ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

28.03.2024, 18 Adar II, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ДВАРИМ»

 

Место в Торе: Пятая, последняя книга Торы — Дварим, гл. 1, ст. 1 — гл. 3, ст. 22.

 

Почему она так называется?

По первой фразе: «Вот слова, которые говорил Моше всем сынам Израиля...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «слова» — дварим

 

Обсуждение главы «Дварим»

 

1. Два названия одной книги

 

У пятой книги Торы, которую мы начинаем изучать — два названия: Дварим (речения) и Мишне Тора (повторение Торы).

Эти названия говорят о двух основных направлениях этой книги.

Дварим, как пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к книге Бамидбар (гл. 12, ст. 1 — это строгий разговор, морально-этические наставления (на иврите — мусар).

Мишне Тора — повторение заповедей, о которых уже говорилось ранее и открытие дополнительных деталей, связанных с ними.

Первая фраха книги содержат намек на оба названия.

Слова — «Вот речения (дварим)» (Дварим, гл. 1, ст. 1) дали название Дварим.

Далее — «Вот речения, которые произнес…» (там же) имеет ту же гематрию (числовое значение), что и название Мишне Тора.

Намек на эти названия находим и на стыке четвертой и пятой книг Торы.

Книга Бамидбар завершается фразой — «Вот заповеди и законы…» (Бамидбар, гл. 36, ст. 13).

Это — намек на Мишне Тора.

В свою очередь, книга Дварим, как уже было сказано, открывается словами — «Вот речения (дварим)».

Здесь подразумеваются наставления и мусар, чему соответствует название Дварим.

Сказано, что наставления и нравоучения Моше говорил «всему Израилю» (Дварим, гл. 1, ст. 1). 

Почему в Торе это подчеркивается?

Потому что Моше, как подобает истинному лидеру своего народа, мог очень даже нелицеприятно наставлять евреев. Но когда он беседовал с Всевышним — говорил о сынах Израиля только хорошее, всеми силами защищал их и старался найти им оправдание. Даже — самым тяжким их проступкам.

И еще слова «всему Израилю» означают, что обращался Моше не только к поколению пустыни, но — ко всем поколениям Израиля, во все времена.

Слова Моше обращены к каждому еврею. Поэтому книгу Дварим полезно изучать, как учат книги мусара.

Важно быть услышанным, важно встретить понимание.

Поэтому если человек совершил нарушение — не всегда следует прямо об этом ему говорить. Нехорошо, если он почувствует себя обвиняемым.

Займись с ним изучением заповеди (той, которую он нарушил) или соответствующего закона Торы, повтори отдельные детали. Тогда он поймет свою ошибку и не догадается, что ты о ней знаешь.

Так повторение заповедей и законов Торы (Мишне Тора) способно послужить на благо мусару (Дварим).

 

на основе комментария раби Хаима бен Атара

(известен и как Ор hа-Хаим;  один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

2. Нелицеприятно, значит — не видя лиц

 

В нашей недельной главе есть наставление для судей. Написано здесь: «Не лицеприятствуйте в суде, не давайте никому предпочтения: как малого, так и великого выслушайте» (Дварим, гл. 1, ст. 17).

Выражение «не лицеприятствуйте» в дословном переводе означает — «не узнавайте лиц».

В книге Сефер Хасидим («Книга праведников»; ее автор — рав Иегуда hа-Хасид; Германия, 12-й век) сказано, что судья не должен видеть лиц истца и ответчика, когда те излагают ему свои претензии (отвечают на претензии).

Там же указывается и причина такого нелицеприятного ведения дел в суде. Так следует поступать, потому что, как говорится в Талмуде (трактат Мегила, лист 28) — запрещено всматриваться в лицо злодея.

Но ведь, не обязательно все приходящие в суд — злодеи?

Пока ведущие тяжбу стоят перед тобой, — наставляют наши Учителя, — смотри на них как на преступников (трактат Авот, гл. 1, мишна 8).

Судья должен тщательно проверять сказанное обеими сторонами, чтобы ни одна из сторон не ввела судью в заблуждение. 

Теперь мы можем лучше понять наставление судьям — не узнавайте лиц. Не всматривайтесь в лица тех, кто пришел к вам на суд. Скользнуть взглядом по лицам — не запрещено. Но всматриваться так, чтобы запомнить — нельзя. Чтобы не нарушить запрет на то, чтобы видеть лицо злодея.

В некоторых комментариях подчеркивается, что наш праотец Ицхак ослабел глазами, потому что смотрел на своего сына Эсава, который выбрал в жизни неправедный путь.

В Танахе (книги Шофтим — книга Судей, гл. 4, ст. 5) рассказывается о Дворе, которая сидела под пальмой, а сыны Израиля приходили к ней на суд. 

Возникает вопрос: далась ей эта пальма, почему бы не зайти в помещение? 

Дело здесь не только в свежем воздухе (который в горах Эфраима особенно чист и свеж). Но — в том, что Двора опасалась йихуда (уединения с мужчиной).

По этой причине она сидела именно под пальмой, а не, скажем, под липой. Ведь пальма дерево высокое, тень практически не отбрасывающее. Под пальмой, в отличие от развесистой липы — невозможно уединиться.

Позвольте, но уединение с двумя приличными людьми — не запрещено. Запрещено с одним, независимо от того, что он собой представляет. А в суд обычно, по одиночке — не ходят. Судятся истец с ответчиком. 

Так почему Двора опасалась йихуда? 

Потому что не опасаются уединения с двумя приличными людьми (каждый из них будет следить, чтобы другой не нарушил запреты). Но с «неприличными» — очень даже опасаются. А в глазах Дворы, и истец и ответчик были злодеями. Не потому что она судила предвзято, но потому что строго исполняла предписание Учителей. 

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век) 

 

3. Принцип вентиля

 

Книга Дварим — это собрание упреков, увещеваний и наставлений, произнесенных Моше незадолго до его смерти.

Моше анализирует проступки евреев, указывает на ошибки. Из его наставлений можно понять многие принципы, согласно которым Всевышний управляет миром. 

Рассмотрим и мы один из таких принципов.

Написано в нашей недельной главе: «И подошли ко мне все вы и сказали» (Дварим, гл. 1, ст. 22).

Чтобы лучше понять, о чем идет речь, расскажу притчу.

У графа был слуга. Этот слуга испортил какую-то графскую вещь, и граф вынес ему приговор — сто ударов плетью.

Услышав об этом, слуга очень удивился. Вещь-то была — копеечная, и наказание явно не соответствовало преступлению.

Слуга обратился к своему хозяину с вопросом:

— Почему за столь незначительный ущерб, ты определил такое суровое наказание?

— Ты же знаешь мою щедрость, — начал свое объяснение граф. — Порой нищему, которому красная цена — грош в базарный день, я вдруг даю золотой. Также и с тобой, вместо того, чтобы отвесить тебе оплеуху-другую, я распорядился отмерить тебе целых сто плетей.

— Если мой хозяин так щедр, — продолжил расспрашивать слуга, — почему же он тогда урезал мне жалование?

— А это — другая грань моей натуры, — отвечал граф. — Иногда я бываю экономным. Двадцать процентов от твоей зарплаты, согласись — неплохая экономия.

— Все же неясно мне, — в задумчивости почесал затылок слуга, — если мой господин одновременно и щедр и бережлив, то почему бы ему не уменьшить мне наказание и не поднять жалование. Тогда я выиграл бы дважды!..

Это — притча. Что следует из ее содержания?

Мир — это Всевышний. Справа находятся наши защитники и заступники, они тяготеют к хеседу (милосердию). Слева — обвинители, обличители и ограничители. Их конек — гевура (мера суда, олицетворяющая закон и ограничения). Одни приносят изобилие, другие стремятся перекрыть вентиль.

Порой люди удивляются — почему беды и напасти сыплются на них со всех сторон? И охнуть не успевают. А вот мазаль (счастье, удача) и берахот (множественное число от слова бераха — «благословение») едва капают. 

Нельзя ли наоборот — сэкономить на несчастьях, а благословения и удачу выдать щедрой рукой?

Вопрос — серьезный, требующий ответа.

У вас, людей, — ответят Свыше, — тоже есть эти качества: широта, щедрость, бережливость… И как вы ими пользуетесь?

Понравилась шмотка — беру! Дорого стоит? Ничего, можно разбить на платежи, ведь это для себя любимой. Свежие овощи, пита и минеральная вода — вы что, смеетесь? Настоящие мужчины едят стейк и пьют виски! Ну и что, что это стоит намного дороже! На еде не экономят! Отдых за городом, на природе? Это же — отстой! Сейчас отдыхают в Таиланде. Что значит — не по карману? Возьмем кредит — живем-то один раз!

Это — ваша щедрость. 

Теперь о бережливости.

Решили строить микву, собирают средства. А я тут причем? Бедная девушка выходит замуж, нужно ей помочь со свадьбой. Когда я выходила замуж, мне никто не помогал. Если на всех бедных невест давать — самой на хлеб не останется. Цедака (пожертвование на высокие, благородные цели)? У меня лишних денег нет! Да я уже давал не так давно — и года еще не прошло...

Знакомая картина? Она стара, как мир. О подобном подходе к жизни рассказывается в Иерусалимском Талмуде (трактат Шкалим, гл. 1).

Сказано: «И вывел Моше народ навстречу Всевышнему» (Шемот, гл. 19, ст. 17). Это — когда нужно было принимать Тору.

А когда вернулись разведчики и разыграли трагедию — об этом в нашей недельной главе написано: «И подошли ко мне все вы и сказали…». Сами подошли.

В Торе читаем, что после рассечения моря и чудесного спасения от настигавших евреев египтян — «воспел Моше» (Шемот, гл. 15, ст. 1).

Моше начал петь, и евреи стали ему подпевать.

Но вот, выслушав навет разведчиков — «зарыдало все общество, и плакал народ в ту ночь» (Бамидбар, гл. 14, ст. 1).

Без напоминаний — народ начал рыдать и плакать...

Когда потакаешь своим дурным наклонностям, а в хороших делах ограничиваешь — нечего удивляться, что Свыше по отношению к тебе будут поступать точно так же. 

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века – первая половина 20-го, Багдад, Ирак)

 

3. В Израиль по лестнице

 

В нашей недельной главе читаем, что Моше напоминает евреям, как те боялись входить в страну Кенаан, потому что там — «города большие и укрепленные до небес» (Дварим, гл. 1, ст. 28).

Понятно, что словосочетание «города, укрепленные до небес» — гипербола. Чтобы увидеть нечто высокое или находящееся высоко, нужно хорошенько задрать голову, поднять глаза ввысь — настолько, насколько можешь, а лучше — еще выше.

Так нужно смотреть на Эрец Исраэль (Землю Израиля). Так на нее и смотрел Калев (один из разведчиков). Услышав, что разведчики отговаривают народ, заявив, что Кенаан им не по зубам, он бросился вперед, и пламенный призыв вырвался из его уст — «Поднимемся и взойдем!» (Бамидбар, гл. 13, ст. 30). 

Даже если нам понадобится подняться до неба, чтобы попасть в Израиль, — разъясняет слова Калева Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — мы сделаем лестницы и поднимемся по ним.

Разведчики намеренно преувеличили трудности и опасности, связанные с покорением Кенаанской земли. В ответ Калев использовал гиперболу — чтобы убедить сынов Израиля не отрекаться от Земли, дарованной им самим Всевышним.

Разведчики сконцентрировали внимание на вещах сугубо материальных — сильный враг, укрепленные города...

Гипербола Калева должна была сместить акценты. На Эрец Исраэль, — подчеркнул он, — не смотрят с материалистической точки зрения, глазами, «полными кузнечиков». Чтобы увидеть все в правильном свете — нужно поднять глаза к Небесам. Ведь недаром написано в Танахе, что «из Циона выйдет Тора» (книга пророка Йешайягу, гл. 2, ст. 3). И сам воздух, сама атмосфера Израиля насыщает мудростью. И еще много прекрасных заповедей и сгулот (мн. ч. от слова сгула — чудесное свойство, особенность) связаны с Землей, обещанной Творцом народу Израиля. Ради них, ради обладания ими — стоит потрудиться. И если понадобиться — «сделать лестницы, чтобы подняться».

Калев попытался объяснить, что Эрец Исраэль — не просто земля, текущая молоком и медом, не только земные богатства и прочие материальные ценности. Это еще — и лестница в мир Добра и Света, в мир, где царит духовность и гармония.   

Упомянутые Моше «города большие и укрепленные до небес» — оставили свой след на Небесах и в еврейской истории. В них и по сей день празднуют Пурим и читают Мегилат Эстер (Свиток Эстер) не 14-го, как во всех остальных городах, но — 15-го Адара. 

 

на основе комментария рава Авраама-Хаима Шора

(автор книги «Торат Хаим», Галиция, первая половина 17-го века)

 

4. Идем на север

 

В нашей недельной главе читаем о переходах евреев на пути в Израиль. Написано здесь: «И обходили мы гору Сеир многие дни» (Дварим, гл. 2, ст. 1).

На горе Сеир в стране Эдом жили потомки Эсава. О них известно (и об этом говорится в Мидраше Сифра), что они ненавидят потомков Яакова.

Евреи послали к ним делегацию со словами мира. И вот, что ответил Эдом: «Не пройдешь через меня, иначе с мечом выйду тебе навстречу» (Бамидбар, гл. 20, ст. 18). И чтобы продемонстрировать, что его слова не расходятся с делом — «вышел Эдом навстречу ему с народом многочисленным и с рукою крепкою» (там же, ст. 20).

С тяжелым сердцем обходили сыны Израиля гору Сеир. Тогда-то и пришло к ним повеление Всевышнего: «Довольно вам обходить эту гору, оборотитесь к северу» (Дварим, гл. 2, ст. 3).

Исходя из этого, Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 1) выводят правило: если Эсав начнет задирать евреев — не нужно ему отвечать, но следует спрятаться. 

Слово «спрятаться» на иврите имеет тот же корень, что и слово цафон (север). Фразу «оборотитесь к северу» можно понять и как — «спрячьтесь».

Второй Храм был разрушен, потому что евреи гневили римские власти, вместо того, чтобы спрятаться от них. 

Но вернемся к Мидрашу.

Евреи там задают Всевышнему резонный вопрос: 

— Хозяин мира, но ведь наш отец (имеется в виду Ицхак) благословил Эсава (и его потомков), сказав: «Мечом своим будешь жить» (Берешит, гл. 27, ст. 40). И Ты согласился с этим. А сейчас говоришь нам: «Прячьтесь от него!». Только куда нам бежать? У него же меч!

Ответил им Всевышний, — продолжает Мидраш, — Если увидите, что затевается большая распря, спрячьтесь в Тору. И там где дается направление «к северу», тоже имеется в виду, что спасение — в Торе. 

После разрушения Храма в Явне был организован центр изучения Торы. Там собрались лучшие умы еврейского народа. Явне стал не просто спасением Торы и ее носителей от римского меча. Явне стал олицетворением победы Израиля над Римом и над Эсавом, олицетворением победы Торы над их оружием. Как сказано: «Эти полагаются на колесницы, а те — на коней, мы же Имя Всевышнего нашего славим. Те склонились и пали, а мы возобладали и пересилили их» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 20, ст. 8-9).

Где филистимляне и ассирийцы, где персы, греки и римляне, где их былая слава и мощь? Кто о них помнит? Горстка узких специалистов, перебирающих истлевшие страницы ветхих фолиантов. Группка археологов, роющихся в окаменелостях.

А дворцы Торы — процветают. Там звонкие молодые голоса нараспев изучают Талмуд. Там настоящая жизнь, там живая учеба, там живая Тора вечного народа.     

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ДВАРИМ»

 

Место в Торе: Пятая, последняя книга Торы — Дварим, гл. 1, ст. 1 — гл. 3, ст. 22.

 

Почему она так называется?

По первой фразе: «Вот слова, которые говорил Моше всем сынам Израиля...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «слова» — дварим

 

Обсуждение главы «Дварим»

 

1. Два названия одной книги

 

У пятой книги Торы, которую мы начинаем изучать — два названия: Дварим (речения) и Мишне Тора (повторение Торы).

Эти названия говорят о двух основных направлениях этой книги.

Дварим, как пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к книге Бамидбар (гл. 12, ст. 1 — это строгий разговор, морально-этические наставления (на иврите — мусар).

Мишне Тора — повторение заповедей, о которых уже говорилось ранее и открытие дополнительных деталей, связанных с ними.

Первая фраха книги содержат намек на оба названия.

Слова — «Вот речения (дварим)» (Дварим, гл. 1, ст. 1) дали название Дварим.

Далее — «Вот речения, которые произнес…» (там же) имеет ту же гематрию (числовое значение), что и название Мишне Тора.

Намек на эти названия находим и на стыке четвертой и пятой книг Торы.

Книга Бамидбар завершается фразой — «Вот заповеди и законы…» (Бамидбар, гл. 36, ст. 13).

Это — намек на Мишне Тора.

В свою очередь, книга Дварим, как уже было сказано, открывается словами — «Вот речения (дварим)».

Здесь подразумеваются наставления и мусар, чему соответствует название Дварим.

Сказано, что наставления и нравоучения Моше говорил «всему Израилю» (Дварим, гл. 1, ст. 1). 

Почему в Торе это подчеркивается?

Потому что Моше, как подобает истинному лидеру своего народа, мог очень даже нелицеприятно наставлять евреев. Но когда он беседовал с Всевышним — говорил о сынах Израиля только хорошее, всеми силами защищал их и старался найти им оправдание. Даже — самым тяжким их проступкам.

И еще слова «всему Израилю» означают, что обращался Моше не только к поколению пустыни, но — ко всем поколениям Израиля, во все времена.

Слова Моше обращены к каждому еврею. Поэтому книгу Дварим полезно изучать, как учат книги мусара.

Важно быть услышанным, важно встретить понимание.

Поэтому если человек совершил нарушение — не всегда следует прямо об этом ему говорить. Нехорошо, если он почувствует себя обвиняемым.

Займись с ним изучением заповеди (той, которую он нарушил) или соответствующего закона Торы, повтори отдельные детали. Тогда он поймет свою ошибку и не догадается, что ты о ней знаешь.

Так повторение заповедей и законов Торы (Мишне Тора) способно послужить на благо мусару (Дварим).

 

на основе комментария раби Хаима бен Атара

(известен и как Ор hа-Хаим;  один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

2. Нелицеприятно, значит — не видя лиц

 

В нашей недельной главе есть наставление для судей. Написано здесь: «Не лицеприятствуйте в суде, не давайте никому предпочтения: как малого, так и великого выслушайте» (Дварим, гл. 1, ст. 17).

Выражение «не лицеприятствуйте» в дословном переводе означает — «не узнавайте лиц».

В книге Сефер Хасидим («Книга праведников»; ее автор — рав Иегуда hа-Хасид; Германия, 12-й век) сказано, что судья не должен видеть лиц истца и ответчика, когда те излагают ему свои претензии (отвечают на претензии).

Там же указывается и причина такого нелицеприятного ведения дел в суде. Так следует поступать, потому что, как говорится в Талмуде (трактат Мегила, лист 28) — запрещено всматриваться в лицо злодея.

Но ведь, не обязательно все приходящие в суд — злодеи?

Пока ведущие тяжбу стоят перед тобой, — наставляют наши Учителя, — смотри на них как на преступников (трактат Авот, гл. 1, мишна 8).

Судья должен тщательно проверять сказанное обеими сторонами, чтобы ни одна из сторон не ввела судью в заблуждение. 

Теперь мы можем лучше понять наставление судьям — не узнавайте лиц. Не всматривайтесь в лица тех, кто пришел к вам на суд. Скользнуть взглядом по лицам — не запрещено. Но всматриваться так, чтобы запомнить — нельзя. Чтобы не нарушить запрет на то, чтобы видеть лицо злодея.

В некоторых комментариях подчеркивается, что наш праотец Ицхак ослабел глазами, потому что смотрел на своего сына Эсава, который выбрал в жизни неправедный путь.

В Танахе (книги Шофтим — книга Судей, гл. 4, ст. 5) рассказывается о Дворе, которая сидела под пальмой, а сыны Израиля приходили к ней на суд. 

Возникает вопрос: далась ей эта пальма, почему бы не зайти в помещение? 

Дело здесь не только в свежем воздухе (который в горах Эфраима особенно чист и свеж). Но — в том, что Двора опасалась йихуда (уединения с мужчиной).

По этой причине она сидела именно под пальмой, а не, скажем, под липой. Ведь пальма дерево высокое, тень практически не отбрасывающее. Под пальмой, в отличие от развесистой липы — невозможно уединиться.

Позвольте, но уединение с двумя приличными людьми — не запрещено. Запрещено с одним, независимо от того, что он собой представляет. А в суд обычно, по одиночке — не ходят. Судятся истец с ответчиком. 

Так почему Двора опасалась йихуда? 

Потому что не опасаются уединения с двумя приличными людьми (каждый из них будет следить, чтобы другой не нарушил запреты). Но с «неприличными» — очень даже опасаются. А в глазах Дворы, и истец и ответчик были злодеями. Не потому что она судила предвзято, но потому что строго исполняла предписание Учителей. 

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век) 

 

3. Принцип вентиля

 

Книга Дварим — это собрание упреков, увещеваний и наставлений, произнесенных Моше незадолго до его смерти.

Моше анализирует проступки евреев, указывает на ошибки. Из его наставлений можно понять многие принципы, согласно которым Всевышний управляет миром. 

Рассмотрим и мы один из таких принципов.

Написано в нашей недельной главе: «И подошли ко мне все вы и сказали» (Дварим, гл. 1, ст. 22).

Чтобы лучше понять, о чем идет речь, расскажу притчу.

У графа был слуга. Этот слуга испортил какую-то графскую вещь, и граф вынес ему приговор — сто ударов плетью.

Услышав об этом, слуга очень удивился. Вещь-то была — копеечная, и наказание явно не соответствовало преступлению.

Слуга обратился к своему хозяину с вопросом:

— Почему за столь незначительный ущерб, ты определил такое суровое наказание?

— Ты же знаешь мою щедрость, — начал свое объяснение граф. — Порой нищему, которому красная цена — грош в базарный день, я вдруг даю золотой. Также и с тобой, вместо того, чтобы отвесить тебе оплеуху-другую, я распорядился отмерить тебе целых сто плетей.

— Если мой хозяин так щедр, — продолжил расспрашивать слуга, — почему же он тогда урезал мне жалование?

— А это — другая грань моей натуры, — отвечал граф. — Иногда я бываю экономным. Двадцать процентов от твоей зарплаты, согласись — неплохая экономия.

— Все же неясно мне, — в задумчивости почесал затылок слуга, — если мой господин одновременно и щедр и бережлив, то почему бы ему не уменьшить мне наказание и не поднять жалование. Тогда я выиграл бы дважды!..

Это — притча. Что следует из ее содержания?

Мир — это Всевышний. Справа находятся наши защитники и заступники, они тяготеют к хеседу (милосердию). Слева — обвинители, обличители и ограничители. Их конек — гевура (мера суда, олицетворяющая закон и ограничения). Одни приносят изобилие, другие стремятся перекрыть вентиль.

Порой люди удивляются — почему беды и напасти сыплются на них со всех сторон? И охнуть не успевают. А вот мазаль (счастье, удача) и берахот (множественное число от слова бераха — «благословение») едва капают. 

Нельзя ли наоборот — сэкономить на несчастьях, а благословения и удачу выдать щедрой рукой?

Вопрос — серьезный, требующий ответа.

У вас, людей, — ответят Свыше, — тоже есть эти качества: широта, щедрость, бережливость… И как вы ими пользуетесь?

Понравилась шмотка — беру! Дорого стоит? Ничего, можно разбить на платежи, ведь это для себя любимой. Свежие овощи, пита и минеральная вода — вы что, смеетесь? Настоящие мужчины едят стейк и пьют виски! Ну и что, что это стоит намного дороже! На еде не экономят! Отдых за городом, на природе? Это же — отстой! Сейчас отдыхают в Таиланде. Что значит — не по карману? Возьмем кредит — живем-то один раз!

Это — ваша щедрость. 

Теперь о бережливости.

Решили строить микву, собирают средства. А я тут причем? Бедная девушка выходит замуж, нужно ей помочь со свадьбой. Когда я выходила замуж, мне никто не помогал. Если на всех бедных невест давать — самой на хлеб не останется. Цедака (пожертвование на высокие, благородные цели)? У меня лишних денег нет! Да я уже давал не так давно — и года еще не прошло...

Знакомая картина? Она стара, как мир. О подобном подходе к жизни рассказывается в Иерусалимском Талмуде (трактат Шкалим, гл. 1).

Сказано: «И вывел Моше народ навстречу Всевышнему» (Шемот, гл. 19, ст. 17). Это — когда нужно было принимать Тору.

А когда вернулись разведчики и разыграли трагедию — об этом в нашей недельной главе написано: «И подошли ко мне все вы и сказали…». Сами подошли.

В Торе читаем, что после рассечения моря и чудесного спасения от настигавших евреев египтян — «воспел Моше» (Шемот, гл. 15, ст. 1).

Моше начал петь, и евреи стали ему подпевать.

Но вот, выслушав навет разведчиков — «зарыдало все общество, и плакал народ в ту ночь» (Бамидбар, гл. 14, ст. 1).

Без напоминаний — народ начал рыдать и плакать...

Когда потакаешь своим дурным наклонностям, а в хороших делах ограничиваешь — нечего удивляться, что Свыше по отношению к тебе будут поступать точно так же. 

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века – первая половина 20-го, Багдад, Ирак)

 

3. В Израиль по лестнице

 

В нашей недельной главе читаем, что Моше напоминает евреям, как те боялись входить в страну Кенаан, потому что там — «города большие и укрепленные до небес» (Дварим, гл. 1, ст. 28).

Понятно, что словосочетание «города, укрепленные до небес» — гипербола. Чтобы увидеть нечто высокое или находящееся высоко, нужно хорошенько задрать голову, поднять глаза ввысь — настолько, насколько можешь, а лучше — еще выше.

Так нужно смотреть на Эрец Исраэль (Землю Израиля). Так на нее и смотрел Калев (один из разведчиков). Услышав, что разведчики отговаривают народ, заявив, что Кенаан им не по зубам, он бросился вперед, и пламенный призыв вырвался из его уст — «Поднимемся и взойдем!» (Бамидбар, гл. 13, ст. 30). 

Даже если нам понадобится подняться до неба, чтобы попасть в Израиль, — разъясняет слова Калева Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — мы сделаем лестницы и поднимемся по ним.

Разведчики намеренно преувеличили трудности и опасности, связанные с покорением Кенаанской земли. В ответ Калев использовал гиперболу — чтобы убедить сынов Израиля не отрекаться от Земли, дарованной им самим Всевышним.

Разведчики сконцентрировали внимание на вещах сугубо материальных — сильный враг, укрепленные города...

Гипербола Калева должна была сместить акценты. На Эрец Исраэль, — подчеркнул он, — не смотрят с материалистической точки зрения, глазами, «полными кузнечиков». Чтобы увидеть все в правильном свете — нужно поднять глаза к Небесам. Ведь недаром написано в Танахе, что «из Циона выйдет Тора» (книга пророка Йешайягу, гл. 2, ст. 3). И сам воздух, сама атмосфера Израиля насыщает мудростью. И еще много прекрасных заповедей и сгулот (мн. ч. от слова сгула — чудесное свойство, особенность) связаны с Землей, обещанной Творцом народу Израиля. Ради них, ради обладания ими — стоит потрудиться. И если понадобиться — «сделать лестницы, чтобы подняться».

Калев попытался объяснить, что Эрец Исраэль — не просто земля, текущая молоком и медом, не только земные богатства и прочие материальные ценности. Это еще — и лестница в мир Добра и Света, в мир, где царит духовность и гармония.   

Упомянутые Моше «города большие и укрепленные до небес» — оставили свой след на Небесах и в еврейской истории. В них и по сей день празднуют Пурим и читают Мегилат Эстер (Свиток Эстер) не 14-го, как во всех остальных городах, но — 15-го Адара. 

 

на основе комментария рава Авраама-Хаима Шора

(автор книги «Торат Хаим», Галиция, первая половина 17-го века)

 

4. Идем на север

 

В нашей недельной главе читаем о переходах евреев на пути в Израиль. Написано здесь: «И обходили мы гору Сеир многие дни» (Дварим, гл. 2, ст. 1).

На горе Сеир в стране Эдом жили потомки Эсава. О них известно (и об этом говорится в Мидраше Сифра), что они ненавидят потомков Яакова.

Евреи послали к ним делегацию со словами мира. И вот, что ответил Эдом: «Не пройдешь через меня, иначе с мечом выйду тебе навстречу» (Бамидбар, гл. 20, ст. 18). И чтобы продемонстрировать, что его слова не расходятся с делом — «вышел Эдом навстречу ему с народом многочисленным и с рукою крепкою» (там же, ст. 20).

С тяжелым сердцем обходили сыны Израиля гору Сеир. Тогда-то и пришло к ним повеление Всевышнего: «Довольно вам обходить эту гору, оборотитесь к северу» (Дварим, гл. 2, ст. 3).

Исходя из этого, Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 1) выводят правило: если Эсав начнет задирать евреев — не нужно ему отвечать, но следует спрятаться. 

Слово «спрятаться» на иврите имеет тот же корень, что и слово цафон (север). Фразу «оборотитесь к северу» можно понять и как — «спрячьтесь».

Второй Храм был разрушен, потому что евреи гневили римские власти, вместо того, чтобы спрятаться от них. 

Но вернемся к Мидрашу.

Евреи там задают Всевышнему резонный вопрос: 

— Хозяин мира, но ведь наш отец (имеется в виду Ицхак) благословил Эсава (и его потомков), сказав: «Мечом своим будешь жить» (Берешит, гл. 27, ст. 40). И Ты согласился с этим. А сейчас говоришь нам: «Прячьтесь от него!». Только куда нам бежать? У него же меч!

Ответил им Всевышний, — продолжает Мидраш, — Если увидите, что затевается большая распря, спрячьтесь в Тору. И там где дается направление «к северу», тоже имеется в виду, что спасение — в Торе. 

После разрушения Храма в Явне был организован центр изучения Торы. Там собрались лучшие умы еврейского народа. Явне стал не просто спасением Торы и ее носителей от римского меча. Явне стал олицетворением победы Израиля над Римом и над Эсавом, олицетворением победы Торы над их оружием. Как сказано: «Эти полагаются на колесницы, а те — на коней, мы же Имя Всевышнего нашего славим. Те склонились и пали, а мы возобладали и пересилили их» (Танах, Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 20, ст. 8-9).

Где филистимляне и ассирийцы, где персы, греки и римляне, где их былая слава и мощь? Кто о них помнит? Горстка узких специалистов, перебирающих истлевшие страницы ветхих фолиантов. Группка археологов, роющихся в окаменелостях.

А дворцы Торы — процветают. Там звонкие молодые голоса нараспев изучают Талмуд. Там настоящая жизнь, там живая учеба, там живая Тора вечного народа.     

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

У праведника — плохие дети…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля