ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА


ГЛАВА “ВАИКРА”

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 1, ст. 1 — гл. 5, ст. 26.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: “И призвал Моше...” (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

И призвал на иврите — ваикра.

Обсуждение главы Ваикра

09.03.03

Продолжим чтение первой фразы: “И призвал Моше, и велел (в оригинале — говорил) Творец ему из Шатра Свидетельства, говоря скажи Сынам Израиля...” (Ваикра, гл. 1, ст. 1).

В прошлогоднем обзоре мы анализировали комментарий Раши к первой фразе книги Ваикра и обсудили, какое значение в ее понимании придается уменьшенной букве алеф в конце первого слова — ваикра (см. на сайте обзор недельной главы Ваикра, второй годовой цикл).

Теперь же обратим внимание и на другую особенность этого фрагмента — чрезмерное, казалось бы, “скопление” глаголов, имеющих как будто бы один и тот же смысл (говорил, говоря — скажи). И это требует объяснения, ибо в Торе, как нам известно, не бывает “повторов”, употребленных лишь ради “красоты слога”.

Талмуд, разбирая эту часть Торы, выделяет слова: “говоряскажи”.

Наши Учителя объясняют: то, что слышал Моше от Творца, никто на свете больше не слышал, ведь он был величайшим пророком. И вносят уточнение — не все из того, что узнавал, он сообщал другим, но если без прямых указаний Всевышнего и доносил до людей полученную Свыше информацию, то, как часто бывало, не сразу, а порой, вообще — только избранным. И это в еврейской традиции считается необходимым для хорошего руководителя (таким и был Моше Рабейну — наш Учитель) качеством. Ибо понятие “мудрое руководство” включает в себя понимание человеческой психологии, умение находить с людьми общий язык. А это, в свою очередь, подразумевает способность правильно оценивать обстоятельства, определять, когда лучше умолчать, когда — сказать и что именно...

Талмуд подчеркивает, что именно эта, рассматриваемая нами, фраза Торы учит нас без особого разрешения не пересказывать то, что мы слышим от других.

Здесь уместно рассмотреть еврейские законы хранения секретов. Даю их по книге рава Зелига Плискина “Люби ближнего” (в русском переводе — “Учитесь жить достойно”).

1. Когда с глазу на глаз вам рассказывают что-то личное о жизни или о делах, нельзя пересказывать это другим, даже если вас об этом не предупреждали.

Но если информация дана в присутствии трех или более человек, можно передавать содержание разговора, но только в том случае, когда речь шла не о дурных поступках и достоинство рассказчика не будет унижено.

2. То же правило распространяется и на мужа с женой; они не имеют права передавать друг другу то, что им сообщили по секрету. Часто это касается и того, что рассказывают дети.

3. Если вы слышали, что какой-то человек разносит сплетни, никогда не доверяйте ему свои секреты.

Рассматривая законы о собственности, Талмуд включает в понятие “имущество” и личную информацию. Отсюда следует, что ее разглашение приравнивается к незаконному использованию чужого владения...

Автор текста Гедалия Спинадель


10.03.03

Рассматривая законы о собственности, Талмуд включает в понятие “имущество” и личную информацию. Отсюда следует, что ее разглашение приравнивается к незаконному использованию чужого владения. Мы только что разбирали запрет о незаконном использовании чужого имущества, в нашем случае разглашения информации. Теперь Тора, а вслед за ней — комментаторы, развивают тему “имущественных отношений” на иных примерах.

В нашей главе читаем: “И отделит зоб ее с перьями, и бросит его возле жертвенника с восточной стороны туда, где собирают пепел” (гл. 1 ст.16).

В начале нашей главы рассматриваются законы о приношении ола (всесожжения), в которых указывается, как следует разделывать туши и возжигать на мизбеахе (в приблизительном переводе — жертвенник) разные части туши, включая омытые от нечистот внутренности. Но если приносят птицу, голубя — самое дешевое из приношений, не относящееся к домашним животным, почему-то зоб выбрасывают в отходы, негодные для приношения.

Комментарий Раши разъясняет причину. В Торе сказано, что каждый должен принести из того, что дал ему Творец из его собственности. В этом и смысл человек отрывает от себя и отдает Ему. А если он дает ворованное или просто — не свое, то он ничем не жертвует. Как же тогда получить прощение Творца?

Акт альтруизма, отказа от части собственности, помогает человеку стать лучше, чище, помогает избавиться от дурных привычек и дурных помыслов, которые побудили его к проступку или удержали от хорошего дела.

Птицу он не растил, не кормил, только поймал или заплатил за нее, да и то — гроши. Однако, по милосердию и справедливости Творца, если ее приносит бедняк, в Его глазах, это такое же весомое приношение, как, скажем, бык. Тут важно отметить, что еврейская традиция призывает человека, когда он пасет свой скот, быть очень внимательным, чтобы животные не заходили на чужие поля и не ели плоды чужого урожая.

Мидраш рассказывает, что этот принцип чтил уже первый еврей — Авраам. Из-за разногласий именно по этому поводу ему пришлось расстаться с Лотом — пастухи Лота не придерживались этого правила. Авраам же не мог жить рядом и мириться с таким нарушением законов.

Но вернемся к птице, которая предназначается для приношения в Храм. Она, как объясняет Раши, летает, куда хочет, садится на чужие поля. Следовательно, нельзя, казалось бы, возносить ее на мизбеах. Но выход из положения есть — ее зоб, в котором находится, возможно, ворованная пища, выбрасывают.

Автор текста Гедалия Спинадель


11.03.03

Стремясь сделать Свое Творение совершенным, Всевышний даровал еврейскому народу Свой Закон. Но, когда люди спотыкались в его исполнении, вступал в силу механизм, который помогал им вернуться на пути Торы, исправить содеянное. Это был институт приношений.

Тему искупления, исправления неправедных поступков, очищения душ, наша недельная глава продолжает, приводя такое правило: “Если человек нарушит по ошибке запрет Творца, то вина — на нем, но, когда узнает о своем проступке, должен принести за него козу без изъяна” (гл. 4 ст. 27, ст. 28).

Здесь мы видим совсем нетипичное для нашего времени (в нееврейском мире) отношение к прошлому. Современные люди, как правило, стараются забыть о былом — “было, да быльем поросло”. И уж совсем не думают о том, что в прошлом можно (и нужно) что-то менять.

Для соблюдающего еврейскую традицию еврея прошлое — интегральная часть жизни, оно влияет на будущее, более того — предопределяет его. У человека всегда есть возможность улучшить”, исправить прошлое, сделав тешуву — вернувшись на правильный путь, указанный евреям Творцом, путь исполнения законов Торы.

Об этом говорил Творец еще Каину — если он от всего сердца совершит приношение, оно будет принято. Ибо приношение — знак раскаяния, ощутимое проявление желания вернуться к Всевышнему. Именно этого и ждет от нас Творец.

Мидраш комментирует приведенные выше строки Торы таким рассказом.

Как-то раз бродили вместе в окрестностях Иерусалима раби Йоханан и раби Иегошуа. И вот приблизились они к развалинам Храма, и раби Иегошуа сказал:

— Горе нам! Разрушено место, где можно было искупать наши проступки…

— Но разве нет у нас другого, равноценного приношениям в Храм, способа искупления?! — возразил ему на это раби Йоханан. — Есть… И это — хесед (добрые дела). Ведь сказано Всевышним: “Добродетели Я хочу, не приношений…”.

Итак, без Храма и приношений искупление возможно. Оно достигается молитвами, пожертвованиями, а главное — тешувой.

Еврейская традиция учит: даже самые бедные люди ни в коем случае не должны красть, а если не могут заработать себе на жизнь, пусть лучше просят подаяние, но не берут чуждое без разрешения.

В еврейских общинах с времен Авраама и до сих пор существует отлаженная система поддержки бедных, которая позволяет им жить с помощью тех, кому Творец дал больше, не теряя собственного достоинства.

Но дело, конечно же, не только в системе. Но, прежде всего — в искреннем желании евреев бескорыстно оказывать помощь. Это — одно из основных проявлений любви к ближнему.

Человек никогда не должен закрывать руку для помощи бедным, чтобы поддержать их существование и не толкнуть к дурным поступкам. Об этом прямо говорится в текстах многих законов Торы. На этом веками строится жизнь Общины Израиля

Автор текста Гедалия Спинадель


12.03.03

Пути исправления могут быть разными. Но ведут они к реализации одной цели — к очищению, возвышению человеческой души, исправлению его качеств и допущенных в прошлом проступков.

Эта тема и завершает нашу недельную главу Ваикра.

В Торе по этому поводу сказано: “И говорил Творец Моше: Если кто-нибудь согрешит пред Всевышним и злоупотребит доверием ближнего, отрицая, что ему что-то дали на хранение или во временное пользование. Или будет виновен в грабеже или присвоении имущества ближнего. Или найдет потерянное, и будет это отрицать, и поклянется ложно, что не совершал эти проступки. Тогда, признав вину, должен возвратить награбленное, что награбил, или присвоенное, что присвоил, или вклад, который ему был доверен, или потерянное, которое нашел. Во всех случаях, если принес ложную клятву, он, прежде всего, должен вернуть все сполна, прибавив пятую часть, и отдать это тому, кому это принадлежит — в день признания своей вины. И в приношение повинное пусть принесет коэну самца из мелкого скота без порока — установленной стоимости, и приношение повинное Всевышнему. И искупит его коэн пред Всевышним, и будет прощен ему проступок, в котором он виноват” (гл. 5, ст. 20-26).

Отметим, прежде всего, что приношения, сами по себе, не искупали проступки. Еврейская традиция исключает ситуацию: повинился, принес в Храм, что положено — получил прощение. И еще подчеркнем, что за намеренно совершенное преступление приношения вообще не предусматривались. Речь идет о случайном, по ошибке допущенном нарушении закона.

Искупление, как мы прочли в Торе, в принципе возможно лишь после того, как человек раскаялся в своем поступке. И вернул все, что взял. И еще добавил к этому двадцать процентов. Каждый из этих пунктов важен. И не только потому, что так реализуется принцип справедливости: ограбленный или, скажем, кредитор получают назад то, что им принадлежит. Но — и для человека, который совершил незаконное действие, ибо, возвращая и добавляя от себя, он на деле доказывает искренность своего раскаяния и тем самым открывает себе дорогу к прощению. Приношение в Храм — место Присутствия Всевышнего (во времена когда нет Храма — молитва, обращенная к Творцу) помогает человеку укрепиться в своем раскаянии, в желании не повторять впредь подобных поступков.

Тут следует подчеркнуть, что любое нарушение закона, допустим — “не кради”, имеет две стороны, условно говоря — как бы два этапа. На первом (еще до того, как проступок стал реальностью) — человек “замыслил” действие, противоречащее воле Небес, в то время как именно Он, Всевышний, создал человека, дал ему силы, которые он использовал, чтобы нарушить Его закон; на втором — наносит вред ближнему, лишая его какого-либо имущества.

Поэтому процесс возвращения к Истине, к Творцу идет в обратном порядке. Сначала мы возвращаем на земле, и здесь испрашиваем прощения, а Он, убедившись в нашей искренности, воздает нам на Небесах…

Автор текста Гедалия Спинадель


13.03.03

Устная Тора, как известно, разъясняет Тору Письменную, детализируя конкретные правила. И в заключение нашего обзора мы остановимся на некоторых правилах, которые выводятся из законов, данных в нашей недельной главе (см. выше цитату из Торы).

1. Если вы что-то случайно присвоили, это непременно нужно отдать. И “срок давности” здесь не имеет значения.

Рассказывают о Хофец Хаиме, выдающемся мудреце прошлого века, авторе многих законодательных трудов. Маленьким мальчиком он как-то раз играл с другими детьми на рынке. Кто-то из детей случайно задел корзину с яблоками. Яблоки рассыпались, ребятишки похватали, кто сколько может, и убежали.

Прошло время. Хофец Хаим начал изучать с отцом Хумаш и услышал, что взятое следует вернуть. Он попросил у родителей денег, пошел на рынок к торговцу, яблоки которого ребятишки присвоили, и притворился, что собирается купить у него фрукты. Улучив момент, когда торговец отвернулся, Хофец Хаим оставил ему деньги и скрылся.

2. Если вы что-то взяли у человека без его ведома, возвращая, вы не обязаны сообщать ему об этом. Вы можете, например, анонимно отправить взятое по почте или вложить деньги на его банковский счет (если речь идет о деньгах). Но при этом вы должны быть уверены, что адресат свою вещь (или деньги) получит.

3. Если тот, у кого вы случайно что-то забрали, знает об этом и переживает из-за потери, следует не просто вернуть взятое, но и попросить прощения. Лучше это сделать при встрече, в крайнем случае — в письме.

4. Если вы присвоили чужое и не можете найти того, кому это принадлежало, следует дать деньги на общественные нужды, например, на поддержку учебных заведений, где изучают и преподают Тору. Основная идея такого поступка состоит в том, что прежний владелец вещи должен получить какую-то пользу от этих средств, а то, что потрачено на общество, имеет отношение к каждому его представителю.

Талмуд рассказывает такую историю.

Аба Шауль продавал вино, а другие торговцы — масло. Через некоторое время они обнаружили, что после того, как они распродали свой товар (по их подсчетам — полностью), много еще и осталось: вино, когда его разливали по бутылям, давало пену, а масло “прилипало” к стенкам сосудов. Остатки вина и масла они отнесли в дар Храму.

— По букве закона, — сказал им хранитель пожертвований, — вы имеете право оставить это себе. У покупателей нет терпения и времени ждать, когда стечет последняя капля масла, и они пренебрегают остатками. Значит, эти остатки — ничьи, и вы можете взять их себе. Но, если вы хотите поступить по всей строгости закона, продайте их, а вырученные деньги отдайте на общественные нужды.

Выход есть из всякого положения, — учит еврейская традиция. Только поступай по закону и обратись сердцем к Творцу и к людям.

Автор текста Гедалия Спинадель


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Душа, придя в мир душ — может снова спуститься в наш мир?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля