ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Йом Кипур
начинается с вечера

11 октября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

7.10.2024, 5 Tishri, 5785

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Шаббат



New Page 1

Трактат Шаббат

04.09.05

Лист 125

На нашем листе, исследуя детали субботних законов, Талмуд рассматривает проблемы, связанные с перемещением и использованием в шаббат различных приспособлений и инструментов, одна из составных частей которых — мукце (объект, который в субботу нельзя переносить; см. на сайте обзор листа 43).

Чтобы пояснить, о чем идет речь, Талмуд приводит конкретный пример.

Допустим, человек срезал верхушку тыквы, извлек из нее всю мякоть, просушил полость плод и привязал к нему веревку. Получилось приспособление, которым удобно набирать воду, скажем, из бочки. В дальнейшем он усовершенствовал свое приспособление, прикрепив к тыкве камень. «Черпак» стал тяжелее, и это ускорило процесс — теперь он набирал воду быстрее. Но вместе с тем у него возникла проблема. Перед ним встал вопрос: можно ли пользоваться этим черпаком в шаббат? Ведь камень — мукцэ.

Ответ на этот вопрос и дают составители Мишны. В ее тексте читаем:

Если камень прикреплен к тыкве прочно и не выпадает в момент, когда в полость тыквы набирают воду, таким приспособлением можно пользоваться и в шаббат. Но если он (камень) прикреплен небрежно и (в воде) может выпасть, даже перемещать такое приспособление в субботу запрещается.

Разрешено набирать воду в шаббат ведром, закрепленным на виноградной лозе (хотя виноградная лоза считается мукцэ).

В шаббат позволяется закрывать оконный проем куском фанеры. Но лишь в том случае, если эта фанера подвешена и привязана так, что веревка не касается пола. Однако, если фанера непривязана, пользоваться ею в субботу нельзя.

Некоторые Учителя открывают в этом вопросе иную грань Истины.

Закрывать оконный проем куском фанеры в шаббат, — говорят они, — разрешается. Даже если фанера не привязана

Приступив к исследованию содержания Мишны, Талмуд моделирует ситуацию, аналогичную тем, что описываются в этой Мишне.

Предположим, человек собирается в шаббат сделать перед вечерней трапезой, как полагается, кидуш. У него есть серебряный кидушный стакан и хорошее вино. Но вот беда — вино в бочке, а отверстие в бочке, через которое можно взять это вино, закрыто камнем. Что ему делать? Ведь камень в шаббатмукцэ, и, следовательно, перемещать и трогать его нельзя.

Он может наклонить бочку, — рекомендуют Учителя, — так, чтобы камень свалился на землю.

Поступать так разрешается лишь в том случае, — уточняет раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), — если камень случайно забыли на бочке. Если же его оставили на бочке сознательно, бочка приобретает статус, который обозначен в Талмуде термином басис ле-давар асур, что в переводе на русский означает — «основание (подставка) для объекта, использование которого в шаббат — запрещено (см. на сайте обзор листа 47). А, значит, и саму эту бочку трогать (в нашем случае — наклонять) в шаббат нельзя (см. на сайте обзор листа 44).

Впрочем, рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4-го века) в процессе исследования ситуации открывает другую грань Истины.

Если камень оставлен на отверстии бочки сознательно, — говорит он, — это, по сути, уже не камень, а — «пробка» (см. на сайте обзор листа 124), как бы — часть бочки. И в том, чтобы переместить пробку в шаббат, нет никакой проблемы. Соответственно, бочка не приобретает статус басис ле-давар — ее можно наклонять в субботу.

В нашей Мишне сказано, — подчеркивает Раба (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; конец 3-го века), — что камень становится «частью» приспособления, которым дозволяется пользоваться в шаббат, в том случае, если он основательно закреплен и не выпадает, когда данным приспособлением черпают воду. Рассматривая под таким углом зрения ситуацию с камнем на бочке, мы должны признать, что будем считать этот камень «пробкой», если он на бочке каким-либо образом закреплен.

Рав Йосеф и в этом вопросе усматривает иную грань Истины.

Мишна требует, чтобы камень был надежно прикреплен к тыкве, — отмечает он, — потому что без камня не можем считать устройство с тыквой — полноценным. Черпать воду просто полостью тыквы на веревке очень трудно. Бочка же и без камня — вполне совершенное «устройство» для хранения вина. Поэтому нет нужды закреплять на ней камень — можно просто прикрыть им отверстие.

Достаточно того, чтобы человек мысленно «назначил» камень пробкой (то есть намерением изменил суть вещи — см. на сайте обзор листа 124), — говорит раби Аси (один из крупнейших Учителей Талмуда в Эрец Исраэль; конец 3-го – первая половина 4-го века). — Тогда на перемещение этого камня в субботу нет никакого запрета. И ничто не мешает нам наклонить и саму бочку.

Действительно, решающую роль здесь играет намерение человека. Но необходимо все же совершить некое действие, «посвящающее» камень в «разряд пробок», — уточняет раби Ами (один из самых выдающихся учеников раби Йоханана).

В связи с этим Талмуд рассказывает. Как-то раз, в канун субботы, раби Иегуда а-Наси (великий Учитель, редактор текста Мишны, начало 3-го века), собираясь провести урок в шаббат, попросил своих учеников, чтобы они подготовили сложенные во дворе для строительства камни к тому, чтобы во время урока на них можно было сидеть. Спрашивается, что он имел в виду?

Раби Иегуда, — заключает раби Ами, — подразумевал, что ученики расставят камни так, чтобы в субботу не было бы необходимости их перемещать.

Иную грань Истины открывает раби Аси. Великий Учитель, — говорит он, — велел ученикам очистить камни от пыли и грязи, чтобы на них можно было сидеть и, по мере надобности — их перемещать («назначив стульями»).

Далее Талмуд переходит к обсуждению описанного в Мишне примера с виноградной лозой. И подчеркивает, что набирать воду в шаббат таким способом разрешается лишь в том случае, если ведро прочно привязано к лозе. Если же крепление — ненадежное, черпать воду этим ведром нельзя.

Данное требование — «устрожение», постановление, принятое Учителями, — объясняет рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века). — Из опасения, что человек по неведению в субботу укоротит лозу и нарушит тем самым запрет на осуществление мелахи (вид работ, производить которые в шаббат запрещается; см. на сайте Введение в трактат Шаббат) под названием маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком; см. на сайте список 39-ти мелахот в обзоре листа 73).

Автор текста Мордехай Вейц

Трактат Шаббат

05.09.05

Лист 126

На нашем листе Талмуд продолжает анализировать содержание Мишны (ее текст — см. на сайте в обзоре листа 126). В ней, как мы помним, рассматриваются проблемы, связанные с перемещением и использованием в шаббат различных приспособлений и инструментов, одна из составных частей которых — мукце (объект, который в субботу нельзя переносить; см. на сайте обзор листа 43).

Итак, неисследованным остался последний пункт, где говорится о возможности закрыть в шаббат оконный проем листом фанеры. По этому поводу в Мишне, в частности сказано, что дозволяется делать это, если фанера подвешена и привязана так, что веревка не касается пола», а если фанера не привязана, пользоваться ею в таких целях в субботу нельзя.

Главный вопрос заключается в том, — отмечает раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), — как мы расцениваем подобное действие. Известно, что в шаббат запрещается возводить строение, даже временное (на иврите — оѓель арай), на короткий срок. Ибо это — мелаха (вид работ, производить которые в шаббат запрещается; см. на сайте Введение в трактат Шаббат) под названием боне (строительство; см. на сайте список 39-ти мелахот в обзоре листа 73). В субботу нельзя, например, подвешивать тент, защищающий от солнца. Также нельзя подвешивать в этот день и фанеру.

Мишна подразумевает, — дает свое уточнение раби Элиэзер (великий Учитель Мишны, 1-й век), — что фанера подвешена еще до наступления субботы. Соответственно, до субботы она становится «частью здания». Поэтому с тем, чтобы закрыть ею оконный проем, не возникает проблем. Если же просто закрыть окно ни к чему не прикрепленным листом фанеры, мы будем расценивать это как «достройку». А делать это в шаббат не разрешается.

раби Аба бар Каѓана (Учитель Талмуда в Эрец Исраэль; начало 4-го века) открывает здесь иную грань Истины.

Неважно, привязан кусок фанеры к окну или не привязан, — говорит он, — чтобы использовать его в шаббат, закрывая оконный проем, достаточно до наступления субботы «предназначить» его именно для этой цели.

Возможно, и необязательно прочно привязывать фанеру к окну, — заключает, анализируя текст Мишны раби Ирмея (великий Учитель Талмуда, Эрец Исраэль, 4-й век), — но какое-то крепление, для того, чтобы закрыть ею окно, все же должно быть. А если этого нет, пользоваться ею для такой цели нельзя.

Раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), исследуя содержание нашей Мишны, рассматривает аналогичную ситуацию, описанную в трактате Эрувин. Речь там идет о дверном засове, — отмечает он. — И Учителя приходят к единому выводу: чтобы пользоваться засовом в шаббат, надо, чтобы он был прикреплен к двери. Если же засов к двери не прикреплен и просто лежит, к примеру, на полу, пользоваться им в шаббат Учителя запрещают.

Как же все-таки поступать в нашем случае?

Чтобы разрешить проблему, Учителя изучают примеры из жизненной практики.

Один человек, — рассказывает Талмуд, — спросил раби Элиэзера, разрешается ли в шаббат запирать двери доской. И ответил ему Учитель:

— Ты можешь делать это лишь в том случае, если эта доска привязана у входа.

Однако рабан Шимон бен Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина — Высшего Суда, 2-й век), как известно, разрешал владельцам домов в шаббат запирать двери досками, даже если эти доски не висели у входа. Достаточно выбрать для этой цели определенную доску, — говорил он, — и определить, что она предназначена для того, чтобы закрывать ею дверь.

Правило, обязывающее людей, если они собираются в субботу закрыть фанерой оконный проем, привязывать ее к окну, — говорит раби Аба бар Каѓана, — «устрожающее» постановление некоторых Учителей, принятое ими в стремлении оградить народ от случайного нарушения законов субботы.

Однако в Мишне нашла выражение позиция большинства Учителей, которые, взяв за основу решение рабана Шимона бен Гамлиэля, не требуют привязывать фанеру к окну и позволяют закрывать ею оконный проем в шаббат, предварительно (до наступления субботы) предназначив для этой цели определенный фанерный лист.

Здесь же отметим, что ѓалаха (еврейский практический закон) следует этому решению.

В заключительной части нашего листа дается Мишна. В ней мы читаем:

В шаббат разрешается переносить (с места на место) лишь те крышки, у которых есть ручки.

Имеются в виду крышки, закрывающие люки колодцев, — уточняет раби Йоси (великий Учитель Мишны; 2-й век). Но крышки сосудов, независимо от того, есть у них ручки или нет, в шаббат переносить — разрешается

Анализируя текст Мишны, Учителя объясняют, почему в субботу нельзя перемещать крышку колодезного люка. Дело в том, — говорят они, — что действие по закрытие люка может восприниматься как мелаха (вид работ, производить которые в шаббат запрещается; см. на сайте Введение в трактат Шаббат) под названием боне (строительство; см. на сайте список 39-ти мелахот в обзоре листа 73).

Итак, Мишна дает указание: люк колодца без ручки в шаббат трогать нельзя, но крышки сосудов (с ручками и без ручек) переносить — можно.

Возникает вопрос: как быть с крышками других объектов (не колодцев), которые к категории «сосудов» не причисляются? Примером такого объекта может быть, скажем, заслонка печи.

Заслонку печи мы относим к случаю с крышкой колодца, — уточняет раби Йоси. — Если она снабжена ручкой, перемещать ее в субботу разрешается; если ручка отсутствует — трогать ее в шаббат нельзя…

На этом семнадцатая глава трактата Шаббат заканчивается.

Автор текста Мордехай Вейц

Трактат Шаббат

06.09.05

Лист 127

Мы приступаем к обсуждению следующей, восемнадцатой главы трактата Шаббат. Речь в ней, как и в предыдущей главе, идет о перемещении объектов в субботу в пределах решут а-яхид частного владения; о видах владений — см. на сайте обзор листа 6).

На нашем листе Талмуд концентрирует внимание на продуктах, пригодных для питания людей и животных. Эти продукты по определению не являются мукцэ (объектами, трогать которые в субботу нельзя; подробнее о значении термина — см. на сайте обзор листа 43). Однако и на их перемещение в шаббат, — констатируют Учителя, — накладываются некие ограничения.

По этому поводу в Мишне нашего листа сказано:

Продукты питания людей и животныхшаббат) перемещать — разрешается.

Если же перенесение данных «объектов» — трудоемкая работа или связано с (физическим) напряжением, делать это в субботу («просто так») нельзя. Но — дозволяется лишь при выполнении какой-либо заповеди. Можно (к примеру) переносить любое (даже очень большое) количество сена или зерна даже в случае, когда это требует больших усилий, если возникла необходимость освободить место для гостей или для проведения урока Торы.

Однако опустошать оцар (хранилище) и для этих целей — запрещается.

Если продукты не пригодны в еду во время шаббата — ни для человека, ни для животного, переносить их в субботу — запрещается (они — мукцэ).

Анализируя содержание Мишны, Талмуд моделирует ситуацию.

Допустим, какое-то помещение занято зерном. И человек решил для проведения урока Торы использовать именно это помещение. Спрашивается, почему же опорожнять хранилище нельзя, если просто переносить зерно можно?

Это положение Мишны подразумевает, — дает объяснение рав Хисда (один из крупнейших Учителей Талмуда в третьем поколении; Вавилон, 3-й век), — что из хранилища в субботу вообще нельзя выносить зерно. В его основе — позиция раби Иегуды (великий Учитель Мишны, 2-й век), который не разрешал трогать в шаббат объект, в данный момент не предназначенный для использования, ибо он — мукцэ. Иными словами, он запрещает опорожнять оцар, если перед наступлением субботы из него еще не начали брать зерно для бытовых нужд. То есть это зерно отложено «на потом», и не предназначено для употребления в шаббат. Следовательно, оно для данного шаббатамукцэ. А мукцэ переносить и трогать в шаббат, как мы знаем — нельзя.

Иную грань Истины открывает в этом вопросе Шмуэль (величайший Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век).

Рассматриваемое положение Мишны, — говорит он, — строится на позиции раби Шимона (раби Шимон бар Йохай, великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век), который установил, что отложенные на хранение вещи, если они вообще пригодны (хоть и не предназначены) для использования, в субботу не становятся мукцэ. Поэтому основанный на результатах его исследования пункт Мишны запрещает опустошать хранилище, имеется в виду полное его опустошение. Ибо Учителя опасаются, что при выносе всего содержимого хранилища, имеющего земляной пол, человек, не придав этому значения, может сгладить образовавшиеся на нем неровности. А это уже будет нарушением законов субботы. Потому что выравнивание земляной поверхности — толада (подвид) мелахи (вид работ, производить которые в шаббат запрещается; см. на сайте Введение в трактат Шаббат) под названием хореш (пахота; см. на сайте список 39-ти мелахот в обзоре листа 73).

Далее Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос: что важнее — гостеприимство (ахнасат орхим) или проведение урока Торы?

Во всяком случае, гостеприимство имеет не меньшую значимость, чем урок Торы, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век). — Недаром Мишна, приводя примеры заповедей, ради выполнения которых разрешено выносить в шаббат сено и зерно, на первое место ставит прием гостей.

Несколько иную грань Истины усматривает тут рав Дими из вавилонского города Наѓардеа.

Именно из того, что Мишна на первое место ставит гостеприимство, — говорит он, — мы делаем вывод, что гостеприимство даже важнее, чем урок Торы.

Более того, гостеприимство даже важнее общения с Творцом мира, — подчеркивает рав Иегуда (великий Учитель Талмуда; 3-й век). — Этому учит нас сама Тора. В ней рассказывается, что наш праотец Авраам молился, когда к нему пришли малахим (множественное число от слова малах — некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в переводах иногда — «ангелы») в человеческом обличье, которых он принял за случайно оказавшихся у его дома путников. Он прервал молитву, обратившись к Всевышнему — «Окажи мне милость и не уходи (подожди) от слуги Твоего…» (Берешит, гл.18, ст. 3). И тут же пригласил путников в свой дом, где, как положено, дал им воды, чтобы умыться, накормил и напоил их.

Приводит Талмуд и еще одно высказывание раби Йоханана о гостеприимстве.

«Плоды шести добродетелей получает человек в этом мире, — говорил раби Йоханан, — а главная награда за них ожидает его в мире Грядущем. Это — гостеприимство, визиты к больным, сосредоточенная молитва, посещение Бейт Мидраша (уроков Торы в Доме Учения), воспитание детей и обучение их Торе, а также — ладун ле-хаф зехут (положительное отношение к людям, предполагающее, что все их поступки продиктованы хорошими намерениями, пока не будет доказано обратное)».

Автор текста Александр Капер

Трактат Шаббат

07.09.05

Лист 128

На нашем листе Талмуд продолжает исследовать различные проблемы, связанные с перемещением объектов в субботу в пределах решут а-яхид (частного владения; о видах владений — см. на сайте обзор листа 6)

На этот раз в центре внимания Учителей — животные, которые считаются мукцэ (объекты, трогать и двигать которые в шаббат — запрещено; см. на сайте обзор листа 43).

В Мишне нашего листа читаем:

Можно перед цыплятами (которые в шаббатмукцэ) поставить в субботу перевернутую корзину — чтобы они, резвясь, поднимались на эту корзину и спускались с нее.

Если из курятника сбежала курица (она, отметим, тоже — мукцэ), можно вернуть ее на место, подталкивая и направляя в сторону курятника.

Сбежавшихшаббат) телят или жеребят можно заставлять идти в стойло, придерживая их туловище руками — чтобы они сами перебирали ногами. Но отрывать животных от земли и нести их в шаббат на руках — запрещается (как любой объект, который считается мукцэ).

Талмуд, анализируя первое положение Мишны, выводит общее правило: хотя к животным нельзя прикасаться в шаббат, ибо все они не предназначены для какого-либо «использования» в субботу (то есть — мукцэ), использовать для ухода за ними предметы, которые мукцэ не считаются — разрешается.

Приступая к исследованию следующего пункта Мишны, Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос: почему курицу, направляя ее в курятник, можно только толкать (но не брать руками), а телят или жеребят, заставляя двигаться в нужном направлении, можно придерживать руками?

Суть ответа на этот вопрос, — говорит Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века), — в отличие курицы, равно как и любой другой домашней птицы, от таких домашних животных, как телята и жеребята.

Дело в том, что у птиц есть крылья. И курица, если дотрагиваться до нее руками, пытаясь заставить двигаться по направлению к курятнику, может подлететь в воздух. Тогда она, что не исключено, окажется в руках своего хозяина, и он невольно пронесет ее несколько шагов. А это будет нарушением субботних законов.

В случаях с телятами, жеребятами и другими «нелетающими» животными подобная проблема, разумеется, просто не возникает.

В продолжение темы о сбежавших в шаббат домашних животных, Талмуд моделирует различные ситуации.

Предположим, — говорят Учителя, — животное, покинув стойло, попало в беду — оказалось в ручье или в пруду, и самостоятельно выбраться из воды не в состоянии. Как спасти его, если в субботу на руки брать животное, как сказано в Мишне, нельзя?

Можно, — дает рекомендацию рав Иегуда (великий Учитель Талмуда второго поколения; 3-й век), — принести и положить ему под ноги, к примеру, матрац или что-то подобное. С помощью таких вещей животное вполне реально вытащить.

Иную грань Истины открывают, исследуя ситуацию, Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия, 12-13 вв.).

В этом случае, — говорят они, — следует принести животному еду туда, чтобы оно могло продержаться в воде до исхода субботы. А потом, когда суббота закончится, ѓалахической проблемы (то есть проблемы, с точки зрения закона) в том, чтобы спасти его, не будет.

Тут мы имеем дело с принципиальным противоречием в позициях, — отмечают некоторые Учителя.

Никакого противоречия здесь нет, — разъясняет Талмуд. — Просто рав Иегуда и Учителя эпохи Тосафот дают свои заключения, рассматривая разные ситуации.

Рав Иегуда предлагает решение, анализирует обстоятельства, когда животному угрожает опасность, и оно может утонуть, не дождавшись окончания субботы.

Учителя эпохи Тосафот подсказывают выход в более «спокойной» ситуации: животному ничего не угрожает, кроме неудобств, и, снабженное пищей, оно вполне может дождаться окончания субботы.

Но ведь, подложив животному под ноги матрац, человек сделает и его мукцэ, — выдвигают возражение другие Учителя. — Ибо матрац при таком повороте событий становится басис ле-давар асур (основание, подставка для объекта, использование которой в шаббат — запрещено; см. на сайте обзор листа 43). Почему же рав Иегуда разрешает спасать животное подобным образом?

Запрет на использование «подставки под мукцэ» в субботу, а также на то, чтобы делать из «разрешенного» предмета «запрещенный» — постановление Учителей (исур де-рабанан), — объясняет Талмуд. — А причинять животному страдания запрещает сама Тора (исур де-орайта). Поэтому и говорит рав Иегуда, что ради спасения жизни скотины, можно нарушить исур де-рабанан. Но, безусловно — в самых крайних случаях...

Автор текста Александр Капер

Трактат Шаббат

08.09.05

Лист 129

На нашем листе Талмуд продолжает моделировать различные ситуации и исследовать проблемы, которые могут возникать в течение субботы в связи с уходом за домашними животными. Они, как подчеркивалось на предыдущем листе (см. на сайте обзор листа 128) в субботу считаются мукцэ (объекты, трогать и двигать которые в шаббат — запрещено; см. на сайте обзор листа 43).

В Мишне нашего листа находим такой текст:

Если домашнее животное рожает в шаббат или в йом тов (праздничный день), следует предоставить ему возможность производить на свет детеныша — самостоятельно.

Активно вмешиваться в процесс родов — запрещается. Однако при появлении детеныша на свет разрешено оказывать помощь

Если в шаббат рожает женщина, ради того, чтобы помочь ей рожать, окружающие обязаны нарушить законы субботы. К ней приводят (а в случае необходимости — привозят) повитуху. Даже в том случае, если она находится вне субботнего тхума (за пределами населенного пункта и окружающей его «полосы» в две тысячи локтей; локоть во времена Талмуда — мера длины, примерно равная 0,5 м).

Разрешается также в шаббат перевязывать и перерезать пуповину.

В случае, если восьмой день после рождения ребенка, — продолжает Мишна, — выпадает на шаббат (именно на восьмой день от рождения мальчику делают брит милу, обрезание; это означает, что ребенок родился в предыдущий шаббат), то брит милу не откладывают. Обрезание производят в шаббат, совершая все необходимые действия, хотя они и являются нарушением законов субботы (подробнее данная тема рассматривается в следующей главе нашего трактата).

Анализируя содержание первой части Мишны, Учителя обнаруживают глубокие познание в области физиологии животных.

В ходе анализа Талмуд, уточняя, прежде всего, суть указаний, задается вопросом: что означает — «активное вмешательство», и какие действия мы будем называть «помощью при появлении детеныша на свет»?

Учителя, детально изучив этот, весьма специфический вопрос, отмечают, что «активное вмешательство» подразумевает, например, действия, когда человек меняет положение плода в материнской утробе. Если плод расположен неправильно. Делать это, если самка рожает в шаббат, нельзя. Но разрешается поддерживать новорожденного детеныша, когда он появляется на свет — чтобы тот не упал на землю. В этом и заключается в основном та помощь, которую человеку разрешается оказывать животному, рожающему в субботу.

В шаббат также позволяется прочистить дыхательные пути только что появившемуся на свет детенышу — чтобы он мог нормально дышать, — добавляют другие Учителя. — А еще разрешается — поднести его мордочку к материнским соскам и даже вставить сосок в его рот. Новорожденные детеныши бывают слабенькими, и им трудно начать кормиться самостоятельно.

Рав Нахман (великий Учитель Талмуда в Вавилоне, 3-й век) открывает в этом вопросе иную грань Истины.

В Мишне речь идет, — говорит он, — о массировании тела рожающей самки — чтобы ускорить и облегчить роды.

Далее Талмуд переходит к обсуждению второй части Мишны, посвященной тому, какую помощь полагается оказывать женщине, рожающей в шаббат.

Анализируя текст Мишны, Талмуд приводит высказывание рава Иегуды (один из крупнейших Учителей Талмуда второго поколения; 3-й век), который от имени Шмуэля (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век) подчеркивал, что люди, которые оказывают рожающей женщине необходимую помощь, должны нарушать законы шаббата, чтобы сделать все, что в таких случаях требуется. Даже если сама роженица считает, что ее жизни опасность не угрожает, и она в состоянии с чем-то справиться самостоятельно.

При этом рав Иегуда, — отмечает рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века), — дал и такое наставление: когда роды закончились, и все — позади (а шаббат еще продолжается), законы субботы нарушать нельзя. Даже в том случае, если она попросит об этом.

Однако Мар Зутра, исследуя слова рава Иегуды, открывает в них иную грань Истины.

Рав Иегуда, — говорит он, — разрешает нарушить законы шаббата и потом, когда все позади — по просьбе роженицы.

Важно подчеркнуть, что речь здесь идет о ситуации, когда отсутствует опытный специалист, который в состоянии объективно оценить состояние женщины и установить нуждается ли она в такой помощи, которая связана с субботними нарушениями.

Далее Талмуд сообщает, что в основе ѓалахи (еврейский практический закон), выведенной по этому поводу, лежит грань Истины, открытая Мар Зутрой. И это — естественно: в вопросах, касающихся ситуаций, когда речь идет об опасности для жизни человека, еврейский закон неизменно следует «облегченной» линии поведения. Ибо рассматривает человеческую жизнь как величайшую ценность в мире…

На этом восемнадцатая глава трактата Шаббат завершается.

Автор текста Александр Капер

Трактат Шаббат

09.09.05

Лист 130

Нашим листом открывается новая, девятнадцатая глава трактата Шаббат. В ней Талмуд, продолжая разносторонне исследовать законы субботы, переходит к обсуждению проблем, связанных с осуществлением обрезания (на иврите — брит мила). Здесь рассматриваются, естественно, случаи, когда дата этого наиважнейшего в жизни каждого еврея события (о том, сколь серьезно нарушение этой заповеди — см. на сайте, к примеру, ответы «Душа будет истреблена?», № 568 и «Можно ли избежать обрезания?», № 1247 — раздел «Спроси у раввина») выпадает на шаббат.

В последней Мишне предыдущей главы (см. на сайте обзор листа 129) Талмуд вскользь коснулся данной темы. И мы узнали, что ребенка, родившегося в шаббат, надлежит обрезать в следующую субботу (на восьмой день после его появления на свет). Это — заповедь Торы, выраженная такими словами: «Вот (способ выражения) Союза между Мной и твоими потомками. Обрежьте крайнюю, плоть и станет это Знаком... восьмидневному ребенку сделайте обрезание... а если мужчина будет не обрезан (арэль), душа его не будет соединена с (единой душой) народа» (Берешит, гл. 17, ст. 10-14; см. на сайте обзор недельной главы Вайера, первый годовой цикл осуждения).

В связи с важностью задачи и, осознавая, что осуществление процедуры обрезания в шаббат может быть связано с многочисленными нарушениями субботних законов, Учителя рассматривают различные детали этой имеющей духовные последствия «операции».

В Мишне нашего листа читаем:

Любой инструмент (к примеру — скальпель), — говорит раби Элиэзер (один из крупнейших Учителей Мишны второго поколения, 1-й век), — если его до наступления шаббата забыли принести в то место, где осуществляется обрезание, можно принести и в сам шаббат. Даже если для этого нужно будет нести его из решут а-яхид (частное владение) в решут а-рабим (общественное владение; о видах владений — см. на сайте обзор листа 6), что законом запрещается (см. на сайте, к примеру, обзоры листов 2 и 4). Более того, если необходимых инструментов (для брит милы) нет в наличии, их, в нарушение многочисленных запретов, можно даже изготовить в шаббат.

Иную грань Истины в этих вопросах открывает раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век).

Ради обрезания в шаббат разрешается совершать лишь те запрещенные действия, — говорит он, — которые невозможно осуществить заранее.

Понятно, что доставку инструментов в субботу, непосредственно перед брит милой, а тем более их субботнее изготовление раби Акива запрещает. И разрешает лишь те действия, которые связаны с реализацией самой процедуры.

Талмуд сообщает, что ѓалаха (еврейский практический закон) следует установлению раби Акивы. И отмечает, что в прошлом в некоторых регионах все же допускали отдельные «вольности», руководствуясь инструкциями раби Элиэзера. И в случае острой необходимости приносили какой-либо инструмент в помещение, где проходила брит мила, прямо в субботу.

Попутно раби Шимона Бен Гамлиель (великий Учитель, глава Санѓедрина — Верховного Суда, 2-й век) подчеркивает, что во все времена, даже в период римского владычества, когда власти под страхом смертной казни запрещали производить обрезание, брит мила считалась радостным событием, которое принято было отмечать весело — с трапезой, пением и танцами. Ибо выполнение этой заповеди исключительно важное событие. Как написано об этом в Теилим (Псалмы царя Давида): «Радуюсь я выполнению слова Твоего, как человек, который нашел сокровище» (Теилим, гл. 119, ст. 162).

Кроме того, Талмуд приводит слова раби Шимона бен Элазара, который говорил, что те заповеди, ради выполнения которых евреи в периоды гонений были готовы жертвовать собой, такие как заповедь брит милы, народ продолжает соблюдать даже во времена общего духовного упадка. Когда заметная часть еврейского народа начинает пренебрегать соблюдением других заповедей.

В связи с этим Талмуде вновь (уже во второй раз в нашем трактате — см. обзор листа 49) рассказывает удивительную историю о человеке по имени Элиша, у которого было странное прозвище — «владелец крыльев».

Было это во времена, когда Земля Израиля была под властью римлян. Римляне понимали, что сила сынов Израиля — в их традиции, и старались сделать так, чтобы евреи забыли о том, что им завещано Всевышним и передано предками. Римские власти издали указ, запрещающий евреям выполнять заповеди. Наказания за неподчинения были суровыми. За ношение тефиллин, в частности, нарушителю указа угрожала смертная казнь. Тем не менее, Элиша и не подумал выполнять указы завоевателей. Утром он, как всегда, надел тефиллин и вышел на улицу.

Вскоре его заметил городовой и бросился вдогонку. За те мгновения, что городовой догонял его, Элиша успел снять коробочку тефиллин с головы и зажал ее в руке.

— Что у тебя в руке? — спросил Элишу городовой. — Покажи!

— Голубиные крылья, — ответил Элиша и разжал кулак.

И случилось чудо. На ладони Элиши действительно были голубиные крылья.

С тех пор его и прозвали «владельцем крыльев».

Почему в этой истории речь идет именно о голубиных крыльях? — спрашивает Талмуд. — Почему Элише не пришло в голову, сказать, что в его руке — крылья какой-либо другой птицы?

И отвечает на этот вопрос так. Первое, что приходит на ум праведному человеку, глубоко изучающему Тору — это сравнение с голубем. Название этой птицы нередко служит метафорой в текстах Торы. В Теилим сказано: «Голубиные крылья покроются серебром…» (пс. 68). И здесь выражение «голубиные крылья» употребляются в иносказательном смысле.

Крылья — щит для голубя. Ими голубь укрывается от стужи и защищается от врагов.

Чем защищается община Израиля? — Заповедями. Мицвот (множественное число от слова мицва — заповедь) служат еврею щитом от бед и неприятностей.

Поэтому вспомнил Элиша о голубиных крыльях в минуту смертельной опасности.

Автор текста Александр Капер

Трактат Шаббат

10.09.05

Лист 131

На нашем листе Талмуд, по-прежнему изучая детали законов субботы, продолжает анализировать проблемы, связанные с исполнением в шаббат заповедей Всевышнего.

Поводом для такого, более широкого обсуждения, как мы помним, послужило содержание Мишны, приведенной на предыдущем листе, положения которой устанавливают порядок осуществления процедуры обрезания (брит мила) — в случаях, когда закон Торы предписывает проводить данную процедуру именно в шаббат (ребенка, родившегося в шаббат, надлежит обрезать в следующую субботу — на восьмой день после его появления на свет).

Понятно, что обрезание в шаббат сопряжено с множеством нарушений субботних законов. Иными словами — с реализацией нескольких мелахот (множественное число от слова мелаха — вид работ, производить которые в шаббат запрещается; см. на сайте Введение в трактат Шаббат).

Напомним, что Мишна предыдущего листа носит дискуссионный характер (см. на сайте обзор листа 130). В стремлении сделать так, чтобы люди, которым надлежит в субботу осуществлять брит милу, допустили как можно меньше нарушений, Учителя — раби Элиэзер (один из крупнейших Учителей Мишны второго поколения, 1-й век) и раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век) — открывают разные грани Истины. И, соответственно, делают разные заключения.

Итак, раби Элиэзер разрешает в субботу не только приносить, но и изготавливать инструменты для брит милы. Со своей стороны, раби Акива позволяет производить в субботу лишь те действия, которые непосредственно связаны с «операций», а всю подготовительную работу требует завершить до шаббата (см. там же).

И, хотя Талмуд в заключительной части предыдущего листа и определяет, что ѓалаха (еврейский практический закон) следует установлению раби Акивы (см. там же), на нашем листе обсуждение содержания Мишны продолжается. Впрочем, теперь она рассматривается в «расширенной перспективе». Талмуд ищет аналоги «поэтапного» (подготовка и реализация) исполнения других заповедей в шаббат.

Раби Элиэзер, выводя свое постановление, — говорит раби Йоханнан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), анализируя Мишну, — не предлагает производить подготовительные работы в субботу для исполнения всех заповедей, которые разрешается (или предписывается) осуществлять в шаббат. Он проводит большую исследовательскую работу, изучая тексты Торы логическим методом гзера шава.

Этот метод, отметим, заключается в выведении аналогий — на том основании, что в разных отрывках Торы повторяются одни и те же слова и выражения. При этом пары и группы сравниваемых фрагментов выявлены мудрецами в результате глубоких исследований, а знание о них передается из поколения в поколение, от учителя — к ученику.

Он обнаруживает, к примеру, такую связь, — продолжает раби Йоханан, — между отрывком, где говорится о приношении в Шавуот минхи (мучное приношение) в Храме, и фрагментом о приношении омера (см. на сайте обзор листа 64 трактата Менахот; здесь же, кстати, идет речь и о приготовлении минхи омера в субботу).

Не говоря уже о том, что Шавуот — это йом тов (праздничный день, законы которого во многом схожи с законами шаббата), минху приносят, даже если праздничная дата выпадает на шаббат, отмечает раби Элиэзер, — Более того, в случае, если хлеба приношения не испекли до шаббата, их дозволяется испечь в саму субботу, что в других ситуациях делать по шаббатам строжайше запрещено. Ибо здесь мы имеем дело с субботним запретом на осуществление мелахи «офе» («выпечка хлебных изделий» — см. на сайте обзор листа 73).

Подготовку к исполнению каких заповедей, — спрашивает, в конце концов, Талмуд, — в шаббат раби Элиэзер производить запрещает?

Это — заповедь ношения цицит (кисти, которые каждый еврейский мужчина должен прикреплять к одежде, к каждому из четырех ее углов) , — отвечает рав Ада бар Агава, — И обязанность иметь мезузу (вставленный в футляр скрученный свиток, выполняющий, согласно еврейской традиции, роль «охранной грамоты»; см. на сайте, к примеру, ответ «Что делать с мезузой — «Спроси у раввина») на дверных косяках.

То есть раби Элиэзер, проведя глубокий анализ еврейских источников, не позволяет в субботу связывать кисти цицит и прибивать к дверным косякам мезузы.

Но почему в шаббат запрещена подготовка к исполнению именно этих двух заповедей? — спрашивают Учителя. — Чем они в этом смысле отличаются от остальных?

Тем, прежде всего, что у этих двух заповедей нет конкретной даты исполнения, — объясняет рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4-го века), — Их приписывается исполнять постоянно, каждый день.

Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне, ученик, а потом и коллега рава Йосефа; первая половина 4-го века) открывает в этом вопросе иную грань Истины.

Фактор отсутствия конкретного времени исполнения данной заповеди, то, что ее следует выполнять постоянно (как в случае с цицит и мезузой), — говорит он, — является как раз причиной, по которой можно разрешать готовиться к ее реализации в шаббат — в еще большей степени, чем при реализации заповедей, имеющих конкретное время осуществления.

Истинная причина, почему раби Элиезер запрещает делать приготовления к реализации данных заповедей в шаббат, состоит в том, — подчеркивает Абайе, — что их человек должен выполнять только в том случае, если объект выполнения (четырехугольная одежда, к которой привязывают цицит, и дом, на косяки которого устанавливают мезузы) ему принадлежит. Если же он сделает эфкер, то есть — объявит, что такая-то одежда или дом ему больше не принадлежат, обязанность выполнения этих двух заповедей с него автоматически снимается…

Автор текста Александр Капер




New Page 5

 

Введение в трактат Шаббат

 

Трактат Шаббат открывает второй раздел центрального ядра Устной Торы — Мишны. Название второго раздела — Моэд, то есть — «выделенное, предназначенное (время)».

Наиболее яркий пример такого «предназначенного» времени — седьмой день недели, шаббат.

Слово шаббат означает — «(день), когда (конструктивная) деятельность прекращена». Первым шаббатом в истории был седьмой день процесса Сотворения мира, с наступлением которого Всевышний прекратил свою «деятельность» по созданию мира. Иначе говоря, шаббат символизирует факт, что Мир был сотворен за шесть дней.

Тора дает определение, согласно которому евреям в шаббат нельзя заниматься конструктивной деятельностью (книга Шемот, гл. 20, ст. 8-10). На иврите «конструктивная деятельность» называется — мелаха. И основная задача нашего трактата — в том, чтобы в деталях выяснить, что входит, и что не входит в понятие «мелаха». Насколько важна эта задача — очевидно. Ведь, все то, что входит в понятие «мелаха» делать нам в субботу запрещается, а все, что не входит — разрешается. Это утверждение — верное, но дает лишь весьма общее представление о данной теме. Ибо существует еще и немало нюансов.

Чтобы донести до нас содержание заповедей, Тора пользуется различными методами. Иногда дает точное распоряжение (к примеру — «свиное мясо есть нельзя). В некоторых случаях применяет способ «повторного указания» на какую-либо заповедь. Часто — для того, чтобы связать одну заповедь (скажем, о субботе) — с другой. В данном случае в тексте Торы (Шемот, гл. 35, ст. 1-4) мы находим повторение запрета на осуществление мелахи (см. выше) в субботу непосредственно перед заповедью о строительстве Мишкана (условно говоря — переносного Храма, который носил с собой народ Израиля в период сорокалетнего странствия по пустыне Синая).

Устная Тора, полученная Моше Рабейну на горе Синай вместе с Письменной Торой, определяет, что мелаха — это действие, осуществление которого было необходимо, чтобы подготовить материалы для строительства Мишкана и для обеспечения его деятельности.

Из трактата Шаббат мы узнаем, что всего насчитывается 39 видов («категорий») действий, без которых построить Храм и/или обеспечить его функционирование было невозможно.

Следует отметить, что каждая мелаха подразделяется на подвиды. Действия, составляющие эти подвиды, также нельзя производить в шаббат. Все это в подробностях рассматривается в нашем трактате.

Кроме того, мы узнаем, что осуществление того или иного действия, включенного в понятие «мелаха», должно быть сознательным. Это подразумевает, что человек, совершающий действие, (в отличие от случайно произведенного действия) испытывает желание его осуществить и ставит перед собой цель, которую хочет достичь в результате этого действия.

Запрещены, как правило, только сознательные действия. Очевидно, что в определении самого понятия — «сознательное» есть множество нюансов, а, значит — и последствий, которые испытывает на себе человек, стремящийся правильно соблюдать законы шаббата. И этому наш трактат уделяет немало внимания.

Как и в любом другом трактате, в трактате Шаббат мы найдем сведения и о других заповедях, а также — о разных явлениях нашего, земного мира и духовных миров.

Трактат Шаббат состоит из 24 глав. Всего в нем — 157 листов.

Автор текста Элиягу Эссас

 

 

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Мохаммед - как Моше?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля