Драматично завершившийся процесс формирования коалиции после прошедших в Израиле 9 апреля сего года выборов, потрясший страну —безусловно, требует всестороннего осмысления.
Роль лидера «правой светской» партии «Наш Дом —Израиль» Авигдора Либермана, несомненного архитектора беспрецедентного в истории Израиля парламентского коллапса —подробно и с разных точек зрения освещается сегодня на всех медийных и социальных интернет-площадях.
Между тем, крайне мало внимания уделяется системным причинам кризиса. Нигде, как правило, не говорят, что НДИ недвусмысленно представляет силы в израильском правом лагере, которые не готовы смириться с тем, что Израиль движется к ситуации, которую в НДИ называют «государством
Галахи» (Галаха — свод традиционных еврейских законов).
Да, Израиль, с помощью Всевышнего, действительно движется в этом направлении. Ибо для этого, и только ради этого, Творец создал его и возродил. Даже если на каком-то этапе Всевышний реализовывал это руками «светских сионистов».
Дело, разумеется — не в Либермане. Точнее — не только в Либермане. Но — в том, что в Израиле живут тысячи и тысячи светских правых евреев. И — тысячи волею судеб попавших в нашу страну неевреев. Тем и другим в Израиле «нравится все, кроме религии». И те и другие — не готовы принять и осознать факт, что они живут в уникальной, не имеющей аналога стране, совершающей путь к Третьему храму, поистине космического значения. Причем, мы, скорее всего — на завершающем этапе этого пути.
Накопившаяся в народе Израиля духовная энергия, определенная зрелость израильского общества, достигнутая тяжелой ценой проб и ошибок — не позволяет и впредь двигаться той же дорогой, когда два противоположных пути развития страны, особо не сталкиваясь, сосуществуют как бы в двух параллельных реальностях.
Видимо, пришло время, когда Израиль должен ясно и однозначно ответить на вопрос, что он выбирает: путь Всевышнего и Его Торы (даже если те, кто отвечает на этот вопрос, на личном уровне по разным причинам пока далеки от соблюдения заповедей) или — дорогу, по которой идут другие, обычные развитые демократические страны. То есть дорогу, на которой главная задача — «быть, как все». Когда Торе отводится роль некоего культурного рудимента, а отношение евреев с Всевышним — исключительно личное дело, не оказывающее никакого влияния на повседневную жизнь государства и страны.
Политическое выражение духовного процесса нарастающего противостояния двух этих путей, мы и наблюдаем сегодня. И каждая из противоборствующих сторон способна блокировать создание правительства. Религиозный лагерь, включающий в себя до 22 мандатов, в том числе, религиозных сионистов — с одной стороны, и антирелигиозный фронт НДИ с плавающим потенциалом от 5 до 10 мандатов — с другой.
Между этими силами — остальная масса, в основном причисляющая себя к правому лагерю.
Этой массе и предстоит сделать окончательный выбор между двумя полюсами. В результате чего страна направится в ту или иную сторону.
Этот конфликт давно назрел. То, что нарыв прорвался именно сейчас, конечно же — интересно, но не принципиально. На данном этапе ни одна из сторон не сумеет одержать победу без «помощи зрителей в зале» — большинства правых граждан Израиля, не голосующих за религиозные партии и за НДИ.
Выходом из этого кризиса в исторически правильном направлении, станет, на мой взгляд, принятие Кнессетом Закона о приоритете изучения Торы, приравнивающего серьезное изучение Торы к службе в армии. Этот закон раз и навсегда поставит точку в спорах о призыве, и о том, кто выполняет или не выполняет свой гражданский долг.
Но до принятия этого закона Израилю, полагаю, еще придется помучиться...
Если же Израиль сделает выбор в пользу «обычного демократического государства» с еврейским «фольклором», он (об этом следует сказать со всей определенностью), — немедленно станет «историческим мусором». В соответствии с принципом: мусор — это хорошее и полезное «вещество». В ненужном месте, в ненужное время и в ненужном количестве.
На Святой Земле Всевышнему не требуется обычное светское демократическое государство, напоминающее США или Швейцарию. Для этого у Него есть остальная территория планеты.
Ему требуется (в перспективе) — «царство священников и народ, состоящий из духовно возвышенных людей». Ему нужна страна-светоч, всему миру несущая Свет Его Мудрости. Страна, народ которой, народ Израиля, осуществляет приношения в Храме за себя и за все прогрессивное человечество.
Все остальное, все то, что не служит этой цели, что ставит перед собой прямо противоположную цель — ничтожный мусор на этой Земле.И этот мусор (если таковым станет выбор избранного совершенно не для этого народа) — будет сметен с лица Святой Земли!
Могу даже назвать способы, которыми это, будет сделано. Но — не хочу (они, способы, кстати сказать, довольно подробно описаны в Торе, в недельной главе
Бехукотай).
Светский Израиль, сам того не понимая (но, не желая себе в этом признаться — интуитивно чувствуя и догадываясь), до настоящего момента во многом был обязан своим относительно благополучным существованием именно тому, что более или менее охотно соглашался на «статус-кво», предусматривающий возможность изучающим Тору —изучать ее, почти ни на что не отвлекаясь.
Таким образом, далекие от Торы светские граждане невольно брали на себя роль колена Звулуна, представители которого работали — занимались торговлей и т.п., материально обеспечивая не только себя, но и колено Иссахара, которое изучало Мудрость Всевышнего.
Иначе говоря, заслуга в изучении Торы косвенно (а может, и непосредственно — как знать?) распространялась и на них.
Наши Учителя говорят, что у кормильцев заслуга в изучении Торы — даже большая (!).
Для того, чтобы эта схема перестала действовать в наше сложное время, нужно было лишь одно: «колену Звулуна» — внутренне отказаться от продолжения этого негласного «общественного договора», громко и отчетливо ставя вопрос о прекращении подобной практики.
Данная схема “духовно-материального товарообмена” — не может осуществляться насильно, без согласия (пусть и пассивного) сторон, одна из которых не вполне осознает, насколько жизненно важен для нее этот симбиоз.
Для того, чтобы разорвать эту тонкую связь светских (и, позволю себе использовать словесный каламбур — советских) евреев с Торой, которая, как говорится в надежных источниках — «древо жизни для тех. кто держится за нее» — должен был появиться г-н Либерман с его НДИ, и объяснить светским гражданам, как религиозные их обманывают, обирают и эксплуатируют. Да еще и— тащат к государству
Галахи.
Если светские израильские евреи «купят» эту идею — живительному альянсу светских и религиозных евреев в Израиле придет конец. О том, что это означает для Израиля — не хочу даже и говорить.
Впрочем, возможно — и я надеюсь на это — старая схема пошла на слом именно потому, что еврейская страна, в смысле Торы и еврейства — дозрела до чего-то большего.
Что это за «большее», в чем оно состоит — не знаю. Я не пророк.
Возможно, подразумевается, например, что светские евреи станут поддерживать еврейство Торы — осознано и с радостью. Как делали это когда-то представители колена Звулуна.
Духовная ценность такого формата взаимоотношения «светских» евреев с религиозными — гораздо выше нынешнего. Однако для того, чтобы подняться на такой уровень, светские евреи должны осознанно и свободно ответить себе на вопрос: хотят ли они этого? Будет ли их альянс с еврейством Торы их сознательным выбором?
Именно для этого, возможно, именно сейчас и появился на сцене «галаховержец» А. Либерман. Спасибо ему за это! За то, что выдвинул и предельно обострил этот коренной для нас всех вопрос. Он, как говорится — часть той силы...