БЕШАЛАХ 
"БЕШАЛАХ"
БЕШАЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"БЕШАЛАХ"

5.02.2025, 7 Shevat, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(15.12. 25 - 22.12.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(30.12.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


24 цикл обсуждения

Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА “Толдот”

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

 

Обсуждение главы Толдот

 

1. Соблюдай дистанцию

 

Ривка долгое время была бездетна. И вот, наконец, наступила долгожданная беременность. Только протекала она неспокойно. Об этом читаем: «И толкались сыновья в ее утробе» (Берешит, гл. 25, ст. 22).

Выходит, Яаков и Эсав враждовали даже не с рождения, но — еще до него.

Понятно, что эта экзистенциональная вражда родилась не на пустом месте. Всевышний обозначил так невозможность их сближения. Яакову предписано держать дистанцию с Эсавом, невзирая на то, что номинально они — братья. 

Рассмотрим два химических препарата, один из которых обладает важными и редкими свойствами. Когда он вступает в контакт с другим — начинается реакция, в результате которой все его свойства пропадают, и он становится абсолютно индифферентным.

Подобно этому, потомки Яакова, сближаясь с другими народами, теряют свою аутентичность, понижают духовный уровень и начинают отходить от Торы. Поэтому, Всевышний установил «предохранительный клапан», который срабатывает, если сближение переходит допустимые границы. И тогда в народе, среди которого живут евреи, пробуждаются вражда и ненависть к ним.

Когда сыны Израиля перестают отделять себя от народов мира, те начинают отталкивать Израиль, принимая антиеврейские и антиизраильские законы, накладывая санкции, устраивая теракты и погромы.

Один из прошлых министров образования Израиля разработал и начал активно внедрять программу по сближению еврейской и арабской молодежи. Под эгидой министерства образования стали устраивать совместные мероприятия и для учебы и для досуга — всевозможные походы, слеты, форумы, вечеринки. Для их проведения выделили огромный бюджет. Перед организаторами реализации этой программы поставили цель — стереть различия между евреями и арабами так, чтобы они стали единым народом.

Многие раввины и здравомыслящие общественные деятели забили тревогу, и выступили против разрушения оград, попрания традиций, что неминуемо приводит к смешанным бракам. Только, ослепленный своей бредовой идеей, министр не пожелал прислушаться к голосу разума.

Впрочем, плодов его инициатива так и не принесла. Точнее принесла, но совсем не те, которых он ожидал. Началась первая интифада, а вскоре, вслед за ней — и вторая.

Арабы стали устраивать беспорядки, поджоги, нападать на евреев, терроризировать израильское население и громить все вокруг.

Как только сыны Израиля пытаются сблизиться со своими арабскими соседями, в тех самым непостижимым образом вспыхивает ненависть и особая жестокость. И, вместо сближения — происходит отдаление. Так реализуется Воля Всевышнего.

В конце 19-го века евреи восхищались немцами и Германией. Ради того, чтобы сблизиться и породниться со столь культурным и просвещенным народом, они изобрели лозунг — «быть евреем дома и немцем на улице».

В ответ на столь беззаветную любовь, культурные и просвещенные люди отправили миллионы евреев в лагеря смерти.

Как-то два еврея встретились на улице. В детстве они дружили, учились в хедере (традиционное еврейское учебное заведение для детей), только один остался верен Торе и заповедям, а другой поддался онемечиванию и уже мало походил на еврея.

Тем не менее, он был рад встрече с одноклассником и охотно придался воспоминаниям:

— Дружище, а помнишь, как мы сидели за одной партой, и ты мне чинил карандаш, а я тебе одалживал ластик?

— Конечно, помню, только больше не называй меня «дружище». Мы с тобой по разные стороны баррикад.

Когда в утробе матери Яаков приближался к Эсаву, тот начинал его нещадно лупить. И этот «урок» потомки Эсава повторяли не раз. Из поколения в поколение, на протяжении всей истории...

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Чем старше — тем сильней и отчетливей различия

 

Написано в нашей недельной главе: «И выросли мальчики. И стал Эсав искусным ловцом зверей, человеком поля, а Яаков — человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

Фраза «и выросли мальчики» кажется здесь лишней. Ведь и так понятно, что Эсав стал «искусным ловцом зверей», когда вырос. Ведь маленький ребенок не годится в охотники.

Также и черты, характеризующие Яакова, формировались в нем по мере взросления.

Так для чего Тора сообщает нам, что мальчики подросли?

Объясню это притчей.

Орел свил гнездо на вершине утеса, высоко под облаками. Но один маленький птенчик вывалился из него и упал в глубокую расселину. К счастью, он не разбился, а отделался, лишь, легким испугом. Хоть и высота была огромной, но ветви раскидистого дерева затормозили падение, а густая трава сыграла роль амортизатора.

Так орленок оказался среди коз и ягнят. Он рос вместе с ними, и поначалу никак не выделялся из общей массы бекающих и мекающих.

Но вот, у него прорезались крылья, и однажды он воспарил над стадом и вознесся к горным вершинам — туда, куда никакой баран не доберется.

Впрочем, охотясь, он снижался. И однажды его увидел молодой козел, который с ним вместе рос. Он узнал и окликнул бывшего птенчика, а ныне грозного орла, поприветствовал и назвал братом.

Но орел не выказал особой радости.

— Да, я рос с тобой и не стеснялся твоей компании, потому что у нас было нечто общее. Но с тех пор, как я обрел крылья, а ты рога, у меня нет никакого желания водить дружбу с тобой и с подобными тебе...

Яаков и Эсав действительно росли вместе, в одном доме. Но по мере взросления их различия становились все заметнее и заметнее. Пока о разнице между ними не стали говорить: «Да это просто небо и земля!».

Яаков поднимался по лестнице духовности, чистоты и святости. А Эсав становился все более грубым и заматериализованным.

Поэтому в Торе и сообщается об их взрослении — именно оно открыло новый этап в их жизни, когда каждый пошел своим путем.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

 

 

 

3. Огородник и виноградарь

 

Написано: «А Яаков был человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

В комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что под «шатрами Яакова» подразумеваются места изучения Торы.

Но в чем разница между человеком, сформировавшимся как личность в результате учебы, и тем, кто Тору не изучал?

Объясню это с помощью притчи.

У царя во владении были прекрасные земельные угодья. И он поделил свою землю на два участка и отдал их в аренду двум большим специалистам в сельском хозяйстве.

Каждый из них трудился, не покладая рук. И в итоге оба собрали богатые урожаи.

Один вырастил прекрасный виноград, лучше которого не было во всей стране. Другому удалось собрать первые овощи задолго до того, как они появились на рынке.

Виноградарь сложил лучшие грозди в корзину и отослал ее царю. Огородник наполнил лукошко своими первосортными овощами, позаботившись, чтобы они были доставлены в царский дворец.

Царь пригласил обоих на торжественный обед, но отнесся к ним не одинаково. Виноградаря он окружил небывалым почетом, а с огородником разговаривал снисходительно.

Тот никак не мог понять причину столь предвзятого, как ему показалось, отношения. И по завершению пира, тотчас же обратился к мудрецу, советнику царя, за разъяснениями.

— Подожди несколько дней, — сказал советник, — и ты увидишь, как рынок заполнится овощами. Сразу цены пойдут вниз. И если ранние овощи могли себе позволить только очень состоятельные люди, то в сезон ими уже будут кормить скот. Хороший же виноград высокого качества, всегда трудно достать, поэтому он постоянно будет в цене.

Любая вещь в нашем мире ценится, исходя из того, насколько редко она встречается и насколько трудно ее заполучить. Так медь более распространена, по сравнению с золотом. Поэтому золото — дороже меди.

Постижение Торы требует усилий, открытия в ней сродни редким жемчужинам, которые опытные ныряльщики достают из морских глубин. Поэтому Тора всегда будет дорогой и желанной.

Люди, как правило, стараются быстрее разделаться со своей работой и освободить время для себя. Те же, кто по-настоящему изучают Тору, стараются выкроить и высвободить время для нее.

Рассказывают о Хафец Хаиме (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), что, вернувшись из поездки, он первым делом снял с полки книгу и сел с ней к столу. При этом он снимал с себя пальто. Но так быстро и глубоко погрузился в учебу, что успел вынуть руку только из одного рукава. Когда, спустя несколько часов принесли обед, он все еще сидел в невероятной сосредоточенности, склоненный над книгой, с одной рукой в рукаве...

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

4. Праведника от злодея можно отличить по кишкам

 

Когда Ривка столкнулась с осложнениями при беременности, ей было предсказано, что из ее утробы (дословно — кишок) выйдут два народа, чьи пути разойдутся (Берешит, гл. 25, ст. 23).

Когда хотят определить праведник человек или злодей, это можно сделать по кишкам. Тот, кто усердно изучает Тору, может сказать о себе: «И Тора Твоя внутри меня (у меня в кишках — если переводить дословно)» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 40, ст. 9).

Бывает, человек проголодался или устал, но он все равно продолжает учиться с прилежанием и усердием, невзирая на пустоту в животе.

Но разве можно нормально учиться, когда кишки играют марш?

Можно, если в них Тора!

О злодеях сказано, что их чрево (дословно — кишки) оскудевает (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 13, ст. 25).

Здесь идет речь о чувствах нечестивца. Ему все время кажется, что его пузо оскудевает, поэтому он постоянно занят тем, как бы его поплотнее набить, да и об удовлетворении других своих вожделений не забывает.

Во фразе «Два народа выйдут из кишок» — подразумеваются праведный Яаков и злодей Эсав. Разницу между ними видно «по кишкам». В кишках у Яакова — Тора, а у Эсава — чечевичная похлебка.

Но ведь чечевица при варке меняет свой цвет. Она может стать серой, или, даже черной. Так почему же Эсав требовал именно «этого красного, красного» (Берешит, гл. 25, ст. 30)?

Потому что «чрево злодеев оскудевает». Эсав так торопится наполнить свой живот, что не в силах ждать пока чечевица просигнализирует о своей готовности изменением цвета. Он готов съесть ее недоваренной, красной.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 63) говорится, что Эсав требовал, чтобы Яаков влил похлебку в него, как будто он верблюд.

Если хотят лучше узнать человека, выяснить, насколько он прям и честен, обладает ли богобоязненностью — нужно понаблюдать за тем, как он ест.

Праведник омывает руки и произносит благословение, ест не спеша и немного, только, чтобы утолить голод, проявляет за столом скромность и хорошее воспитание. Злодей же набрасывается на еду, уплетает за обе щеки и все никак не насытится.

«Праведник ест досыта, а чрево злодеев — оскудевает»...

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(широко известен как Хида — аббревиатура, составленная из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА “Толдот”

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына Авраама...”.

История происхождения на иврите — толдот.

 

Обсуждение главы Толдот

 

1. Соблюдай дистанцию

 

Ривка долгое время была бездетна. И вот, наконец, наступила долгожданная беременность. Только протекала она неспокойно. Об этом читаем: «И толкались сыновья в ее утробе» (Берешит, гл. 25, ст. 22).

Выходит, Яаков и Эсав враждовали даже не с рождения, но — еще до него.

Понятно, что эта экзистенциональная вражда родилась не на пустом месте. Всевышний обозначил так невозможность их сближения. Яакову предписано держать дистанцию с Эсавом, невзирая на то, что номинально они — братья. 

Рассмотрим два химических препарата, один из которых обладает важными и редкими свойствами. Когда он вступает в контакт с другим — начинается реакция, в результате которой все его свойства пропадают, и он становится абсолютно индифферентным.

Подобно этому, потомки Яакова, сближаясь с другими народами, теряют свою аутентичность, понижают духовный уровень и начинают отходить от Торы. Поэтому, Всевышний установил «предохранительный клапан», который срабатывает, если сближение переходит допустимые границы. И тогда в народе, среди которого живут евреи, пробуждаются вражда и ненависть к ним.

Когда сыны Израиля перестают отделять себя от народов мира, те начинают отталкивать Израиль, принимая антиеврейские и антиизраильские законы, накладывая санкции, устраивая теракты и погромы.

Один из прошлых министров образования Израиля разработал и начал активно внедрять программу по сближению еврейской и арабской молодежи. Под эгидой министерства образования стали устраивать совместные мероприятия и для учебы и для досуга — всевозможные походы, слеты, форумы, вечеринки. Для их проведения выделили огромный бюджет. Перед организаторами реализации этой программы поставили цель — стереть различия между евреями и арабами так, чтобы они стали единым народом.

Многие раввины и здравомыслящие общественные деятели забили тревогу, и выступили против разрушения оград, попрания традиций, что неминуемо приводит к смешанным бракам. Только, ослепленный своей бредовой идеей, министр не пожелал прислушаться к голосу разума.

Впрочем, плодов его инициатива так и не принесла. Точнее принесла, но совсем не те, которых он ожидал. Началась первая интифада, а вскоре, вслед за ней — и вторая.

Арабы стали устраивать беспорядки, поджоги, нападать на евреев, терроризировать израильское население и громить все вокруг.

Как только сыны Израиля пытаются сблизиться со своими арабскими соседями, в тех самым непостижимым образом вспыхивает ненависть и особая жестокость. И, вместо сближения — происходит отдаление. Так реализуется Воля Всевышнего.

В конце 19-го века евреи восхищались немцами и Германией. Ради того, чтобы сблизиться и породниться со столь культурным и просвещенным народом, они изобрели лозунг — «быть евреем дома и немцем на улице».

В ответ на столь беззаветную любовь, культурные и просвещенные люди отправили миллионы евреев в лагеря смерти.

Как-то два еврея встретились на улице. В детстве они дружили, учились в хедере (традиционное еврейское учебное заведение для детей), только один остался верен Торе и заповедям, а другой поддался онемечиванию и уже мало походил на еврея.

Тем не менее, он был рад встрече с одноклассником и охотно придался воспоминаниям:

— Дружище, а помнишь, как мы сидели за одной партой, и ты мне чинил карандаш, а я тебе одалживал ластик?

— Конечно, помню, только больше не называй меня «дружище». Мы с тобой по разные стороны баррикад.

Когда в утробе матери Яаков приближался к Эсаву, тот начинал его нещадно лупить. И этот «урок» потомки Эсава повторяли не раз. Из поколения в поколение, на протяжении всей истории...

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Чем старше — тем сильней и отчетливей различия

 

Написано в нашей недельной главе: «И выросли мальчики. И стал Эсав искусным ловцом зверей, человеком поля, а Яаков — человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

Фраза «и выросли мальчики» кажется здесь лишней. Ведь и так понятно, что Эсав стал «искусным ловцом зверей», когда вырос. Ведь маленький ребенок не годится в охотники.

Также и черты, характеризующие Яакова, формировались в нем по мере взросления.

Так для чего Тора сообщает нам, что мальчики подросли?

Объясню это притчей.

Орел свил гнездо на вершине утеса, высоко под облаками. Но один маленький птенчик вывалился из него и упал в глубокую расселину. К счастью, он не разбился, а отделался, лишь, легким испугом. Хоть и высота была огромной, но ветви раскидистого дерева затормозили падение, а густая трава сыграла роль амортизатора.

Так орленок оказался среди коз и ягнят. Он рос вместе с ними, и поначалу никак не выделялся из общей массы бекающих и мекающих.

Но вот, у него прорезались крылья, и однажды он воспарил над стадом и вознесся к горным вершинам — туда, куда никакой баран не доберется.

Впрочем, охотясь, он снижался. И однажды его увидел молодой козел, который с ним вместе рос. Он узнал и окликнул бывшего птенчика, а ныне грозного орла, поприветствовал и назвал братом.

Но орел не выказал особой радости.

— Да, я рос с тобой и не стеснялся твоей компании, потому что у нас было нечто общее. Но с тех пор, как я обрел крылья, а ты рога, у меня нет никакого желания водить дружбу с тобой и с подобными тебе...

Яаков и Эсав действительно росли вместе, в одном доме. Но по мере взросления их различия становились все заметнее и заметнее. Пока о разнице между ними не стали говорить: «Да это просто небо и земля!».

Яаков поднимался по лестнице духовности, чистоты и святости. А Эсав становился все более грубым и заматериализованным.

Поэтому в Торе и сообщается об их взрослении — именно оно открыло новый этап в их жизни, когда каждый пошел своим путем.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

 

 

 

3. Огородник и виноградарь

 

Написано: «А Яаков был человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

В комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что под «шатрами Яакова» подразумеваются места изучения Торы.

Но в чем разница между человеком, сформировавшимся как личность в результате учебы, и тем, кто Тору не изучал?

Объясню это с помощью притчи.

У царя во владении были прекрасные земельные угодья. И он поделил свою землю на два участка и отдал их в аренду двум большим специалистам в сельском хозяйстве.

Каждый из них трудился, не покладая рук. И в итоге оба собрали богатые урожаи.

Один вырастил прекрасный виноград, лучше которого не было во всей стране. Другому удалось собрать первые овощи задолго до того, как они появились на рынке.

Виноградарь сложил лучшие грозди в корзину и отослал ее царю. Огородник наполнил лукошко своими первосортными овощами, позаботившись, чтобы они были доставлены в царский дворец.

Царь пригласил обоих на торжественный обед, но отнесся к ним не одинаково. Виноградаря он окружил небывалым почетом, а с огородником разговаривал снисходительно.

Тот никак не мог понять причину столь предвзятого, как ему показалось, отношения. И по завершению пира, тотчас же обратился к мудрецу, советнику царя, за разъяснениями.

— Подожди несколько дней, — сказал советник, — и ты увидишь, как рынок заполнится овощами. Сразу цены пойдут вниз. И если ранние овощи могли себе позволить только очень состоятельные люди, то в сезон ими уже будут кормить скот. Хороший же виноград высокого качества, всегда трудно достать, поэтому он постоянно будет в цене.

Любая вещь в нашем мире ценится, исходя из того, насколько редко она встречается и насколько трудно ее заполучить. Так медь более распространена, по сравнению с золотом. Поэтому золото — дороже меди.

Постижение Торы требует усилий, открытия в ней сродни редким жемчужинам, которые опытные ныряльщики достают из морских глубин. Поэтому Тора всегда будет дорогой и желанной.

Люди, как правило, стараются быстрее разделаться со своей работой и освободить время для себя. Те же, кто по-настоящему изучают Тору, стараются выкроить и высвободить время для нее.

Рассказывают о Хафец Хаиме (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), что, вернувшись из поездки, он первым делом снял с полки книгу и сел с ней к столу. При этом он снимал с себя пальто. Но так быстро и глубоко погрузился в учебу, что успел вынуть руку только из одного рукава. Когда, спустя несколько часов принесли обед, он все еще сидел в невероятной сосредоточенности, склоненный над книгой, с одной рукой в рукаве...

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

4. Праведника от злодея можно отличить по кишкам

 

Когда Ривка столкнулась с осложнениями при беременности, ей было предсказано, что из ее утробы (дословно — кишок) выйдут два народа, чьи пути разойдутся (Берешит, гл. 25, ст. 23).

Когда хотят определить праведник человек или злодей, это можно сделать по кишкам. Тот, кто усердно изучает Тору, может сказать о себе: «И Тора Твоя внутри меня (у меня в кишках — если переводить дословно)» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 40, ст. 9).

Бывает, человек проголодался или устал, но он все равно продолжает учиться с прилежанием и усердием, невзирая на пустоту в животе.

Но разве можно нормально учиться, когда кишки играют марш?

Можно, если в них Тора!

О злодеях сказано, что их чрево (дословно — кишки) оскудевает (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 13, ст. 25).

Здесь идет речь о чувствах нечестивца. Ему все время кажется, что его пузо оскудевает, поэтому он постоянно занят тем, как бы его поплотнее набить, да и об удовлетворении других своих вожделений не забывает.

Во фразе «Два народа выйдут из кишок» — подразумеваются праведный Яаков и злодей Эсав. Разницу между ними видно «по кишкам». В кишках у Яакова — Тора, а у Эсава — чечевичная похлебка.

Но ведь чечевица при варке меняет свой цвет. Она может стать серой, или, даже черной. Так почему же Эсав требовал именно «этого красного, красного» (Берешит, гл. 25, ст. 30)?

Потому что «чрево злодеев оскудевает». Эсав так торопится наполнить свой живот, что не в силах ждать пока чечевица просигнализирует о своей готовности изменением цвета. Он готов съесть ее недоваренной, красной.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 63) говорится, что Эсав требовал, чтобы Яаков влил похлебку в него, как будто он верблюд.

Если хотят лучше узнать человека, выяснить, насколько он прям и честен, обладает ли богобоязненностью — нужно понаблюдать за тем, как он ест.

Праведник омывает руки и произносит благословение, ест не спеша и немного, только, чтобы утолить голод, проявляет за столом скромность и хорошее воспитание. Злодей же набрасывается на еду, уплетает за обе щеки и все никак не насытится.

«Праведник ест досыта, а чрево злодеев — оскудевает»...

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(широко известен как Хида — аббревиатура, составленная из первых букв его полного имени; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

5. Злодейство Эсава выходит наружу 

 

В нашей недельной главе говорится о формировании характеров и становлении Эсава и Яакова. И мы читаем: «И выросли мальчики. И стал Эсав искусным ловцом зверей, человеком поля, а Яаков — человеком кротким, обитателем шатров» (Берешит, гл. 25, ст. 27).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что пока они были малыми детьми, по их поступкам трудно было распознать, кто есть кто. И люди не обращали особого внимания на то, какой нрав у каждого из них. Когда же им исполнилось 13 лет, когда они достигли совершеннолетия, один проявил интерес к изучению Торы, другой заинтересовался идолопоклонством.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 63) Учителя приводят аллегорию о двух растениях. Пока они просто росли — не было видно особых различий. Но вот пришла пора цветения, и сразу выяснилось, что одно из них — редкое благовоние, а другое — колючий сорняк.

Первые 13 лет жизни Яаков и Эсав росли вместе и были похожи по характеру. Но затем все больше стали проявляться различия. Исходя из этого, Учителя делают вывод, наставляя, что отец должен успеть воспитать своего сына, пока тому не минуло 13 лет. Ведь именно в этот период закладывается фундамент личности и формируется характер.

В день совершеннолетия сына, отец произносит особое благословение Всевышнему за то, что освободил его от тяжкой ноши.

В продолжение нашей главы читаем, что Яаков сварил чечевичную похлебку, а Эсав придя с поля сильно уставшим, попросил, чтобы брат его накормил.

В Мидраше Ялкут Шимони Учителя разъясняют, что чечевичную похлебку Яаков сварил в честь траура по Аврааму, который умер в тот день. Эсав же пришел с поля сильно уставшим, потому что совершил в этот день пять тяжелейших прегрешений: изнасилование, убийство, отрицание веры в Творца, отрицание веры в Грядущий мир и продажу первородства.

 — скрытно. В 15 лет он перестал таиться и начал действовать в открытую.

 

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)


Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

По генетическому анализу узнал, что я — сефард…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля