Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына
Авраама...”.
История происхождения
на иврите — толдот.
Обсуждение
главы
Толдот
1. Там, где нет
вопросов
Тяжко и горько терять зрение.
Свет, вытесняемый тьмой, постепенно уходит из глаз.
Впрочем, от слепоты может быть и
некоторая польза. Человек перестает видеть то, на что запрещено смотреть. И
здесь речь — не о сварке.
Глаз видит — сердце вожделеет, —
пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) в своем комментарии к книге Бамидбар (гл. 15,
ст. 39). — И тело совершает прегрешение.
Кроме того, потеряв зрение,
человек перестает видеть недостатки и проступки других. И получает возможность
больше сосредоточиться на собственных.
В нашей недельной главе
говорится, что Ицхак в старости перестал видеть. Написано: «И состарился Ицхак,
и ослабели его глаза» (Берешит, гл. 27, ст.1).
Раши, объясняя слепоту Ицхака,
отсылает нас к «акеде» (см.
на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Вайера,
четвертый годовой цикл обсуждения).
Когда Ицхака связали, возложили на мизбеах (в условном переводе —
«жертвенник») и Авраам вознамерился заколоть его — Небеса разверзлись, и
малахим (мн. ч. от слова малах, в условном переводе — «ангел»)
смотрели на это и плакали. Слезы катились из их глаз и падали в глаза Ицхака.
Поэтому глаза Ицхака впоследствии — ослепли.
Итак, мы видим, что в момент
акеды произошло раскрытие Небес. Нечто подобное наблюдалось и во время
дарования Торы. Как сказано: «Тебе дано было видеть, чтобы ты узнал, что нет
никого, кроме Всевышнего» (Дварим, гл. 4, ст. 35).
Когда Творец, даровал Тору сынам
Израиля, Он открыл им семь небес. И увидели они, что Всевышний — Один.
Поэтому и пишет Раши, что сынам
Израиля дано было увидеть, чтобы они узнали это.
Итак, причина, по которой
Всевышний разверз Небеса при даровании Торы, нам более или менее — ясна.
Но для чего понадобилось
отмыкать Небеса во время акеды?
Свет на этот вопрос проливает с
учеником Рамбана (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец
Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.).
Ученик тяжело заболел, и Рамбан
пришел его проведать. И понял, что дни больного сочтены. Тогда он обратился к
нему с необычной просьбой.
— Я долгое время не могу найти
ответ в области сокровенных тайн Торы. Ты же скоро окажешься в мире Истины. Я
дам тебе текст особой молитвы. С ее помощью ты окажешься перед Троном Всевышнего
— там, где осуществляется Управление миром. Задай там вопрос, над которым я
бьюсь уже не один год. Потом ты придешь ко мне во сне и передашь ответ.
Ученик умер. Когда истекли семь
дней траура по нему, он явился своему учителю во сне.
— Благодаря твоей молитве, я
попал в одно из самых возвышенных мест духовного мира. Там я хотел задать твой
вопрос. Но вдруг увидел я, что он исчез, его просто нет. И не только его, но
вообще — нет никаких вопросов. Они перестали существовать для меня.
— Такого ответа я и ожидал, —
молвил Рамбан.
Присутствие Творца делает все
предельно ясным. Рядом с Ним — нет вопросов. Вопросы появляются — когда
Всевышний сокрыт.
Каждое доброе дело, каждая
выполненная заповедь рождают малаха. Благодаря самоотверженности Авраама
и Ицхака во время акеды, в Небесном воинстве появились двое новеньких. О
них и говорит Раши в своем комментарии.
На Небе нет вопросов, поэтому
происходящее на земле — не вызвало у новоиспеченных малахим никаких
эмоций. Ведь по Небесному сценарию все именно так и должно было быть.
Тогда Всевышний открыл Небеса. И
малахим увидели акеду по-новому, по-земному — увидели ее так, как
если бы они были людьми. И брызнули слезы из ангельских глаз.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от
названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
2.
Слепое милосердие
В нашей недельной главе
говорится о том, что Ицхак ослеп. И мы здесь читаем: «И состарился Ицхак, и
ослабели его глаза (Берешит, гл. 27, ст.1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, отчего это произошло.
Когда Ицхак лежал связанный на
мизбеахе (мизбеах в условном переводе — «жертвенник»), и Авраам
вознамерился заколоть его (с
см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Вайера,
четвертый годовой цикл обсуждения)
— Небеса разверзлись. И малахим (мн. ч. от слова малах, в условном
переводе — «ангел») смотрели на все это и плакали. Слезы катились из их глаз и
падали в глаза Ицхака. Поэтому впоследствии ослепли его глаза.
Но ведь эти малахим были
ангелами милосердия (малахей рахамим). Малахей суда, возмездия — не
плакали бы. Так почему же они не проявили необходимую осторожность?
Неужели нельзя было плакать так,
чтобы не повредить Ицхаку глаза?
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 89) рассказывается, что сыны Израиля провинились перед Всевышним, и за это
были приговорены к галуту (изгнанию). Тогда Творец обратился к их
праотцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову, чтобы те выступили в защиту своих потомков.
— Их проступки опозорили Твое
Имя, — сказал Авраам. — Но наказание, данное им, вернет Ему святость. Народы
увидят, что бывает за нарушение Воли Творца и устрашатся. Когда провинился мой
сын Ишмаэль, я его выгнал из дома.
— Если сыны Израиля провинились,
они должны понести наказание, — подхватил Яаков. — За недостойный поступок мой
сын Реувен был лишен первородства. Это о нем сказано: «Как вода, ты поспешен, не
будешь больше первым... Осквернил ты ложе отца» (Берешит, гл. 42,
ст. 4).
Но Всевышний не принял ни слова
Авраама, ни и слова Яакова. Он обратился к Ицхаку и сказал:
— Твои сыновья провинились
передо Мной!
— Разве они только мои сыновья?
Разве и не Твои тоже? — отвечал Ицхак. — Ведь когда они провозгласили — «Будем
исполнять и изучать!» (Шемот, гл. 24, ст. 7). Ты сказал им: «Сын
Мой, первенец» (Шемот, гл. 4, ст. 22). А сейчас, когда провинились
— они уже перестали быть Твоими?
Ицхак имел право задать этот
вопрос. Потому что, его собственный сын, Эсав, своими отвратительными
поступками, постоянно отравлял ему жизнь. Но он, несмотря ни на что, не прогнал
Эсава из дома и не наказал его. Поэтому — и мог требовать соответствующего
отношения к евреям. Что бы те ни натворили — они все равно остаются детьми
Творца. А детям — многое прощают.
Все же возникает вопрос: почему
Ицхак терпел злодейства Эсава? Почему не выставил его из своего дома на все
четыре стороны?
Потому что он был слеп и не
видел преступлений своего сына, но только слышал о них. А когда не видишь —
легче простить.
Получается, благодаря слезам
малахим, попавшим в глаза Ицхака, сыны Израиля удостоились мощной и
аргументированной защиты с его стороны.
И теперь нам понятно, почему
Ицхак любил Эсава. Как сказано: «И любил Ицхак Эсава, потому что добыча во рту у
него» (Берешит, гл. 25, ст. 28).
Из-за того, что Ицхак проявлял
любовь к Эсаву, у него во рту появилась добыча — весомый довод в защиту сынов
Израиля.
на основе комментария рава Залмана Сороцкина
(раввин в городах Литвы, затем — в Израиле; первая половина 20-го века)
3. Эсав плюет Ицхаку в
лицо, а Яаков получает благословения
Написано в нашей недельной
главе: «И состарился Ицхак, и ослабели его глаза» (Берешит, гл.
27, ст.1).
В качестве одного из объяснений
слепоты Яакова, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы
и Талмуда; Франция, 11-й век) приводит слова из Мидраша (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 65), где говорится, что Ицхак ослеп для
того, чтобы благословения получил Яаков.
То есть Ицхак лишился зрения
ради того, чтобы важные берахот (благословения) достались Яакову.
Но не слишком ли высока цена?
Может, можно было обойтись менее радикальными средствами?
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 67) говорится, что у Эсава после того как он
продал свое первородство Яакову, началось сильное слюноотделение, и он стал
плеваться.
Эта тема развивается в Талмуде.
Там (трактат Бава Батра, лист 126) сказано, что слюна первенца
имеет целебные свойства.
Рашбам
(раби Шмуэль бен Моше — комментатор Торы и Талмуда,
внук Раши; 12-й век) объясняет, что эта слюна благотворно влияет на глаза. Она
может излечивать некоторые глазные болезни, возвращать утраченное зрение. Там же
уточняется, что этими свойствами обладает только слюна первенца по отцу, но — не
первенца по матери.
Мысль о проданном первородстве
постоянно не давала Эсаву покоя. Узнав о слепоте отца, Эсав смекнул, что у него
появилась отличная возможность доказать всем, что в споре двух братьев правда —
на его стороне. И что он, Эсав — настоящий первенец.
Он собрал побольше слюны и
плюнул Ицхаку в глаза. А затем, для верности — еще и еще раз. К концу дня у
Ицхака было заплевано все лицо, но видеть он от этого не стал. Потому что Эсав —
не был его первенцем. Первым был зачат Яаков, а Эсав первым только разверз
материнскую утробу (см. комментарий Раши к Берешит, гл. 25, ст.
26).
Но в Талмуде не зря сказано, что
только слюна первенца по отцу лечит.
Теперь мы можем лучше понять
развернувшуюся в доме Ицхака драму.
Итак, Яаков получил
благословения отца. Но злодей Эсав попытался это оспорить, заявив свои права на
первородство. Как написано: «И сказал он: Я сын твой, первенец твой, Эсав» (Берешит,
гл. 27, ст. 32).
Для слепого Ицхака это было
неожиданностью. «И содрогнулся Ицхак от ужаса» (там же, ст. 33).
Тогда Эсав, в доказательство
своих слов, начал плевать своему отцу в лицо.
Впрочем, на своего отца он
наплевал уже давно — когда оставил традиции дома Авраама и Ицхака и пустился во
все тяжкие. Но сейчас он делал это в буквальном смысле. В результате плевков,
зрение не вернулось к Ицхаку, и благословения остались за Яаковом. Ведь Яаков
настоящий первенец, и благословений он удостоился по справедливости.
на основе комментария рава Авраама Паладжи
(раввина Измира, Турция, 1810-1898 гг.)
4. Чтобы не кичился
богатством
Пришло время Ицхаку благословить
детей. И мы в Торе читаем: «И позвал он Эсава, своего сына старшего, и сказал
ему: Сын мой!» (Берешит, гл. 27, ст. 1).
Вся эта история с
благословениями вызывает много вопросов.
Неужели Ицхак не подозревал о
злодействе Эсава и не ведал о праведности Яакова? Почему Ривка, обладавшая
пророческим видением (на языке Торы — руах
hа-кодеш),
не внесла раз и навсегда ясность в эту проблему? Для чего понадобился весь этот
спектакль с переодеванием? Ведь благословения осуществляются по воле
благословляющего, а не по желанию того, кто решил ими завладеть?
Яакову предназначена награда в
Будущем мире, в мире духовном. В нашем же, материальном мире, где все бренно и
преходяще — невозможно сполна воздать за духовную работу, за добрые дела, за
выполнение заповедей, за то, что имеет отношение к вечности, к бесконечному.
Любое вознаграждение, полученное в этом мире, будет за счет награды в Грядущем,
и сильно уменьшит ее. Поэтому было решено не благословлять Яакова берахой
(благословением) этого мира, чтобы не пострадала его награда в мире Будущем.
Но Ривка увидела (пророчески),
что ее сын все же может получить благословение, касающееся сегодняшнего блага и
преуспевания. Только это должно произойти не напрямую, но как бы — украдкой.
Тогда он и в настоящем выиграет и в будущем не пострадает.
Этим Ривка дала наставление всем
последующим поколениям, потомкам Яакова. Хоть материальность и связанные с нею
берахот предназначены для Эсава и его рода, все же и дети Израиля могут
что-то от них получить, но — лишь украдкой. И если евреи, живущие среди народов
мира, не демонстрируют свое богатство, не кичатся им — благословение,
предназначенное Эсаву, питает и их. И хорошо питает — досыта. Но как только они
начинают задирать нос, по обычаям тех стран, в которых живут, и вместе с
благословением в материальном, примеряют на себя и образ жизни потомства Эсава —
их ожидают неприятности.
Сказано в Торе: «И толкались
дети в ее утробе» (Берешит, гл. 25, ст. 22). Народы мира начинают
мстить, начинают «толкаться». Потому что видят в евреях — угрозу. Видят в них —
чужаков, которые покушаются на их кровное. На достояние их отца, Эсава.
Ицхак и Ривка решили, что Эсаву
будет принадлежать материальность нашего мира, а сферой Яакова будет —
духовность, связанная с миром Грядущим.
Но Ривка не хотела оставлять
своего любимца с пустыми карманами. И она дала Яакову совет, как не влачить
жалкое существование в этом мире, а, вместе с тем — не лишиться мира Грядущего.
— Материальное богатство никогда
не должно быть для тебя главным, оно не может стать целью твоих устремлений, —
наставляла Ривка Яакова, а заодно и всех его потомков. — Обрети его незаметно,
украдкой и никогда не кичись им. Не требуй к себе особого отношения и не пытайся
навязать свое влияние только потому, что ты богат. Ты обязан быть, прежде всего
— духовным лидером и наставником.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
5. Ицхак хотел ввести
Эсава в Ган Эден
В нашей недельной главе читаем:
«И позвал он Эсава, своего сына старшего, и сказал ему: Сын мой!» (Берешит,
гл. 27, ст. 1).
Эта фраза — первая из восьми,
где Ицхак называет Эсава — «сын мой».
В Талмуде (трактат Сота,
лист 10) говорится, что царь Давид семь раз говорил Авшалому «сын мой», чтобы
спасти его и вызволить из семи кругов Геинома (Геином в условном
переводе — «ад»). А на восьмой раз — ввел его в Ган Эден (в условном
переводе — «рай»).
Очевидно, Ицхак надеялся сделать
то же самое с Эсавом. Поэтому сразу после восьмикратного повторения слов «сын
мой», когда к нему входит Яаков, а он думает, что это вернулся Эсав, Ицхак
удовлетворенно заключает: «Запах сына моего, как запах поля, которое благословил
Всевышний» (Берешит, гл. 27, ст. 27). То есть — как запах Ган
Эдена. Значит, его план удался.
Ицхак сделал все, чтобы Эсав
получил свой удел в Ган Эдене. И почти преуспел в этом. Его сын, правда,
не Эсав, но Яаков, действительно получил этот удел.
Мы видим, что Ицхак планировал
одно (даровать Эсаву олам
hа-ба
— Будущий мир), но на деле вышло иначе (вместо Эсава главное благословение
получил Яаков). И произошло это, во многом, благодаря усилиям Ривки. Как
сказано: «А Ривка услышала, что говорил Ицхак Эсаву... И Ривка сказала Яакову...
Вот я слышала, как твой отец говорил Эсаву... «И благословлю я тебя перед
Всевышним» (там же, ст. 5-7).
Все началось с того, что Ривка
услышала слова Ицхака — те его фразы в которых он восемь раз называет Эсава «сын
мой».
Ривка услышала то, чего не
услышал Эсав.
Обратите внимание на то, что,
пересказывая слова Ицхака Яакову, Ривка говорит: «И благословлю я тебя перед
Всевышним».
Между
тем, Ицхак вслух Всевышнего не упоминал. Он сказал: «Чтобы благословила тебя
душа моя» (Берешит, гл. 27, ст. 4).
Но Ривка «услышала» намерения
своего мужа наделить Эсава Будущим миром. Поэтому и использовала в своем
пересказе выражение — «перед Всевышним».
Ривка хорошо знала, что Эсав —
далек от того, чтобы быть «перед Всевышним». Своими поступками он демонстрирует,
что для него Всевышнего нет. Нет ни Суда, ни Судьи.
Эсав попрал все заповеди Творца
(кроме одной — почитание отца). Такой человек не достоин удела в Ган Эдене.
И это побудило Ривку к действию.
на основе
комментариев Имрей Эмет
и рава Шломо
Левинштейна
(автор книги «Ве-Маток
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына
Авраама...”.
История происхождения
на иврите — толдот.
Обсуждение
главы
Толдот
1. Там, где нет
вопросов
Тяжко и горько терять зрение.
Свет, вытесняемый тьмой, постепенно уходит из глаз.
Впрочем, от слепоты может быть и
некоторая польза. Человек перестает видеть то, на что запрещено смотреть. И
здесь речь — не о сварке.
Глаз видит — сердце вожделеет, —
пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) в своем комментарии к книге Бамидбар (гл. 15,
ст. 39). — И тело совершает прегрешение.
Кроме того, потеряв зрение,
человек перестает видеть недостатки и проступки других. И получает возможность
больше сосредоточиться на собственных.
В нашей недельной главе
говорится, что Ицхак в старости перестал видеть. Написано: «И состарился Ицхак,
и ослабели его глаза» (Берешит, гл. 27, ст.1).
Раши, объясняя слепоту Ицхака,
отсылает нас к «акеде» (см.
на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Вайера,
четвертый годовой цикл обсуждения).
Когда Ицхака связали, возложили на мизбеах (в условном переводе —
«жертвенник») и Авраам вознамерился заколоть его — Небеса разверзлись, и
малахим (мн. ч. от слова малах, в условном переводе — «ангел»)
смотрели на это и плакали. Слезы катились из их глаз и падали в глаза Ицхака.
Поэтому глаза Ицхака впоследствии — ослепли.
Итак, мы видим, что в момент
акеды произошло раскрытие Небес. Нечто подобное наблюдалось и во время
дарования Торы. Как сказано: «Тебе дано было видеть, чтобы ты узнал, что нет
никого, кроме Всевышнего» (Дварим, гл. 4, ст. 35).
Когда Творец, даровал Тору сынам
Израиля, Он открыл им семь небес. И увидели они, что Всевышний — Один.
Поэтому и пишет Раши, что сынам
Израиля дано было увидеть, чтобы они узнали это.
Итак, причина, по которой
Всевышний разверз Небеса при даровании Торы, нам более или менее — ясна.
Но для чего понадобилось
отмыкать Небеса во время акеды?
Свет на этот вопрос проливает с
учеником Рамбана (Рабейну Моше бен Нахман
— Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец
Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.).
Ученик тяжело заболел, и Рамбан
пришел его проведать. И понял, что дни больного сочтены. Тогда он обратился к
нему с необычной просьбой.
— Я долгое время не могу найти
ответ в области сокровенных тайн Торы. Ты же скоро окажешься в мире Истины. Я
дам тебе текст особой молитвы. С ее помощью ты окажешься перед Троном Всевышнего
— там, где осуществляется Управление миром. Задай там вопрос, над которым я
бьюсь уже не один год. Потом ты придешь ко мне во сне и передашь ответ.
Ученик умер. Когда истекли семь
дней траура по нему, он явился своему учителю во сне.
— Благодаря твоей молитве, я
попал в одно из самых возвышенных мест духовного мира. Там я хотел задать твой
вопрос. Но вдруг увидел я, что он исчез, его просто нет. И не только его, но
вообще — нет никаких вопросов. Они перестали существовать для меня.
— Такого ответа я и ожидал, —
молвил Рамбан.
Присутствие Творца делает все
предельно ясным. Рядом с Ним — нет вопросов. Вопросы появляются — когда
Всевышний сокрыт.
Каждое доброе дело, каждая
выполненная заповедь рождают малаха. Благодаря самоотверженности Авраама
и Ицхака во время акеды, в Небесном воинстве появились двое новеньких. О
них и говорит Раши в своем комментарии.
На Небе нет вопросов, поэтому
происходящее на земле — не вызвало у новоиспеченных малахим никаких
эмоций. Ведь по Небесному сценарию все именно так и должно было быть.
Тогда Всевышний открыл Небеса. И
малахим увидели акеду по-новому, по-земному — увидели ее так, как
если бы они были людьми. И брызнули слезы из ангельских глаз.
на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера
(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от
названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
2.
Слепое милосердие
В нашей недельной главе
говорится о том, что Ицхак ослеп. И мы здесь читаем: «И состарился Ицхак, и
ослабели его глаза (Берешит, гл. 27, ст.1).
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) объясняет, отчего это произошло.
Когда Ицхак лежал связанный на
мизбеахе (мизбеах в условном переводе — «жертвенник»), и Авраам
вознамерился заколоть его (с
см. на сайте, к примеру,
обзор недельной главы Вайера,
четвертый годовой цикл обсуждения)
— Небеса разверзлись. И малахим (мн. ч. от слова малах, в условном
переводе — «ангел») смотрели на все это и плакали. Слезы катились из их глаз и
падали в глаза Ицхака. Поэтому впоследствии ослепли его глаза.
Но ведь эти малахим были
ангелами милосердия (малахей рахамим). Малахей суда, возмездия — не
плакали бы. Так почему же они не проявили необходимую осторожность?
Неужели нельзя было плакать так,
чтобы не повредить Ицхаку глаза?
В Талмуде (трактат Шаббат,
лист 89) рассказывается, что сыны Израиля провинились перед Всевышним, и за это
были приговорены к галуту (изгнанию). Тогда Творец обратился к их
праотцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову, чтобы те выступили в защиту своих потомков.
— Их проступки опозорили Твое
Имя, — сказал Авраам. — Но наказание, данное им, вернет Ему святость. Народы
увидят, что бывает за нарушение Воли Творца и устрашатся. Когда провинился мой
сын Ишмаэль, я его выгнал из дома.
— Если сыны Израиля провинились,
они должны понести наказание, — подхватил Яаков. — За недостойный поступок мой
сын Реувен был лишен первородства. Это о нем сказано: «Как вода, ты поспешен, не
будешь больше первым... Осквернил ты ложе отца» (Берешит, гл. 42,
ст. 4).
Но Всевышний не принял ни слова
Авраама, ни и слова Яакова. Он обратился к Ицхаку и сказал:
— Твои сыновья провинились
передо Мной!
— Разве они только мои сыновья?
Разве и не Твои тоже? — отвечал Ицхак. — Ведь когда они провозгласили — «Будем
исполнять и изучать!» (Шемот, гл. 24, ст. 7). Ты сказал им: «Сын
Мой, первенец» (Шемот, гл. 4, ст. 22). А сейчас, когда провинились
— они уже перестали быть Твоими?
Ицхак имел право задать этот
вопрос. Потому что, его собственный сын, Эсав, своими отвратительными
поступками, постоянно отравлял ему жизнь. Но он, несмотря ни на что, не прогнал
Эсава из дома и не наказал его. Поэтому — и мог требовать соответствующего
отношения к евреям. Что бы те ни натворили — они все равно остаются детьми
Творца. А детям — многое прощают.
Все же возникает вопрос: почему
Ицхак терпел злодейства Эсава? Почему не выставил его из своего дома на все
четыре стороны?
Потому что он был слеп и не
видел преступлений своего сына, но только слышал о них. А когда не видишь —
легче простить.
Получается, благодаря слезам
малахим, попавшим в глаза Ицхака, сыны Израиля удостоились мощной и
аргументированной защиты с его стороны.
И теперь нам понятно, почему
Ицхак любил Эсава. Как сказано: «И любил Ицхак Эсава, потому что добыча во рту у
него» (Берешит, гл. 25, ст. 28).
Из-за того, что Ицхак проявлял
любовь к Эсаву, у него во рту появилась добыча — весомый довод в защиту сынов
Израиля.
на основе комментария рава Залмана Сороцкина
(раввин в городах Литвы, затем — в Израиле; первая половина 20-го века)
3. Эсав плюет Ицхаку в
лицо, а Яаков получает благословения
Написано в нашей недельной
главе: «И состарился Ицхак, и ослабели его глаза» (Берешит, гл.
27, ст.1).
В качестве одного из объяснений
слепоты Яакова, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы
и Талмуда; Франция, 11-й век) приводит слова из Мидраша (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 65), где говорится, что Ицхак ослеп для
того, чтобы благословения получил Яаков.
То есть Ицхак лишился зрения
ради того, чтобы важные берахот (благословения) достались Яакову.
Но не слишком ли высока цена?
Может, можно было обойтись менее радикальными средствами?
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 67) говорится, что у Эсава после того как он
продал свое первородство Яакову, началось сильное слюноотделение, и он стал
плеваться.
Эта тема развивается в Талмуде.
Там (трактат Бава Батра, лист 126) сказано, что слюна первенца
имеет целебные свойства.
Рашбам
(раби Шмуэль бен Моше — комментатор Торы и Талмуда,
внук Раши; 12-й век) объясняет, что эта слюна благотворно влияет на глаза. Она
может излечивать некоторые глазные болезни, возвращать утраченное зрение. Там же
уточняется, что этими свойствами обладает только слюна первенца по отцу, но — не
первенца по матери.
Мысль о проданном первородстве
постоянно не давала Эсаву покоя. Узнав о слепоте отца, Эсав смекнул, что у него
появилась отличная возможность доказать всем, что в споре двух братьев правда —
на его стороне. И что он, Эсав — настоящий первенец.
Он собрал побольше слюны и
плюнул Ицхаку в глаза. А затем, для верности — еще и еще раз. К концу дня у
Ицхака было заплевано все лицо, но видеть он от этого не стал. Потому что Эсав —
не был его первенцем. Первым был зачат Яаков, а Эсав первым только разверз
материнскую утробу (см. комментарий Раши к Берешит, гл. 25, ст.
26).
Но в Талмуде не зря сказано, что
только слюна первенца по отцу лечит.
Теперь мы можем лучше понять
развернувшуюся в доме Ицхака драму.
Итак, Яаков получил
благословения отца. Но злодей Эсав попытался это оспорить, заявив свои права на
первородство. Как написано: «И сказал он: Я сын твой, первенец твой, Эсав» (Берешит,
гл. 27, ст. 32).
Для слепого Ицхака это было
неожиданностью. «И содрогнулся Ицхак от ужаса» (там же, ст. 33).
Тогда Эсав, в доказательство
своих слов, начал плевать своему отцу в лицо.
Впрочем, на своего отца он
наплевал уже давно — когда оставил традиции дома Авраама и Ицхака и пустился во
все тяжкие. Но сейчас он делал это в буквальном смысле. В результате плевков,
зрение не вернулось к Ицхаку, и благословения остались за Яаковом. Ведь Яаков
настоящий первенец, и благословений он удостоился по справедливости.
на основе комментария рава Авраама Паладжи
(раввина Измира, Турция, 1810-1898 гг.)
4. Чтобы не кичился
богатством
Пришло время Ицхаку благословить
детей. И мы в Торе читаем: «И позвал он Эсава, своего сына старшего, и сказал
ему: Сын мой!» (Берешит, гл. 27, ст. 1).
Вся эта история с
благословениями вызывает много вопросов.
Неужели Ицхак не подозревал о
злодействе Эсава и не ведал о праведности Яакова? Почему Ривка, обладавшая
пророческим видением (на языке Торы — руах
hа-кодеш),
не внесла раз и навсегда ясность в эту проблему? Для чего понадобился весь этот
спектакль с переодеванием? Ведь благословения осуществляются по воле
благословляющего, а не по желанию того, кто решил ими завладеть?
Яакову предназначена награда в
Будущем мире, в мире духовном. В нашем же, материальном мире, где все бренно и
преходяще — невозможно сполна воздать за духовную работу, за добрые дела, за
выполнение заповедей, за то, что имеет отношение к вечности, к бесконечному.
Любое вознаграждение, полученное в этом мире, будет за счет награды в Грядущем,
и сильно уменьшит ее. Поэтому было решено не благословлять Яакова берахой
(благословением) этого мира, чтобы не пострадала его награда в мире Будущем.
Но Ривка увидела (пророчески),
что ее сын все же может получить благословение, касающееся сегодняшнего блага и
преуспевания. Только это должно произойти не напрямую, но как бы — украдкой.
Тогда он и в настоящем выиграет и в будущем не пострадает.
Этим Ривка дала наставление всем
последующим поколениям, потомкам Яакова. Хоть материальность и связанные с нею
берахот предназначены для Эсава и его рода, все же и дети Израиля могут
что-то от них получить, но — лишь украдкой. И если евреи, живущие среди народов
мира, не демонстрируют свое богатство, не кичатся им — благословение,
предназначенное Эсаву, питает и их. И хорошо питает — досыта. Но как только они
начинают задирать нос, по обычаям тех стран, в которых живут, и вместе с
благословением в материальном, примеряют на себя и образ жизни потомства Эсава —
их ожидают неприятности.
Сказано в Торе: «И толкались
дети в ее утробе» (Берешит, гл. 25, ст. 22). Народы мира начинают
мстить, начинают «толкаться». Потому что видят в евреях — угрозу. Видят в них —
чужаков, которые покушаются на их кровное. На достояние их отца, Эсава.
Ицхак и Ривка решили, что Эсаву
будет принадлежать материальность нашего мира, а сферой Яакова будет —
духовность, связанная с миром Грядущим.
Но Ривка не хотела оставлять
своего любимца с пустыми карманами. И она дала Яакову совет, как не влачить
жалкое существование в этом мире, а, вместе с тем — не лишиться мира Грядущего.
— Материальное богатство никогда
не должно быть для тебя главным, оно не может стать целью твоих устремлений, —
наставляла Ривка Яакова, а заодно и всех его потомков. — Обрети его незаметно,
украдкой и никогда не кичись им. Не требуй к себе особого отношения и не пытайся
навязать свое влияние только потому, что ты богат. Ты обязан быть, прежде всего
— духовным лидером и наставником.
на основе комментария рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
5. Ицхак хотел ввести
Эсава в Ган Эден
В нашей недельной главе читаем:
«И позвал он Эсава, своего сына старшего, и сказал ему: Сын мой!» (Берешит,
гл. 27, ст. 1).
Эта фраза — первая из восьми,
где Ицхак называет Эсава — «сын мой».
В Талмуде (трактат Сота,
лист 10) говорится, что царь Давид семь раз говорил Авшалому «сын мой», чтобы
спасти его и вызволить из семи кругов Геинома (Геином в условном
переводе — «ад»). А на восьмой раз — ввел его в Ган Эден (в условном
переводе — «рай»).
Очевидно, Ицхак надеялся сделать
то же самое с Эсавом. Поэтому сразу после восьмикратного повторения слов «сын
мой», когда к нему входит Яаков, а он думает, что это вернулся Эсав, Ицхак
удовлетворенно заключает: «Запах сына моего, как запах поля, которое благословил
Всевышний» (Берешит, гл. 27, ст. 27). То есть — как запах Ган
Эдена. Значит, его план удался.
Ицхак сделал все, чтобы Эсав
получил свой удел в Ган Эдене. И почти преуспел в этом. Его сын, правда,
не Эсав, но Яаков, действительно получил этот удел.
Мы видим, что Ицхак планировал
одно (даровать Эсаву олам
hа-ба
— Будущий мир), но на деле вышло иначе (вместо Эсава главное благословение
получил Яаков). И произошло это, во многом, благодаря усилиям Ривки. Как
сказано: «А Ривка услышала, что говорил Ицхак Эсаву... И Ривка сказала Яакову...
Вот я слышала, как твой отец говорил Эсаву... «И благословлю я тебя перед
Всевышним» (там же, ст. 5-7).
Все началось с того, что Ривка
услышала слова Ицхака — те его фразы в которых он восемь раз называет Эсава «сын
мой».
Ривка услышала то, чего не
услышал Эсав.
Обратите внимание на то, что,
пересказывая слова Ицхака Яакову, Ривка говорит: «И благословлю я тебя перед
Всевышним».
Между
тем, Ицхак вслух Всевышнего не упоминал. Он сказал: «Чтобы благословила тебя
душа моя» (Берешит, гл. 27, ст. 4).
Но Ривка «услышала» намерения
своего мужа наделить Эсава Будущим миром. Поэтому и использовала в своем
пересказе выражение — «перед Всевышним».
Ривка хорошо знала, что Эсав —
далек от того, чтобы быть «перед Всевышним». Своими поступками он демонстрирует,
что для него Всевышнего нет. Нет ни Суда, ни Судьи.
Эсав попрал все заповеди Творца
(кроме одной — почитание отца). Такой человек не достоин удела в Ган Эдене.
И это побудило Ривку к действию.
на основе
комментариев Имрей Эмет
и рава Шломо
Левинштейна
(автор книги «Ве-Маток
hа-Ор»)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|