New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 25, ст. 19 - гл. 28, ст. 9.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына
Авраама...”.
История происхождения на иврите - толдот .
Обсуждение главы
Толдот
23.11.03
Наша глава продолжает рассказ о ближайших потомках Авраама. В
повествовательной канве появляются новые персонажи. Речь идет о сыновьях Ривки и
Ицхака - близнецах Эсаве и Яакове.
Тем, кто внимательно прочтет текст Торы, вероятно, бросится в глаза схожесть
историй жизни Эсава, сына Ицхака, и Ишмаэля, сына Авраама. Параллелей здесь -
множество. И в том и в другом случае старший брат уступал младшему по уровню
духовного развития. В обоих случаях, несмотря на то, что решения связанных с
детьми проблем в семье принимали мужчины, в поворотный для их будущего момент
«последнее слово» остается за женщинами…
Но есть между ними и весьма существенные различия. Что касается судьбы
Ишмаэля, тут Сара, к примеру, не захотела сама принимать решение. И желанию
Авраама противостояла открыто. Ривка же хорошо знала, чего хотела, действовала
целеустремленно и хитростью добилась от Ицхака благословения для Яакова.
Поведение Ривки кажется опрометчивым. На что она рассчитывала, думая, что
Ицхак не переменит решение и не «отзовет» благословение, которое его вынудили
дать с помощью обмана?
Интересно отметить в обоих случаях и разницу в «реакции» Всевышнего на
проявления женского своеволия.
Всевышний поддержал и Сару и Ривку. Но в истории с изгнанием Ишмаэля Сара не
скрывала свои намерения. И Всевышний открыто принял ее сторону. С Эсавом -
иначе. Перед тем как решиться на обман, Ривка получает только ей предназначенное
«пророчество», свидетельствующее, что Творец «одобряет» ее устремленность. И -
никакого вмешательства Свыше… Ни до, ни потом, после инцидента, ни Ицхак, ни
Яаков, хотя и были пророками, не узнали, какова была по этому поводу «позиция»
Всевышнего.
Сам факт, что Всевышний не вмешался в ход подстроенных Ривкой событий,
требует объяснения. Ведь обман мог обнаружиться. Или, скажем, Яаков не рискнул
бы последовать велению матери. И тогда благословение получил бы Эсав. Это же он
был первенцем. Если же Эсав действительно был недостоин благословения первенца,
как могло получиться, что Творец доверил результат такого монументального,
важнейшего для будущего еврейского народа, дела - превратностям семейных
отношений?
Попытаемся исследовать гипотетическую ситуацию.
Допустим, Эсав получил благословение первенца и остался бы истинным евреем.
Тогда братья (Эсав и Яаков) поделили бы между собой стоящие перед еврейским
народом духовные задачи. И решали бы их вместе.
Мишна (трактат Авот ,
глава 1)
говорит, что перед еврейским народом поставлены три основные духовные задачи,
без выполнения которых духовное выживание еврейского народа - невозможно. Это -
изучение Торы, служение Всевышнему и добрые дела.
Теперь попробуем предугадать, как эти задачи распределились бы между
братьями.
Тора дает описание их характеров: «И отроки выросли, и стал Эсав человеком,
сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков - человеком кротким, живущим в
шатрах» (Берешит, гл. 25, ст. 27).
Раши разъясняет, что под словом «шатры» подразумеваются места изучения
Торы. Следует отметить, что задолго до того, как народ Израиля получил Тору
на Синае, сын Ноаха - Шем, современник Ицхака, Эсава и Яакова, основал академию,
точнее - иешиву, где изучались «Семь законов Ноаха», составившие основу
взаимоотношений между человеком и Всевышним. Для Яакова не было ничего в жизни
важнее, чем учеба в этой иешиве.
Из этого можно сделать вывод, что изучение Торы, стало бы, несомненно, сферой
деятельности Яакова. Как объяснить, почему Всевышний, который при рождении
наделяет человека определенным характером, именно Яакова наполнил склонностью к
изучению Торы, если «предполагал», что ответственность за выполнение этой задачи
могла достаться Эсаву? ..
24.11.03
Ключ к ответу на вопрос, кому из братьев досталось бы решение второй задачи -
в известной истории о том, как Эсав за чечевичную похлебку продал первородство
Яакову.
Что же на самом деле означало это первородство, к которому Эйсав, похоже,
не проявлял особого интереса?
Если оно давало первому сыну право получить после смерти отца большую долю
наследства, почему Эсав, устремления которого, как мы видим из текста Торы,
концентрировались в основном на материальных благах, не прилагал усилий, чтобы
его отстаивать? И почему Яаков, погруженный в изучение духовных материй, так
хотел его получить?
Потому что, - говорят наши Учителя, - первородство связано с выполнением
второй задачи, поставленной перед еврейским народом, как условие его выживания -
со служением Творцу. Ведь только с появлением Храма служителями в нем стали
коэны и левиты. До этого, во времена Яакова, все виды служения
Всевышнему осуществлялись первенцами. Именно они, первенцы, осуществляли
процедуры приношений от всей семьи.
Комментируя текст нашей недельной главы, Раши дает такое объяснение. Яаков
предложил Эсаву эту сделку, потому что подумал: «Эсав допустил немало ошибок и
склонен к злу. Поэтому он не может осуществлять приношения Всевышнему». Прежде
чем принять решение, Эсав спросил Яакова, что означает служение Всевышнему? И
Яаков ответил, что это связано со многими ограничениями и даже - наказаниями.
Так, к примеру, если осуществляющий процедуру приношения находится в состоянии
даже легкого опьянения или выглядит неряшливо, он может преждевременно умереть.
«Если я могу от этого умереть, - сказал Эсав, - зачем тогда мне это нужно?»
(комментарий Раши на недельную главу Берешит, гл. 24, ст. 32).
Таким образом, Эсав отдал Яакову осуществление второй задачи, выполнение
которой обеспечивает духовное выживание еврейского народа - по собственной воле.
Эта готовность отказаться от своей духовной миссии, продать свою роль, получив
взамен чечевичную похлебку (что, по сути - не представляет никакой ценности), со
всей очевидностью демонстрирует, что Эсав не имел ни малейшей склонности к
служению Творцу. Из этого следует, что решение двух первых задач, так или иначе
- сфера деятельности Яакова.
Осталось обсудить проблему исполнения третьей задачи - добрые дела. Тут мы
должны иметь в виду, что щедрая благотворительность предполагает, что человек,
который собирается давать цедаку (пожертвования), есть на это
материальные средства. Обманом получив благословение отца, Яаков стал объектом
ненависти Эсава.
В благословении, данном Ицхаком Яакову, говорится: «Пусть даст тебе Всевышний
от росы небесной и от туков земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе
народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да
поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие
тебя - благословенны »
(Берешит,
гл. 27, ст. 28).
Самое простое объяснение непримиримой ненависти Эсава к Яакову заключается в
том, что Эсав не хотел и не мог смириться с материальной потерей. Это, однако -
лишь поверхностный взгляд на проблему. Потеря материальных благ - только
небольшая часть от тех потерь, о которых можно было скорбеть.
В еврейской традиции принято, что коэны ,
левиты и
ученые Торы (те, кто изучает законы Торы и обучает других) не создают
материальные блага и живут на пожертвования (обязательные и добровольные). Если
бы третья задача оказалась бы в ведении Эсава, Яаков зависел бы от него
материально. Смысл этого понятен: тот, кто обретает контроль над осуществлением
третьей задачи, получает и контроль над судьбой еврейского народа.
В его руках
- политическая власть…
25.11.03
Подведем некий итог. Выстроив логическую цепочку по поводу распределения
духовных задач между братьями, мы можем понять, что в случае, если бы это
произошло в действительности, наш мир отделился бы от мира Грядущего (олам
а-ба). Яаков был бы ответственным за духовную сферу деятельности, занимаясь
изучением Торы и осуществляя служение Всевышнему. А Эсав контролировал бы
материальную часть бытия, обеспечивая поддержку духовным усилиям Яакова. Иными
словами, Эсаву был бы поручен этот мир, а Яакову - олам а-ба .
Внимательно читая текст благословения, которое, как мы знаем, предназначалось
Эсаву, мы видим, что именно об этом - о разделении мира - и думал Ицхак. То есть
он собирался именно Эсаву поручить лидерство. Именно Эсав - сильный решительный
и практичный, по его замыслу, должен был возглавить еврейский народ, обеспечивая
ему физическое выживание. Как сказано: «Да послужат тебе народы, и да поклонятся
тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны
матери твоей» (Берешит, гл. 27, ст. 28).
Ицхак, по
всей видимости, полагал, что, будучи столь одухотворенным, всецело устремленным
к духовным мирам, Яаков не сумеет вести корабль - направлять жизнь
еврейского народа - по бурным морям материального мира.
Абсурдным было бы думать, что наш праотец Ицхак проявил в данном случае некую
«недальновидность». Наши праотцы обладали высокой духовностью. Они формировали
народный характер, предопределяли судьбу еврейского народа.
Ицхак прекрасно знал своих детей. Мы сами можем убедиться в том, насколько
правильно он оценил потенциальные возможности Эсава. Потомки Эсава основали
Римскую империю - самую первую сильную цивилизацию в истории человечества. По
представлениям Ицхака, Израиль должен иметь лидеров не из числа священников, но
из среды тех, кто твердо стоит на земле и погружен в дела этого мира.
Ривка, однако, не разделяла эту точку зрения. По ее мнению, люди, отделившие
себя от духовных сфер, не могут быть лидерами еврейского народа. Ведь они
не в состоянии в полной мере оценить истинный смысл его существования - привести
мир к пониманию и принятию Царства Всевышнего. Реализация этой цели полностью
зависит от активности мудрецов Торы.
В самом деле. Если бы лидером еврейского народа стал «человек поля» - тот,
кто двумя ногами стоит на земле, важнейший приоритет для которого -
физическое выживание народа, он поставив «земные» цели выше духовных
направил бы все усилия людей лишь на достижение материального
благополучия. Такое неверное распределение усилий достаточно быстро могло
привести к тотальному упадку еврейского народа. Во всех областях его
деятельности, в том числе - и материальной.
26.11.03
Свою позицию Ривка Ицхаку не высказала. Впрочем, если бы Ривка и захотела
сделать это, что она сказала бы мужу? Что именно Яаков заслуживает
благословения, потому что он - больший, чем Эсав, праведник? Ицхак и сам это
прекрасно знал. Но в том-то и состояла проблема: праведность Яакова, с точки
зрения Ицхака, определяла ему духовную роль. Ицхак не желал обременять Яакова
повседневными, «земными» заботами. Не хотел, чтобы Яаков стал политическим
лидером, ибо это потребовало бы от него глубокого погружения в дела
материального мира. Ицхак видел, что основное предназначение Яакова - изучение
Торы и служение Всевышнему и не собирался его от этого отвлекать.
Ривка, как мы уже знаем, видела существо проблемы иначе. В ней жила
уверенность, что только человек Торы может повести за собой еврейский народ.
Какова ни была бы духовная цена погружения в «земные» заботы, ее следует
уплатить. «Человек поля», рассуждала Ривка, мгновенно забудет, что в руководстве
еврейским народом ему отведена роль «рук и ног», что «головой и сердцем»
остаются мудрецы Торы. И поставит себя выше людей, осуществляющих служение
Творцу.
В отличие от разногласий между Авраамом и Сарой в вопросе, может ли Ишмаэль
стать частью еврейского народа, разногласия между Ицхаком и Ривкой были гораздо
масштабнее. Но и том и в другом случае Всевышний не вмешался, оставив
возможность решить эти проблемы внутри семьи.
В результате Ицхак принял точку зрения Ривки. Мы видели, что после того, как
обман обнаружился, он отказался от мысли отменить свое благословение.
В Торе читаем: «И он сказал: я сын твой, первенец твой, Эсав. И вострепетал
Ицхак трепетом великим, и сказал - кто же наловил дичи и принес мне, и я ел от
всего, прежде, чем ты пришел, и я благословил его?»
(Берешит,
гл. 27, ст. 33).
Ицхак понял: если бы он в своем решении был прав, его не удалось бы обмануть.
Понял, что Ривка заботилась о том, чтобы еврейский народ избежал духовной
катастрофы. Поэтому Ицхак постфактум дал свое согласие на благословение Яакова.
Так курс еврейской истории был окончательно определен. Людям «поля», строителям
государства будет отведена второстепенная роль. На первых ролях всегда будут
мудрецы Торы .
Мудрецы Торы никогда не переставали влиять на материальный мир. Но свое
лидерство они осуществляли негласно. Они никогда не стремились встать во главе
правительств, не возглавляли индустрии и не занимали ответственные посты во
влиятельных международных организациях.
Яаков никогда не пытался узурпировать место Эсава в материальном мире. Тем не
менее, он фактически контролировал мир материальной реальности.
Но не слишком ли все запутано? Если механизм власти - в руках людей «поля»,
как же те, кто служит Всевышнему, могут влиять на ситуацию в стране? Почему
проблема, которую ставила перед мужем и сыновьями Ривка, по сути, так и не
разрешилась? Разве станут люди, мир которых ограничен достижением материальных
благ, прислушиваться к тому, что говорят раввины? Ведь Эсав не хотел слышать,
что скажет ему Яаков…
27.11.03
И снова ответ находим - в тексте благословения, где сказано: «Пусть даст тебе
Всевышний от росы небесной и от туков земли, и множество хлеба и вина...» (Берешит,
гл. 27, ст. 28).
Еврейские мудрецы говорят, что в благословении присутствует имя Всевышнего -
Элоким, связанное с Его атрибутом Справедливости. Таким образом,
благословение Ицхака тесно переплетено с реализацией принципов справедливости
суда и справедливости общественной структуры. Это означает, что изобилие, о
котором говорится в благословении, приходит только при условии, если евреи
следуют принципам справедливости.
Но разве благо, данное благословением, нужно еще и заслуживать? Если человек,
что-то заслужил, разве он нуждается в благословении?
Истинное намерение Ицхака, когда он давал благословение, заключалось не в
том, чтобы одарить сына богатством. У этого благословения была другая роль -
снять ограничения материального мира и обеспечить сыну связь с Божественным
Провидением (ашгаха пратит ).
Благословение поднимало еврейский народа над законами причинно-следственных
связей и устанавливало такую реальность, в которой Всевышний в каждом отдельном
случае будет принимать решения Сам. В таком мире все события жизни «скроены по
меркам» каждого индивидуума и предназначены для того, чтобы он мог духовно
развиваться. Любое изменение в духовных потребностях человека ведет к изменениям
обстоятельств материального мира. Всевышний постоянно оценивает, на каком
духовном уровне находится человек, и решает, в какие жизненные обстоятельства он
должен быть поставлен для дальнейшего духовного роста.
Когда Ицхак благословил Яакова, это означало, что с того момента мудрецам
Торы была определена роль стать «каналами», через которые в мир попадает Свыше
духовная энергия.
Подтверждение этой концепции находим в Талмуде, где «устами» Всевышнего
сказано: «Весь мир поддерживается ради Ханины, Моего сына, но Ханина, Мой
сын, от шаббата до шаббата удовлетворяется лишь небольшим количеством плодов
рожкового дерева» (трактат Брахот ,
лист 17).
Слово «ради» в тексте оригинала выражено ивритским словом - бишвиль
(швиль в
переводе - «тропа», «дорога»). То есть - «мир поддерживается через раби
Ханину». Иными словами, энергия поступает к раби Ханине, которые и распределяет
ее в нашем мире.
Таким образом, Талмуд сообщает нам, что энергия, необходимая для
существования народа Израиля приходит в этот мир через ученого Торы, - поясняет
этот отрывок рав Хаим из Воложина, ученик Гаона из Вильно (Виленский Гаон
- раби Элиягу из города Вильно; Литва, вторая половина 18-го века; назван Гаоном
- почетнейший титул - за исключительные знания всех разделов Торы и
праведность).
Итак, для того, чтобы быть истинным лидером в этом мире мудрецу Торы не
нужна в земном мире политическая власть. Единственный Источник благополучия
еврейского народа, в том числе, и материального - Творец. А «распределители» Его
энергии в нашем мире - те, кто изучает и преподает законы Торы. Государственные
деятели сменяют друг друга, но принцип распределения поступающей Свыше энергии
остается неизменным. Знание, что именно ученый Торы находится в эпицентре связи
между Всевышним и народом Израиля, в иудаизме - одна из основополагающих идей.
И действительно. Евреи никогда не измеряли свою силу материальными благами.
Национальное благополучие народа всегда зависело от духовного уровня народа и
уровня изучения Торы. Ибо в этом и заключен смысл его существования.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|