ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Йом Кипур
начинается с вечера

11 октября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

7.10.2024, 5 Tishri, 5785

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Шаббат



New Page 1

Трактат Шаббат

10.07.05

Лист 69

На нашем листе Талмуд продолжает моделировать обстоятельства, когда человек, не желая того (непреднамеренно), может нарушить субботу.

Учителя выдвигают на обсуждение такую ситуацию.

Допустим, человек долгое время пребывает в пустыне, и потерял счет дням. Спрашивается, как ему узнать, когда нужно отмечать шаббат?

Ему следует отсчитать шесть дней, начиная с того дня, когда он понял, что потерял счет времени, — говорит рав Ѓуна (один из крупнейших Учителей Талмуда во втором поколении, 3-й век). — И на седьмой день (по его расчетам) — вести себя так, будто этот день действительно суббота. То есть — не должен он в этот день производить запрещенные мелахот (множественное число от слова мелаха — «работа»; см. на сайте Введение в трактат Шаббат), не использовать «объекты», которые причисляются к категории мукцэ (см. на сайте обзор листа 43) и т.п.

Иную грань Истины открывает в этом вопросе Хия бар Рав.

Когда человек понял, что потерял счет времени, — говорит он. — Следующий же день он должен «назначить» субботой. И — соблюдать в этот день законы шаббата, не осуществляя запрещенные в субботу работы и т.п. По истечению «его» шаббата, он снова отсчитывает шесть дней, и на седьмой — у него опять будет суббота. Так он «устанавливает» неделю.

В чем суть различий между этими двумя гранями Истину? — спрашивает Талмуд.

И исследуя высказывания рава Ѓуны и Хии бар Рава, отвечает: в основе их открытий — разные «точки отсчета».

В основе логической цепочки, которую выстраивает рав Ѓуна — модель Сотворения мира. Ведь мы знаем, что Всевышний создал мир за шесть дней, а седьмой — «отдыхал». Так — и человек. Оказавшись в непростой ситуации, он должен «скопировать» эту модель, начиная с момента, когда он, потеряв счет времени, «опомнился».

Хия бар Рав берет за основу момент сотворения Адама (первого человека), которого Всевышний создал и вдохнул в него жизнь, как известно, накануне субботы. Так и человек, утративший ощущение времени. Осознав потерю ориентации, он будто бы «рождается» заново — как Адам. И на следующий день у него — шаббат.

Детально изучая ситуацию — человек в пустыне потерял ориентацию во времени, большинство Учителей, так же, как рав Ѓуна, приходят к выводу, что, осознав этот факт, путешественнику в пустыне следует «воссоздать» модель Сотворения мира.

Надо при этом иметь в виду, — отмечает Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век), — что неделя в данном случае «воспроизводится» искусственно, и человек в таких обстоятельствах не знает, когда шаббат — на самом деле. И он может выпадать на любой из его «рабочих дней». Поэтому, передвигаясь по пустыне, он должен на протяжении всего путешествия осуществлять лишь те действия, которые необходимы для поддержания жизни и движения вперед. И — не делать ничего «лишнего».

Как же тогда ему быть с «назначенной» на определенный день субботой? — спрашивает Талмуд. — Ведь если он не будет в этот день совершать необходимую для поддержания жизни работу, он может умереть.

И выдвигает гипотезу: человеку, вероятно, следует заранее — накануне «назначенной» субботы заготовить себе пропитание и все, что требуется ему в двойном размере, на два дня.

А что, если именно на этот день выпадает «календарный» шаббат? — спрашивают Учителя. — В таком случае он неминуемо, заготавливая необходимое впрок, станет нарушителем субботних законов (!).

Действительно, это — обоснованное возражение, — констатирует Талмуд. И предлагает другое решение проблемы: все дни, включая «назначенную субботу», человек двигается к пункту назначения, ежедневно совершая лишь те действия, которые обеспечивают ему средства существования.

Но чем тогда будет отличаться эта «назначенная» суббота от «будней», которые определены расчетами путешественника? — снова задают вопрос Учителя.

Действиями, которые совершают только в шаббат, — разъясняет Талмуд. — Как обычно, в календарную субботу, он в назначенный им день встречает и провожает шаббат. Встречая, делает кидуш (освящение субботы) на вино и халы, если у него есть это в запасе. Если же у него этого нет, он ограничивается тем, что читает субботние вставки в молитвах — на начало (когда наступает «его» шаббат) и на окончание — когда «его» шаббат заканчивается.

Моделирует Талмуд и другую ситуацию.

Положим, человек, отправившись в долгий путь, вышел из города и тут же забыл, в какой день недели началось его путешествие. Но точно знал, что — не в субботу. Как, спрашивается, он должен себя вести?

Проанализировав ситуацию, Учителя предлагают такое решение. Путешественнику следует отсчитывать со дня, когда он выехал из города, по семь дней (седьмой, пятнадцатый, двадцать второй и т.д.). И в каждый из этих дней он может совершать любые работы, не ограничивая себя действиями, необходимыми для его жизнеобеспечения. Ибо всякий раз он будет точно знать, что этот день — не шаббат. А в остальном — все, как описано выше. То есть он «установит» собственную субботу, «воссоздав» модель Сотворения мира…

Автор текста Леви Раскин

Трактат Шаббат

11.07.05

Лист 70

На нашем листе Талмуд, продолжая анализировать содержание Мишны (см. на сайте обзор листа 68), моделирует новые ситуации, определяя меру ответственности за непреднамеренное нарушение законов субботы.

Рава выдвигает на обсуждение такие обстоятельства.

К примеру, человек знает, что в субботу нельзя осуществлять определенные виды мелахот (множественное число от слова мелаха — «работа»; см. на сайте Введение в трактат Шаббат), но какие именно — ему неизвестно. Какое из «правил» применимо к нему (какую меру ответственности он за это несет), если человек, к тому же, еще и забыл как-то раз, что сегодня — суббота? Ведь если мы будем рассматривать его действия по «второму правилу» (см. на сайте обзор листа 68), с него потребуется только один корбан (приношение в Храме). А если — согласно «третьему правилу» — оно распространяется на группу людей, не ведающих, что осуществленные ими действия в шаббат запрещены (см. там же) — с него надо будет взять, допустим, десять приношений. По одному — за каждый вид работ, реализованных в нарушение субботних законов.

Меру ответственности в данном случае, — говорит рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века), — следует определять, проанализировав причины, по которым конкретный человек проявляет желание искупить свою вину. Если, к примеру, человек, прежде всего раскаивается в том, что забыл о субботе, мы отнесем его ко второй группе нарушителей субботних законов. И это означает, что с него требуется только одно приношение в Храме. Однако, если он узнал, что по ошибке осуществил десять запрещенных мелахот, осознал свою ошибку и раскаялся, ему придется принести в Храм десять корбанот (множественное число от слова корбан).

Иную грань Истины в этом вопросе открывает Равина (редактор окончательного варианта Талмуда; конец 5-го века).

Десять нарушений, которые допустил человек, осуществивший в шаббат десять видов запрещенных работ, — говорит он, — и факт, что он забыл о том, что наступила суббота — вещи взаимосвязанные. Ведь если он забыл о субботе, это объясняет, почему он нарушил законы шаббата и сделал то, чего не должен был делать в субботний день. Поэтому его следует отнести ко второй группе людей, которым положено принести в Храм один корбан (см. на сайте обзор листа 68).

Далее, как бы забегая вперед, Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос: почему Мишна подчеркивает, что общее количество запрещенных мелахот — тридцать девять (перечисление видов и количество запрещенных работ дается в Мишне, которая размещена на листе 73, ознакомиться с которой нам еще предстоит)? Разве это так важно? Ведь если понадобится, это количество достаточно легко подсчитать по списку (см. на сайте, к примеру, обзор листа 51). Тем более, что нам известно, что Мишна обычно формулирует свои установления в краткой форме, демонстрируя в употреблении слов предельную «экономность». А раз так, количество работ, безусловно, дается с определенной целью.

Это сделано для того, — разъясняет раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), — чтобы дать нам понять, что в том случае, если человек в субботу осуществит все работы, упомянутые в списке как запрещенные, с него надо требовать тридцать девять корбанот.

Из этого следует, что в случае, если он допустит, скажем, тридцать нарушений, то и принесет он в Храм тридцать корбанот и т.д.

Именно об этом и говорится в Мишне, содержание которой исследует Талмуд на нашем листе.

Напомним, что в этой Мишне сказано («правило третье»): если человек знает о субботних запретах, при этом, зная о том, что сегодня — суббота, но все же совершает запрещенные в этот день действия, он приносит в Храм очистительные корбанот — по количеству допущенных им нарушений (см. на сайте обзор листа 68).

Вспомним и примечание, которое дается к этому пункту Мишны: за несколько запрещенных действий, составляющих одну мелаху, полагается принести один корбан.

Этим указанием следует пользоваться при расчете, сколько нарушений допустил человек и, соответственно — сколько приношений в Храме с него требуется.

Так, если он в субботу, допустим, взрыхлил землю под посев, а потом собрал с нее камни — каждое из означенных действий представляет собой «подвид» (на иврите — толада) одной мелахи, которая в списке запрещенных работ обозначена термином — «пахота». И за эти нарушения человек принесет в Храм только один корбан.

Будем иметь в виду, что пока мы разбираем данную проблему лишь на самом поверхностном уровне. С ее более глубоким исследованием нам предстоит ознакомиться в обзорах последующих листов…

Автор текста Леви Раскин

Трактат Шаббат

12.07.05

Лист 71

На нашем листе Талмуд продолжает исследовать содержание Мишны (см. на сайте обзор листа 68), моделируя новые и новые ситуации и определяя меру ответственности за невольное (непреднамеренное) нарушение законов субботы.

Для уточнения действия установлений Учителя отыскивают, аналогии.

К примеру, человек, не зная, что это запрещено, — говорят они, — съел два куска тука (запрещенный евреям для еды внутренний жир — см. на сайте, скажем, обзор листа 120 трактата Хуллин), размер каждого из которых превышал кезайт (во времена Талмуда — мера объема, равная приблизительно объему маслины средней величины). Известно, что кезийт — минимальный объем, не превысив который при употреблении запрещенной пищи, человек не наказывается. А если — превысит, должен принести в Храме очистительный корбан (приношение в Храме).

Чтобы по поводу данного закона не возникало сомнений, подчеркнем, что изначально тук нельзя есть вообще, даже — пробовать. Как сказано: «…Ибо всякий, кто будет есть тук скота… душа его истребится из народа его…» (Ваикра, гл. 7, ст. 26). Но если «постфактум» человек, не зная закона, съел кусочек тука меньше кезайта, ответственности за это он не несет.

Но нас интересует здесь другой вопрос: заслуживает ли он «двойное наказание» (два приношения в Храме). Ведь он сделал это по незнанию. То есть — по одной и той же причине.

За два съеденных куска тука, объемом превышающих кезайт, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век), — он приносит в Храме два корбана.

Иную грань Истины открывает в этом вопросе Реш Лакиш (раби Шимон бен Лакиш; величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век, ученик, а потом и коллега раби Йоханана, 3-й век).

За оба куска тука с него, — говорит он, — причитается только одно приношение в Храме.

В чем суть расхождений в открытых по данному поводу гранях Истины? — спрашивают Учителя.

Раби Йоханан делает вывод, — объясняет Талмуд, — взяв за основу установление: за каждое нарушение — по одному приношению в Храме. Поскольку человек съел два куска тука, с него и спрашивают два приношения.

Реш Лакиш рассматривает ту же проблему под иным углом зрения. Сказано в книге Ваикра: «от его нарушения — да простится ему…». Поэтому, — подчеркивает он, — человек несет полную меру ответственности (приношение в Храме) за один съеденный кусочек тука (за часть общего нарушения). Второй ему как бы — «прощается».

Как тогда Реш Лакиш расценивает установление составителей Мишны: за каждое нарушение — своя, особая ответственность (см. на сайте обзор листа 68)?

Он рассматривает два нарушение — как одно, — отмечает Талмуд.

Какой же вывод делает раби Йоханан, анализируя фразу Торы — «от его нарушения — да простится ему…»? — снова спрашивают Учителя.

В данном случае, — говорит он, — подразумевается ситуация, когда человек ошибся в расчетах объема съеденных им кусков тука.

Допустим, человек съел, как он полагал, кезайт внутреннего жира (начиная именно с этого объема, он должен нести ответственность за свою ошибку), — уточняет Талмуд. — А потом узнал, что этот «продукт» нельзя употреблять в пищу. После этого он нечаянно съел еще половину кезайта тука. «Что ж, думает он, — хотя бы во второй раз, съев половину кезайта, я не должен нести за это ответственность. И с меня за оба случая — одно приношение в Храме». Но тут выясняется, что в первый раз он проглотил не один, но — полтора кезайта внутреннего жира.

Вопрос в таком случае ставится так: следует ли ему объединить «две половинки» кезайта?

Если каждое нарушение рассматривать по отдельности, не объединяя «половинки», то с него требуется один корбан в Храме — за первый раз, когда он съел полтора кезайта тука. За второй раз, когда он нечаянно съел лишь половину кезайта запрещенной еды, ответственность с него снимается, ибо это — меньше установленного минимального объема. Если же «половинки» — объединяются, он обязан осуществить в Храме два приношения, по одному — за каждый кезайт.

Так надо объединять эти половинки или нет?

Если человек, съев полтора кезайта внутреннего жира и узнав, что тем самым нарушил запрет Торы, — разъясняет рав Йоханан, — раскаялся и пошел в Храм с приношением, а потом нечаянно съел еще половину кезайта этой запрещенной еды, за второй раз он не должен нести дополнительный корбан. То есть в этой ситуации «половинки» кезайта не объединяются. Но в том случае, если он допустил одно нарушение (съел), а потом — второе, и только после этого принял решение пойти в Храм с приношением, «половинки» кезайта объединяются, и человеку предписывается принести в Храме два корбана.

Казалось бы, законы кашрута (регламентирующие возможность или невозможность употребления в пищу тех или иных продуктов) не связаны с законами субботы — по крайней мере, в том ракурсе, в котором они рассматриваются в трактате Шаббат. Почему же мы в наших и без того кратких, ознакомительных обзорах приводим достаточно детальный анализ проблем, касающихся меры ответственности за нарушение правил из этой жизненной сферы?

Ответ прост. Мы делаем это, чтобы продемонстрировать, что в практическом применении еврейских законов к действительности существует множество нюансов. И решение выносится на основе всестороннего исследования конкретных ситуаций…

Автор текста Леви Раскин

Трактат Шаббат

13.07.05

Лист 72

На нашем листе Талмуд, продолжая исследовать текст Мишны (см. на сайте обзор листа 68), моделирует различные ситуации, чтобы определить меру ответственности за то или иное невольное (непреднамеренное) нарушение законов субботы.

Вопрос ставится так: несет ли ответственность человек, который совершил в субботу запрещенное действие, не имея намерения его совершать?

На обсуждение выдвигаются, в частности, следующие обстоятельства.

Допустим, человек хотел только поднять нож, упавший на грядку с растущими на ней овощами. Но не рассчитал движение и случайно срезал, скажем — огурец.

Собирать урожай в субботу — запрещенная мелаха (работа; см. на сайте Введение в трактат Шаббат). Но в то же время человек реализовал эту мелаху нечаянно, по нелепой случайности.

Спрашивается: следует ли расценивать его действие как непредумышленное нарушение законов субботы?

И это — принципиально важный вопрос. Ведь если это будет считаться непреднамеренным нарушением, за это действие человеку придется осуществить в Храме приношение.

Исследовав данные обстоятельства, Талмуд выносит заключение: в данном случае мы не считаем действие человека невольным нарушением субботних законов.

Как же тогда мы определим понятие — «непреднамеренное нарушение»? — спрашивают Учителя.

Действие квалифицируется как «непреднамеренное», — объясняет Талмуд, — когда человек понимает, что он делает.

К примеру, человек в субботу срывает с грядки огурец, не зная, что в шаббат делать это законом не дозволяется. Или — знает, что урожай в шаббат собирать нельзя (срезать один огурец — тоже сбор урожая), но полагает, что шаббат еще не наступил, а то и вообще — перепутал дни недели и не ведает, что отправился в огород за огурцом — в субботу.

Поступки такого рода и попадают в категорию — «непредумышленные». За них человек несет ответственность и должен осуществить в Храме приношение.

Другое дело — рассматриваемый нами случай, когда запрещенное действие — «побочный эффект» действия разрешенного (нож с земли в шаббат поднимать разрешается). Поэтому такого человека и освобождают от ответственности.

Далее Талмуд усложняет описанную выше ситуацию.

К примеру, на грядке лежит кем-то еще до шаббата вырванная из земли морковка. И вот человек, собираясь ее поднять, нечаянно выдергивает из земли другую морковку. Спрашивается: к какой категории нарушений мы отнесем данный случай?

Это не будет даже «непреднамеренным» нарушением, — говорит Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й век). От ответственности, человек, случайно выдернувший морковку из грядки — освобождается и корбан (приношение в Храме) с него не требуется.

Однако Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века.), исследуя эту ситуацию, открывает иную грань Истины.

Человек, случайно вырвавший морковку из земли, обязан принести корбан в Храме, — говорит он. — Ибо эту ситуацию следует расценить как «непреднамеренное нарушение» субботнего закона.

Когда человек выходил в огород, он знал, что это — суббота, знал также, что в субботу собирать урожай запрещено, — поясняет Талмуд точку зрения Равы. — Знал и то, что срезать или вытащить из земли плод — нарушение шаббата, за которое он несет ответственность. Факт, что он перепутал морковки и «поднял» ту, которая еще сидела в земле — «побочный эффект» при реализации разрешенного действия. То есть тут можно считать, что никакого нарушения вообще не произошло, ибо он собирался лишь поднять то, что валялось на земле.

Какую цель преследовал человек, наклоняясь над грядкой? — Взять морковку, — говорит Талмуд, анализируя позицию Абайе. — И в результате он получил то, что хотел. И тогда это уже — не «побочный эффект», но — непреднамеренное нарушение закона, за которое человек несет ответственность — осуществляет приношение в Храме. И «непреднамеренное» оно потому, что изначально этот человек не собирался выдергивать плод из земли. Это получилось у него случайно.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), детально проанализировав грани Истины, открытые Равой и Абайе, пишет, что в жизненной практике следует квалифицировать подобные случае так, как определял их Рава. И выводит закон: если человек намеревается совершить разрешенное в субботу действие (в нашем случае — поднять уже вырванный из земли или срезанный плод), но по ошибке осуществил другое, запрещенное в субботу действие (вырвал из земли или ненароком срезал плод), не следует считать это нарушением субботних законов. Даже — «непреднамеренным»…

Автор текста Леви Раскин

Трактат Шаббат

14.07.05

Лист 73

В предыдущих обзорах неоднократно (см. на сайте обзоры листов 51 и 70) говорилось о том, что именно на нашем листе Талмуд представит нам Мишну, в которой будут названы все тридцать девять видов запрещенных в шаббат мелахот (основных работ; см. на сайте Введение в трактат Шаббат). И вот, наконец, нам дается возможность ознакомиться с полным их списком.

Отметим, что каждое название в этом перечне в оригинале выражено в форме глагола в настоящем времени, например — «тот, который пашет» (хореш). Но мы для удобства переводим их в форме существительных.

Итак, в Мишне нашего листа идет такой текст.

Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:

1. Зореа (посадка растений).

2. Хореш (пахота)

3. Коцер (жатва).

4. Меамер (связывание снопов).

5. Даш (молотьба).

6. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется — «веять»).

7. Борер (сортировка).

8. Тохен (помол зерновых).

9. Мэракед (отделение зерен от примесей — мелких камешков, семян других растений и т.п.).

10. Лаш (замешивание теста).

11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба.

Следующие одиннадцать пунктов «описывают» процесс производства одежды, каждую из работ в котором нельзя осуществлять в шаббат.

12. Гозез (стрижка овечьей шерсти).

13. Мелабен (отбеливание шерсти).

14. Менапец (вычесывание шерсти).

15. Цовеа (окрашивание шерсти).

16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).

17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).

18. Осе штей батей нирин (изготовление прядильных и ткацких приспособлений из двух элементов).

19. Орег (ткачество).

20. Поцеах (обрывание нитей).

21. Кошер (завязывание прочных узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).

22. Матир (развязывание прочных узлов).

23. Тофер (шитье).

24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить оборванные края).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи.

25. Цад (ловля оленя).

26. Шохет (умерщвление оленя).

27. Мафшит (свежевание туши).

28. Молеах (засаливание кож).

29. Меабед эт ор (обработка, дубление кожи).

30 Мемахек (разглаживание кожи).

31. Мехатех (разрезание кожи на куски).

В следующей группе основных работ речь — о письме.

32. Котев штей отийот (написание двух букв).

33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем, чтобы написать их заново).

Последние шесть пунктов обозначают различные виды запрещенных в субботу работ.

34. Боне (строительство).

35. Сотер (разрушение построенного).

36. Мехабе (тушение огня).

37. Мавъир (разжигание огня).

38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком).

39. hа-моци миршут лиршут (перенесение объектов из частного владения в общественное).

Вот полный список всех тридцати девяти основных работ (мелахот), производить которые в шаббат — запрещается. При этом каждая работа подразделяется над «подварианты» (на иврите — толадот; единственное число — толада).

Талмуд объясняет, что каждое название мелахот — «обобщено» и вбирает в себя многие другие виды аналогичных работ.

К примеру, «посадка растений» (зореа) — это и сев зерновых (как, впрочем, и любых других семян), и вкапывание в землю саженцев, и прививание черенков к плодовым деревьям, и даже — обрезание высохших ветвей.

Анализируя этот пункт Мишны, Талмуд дает конкретный пример. Тот, кто в шаббат срезал с растущей на грядке свеклы — ботву, нарушает сразу же два запрета — запрет на «жатву» (коцер) и — на «посадку растений» (зореа). Ибо срезание ботвы способствует увеличению размера плодов.

Или возьмем понятие — «пахота» (хореш). Это — не только вспахивание плугом, но и — выравнивание почвы, обработка земли бороной и любая другая работа, призванная улучшить качество почвы.

Талмуд обращает внимание, что «пахота» в списке идет как бы в нарушения порядка. Ведь сначала землю вспахивают, а потом — высевают в нее семена, но — не наоборот.

Поскольку пункты в нашей Мишне даются в определенном, детально продуманном порядке, это может означать лишь одно: такому расположению названий запрещенных видов работ есть практическое объяснение. Какое же?

Проанализировав ситуацию, Учителя приходят к выводу, что данное расположение пунктов указывает на то, что в субботу запрещена не только первая, но и — вторая пахота (бывает, что в некоторых случаях поле уже после посева необходимо вспахать еще раз).

Талмуд разъясняет, что понятие «жатва» (коцер) — это сбор урожая вообще. Неважно о чем идет речь — о жатве пшеницы или других зерновых, о сборе винограда или яблок. И не имеет значения также, выдергивают плоды из земли или — срывают с веток, куста или дерева. Снимать урожай в шаббат во всех случаях — нельзя.

Когда речь идет о «связывании снопов» (меамер), — уточняют Учителя, — мы должны понимать, что в субботу запрещается складывать любые плоды в кучи, укладывать их в корзины или ящики. А если — о «помоле зерен в муку» (тахен), то со всей очевидностью из этого вытекает запрет — молоть в субботу кофейные зерна и т.п.

Очень важный момент: «выпечка изделий» (офе) в нашем списке предполагает приготовление любых блюд. То есть в шаббат не разрешается варить, жарить и вообще — подвергать пищевые продукты термообработке.

Обратим внимание, что в 25-м пункте Мишна запрещает в шаббат ловить оленя (цад). Только — оленя? А как же — с другими животными?

Нам следует знать, что составители Мишны, называя конкретный предмет, обычно дают лишь пример целого ряда аналогичных «объектов», иногда, обозначая, таким образом, довольно обширную категорию «объектов». С этим явлением мы сталкивались не раз, знакомясь с содержанием других трактатов Талмуда.

Так, в нашем случае понятие «олень» включает в себя всякую живность, вплоть до птиц и мелких насекомых.

Обобщение делается и в пункте 38, ибо под выражением «последний удар молотком» (маке бэ-патиш) необходимо понимать завершающий этап в любой работе.

Когда Мишна запрещает в субботу стричь овец (гозез), — отмечают Учителя, — подразумевается, что в шаббат нельзя также ощипывать кур.

Если человек в субботу выровнял в доме земляной пол, — говорит, анализируя содержание Мишны, рав Шешет (великий Учитель Талмуда; конец 3-го — начало 4-го века), — он нарушил субботний запрет на «строительство» (боне), ибо произвел работу по благоустройству жилого помещения. Если же он сгладил земляной холмик в поле, он осуществил запрещенный в шаббат вид работ под названием хореш (пахота).

Первые же высказывания Учителей по поводу пунктов Мишны, демонстрируют, что каждое ее положение открывает перед нами целый мир, определить границы которого далеко не всегда так просто, как может показаться на первый взгляд. В этом мы еще не раз убедимся, рассматривая содержание последующих листов нашего трактата…

Автор текста Леви Раскин

Трактат Шаббат

15.07.05

Лист 74

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать содержание Мишны (см. на сайте обзор листа 73), где дается полный список мелахот (множественное число от слова мелаха — работа; см. на сайте Введение в трактат Шаббат), производить которые в шаббат — запрещается.

Это обсуждение началось на предыдущем листе, и мы уже знаем, что каждое название запрещенной мелахи — обозначение целой группы «подвидов» работ, которые в Талмуде определяются порой лишь методом глубокого анализа (см. на сайте обзор листа 73).

В то же время встречаются случаи, когда отдельные, вынесенные в список мелахот можно было, казалось бы, объединить в одну группу. Однако составители Мишны возводят их в «ранг» самостоятельных категорий. И это, разумеется, имеет свое, веское обоснование.

Именно такой случай и рассматривает Талмуд на нашем листе.

Речь идет о трех видах запрещенных в субботу работ — веяние (п. 6), отбор, очищение плодов от мусора (п. 7), просеивание (п. 9). Почему нельзя было дать их под одним общим названием — «сортировка» (на иврите — борер), например? Если даже срезание высохший ветвей входит, как известно, в категорию зореа — «посадка растений» (см. там же). А тут речь идет о более близких, по сути, видах работ.

В одном из наших обзоров мы уже касались этой темы (см. на сайте обзор листа 51). Но здесь, на нашем листе, мы получаем исчерпывающее объяснение.

Учителя отмечают, что в основе всех трех видов работ (зоре, борер и мэракед) лежит один и тот же процесс — отделение ненужного от нужного (или, скажем, «хорошего» от — «плохого»). Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос: в чем состоит различие между тремя названными мелахот?

Моделью для составления списка запрещенных в субботу мелахот послужил перечень работ, необходимых для возведения Храма, которые не разрешалось осуществлять в шаббат, — объясняют Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века) и Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век). — Так же, как в нашем списке, в этой «модели» — 39 пунктов. И то, что в Мишне представлено в виде название трех этапов общего «цикла» изготовления хлеба, в «первоисточнике» (при строительстве Храма) это — три этапа процесса производства краски. Поэтому, по аналогии, эти работы выведены в три отдельные категории запрещенных мелахот.

Далее Талмуд переходит к разбору конкретной ситуации.

Если перед человеком в шаббат поставили посудину с едой, в которую попала несъедобная шелуха, — говорит Ула (великий Учитель Талмуда; Эрец Исраэль, 3-й век), — он вправе выбрать эту шелуху и съесть поданное ему блюдо. Он может осуществить эту работу (выбрать из еды шелуху), даже если он решил съесть оказавшуюся перед ним пищу чуть позже, но обязательно — в шаббат. Если же он намеревался выбрать из еды шелуху, чтобы съесть это после шаббата или в следующую субботу — делать это запрещается.

Получается, что вопрос о том, можно производить запрещенную в принципе работу (мэракед) в шаббат или нет, зависит от намерения человека, — обобщает рав Хисда (один из крупнейших Учителей Талмуда в третьем поколении; Вавилон, 3-й век). — Выходит, что осуществлять такую мелаху все-таки разрешается, если ее результат будет использован в субботу. А как же тогда с приготовлением блюд, которые будут съедены на субботних трапезах?

В самом деле. Как мы неоднократно говорили в наших обзорах, варить еду в субботу в любом случае запрещено (см. на сайте, к примеру, обзор листа 34), и разрешается — только подогревать, да и то — особым образом (см. на сайте обзор листа 37).

Но запрет на приготовление пищи в шаббат существует «не сам по себе», — объясняет Талмуд. — Он связан с запретом на разжигание огня (мавъир)

Иную грань Истины открывает в вопросе о том, можно ли в субботу выбрать из пищи несъедобные «элементы» открывает рав Йосеф (великий Учитель Талмуда третьего поколения, начало 4-го века).

Проанализировав содержание Мишны и связанные с этим проблемы, он выводит такой правило. Несъедобные «элементы» из пищи разрешается в субботу выбирать — рукой. Очищенную таким образом пищу можно съесть сразу, можно — оставить на потом. Но ни в коем случае нельзя в шаббат использовать для этой цели разные приспособления (специальный конус, сито, решето и т.п.).

Под иным углом зрения рассматривает проблему рав Ѓамнуна (Учитель Талмуда в Вавилоне, 3-й век).

Разрешается в субботу отделять еду от шелухи, чтобы съесть поставленную перед человеком пищу сразу или потом, — говорит он. — Но нельзя — отделять шелуху от пищи.

Совершенно иную грань Истины открывает в данном вопросе Абайе (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века).

В шаббат можно выбрать шелуху из еды, чтобы сразу же съесть эту еду. Разрешается выбрать ненужное из еды, даже если человек не будет есть ее сразу. Но запрещается отделять несъедобное от съедобного, надолго откладывая употребление разобранной пищи. Даже если это — в пределах одной и той же субботы.

Но давайте посмотрим, какое решение в подобной ситуации дает нам ѓалаха (еврейский практический закон).

Согласно ѓалахе, установлениями которой нам следует руководствоваться в жизненной практике, нам разрешается отделять «несъедобные элементы» от съедобных. Но — при соблюдении трех условий:

1. Мы должны отбирать пищу от шелухи, но — не наоборот.

2. Отделяя пищу от шелухи, мы не вправе пользоваться специальными приспособлениями (только в том случае, когда мы не хотим испачкать руки, но не для того, чтобы облегчить себе работу, разрешается делать это с помощью вилки или ложки; тогда эти столовые приборы расцениваются как «продолжение руки»).

3. Отделение пищи от несъедобных элементов (шелухи) можно производить непосредственно перед едой (увеличение интервала между процессом очистки и едой допустимо лишь в том случае, если на трапезе будет много гостей).

Как видим, ѓалаха выведена с учетом граней Истины, открытых Учителями, позиции которых были здесь приведены…

Автор текста Леви Раскин

Трактат Шаббат

16.07.05

Лист 75

На нашем листе Талмуд продолжает разбирать отдельные пункты помещенного в Мишне (см. на сайте обзор листа 73) полного списка мелахот (множественное число от слова мелаха — основной вид работ; см. на сайте Введение в трактат Шаббат), производить которые в шаббат — запрещается (начало обсуждения — см. на сайте листы 73 и 74).

На этот раз предметом анализа, прежде всего, становится мелаха под названием кореа аль мнат литфор (п. 24 — см. на сайте обзор листа 73), которая подразумевает, что материал рвут на части, чтобы потом эти части сшить.

Талмуд выдвигает на обсуждение вопрос: какой «первоисточник» — у этой мелахи?

Как мы уже знаем, моделью для списка, приведенного в Мишне, служит перечень работ, необходимых для строительства и функционирования переносного Храма в пустыне (см. на сайте обзоры листов 51 и 74).

Случалось, что в полотнищах, которые использовались в Мишкане (переносной Храм в пустыне), — объясняют Раба (один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; конец 3-го века) и раби Зейра (великий Учитель Талмуда третьего поколения; 3-й век), — заводился червь, который «проедал ткань». Тогда в этом месте полотнище разрывали, а потом сшивали края так, чтобы разрыв не был заметен.

Из этого следует, — говорит рав Зутра бар Тувья, — что в шаббат запрещается сшивать нитью части одежды, если прежний шов — разошелся.

Далее Талмуд к обсуждению установления, запрещающего «ловить оленя» (в Мишне это действие носит название цад, п. 25 — см. на сайте обзор листа 73).

Если человек в шаббат поймал моллюска хилазон, — отмечают Учителя, — и сдавил его, чтобы из него выделилось вещество, применяемое для изготовления голубой краски (см. на сайте обзор листа 43 трактата Менахот, а также ответ «Почему в цицит нет голубых нитей?»— в разделе «Спроси у раввина»), он нарушает только один запрет. На осуществление мелахи цад. Ибо само по себе сдавливание моллюска не будет нарушением субботних законов.

Однако раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век) открывает в этом вопросе иную грань Истины.

В данном случае человек осуществляет сразу же две мелахи, запрещенные в шаббат, — говорит он. — Цад (ловля животных) и даш (молотьба). То есть, сдавливая хилазон, человек получает вещество, которое требуется ему для окраски нитей цицит. А это — работа, аналогичная той, что производится при молотьбе зерновых культур, когда зерна отделяются от колосьев.

Понятие «молотьба», — вносит свое уточнение Рава (величайший Учитель Талмуда четвертого поколения; 4-й век), — применимо лишь к процессам обработки «объектов», произрастающих из земли. Поэтому в сдавливании этого особого моллюска нарушение субботнего закона мы не усматриваем.

Но ведь для того, чтобы получить из хилазона красящее вещество, — рассматривает ситуацию Талмуд под другим углом зрения, — нужно сдавить его достаточно сильно, так, что в живых он после этого не останется. Почему же мы не говорим, что произведена запрещенная в шаббат мелахашохет (умерщвление)?

Речь идет о сдавливании уже погибшего моллюска, — говорит раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).

Но даже если моллюск погиб именно в результате сдавливания, — подчеркивает Рава, — все равно мы не сказали бы, что человек нарушил закон субботы, осуществив работу — шохет. Потому что он стремился лишь к тому, чтобы получить из хилазона красящее вещество — цели убить животное у него не было.

Однако в случаях, когда человек, осуществляя ту или иную работу, предполагает, что в результате получит некий «побочный эффект», — напоминает Талмуд, — и этот «побочный эффект» проявился, мы говорим, что такой результат изначально входил в намерения этого человека.

Ситуация с хилазоном — яркая тому иллюстрация. Неважно хотел некто его убить или нет, важно в данном случае, что этот некто не мог заранее не знать, что, получая из моллюска красящее вещество, он явно способствует гибели животного.

Так почему же все-таки Учителя не «инкриминируют» человеку, оказавшемуся в данной ситуации, нарушение запрета на мелаху шохет?

Талмуд проводит глубокий анализ проблемы и приходит к заключению, что случай с хилазоном — особый. Сдавливая моллюска, желая получить красящее вещество, человек заинтересован в том, чтобы продлить ему жизнь. Потому, что красящее вещество, выделенное живым хилазоном, гораздо лучше по качеству, чем то, которое можно получить из погибшего хилазона.

На нашем листе мы знакомимся и с новой Мишной, в которой говорится:

Если (человек) в субботу (нечаянно) вынес (из частного владения, решут а-яхид во владение общественное, решут а-рабим — см. на сайте обзоры листов 4, 5 и 6) объект, к которому относятся бережно и хранят (берегут), это — нарушение (закона субботы), за которое с человека требуется приношение в Храме.

Если же (человек) в субботу (случайно) вынес (из частного владения, решут а-яхид во владение общественное, решут а-рабим) объект, который (обычно) не берегут, это не считается нарушением (субботнего закона) и от обязанности принести корбан (приношение в Храме) человек (который вынес эту вещь) освобождается

О чем здесь идет речь?

Об этом мы узнаем из обзора следующего листа…

Автор текста Леви Раскин

 




New Page 5

 

Введение в трактат Шаббат

 

Трактат Шаббат открывает второй раздел центрального ядра Устной Торы — Мишны. Название второго раздела — Моэд, то есть — «выделенное, предназначенное (время)».

Наиболее яркий пример такого «предназначенного» времени — седьмой день недели, шаббат.

Слово шаббат означает — «(день), когда (конструктивная) деятельность прекращена». Первым шаббатом в истории был седьмой день процесса Сотворения мира, с наступлением которого Всевышний прекратил свою «деятельность» по созданию мира. Иначе говоря, шаббат символизирует факт, что Мир был сотворен за шесть дней.

Тора дает определение, согласно которому евреям в шаббат нельзя заниматься конструктивной деятельностью (книга Шемот, гл. 20, ст. 8-10). На иврите «конструктивная деятельность» называется — мелаха. И основная задача нашего трактата — в том, чтобы в деталях выяснить, что входит, и что не входит в понятие «мелаха». Насколько важна эта задача — очевидно. Ведь, все то, что входит в понятие «мелаха» делать нам в субботу запрещается, а все, что не входит — разрешается. Это утверждение — верное, но дает лишь весьма общее представление о данной теме. Ибо существует еще и немало нюансов.

Чтобы донести до нас содержание заповедей, Тора пользуется различными методами. Иногда дает точное распоряжение (к примеру — «свиное мясо есть нельзя). В некоторых случаях применяет способ «повторного указания» на какую-либо заповедь. Часто — для того, чтобы связать одну заповедь (скажем, о субботе) — с другой. В данном случае в тексте Торы (Шемот, гл. 35, ст. 1-4) мы находим повторение запрета на осуществление мелахи (см. выше) в субботу непосредственно перед заповедью о строительстве Мишкана (условно говоря — переносного Храма, который носил с собой народ Израиля в период сорокалетнего странствия по пустыне Синая).

Устная Тора, полученная Моше Рабейну на горе Синай вместе с Письменной Торой, определяет, что мелаха — это действие, осуществление которого было необходимо, чтобы подготовить материалы для строительства Мишкана и для обеспечения его деятельности.

Из трактата Шаббат мы узнаем, что всего насчитывается 39 видов («категорий») действий, без которых построить Храм и/или обеспечить его функционирование было невозможно.

Следует отметить, что каждая мелаха подразделяется на подвиды. Действия, составляющие эти подвиды, также нельзя производить в шаббат. Все это в подробностях рассматривается в нашем трактате.

Кроме того, мы узнаем, что осуществление того или иного действия, включенного в понятие «мелаха», должно быть сознательным. Это подразумевает, что человек, совершающий действие, (в отличие от случайно произведенного действия) испытывает желание его осуществить и ставит перед собой цель, которую хочет достичь в результате этого действия.

Запрещены, как правило, только сознательные действия. Очевидно, что в определении самого понятия — «сознательное» есть множество нюансов, а, значит — и последствий, которые испытывает на себе человек, стремящийся правильно соблюдать законы шаббата. И этому наш трактат уделяет немало внимания.

Как и в любом другом трактате, в трактате Шаббат мы найдем сведения и о других заповедях, а также — о разных явлениях нашего, земного мира и духовных миров.

Трактат Шаббат состоит из 24 глав. Всего в нем — 157 листов.

Автор текста Элиягу Эссас

 

 

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Почему в Интернете люди не такие, как в жизни?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля