея дается намеком.
Ривка, как известно, была
дочерью арамейца Битуэля. Первые буквы слов «Ривка дочь Битуэля-арамейца» (в
оригинале) складываются в слово «ревава» (десятки тысяч). Это те самые
десятки тысяч, которыми Лаван благословил Ривку. И эта бераха, как видим,
не только не подействовала, не принесла пользу, но, наоборот — стала
препятствием, вредила. До тех пор, пока Ицхаку не удалось полностью, без
остатка, ее вытравить. Хотя «остаток» все же был. И назвали его — Эсав.
Те давние события преподносят
урок, актуальный во все времена, а в наше — особенно.
Некоторые люди смекнули, что есть неплохой способ заработать. Рядясь в
колоритные одежды, они выдают себя за всевозможных провидцев, чудотворцев,
кабалистов, наделяют себя звучными титулами — «раби», «кадош» (в
буквальном переводе — святой), «мекубаль» (каббалист-мистик) или даже «бава»
(ударение на последнем слоге; в переводе с арамейского — «врата»). И многие
клюют на эту пеструю наживку, и выстраиваются в очередь за благословением. Одни
— в надежде без усилий, одним махом изменить свою жизнь к лучшему, другие —
хватаются за возможность получить бераху «праведника», словно утопающий
за соломинку.
Кто-то искренне верит в
чудодейственную силу такого благословения, кто-то — просто рассчитывает на
«вдруг». И абсолютно все уверены, что эта бераха, как минимум — не
повредит. Но — напрасно. Такое «благословение» может нанести серьезный вред. К
примеру. Ривка от этого 20 лет была бездетной. А сколько она натерпелась от
Эсава!?
К великому сожалению, в нашем
поколении, как никогда раннее, развилась мода на «чудодейственные сгулот»
(мн. ч. от слова сгула — молитвы, артефакты или действия, которые, как
считают, могут оказать на происходящее с человеком позитивное влияние). Это
новое веяние настырно теснит, зарекомендовавшие себя веками и тысячелетиями
истинные традиционные ценности — соблюдение заповедей Торы, надежду на Творца
мира. Кому-то стало очень выгодно представить иудаизм — «смесью мистики и
сгулот».
Одной паре долгое время не
удавалось обзавестись детьми. Муж пришел к раву Нисиму Карелицу за советом и
спросил его:
— Может, мне стоит осуществить
шилуах
hа-кен
(заповедь Торы; если человеку вдруг попадется гнездо с птицей, высиживающей
птенцов, он должен прежде отогнать птицу и лишь затем может взять себе птенцов)?
Ведь известно, что это сгула для бездетных.
— Сгула? — переспросил
раввин. — Это, милый мой, мицва (заповедь)! Действительно, того кто
выполняет эту заповедь Всевышний благословляет детьми. Но не ради этого нужно ее
выполнять. Все заповеди, без исключения, следует исполнять только потому, что
такова Воля Творца.
Лучшая и самая действенная
сгула, это — «И будете мне сгулой» (Шемот, гл. 19, ст.
5).
Когда сыны Израиля делают все,
чтобы стать сгулой, сокровищем Всевышнего — принимают на себя Его власть
— Он открывает перед ними все Свои сгулот. Без всякой мистики.
У молодого ученика йешивы тяжело
заболел отец. Для лечения использовали все возможности конвенциальной медицины.
Но и о духовных путях не забыли. Если уж лечить, то и силу берахот и
сгулот не следует сбрасывать со счетов.
И вот, сын записывается на прием
к известному провидцу и чудотворцу. Тот велел положить в один карман больного
книгу Разиэль
hа-Малах,
для исцеления больного, в другой — мезузу, чтобы его охраняла и берегла.
Все исполнили в точности.
Специально приобрели редкое издание книги и мезузу самой высочайшей
кашерности. Но состояние больного только ухудшалось.
«Раби» в связи с этим велел еще
строже соблюдать его предписания. А бераха, вышедшая из его уст, казалась
объемной и осязаемой.
Заказали мезузу у софера
(переписчик Свитков Торы, текстов для тефилинов и мезуз),
обладавшего такой небывалой святостью, что простому человеку к нему страшно было
приблизиться. Эту мезузу положили на подушку рядом с головой
тяжелобольного. По словам бавы, теперь ему ничто не угрожало, все хвори
были обязаны его оставить. Но вскоре, испытывая мучения, он умер.
Прошли годы, и его сын, изучая
галахический кодекс Шулхан Арух (раздел Йоре Деа,
гл. 289, п. 2) понял, что мезуза должна быть укреплена на входе, на
дверном косяке — в строгом соответствии с выработанными Учителями правилами.
Тогда Всевышний духовно будет охранять этот вход. Но если правила не соблюдены —
ни о какой охране не может быть и речи.
Более того, неправильно
используемая мезуза не только не приносит пользы, она, по словам
Учителей, подобна ножу, разящему в глаз — может причинить существенный вред.
Таким образом, мезуза на
подушке больного отца не только не способствовала его защите или исцелению, но,
по всей видимости, еще и ускорила его кончину.
В Талмуде (трактат Мегила,
лист 24) сказано, что если человек придаст своим тефилин круглую форму
(вместо квадратной) — он не только не выполнит заповедь, но и подвергнет себя
опасности.
Когда человек использует Имена
Всевышнего не для той заповеди, для которой они изначально написаны — он
подвергает себя опасности.
С помощью круглых тефилин
— невозможно выполнить заповедь. Значит, вложенные в них тексты с Именами
Творца, написанные для тефилин, несут в себе угрозу человеку, который
поступил так с ними. То же — и с используемой не по назначению мезузой.
В заключение пожелаю
экономического процветания всем великим кабалистам, чудотворцам, провидцам,
бавам, шарлатанам и аферистам — чтобы у них не было нужды зазывать к себе
людей.
А людям, прежде чем записаться к
кому-то из них на прием — неплохо было бы осознать, что посещение подобных
личностей может оказаться не просто бесполезным, не только разорительным, но и
принести немалый вред и подвергнуть серьезной опасности...
на основе комментариев рава Нисима Кaрелица
(один из ведущих знатоков Галахи, возглавлял раввинский суд в Бней-Браке и
колель «Хазон Иш»; Израиль, 1926-2019 гг.),
рава Шмуэля Вознера
(один из авторитетнейших раввинов нашего времени, Бней Брак, Израиль, 1913-2015
гг.)
и
рава Ицхака бен Моше из Вены
(автор книги «Ор Заруа», Австрия, 1180-1250 гг.)
2.
Эсав и Яаков, Антонин и Раби, хаса и редис
Ривка долгое время страдала от
бесплодия. Но вот, наконец, она зачала. Однако радость от этого события была
омрачена слишком острым течением беременности.
Всевышний, чтобы ее успокоить,
объяснил, что это дети в животе толкаются. И не просто дети, но, как написано в
Торе — «два народа в чреве твоем» (Берешит, гл. 25, ст. 23).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что по традиции, мы читаем «гоим» (народы, два народа).
Однако сказано — «геим» (исполненные достоинства, те, кем гордятся).
В этом заключен намек на двух
великих людей, представителей двух народов, предки которых вышли из чрева Ривки.
Речь об Антонине (правитель Рима) и Раби (раби Йеhуда
hа-Наси,
редактор Мишны), со стола которых редис и хаса (зеленый салат) не
исчезали ни в жаркое, ни в дождливое время года (трактат Авода зара,
лист 11).
Итак, Ривка родила Эсава и
Яакова. Эсав стал прародителем римлян, а от Яакова пошли сыны Израиля.
Виднейшим представителем римлян
стал цезарь Антонин, а евреи по сей день гордятся Раби.
Но чем же прославились эти двое?
Тем, что в любое время года у них на столе были хаса и редис.
Возникает вопрос: неужели
Учителя для характеристики этих великих людей не могли выбрать, что-нибудь
поважнее хасы с редисом?
От дома Антонина к дому Раби был
прорыт подземный ход. И почти каждый день Антонин находил время, чтобы нанести
визит Раби.
Когда он приходил, они, как
написано в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 10) садились и вместе
учили Тору. Антонин формулировал и задавал трудные вопросы, а Раби на них
отвечал.
Например, обсуждался вопрос — с
какого момента дурное начало человека заявляет о себе: с рождения, или еще в
материнской утробе?
Когда Антонин скончался, Раби
его сильно оплакивал и сказал: «Как будто ушла часть меня самого». Настолько его
душа была привязана к Антонину.
Теперь пришло время обратиться к
хасе и редису. Они вполне могли бы стать героями сказки о «вершках и
корешках».
Дело в том, что хаса —
листовой овощ. У нее съедобны листья, то есть вершки (они находятся наверху, над
почвой). Редис же — корнеплод. Его ботва не представляет интереса. А вот корешки
— многие любят. Они, как известно, погружены в землю.
Хаса
и редис вместе символизируют Тору. Тору, открытую и тайную, ее внешнюю и
внутреннюю части.
Если человек хочет добраться до
Истины во всей ее полноте, ему не следует ограничиваться изучением только
внешней стороны Торы, или же только внутренней ее частью. Но пусть усердствует
над постижением обеих.
Об этом в иносказательной форме
говорит и мудрейший из людей, царь Шломо (в нееврейской культуре известен как
Соломон).
«Если будешь искать его, как
серебро, — пишет он, — и разыскивать его, как клад, то постигнешь страх перед
Творцом и обретешь познание о Всевышнем» (Мишлей — Притчи царя
Шломо, гл. 2, ст. 4-5).
Под выражением «если будешь
искать его, как серебро» — подразумевается открытая Тора. Ведь серебром называют
деньги, имеющие свободное хождение на рынке.
Слова «И разыскивать его, как
клад» (зарытый в землю) — символизируют постижение внутренней или скрытой Торы.
Изучение внешней стороны Торы
помогает воспитать человеку в себе «страх перед Творцом». Благодаря внутренней
Торе — «обретается знание о Всевышнем».
Теперь мы можем лучше понять
смысл высказывания Учителей о салате и редисе, никогда не исчезающих со стола.
Антонин и Раби вместе изучали
Тору — и открытую ее часть и ее тайны.
на основе комментария рава Авраама Сабы
(автор книги «Црор
hа-Мор»,
Италия, 1440-1508 гг.)
3. Почему Эсав назван
первым
В нашей недельной главе о
рождении Эсава и Яакова сказано: «И родился первый, весь красно-рыжий и покрытый
волосами, словно плащом, и нарекли его Эсавом. А после этого родился его брат.
Он держал рукой Эсава за пятку. И назвал его Яаков» (Берешит, гл.
25, ст. 25-26).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Эсава все называли Эсавом, потому что при рождении он был
сформирован (на иврите — асуй) и имел волосяной покров, как будто бы ему
уже исполнилось несколько лет.
Далее Раши обращает внимание,
что о Яакове написано: «И назвал его Яаков». Но не указывается, кто именно дал
ему это имя.
Имя своему сыну дал Ицхак, но
сделал он это по наитию, по «подсказке» Свыше. Таким образом, формально, ребенка
нарек отец, но идея имени принадлежала Всевышнему. Поэтому и не написано, кто
именно назвал — Творец или Ицхак.
Яаков получил свое имя, как и
положено, от отца во время брита (обрезания).
Но почему про Эсава сказано, что
его «назвали все»? Разве не отец дает имя своему сыну?
В Мидраше говорится, что
поскольку Эсав родился с красным оттенком кожи, опасались, что у него некое
врожденное заболевание крови, что, возможно, кровь плохо свертывается. Поэтому
побоялись делать ему брит в положенный срок, на восьмой день от рождения.
Когда же Эсав подрос, и
выяснилось, что никакой болезнью крови он не страдает, Ицхак захотел сделать ему
обрезание. Но Эсав отказался. Так он и остался необрезанным.
Поэтому и написано, что имя ему
дал не отец, но «все» — то есть местные жители называли его Эсавом.
Об Эсаве в Торе сказано: «И
родился первый».
Обычно, когда спецслужбы
проводят секретную операцию, сотрудники не называют друг друга по имени — в ход
идут порядковые номера. Помните: «Третий, третий, я восьмой, как слышите?
Прием».
Под номером «первый», как
правило, скрывается командир — тот, кто руководит операцией.
Выходит, злодей Эсав награжден в
Торе почетным титулом «первый». Но почему?
В еврейской общине одного города
был мудрый и справедливый даян (судья раввинского суда, рассматривающего
тяжбы, с позиций законов Торы; на иврите — бет дина). У него был
единственный сын и еще был верный и преданный ученик, сын мясника.
Сын даяна, к сожалению,
не унаследовал мудрость, честность и порядочность отца. Поэтому, когда тот решил
уйти на покой, он передал свои полномочия не сыну, но — ученику.
По прошествии времени, новый
даян поссорился с сыном прежнего даяна. И тот презрительно назвал
даяна сыном мясника.
— Ты совершенно прав, — спокойно
парировал даян. — "Только с меня начнется в моей семье династия даянов.
На тебе же она завершилась. Твои дед и отец были даянами, а ты, вместо
того, чтобы продолжить семейную традицию, начал новую — традицию бездельников".
Но вернемся к Эсаву. Теперь мы
понимаем, почему в Торе он назван «первым». Ведь он не стал продолжателем
семейной традиции — традиции Авраама и Ицхака. Он стал первым в семье «человеком
поля», промышляющим грабежом и разбоем.
Так что, в случае с Эсавом,
титул «первый» никак не назовешь почетным. Скорее, наоборот.
А вот о Яакове сказано, что он
родился «после». Потому он продолжил традиции деда и отца.
на основе комментария рава Хаима Каневского
(Израиль, наше время)
4. Какая любовь сильнее
Ицхак и Ривка по-разному
относились к сыновьям-близнецам. Об этом в Торе написано: «Ицхак любил Эсава,
потому что тот охотился для него, а Ривка любит Яакова» (Берешит,
гл. 25, ст. 28).
Возникает вопрос: чем
объясняется эта разница?
Постараемся в этом разобраться.
Ицхак видел, что Яаков склонен к
учебе, что он большую часть времени проводит в шатрах, изучая Тору. Но в этом
для него не было ничего удивительного и ничего нового. Авраам, да и сам Ицхак,
поступали точно так же. Яаков только продолжил семейную традицию.
Эсав же был «человеком поля».
Вместе с тем, он для отвода глаз, задавал отцу вопросы по Торе. И у Ицхака
сложилось впечатление, что Эсав изучает и соблюдает Тору в полевых условиях. Это
уже было нечто новое. Ицхак видел в Эсаве большой потенциал и надеялся, что он
расширит и обогатит семейную традицию. Поэтому и возлагал на него большие
надежды.
Что видела Ривка в Яакове?
Она росла в доме Битуэля и
Лавана, где мужчины жили в свое удовольствие. Ее удивляло и восхищало, что
молодой парень не поддавался соблазнам, отказывался от заманчивых удовольствий
ради изучения Торы. Яаков искренне, всем сердцем любил Тору, и Ривка, чувствуя
это, души не чаяла в нем.
В Торе говорится, что Ицхак
любил Эсава, «потому что тот охотился для него» и снабжал дичью. Но это только
на первый взгляд. Более глубокое прочтение смещает акценты.
Ицхак любил Эсава, потому что
возлагал на него надежды, как на своего первенца. И потому что любил его — ел
добытое им мясо.
Если бы Ицхак считал Эсава
злодеем, он возненавидел бы его, и уж точно не стал есть от его шехиты (шехита
— умерщвление скота, обусловленное законами Торы).
Словом, написанное — «потому что
Эсав охотился для него» — нужно понимать не как причину любви Ицхака к Эсаву, но
одно из выражений этой любви.
Что ни говори, а Эсав умел
пустить пыль в глаза (кстати, не от нее ли глаза Ицхака ослабели? — см.
Берешит, гл. 27, ст. 1) и произвести впечатление на отца.
Но если Эсав был разбойником и
обманщиком — разве можно полагаться на его шехиту? Так неужели Ицхак ел
мясо сомнительной кашерности?
Нет, Всевышний бережет
праведников от случайных или совершенных по ошибке прегрешений. Особенно — в
том, что касается еды.
Ривка любила Яакова и не
доверяла Эсаву. Поэтому приглядывала за тем, как он делает шехиту.
Он, правда, за это ее ненавидел.
Но зато Ицхак ел кашерную пищу.
Сообщение в Торе о любви Ицхака
к Эсаву, а Ривки — к Яакову, содержит в себе важный урок. Это демонстрирует нам,
что любовь Ицхака и любовь Ривки — два разных типа любви. Один — обусловлен
конкретной причиной (потому что тот охотился для него). Любовь же Ривки к Яакову
ни с какой причиной не связана.
Какая любовь сильнее?
Конечно же — беспричинная.
В трактате Авот
(гл. 5, м. 16) Учителя объясняет, что аргументированная любовь пропадает, когда
исчезает причина, на которой эта любовь строилась. Или — когда эта причина
перестает казаться человеку и в самом деле значимой.
Поэтому, когда Яаков, как
рассказывается в Торе, опередил Эсава с подачей кушанья, отношение Ицхака к
Эсаву сразу же изменилось. И главные благословения получил именно Яаков.
на основе комментариев рава Йеhуды-Лейба
Дискина
(Маѓариль, духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, вторая половина
19-го века)
и
рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Сфат Эмет; Гурский Ребе, Польша, 19-й век)
5. Настоящий раввин
ведет за собой к духовным высотам, фальшивый — водит за нос
В нашей недельной главе читаем:
«Ицхак любил Эсава, потому что тот охотился для него, а Ривка любит Яакова» (Берешит,
гл. 25, ст. 28).
Обратите внимание, написано:
«Ицхак любил» (в прошедшем времени), а «Ривка любит» (в настоящем).
Что за этим кроется?
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, что Эсав хитрил и своими речами обманывал отца. Только разумного
человека нельзя обманывать долго. Сколько веревочке не виться — ложь непременно
вылезет наружу.
Когда Ицхак раскусил Эсава, его
любовь ушла в прошлое. А о Яакове сказано, что он «был человеком бесхитростным»
(Берешит, гл. 25, ст. 27). Поэтому любовь Ривки к нему никуда не
исчезала и не прекращалась. Поэтому и написано о ее любви в настоящем времени.
Проиллюстрирую сказанное.
Когда еврейская община
подыскивает себе раввина, она может столкнуться с одним из двух вариантов. Либо
раввин окажется действительно знающим и богобоязненным человеком, в сердце
которого горит огонь Торы. Или же попадется пустышка, человек, нахватавшийся по
верхам каких-то обрывков, и видит в своем раввинстве лишь возможность
заработать.
Настоящий раввин, возглавив
общину, будет день ото дня духовно расти сам, и вместе с ним будут расти
мудрость, знания и духовный уровень евреев общины.
Раввин-фальшивка постепенно
иссякнет. Он сможет пудрить мозги своим прихожанам лишь ограниченное время. Рано
или поздно его раскусят и с позором прогонят…
Эсаву поначалу удавалось хитрить
с отцом и пользоваться его любовью. Но в какой-то момент его злодеяния стали
заметны даже ослабевшим (вероятно, от горя) глазам Ицхака. Поэтому и написано:
«Ицхак любил Эсава» (в прошедшем времени).
Яаков же наполнялся Торой так,
что все вокруг чувствовали исходящий от него ее аромат. Поэтому не только мать
любила его, но и отец засвидетельствовал, что запах сына подобен аромату поля,
которое благословил Всевышний.
Яаков, работая над собой, создал
сосуд для благословений. И Ицхак понял, что следует наполнить именно этот сосуд.
на основе комментария Магида из Дубно
(раби
Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель
Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|