Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына
Авраама...”.
История происхождения
на иврите — толдот.
Обсуждение
главы
Толдот
1. Почему Ицхаку надо
было уговаривать Всевышнего
Ицхак женился на Ривке, которая
оказалась бесплодной. Тогда Ицхак стал молиться Всевышнему, чтобы Он дал их
семье детей.
И в нашей недельной главе
читаем: «Всевышний ответил на его просьбу, и забеременела Ривка» (Берешит,
гл. 25, ст. 21).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Ицхак много и неустанно молился. И Творец позволил ему
умилостивить себя и уговорить.
Попытаемся понять, почему ответ
на молитву Ицхака требовал уговоров и некого снисхождения?
Беременность Ривки, как мы
увидим в дальнейшем, разрешилась рождением братьев-близнецов, Эсава и Яакова.
Когда братья подросли, с ними
произошел примечательный случай, который тоже описан в нашей недельной главе.
Написано здесь: «Однажды Яаков варил похлебку из красной чечевицы... И сказал
Эсав Яакову: Дай мне хлебнуть красного, красного этого» (Берешит,
гл. 25, ст. 29-30).
Раши разъясняет, что в тот день
умер Авраам. И Яаков варил для Ицхака чечевицу — для первой трапезы скорбящего.
Почему именно чечевицу?
Потому что чечевичные зерна —
круглые, в форме колесика. А траур — это колесо, вращающееся в мире. Рано или
поздно оно докатится до каждого.
Раши отмечает, что Авраам умер
на пять лет раньше, чем мог бы. На самом деле, он должен был прожить 180 лет,
как Ицхак. Но прожил — лишь 175 лет.
Всевышний призвал к себе Авраама
раньше срока, чтобы старость его не омрачилась. А омрачить ее мог, причем весьма
существенно — внук Авраама Эсав. Омрачить — своими деяниями и поступками. Ведь
он ступил на путь зла.
Злодеяния и преступления внука,
конечно, очень огорчили бы Авраама. Поэтому
Всевышний
и забрал его на 5 лет раньше.
Выходит, если бы Эсав родился на
5 лет позже — Авраам прожил бы свои полные 180 лет. Но Всевышний внял молитве
Ицхака, и произошло то, что произошло — Авраам, как уже говорилось выше, прожил
лишь 175 лет.
Теперь нам понятно, почему
Ицхаку пришлось много молиться, умолять и уговаривать Творца — Он далеко не
сразу согласился укоротить жизнь Аврааму.
Намек на это укорачивание
содержится в нашей фразе — «Всевышний ответил на его просьбу». Ее гематрия
(числовое значение) совпадает с гематрией словосочетания «пять лет».
на основе комментария рава Йосефа Хаима Зоненфельда
(автор книги «Хохмат Хаим»; Словакия — Израиль, 1849—1932 гг.)
2. В
благотворительности женщины достигают большего, нежели мужчины
В нашей недельной главе
рассказывается, что Ицхак много молится Всевышнему, прося Его, чтобы дал им с
Ривкой детей. И мы читаем: «Всевышний ответил на его просьбу, и забеременела
Ривка» (Берешит, гл. 25, ст. 21).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 63) говорится, что и Ривка тоже молилась,
обращаясь к Творцу с просьбой о детях. И сообщается, что он стоял и молился в
одном углу и молится, а — в другом.
В своем комментарии к этому
месту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) подчеркивает, что Всевышний ответил именно на молитву Ицхака,
но не на молитву Ривки. Потому что, как написано в Талмуде (трактат
Йевамот, лист 64) — не сравнить молитву праведника, сына праведного
отца, с молитвой праведника, потомка отца нечестивого.
Но ведь в Торе прямо написано,
что Творец ответил "ему" — ему, а не ей. Так зачем Раши еще раз сообщает нам об
этом?
В Талмуде приведены два случая,
из которых следует, что женщины обычно превосходят мужчин в благотворительности
(в хеседе).
Рассмотрим их.
В трактате Таанит
(лист 23) рассказывается, что однажды в Эрец Исраэль (на Земле Израиля)
была сильная засуха. И мудрецы Торы отправили делегацию к внуку Хони
hа-Меагеля
с просьбой, чтобы тот помолился о дожде.
Он и его жена поднялись на крышу
и начали молиться — каждый в свою сторону.
Через некоторое время появилась
первая дождевая туча. Она шла с той стороны, в которую молилась жена.
На вопрос, почему спасение
пришло именно благодаря женщине, Учителя ответили, что Жена кормит бедняков, а
ее муж дает им деньги в качестве цедаки (пожертвование), что тоже
неплохо. Только деньгами — не пообедаешь. Приняв цедаку, бедняки должны
еще найти, где можно купить еду, чтобы утолить голод и жажду. Женщина же сразу
угощает бедняков вкусным и сытным обедом. Поэтому заслуга жены в осуществлении
добрых дел — выше заслуги мужа.
Теперь откроем трактат Талмуда
Кетубот (лист 67). Там есть рассказ о Мар Укве (Учитель Талмуда в
Вавилоне, 4-й век) и его жене.
Они
незаметно
дали цедаку нищему. Отметим, что помочь нуждающемуся, оставаясь инкогнито
— это очень высокий уровень хеседа. Поэтому, когда бедняк решил выяснить,
кто же его облагодетельствовал, Мар Уква с женой бросились наутек. Спасаясь от
преследования, они прыгнули в горящую печь. Переждав опасность, они вышли оттуда
целыми и невредимыми. Но у Мар Уквы немного обгорели ноги. При том, что у его
жены, даже волос не пострадал.
Жена объяснила это так, что ее
достижения в благотворительности — выше.
Получается, что более высокий
уровень женщины в осуществлении добрых дел способствует тому, что ее молитва
принимается быстрей, нежели молитва мужчины.
Теперь, надеюсь, комментарий
Раши стал понятней.
В Торе написано, что Творец
ответил на молитву Ицхаку. Ответил ему, а не ей? — задает вопрос Раши.
Но ведь женщины превосходят
мужчин в добрых делах и благотворительности. Поэтому их молитвы удовлетворяются
в первую очередь. Почему же в данном случае Всевышний ответил Ицхаку, а не
Ривке?
Потому что — не сравнить молитву
праведника, сына праведного отца, с молитвой праведника, потомка отца
нечестивого (Ривка, как мы уже знаем, была дочерью злодея Бетуэля).
на основе комментария рава Йоэля Шохета
(автор книги «Ор Даниэль», Израиль, наше время)
3. Если нет мудрости —
сила и красота не нужны
В нашей недельной главе читаем,
что Ицхак женится на Ривке, и она оказывается бесплодной.
Тогда Ицхак обращается к
Всевышнему со страстной мольбой. Всевышний отвечает ему — и вот Ривка уже
беременна.
И тут с ней начинают происходить
странные вещи — настолько странные, что снова приходится обратиться к Творцу. За
разъяснениями.
Разъяснения получены. Но
облегчит ли это жизнь Ицхаку и Ривке?
Все эти события так и просятся
на экран, на сцену, в книгу. Тора же их описывает несколькими емкими фразами. И
мы читаем: «Когда Ицхаку было сорок лет, он женился на Ривке... Жена его была
бесплодна, и Ицхак молил о ней Творца. Всевышний ответил на его просьбу, и
забеременела Ривка. И толкались сыновья в ее утробе, и сказала она: Если так, то
ради чего я?! И пошла спросить Создателя. И было к ней слово Его: Два народа в
чреве твоем... И будет старший служить младшему» (Берешит, гл. 25,
ст. 20-23).
Мы видим, что все жизненные
перипетии происходят ради детей. Если еврея спросить — ради чего или ради кого
ты живешь? — он, скорее всего, ответит, что ради детей.
Интересно было бы увидеть
ребенка, ради которого жили предыдущие поколения.
В Талмуде говорится, что сын
наследует от отца красоту, силу, богатство и мудрость. В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 1) именно так об Ицхаке и сказано.
Написано там, что он походил на отца красотой, мудростью, богатством. А еще — и
желанием творить добро.
Для своих же детей Ицхак просил
у Всевышнего красоту, силу и мудрость.
Намек на это содержится во фразе
— «И Ицхак молил о ней (в оригинале — ленохах)».
Выражение «ленохах»
переведено здесь, как — «о ней». Но оно употребляется и в значении — «в
присутствии». Буквы, составляющие слово «нохах» (без частицы «ле»),
одновременно — начальные буквы слов красота (ной), сила (коах) и
мудрость» (хахма).
Когда сыновья в чреве Ривки
начали толкаться — стало ясно, что даже если сила и красота у них в наличии,
мудростью там и не пахнет.
Эту мысль, точнее намек на нее
выразила Ривка, фразой: «Если так, то ради чего я?!».
Слово «кен» (так) состоит
из двух букв — хав и нун. Это — начальные буквы в словах «коах»
(сила) и «ной» (красота).
В этом контексте, крик души
Ривки можно понять и так: «Если моим детям будут присущи только сила и красота,
а мудрости у них не будет — то зачем мне все это?».
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) на основе Мидраша (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 63) объясняет столкновения братьев в утробе матери так. Когда Ривка
проходила мимо врат Учения (то есть мимо входа в шатры) Шема и Эвера, Яаков
делал резкое движение, порываясь выйти. Когда же она проходила мимо врат
языческих храмов и капищ — наружу рвался Эсав.
Итак, внутриутробная война очень
сильно беспокоила Ривку. Настолько, что она в поисках истины добралась до
Всевышнего. И Он ответил ей и все объяснил
«Два народа в чреве твоем... —
сказал Творец. — И будет старший служить младшему».
На первый взгляд, это объяснение
кажется весьма странным и совершенно нелогичным. Ривка пришла с конкретной
проблемой, которая ее мучила сейчас, сию минуту. И в качестве ответа она ожидала
получить решение своей насущной проблемы. Действенное решение, которое можно
было бы применить на практике уже сейчас.
Что же она получила?
Некое пророчество о весьма
отдаленном будущем.
Так что же, получается
Всевышний, если так можно выразиться — не оправдал ожиданий?
Очень даже оправдал. Ведь
пророчество о будущем начало действовать практически сразу, оказавшись
прекрасным, действенным инструментом.
И нам остается только понять,
каким образом.
Страдания Ривки были обусловлены
желанием ее сыновей опередить друг друга. Каждый хотел родиться первым. Однако в
пророчестве Всевышнего прозвучало, что старший будет служить младшему. С
момента, как оно было произнесено, всякие толчки и схватки прекратились.
на основе комментария рава Йосефа Хаима Зоненфельда
(автор книги «Хохмат Хаим»; Словакия — Израиль, 1849—1932 гг.)
4. Предназначение Эсава
— пытаться мешать Яакову
Беременность Ривки протекала не
без трудностей. Написано в нашей недельной главе: «И толкались сыновья в ее
утробе» (Берешит, гл. 25, ст. 22).
Очевидно, что эти «толчки» не
имело ничего общего с тем, что иногда испытывают другие беременные женщины.
Ведь, иначе, Ривка не произнесла бы сакраментальную фразу: «Если так, то ради
чего я?!» (там же).
На Небесах возникло сомнение —
нужно ли спускать в наш мир души Эсава и Яакова? Результатом этого сомнения были
болезненные ощущения Ривки. А само сомнение возникло из-за небывалого злодейства
Эсава.
Когда на Небе было решено
спустить в наш мир душу Яакова — это пробудило там огромную радость. Вместе с
тем, еще постановили, для равновесия, чтобы не нарушать общий баланс сил —
добавить к Яакову кого-нибудь, кто слегка мешал бы ему.
С этой целью и был выбран Эсав.
Только его дурные наклонности оказались столь сильными, что не раз ставили под
сомнение весь «проект» целиком.
Эти Небесные сомнения болезненно
отражались на состоянии Ривки. Но, в конце концов Эсав и Яаков, как известно,
появились на свет.
В связи с этим возникает вопрос:
что именно перевесило в пользу такого развития событий?
Ответ содержится во фразе «И
ответил ему Всевышний» (Берешит, гл. 25, ст. 21). Эта фраза
выражает принятие решения на Небесах.
Всевышний ответил ему, но не ей,
— отмечает Раши. В Торе зафиксировано, что Ривка — родная сестра арамейца
Лавана. Это и стало причиной, что от столь праведной женщины произошел злодей
Эсав.
Ведь недаром сказано в Талмуде
(трактат Бава Батра, лист 110), что в большинстве случаев, сыновья
бывают похожими на братьев матери.
Итак, Эсав был связан с братом
Ривки, Лаваном. Яаков же впитал в себя духовные качества со стороны Ицхака, что
и позволило его душе спуститься в наш мир. А вместе с ней — спустилась и душа
Эсава, чтобы немножечко мешать Яакову.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 63) рассказывается, что в те моменты, когда
Ривка проходила мимо врат Учения (то есть мимо входа в шатры) Шема и Эвера,
Яаков делал резкое движение, порываясь выйти наружу; когда же она проходила мимо
врат языческих храмов и капищ, нетерпение проявлял Эсав.
Мы знаем, что, в конце концов,
первым родился Эсав. Причем, родился он вовсе не на пороге капища, но в доме
Ицхака.
Из того, что он родился первым,
видно, что он находился ближе к «выходу». А значит — мог спокойно выйти и тогда,
когда Ривка проходила мимо врат языческих храмов.
Почему же тогда он не сделал
этого?
Потому что Эсаву было все же
важнее — мешать Яакову изучать Тору. Вот он и не торопился рождаться, чтобы
оставаться с Яаковом и по мере возможности мешать ему.
на основе комментариев раби Исраэля-Меира
hа-Коэна
(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей
Эмет;
Польша – Израиль, середина 20-го века)
5. Двуличие Эсава и
цельность Яакова
О беременности Ривки в нашей
недельной главе написано: «И толкались сыновья в ее утробе, и сказала она: Если
так, то ради чего я?!» (Берешит, гл. 25, ст. 22).
В своем комментарии на этот
фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в моменты, когда Ривка проходила мимо
языческих капищ, коих понастроили там немало, Эсав порывался выйти наружу, чтобы
служить идолам.
Почувствовав, что у ребенка,
которого она носит под сердцем, есть склонность к идолопоклонству, Ривка
говорит: «Если так, то ради чего я?!».
Возникает вопрос: почему она
отреагировала именно так, и какой смысл она вложила в эту фразу?
Чтобы найти ответ, изучим
случившееся за несколько лет до этого.
В Торе читаем, что Авраам
отправил своего слугу Элиэзера в далекие края, чтобы тот отыскал жену Ицхаку
Происходит чудо, и Элиэзер в тот
же день оказывается возле дома, в котором живет Ривка.
Намек на это чудо содержится во
фразе — «А сегодня я пришел к колодцу» (Берешит, гл. 24, ст. 42).
То есть «сегодня» Элиэзер вышел
из дома Авраама, и сегодня же пришел к дому Ривки. На самом же деле, от дома
Авраама до дома Лавана было 17 дней пути.
Авраам отправил Элиэзера в
дальние края, потому что не хотел женить Ицхака на девушке из Кенаана. Он
считал, что кенаанские женщины — распутны, и от них нельзя ожидать
достойного потомства.
Следует отметить, что Авраам
даже берет с Элиэзера клятву, что тот не сосватает Ицхаку кенаанку. «Не
бери в жены моему сыну, — говорит он, — из дочерей кенаанеев» (Берешит,
гл. 24, ст. 37).
Ривка подозревает, что все
предпринятые усилия были напрасными. Ребенок, который должен у нее родиться,
проявляет склонность к язычеству.
Но тогда, чем она лучше
кенаанок?
«Если так (если ребенок, еще не
успев родиться, уже демонстрирует стремление к служению идолам), — говорит
Ривка, — то ради чего я?!». Почему именно ее выбрали в жены Ицхаку?
До сих пор мы говорили о
выходках Эсава, но нам интересно и то, как вел себя Яаков?
А он реагировал на место, где
изучают Тору — на шатры Шема и Эвера.
Итак, мы видим, что поведение
беременной женщины может очень сильно повлиять на ее потомство.
Если она направляет свои шаги к
местам изучения Торы и молитвы — у нее, скорее всего, родится Яаков. Когда же
она идет в места чуждые, хоть и не столь отдаленные — она, скорее всего, родит
Эсава.
на основе комментариев рава Меира Шапиро из Люблина
(Польша, 1887-1933 гг.)
и
рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА “Толдот”
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 25, ст. 19 — гл. 28, ст. 9.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы сказано: “Вот история происхождения Ицхака, сына
Авраама...”.
История происхождения
на иврите — толдот.
Обсуждение
главы
Толдот
1. Почему Ицхаку надо
было уговаривать Всевышнего
Ицхак женился на Ривке, которая
оказалась бесплодной. Тогда Ицхак стал молиться Всевышнему, чтобы Он дал их
семье детей.
И в нашей недельной главе
читаем: «Всевышний ответил на его просьбу, и забеременела Ривка» (Берешит,
гл. 25, ст. 21).
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что Ицхак много и неустанно молился. И Творец позволил ему
умилостивить себя и уговорить.
Попытаемся понять, почему ответ
на молитву Ицхака требовал уговоров и некого снисхождения?
Беременность Ривки, как мы
увидим в дальнейшем, разрешилась рождением братьев-близнецов, Эсава и Яакова.
Когда братья подросли, с ними
произошел примечательный случай, который тоже описан в нашей недельной главе.
Написано здесь: «Однажды Яаков варил похлебку из красной чечевицы... И сказал
Эсав Яакову: Дай мне хлебнуть красного, красного этого» (Берешит,
гл. 25, ст. 29-30).
Раши разъясняет, что в тот день
умер Авраам. И Яаков варил для Ицхака чечевицу — для первой трапезы скорбящего.
Почему именно чечевицу?
Потому что чечевичные зерна —
круглые, в форме колесика. А траур — это колесо, вращающееся в мире. Рано или
поздно оно докатится до каждого.
Раши отмечает, что Авраам умер
на пять лет раньше, чем мог бы. На самом деле, он должен был прожить 180 лет,
как Ицхак. Но прожил — лишь 175 лет.
Всевышний призвал к себе Авраама
раньше срока, чтобы старость его не омрачилась. А омрачить ее мог, причем весьма
существенно — внук Авраама Эсав. Омрачить — своими деяниями и поступками. Ведь
он ступил на путь зла.
Злодеяния и преступления внука,
конечно, очень огорчили бы Авраама. Поэтому
Всевышний
и забрал его на 5 лет раньше.
Выходит, если бы Эсав родился на
5 лет позже — Авраам прожил бы свои полные 180 лет. Но Всевышний внял молитве
Ицхака, и произошло то, что произошло — Авраам, как уже говорилось выше, прожил
лишь 175 лет.
Теперь нам понятно, почему
Ицхаку пришлось много молиться, умолять и уговаривать Творца — Он далеко не
сразу согласился укоротить жизнь Аврааму.
Намек на это укорачивание
содержится в нашей фразе — «Всевышний ответил на его просьбу». Ее гематрия
(числовое значение) совпадает с гематрией словосочетания «пять лет».
на основе комментария рава Йосефа Хаима Зоненфельда
(автор книги «Хохмат Хаим»; Словакия — Израиль, 1849—1932 гг.)
2. В
благотворительности женщины достигают большего, нежели мужчины
В нашей недельной главе
рассказывается, что Ицхак много молится Всевышнему, прося Его, чтобы дал им с
Ривкой детей. И мы читаем: «Всевышний ответил на его просьбу, и забеременела
Ривка» (Берешит, гл. 25, ст. 21).
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 63) говорится, что и Ривка тоже молилась,
обращаясь к Творцу с просьбой о детях. И сообщается, что он стоял и молился в
одном углу и молится, а — в другом.
В своем комментарии к этому
месту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда;
Франция, 11-й век) подчеркивает, что Всевышний ответил именно на молитву Ицхака,
но не на молитву Ривки. Потому что, как написано в Талмуде (трактат
Йевамот, лист 64) — не сравнить молитву праведника, сына праведного
отца, с молитвой праведника, потомка отца нечестивого.
Но ведь в Торе прямо написано,
что Творец ответил "ему" — ему, а не ей. Так зачем Раши еще раз сообщает нам об
этом?
В Талмуде приведены два случая,
из которых следует, что женщины обычно превосходят мужчин в благотворительности
(в хеседе).
Рассмотрим их.
В трактате Таанит
(лист 23) рассказывается, что однажды в Эрец Исраэль (на Земле Израиля)
была сильная засуха. И мудрецы Торы отправили делегацию к внуку Хони
hа-Меагеля
с просьбой, чтобы тот помолился о дожде.
Он и его жена поднялись на крышу
и начали молиться — каждый в свою сторону.
Через некоторое время появилась
первая дождевая туча. Она шла с той стороны, в которую молилась жена.
На вопрос, почему спасение
пришло именно благодаря женщине, Учителя ответили, что Жена кормит бедняков, а
ее муж дает им деньги в качестве цедаки (пожертвование), что тоже
неплохо. Только деньгами — не пообедаешь. Приняв цедаку, бедняки должны
еще найти, где можно купить еду, чтобы утолить голод и жажду. Женщина же сразу
угощает бедняков вкусным и сытным обедом. Поэтому заслуга жены в осуществлении
добрых дел — выше заслуги мужа.
Теперь откроем трактат Талмуда
Кетубот (лист 67). Там есть рассказ о Мар Укве (Учитель Талмуда в
Вавилоне, 4-й век) и его жене.
Они
незаметно
дали цедаку нищему. Отметим, что помочь нуждающемуся, оставаясь инкогнито
— это очень высокий уровень хеседа. Поэтому, когда бедняк решил выяснить,
кто же его облагодетельствовал, Мар Уква с женой бросились наутек. Спасаясь от
преследования, они прыгнули в горящую печь. Переждав опасность, они вышли оттуда
целыми и невредимыми. Но у Мар Уквы немного обгорели ноги. При том, что у его
жены, даже волос не пострадал.
Жена объяснила это так, что ее
достижения в благотворительности — выше.
Получается, что более высокий
уровень женщины в осуществлении добрых дел способствует тому, что ее молитва
принимается быстрей, нежели молитва мужчины.
Теперь, надеюсь, комментарий
Раши стал понятней.
В Торе написано, что Творец
ответил на молитву Ицхаку. Ответил ему, а не ей? — задает вопрос Раши.
Но ведь женщины превосходят
мужчин в добрых делах и благотворительности. Поэтому их молитвы удовлетворяются
в первую очередь. Почему же в данном случае Всевышний ответил Ицхаку, а не
Ривке?
Потому что — не сравнить молитву
праведника, сына праведного отца, с молитвой праведника, потомка отца
нечестивого (Ривка, как мы уже знаем, была дочерью злодея Бетуэля).
на основе комментария рава Йоэля Шохета
(автор книги «Ор Даниэль», Израиль, наше время)
3. Если нет мудрости —
сила и красота не нужны
В нашей недельной главе читаем,
что Ицхак женится на Ривке, и она оказывается бесплодной.
Тогда Ицхак обращается к
Всевышнему со страстной мольбой. Всевышний отвечает ему — и вот Ривка уже
беременна.
И тут с ней начинают происходить
странные вещи — настолько странные, что снова приходится обратиться к Творцу. За
разъяснениями.
Разъяснения получены. Но
облегчит ли это жизнь Ицхаку и Ривке?
Все эти события так и просятся
на экран, на сцену, в книгу. Тора же их описывает несколькими емкими фразами. И
мы читаем: «Когда Ицхаку было сорок лет, он женился на Ривке... Жена его была
бесплодна, и Ицхак молил о ней Творца. Всевышний ответил на его просьбу, и
забеременела Ривка. И толкались сыновья в ее утробе, и сказала она: Если так, то
ради чего я?! И пошла спросить Создателя. И было к ней слово Его: Два народа в
чреве твоем... И будет старший служить младшему» (Берешит, гл. 25,
ст. 20-23).
Мы видим, что все жизненные
перипетии происходят ради детей. Если еврея спросить — ради чего или ради кого
ты живешь? — он, скорее всего, ответит, что ради детей.
Интересно было бы увидеть
ребенка, ради которого жили предыдущие поколения.
В Талмуде говорится, что сын
наследует от отца красоту, силу, богатство и мудрость. В Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Шемот, гл. 1) именно так об Ицхаке и сказано.
Написано там, что он походил на отца красотой, мудростью, богатством. А еще — и
желанием творить добро.
Для своих же детей Ицхак просил
у Всевышнего красоту, силу и мудрость.
Намек на это содержится во фразе
— «И Ицхак молил о ней (в оригинале — ленохах)».
Выражение «ленохах»
переведено здесь, как — «о ней». Но оно употребляется и в значении — «в
присутствии». Буквы, составляющие слово «нохах» (без частицы «ле»),
одновременно — начальные буквы слов красота (ной), сила (коах) и
мудрость» (хахма).
Когда сыновья в чреве Ривки
начали толкаться — стало ясно, что даже если сила и красота у них в наличии,
мудростью там и не пахнет.
Эту мысль, точнее намек на нее
выразила Ривка, фразой: «Если так, то ради чего я?!».
Слово «кен» (так) состоит
из двух букв — хав и нун. Это — начальные буквы в словах «коах»
(сила) и «ной» (красота).
В этом контексте, крик души
Ривки можно понять и так: «Если моим детям будут присущи только сила и красота,
а мудрости у них не будет — то зачем мне все это?».
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) на основе Мидраша (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 63) объясняет столкновения братьев в утробе матери так. Когда Ривка
проходила мимо врат Учения (то есть мимо входа в шатры) Шема и Эвера, Яаков
делал резкое движение, порываясь выйти. Когда же она проходила мимо врат
языческих храмов и капищ — наружу рвался Эсав.
Итак, внутриутробная война очень
сильно беспокоила Ривку. Настолько, что она в поисках истины добралась до
Всевышнего. И Он ответил ей и все объяснил
«Два народа в чреве твоем... —
сказал Творец. — И будет старший служить младшему».
На первый взгляд, это объяснение
кажется весьма странным и совершенно нелогичным. Ривка пришла с конкретной
проблемой, которая ее мучила сейчас, сию минуту. И в качестве ответа она ожидала
получить решение своей насущной проблемы. Действенное решение, которое можно
было бы применить на практике уже сейчас.
Что же она получила?
Некое пророчество о весьма
отдаленном будущем.
Так что же, получается
Всевышний, если так можно выразиться — не оправдал ожиданий?
Очень даже оправдал. Ведь
пророчество о будущем начало действовать практически сразу, оказавшись
прекрасным, действенным инструментом.
И нам остается только понять,
каким образом.
Страдания Ривки были обусловлены
желанием ее сыновей опередить друг друга. Каждый хотел родиться первым. Однако в
пророчестве Всевышнего прозвучало, что старший будет служить младшему. С
момента, как оно было произнесено, всякие толчки и схватки прекратились.
на основе комментария рава Йосефа Хаима Зоненфельда
(автор книги «Хохмат Хаим»; Словакия — Израиль, 1849—1932 гг.)
4. Предназначение Эсава
— пытаться мешать Яакову
Беременность Ривки протекала не
без трудностей. Написано в нашей недельной главе: «И толкались сыновья в ее
утробе» (Берешит, гл. 25, ст. 22).
Очевидно, что эти «толчки» не
имело ничего общего с тем, что иногда испытывают другие беременные женщины.
Ведь, иначе, Ривка не произнесла бы сакраментальную фразу: «Если так, то ради
чего я?!» (там же).
На Небесах возникло сомнение —
нужно ли спускать в наш мир души Эсава и Яакова? Результатом этого сомнения были
болезненные ощущения Ривки. А само сомнение возникло из-за небывалого злодейства
Эсава.
Когда на Небе было решено
спустить в наш мир душу Яакова — это пробудило там огромную радость. Вместе с
тем, еще постановили, для равновесия, чтобы не нарушать общий баланс сил —
добавить к Яакову кого-нибудь, кто слегка мешал бы ему.
С этой целью и был выбран Эсав.
Только его дурные наклонности оказались столь сильными, что не раз ставили под
сомнение весь «проект» целиком.
Эти Небесные сомнения болезненно
отражались на состоянии Ривки. Но, в конце концов Эсав и Яаков, как известно,
появились на свет.
В связи с этим возникает вопрос:
что именно перевесило в пользу такого развития событий?
Ответ содержится во фразе «И
ответил ему Всевышний» (Берешит, гл. 25, ст. 21). Эта фраза
выражает принятие решения на Небесах.
Всевышний ответил ему, но не ей,
— отмечает Раши. В Торе зафиксировано, что Ривка — родная сестра арамейца
Лавана. Это и стало причиной, что от столь праведной женщины произошел злодей
Эсав.
Ведь недаром сказано в Талмуде
(трактат Бава Батра, лист 110), что в большинстве случаев, сыновья
бывают похожими на братьев матери.
Итак, Эсав был связан с братом
Ривки, Лаваном. Яаков же впитал в себя духовные качества со стороны Ицхака, что
и позволило его душе спуститься в наш мир. А вместе с ней — спустилась и душа
Эсава, чтобы немножечко мешать Яакову.
В Мидраше (Мидраш Раба
на книгу Берешит, гл. 63) рассказывается, что в те моменты, когда
Ривка проходила мимо врат Учения (то есть мимо входа в шатры) Шема и Эвера,
Яаков делал резкое движение, порываясь выйти наружу; когда же она проходила мимо
врат языческих храмов и капищ, нетерпение проявлял Эсав.
Мы знаем, что, в конце концов,
первым родился Эсав. Причем, родился он вовсе не на пороге капища, но в доме
Ицхака.
Из того, что он родился первым,
видно, что он находился ближе к «выходу». А значит — мог спокойно выйти и тогда,
когда Ривка проходила мимо врат языческих храмов.
Почему же тогда он не сделал
этого?
Потому что Эсаву было все же
важнее — мешать Яакову изучать Тору. Вот он и не торопился рождаться, чтобы
оставаться с Яаковом и по мере возможности мешать ему.
на основе комментариев раби Исраэля-Меира
hа-Коэна
(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей
Эмет;
Польша – Израиль, середина 20-го века)
5. Двуличие Эсава и
цельность Яакова
О беременности Ривки в нашей
недельной главе написано: «И толкались сыновья в ее утробе, и сказала она: Если
так, то ради чего я?!» (Берешит, гл. 25, ст. 22).
В своем комментарии на этот
фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в моменты, когда Ривка проходила мимо
языческих капищ, коих понастроили там немало, Эсав порывался выйти наружу, чтобы
служить идолам.
Почувствовав, что у ребенка,
которого она носит под сердцем, есть склонность к идолопоклонству, Ривка
говорит: «Если так, то ради чего я?!».
Возникает вопрос: почему она
отреагировала именно так, и какой смысл она вложила в эту фразу?
Чтобы найти ответ, изучим
случившееся за несколько лет до этого.
В Торе читаем, что Авраам
отправил своего слугу Элиэзера в далекие края, чтобы тот отыскал жену Ицхаку
Происходит чудо, и Элиэзер в тот
же день оказывается возле дома, в котором живет Ривка.
Намек на это чудо содержится во
фразе — «А сегодня я пришел к колодцу» (Берешит, гл. 24, ст. 42).
То есть «сегодня» Элиэзер вышел
из дома Авраама, и сегодня же пришел к дому Ривки. На самом же деле, от дома
Авраама до дома Лавана было 17 дней пути.
Авраам отправил Элиэзера в
дальние края, потому что не хотел женить Ицхака на девушке из Кенаана. Он
считал, что кенаанские женщины — распутны, и от них нельзя ожидать
достойного потомства.
Следует отметить, что Авраам
даже берет с Элиэзера клятву, что тот не сосватает Ицхаку кенаанку. «Не
бери в жены моему сыну, — говорит он, — из дочерей кенаанеев» (Берешит,
гл. 24, ст. 37).
Ривка подозревает, что все
предпринятые усилия были напрасными. Ребенок, который должен у нее родиться,
проявляет склонность к язычеству.
Но тогда, чем она лучше
кенаанок?
«Если так (если ребенок, еще не
успев родиться, уже демонстрирует стремление к служению идолам), — говорит
Ривка, — то ради чего я?!». Почему именно ее выбрали в жены Ицхаку?
До сих пор мы говорили о
выходках Эсава, но нам интересно и то, как вел себя Яаков?
А он реагировал на место, где
изучают Тору — на шатры Шема и Эвера.
Итак, мы видим, что поведение
беременной женщины может очень сильно повлиять на ее потомство.
Если она направляет свои шаги к
местам изучения Торы и молитвы — у нее, скорее всего, родится Яаков. Когда же
она идет в места чуждые, хоть и не столь отдаленные — она, скорее всего, родит
Эсава.
на основе комментариев рава Меира Шапиро из Люблина
(Польша, 1887-1933 гг.)
и
рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|