ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

 

ГЛАВА “ДВАРИМ”

Место в Торе: Пятая, последняя книга Торы — Дварим, гл. 1, ст. 1 — гл.3, ст. 22.

Почему она так называется?

По первой фразе: “Вот слова, которые говорил Моше всем сынам Израиля...”. (гл. 33, ст. 1). На иврите “слова” — дварим.

Обсуждение главы Дварим

07.07.02

Давар в первой фразе нашей главы — “слово”. Однако, как мы говорили в прошлых обзорах, оно имеет и второе значение — “дело”. Это слово имеет двойственную природу, на что указывают и числовые значения его букв, которые являются производными от числа “2”: далет — 4, бет — 2, рейш — 200. В целом же гематрия (числовое значение) слова дварим 256, что равно двум в восьмой степени (число 8 указывает на надматериальность явлений).

Мир, творение начинается с первой буквы Торы – бет (Берешит). Всевышний, Один, алеф, незримый и неделимый, создает два (бет) – множество. Так возникают миры – духовный и материальный. Слово связывает сознание и материю, направляя их к духовности. Оно обеспечивает также переход континуума (потока мыслей и образов) в дискретность (букв, звуков, слов, атомов).

Слово – высший дар Творца человеку, связному, который реализует взаимодействие духовного и материального миров, Всевышнего и Его творения. Мы рождены, чтобы осмыслить в обращенном к Творцу нетленном слове недолговечные былинки материи.

Слово дарует свободу, позволяет воспарить над материальным миром в стремлении к миру идеалов. Или, наоборот — воплотить в материи свои мысли. И главное — осуществить внутри себя и на земле замысел Всевышнего, воплощенный в реальной истории.

Слово дарует общение, единение с Творцом. Без слова нет общества, нет со-знания. Нет исторической памяти, нет продолжения человеческих дел, передачи его жизненного опыта, его достижений — следующим поколениям.

Без слова — нет человека. Человек, по определению мудрецов, не просто одно из множества тварей, а особое существо, особый мир – “говорящее животное”. Человек, с его материальным телом и душой, дарованной Творцом, сам двойственен, как давар (слово и дело).

Вспомним, что седьмой казнью в Египте был град (на иврите – барад). Это слово состоит из тех же букв, что и слово давар. Внутри льдинок в этом граде горели огни. Когда этот град начал падать, фараон сказал Моше и Аарону: “На этот раз я согрешил: Прав Творец: а я и народ мой — грешники” (Шмот, гл. 9, ст. 27).

Слово разъясняет события. Этим, в значительной степени, и занимается книга Дварим – осмыслением конспекта, краткого изложения событий в предыдущих книгах. Подведение итогов, осознание прошлого открывает дорогу в будущее.

Иное, талмудическое название книги ДваримМишнэ Тора (“Повторение Торы”). Однако это не только повторение, закрепление изученного — законов, образцов поведения. Это еще и путь к Мишне, Устному Закону, который разовьется, раскроется, вырастет на этой основе, и будет развиваться дальше.

Вся Тора, вначале существовавшая лишь как замысел Творца, потом получила словесное выражение, устное и письменное. Процесс перехода от устной формы — к записи и обратно: от фиксированной письменной формы к устному учению и его осмыслению – двусторонен и бесконечен.


08.07.02

Книга Дварим начинается так: “Вот слова, которые Моше говорил всему Израилю на той стороне Иордана, в пустыне, в степи...”.

Интересно, зачем здесь сказано, что действие происходит в пустыне? Ведь это и так известно. Более того, вся четвертая книга называется Бамидбар (“В пустыне”). Но обратим внимание на созвучие слов мидбар (пустыня) и дварим, которые на иврите различаются лишь тем, что слово дварим больше на одну букву — йуд. В этом, вероятно, есть определенный намек. Какой именно?

Слово мидбар, как мы говорили (см. на сайте обзор недельной главы Бамидбар;второй годовой цикл), служит для обозначения места, где нет давар (слов, вещей), нет ничего. Дварим – множественное число от этого слова, очевидно, являет собой некую противоположность понятию мидбар.

Отметим, что пустыня имеет на иврите и иное название — шмама (в переводе на русский язык — пустота, разрушение). Слово шмама начинается с букв шин и мем, которые, соединяясь, образуют другое слово – шем (имя). В этой пустоте Всевышний возвестил Моше и всему народу Свое Имя, открыл Себя. Там, где изобилие вещей, где не умолкает многословие, трудно услышать Голос Творца. Для этого Моше и народу пришлось отправиться в пустыню. И только там народ, как написано, поверил в Творца, доверился слуге Его — Моше.

Вспомним, что в египетском рабстве евреи жили на положении бессловесных животных, почти потеряли дар речи, данной Адаму “от рождения”, чтобы говорить с Творцом. Только ужесточение мук рабства заставило рабов, которые были готовы терпеть все, что бы ни делали с ними, воспринимая это как должное и безысходно неизменное, воззвать, наконец, о спасении. И тогда вопль постепенно преобразовался в слова, а слова — в мольбу и молитву.


09.07.02

Но на этом нельзя было останавливаться. Они должны были услышать ответ Всевышнего. И получили его на Синае — в форме асерет а-диброт (Десяти Заповедей), которые содержали в потенциале все законы Творца.

Вернемся к букве йуд. Ее числовое значение — 10. Сорок лет (период созревания) они вынашивали в пустыне этот йуд — семя мудрости, созидающее будущий мир, чтобы оно вошло в их сознание и сердце, впитывалось с молоком матери...

Там, в пустыне, где существование народа, насчитывающего несколько миллионов человек, было чудом милосердия Творца, они должны были осознать и усвоить важную истину, выраженную словами Торы: “И смирял он тебя, и испытывал голодом, и кормил тебя маном, которого не знал ни ты, ни твои отцы, чтобы показать – не одним хлебом жив человек, но всем, что исходит из уст Творца” (гл. 8, ст. 3).

О милосердии Всевышнего говорит и фраза из псалма Ашрей, который мы читаем три раза в день: “Ты открываешь Свою руку и насыщаешь все живое” (Теилим, 145:16).

Пустыня — место, где был создан еврейский народ. Творец, называемый в наших книгах — Эйн Соф (Беспредельный), создал мир из ничего (йеш мэайн). Так и еврейский народ был создан из айн (ничто) — из раба, у которого нет ничего своего. И потом, чтобы учиться, он должен был обратить себя в айн (ничто), очистить (опустошить) сущность свою от предвзятых идей, чтобы, впитывая мудрость, получить возможность стать ани (личностью — слово состоит из тех же букв) и учителем. Таков путь, заповеданный еврею: учиться, учить других и реализовывать в жизни законы Торы. И это путь должен пройти весь еврейский народ.

Кратко ранние периоды еврейской истории можно представить так: из Египта вышел айн (никто), за 49 дней до дарования Торы на Синае он поднялся и, приняв Тору, удостоился стать Ани (личностью). Мидраш рассказывает, что в момент получения Торы над головой каждого еврея появилась корона (на иврите — кетер). Кетер — название высшей из 10 сфирот (уровней раскрытия Творца). Но затем полученное с Небес знание Израиль должен был воплотить на своей земле, создав там свое царство – образец жизни по законам Всевышнего. Царство (малхут) – нижняя из 10 сфирот.

Итак, йуд из Четырехбуквенного имени Всевышнего проникла в мидбар и оплодотворило пустыню. И благодаря этому родились дварим (слова, понимание заповедей). У границ пустыни, у берега Иордана, они уже были готовы воспринять слова и начать говорить. К наасе (делам, действиям), которые, как они поклялись Творцу у горы Синай, получив за это в дар Тору, они должны были осуществлять, теперь добавился период нишма (осознания: “услышим и поймем”). Поэтому Моше обратился к ним с этими словами.


10.07.02

Моше обращается к народу Израиля перед смертью, перед тем, как сыновья евреев, которые тридцать девять лет назад отказались войти в завещанную им страну и умерли за свой грех (см. на сайте обзор недельной главыШелах; первый и второй годовые циклы), должны были войти в Кенаан. Этим и объясняется необходимость повторить “пройденное” — раскрыть перед новым поколением прошлое, научить их, передать им традицию, без которой их существование лишено вектора, а, значит, и будущего.

При этом важно было не просто повторить, перечислить факты — молодые, возможно, получили представление о прошлом от своих родителей, но — правильно расставить акценты, указать направление движения, объяснить смысл исторических событий.

Кроме того, из, примерно, сотни заповедей, которые находим в книге Дварим, около семидесяти новые. И только здесь, в этой книге, мы узнаем о них. Моше сообщил их, чтобы до времени не забылись, в нужный момент — когда они станут особенно актуальными, поскольку касаются жизни в Эрец Исраэль.

Отметим, что и знакомые по предыдущим книгам заповеди, в Дварим излагаются с некими существенными уточнениями и дополнениями.

Возьмем, например, заповедь о соблюдении субботы. В Десяти Заповедях, в книге Шмот (гл. 20, ст. 8) написано: “...помни (захор) шаббат, чтобы освящать его”. В книге Дварим вместо “помни” написано “храни” (шамор). Наши Учителя говорят, что оба слова были произнесены на Синае одновременно, но в первый раз было озвучено и записано одно из них, а во второй раз — другое. То из них, которое мы находим в книге Дварим, дополняет, конкретизирует, разъясняет первое.

Книга Дварим содержит и пророчества, ясно и недвусмысленно предупреждая о том, что ожидает мир в будущем. Предсказания эти касаются не отдельных человеческих судеб, но — общей судьбы народа. Здесь говорится, например, об изгнании и возвращении.

Уникальность еврейского возвращения на родину через девятнадцать веков не только подчеркнута, но и предопределена этим пророчеством, данным всему народу в книге Дварим в наследие — для изучения и закрепления.

Слово получает высшее выражение в песне, поэзии (шир). Говорится, что доблестный и праведный царь Хизкия (585–532 до н.э.) не стал Машиахом лишь по одной причине — он не сложил песню Творцу (как сделал, например, царь Шломо, когда освятил Первый Храм в Иерусалиме).

Книга Дварим – лебединая песня Моше, последняя песня народа, живущего в пустыне чудесами, перед вступлением в землю, где ему предстояло трудиться и жить по земным законам, но не забывая о чуде. Намек на это дает гематрия слова Дварим — 256. То же числовое значение у слова рон (радость, ликование).

Вспоминаются семидесятые годы, Советский Союз за железным занавесом. Евреев не выпускали в Израиль. В праздник Симхат Тора (радости Торы) на узкой улице Архипова, перед главной синагогой в Москве, собирались свыше двадцати тысяч евреев. И, забывая о том, что за участие в празднике их может ждать наказание (в такие дни на улице Архипова было много из милиции и КГБ), они танцевали и пели — hава нагила, hава неранена (“давайте петь, будем веселиться” скоро мы возвратимся в Израиль)...


11.07.02

Афтара (текст из пророков, который читают в субботу после чтения фрагмента из Торы — см. на сайте Афтара в Песах) к недельной главе Дварим (Иешаягу, гл. 1, ст. 27) также, еще до изгнания, предсказывая его, говорит о возвращении. Но пророк предупреждает: испытания будут нелегкими, и срок возвращения в Израиль зависит, прежде всего, от того, когда народ возвратится на путь к Творцу. Это откроет и врата Земли Израиля, ибо она дана народу для исполнения воли Творца, создавшего народ, землю и небо, во всем совершенстве.

Когда-то Моше говорил фараону: “Отпусти народ мой, и будут служить Мне”. Так и здесь — выход из галута, изгнания возможен только, если мы осознаем, что галут — внутри нас, и выход из него — только к Творцу.

Подобно Моше, Иешаягу, получив свой хазон (видение), порицает народ: “Вол знает владельца своего, и осел – ясли хозяина своего, а Израиль не знает Меня, не разумеет народ Мой” (там же, гл. 1, ст. 3).

Вол – символ силы и упрямства, все-таки признает своего хозяина, устанавливает с ним личные отношения. Осел – символ грубого материализма, приземленности, знает хотя бы свои ясли – откуда он получает еду. Но еврейский народ, Его народ, – обличает пророк, — неблагодарен, не прославляет ни Творца, ни Землю, которую Он дал.

Что же остается?

Если не учит изобилие — учат потери, боль и молитвы. И это — путь болезненного, но — возвращения.

Жертвы без раскаяния, без искреннего стремления исполнять Его Волю, без человечного отношения друг к другу, Творец принимать не хочет, — предупреждает пророк. Он ждет действий. Дела человека “говорят” больше, нежели слова. И вот — Храм разрушен. Но быков на мизбеахе (в приблизительном переводе на русский язык — жертвенник), — учит Иешаягу, — заменят более ценные для Создателя приношения. Приношения сердца, слова молитвы, идущие от полного раскаяния души человека, поступающего согласно Его Воле.

Дела человека в еврейской традиции имеют большую значимость, нежели слова. Но, вспомним, что Моше был наказан не за действие – удар по скале, но именно — за слова, вернее, за их отсутствие. И царь Хизкия, при всей его исключительной праведности, не стал Машиахом потому, что не воспел песню.

В наше время слова обрели особое значение. Средства массовой информации, например, называют “четвертой властью. Слово может поднять и унизить, убить и спасти.

Поэтому в наше время следует быть особенно внимательными к словам, — наставлял великий раввин 20-го века Хафец Хаим (подробнее см. на сайте в разделе Спроси у раввина, ответ раввина Элиягу Эссаса за 06.06.02).

А теперь обратимся к словам пророка, где он говорит об обещании Создателя: “Поэтому ждите Меня, слово Творца, до (того) дня, когда я встану для разорения народов, ибо приговор Мой – собрать народы... чтобы излить на них Мой гнев... Ибо Я тогда изменю язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Всевышнего и служили Ему единодушно” (Цфания, гл. 3 ст. 8-9).

В этом разделе 105 фраз. Как указывают мудрецы, это — гематрия слова Малки-я (Творец – мой царь).

Автор текста Гедалия Спинадель


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Некоторые законы о посещении миквы и отделении халы


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля