New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео) Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА “БО"
Место в Торе:
вторая книга Торы -
Шемот, гл. 10, ст. 1 - гл. 13, ст. 16.
Почему глава так называется?
По первой фразе: “Творец сказал Моше: приди к фараону”.
Приди на иврите - бо
Обсуждение главы Бо
25.01.04
Многое в истории Исхода кажется необъяснимым, непонятным. Например,
египетские казни. Уже сам факт их применения заводит нас, казалось бы ,
в тупик.
В самом деле. Почему Всевышний, чтобы освободить еврейский народ из рабства,
избрал столь необычный и, прямо скажем, не самый милосердный метод?
Как, допустим, поступили бы мы, люди, если бы перед нами поставили эту
задачу?
Чтобы заставить фараона изменить решение, мы, безусловно, применили бы силу.
Точнее, мы постарались бы завладеть ситуацией - человек располагает жестко
определенным арсеналом возможностей. Но Творец… Его возможности - не
ограничены. Ему, как известно, не составило труда «ожесточить сердце
фараона». Точно так же Он мог фараоново сердце - смягчить. Почему же Он не
воспользовался этим «бескровным» способом?
Проще всего объяснить казни «стремлением» Всевышнего наказать египетского
правителя за его бесчеловечное отношение к евреям. Фактор наказания в этой
истории, несомненно, присутствует. Но можем ли мы считать его основной
причиной страшных событий в Египте?
Еврейская история подсказывает, что за всем этим кроется что-то еще. Ведь
еврейский народ за годы изгнания не раз попадал во власть жестоких
притеснителей. И ни один из них в процессе нашего освобождения не получал
Свыше столь
очевидное и немедленное наказание.
В своем комментарии к книге Шемот Рамбан (Рабейну Моше
бен Нахман
- Нахманид;
великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец
12-го - начало 13-го вв.) предлагает объяснение, которое не только помогает
понять необходимость египетских казней, но и открывает нам истинное значение
истории Исхода. Благодаря объяснению Рамбана, мы в состоянии осознать, почему
эти события особо выделены в Торе - не просто пересказом, что произошло в те
времена, но и специальными заповедями, согласно которым еврейский народ, из
поколения в поколение, обязан хранить память об Исходе.
В период Исхода из Египта, - отмечает Рамбан, - в мире существовало несколько
концепций существования и развития вселенной. Часть людей вообще отрицала
Всевышнего и саму идею создания Им вселенной. Другие верили, что Творец есть и
именно Он создал вселенную, но считали, что, завершив процесс Сотворения, Он уже
не заботится о ней и не ведает о том, что происходит в нашем мире. Третьи
допускали, что Всевышний знает обо всем, но Его не волнуют дела человеческие. И
только небольшая группа людей верила, что Творец управляет миром. Доказательства
этого и содержит наша недельная глава.
В Торе читаем: «И отличу в тот день землю Гошен, на которой пребывает
народ Мой, чтобы не было там арова, дабы знал ты, что Я - Всевышний…» (Шемот,
гл. 8, ст. 18).
Аров - вид наказания, предусматривающий массовое нападение на человека
диких зверей и насекомых. И это - указание, что Всевышний обращает внимание даже
на мельчайшие детали «функционирования» Своих творений. А также свидетельствует
о том, что Творец при желании может «выделять» не только людей, но и территории.
Чуть дальше находим такой текст: «И сказал ему Моше: когда выйду из города,
воздену руки мои к Всевышнему, и перестанут громы греметь, и град кончится -
чтобы узнал ты, что земля принадлежит Всевышнему» (Шемот, гл. 9,
ст. 29).
У наказания градом - свое предназначение: показать, что по Своей Воле
Всевышний может изменить то, что создано Им..
И еще есть в нашей главе такие слова: «...Ибо на этот раз Я пошлю все язвы
Мои в сердце твое - и на рабов твоих, и на народ твой. Дабы узнал ты, что на
всей земле нет Мне подобных» (Шемот, гл. 9, ст. 14).
Здесь подразумевается смерть первенцев в египетских семьях. Этим Всевышний
демонстрирует, что контроль над жизнью и смертью творений - в Его «руках»…
26.01.04
Смысл объяснения Рамбана заключается в том, что к моменту освобождения евреев
из рабства назрела необходимость доказать несостоятельность «вымышленных» идей,
неверно отображающих картину возникновения и исторического развития мира. И
сделать это надо было непременно еще до Исхода.
Почему? - Да потому что доказательства эти предназначались, по сути, не
египетскому фараону, но - евреям. Ибо цель Творца, насколько мы можем
вообще проникать в Его замыслы, состояла в том, чтобы прояснить в еврейском
сознании основы мироздания. Всевышнему нужен был народ, который, получив
свободу, имел твердую веру в Него, чтобы идея, что мир управляется Им, стала для
него аксиомой.
В Торе сказано: «…и расскажешь ты сыну своему и внуку своему о том,
что произошло с египтянами, и о том, какие знамения были, и о том, как евреи
признали, что Я - Творец мира» (гл. 10, ст. 2).
Египетские казни понадобились, прежде всего, для того, чтобы евреи получили
заряд духовной энергии, необходимый для принятия Торы на горе Синай - Закона на
все времена. Если бы к этому моменту у еврейского народа не было ясного
представления о существовании Всевышнего и о действительной природе мироздания,
евреи просто не смогли бы сохранить традицию и передавать ее из поколения в
поколение (подробнее об этом см. на сайте
обзор недельной главы Бо,
первый годовой цикл) .
Чудеса, ознаменовавшие весь процесс Исхода - явление уникальное. В дальнейшем
такое не должно было повторяться - постоянное вторжение в дела человеческие
противоречило бы «установке» Всевышнего о наделении человека свободой воли и
возможностью выбора, в соответствии с его интеллектом и пониманием мира.
Предъявленные доказательства существования Всевышнего создали определенные
условия для ее изъявления.
Но как это может быть ?
Если нечто имеет убедительные доказательства, как оно может быть предметом
выбора?
Механизм, обеспечивающий такую возможность - заповеди Исхода. Если
предположить, что Всевышний выстроил Свои заповеди так, чтобы они приводили к
результатам, для которых и были созданы, становится очевидным, что само по себе
сохранение доказательства существования Всевышнего и знания о Нем становится
делом свободной воли. А предположение это вполне обосновано, поскольку Всевышний
создал и мицвот (заповеди) и людей, которые должны их исполнять.
Когда еврей принимает решение, скажем, одевать тефиллин или прибить
мезузу на свою дверь, то есть - исполнять заповеди, увековечивающие память
об Исходе, это означает, что он хранит в своей памяти доказательства,
предоставленные Всевышним Его чудесами при Исходе еврейского народа из Египта. С
другой стороны, еврей, который всего этого не делает, со временем забудет о
чудесах или начнет сомневаться в достоверности тех незабываемых событий…
27.01.04
Память об экстраординарных исторических событиях тускнеет довольно быстро. К
примеру, беспрецедентное в истории человечества уничтожение шести миллионов
евреев во время Второй мировой войны в наши дни, несмотря на то, что сохранились
фотографии и другие документальные материалы, стало казаться определенной части
людей настолько невероятным, что они считают этот факт сомнительным. А ведь с
тех пор прошло немногим более полстолетия.
Можно представить себе, что было бы с представлениями о событиях Исхода, если
бы Всевышний не дал нам заповеди помнить о них .
Чтобы придти к более глубокому пониманию Исхода и силы мицвот в целом,
воспользуемся тезисом Рамбана.
Большинство людей представляют себе Всевышнего как вселенский разум.
Еврейская традиция учит, что Он - нематериален. Он не может испытывать эмоции.
Невозможно, к примеру, вообразить, что Он чем-то ошеломлен .
Откуда берутся наши впечатления? Они складываются из того, что мы обращаемся
к Нему через природу, и никогда - напрямую. Если он отвечает на нашу мольбу и
исцеляет кого-то из наших близких, если мы получаем работу или благополучно
приземляемся в аэропорте, в этом всегда присутствует некий естественный процесс.
Если мы верим, что наши успехи связаны с нашими мольбами, как ответ на них, мы
считаем, что Всевышний меняет естественный процесс, направляя его в желательном
нам направлении.
Для нас, людей, изменение природных процессов всегда сопряжено с
планированием, тщательной подготовкой и применением сложных технологий.
Технологии развития всегда требуют использование человеческого интеллекта. А
поскольку мы можем воспринять нечто, используя собственные понятия, мы пытаемся
применить наши знания, наш опыт и в постижении «методов деятельности»
Всевышнего.
Скажем, Исход из Египта мы можем воспринять, как способ разрешения некой
проблемы, которая возникла перед Творцом. В нашем воображении это выглядит
примерно так: Всевышний хотел решить проблему освобождения евреев из египетского
плена ;
Он спланировал Свои действия, применил технологию казней и получил «искомое»
решение - Исход.
Такой взгляд на вещи в корне неверен. Чтобы осуществить Исход, Всевышний
применил «казни», временно изменив законы природы. В отдельных случаях -
кардинально. К примеру, огненный град, густая тьма или смерть людей без видимой
причины вообще выходили за рамки естественных процессов.
События Исхода дали людям возможность «заглянуть» за рамки привычного бытия и
«увидеть» источник природных явлений. В определенном смысле они вступили в
контакт с Творцом как с живым существом, смогли приблизиться к Нему,
«распознать» Его «характер» и «эмоции». Его «личность» раскрылась им в доступных
человеку понятиях.
28.01.04
В Торе читаем: «И говорил Всевышний с Моше, и сказал, ему: …Я являлся
Аврааму, Ицхаку и Яакову как Эль Шаддай, но четырехбуквенного Имени -
йуд-ѓей-вав-
ѓей - не
открыл им…» (Шемот, гл. 6, ст. 2-3).
Рамбан объясняет, что имя Эль Шаддай олицетворяет силу Всевышнего,
подчиняющую природу Его воле. Законы естественной природы не соотносятся с
человеческими заслугами, поэтому Всевышний заставил Природу излить ее щедрость
на праотцев. Они были сыты, когда остальное человечество голодало, они выходили
победителями из самых тяжелых сражений и были очень богаты. Другими словами, они
вели необычайно удачливую и успешную жизнь. Все благословения Торы такого рода
исходят из имени Всевышнего Эль Шаддай.
Четырехбуквенное Имя (йуд-ѓей-вав-
ѓей) -
олицетворение Источника всего живущего. Эта грань существования Создателя
становится видимой, когда нарушаются естественные законы природы. В такие
моменты - очевидно, что вселенная - это «энергетика» Небес.
Эта сторона «личности» Всевышнего и открылась в процессе Исхода из Египта.
Моше никогда не называл Всевышнего Именем Эль Шаддай, он, обращаясь к
народу, мог «оперировать» только четырехбуквенным Именем Творца (см. на сайте
обзор недельной главы Шемот, четвертый годовой цикл) .
Концепция
Исхода,
изложенная Рамбаном, ставит перед нами трудный вопрос: если Всевышний знает о
том, что происходит на земле, если Ему ведомы наши нужды и проблемы, и Он Сам,
«по своему усмотрению», заботится о своих созданиях - зачем нужны молитвы? Ведь
они способны лишь докучать Ему… тогда у нас возникает проблема с молитвой.
Если Всевышний контролирует все во вселенной, из этого следует, что наши
страдания, когда нам чего-то недостает и трудности, которые нам приходится
преодолевать, должны интерпретироваться как Его ответ на наши решения, которые
принимаются нами - существами, наделенными свободой выбора. Он, как портной,
подгоняющий одежду под фигуру заказчика, подбирает для нас ситуации, которые
максимально подходят к нашим характерам. То есть Всевышний ставит нас в такие
обстоятельства, которые помогают нам совершенствоваться. Так почему же мы просим
изменить условия нашего существования? Если он заботится о нас, делает для нас
все необходимое (понимая, в чем мы действительно нуждаемся - лучше, чем мы сами,
ведь лишь Ему доподлинно известны истинные цели элементов мироустройства), можем
ли мы надеяться, что Он «отреагирует» на наши молитвы?
Дело тут в том, что наши возможности проникновения в суть мироздания
ограничены. Мы обращаемся к Творцу на доступном человеческому пониманию уровне -
как будто бы и Он обладает человеческими качествами, человеческим характером и
испытывает похожие на наши эмоции. На этом и строится наш контакт с Ним .
Чтобы понять, насколько молитвы могут быть эффективными, проанализируем для
начала взаимоотношения между людьми - с эмоциональной точки зрения.
Мы реагируем на поступки людей в зависимости от того, как мы к ним относимся.
Допустим, к Реувену я испытываю дружеские чувства и негативно оцениваю
Эфраима. Если Реувен допускает какую-либо оплошность, я нахожу этому
«объективное» объяснение, считая, что всему виной - неблагоприятные
обстоятельства. Потому что уверен, что Реувен - хороший, достойный человек. Но
ту же оплошность я «не прощаю» Эфраиму. Она представляется мне проявлением
негативных черт его характера…
29.01.04
Сформулируем общее правило человеческих отношений. Оно звучит так: отношение
людей к конкретному человеку - зеркальное отражение его отношения к ним.
Этот «принцип взаимности» действует и во взаимоотношениях с Творцом.
Если я считаю, что Он имеет определенный характер и может испытывать эмоции,
я стараюсь придать отношениям с Ним эмоциональную окраску.
Если я посвящаю себя молитве и стремлюсь приблизиться к Творцу, то и Он
становится ближе ко мне. А если позиция Всевышнего по отношению ко мне меняется,
автоматически меняется и Его отношение к обстоятельствам моей жизни.
Теперь Он, вместо того, чтобы «преподать» мне полезный, но трудный урок,
возможно, оценит мою ситуацию под иным углом зрения. С «дружеских» позиций. Если
мои молитвы наполнены любовью к Нему, возможно, Он найдет более мягкий способ
исправить допущенные мной (или кем-то из моих предков) ошибки.
Однако вернемся к теме Исхода.
Исход, с позиций отношения к нам Всевышнего - гигантский шаг не только
вперед, но и ввысь.
Всевышний Сам определил Свои отношения с Авраамом - не персональные по
большому счету, но - отношения, построенные на исторической цели: чтобы Авраам
заповедал своим потомкам соблюдение законов Всевышнего и таким образом завершил
Его план Творения.
Читая Тору, мы видим, что Всевышний делится с Авраамом своими намерениями и
даже советуется с ним в вопросах, имеющих историческую важность. Так, например,
Творец «совещается» с ним по поводу решения разрушить Сдом.
В Торе сказано: «И Всевышний сказал: утаю ли Я от Авраама, что Я сделаю?
Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все
народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому
своему после себя соблюдать путь Всевышниего, творя добро и правосудие…» (Берешит,
гл. 18, ст. 17-19) .
Такие отношения, основанные на достижении исторических целей, когда каждая из
сторон берет на себя обязательства прилагать усилия для достижения общей цели -
противоположны персональным отношениям.
Но событие Исхода - это нечто большее. Совершая чудеса Исхода, Всевышний
продемонстрировал особое отношение к народу Израиля, не связанное с
историческими процессами и основанное только на Его любви к нам.
Смысл чудес, совершенных Всевышним во время Исхода, не в реализации данного
еще Аврааму обещания, не в осуществлении исторической цели - освобождение
еврейского народа из египетского рабства. Эти чудеса были посланием Всевышнего
еврейскому народу, свидетельством, что Он готов строить отношения с еврейским
народом не на основе взаимного интереса, но - на основе взаимной любви.
Это открывает перед нами возможность глубже понять высший смысл мицвот
(заповедей). Мы не должны относиться к ним исключительно как к средству
разрешения будущих проблем. Мицвот, безусловно, призваны выполнить свою
историческую функцию - установить власть Всевышнего на земле. Но этим их роль не
ограничивается.
Мицвот даны нам, как «инструмент» создания персональных отношений с
Творцом. Таких, которые впервые были установлены чудесами Исхода. Мицвот
- это, кроме всего прочего, способ проявить нашу любовь к Нему и ощутить Его
любовь к нам.
И если это верно для мицвот в целом, насколько же ярко такая идея
должна быть отражена в сущности тех заповедей, которые предписывают нам всегда
помнить об Исходе!
Ведь Исход положил начало особым отношениям с Всевышним - отношениям,
лишенным «практицизма», основанным на взаимной любви. Поэтому мицвот,
призванные увековечить память о событиях Исхода, постоянно обновляют это
чувство, концентрируя наше внимание на нем. Память об Исходе - мотор, который
приводит еврейскую жизнь в движение …
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|