ВАЭТХАНАН 
Пост 9 АВА
начинается с вечера

6 августа
"ВАЭТХАНАН"
ВАЭТХАНАН 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВАЭТХАНАН"

7.08.2022, 10 Av, 5782

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(26 - 27.09.22)
Йом Кипур
10 Тишри
(05.10.22)
Суккот
15-21 Тишри
(10 - 16.10.22)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(17.10.22)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(17 - 18.10.22)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(19.12 - 26.12.22)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(03.01.23)
Ту би-Шват
15 Шват
(06.02.23)
Пурим
14 Адара
(07.03.23)
в Иерусалиме -
15 Адара
(08.03.23)
Песах
15-21 Нисана
(06 - 12.04.23)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(06 - 13.04.23)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(18.04.23)
День памяти павших 
3 Ияра
(24.04.23)
День независимости Израиля
4 Ияра
(25.04.23)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(09.05.23)

День Иерусалима
28 Ияра
(19.05.23) 
Шавуот
6 Сивана
(26.05.23)
В диаспоре 6-7 Сивана
(26 - 2.05.23)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ДВАРИМ»

Место в Торе: Пятая, последняя книга Торы — Дварим, гл. 1, ст. 1 — гл. 3, ст. 22.

Почему она так называется?

По первой фразе: «Вот слова, которые говорил Моше всем сынам Израиля...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «слова» — дварим

Обсуждение главы «Дварим»

1. Нечего возразить словам, идущим от сердца

Наша недельная глава и вся книга Дварим начинаются так: «Вот слова, с которыми обратился Моше ко всему Израилю» (Дварим, гл. 1, ст. 1).

Это были слова критики, слова порицаний и наставлений. Уроки этики и мусара (норм морали) преподал Моше своим слушателям.

И неспроста он решил выступить перед всем Израилем.

Моше, конечно же, мог вначале собрать, допустим, какую-то отдельную группу, скажем — старейшин. И все, что хотел — изложить все им. А они, в свою очередь, пересказали бы услышанное всем остальным. Но тогда, выслушав критику Моше не от него, не из первых уст — евреи, вместо того, чтобы принять ее, наполнились бы чувством противоречия.

«Вы слушали сына Амрама (Моше), и ничего не возразили ему?! — сказали бы они. — Если мы были бы там, мы ответили бы ему!».

Поэтому Моше, как сказано в Мидраше Сифра, собрал всех, весь народ Израиля, и сказал: «Вот все вы здесь. Всякий, у кого есть что возразить — пусть возражает».

И все же непонятно, чего добился Моше? Чем общий сбор лучше собрания по группам? Ведь, если у человека есть возражения, он выскажет их, в любом случае.

Впрочем, мы видим, что на общем сборе ни у кого не нашлось контрдоводов. Выходит, опасения были напрасными? Или все же есть основания считать, что те, кто сейчас согласились с Моше, услышь они то же самое, но от кого-то другого — непременно стали бы спорить?

Наверняка! Наверняка, услышав критику не от самого Моше, а от посредника, евреи привели бы ему тысячу оправданий и объяснений. Да еще бы образно высказали все, что они думают о его критике, о его наставлениях и о нем самом.

Но почему тогда никто не возразил Моше на встрече с ним?

Когда слышишь критику от первого лица, когда наставления идут от сердца — на это нечего возразить. Слова, исходящие из сердца — в сердце же и попадают. Напрямую. Не встречая преград. Не вызывая противоречий.

И еще один важный вывод.

Последнее время получили широкое распространение аудио и даже видеозаписи уроков и лекций. Их во множестве можно найти в интернете.

Это, казалось бы — огромное преимущество. Можно учиться, не выходя из дома.

Только при этом следует помнить, что в сердце входит только то, что, в свою очередь, вышло из сердца.

Так что, если вас интересует конечный результат, если вы заинтересованы в усвоении материала на высоком уровне — посещайте уроки, чтобы воспринимать материал прямо из уст преподавателя. А по записи — можно повторять пройденное. Хотя, если нет другой возможности — то и запись все же лучше, чем ничего. 

на основе комментария рава Ицхака-Дова Копельмана

(глава йешивы Люцерн, Швейцария, 1906-2011 гг.)

 

2. Береги смолоду, береги с вечера завет обрезания и завет достойной речи

 

В самом начале нашей недельной главы мы читаем: «Вот слова, с которыми обратился Моше ко всему Израилю, за Иорданом, в пустыне, в степи, против Суфа, между Параном и Тофелем» (Дварим, гл. 1, ст. 1).

Известно, что книга Дварим — это своего рода сборник произнесенных Моше в последние дни его жизни, наставлений морально-этического характера.

Моше критиковал, Моше укорял еврейский народ. Но из уважения к Израилю — он делал это не прямо, но — в скрытой, завуалированной форме. 

Тогда, какой мусар (в переводе с иврита — «мораль») содержится в приведенном фрагменте? 

Прежде всего, обращает на себя внимание описание места действия — «в пустыне, в степи».

Так в пустыне или — в степи? С географической точки зрения, это — совсем не одно и то же.

Впрочем, Тора поднимает нас над географическими понятиями, поднимает намного выше их.

Употребленное в нашем фрагменте слово «арава» (что в переводе означает — «степь») — производное от того же корня, что и слово «эрев» («вечер»). Согласно нашей традиции вечер предшествует утру, и именно вечер считается началом дня. Как сказано в Торе: «И был вечер, и было утро: день один» (Берешит, гл. 1, ст. 5).

Значит, молодость человека, его юность, первые этапы жизни соответствуют — вечеру. Поэтому написанное следует понимать так: в молодости каждый свой поступок человек должен совершать, как будто бы он находится напротив Шехины (Присутствия Всевышнего), Шехины, которая в книге Зогар (ч. 2, гл. 50) названа «Суф».

Но, что же тогда означают слова — «между Параном и Тофелем»? 

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 89) говорится, что в слове Паран содержится намек на заповедь «прия у-рвия» («плодитесь и размножайтесь»). 

Название Тофель, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — Моше использовал в качестве порицания тех, кто возводил напраслину (тафлу — «возводили напраслину») на ман (о значении этого слова — см. на сайте в ответе «Что такое «ман» (манна)?», № 706). Тех, кто говорил: «и нашей душе постыл легковесный, ничтожный хлеб» (Бамидбар, гл. 21, ст. 5). А еще — и тех, кто под влиянием разведчиков хулил Эрец Исраэль (Землю Израиля). 

Теперь мы можем понять какой смысл, какой посыл, какой мусар — заключен в нашем фрагменте. 

В книге Сефер Йецера (о ней — см. на сайте в ответах «Сефер Йецира — что это за книга и кто ее автор», № 2310 и «Какие книги написал раби Акива», № 664) сказано, что Всевышний заключил с человеком два завета: завет обрезания и завет достойной речи. Эти заветы человек должен беречь смолоду, беречь так, как будто бы перед ним постоянно находится Шехина. А значит, нельзя делать или говорить то, за что потом будет стыдно перед Шехиной.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Я еврей на 25 %, но мне сказали, что я 100 % еврей…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля