В Америке обожают собак. Целая армия специалистов разного профиля трудится
над тем, чтобы владельцы четвероногих друзей могли обеспечить самые
разнообразные потребности своих питомцев. Тут вам и салоны красоты с
парикмахерами; и специализированные отделы в зоомагазинах, в широком
ассортименте торгующие собачьей одеждой на любое время года - от вязаных зимних
свитеров и стеганых пальтишек до плащей из непромокаемой ткани; и фабрики по
производству собачьей еды, сотрудники которых заботятся о том, чтобы пища для
животных была вкусной, питательной и привлекательной на вид - дизайнерские
группы постоянно работают над созданием новых и новых форм собачьих бисквитов...
Казалось бы, все предусмотрено. Но нет, пределов человеческая фантазия не
имеет. В последнее время американские собаки совершили «прыжок вверх по
эволюционной лестнице».
Зачем псу или кошке останавливаться на скромном положении «члена семьи», если
можно подняться в «в семейной иерархии» до представителя рода? И помогает им в
этом сравнительно недавнее изобретение - празднование барк-мицвы, знаменующее
некий «поворотный» (непонятно с чем связанный) этап в жизни собаки. Барк-мицвы в
Соединенных Штатах принято справлять дома, в зоомагазинах, а иногда даже - в
синагогах.
Родоначальником новой традиции стал Ларри Рот - совладелец салона «Догги Ду и
Пусси Кэт» (для кошек и собак), расположенного в районе Муррей Хилл в
Манхеттене. Он - не только автор идеи, но - и большой энтузиаст в ее
повсеместном распространении. А потому по праву считается признанным
специалистом в этой сфере собачьего сервиса. Да и опыта Роту не занимать -
только в своем салоне он организовал и успешно провел тридцать барк-мицв.
Впрочем, сам Ларри Рот не придает ритуалу особого значения.
- Для многих это - лишь дополнительный повод устроить вечеринку, - говорит
он.
Церемония барк-мицвы соединяет в себе немудреные собачьи (и людские, конечно
же) радости с обязательными отличительными признаками «принадлежности»...
- В нашем салоне, рассказывает Ларри Рот, - виновника торжества обычно
потчуют украшенным белой и голубой глазурью (что должно ассоциироваться с
Израилем) тортом для собак - в форме заветной косточки. Кроме того, он получает
подарки - по заказу изготовленные мягкие войлочные игрушки, имеющие форму
меноры (семисвечника) или ханукальных дрейдлс (волчков)...
Перед
барк-мицвой собака проходит подготовительный курс, задача которого - привить ей
хорошие манеры. Ведь на празднике ей предстоит делиться игрушками с
пожаловавшими на торжество псами. Если хозяев заботит, как будут выглядеть во
время ритуала их питомцы, к их услугам - большой выбор (с учетом размера и
особенностей породы) одежды, сшитой специально для таких случаев. В комплект
для юбиляра входит талит (покрывало для молитв) и кипа.
- Услугами такого рода пользуются евреи, причисляющие себя к реформистскому
или консервативному течению иудаизма, - продолжает Рот. - «Аксессуары» для
празднования барк-мицвы имеют еврейскую символику, потому что многие
воспринимают своих домашних животных как полноправных членов семьи. К примеру,
моя мама говорит: «Я - еврейка, значит, и моя собака - еврейская».Однако многие
просто устраивают вечеринку по поводу собачьего 13-летия. Созывают
друзей, но раввина не приглашают...
Некоторые реформистские синагоги Америки используют придуманную Ротом
«традицию» для сбора средств. К примеру, прошлой весной в «Кеѓилат Хаим»
(реформистская синагога в Атланте) удалось собрать немалые пожертвования,
устроив барк-мицву одновременно для шестидесяти собак.
Особый интерес гостей праздника вызвали соревнования, в которых псы состязались
по восьми «показателям». В числе этих восьми состязаний был конкурс на «самую
еврейскую собаку». Растроганные необычным зрелищем любители животных охотно
открывали кошельки.
Нэйл Комесс-Даниэль, раввин реформистской синагоги «Бет Шир Шалом» в
Санта-Монике (штат Калифорния) усматривает в барк-мицве «духовный компонент»,
считая, что подобные торжества не ограничиваются собачьими бисквитами в форме
звезды Давида.
- Мне довелось провести несколько веселых вечеринок, посвященных барк-мицве,
- говорит Нэйл, - и я могу понять людей, которые хотят вовлечь своих любимцев в
собственную духовную жизнь. Нет ничего странного в том, что еврей придает этому
близкую еврейству форму... Впрочем, мы стараемся, чтобы такие праздники носили
шуточный характер. Поэтому, как правило, приурочиваем такие мероприятия к
празднику Пурим, когда они приобретают нужный контекст.
Чтобы избежать каких-либо неприятных инцидентов, барк-мицвы в Санта-Монике
проводят на принадлежащей местной синагоге автомобильной стоянке. Самые главные
гости этих торжеств - дети.
- Интересно, что сказал бы Нэйл Комесс-Даниэль, - комментирует слова раввина
из Санта-Моники Авраам Шафран, директор отдела по связям с общественностью в
американском филиале организации Агудат Израэль, - если бы пса
назначили на его должность - должность раввина синагоги... Порой безграничная
любовь к животным провоцирует помутнение разума...
Авраам Шафран выступил в американской прессе со статьей (опубликованной, в
частности, и в Нью-Йорк Таймс) под названием - «Почему души
животных не возносятся на Небо».
«Люди за свою жизнь вступают в контакты разного уровня со многими существами
и вещами, - пишет он. - Но даже если еврей с особой теплотой относится к
какой-либо вещи или живому созданию, это не делает их еврейскими... Если речь
идет не о человеке, говорить о еврействе - нонсенс. Наша традиция защищает
животных. В Талмуде, к примеру, сказано, что, вернувшись домой, еврей, прежде
чем приняться за еду, обязан сначала накормить имеющуюся у него скотину. Сам я
никогда не сажусь ужинать, не покормив своих аквариумных рыбок...
Человек - вершина Творения, потому что он способен воспринять концепцию, суть
которой состоит в том, что миром управляет Творец. Только человек в этом мире
способен побороть свои желания: испытывая чувство голода, он в состоянии
отказаться от еды... Только человек в состоянии нести ответственность за свои
поступки. В этом и заключается концепция бар-мицвы (для девочки -
бат-мицвы). И к животным она не имеет никакого отношения».