New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
dvarim
ГЛАВА “ДВАРИМ” Место в Торе: Пятая,последняя книга Торы -Дварим, гл. 1, ст. 1 - гл.3, ст. 22.Почему она так называется? По первой фразе: “Вот слова, которыеговорил Моше всем сынам Израиля...” (гл. 33, ст.1). На иврите “слова” - дварим. Обсуждение главы Дварим 18.07.04 Итак,мы вновь, в четвертый раз на нашем сайте,приступаем к чтению заключительной книгиТоры - книги Дварим.О том, какой смысл вкладывается в слово,вынесенное в название книги и нашейнедельной главы, мы достаточно подробноговорили в обзорах прошлых лет (см. на сайтеобзор недельной главы Дварим, первыйи второйгодовые циклы). Обзор этого года начнем счтения короткого отрывка, помещенного всамом начале книги. Здесь сказано: «Вотслова, которые говорил Моше всему Израилюпо ту сторону Иордана в пустыне Арава,против Суфа, между Параном и Тофелем, иЛаваном, и Хацеротом, и Ди-Заавом; водиннадцати днях пути от Хорева, через горуСеир, до Кадеш-Барнеа. Ивот, в 40-м году, в одиннадцатый месяц,первого дня (того месяца) говорил Моше сынамИзраиля в соответствии со всем, чтозаповедал Всевышний ему о них (сынахИзраиля)» (Дварим, гл. 1, ст. 1-3).Прежде всего, поражает здесь обилиегеографических уточнений. Сразу жевозникает вопрос: неужели для того, чтобыуказать то единственное место, где Мошеобратился к народу с речью, требуетсястолько деталей? Ведь они, казалось бы,ничего не проясняют, скорее - запутывают.Более того, если мы посмотрим на древнююкартуи обнаружим, естественно, чтонекоторые из названных регионов находятся
друг от друга на значительном расстоянии,это ощущение укрепится и усилится. И намостается лишь предположить, что «указатели»в нашей цитате расставлены вовсе не длятого, чтобы сориентировать нас на местности.Тогда для чего же? Здесь, в этом фрагменте, географическиеназвания имеют символическое значение - ониявляют собой конспективное изложение
содержания речи Моше Рабейну, - объясняет Раши(раби Шломо бен Ицхак - величайшийкомментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век),анализируя приведенный отрывок. - Мошеупрекает народ за проступки, совершенных вгоды странствий по пустыне, за духовныенеудачи и падения. Эти конкретные проступкии неудачи и обозначены географическими
названиями (см. на сайте обзор недельнойглавы Дварим, первый годовой цикл). Многие комментаторы подчеркивают, чтоизложенная в нашей главе речь Моше -единственный случай, когда Моше упрекает внеправильном поведении весь свой народ,припоминая былое. Но как это может быть? Моше ставит народу в упрек изготовлениезолотого тельца, ошибку разведчиков (см. насайте обзор недельной главы Шелах, первый,второй,третийи четвертыйгодовые циклы) - проступки, к которым былопричастно предыдущее поколение. На данномэтапе, в момент обращения Моше к народу,описанного в нашей главе, перед ним стоялисыновья «провинившихся», которые неимели к этим духовным падениям никакого
отношения. Из поколения отцовприсутствовали лишь двое оставшихся в
живых - Иегошуа бин-Нун (ученик ипоследователь Моше Рабейну; после егокончины возглавил еврейский народ) и Калевбен Иефуна. Какой же смысл упрекать сыновейв деяниях их отцов и дедов? Но, может быть, это и не упреки? Читая нашунедельную главу, мы видим, что она почтиполностью посвящена подробному изложению
проступка разведчиков и описанию
последствий их роковой ошибки. Причем,комментариев Моше не дает - простоконстатирует факты. Разве это - упрек? Но стоит углубиться в исследование текста,и мы обнаружим, что Моше отметил в своемобращении к народу два важнейших момента. В самом начале своей речи Моше напоминает,как Всевышний велел еврейскому народупокинуть гору Синай, говоря, что наступиловремя завоевания Эрец Исраэль. В Торе обэтом сказано: «Всевышний говорил нам вХореве - «полно вам жить у горы этой... Смотри,Я дал вам землю эту, идите и наследуйтеземлю, о которой клялся Всевышний отцамвашим...» (Дварим, гл. 1, ст. 6-8). Далее Моше неожиданно отклоняется от темыи говорит об осуществлении рекомендации
Итро, который предложил ввести в системууправления народом - судей. И это, какподчеркивает Моше, дало ему возможность сбольшей эффективностью справляться со
своими обязанностями народного лидера. После этого Моше возвращается к темезавоевания страны (Дварим, гл. 1, ст.19). Он рассказывает, о том, как отправилипосланцев в Эрец Исраэль на разведку. Отом, как вернулись они в стан и высказалисоображение: евреям не одолеть народы,живущие там. О том, как еврейский народотказался от завоевания земли Израиля, а заэтим последовало решение Всевышнего -поколение, пренебрегающее даром Творца, невойдет в Страну Израиля. Возникает вопрос: почему в повествованиеМоше о проступке разведчиков вклинивается
история о назначении судей? Какая связь -между этими двумя событиями?..
19.07.04 Мудрый учится на ошибках, которыесовершили другие, - говорят наши Учителя. -Только глупец пренебрегает опытом прошлогои, повторяя чужие ошибки, понапраснустрадает. Это высказывание - хорошая рекомендация.Но вот применить его на практике, каквыясняется - трудно. Потому что, для того,чтобы воспринять опыт прошлого, необходимознать, какие причины лежат в основе того илииного события. А для того, чтобы это знать,надо, прежде всего, понять причинно-следственныесвязи между историческими явлениями,которые далеко не всегда - однозначны. Инымисловами, извлечение уроков из прошлого этоуже - историческая интерпретация, а онаможет быть - необъективной. К примеру, ученые-историки объясняютвозникновение Вавилонской империи
наличием ряда предпосылок экономического и
социального характера. Еврейские пророкивидят картину иначе. В их пророчествахНевухаднецар (император Вавилона) назван «агентомВсевышнего», сотворенным Им орудиемразрушения. И пишут, что Вавилонскаяимперия была создана, когда в мирепроявилась необходимость в силе, способнойуничтожить Храм и отправить народ Израиля в
изгнание. Таким образом, появление сверхдержавыстало предпосылкой для будущего разрушения
Иерусалимского Храма. Ибо обычная странане справилась бы с подобной задачей - евреимужественно и самоотверженно защищали
физический символ их связи с Творцом. В самом деле. Оба Храма (Первый и Второй)были разрушены сверхдержавами, и оба разаэтим сверхдержавам, чтобы сломитьеврейское сопротивление, пришлосьмобилизовать колоссальные силы. Основная тема пророчеств Иермиягу -разрушение Первого Храма. Однако, согласноеврейской традиции, в этом пророчествеговорится о возникновении Римской империи
и о разрушении Второго Храма. Талмуд (трактатШаббат, лист 56) связывает созданиеРимской империи с женитьбой царя Шломо на
дочери египетского фараона и с
распространением идолопоклонства в
Израиле в эпоху царствования Иеровама (см.на сайте обзор недельной главыМикец,третий годовой цикл).Если же заглянуть в более глубинныепласты исторических взаимосвязей, мыувидим, что истинной причиной переворотов вдревнем мире были ошибки и духовные падения
еврейского народа. Именно в них, в этихошибках - первопричина страданий, которыепринесли с собой величайшие империи
прошлого, хотя они оказали, конечно, иположительное влияние на историю
человечества и его культуру. Как только еврейский народ вышел изповиновения Всевышнему, дальнейшеесуществование Храма стало невозможным - егонеизбежно должны были разрушить. Дляосуществления этой задачи понадобилось
могущество империй, сконцентрировавших всебе огромную силу. Поэтому и возникли вдревнем мире такие сверхдержавы, какВавилонская и Римская. Еврейская традиция подчеркивает: если быне фатальные ошибки евреев, никакиепредпосылки - ни исторические, ниэкономические, ни социальные - не привели бык возникновению могущественных империй.Социальные, политические и прочие факторы -лишь следствия определенного развитиясобытий…
20.07.04 Теперь нам ясно, что только пророкимогут преподать нам реальные уроки истории,потому что только они способны правильно ихинтерпретировать. В мире, которым управляетТворец, лишь Его «доверенное лицо» всостоянии объяснить Его действия. Но вернемся к речи Моше. Конечно же, Моше не собирался просторассказывать «сыновьям» историю сразведчиками. Он хотел объяснить, что заэтим стоит и подчеркнуть, что ошибка этихразведчиков и есть основная причина всех
исторических потрясений. Но попытаемся понять, почему онипоступили именно так, а не иначе. Узнавпричину их проступка, мы могли бы избежатьповторения аналогичных ошибок в будущем. Вэтом и состоял урок, который преподал Моше всвоей речи следующему поколению. Необходимо отметить, что Моше обращался кпреданной ему аудитории. Поэтому и не хотелбросаться пустыми упреками. Он преследовалопределенную цель - объяснить народуИзраиля, как вести себя, чтобы с ним неслучилось того, что произошло и их отцами идедами в период, когда он, Моше, был лидером. Перед Моше стояла задача - привести народв Эрец Исраэль и заселить дарованнуюТворцом землю. Однако он с ней не справился.И это явилось самым большим провалом Мошеза все годы его руководства народом Израиля.Поэтому нетрудно понять его логику, когдаон концентрирует все внимание слушателей
на ошибке разведчиков (основная тема нашейнедельной главы). Но зачем все-таки понадобилась вставка осудьях? Чтобы ответить на этот вопрос, надопостичь суть проблемы изменения системы
управления. Евреи не протестовали противустановления иерархии судей, и это означало,что они без каких бы то ни было возраженийприняли потерю прямого лидерства Моше.Никто не сказал ему в тот момент: «Почему тыпредлагаешь нам слышать слова Всевышнего
из «вторых рук? Ведь ты - связующее звено,осуществляющее наши контакты с Творцом.Если между тобой и нами появятсядополнительные слои, мы тем самым отдалимсяот Всевышнего…». Установление судебной иерархическойсистемы должно было более эффективно
решать управленческие проблемы. Но чтотакое эффективность? Это - возможностьдостичь результата быстро и действенно. Результат, которого нам надо достичь,согласно указаниям Торы - стать ближе кТворцу. В этом и заключается главноепротиворечие нововведения. С одной стороны,судьи облегчали решение управленческихзадач, с другой - отдаляли людей отВсевышнего. Поэтому, с точки зренияеврейской традиции, судейскую системунельзя считать «эффективной». Подведем некий итог. Судебная система в общине Израиляспособна эффективно функционировать, но неможет стать средством для достижения
истинной цели. С разведчиками произошло примерно то жесамое. Всевышний поставил перед еврейскимнародом конкретную цель - завоевать ЗемлюИзраиля и создание на ее территории
еврейское государство. В более высокомсмысле это продемонстрировало бы
еврейскому народу и всему миру, что каждыйдень жизни человека может приблизить его к
Творцу. При этом обретение более высокогодуховного уровня совсем необязательно
должно сопровождаться отказом от обычной
жизни - в пользу аскетизма и медитации.Евреям предстояло показать, что человекспособен сочетать близость к Творцу с
обыденной деятельностью и в бытовом плане
жить так же, как живут «светские»государства. И эта близость будет ничуть неменьше, чем во времена, когда евреистранствовали по пустыне, питались маном(ман - см. на сайте ответ «Что такоеманн (манна)?») и всецело посвящалисебя изучению Торы. Моше скажет об этом в своем обращении - «…нестрашитесь и не бойтесь их (народов,населявших Эрец Исраэль); Всевышний,идущий перед вами, Он воевать будет за вастак же, как Он сделал (это) для вас в Египтепред глазами вашими. И в пустыне сей, гдевидел ты, что носил тебя Всевышний твой, какносит человек сына своего, на всем пути,который вы проходили, до прихода вашего наместо это» (Дварим, гл. 1, ст. 29-31).
21.07.04 Евреи, несомненно, чувствовали, что жизньв Эрец Исраэль будет совсем иной, нежелижизнь в пустыне. В пустыне, они могли небеспокоиться о необходимых для
существования вещах: Всевышний чудеснымобразом снабжал их всем, что им требовалось.Они жили за счет чудес, которые Он совершалдля них, не заботясь о материальном. Потомучто сами находились тогда на достаточно
высоком духовном уровне. Но они не верили,что, в Стране Израиля, где им предстоит житьобыкновенной жизнью, без чудес, имудастся сохранить ту же духовную близость с
Творцом. Быт «засасывает» и обедняетдуховность. Они страшились этого, зная, что,оставляя пустыню, лишаются инадъестественных явлений. Моше в своей речи опровергает это мнение.Он объясняет людям, что смысл заселенияСтраны Израиля как раз в том и состоит,чтобы установить ту же связь с Творцом, нотеперь - в иных условиях. И все заповеди Торыбыли даны народу, чтобы помочь ему создать иупрочить такие отношения. Моше использовал историю о назначениисудей в качестве наглядного примера.Бессмысленно, - подчеркивает он, - искатьэффективность, если для ее достижения надопожертвовать самой целью. На Синае был создан Союз, устанавливающийблизкие отношения между Всевышним и
народом Израиля. И вступление в СтрануИзраиля по определению не могло подвергать
этот союз опасности, наоборот, завоеваниеЗемли Обетованной должно было укрепить его.Отцы и деды тех, кто 40 лет спустя стоял передМоше, в свое время не захотели понять этуистину, и поэтому Моше просит новоепоколение не повторить их роковую ошибку.Если они не смогут осознать цель, к которойим надо стремиться, они обречены на новуюкатастрофу. Но если им суждено ошибаться, -наставлял народ Моше, - они обязаны найтиправильные способы исправления «отклоненийот курса» и, прежде всего - заботиться овосстановлении связи с Творцом. Далеев Торе читаем: «И отвечали вы, и сказали мне:согрешили мы пред Всевышним, мы пойдем исразимся, как повелел нам Творец. Ипрепоясались вы каждый бранным оружием
своим, и дерзнули взойти на гору. НоВсевышний сказал мне: «передай им, чтобы непонимались и не шла в бой, чтобы непотерпеть поражение перед врагом, потомучто нет Меня среди вас». И я говорил вам, новы не послушали и воспротивились повелению
Всевышнего, и дерзнули взойти на гору. Ивыступили эморейцы, жившие на горе той,против вас, и преследовали вас...» (Дварим,гл. 1, ст. 41-44).Почему Всевышний не принял коллективноераскаяние? - спрашивает Ор а-Хаим (рабиХаим бен Атар, один из крупнейшихкомментаторов Торы; Марокко-Израиль,первая половина 18-го века), - Ведь народ былготов на самопожертвование, чтобызавоевать Землю Израиля, и тем самым,казалось бы, мог исправить тот вред, которыйбыл нанесен их недостаточной верой в Творца.Люди пришли к Моше, готовые сражаться;пришли, победив свой страх перед кенаанцами,о которых сказали ему: «это - великаны». Когда они пришли к Моше на этот раз, ихвера во Всевышнего была полностью
восстановлена. Так что же помешало Творцупринять их раскаяние? Ключ к ответу - в словах Всевышнего: «Неподнимайтесь и не сражайтесь, потому чтонет Меня среди вас...». Желание завоеватьЗемлю Израиля должно базироваться на
желании создать близкие отношения с
Творцом. И эта Его фраза должна былаостановить евреев, даже если они раскаялисьискренне. Потому что, если Всевышнийсовершенно ясно говорит: «Нет Меня средивас...», это означает, что завоеваниеОбетованной страны в такой момент не имеет
смысла, ибо нет «духовного Израиля»…
22.07.04 Допустим, евреи могли бы силой оружиязавоевать «физический» Израиль, ноблизости со Всевышним - цели этогозавоевания - в тех обстоятельствах они недостигли бы. Творец «возмутился» не самим фактомнеповиновения, но - причиной отказазавоевывать Эрец Исраэль. Он не хотел,чтобы евреи вошли в Страну Израиля, так и неосознав, что цель ее заселения - вустановлении близких отношений с Ним в
условиях обычной человеческой жизни. Кактолько Всевышний сказал: «Нет Меня средивас...», евреи должны были оставить любуюдругую деятельность и всецело посвятить
себя восстановлению связи с Творцом. Они жевместо этого попытались на свой лад
исправить положение. Если бы их раскаяние приняло верноенаправление, указ Всевышнего, конечно же,был бы отменен. Обычно мы читаем эту недельную главунепосредственно перед 9-м ава - годовщины«пролития пустых слез». Эта ошибка сталароковой - Творец вынес поколению Пустынисмертный приговор. Испугавшись «угрозы» состороны населения Земли Израиля и своего
неповиновения Творцу евреи лили слезы.Потом в течение всей истории они проливалислезы в этот день. Но с тех пор всякий раз уних была весьма веская причина для слез. Именно в этот день (в разное время) былиразрушены Первый и второй Храмы. В этот день были изданы указы об изгнанииевреев из Испании и Англии. В этот день началась Первая мировая война,которая отразилась на судьбах евреевмногих стран тяжкими испытаниями.
Афтара (текст из книги Пророков на темунедельной главы), которую читают в субботу всинагогах вместе с нашей недельной главой,взята из книги пророка Иешайи. В нейпророк говорит о надвигающемся разрушении
Иудеи и Первого Храма. Анализ деталейпоказывает, что еврейский народ все еще неусвоил урока, который преподал ему Моше всвоей последней речи. Читая Афтару, мывидим, что евреи периода Первого Храмаприлежно выполняли свои обязательства
перед Всевышним. В нужное время онисовершали приношения, три раза в год, побольшим праздникам, весь народ собирался вИерусалимском Храме… Но не хватало чего-тодругого и именно этот «дефицит» и привел кразрушению Храма. В Танахе об этом сказано:«Как стал блудницей верный город,исполненный правосудия, обитавшего в нем, атеперь обитают в нем убийцы! Серебро стало спримесью, пьянящие напитки твои разбавленыводой. Вожди твои - отступники и покровителиворов; все они любят взятки и гонятся замздою: сироту не будут они судитьсправедливо, и тяжба вдовы не дойдет до них»(книга пророка Иешаягу, гл. 21). И снова в Израиле - порочная судебнаясистема, которая названа в речи пророкапричиной разрушения Храма. Еврейское правосудие - выражение позицииеврейского народа, его отношения ксоблюдению законов Торы. Законы Торы данынам как средство достижения основной цели -единение с Творцом. А это возможно, когдачеловек во все, что делает он в своейповседневной жизни, вкладывает смысл идуховность. Еврейская правовая системадолжна привести в этот мир справедливость,демонстрируя всем народам земли, чтообщество, поддерживая обычный порядоквещей, может жить в атмосфере духовности,руководствуясь принципами справедливости. Но, если правовая система еврейскойобщины безразлична к судьбам сирот и вдов,если она терпима к коррупции ивзяточничеству, это означает, что в нейснижен уровень духовности, и не нужны ейтогда ни Земля Израиля, ни Храм Всевышнего. У еврейского народа есть цель, и эта цельникогда не ограничивалась просто мирной и
безопасной жизнью внутри еврейского
государства. И она - не в том, чтобы достичьвысокого духовного уровня путем
религиозного рвения и самопожертвования.Тот, кто для обретения этой духовностипредпочтет оставить земные дела и
удалиться в пустыню, задачу, поставленнуюперед народом Израиля, не выполнит. Ибо сутьэтой задачи как раз состоит в том, чтобыподнять обыкновенную человеческую жизнь на
более высокую духовную ступень. У всех поколений народа Израиль - однацель и те же духовные проблемы. Эти «величины»- неизменны. Меняются лишь обстоятельства, вкоторых евреи должны выполнять свою
духовную работу - Всевышний для каждогопоколения создает особую «атмосферу»,приспосабливая ее к жизненным условиямэпохи. И если то или иное поколение сумеетнаполнить повседневную жизнь духовностью
высокой концентрации, это будет означать,что цель, поставленная Творцом передеврейским народом - близка. В своей речи, содержание которой изложенов нашей недельной главе, Моше преподал уроквсем евреям, на все времена. Мы и сейчасдолжны исправлять наши исторические ошибки.Так же, как в прошлом, сегодня еврейскоегосударство на Земле Израиля - нежизнеспособно, если оно не связывает своесуществование с Творцом. Только связь с Нимдает еврейскому народу право жить на этой
земле… Автор текста раввин Носон Вайс Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|