ТЕЦАВЕ 
"ТЕЦАВЕ"
ТЕЦАВЕ 
Чтение текста
Афтары

"ТЕЦАВЕ"

23.02.2024, 14 Adar I, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Бо»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.

 

Почему глава так называется

В первой фразе главы говорится: “Творец сказал Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.

 

Обсуждение главы Бо

 

1. Придворные интересуются

 

В нашей недельной главе говорится, что Моше и Аарон в очередной раз потребовали отпустить евреев и пригрозили новой казнью, если фараон им откажет. На этот раз — небывалым нашествием саранчи.

Присутствующие при этом придворные не на шутку перепугались. Как написано: «И сказали слуги фараона своему господину: До каких пор будет это для нас западней? Отпусти этих людей и пусть служат их Всевышнему» (Шемот, гл. 10, ст. 7).

Возникает вопрос: почему только теперь, перед восьмой казнью, придворные вопрошают фараона: до каких пор? Разве раньше все было в полном порядке? Предыдущие казни не были западней? Когда, например, воды Нила превращались в кровь, или дома наполнялись квакающими жабами — все это можно было терпеть?

Дело в том, что до сих пор, когда на Египет обрушивалась очередная кара, какой бы тяжелой она ни была, египтяне знали — это долго не продлится. Каким бы ни было суровым наказание, через неделю-другую все должно кончиться.

Однако на этот раз Моше пообещал, что саранча уничтожит весь урожай, который уцелел после наказания градом (Шемот, гл. 10, ст. 5). И это было уже слишком. Ведь если египтяне останутся без хлеба — ситуация, в которой они окажутся, не ограничится недельными перебоями в поставках, в стране начнется голод, который может затянуться и на год.

Нет, к этому они не были готовы. В Египте уже были голодные годы, вызванные неурожаем и засухой. Это случилось при Йосефе. Тогда выяснилось, что египтяне совершенно не умеют хранить зерно и другую сельхозпродукцию. Ведь перед неурожайными годами было семь лет невиданного достатка и процветания. И вот, в первый же голодный год, египтяне заявили фараону, что им нечего есть. И на вопрос: где излишки прошлых изобильных лет? Они ответили, что все сгнило.  

Так что, слова Моше угрожали населению Египта, в отличие от предыдущих казней, очень непростой ситуацией. Прошлые запасы рано или поздно подойдут к концу. И если учитывать проблемы с хранением, то серьезные проблемы не заставят себя долго ждать. Большую часть нынешнего урожая уничтожил град.

Поэтому придворные и возразили фараону, говоря — «До каких пор это будет для нас западней?!». 

Здесь не случайно используется слово «мокеш» (западня, а на современном иврите, еще и — мина). Западня (и мина), когда ее устанавливают — никому не вредит. И даже может быть незаметной. Но стоит человеку на нее наступить — он тут же об этом горько пожалеет, если вообще останется в живых.

Придворные намекнули фараону, что оставлять евреев в Египте также опасно, как иметь дело с хорошо замаскированной западней или тикающей миной. Поэтому и попросили — «Отпусти этих людей» (Шемот, гл. 10, ст. 7).

Что же фараон отвечает Моше и Аарону, услышав ропот своих слуг. «Смотрите, — говорит он, — зло перед вами!» (там же, ст. 10).

Ваше зло к вам же и вернется, — разъясняет смысл сказанного фараоном Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век). Вы хотите уйти на три дня в пустыню, чтобы устроить там праздник? Но ведь эти три дня когда-нибудь кончатся, и вам придется вернуться в голодную разоренную страну. Неужели вы не понимаете, что и вам не избежать голода? И если вы думаете, что у вас, в нетронутой казнями провинции Гошен, будет достаточно еды, то вы ошибаетесь — миллионы голодных египтян устремятся к вам и объедят вас почище той саранчи. Можете в этом не сомневаться.

Так фараон успокоил своих слуг. Вы говорите, что на этот раз нас ждет ловушка, западня? Не бойтесь, от этой казни пострадают и евреи...

 

на основе комментария рава Йосефа-Зунделя Саланта

(автор книги «Беэр Йосеф», Литва – Израиль, 1786-1865 гг.)

 

 

2. Праведность — это западня

 

Итак, мы прочли в нашей недельной главе, что слуги фараона возроптали, услышав его отказ, вопрошая — «До каких пор это будет для нас западней? Отпусти этих людей и пусть служат их Всевышнему» (Шемот, гл. 10, ст. 7).

В обращении к царю в Торе используется слово «мокеш» (западня). Но под западней обычно понимают скрытую, неожиданную ловушку. Моше же четко и ясно обрисовал наказание, грозящее фараону в случае, если он откажется отпустить сынов Израиля. Поля и сады Египта подвергнутся нападению несметных полчищ прожорливой саранчи.

Фараоновы жрецы, вероятно, считали, западней требование Моше и Аарона отпустить народ для служения Всевышнему. Ведь вначале от фараона требовалось, чтобы он дал сынам Израиля возможность помолиться и совершить приношения в пустыне. И за то, что он раз за разом отказывает — весь Египет получает удары, один другого страшнее.

Так Всевышний наказывает за злоумышленное упрямство.

При этом Моше и Аарон особо не огорчаются. Им выгодна несговорчивость фараона. Его отказы могут иметь лишь один результат — евреи навсегда покинут Египет.

Кроме того, в роли западни, по мнению египетских придворных, могла выступить праведность Моше. Далее он назван «человеком». «Этот человек, Моше» (Шемот, гл. 32, ст. 1), — говорят они. А там, где в Торе написано «человек» или «люди» — речь обычно идет о праведниках.

В подтверждение приведем несколько примеров.

Откроем, допустим, недельную главу Матот. Там есть такая фраза — «Отрядите людей в армию» (Бамидбар, гл. 31, ст. 3). Людей, то есть — праведников, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому фрагменту.

Отдавая приказ о призыве в войско, Моше велит своему помощнику Иегошуа — «Выбери нам людей» (Шемот, гл. 17, ст. 9). То есть — сильных и богобоязненных, — объясняет Раши.

Слуги фараона неспроста использовали выражение «Отпусти этих людей». Они считали, что на фоне праведных Моше и Аарона, египтяне выглядят особо зловеще. Поэтому Всевышний их сурово наказывает.

Придворные просят отпустить Моше и Аарона, а вместе с ними — и остальных праведников служить Всевышнему в пустыню. Что от этого египтяне только выиграют. Ведь тогда Всевышнему не с кем будет сравнивать, и недостатки египтян перестанут бросаться в глаза. Значит, Творец прекратит их наказывать.

Слова приближенных фараона о западне оказались провидческими. Если бы Всевышний наказал их лишь десятью казнями — этого уже было бы достаточно. Но Он еще и добился освобождения сынов Израиля.

Если бы египтяне только понесли наказание десятью казнями и отпустили евреев из страны на все четыре стороны — этого было бы вполне достаточно. Но кроме всего прочего, сыны Израиля еще взяли у своих бывших господ их имущество.

Поясню это притчей.

Царь послал своего слугу на рынок за рыбой. Тот принес — тухлую.

Царь предложил ему самому выбрать себе наказание — одно из трех: съесть эту испорченную рыбу, получить сто ударов плетью или заплатить сто золотых в качестве штрафа.

Слуга решил выбрать меньшее из трех зол.

Самым для него выгодным, как ему показалось, было самому съесть тухлую рыбу. Только она оказалась настолько мерзкой и противной на вкус, что он так и не смог ее осилить.

Когда ему оставалось совсем чуть-чуть, он согласился на плеть.

Плетью орудовал палач богатырского телосложения. Его удары были особенно болезненными. Так что, горемычный слуга не смог дотерпеть пытку до конца. И сдавшись — заплатил сотню золотых штрафа.

Выходит, что, вместо одного из трех — он получил все три наказания.

То же самое случилось с фараоном и египтянами. Они угодили в ту же западню. Не желая отпускать сынов Израиля, они не только освободили их полностью, но еще понесли и наказание в виде десяти казней и лишились многих своих богатств.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

3. Зачем покидать Египет, если достичь Израиля не суждено

 

Под давлением общественного мнения, фараон вроде бы собирался освободить сынов Израиля, отпустить их из Египта. И вот — уже возвращены во дворец Моше и Аарон. Осталось только уточнить детали.

«Идите, служите Всевышнему вашему, — говорит фараон. — Скажите только, кто именно из вас пойдет?

И ответил Моше: «С подростками нашими и со стариками нашими пойдем» (Шемот, гл. 10, ст. 8-9).

Фараон был волхвом, звездочетом и прорицателем. С помощью гаданий он увидел, что сколько бы евреев из Египта не вышли, в страну Кенаан войдут только двое из них. Он даже знал кто именно — Калев и Иегошуа бин Нун.

— Вы же не станете настаивать, чтобы я отпустил всех евреев? — произнес фараон, когда Моше и Аарон вновь предстали перед ним.

— Именно это мы требуем, — ответили они.

— Но ведь в конечный пункт назначения им не попасть!..

Гематрия (числовое значение) выражения «Кто из вас пойдет» соответствует гематрии взятых вместе имен Калев и Бин Нун.

— Только эти двое достигнут будущего Израиля, — утверждал фараон. — Так какой смысл отпускать всех?

Но Моше оставался непреклонен.

— С подростками нашими и со стариками нашими пойдем. Юноши моложе 20-ти лет и старцы после 60-ти — не умрут в пустыне. Они благополучно достигнут границ Эрец Исраэль (Земли Израиля). И ради них из Египта выйдут все.

В Мидраше Учителя следующим образом интерпретируют вопрос фараона к Моше и Аарону: «Зачем вам покидать насиженные места, — уточняют Учителя в Мидраше смысл слов фараона, — если в будущем вы сами будете вопрошать: кто достоин того, чтобы подняться на гору Всевышнего, и кто — стоять в Его святом месте?».

Эту фразу находим в Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 24, ст. 3).

Что здесь имеется в виду?

— Чего вам не сидится в Египте? — наседал фараон на Моше и Аарона. — Куда вы рветесь? Хотите получить Тору и с ней войти в Эрец Исраэль? А вы хотя бы знаете, что в этой Торе написано? Там же сплошные запреты! То не ешь, на это не смотри, об этом не говори, это не делай. Вы же сами в отчаянии будете вопрошать: «Кто достоин того, чтобы подняться на гору Всевышнего?». То есть — кто в состоянии все это выполнить? Если Тору так трудно соблюдать, то сидели бы вы на месте, нечего рваться в пустыню, навстречу смерти.

То есть фараон выдвигает довольно серьезные аргументы. Однако Моше находит, что сказать в ответ.

— С подростками нашими и со стариками нашими пойдем, — говорит он. То есть — мы будем с детства приучать евреев к соблюдению заповедей и изучению Торы, так что, к старости, многие станут мудрецами и праведниками.  

 

на основе комментария Бааль а-Турим — раби Яакова бен Ашера

(Бааль hа-Турим; один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.)

 

 

4. Когда в тундре вырастут апельсины

 

Фараон уже было решил отпустить евреев, но в последний момент передумал. И тогда он их проклинает. Как сказано: «Чтобы был так с вами Всевышний, как я отпущу вас и детей ваших. Смотрите — зло перед вами» (Шемот, гл. 10, ст. 10).

Фараон пользуется проклятием, что называется, «от противного».

Есть такой вид проклятия, когда один говорит другому, допустим: из тебя такой врач, как из меня балерина. Или — ты преуспеешь в этом деле, когда я пешком поднимусь на небо.

Кто-то сторонний мог бы принять слова фараона за благословение. Ведь в народе распространена такая форма благословения: «Да пребудет с вами Всевышний!». Но мы-то понимаем, что египетский правитель имел твердое намерение проклясть. Он имел в виду, мол Всевышний вам поможет так, как я отпущу вас на свободу. Иными словами, вы будете свободны, когда в тундре поспеют апельсины, то есть — после дождичка в четверг.

Но что же произошло на самом деле?

Фараоново пожелание сбылось — он действительно отпустил сынов Израиля, а Творец помог им и вывел их из Египта.

Как можно это объяснить?

Это объяснение находим в тексте Торы, где сказано: «Ты будешь благословенным из всех народов» (Дварим, гл. 7, ст. 14).

Сыны Израиля удостоятся благословения даже от самых яростных своих ненавистников — против их воли, когда те будут их проклинать.

Если первую часть высказывания фараона еще можно воспринимать как-то двояко, пытаясь разглядеть в ней основания для берахи (благословения), то ее окончание («Смотрите — зло перед вами»), несомненно, выглядит проклятием. Но и оно было перевернуто и преобразовано в бераху.

Как же это произошло?

Фараон сказал Моше и Аарону: «знание астрологии позволяет мне увидеть, что звезда под названием Раа (зло) поднимается вам навстречу в пустыне, а это предвещает кровь и гибель»

Когда сыны Израиля создали золотого тельца, и Всевышний хотел истребить их — Моше сказал в своей молитве: «Для чего допускать, чтобы египтяне говорили: На беду, со злом вывел Он их (т. е. под звездой Раа)» (Шемот, гл. 32, ст. 12).

Поэтому, когда правитель Египта произнес слова «Смотрите — зло перед вами», тотчас Всевышний уготовал иное предназначение звезде Раа, заменив кровь войны и кровопролития (которые предвещала звезда) — кровью обрезания.

Тут подразумевается массовое обрезание, которое было осуществлено по инициативе Йеhошуа у холма Аралот (см. в книге пророка Йегошуа, гл. 5, ст. 3). Тогда Всевышний возвестил: «Сегодня Я снял с вас египетский позор» (там же, ст. 9).

Таким образом, вместо смерти, в пустыне евреи нашли завет обрезания — знак Союза с Творцом. И проклятие обернулось благословением.

Но, если так — бераху, казалось бы, должен был получить и фараон. Ведь пообещал Творец Аврааму: «Благословляющий тебя — будет благословлен» (Берешит, гл. 12, ст. 3). Если правитель Египта благословил сынов Израиля — вероятно, и сам он должен удостоиться благословения?

Но нет, здесь все решает намерение.

У фараона было намерение проклясть. Значит, и сам он будет проклят. Точно так же, как в более поздние времена — нееврейский пророк Билам.

 

на основе комментария рава Авраама Моше Гельфанда

(автор книги «Керен Хемед», Литва, 19-й век)

 

5. Молчание псов и речь ослов 

 

Написано в нашей недельной главе, что ни одна собака не тявкнула, когда сыны Израиля выходили из Египта (Шемот, гл. 11, ст. 7).

За это Всевышний дал в Торе разрешение кормить собак мясом растерзанных или не кашерно умерщвленных животных.

Такое мясо в нашей традиции называется — трефа.

Всевышний не оставляет без награды ни одно из своих творений. За то, что псы не лаяли на покидающих дом рабства евреев, как говорится в Мидраше Мехильта, Творец пожаловал им заслуженное вознаграждение — велел давать мясо растерзанных животных, трефу.

Но не только псы отличились во время Исхода. Награду заслужили и ослы. Потому, что они в ту пору помогли сынам Израиля.

Говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 5), что евреи вывели с собой из Египта множество ослов, навьюченных серебром и золотом. За это Всевышний уготовал им в награду особую заповедь (Шемот, гл. 13, ст. 13) — пидьен петер хамор (выкуп перворожденного осленка).

Получается, что награда ослам связана с духовным и возвышенным — с заповедью Творца, а награда псам, трефа — банальна и низменна.

Чем объясняется такая разница?

Дело в том, что ослы, увидев, что сыны Израиля собираются в дорогу — дружно закричали: «Нагружайте, нагружайте на нас! Мы с вами в огонь и воду, в пустыню и море».

Что же в этот момент сказали псы?

Они, проводив евреев печальным собачьим взглядом, сказали: «Мы лучше промолчим».

Рав Авраам Бурнштейн из Сухачова ехал в одном вагоне с группой так называемых «просвещенных» евреев (на иврите — маскилим, то есть — евреи, оставившие Тору и заповеди ради науки и общемировой культуры). Те в начале, молча и пряча усмешки, косились на раввина. Но когда пришло время обедать, они достали трефное мясо и стали открыто глумиться над пожилым евреем и его праведностью, над его нежеланием есть некашерную пищу.

Тогда и рав Авраам не стал молчать.

Трефа, — сказал он, — награда для псов, которой они честно удостоились за свое молчание в Египте. Но когда трефное мясо стали есть и «просвещенцы», псы подали на них жалобу в Небесный Суд. Ведь трефа положена им. Но Суд отклонил их иск.

Кто вам сказал, что собаки обязательно четвероногие? Встречаются псы и на двух ногах. Так можно было утверждать — пока маскилим молчали. Как только они открыли рты, причем, на сына Израиля, они тут же проиграли суд псам…

 

на основе комментариев рава Йосефа-Хаима Зоненфельда

(Главный раввин Иерусалима в начале 20-го века)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Бо»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.

 

Почему глава так называется

В первой фразе главы говорится: “Творец сказал Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.

 

Обсуждение главы Бо

 

1. Придворные интересуются

 

В нашей недельной главе говорится, что Моше и Аарон в очередной раз потребовали отпустить евреев и пригрозили новой казнью, если фараон им откажет. На этот раз — небывалым нашествием саранчи.

Присутствующие при этом придворные не на шутку перепугались. Как написано: «И сказали слуги фараона своему господину: До каких пор будет это для нас западней? Отпусти этих людей и пусть служат их Всевышнему» (Шемот, гл. 10, ст. 7).

Возникает вопрос: почему только теперь, перед восьмой казнью, придворные вопрошают фараона: до каких пор? Разве раньше все было в полном порядке? Предыдущие казни не были западней? Когда, например, воды Нила превращались в кровь, или дома наполнялись квакающими жабами — все это можно было терпеть?

Дело в том, что до сих пор, когда на Египет обрушивалась очередная кара, какой бы тяжелой она ни была, египтяне знали — это долго не продлится. Каким бы ни было суровым наказание, через неделю-другую все должно кончиться.

Однако на этот раз Моше пообещал, что саранча уничтожит весь урожай, который уцелел после наказания градом (Шемот, гл. 10, ст. 5). И это было уже слишком. Ведь если египтяне останутся без хлеба — ситуация, в которой они окажутся, не ограничится недельными перебоями в поставках, в стране начнется голод, который может затянуться и на год.

Нет, к этому они не были готовы. В Египте уже были голодные годы, вызванные неурожаем и засухой. Это случилось при Йосефе. Тогда выяснилось, что египтяне совершенно не умеют хранить зерно и другую сельхозпродукцию. Ведь перед неурожайными годами было семь лет невиданного достатка и процветания. И вот, в первый же голодный год, египтяне заявили фараону, что им нечего есть. И на вопрос: где излишки прошлых изобильных лет? Они ответили, что все сгнило.  

Так что, слова Моше угрожали населению Египта, в отличие от предыдущих казней, очень непростой ситуацией. Прошлые запасы рано или поздно подойдут к концу. И если учитывать проблемы с хранением, то серьезные проблемы не заставят себя долго ждать. Большую часть нынешнего урожая уничтожил град.

Поэтому придворные и возразили фараону, говоря — «До каких пор это будет для нас западней?!». 

Здесь не случайно используется слово «мокеш» (западня, а на современном иврите, еще и — мина). Западня (и мина), когда ее устанавливают — никому не вредит. И даже может быть незаметной. Но стоит человеку на нее наступить — он тут же об этом горько пожалеет, если вообще останется в живых.

Придворные намекнули фараону, что оставлять евреев в Египте также опасно, как иметь дело с хорошо замаскированной западней или тикающей миной. Поэтому и попросили — «Отпусти этих людей» (Шемот, гл. 10, ст. 7).

Что же фараон отвечает Моше и Аарону, услышав ропот своих слуг. «Смотрите, — говорит он, — зло перед вами!» (там же, ст. 10).

Ваше зло к вам же и вернется, — разъясняет смысл сказанного фараоном Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век). Вы хотите уйти на три дня в пустыню, чтобы устроить там праздник? Но ведь эти три дня когда-нибудь кончатся, и вам придется вернуться в голодную разоренную страну. Неужели вы не понимаете, что и вам не избежать голода? И если вы думаете, что у вас, в нетронутой казнями провинции Гошен, будет достаточно еды, то вы ошибаетесь — миллионы голодных египтян устремятся к вам и объедят вас почище той саранчи. Можете в этом не сомневаться.

Так фараон успокоил своих слуг. Вы говорите, что на этот раз нас ждет ловушка, западня? Не бойтесь, от этой казни пострадают и евреи...

 

на основе комментария рава Йосефа-Зунделя Саланта

(автор книги «Беэр Йосеф», Литва – Израиль, 1786-1865 гг.)

 

 

2. Праведность — это западня

 

Итак, мы прочли в нашей недельной главе, что слуги фараона возроптали, услышав его отказ, вопрошая — «До каких пор это будет для нас западней? Отпусти этих людей и пусть служат их Всевышнему» (Шемот, гл. 10, ст. 7).

В обращении к царю в Торе используется слово «мокеш» (западня). Но под западней обычно понимают скрытую, неожиданную ловушку. Моше же четко и ясно обрисовал наказание, грозящее фараону в случае, если он откажется отпустить сынов Израиля. Поля и сады Египта подвергнутся нападению несметных полчищ прожорливой саранчи.

Фараоновы жрецы, вероятно, считали, западней требование Моше и Аарона отпустить народ для служения Всевышнему. Ведь вначале от фараона требовалось, чтобы он дал сынам Израиля возможность помолиться и совершить приношения в пустыне. И за то, что он раз за разом отказывает — весь Египет получает удары, один другого страшнее.

Так Всевышний наказывает за злоумышленное упрямство.

При этом Моше и Аарон особо не огорчаются. Им выгодна несговорчивость фараона. Его отказы могут иметь лишь один результат — евреи навсегда покинут Египет.

Кроме того, в роли западни, по мнению египетских придворных, могла выступить праведность Моше. Далее он назван «человеком». «Этот человек, Моше» (Шемот, гл. 32, ст. 1), — говорят они. А там, где в Торе написано «человек» или «люди» — речь обычно идет о праведниках.

В подтверждение приведем несколько примеров.

Откроем, допустим, недельную главу Матот. Там есть такая фраза — «Отрядите людей в армию» (Бамидбар, гл. 31, ст. 3). Людей, то есть — праведников, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому фрагменту.

Отдавая приказ о призыве в войско, Моше велит своему помощнику Иегошуа — «Выбери нам людей» (Шемот, гл. 17, ст. 9). То есть — сильных и богобоязненных, — объясняет Раши.

Слуги фараона неспроста использовали выражение «Отпусти этих людей». Они считали, что на фоне праведных Моше и Аарона, египтяне выглядят особо зловеще. Поэтому Всевышний их сурово наказывает.

Придворные просят отпустить Моше и Аарона, а вместе с ними — и остальных праведников служить Всевышнему в пустыню. Что от этого египтяне только выиграют. Ведь тогда Всевышнему не с кем будет сравнивать, и недостатки египтян перестанут бросаться в глаза. Значит, Творец прекратит их наказывать.

Слова приближенных фараона о западне оказались провидческими. Если бы Всевышний наказал их лишь десятью казнями — этого уже было бы достаточно. Но Он еще и добился освобождения сынов Израиля.

Если бы египтяне только понесли наказание десятью казнями и отпустили евреев из страны на все четыре стороны — этого было бы вполне достаточно. Но кроме всего прочего, сыны Израиля еще взяли у своих бывших господ их имущество.

Поясню это притчей.

Царь послал своего слугу на рынок за рыбой. Тот принес — тухлую.

Царь предложил ему самому выбрать себе наказание — одно из трех: съесть эту испорченную рыбу, получить сто ударов плетью или заплатить сто золотых в качестве штрафа.

Слуга решил выбрать меньшее из трех зол.

Самым для него выгодным, как ему показалось, было самому съесть тухлую рыбу. Только она оказалась настолько мерзкой и противной на вкус, что он так и не смог ее осилить.

Когда ему оставалось совсем чуть-чуть, он согласился на плеть.

Плетью орудовал палач богатырского телосложения. Его удары были особенно болезненными. Так что, горемычный слуга не смог дотерпеть пытку до конца. И сдавшись — заплатил сотню золотых штрафа.

Выходит, что, вместо одного из трех — он получил все три наказания.

То же самое случилось с фараоном и египтянами. Они угодили в ту же западню. Не желая отпускать сынов Израиля, они не только освободили их полностью, но еще понесли и наказание в виде десяти казней и лишились многих своих богатств.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

3. Зачем покидать Египет, если достичь Израиля не суждено

 

Под давлением общественного мнения, фараон вроде бы собирался освободить сынов Израиля, отпустить их из Египта. И вот — уже возвращены во дворец Моше и Аарон. Осталось только уточнить детали.

«Идите, служите Всевышнему вашему, — говорит фараон. — Скажите только, кто именно из вас пойдет?

И ответил Моше: «С подростками нашими и со стариками нашими пойдем» (Шемот, гл. 10, ст. 8-9).

Фараон был волхвом, звездочетом и прорицателем. С помощью гаданий он увидел, что сколько бы евреев из Египта не вышли, в страну Кенаан войдут только двое из них. Он даже знал кто именно — Калев и Иегошуа бин Нун.

— Вы же не станете настаивать, чтобы я отпустил всех евреев? — произнес фараон, когда Моше и Аарон вновь предстали перед ним.

— Именно это мы требуем, — ответили они.

— Но ведь в конечный пункт назначения им не попасть!..

Гематрия (числовое значение) выражения «Кто из вас пойдет» соответствует гематрии взятых вместе имен Калев и Бин Нун.

— Только эти двое достигнут будущего Израиля, — утверждал фараон. — Так какой смысл отпускать всех?

Но Моше оставался непреклонен.

— С подростками нашими и со стариками нашими пойдем. Юноши моложе 20-ти лет и старцы после 60-ти — не умрут в пустыне. Они благополучно достигнут границ Эрец Исраэль (Земли Израиля). И ради них из Египта выйдут все.

В Мидраше Учителя следующим образом интерпретируют вопрос фараона к Моше и Аарону: «Зачем вам покидать насиженные места, — уточняют Учителя в Мидраше смысл слов фараона, — если в будущем вы сами будете вопрошать: кто достоин того, чтобы подняться на гору Всевышнего, и кто — стоять в Его святом месте?».

Эту фразу находим в Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 24, ст. 3).

Что здесь имеется в виду?

— Чего вам не сидится в Египте? — наседал фараон на Моше и Аарона. — Куда вы рветесь? Хотите получить Тору и с ней войти в Эрец Исраэль? А вы хотя бы знаете, что в этой Торе написано? Там же сплошные запреты! То не ешь, на это не смотри, об этом не говори, это не делай. Вы же сами в отчаянии будете вопрошать: «Кто достоин того, чтобы подняться на гору Всевышнего?». То есть — кто в состоянии все это выполнить? Если Тору так трудно соблюдать, то сидели бы вы на месте, нечего рваться в пустыню, навстречу смерти.

То есть фараон выдвигает довольно серьезные аргументы. Однако Моше находит, что сказать в ответ.

— С подростками нашими и со стариками нашими пойдем, — говорит он. То есть — мы будем с детства приучать евреев к соблюдению заповедей и изучению Торы, так что, к старости, многие станут мудрецами и праведниками.  

 

на основе комментария Бааль а-Турим — раби Яакова бен Ашера

(Бааль hа-Турим; один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.)

 

 

4. Когда в тундре вырастут апельсины

 

Фараон уже было решил отпустить евреев, но в последний момент передумал. И тогда он их проклинает. Как сказано: «Чтобы был так с вами Всевышний, как я отпущу вас и детей ваших. Смотрите — зло перед вами» (Шемот, гл. 10, ст. 10).

Фараон пользуется проклятием, что называется, «от противного».

Есть такой вид проклятия, когда один говорит другому, допустим: из тебя такой врач, как из меня балерина. Или — ты преуспеешь в этом деле, когда я пешком поднимусь на небо.

Кто-то сторонний мог бы принять слова фараона за благословение. Ведь в народе распространена такая форма благословения: «Да пребудет с вами Всевышний!». Но мы-то понимаем, что египетский правитель имел твердое намерение проклясть. Он имел в виду, мол Всевышний вам поможет так, как я отпущу вас на свободу. Иными словами, вы будете свободны, когда в тундре поспеют апельсины, то есть — после дождичка в четверг.

Но что же произошло на самом деле?

Фараоново пожелание сбылось — он действительно отпустил сынов Израиля, а Творец помог им и вывел их из Египта.

Как можно это объяснить?

Это объяснение находим в тексте Торы, где сказано: «Ты будешь благословенным из всех народов» (Дварим, гл. 7, ст. 14).

Сыны Израиля удостоятся благословения даже от самых яростных своих ненавистников — против их воли, когда те будут их проклинать.

Если первую часть высказывания фараона еще можно воспринимать как-то двояко, пытаясь разглядеть в ней основания для берахи (благословения), то ее окончание («Смотрите — зло перед вами»), несомненно, выглядит проклятием. Но и оно было перевернуто и преобразовано в бераху.

Как же это произошло?

Фараон сказал Моше и Аарону: «знание астрологии позволяет мне увидеть, что звезда под названием Раа (зло) поднимается вам навстречу в пустыне, а это предвещает кровь и гибель»

Когда сыны Израиля создали золотого тельца, и Всевышний хотел истребить их — Моше сказал в своей молитве: «Для чего допускать, чтобы египтяне говорили: На беду, со злом вывел Он их (т. е. под звездой Раа)» (Шемот, гл. 32, ст. 12).

Поэтому, когда правитель Египта произнес слова «Смотрите — зло перед вами», тотчас Всевышний уготовал иное предназначение звезде Раа, заменив кровь войны и кровопролития (которые предвещала звезда) — кровью обрезания.

Тут подразумевается массовое обрезание, которое было осуществлено по инициативе Йеhошуа у холма Аралот (см. в книге пророка Йегошуа, гл. 5, ст. 3). Тогда Всевышний возвестил: «Сегодня Я снял с вас египетский позор» (там же, ст. 9).

Таким образом, вместо смерти, в пустыне евреи нашли завет обрезания — знак Союза с Творцом. И проклятие обернулось благословением.

Но, если так — бераху, казалось бы, должен был получить и фараон. Ведь пообещал Творец Аврааму: «Благословляющий тебя — будет благословлен» (Берешит, гл. 12, ст. 3). Если правитель Египта благословил сынов Израиля — вероятно, и сам он должен удостоиться благословения?

Но нет, здесь все решает намерение.

У фараона было намерение проклясть. Значит, и сам он будет проклят. Точно так же, как в более поздние времена — нееврейский пророк Билам.

 

на основе комментария рава Авраама Моше Гельфанда

(автор книги «Керен Хемед», Литва, 19-й век)

 

5. Молчание псов и речь ослов 

 

Написано в нашей недельной главе, что ни одна собака не тявкнула, когда сыны Израиля выходили из Египта (Шемот, гл. 11, ст. 7).

За это Всевышний дал в Торе разрешение кормить собак мясом растерзанных или не кашерно умерщвленных животных.

Такое мясо в нашей традиции называется — трефа.

Всевышний не оставляет без награды ни одно из своих творений. За то, что псы не лаяли на покидающих дом рабства евреев, как говорится в Мидраше Мехильта, Творец пожаловал им заслуженное вознаграждение — велел давать мясо растерзанных животных, трефу.

Но не только псы отличились во время Исхода. Награду заслужили и ослы. Потому, что они в ту пору помогли сынам Израиля.

Говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 5), что евреи вывели с собой из Египта множество ослов, навьюченных серебром и золотом. За это Всевышний уготовал им в награду особую заповедь (Шемот, гл. 13, ст. 13) — пидьен петер хамор (выкуп перворожденного осленка).

Получается, что награда ослам связана с духовным и возвышенным — с заповедью Творца, а награда псам, трефа — банальна и низменна.

Чем объясняется такая разница?

Дело в том, что ослы, увидев, что сыны Израиля собираются в дорогу — дружно закричали: «Нагружайте, нагружайте на нас! Мы с вами в огонь и воду, в пустыню и море».

Что же в этот момент сказали псы?

Они, проводив евреев печальным собачьим взглядом, сказали: «Мы лучше промолчим».

Рав Авраам Бурнштейн из Сухачова ехал в одном вагоне с группой так называемых «просвещенных» евреев (на иврите — маскилим, то есть — евреи, оставившие Тору и заповеди ради науки и общемировой культуры). Те в начале, молча и пряча усмешки, косились на раввина. Но когда пришло время обедать, они достали трефное мясо и стали открыто глумиться над пожилым евреем и его праведностью, над его нежеланием есть некашерную пищу.

Тогда и рав Авраам не стал молчать.

Трефа, — сказал он, — награда для псов, которой они честно удостоились за свое молчание в Египте. Но когда трефное мясо стали есть и «просвещенцы», псы подали на них жалобу в Небесный Суд. Ведь трефа положена им. Но Суд отклонил их иск.

Кто вам сказал, что собаки обязательно четвероногие? Встречаются псы и на двух ногах. Так можно было утверждать — пока маскилим молчали. Как только они открыли рты, причем, на сына Израиля, они тут же проиграли суд псам…

 

на основе комментариев рава Йосефа-Хаима Зоненфельда

(Главный раввин Иерусалима в начале 20-го века)

и рава Авраама Бурнштейна из Сохачева

(автор книги «Авней Незер», Польша, 1838-1910 гг.)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Есть ли методические материалы по учебе на курсах хазанов?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля