Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА
ГЛАВА «Бо»
Место в Торе:
вторая книга Торы —
Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.
Почему глава так
называется
В первой фразе главы говорится: “Творец сказал
Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.
Обсуждение
главы Бо
1.
Не проглотить и не выплюнуть
Наша
недельная глава начинается словами, которые содержат повелением Всевышнего — «И
велел Всевышний Моше: иди к фараону, потому что Я ожесточил его сердце и сердца
его слуг» (Шемот, гл. 10, ст. 1).
И это, на
первый взгляд, довольно странное повеление.
Согласитесь,
что идти просить фараона о чем-то, когда Всевышний ожесточил его сердце —
выглядит это, по меньшей мере, неразумно. Напоминает ситуацию, когда некто
говорит своему приятелю: «Пойди, возьми ссуду в банке, я уже туда позвонил и
сказал, чтобы ссуду давали».
При таких
обстоятельствах, даже если Моше очень постарается — вряд ли будет какой-либо
толк.
Всевышний,
как очевидно, хочет, чтобы Моше оповестил фараона о том, что приключилось с его,
фараона, сердцем, говоря: «Я ожесточил твое сердце, и если ты до сих пор не
отпустил сынов Израиля, то только из-за этого».
Когда фараон
узнает об этом, ему придется отменить рабство и отпустить евреев на свободу, в
Эрец Исраэль.
Это — смелое
предположение, но — не лишенное оснований.
Почему фараон
до того времени не выполнил переданное через Моше требование Всевышнего
освободить сынов Израиля?
Потому что он
не видел в Моше посланника Творца и пророка, способного предвидеть будущее. Он
считал Моше — ловким колдуном, умеющим показывать забавные фокусы.
«Я даю ему
пустые обещания, которые не собираюсь исполнять, — размышлял фараон, — а Моше им
верит. Я обманываю его снова и снова, а он каждый раз, уступая мне — прекращает
очередную казнь и надеется, что после этого я со своей стороны, исполню то, что
обещал. Наивный глупец! Я вожу его за нос, а он это даже не понимает. И этот
человек возомнил себя пророком!?».
Так было до
сих пор. Моше предсказывал Египту и фараону очередную напасть, бедствие, которое
случалось точно в назначенный срок. Фараон просил прекратить, обещая евреям
свободу и разные поблажки.
Казнь в
Египте — прекращалась. Фараон ничего из обещанного не выполнял и был весьма
доволен, считая, что ловко провел простоватого волшебника.
Моше был
удовлетворен тем, что в точности исполнил повеление Всевышнего. Египтяне очумело
следили за этой игрой, наблюдая гибель своей страны. Сыны Израиля с нетерпением
ждали геулу (освобождение).
Теперь в
противостоянии Моше и фараона должен произойти решающий перелом. Потребовав в
очередной раз отпустить евреев, Моше предупредит фараона, что сердце его,
измученное Нилом, еще и ожесточено Всевышним. Если правитель Египта и на этот
раз решит проявить упорство и, вопреки своему обещанию, не отпустит сынов
Израиля — он подтвердит тем самым, что его сердце ожесточено. И значит,
предсказавший это Моше, не какой-то там волхв, а самый что ни на есть пророк
Всевышнего.
С другой
стороны, освободить евреев означает — признать свое поражение.
Фараон
оказался в ситуации цугцванга. Как бы он ни поступил — в любом случае будет в
проигрыше. Моше воткнул ему в горло кость, которую не проглотить и не выплюнуть.
на основе комментария
рава Моше-Иегошуа-Иегуда-Лейба Дискина (Маѓариль;
духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец
Исраэль, вторая половина 19-го века)
2.
Как узнать, кто хозяин
В Торе мы
читаем о знамениях, которыми Всевышний продемонстрировал египтянам свою
абсолютную власть над миром, «совершив чудеса в среде египтян» (Шемот,
гл. 10, ст.2).
Очевидные
чудеса, совершаемые Всевышним — укрепляют веру в то, что Он создал мир и
продолжает им управлять.
Проиллюстрируем это притчей.
У входа в дом
стоит человек со связкой ключей. У него самодовольный вид. Он то звенит ключами,
то надевает связку себе на кисть, словно это браслет, подбрасывает ее в воздух и
ловит другой рукой.
Глядя на
него, мы думаем, что дом принадлежит ему.
Но вот у
двери появляется другой человек. И тогда первый быстро прекращает игру. Слегка
суетясь, он подбирает нужный ключ, отпирает дверь, распахивает ее перед только
что подошедшим человеком и, услужливо кланяясь, пропускает его в дом.
Тот заходит
уверенным шагом, по-хозяйски оглядывает помещение. И куда бы он ни направился,
мужчина с ключами покорно следует за ним.
Мы, конечно
же, понимаем, кто здесь настоящий хозяин, а кто — ключник, слуга.
Господство
законов природы в мире кажется прочным и незыблемым. Но ситуация меняется, когда
Всевышний решает открыть Себя. Это его явление творению сопровождается
потрясением мировых устоев. Так, что ни у кого не остается и тени сомнения в
том, кто в этом «доме» истинный Хозяин.
Важно
отметить, что такое «хозяйствование» — всегда направлено на благо сынов Израиля
и идет им на пользу.
Вот и в нашей
недельной главе говорится, что Всевышний «ожесточил сердце фараона и сердца его
слуг» (Шемот, гл. 10, ст. 1). И благодаря этому — еврейские сердца
смягчились, сблизились друг с другом и приблизились к Творцу.
Когда Творец
разносил в пух и прах могущественную египетскую империю, Он изменил и
преобразовал многие законы природы, которыми доселе весьма успешно пользовались
египтяне. Формулы, описывающие эти законы, потеряли всякий смысл. Тогда на
первый план вышла одна единственная формула. Она и заменила собой неработающие.
Вот она:
«Разя и исцеляй» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 19, ст.22).
Разя египтян,
как разъясняется в книге Зогар, одновременно с этим — исцеляя
сынов Израиля.
Десять ударов
по Египту, десять египетских казней — помогли открыть Десять речений, которыми
был создан мир, и Десять заповедей были произнесены на Синае.
И еще,
написано в Танахе: «И все рога нечестивых срублю — поднимутся рога праведника» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 75, ст. 11).
То, что
нечестивые получили по рогам — стало условием и предпосылкой для возвышения
рога, символизирующего праведников и праведность.
Слово «керен»
мы перевели здесь, как «рог». Но у него есть еще и другое значение — «луч», луч
света.
Когда
египтяне, как написано в Торе — «Не видели друг друга, и не поднимался никто со
своего места три дня. Тогда у всех сынов Израиля был свет в их домах» (Шемот,
гл. 10, ст. 23).
на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — получил это
имя по названию написанной им книги «Хидушей а-Рим»; Польша, конец 18-го –
первая половина 19-го вв.)
3. О
чуде предупреждают заранее
Написано в
нашей недельной глава: «И велел Всевышний Моше: иди к фараону... И
чтобы ты рассказал своему сыну...
о знамениях, которые Я совершил в среде их» (Шемот, гл. 10, ст.
1-2).
Мы видим, что
Всевышний отправляет Моше к фараону — чтобы потом каждый еврей имел возможность
поведать своим детям о чудесах, которые произошли в Египте.
Но разве без
этого визита к египетскому правителю, о египетских казнях нельзя было бы
рассказывать?
Чтобы
ответить на этот вопрос, нам прежде придется разобраться в другом вопросе.
Сара родила
сына Ицхака в девяностолетнем возрасте. В Торе это преподносится как нечто
небывалое, как чудо. И мы читаем: «Кто сказал бы Аврааму: Сара стала кормить
детей!? Ведь в старости родила я сына» (Берешит, гл. 21, ст. 7).
Вместе с тем,
о рождении героя Исхода, о рождении Моше, в Торе говорится как бы мимоходом —
будто бы и не было в этом никакого чуда. А ведь Йохевед в момент рождения Моше
была старше Сары. Ей тогда исполнилось 130 лет. Об этом пишет в своем
комментарии к соответствующему отрывку (Шемот, гл. 2, ст. 1)
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век).
Отчего же
такая разница в восприятии рождения Ицхака и рождения Моше?
Дело в том,
что чудо считается таковым, если о нем малах (в условном переводе —
«ангел») или пророк Всевышнего предупредил заранее.
Итак, мало
того, чтобы событие само по себе было чудесным, нужно еще, чтобы сам Всевышний
известил о нем через одного из своих посланников. В этом случае можно сказать,
что видна рука Творца. Если же, что-то сверхъестественное происходит неожиданно,
без предупреждения — это всегда можно списать на случай, объяснить стечением
обстоятельств и т.п.
В недельной
главе Ваера рассказывается, как Авраама посетили гости. И мы
знаем, что это были малахим (мн. ч. от слова малах), посланники
Всевышнего. Один из них сказал Аврааму: «Вернусь я к тебе ровно через год, а у
жены твоей, Сары, будет сын» (Берешит, гл. 18, ст. 10).
Так и
произошло. Как написано: «И вспомнил Всевышний о Саре, как и обещал... Зачала
Сара и родила Аврааму сына» (Берешит, гл. 21, ст. 1-2).
Таким
образом, рождение Ицхака по праву считается чудом.
Йохевед же
никто не предсказывал, что у нее родится Моше. Поэтому его рождение описано не
столь восторженно. Об этом читаем: «И зачала эта женщина и родила сына» (Шемот,
гл. 2, ст. 2).
Теперь нам
понятно, насколько важны повеления Всевышнего, требующего каждый раз
предупреждать фараона о приближении очередной казни. Визиты Моше к фараону
придавали египетским казням статус чудес. И это позволило рассказывать о них
потомкам, как о великих чудесах, совершенных Творцом.
Никто теперь
не может скептически хмыкнуть и назвать их странным стечением обстоятельств,
которое привело к катастрофическим последствиям. Или — объяснить «капризами
природы». Это — явные чудеса, явленные миру самим Творцом после предупреждения о
них.
на основе комментария Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
4.
Фараон
в Гаагском суде
Всевышний
обвиняет фараона через Моше и Аарона. Как сказано: «И пришли Моше и Аарон к
фараону и сказали ему: Так Всевышний велел говорить: До каких пор ты будешь
отказываться смириться предо Мною?» (Шемот, гл. 10, ст. 3).
Если бы
египетский правитель дожил до наших дней и предстал перед международным гаагским
судом, какие обвинения ему там были бы предъявлены?
Его обвинили
бы в геноциде целого народа, в издевательстве над политическими заключенными, в
нарушении гражданских свобод, в массовых убийствах детей...
Какие же
обвинения предъявил ему Всевышний?
В Торе об
этом сказано: «До каких пор ты будешь отказываться смириться предо Мною?». Отказ
фараона смириться перед Творцом стал источником тяжелейших преступлений и
злодеяний. Единожды пойдя на поводу у гордыни, легитимный правитель передовой
страны — превратился в опаснейшего преступника мирового масштаба, величайшего
злодея всех времен и народов.
Важно понять,
что вопрос Всевышнего — «До каких пор ты будешь отказываться смириться предо
Мною?» — относится не только к фараону. Он адресован каждому человеку, и в наше
время — тоже.
Отказ
смириться — отправная точка всех прегрешений. Гордыня не позволяет человеку
подчинить свое сердце Творцу. И он движется, ведомый своими страстями и
вожделениями, от ошибки к ошибке, от нарушения к нарушению. Часто — под градом
бед и напастей.
И невдомек
ему, что исходят они (эти беды) — от Всевышнего. Творец посылает испытания,
чтобы вернуть человека на правильный путь.
Заканчивается
месяц Хешван, а вслед за ним — и Кислев. И вот уже наступил
Тевет, но дождя все нет и нет.
О чем
сокрушается в этой ситуации человек, о чем сожалеет?
Об обмелении
озера Кинерет, пересечении красной черты, о новых налогах, о засухе и, как
следствие — неурожае, о связанном с этим росте цен, когда прежде чем отправиться
за покупками на рынок нужно взять ссуду.
И разве
сложно понять, что все это — лишь следствие. О чем прямо написано в Торе: «И
возгорится гнев Всевышнего на вас и замкнет Он небеса» (Дварим,
гл. 11, ст. 17).
Творец все
время общается с нами. Он посылает нам намеки, иногда — тонкие, порой —
прозрачные.
На каждого из
нас заведено «личное дело», со списком того, что нужно исправить. И каждому
нужно ответить на вопрос — «когда, наконец, смиришься?».
Тот, кто не
желает держать ответ, кто не подчиняет сердце свое Творцу — на того продолжают
сыпаться удары, которые становятся все сильней и сильней, пока не вырастут до
масштабов казней египетских.
Кто-то может
спросить: что вы вообще хотите от фараона? Сказано же, что Всевышний ожесточил
его сердце. Так как же он мог с ожесточенным сердцем вдруг стать смирным и
покорным ягненком?
С этим,
пожалуй, можно согласиться. Стать смиренным фараон, вероятно, не мог. Но у него
должно было бы возникнуть хотя бы такое желание.
Это, кстати
сказать, относится ко всем и к каждому.
Допустим,
человек знает, что у него есть некая негативная черта, отделаться от которой он
пока не в силах. Но ведь он может захотеть исправиться. И если он будет
культивировать в себе такое намерение — Всевышний даст ему силы и возможности
победить. Ведь сказано в книге Зогар (гл. Эмор, п.
129): «Открой Мне вход размером с игольное ушко — и Я открою для тебя высшие
врата».
на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
и
рава Аарона Лейба Штеймана
(Израиль, наше время)
5.
Логическое
мышление Моше
Всевышний
велит Моше идти к фараону. Как сказано: «Иди к фараону, потому что Я ожесточил
его сердце и сердца его слуг» (Шемот, гл. 10, ст. 6).
Моше выполнил
это повеление Творца. Придя к фараону, он потребовал отпустить свой народ и
пригрозил, что в случае отказа — наведет на Египет очередную казнь. На этот раз
— в виде саранчи, которая с удовольствием доест все, что уцелело в полях после
наказания градом (Шемот, гл. 10, ст. 3-4).
События
развиваются, казалось бы, по одному и тому же сценарию. Сначала — предупреждение
Моше о грядущем наказании, которое фараон по своему обыкновению игнорирует.
Затем, когда угроза Моше воплощается на практике — фараон дает пустое обещание
и, как водится, его не выполняет. И все начинается заново — по кругу. Новое
требование, которое фараон игнорирует, новая казнь и т.д.
Только на
этот раз появляется некое отличие.
Всевышний
отправляет Моше к фараону, но нигде не сказано, что Он велит предупредить того о
наказании саранчой. Творец саранчу вообще не упоминает.
Откуда же это
взялось? Неужели Моше решился на отсебятину?
И еще. Раньше
Всевышний ограничивался ожесточением только одного сердца, и это было сердце
правителя Египта. Но теперь, в казнях градом и саранчой, ожесточению подверглись
и сердца его слуг.
С чем это
связано?
Дело в том,
что прошлые наказания в равной степени действовали и на рядовых египтян и на
царя. Вода превращалась в кровь и в плошке бедняка и в царском кубке. Лягушки
квакали не только в хижине крестьянина, но и в фараоновом дворце. И т.п.
Град и
саранча должны были уничтожить урожай, и стране грозил голод. А в этом как раз
правитель Египта и его слуги — не были равны. Фараону, в отличие от его
подданных, голод не был страшен — у него были запасы, и ему не пришлось
голодать.
Поэтому во
время казни градом, которая вылилась в наказание неурожаем и голодом,
понадобилось ожесточить не только сердце фараона, но и его слуг.
Впрочем, град
побил лен и ячмень, но пшеница и полба особо не пострадали, поскольку созревают
позднее (Шемот, гл. 9, ст. 31-32).
Видя, что
хотя град и нанес значительный ущерб, но все же голод не был тотальным —
египтяне укрепились в своем нежелании отпустить евреев.
Когда после
этого Всевышний объявил, что Он снова ожесточил не только сердце фараона, но и
его слуг, Моше понял, что результатом следующей казни тоже будет неурожай и
голод. Уже созревший урожай может погибнуть по двум причинам: либо из-за града,
либо из-за нашествия саранчи, поедающей все растения подряд.
Град уже был.
А мы знаем, что ни одна казнь в Египте не повторялась дважды. Значит — пришел
черед саранчи.
И вот, Моше
идет к фараону и предупреждает его о саранче. Присутствовавшие при этом
придворные осознали, что на сей раз никаких поблажек в виде пшеницы и полбы — не
будет.
И
тогда, как написано, сказали они: «До каких пор будет этот (имеется в виду Моше)
для нас преткновением?» (Шемот, гл. 10, ст. 7).
Наказание
саранчой — опасность для них. Но — не для фараона. У царя Египта есть запасы.
Ему и на этот раз голод не страшен…
на основе комментария рава Эфраима-Шломо Лунчица( составитель одного из наиболее
известных комментариев к Торе под названием Кли Якар — «Драгоценный сосуд»;
Польша, вторая половина 16-го — начало 17-го вв.)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Бо»
Место в Торе:
вторая книга Торы —
Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.
Почему глава так
называется
В первой фразе главы говорится: “Творец сказал
Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.
Обсуждение
главы Бо
1.
Не проглотить и не выплюнуть
Наша
недельная глава начинается словами, которые содержат повелением Всевышнего — «И
велел Всевышний Моше: иди к фараону, потому что Я ожесточил его сердце и сердца
его слуг» (Шемот, гл. 10, ст. 1).
И это, на
первый взгляд, довольно странное повеление.
Согласитесь,
что идти просить фараона о чем-то, когда Всевышний ожесточил его сердце —
выглядит это, по меньшей мере, неразумно. Напоминает ситуацию, когда некто
говорит своему приятелю: «Пойди, возьми ссуду в банке, я уже туда позвонил и
сказал, чтобы ссуду давали».
При таких
обстоятельствах, даже если Моше очень постарается — вряд ли будет какой-либо
толк.
Всевышний,
как очевидно, хочет, чтобы Моше оповестил фараона о том, что приключилось с его,
фараона, сердцем, говоря: «Я ожесточил твое сердце, и если ты до сих пор не
отпустил сынов Израиля, то только из-за этого».
Когда фараон
узнает об этом, ему придется отменить рабство и отпустить евреев на свободу, в
Эрец Исраэль.
Это — смелое
предположение, но — не лишенное оснований.
Почему фараон
до того времени не выполнил переданное через Моше требование Всевышнего
освободить сынов Израиля?
Потому что он
не видел в Моше посланника Творца и пророка, способного предвидеть будущее. Он
считал Моше — ловким колдуном, умеющим показывать забавные фокусы.
«Я даю ему
пустые обещания, которые не собираюсь исполнять, — размышлял фараон, — а Моше им
верит. Я обманываю его снова и снова, а он каждый раз, уступая мне — прекращает
очередную казнь и надеется, что после этого я со своей стороны, исполню то, что
обещал. Наивный глупец! Я вожу его за нос, а он это даже не понимает. И этот
человек возомнил себя пророком!?».
Так было до
сих пор. Моше предсказывал Египту и фараону очередную напасть, бедствие, которое
случалось точно в назначенный срок. Фараон просил прекратить, обещая евреям
свободу и разные поблажки.
Казнь в
Египте — прекращалась. Фараон ничего из обещанного не выполнял и был весьма
доволен, считая, что ловко провел простоватого волшебника.
Моше был
удовлетворен тем, что в точности исполнил повеление Всевышнего. Египтяне очумело
следили за этой игрой, наблюдая гибель своей страны. Сыны Израиля с нетерпением
ждали геулу (освобождение).
Теперь в
противостоянии Моше и фараона должен произойти решающий перелом. Потребовав в
очередной раз отпустить евреев, Моше предупредит фараона, что сердце его,
измученное Нилом, еще и ожесточено Всевышним. Если правитель Египта и на этот
раз решит проявить упорство и, вопреки своему обещанию, не отпустит сынов
Израиля — он подтвердит тем самым, что его сердце ожесточено. И значит,
предсказавший это Моше, не какой-то там волхв, а самый что ни на есть пророк
Всевышнего.
С другой
стороны, освободить евреев означает — признать свое поражение.
Фараон
оказался в ситуации цугцванга. Как бы он ни поступил — в любом случае будет в
проигрыше. Моше воткнул ему в горло кость, которую не проглотить и не выплюнуть.
на основе комментария
рава Моше-Иегошуа-Иегуда-Лейба Дискина (Маѓариль;
духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец
Исраэль, вторая половина 19-го века)
2.
Как узнать, кто хозяин
В Торе мы
читаем о знамениях, которыми Всевышний продемонстрировал египтянам свою
абсолютную власть над миром, «совершив чудеса в среде египтян» (Шемот,
гл. 10, ст.2).
Очевидные
чудеса, совершаемые Всевышним — укрепляют веру в то, что Он создал мир и
продолжает им управлять.
Проиллюстрируем это притчей.
У входа в дом
стоит человек со связкой ключей. У него самодовольный вид. Он то звенит ключами,
то надевает связку себе на кисть, словно это браслет, подбрасывает ее в воздух и
ловит другой рукой.
Глядя на
него, мы думаем, что дом принадлежит ему.
Но вот у
двери появляется другой человек. И тогда первый быстро прекращает игру. Слегка
суетясь, он подбирает нужный ключ, отпирает дверь, распахивает ее перед только
что подошедшим человеком и, услужливо кланяясь, пропускает его в дом.
Тот заходит
уверенным шагом, по-хозяйски оглядывает помещение. И куда бы он ни направился,
мужчина с ключами покорно следует за ним.
Мы, конечно
же, понимаем, кто здесь настоящий хозяин, а кто — ключник, слуга.
Господство
законов природы в мире кажется прочным и незыблемым. Но ситуация меняется, когда
Всевышний решает открыть Себя. Это его явление творению сопровождается
потрясением мировых устоев. Так, что ни у кого не остается и тени сомнения в
том, кто в этом «доме» истинный Хозяин.
Важно
отметить, что такое «хозяйствование» — всегда направлено на благо сынов Израиля
и идет им на пользу.
Вот и в нашей
недельной главе говорится, что Всевышний «ожесточил сердце фараона и сердца его
слуг» (Шемот, гл. 10, ст. 1). И благодаря этому — еврейские сердца
смягчились, сблизились друг с другом и приблизились к Творцу.
Когда Творец
разносил в пух и прах могущественную египетскую империю, Он изменил и
преобразовал многие законы природы, которыми доселе весьма успешно пользовались
египтяне. Формулы, описывающие эти законы, потеряли всякий смысл. Тогда на
первый план вышла одна единственная формула. Она и заменила собой неработающие.
Вот она:
«Разя и исцеляй» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 19, ст.22).
Разя египтян,
как разъясняется в книге Зогар, одновременно с этим — исцеляя
сынов Израиля.
Десять ударов
по Египту, десять египетских казней — помогли открыть Десять речений, которыми
был создан мир, и Десять заповедей были произнесены на Синае.
И еще,
написано в Танахе: «И все рога нечестивых срублю — поднимутся рога праведника» (Теилим
— Псалмы царя Давида, гл. 75, ст. 11).
То, что
нечестивые получили по рогам — стало условием и предпосылкой для возвышения
рога, символизирующего праведников и праведность.
Слово «керен»
мы перевели здесь, как «рог». Но у него есть еще и другое значение — «луч», луч
света.
Когда
египтяне, как написано в Торе — «Не видели друг друга, и не поднимался никто со
своего места три дня. Тогда у всех сынов Израиля был свет в их домах» (Шемот,
гл. 10, ст. 23).
на основе комментария раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — получил это
имя по названию написанной им книги «Хидушей а-Рим»; Польша, конец 18-го –
первая половина 19-го вв.)
3. О
чуде предупреждают заранее
Написано в
нашей недельной глава: «И велел Всевышний Моше: иди к фараону... И
чтобы ты рассказал своему сыну...
о знамениях, которые Я совершил в среде их» (Шемот, гл. 10, ст.
1-2).
Мы видим, что
Всевышний отправляет Моше к фараону — чтобы потом каждый еврей имел возможность
поведать своим детям о чудесах, которые произошли в Египте.
Но разве без
этого визита к египетскому правителю, о египетских казнях нельзя было бы
рассказывать?
Чтобы
ответить на этот вопрос, нам прежде придется разобраться в другом вопросе.
Сара родила
сына Ицхака в девяностолетнем возрасте. В Торе это преподносится как нечто
небывалое, как чудо. И мы читаем: «Кто сказал бы Аврааму: Сара стала кормить
детей!? Ведь в старости родила я сына» (Берешит, гл. 21, ст. 7).
Вместе с тем,
о рождении героя Исхода, о рождении Моше, в Торе говорится как бы мимоходом —
будто бы и не было в этом никакого чуда. А ведь Йохевед в момент рождения Моше
была старше Сары. Ей тогда исполнилось 130 лет. Об этом пишет в своем
комментарии к соответствующему отрывку (Шемот, гл. 2, ст. 1)
Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция,
11-й век).
Отчего же
такая разница в восприятии рождения Ицхака и рождения Моше?
Дело в том,
что чудо считается таковым, если о нем малах (в условном переводе —
«ангел») или пророк Всевышнего предупредил заранее.
Итак, мало
того, чтобы событие само по себе было чудесным, нужно еще, чтобы сам Всевышний
известил о нем через одного из своих посланников. В этом случае можно сказать,
что видна рука Творца. Если же, что-то сверхъестественное происходит неожиданно,
без предупреждения — это всегда можно списать на случай, объяснить стечением
обстоятельств и т.п.
В недельной
главе Ваера рассказывается, как Авраама посетили гости. И мы
знаем, что это были малахим (мн. ч. от слова малах), посланники
Всевышнего. Один из них сказал Аврааму: «Вернусь я к тебе ровно через год, а у
жены твоей, Сары, будет сын» (Берешит, гл. 18, ст. 10).
Так и
произошло. Как написано: «И вспомнил Всевышний о Саре, как и обещал... Зачала
Сара и родила Аврааму сына» (Берешит, гл. 21, ст. 1-2).
Таким
образом, рождение Ицхака по праву считается чудом.
Йохевед же
никто не предсказывал, что у нее родится Моше. Поэтому его рождение описано не
столь восторженно. Об этом читаем: «И зачала эта женщина и родила сына» (Шемот,
гл. 2, ст. 2).
Теперь нам
понятно, насколько важны повеления Всевышнего, требующего каждый раз
предупреждать фараона о приближении очередной казни. Визиты Моше к фараону
придавали египетским казням статус чудес. И это позволило рассказывать о них
потомкам, как о великих чудесах, совершенных Творцом.
Никто теперь
не может скептически хмыкнуть и назвать их странным стечением обстоятельств,
которое привело к катастрофическим последствиям. Или — объяснить «капризами
природы». Это — явные чудеса, явленные миру самим Творцом после предупреждения о
них.
на основе комментария Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда;
Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)
4.
Фараон
в Гаагском суде
Всевышний
обвиняет фараона через Моше и Аарона. Как сказано: «И пришли Моше и Аарон к
фараону и сказали ему: Так Всевышний велел говорить: До каких пор ты будешь
отказываться смириться предо Мною?» (Шемот, гл. 10, ст. 3).
Если бы
египетский правитель дожил до наших дней и предстал перед международным гаагским
судом, какие обвинения ему там были бы предъявлены?
Его обвинили
бы в геноциде целого народа, в издевательстве над политическими заключенными, в
нарушении гражданских свобод, в массовых убийствах детей...
Какие же
обвинения предъявил ему Всевышний?
В Торе об
этом сказано: «До каких пор ты будешь отказываться смириться предо Мною?». Отказ
фараона смириться перед Творцом стал источником тяжелейших преступлений и
злодеяний. Единожды пойдя на поводу у гордыни, легитимный правитель передовой
страны — превратился в опаснейшего преступника мирового масштаба, величайшего
злодея всех времен и народов.
Важно понять,
что вопрос Всевышнего — «До каких пор ты будешь отказываться смириться предо
Мною?» — относится не только к фараону. Он адресован каждому человеку, и в наше
время — тоже.
Отказ
смириться — отправная точка всех прегрешений. Гордыня не позволяет человеку
подчинить свое сердце Творцу. И он движется, ведомый своими страстями и
вожделениями, от ошибки к ошибке, от нарушения к нарушению. Часто — под градом
бед и напастей.
И невдомек
ему, что исходят они (эти беды) — от Всевышнего. Творец посылает испытания,
чтобы вернуть человека на правильный путь.
Заканчивается
месяц Хешван, а вслед за ним — и Кислев. И вот уже наступил
Тевет, но дождя все нет и нет.
О чем
сокрушается в этой ситуации человек, о чем сожалеет?
Об обмелении
озера Кинерет, пересечении красной черты, о новых налогах, о засухе и, как
следствие — неурожае, о связанном с этим росте цен, когда прежде чем отправиться
за покупками на рынок нужно взять ссуду.
И разве
сложно понять, что все это — лишь следствие. О чем прямо написано в Торе: «И
возгорится гнев Всевышнего на вас и замкнет Он небеса» (Дварим,
гл. 11, ст. 17).
Творец все
время общается с нами. Он посылает нам намеки, иногда — тонкие, порой —
прозрачные.
На каждого из
нас заведено «личное дело», со списком того, что нужно исправить. И каждому
нужно ответить на вопрос — «когда, наконец, смиришься?».
Тот, кто не
желает держать ответ, кто не подчиняет сердце свое Творцу — на того продолжают
сыпаться удары, которые становятся все сильней и сильней, пока не вырастут до
масштабов казней египетских.
Кто-то может
спросить: что вы вообще хотите от фараона? Сказано же, что Всевышний ожесточил
его сердце. Так как же он мог с ожесточенным сердцем вдруг стать смирным и
покорным ягненком?
С этим,
пожалуй, можно согласиться. Стать смиренным фараон, вероятно, не мог. Но у него
должно было бы возникнуть хотя бы такое желание.
Это, кстати
сказать, относится ко всем и к каждому.
Допустим,
человек знает, что у него есть некая негативная черта, отделаться от которой он
пока не в силах. Но ведь он может захотеть исправиться. И если он будет
культивировать в себе такое намерение — Всевышний даст ему силы и возможности
победить. Ведь сказано в книге Зогар (гл. Эмор, п.
129): «Открой Мне вход размером с игольное ушко — и Я открою для тебя высшие
врата».
на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера
(Гурский Ребе — Сфат Эмет, Польша, 19 в.)
и
рава Аарона Лейба Штеймана
(Израиль, наше время)
5.
Логическое
мышление Моше
Всевышний
велит Моше идти к фараону. Как сказано: «Иди к фараону, потому что Я ожесточил
его сердце и сердца его слуг» (Шемот, гл. 10, ст. 6).
Моше выполнил
это повеление Творца. Придя к фараону, он потребовал отпустить свой народ и
пригрозил, что в случае отказа — наведет на Египет очередную казнь. На этот раз
— в виде саранчи, которая с удовольствием доест все, что уцелело в полях после
наказания градом (Шемот, гл. 10, ст. 3-4).
События
развиваются, казалось бы, по одному и тому же сценарию. Сначала — предупреждение
Моше о грядущем наказании, которое фараон по своему обыкновению игнорирует.
Затем, когда угроза Моше воплощается на практике — фараон дает пустое обещание
и, как водится, его не выполняет. И все начинается заново — по кругу. Новое
требование, которое фараон игнорирует, новая казнь и т.д.
Только на
этот раз появляется некое отличие.
Всевышний
отправляет Моше к фараону, но нигде не сказано, что Он велит предупредить того о
наказании саранчой. Творец саранчу вообще не упоминает.
Откуда же это
взялось? Неужели Моше решился на отсебятину?
И еще. Раньше
Всевышний ограничивался ожесточением только одного сердца, и это было сердце
правителя Египта. Но теперь, в казнях градом и саранчой, ожесточению подверглись
и сердца его слуг.
С чем это
связано?
Дело в том,
что прошлые наказания в равной степени действовали и на рядовых египтян и на
царя. Вода превращалась в кровь и в плошке бедняка и в царском кубке. Лягушки
квакали не только в хижине крестьянина, но и в фараоновом дворце. И т.п.
Град и
саранча должны были уничтожить урожай, и стране грозил голод. А в этом как раз
правитель Египта и его слуги — не были равны. Фараону, в отличие от его
подданных, голод не был страшен — у него были запасы, и ему не пришлось
голодать.
Поэтому во
время казни градом, которая вылилась в наказание неурожаем и голодом,
понадобилось ожесточить не только сердце фараона, но и его слуг.
Впрочем, град
побил лен и ячмень, но пшеница и полба особо не пострадали, поскольку созревают
позднее (Шемот, гл. 9, ст. 31-32).
Видя, что
хотя град и нанес значительный ущерб, но все же голод не был тотальным —
египтяне укрепились в своем нежелании отпустить евреев.
Когда после
этого Всевышний объявил, что Он снова ожесточил не только сердце фараона, но и
его слуг, Моше понял, что результатом следующей казни тоже будет неурожай и
голод. Уже созревший урожай может погибнуть по двум причинам: либо из-за града,
либо из-за нашествия саранчи, поедающей все растения подряд.
Град уже был.
А мы знаем, что ни одна казнь в Египте не повторялась дважды. Значит — пришел
черед саранчи.
И вот, Моше
идет к фараону и предупреждает его о саранче. Присутствовавшие при этом
придворные осознали, что на сей раз никаких поблажек в виде пшеницы и полбы — не
будет.
И
тогда, как написано, сказали они: «До каких пор будет этот (имеется в виду Моше)
для нас преткновением?» (Шемот, гл. 10, ст. 7).
Наказание
саранчой — опасность для них. Но — не для фараона. У царя Египта есть запасы.
Ему и на этот раз голод не страшен…
на основе комментария рава Эфраима-Шломо Лунчица( составитель одного из наиболее
известных комментариев к Торе под названием Кли Якар — «Драгоценный сосуд»;
Польша, вторая половина 16-го — начало 17-го вв.)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|