ВАЯКЭЛЬ 
"а-ХОДЕШ"
ВАЯКЭЛЬ 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"а-ХОДЕШ"

Март 7, 2021   23 Адар1 5781

До субботы - 6 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(28.03 - 03.04.21)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(28.03 - 04.04.21)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(08.04.21)
День памяти павших 
3 Ияра
(14.04.21)
День независимости Израиля
4 Ияра
(15.04.21)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(30.04.21)

День Иерусалима
28 Ияра
(10.05.21) 
Шавуот
6 Сивана
(17.05.21)
В диаспоре 6-7 Сивана
(17.05 - 18.05.21)
Девятое Ава
 9 Ава
(18.07.21)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать первый цикл обсуждения

Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бо»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.

 

Почему глава так называется

В первой фразе главы говорится: “Творец сказал Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.

 

Обсуждение главы Бо

 

1. Придворные интересуются

 

В нашей недельной главе говорится, что Моше и Аарон в очередной раз потребовали отпустить евреев и пригрозили новой казнью, если фараон им откажет. На этот раз — небывалым нашествием саранчи.

Присутствующие при этом придворные не на шутку перепугались. Как написано: «И сказали слуги фараона своему господину: До каких пор будет это для нас западней? Отпусти этих людей и пусть служат их Всевышнему» (Шемот, гл. 10, ст. 7).

Возникает вопрос: почему только теперь, перед восьмой казнью, придворные вопрошают фараона: до каких пор? Разве раньше все было в полном порядке? Предыдущие казни не были западней? Когда, например, воды Нила превращались в кровь, или дома наполнялись квакающими жабами — все это можно было терпеть?

Дело в том, что до сих пор, когда на Египет обрушивалась очередная кара, какой бы тяжелой она ни была, египтяне знали — это долго не продлится. Каким бы ни было суровым наказание, через неделю-другую все должно кончиться.

Однако на этот раз Моше пообещал, что саранча уничтожит весь урожай, который уцелел после наказания градом (Шемот, гл. 10, ст. 5). И это было уже слишком. Ведь если египтяне останутся без хлеба — ситуация, в которой они окажутся, не ограничится недельными перебоями в поставках, в стране начнется голод, который может затянуться и на год.

Нет, к этому они не были готовы. В Египте уже были голодные годы, вызванные неурожаем и засухой. Это случилось при Йосефе. Тогда выяснилось, что египтяне совершенно не умеют хранить зерно и другую сельхозпродукцию. Ведь перед неурожайными годами было семь лет невиданного достатка и процветания. И вот, в первый же голодный год, египтяне заявили фараону, что им нечего есть. И на вопрос: где излишки прошлых изобильных лет? Они ответили, что все сгнило.  

Так что, слова Моше угрожали населению Египта, в отличие от предыдущих казней, очень непростой ситуацией. Прошлые запасы рано или поздно подойдут к концу. И если учитывать проблемы с хранением, то серьезные проблемы не заставят себя долго ждать. Большую часть нынешнего урожая уничтожил град.

Поэтому придворные и возразили фараону, говоря — «До каких пор это будет для нас западней?!». 

Здесь не случайно используется слово «мокеш» (западня, а на современном иврите, еще и — мина). Западня (и мина), когда ее устанавливают — никому не вредит. И даже может быть незаметной. Но стоит человеку на нее наступить — он тут же об этом горько пожалеет, если вообще останется в живых.

Придворные намекнули фараону, что оставлять евреев в Египте также опасно, как иметь дело с хорошо замаскированной западней или тикающей миной. Поэтому и попросили — «Отпусти этих людей» (Шемот, гл. 10, ст. 7).

Что же фараон отвечает Моше и Аарону, услышав ропот своих слуг. «Смотрите, — говорит он, — зло перед вами!» (там же, ст. 10).

Ваше зло к вам же и вернется, — разъясняет смысл сказанного фараоном Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век). Вы хотите уйти на три дня в пустыню, чтобы устроить там праздник? Но ведь эти три дня когда-нибудь кончатся, и вам придется вернуться в голодную разоренную страну. Неужели вы не понимаете, что и вам не избежать голода? И если вы думаете, что у вас, в нетронутой казнями провинции Гошен, будет достаточно еды, то вы ошибаетесь — миллионы голодных египтян устремятся к вам и объедят вас почище той саранчи. Можете в этом не сомневаться.

Так фараон успокоил своих слуг. Вы говорите, что на этот раз нас ждет ловушка, западня? Не бойтесь, от этой казни пострадают и евреи...

 

на основе комментария рава Йосефа-Зунделя Саланта

(автор книги «Беэр Йосеф», Литва – Израиль, 1786-1865 гг.)

 

 

2. Праведность — это западня

 

Итак, мы прочли в нашей недельной главе, что слуги фараона возроптали, услышав его отказ, вопрошая — «До каких пор это будет для нас западней? Отпусти этих людей и пусть служат их Всевышнему» (Шемот, гл. 10, ст. 7).

В обращении к царю в Торе используется слово «мокеш» (западня). Но под западней обычно понимают скрытую, неожиданную ловушку. Моше же четко и ясно обрисовал наказание, грозящее фараону в случае, если он откажется отпустить сынов Израиля. Поля и сады Египта подвергнутся нападению несметных полчищ прожорливой саранчи.

Фараоновы жрецы, вероятно, считали, западней требование Моше и Аарона отпустить народ для служения Всевышнему. Ведь вначале от фараона требовалось, чтобы он дал сынам Израиля возможность помолиться и совершить приношения в пустыне. И за то, что он раз за разом отказывает — весь Египет получает удары, один другого страшнее.

Так Всевышний наказывает за злоумышленное упрямство.

При этом Моше и Аарон особо не огорчаются. Им выгодна несговорчивость фараона. Его отказы могут иметь лишь один результат — евреи навсегда покинут Египет.

Кроме того, в роли западни, по мнению египетских придворных, могла выступить праведность Моше. Далее он назван «человеком». «Этот человек, Моше» (Шемот, гл. 32, ст. 1), — говорят они. А там, где в Торе написано «человек» или «люди» — речь обычно идет о праведниках.

В подтверждение приведем несколько примеров.

Откроем, допустим, недельную главу Матот. Там есть такая фраза — «Отрядите людей в армию» (Бамидбар, гл. 31, ст. 3). Людей, то есть — праведников, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому фрагменту.

Отдавая приказ о призыве в войско, Моше велит своему помощнику Иегошуа — «Выбери нам людей» (Шемот, гл. 17, ст. 9). То есть — сильных и богобоязненных, — объясняет Раши.

Слуги фараона неспроста использовали выражение «Отпусти этих людей». Они считали, что на фоне праведных Моше и Аарона, египтяне выглядят особо зловеще. Поэтому Всевышний их сурово наказывает.

Придворные просят отпустить Моше и Аарона, а вместе с ними — и остальных праведников служить Всевышнему в пустыню. Что от этого египтяне только выиграют. Ведь тогда Всевышнему не с кем будет сравнивать, и недостатки египтян перестанут бросаться в глаза. Значит, Творец прекратит их наказывать.

Слова приближенных фараона о западне оказались провидческими. Если бы Всевышний наказал их лишь десятью казнями — этого уже было бы достаточно. Но Он еще и добился освобождения сынов Израиля.

Если бы египтяне только понесли наказание десятью казнями и отпустили евреев из страны на все четыре стороны — этого было бы вполне достаточно. Но кроме всего прочего, сыны Израиля еще взяли у своих бывших господ их имущество.

Поясню это притчей.

Царь послал своего слугу на рынок за рыбой. Тот принес — тухлую.

Царь предложил ему самому выбрать себе наказание — одно из трех: съесть эту испорченную рыбу, получить сто ударов плетью или заплатить сто золотых в качестве штрафа.

Слуга решил выбрать меньшее из трех зол.

Самым для него выгодным, как ему показалось, было самому съесть тухлую рыбу. Только она оказалась настолько мерзкой и противной на вкус, что он так и не смог ее осилить.

Когда ему оставалось совсем чуть-чуть, он согласился на плеть.

Плетью орудовал палач богатырского телосложения. Его удары были особенно болезненными. Так что, горемычный слуга не смог дотерпеть пытку до конца. И сдавшись — заплатил сотню золотых штрафа.

Выходит, что, вместо одного из трех — он получил все три наказания.

То же самое случилось с фараоном и египтянами. Они угодили в ту же западню. Не желая отпускать сынов Израиля, они не только освободили их полностью, но еще понесли и наказание в виде десяти казней и лишились многих своих богатств.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Почему перед выборами религиозные партии не создают общий блок?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля