ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Йом Кипур
начинается с вечера

11 октября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

7.10.2024, 5 Tishri, 5785

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА «Аазину»

Место в Торе: Дварим, гл. 32, ст. 1 — гл. 32, ст. 52.

Почему она так называется?

В начале первой фразы сказано: “Вслушайтесь Небеса, и я буду говорить...”.

Вслушайтесь на иврите — аазину.


Обсуждение главы Аазину

09.10.05

Недельная глава Аазину, как мы не раз говорили в наших обзорах (см. на сайте обзоры недельной главы Аазину, первый, второй, третий и четвертый годовые циклы обсуждения), выделяется в Торе. Прежде всего — своей величественной, необозримой масштабностью. Как и при описании процесса Сотворения мира, «участниками действия» здесь становятся — Небо и Земля, то есть — вся бесконечная вселенная. Так Моше, обращаясь к народу Израиля, выражает фундаментальную идею еврейского мировоззрения о вечности и неизменности Торы (см. на сайте обзор недельной главы Аазину, первый годовой цикл). Соответствует глобальности концепции и необычное построение главы. Это — поэтическое «произведение», «песнь», которую вполне можно назвать «хвалебной одой». Так же, как в оде, самый высокий языковый стиль (см. на сайте обзор недельной главы Азину, четвертый годовой цикл).

Мы, как всегда в наших обзорах, выберем и рассмотрим лишь один из пластов этой многоплановой «конструкции».

В нашей недельной главе читаем: «Смотрите же ныне, что Я — это Я, и нет бога, кроме Меня; Я умерщвлю, и Я оживлю, Я поразил, и Я исцелю: и никто от руки Моей не избавляет» (Дварим, гл. 32, ст. 39).

Масштабна вся «песнь», и каждая фраза в ней — масштабна. И та, что мы прочли сейчас, вбирает в себя основную концепцию истории человечества. И речь в ней идет о том, что человеческая история не может достичь своей высшей точки, пока человечество не признает, что жизнь и смерть, нормальное физическое состояние и болезни, словом, все — в руках Всевышнего, ибо только Он Один способен осуществлять полный контроль над всем, что есть в мире.

Новейшая история преподносит нам новые и новые уроки, направляющие нас на приобретение этого знания. Однако, чтобы по-настоящему осознать, как сказываются на нас теракты, общественные катаклизмы и природные катастрофы, какое воздействие они оказывают на человеческую психологию, нам для начала следует разобраться в том, какое значение современное общество придает необходимости «держать все под контролем» и как это влияет на наши отношения с Творцом.

Современная социология выдвигает концепцию, согласно которой религиозные представления людей «обратно пропорциональны» возможностям человека контролировать ход истории и явления реального мира. Так, по теории социологов, в древности люди в своем большинстве были религиозны, потому что не ведали, что происходит в мире. О каком-либо контроле над явлениями природы в те времена — и говорить нечего. Древний человек не мог объяснить, как и почему люди рождаются и умирают, почему одно время года сменяется другим или ночь сменяется днем. У него не было сведений о том, почему люди болеют, равно как и о том, как их можно вылечить.

Но человек по природе своей не в состоянии жить в неизвестности. Если все вокруг окутано тайной, человека охватывает безотчетное беспокойство. Психология людей такова, что им жизненно необходимо планировать свое будущее и верить, что затраченные на что-то усилия, завтра дадут плоды. А для этого нужна уверенность, что мир будет существовать завтра и послезавтра. Но, если ничто вокруг нам неподвластно, нам неоткуда взять такую уверенность.

Поэтому, как считают социологи, человек в поиске точки опоры «изобрел себе некое божество». Идея существования некой высшей силы, управляющей мирозданием, отмечают ученые, изучающие процессы развития общества — спасает людей от растерянности. Они верят, что некто создал этот мир и наводит в нем порядок. И, следовательно, уповая на него, можно смело смотреть в будущее.

Конечно же, божество неизбежно предъявит нам какие-то требования. Но это — не такая уж большая цена за обретенную уверенность в завтрашнем дне, за «предсказуемость» будущего. Мы, разумеется, можем предвидеть «реакции божества» только в самом широком смысле, и не рассчитываем на то, что способны узнать его решения по каждому отдельному поводу. Но в целом сама идея «выдумать божество» — великолепна. Именно она, эта идея, помогла древним людям выжить в трудные времена и преодолеть свои страхи…

10.10.05

За последние 5 тысяч лет человечество прошло огромный путь. Многие тайны физического мира ему теперь — понятны. Ученые — на пути к разгадке особенностей сложного человеческого характера. И немалую роль в этом сыграли достижения социологов. Человечество открыло законы экономического развития и т.п.

Нас в сложившейся ситуации интересуют не людские успехи в сфере постижения физического мира, но — то, как в этом мире ощущает себя человек. И тут мы должны признать, что страхи перед природой отошли в далекое прошлое. Человек уверен в завтрашнем дне, настолько, что многие из нас полагают, что «держат под контролем» свое настоящее и будущее. Им для этого гипотезы о высших силах — уже не нужны.

Но имеет ли какое-то значение факт, верит человек в существование Высшей Силы или не верит? Сегодня такой вопрос просто неуместен, как говорят сегодня — «нерелевантен». Сегодня этот вопрос ставится иначе: насколько мы в состоянии контролировать то, что с нами происходит?

Мы называем западный мир — «демократическим». Этот мир представляет либеральное общество, которое готово признать самые разные концепции. В таком обществе в целом люди настроены по отношению друг к другу — доброжелательно. Они не против помочь любому, кто жаждет получить свою долю хорошей, благоустроенной жизни.

Эта общепризнанная в западном обществе позиция, отметим, строится на предположении, что мы всегда сможем контролировать экономику, обеспечивая ее укрепление и развитие. На вере, что социальный пирог будет увеличиваться в размерах, что позволит оставаться щедрыми, либеральными и доброжелательными по отношению ко все увеличивающемуся числу людей, претендующих на социальную помощь.

Но что будет, если наша уверенность лопнет как воздушный шарик, и западный мир окажется в кризисе, в страхе за завтрашний день и в полной неопределенности?

Если говорить о среднем человеке, то его заботы сконцентрируются вокруг его собственной семьи, а прежние щедрость и либерализм по отношению к ближнему начнут потихоньку таять. Если он окажется перед выбором: «либо — я, либо — он», это неизбежно приведет к разрушению всей структуры социального контракта, который лежит в основе нашей общественной и политической системы…

Итак, мы могли убедиться, что сама возможность контролировать условия нашего существования определяет не только, скажем так, «меру религиозности», но и благополучие общества. Это — та жизненная сила, которая обеспечивает дальнейший прогресс.

А теперь попытаемся понять, какие силы стоят за «врагами демократии». Что побуждает людей прибегать к террору? Какие интересы преследуют террористы? Неужели они стремятся к разрушению ради самого разрушения?

Пока мишенью террористов был исключительно Израиль, либеральная интеллигенция Запада могла уговаривать себя, что у террора есть свои причины — чисто материалистического толка. Бедный палестинский народ, лишенный возможности приобретать современное оружие, не имеет другого способа, кроме террора, воевать против значительно более сильного врага. Только так палестинцы обретают шанс деморализовать своего сионистского врага и лишить его чувства безопасности. Правда, в результате террористических актов страдают невинные люди. Но и в этом интеллигенция Запада находила определенную жестокую логику «борьбы за независимость».

Свое истинное лицо фундаменталистский терроризм показал 11 сентября 2003, направив свой удар на Пентагон и здания Международного торгового центра в Нью-Йорке. В тот день погибли тысячи невинных людей. Какую цель преследовали террористы, напав на Соединенные Штаты? США не воевали в то время ни с одной страной, гражданами которых были атакующие Америку террористы. Зачем понадобилось им сеять в сердцах американцев страх? Зачем вообще они решились на такое?

Все дело в том, что под угрозой, с точки зрения исламистов, оказались их религиозные догмы и социологические теории. И эта угроза — само существование западной цивилизации, и те очевидные успехи, которых достигает общество, построенное на демократических принципах.

В нашу эпоху, когда человек, где бы он ни жил, с легкостью получает любую интересующую его информацию, изолировать народы стран с диктаторскими режимами от остального человечества — невозможно. Широкое распространение в мире идеологии и достижений Запада может привести к тому, что угнетенные народы, лишенные возможности контролировать собственное существование, захотят перенять прогрессивные методы организации жизни общества. И это будет началом конца фундаменталистских режимов.

Как фундаменталисты могут себя защитить?

Прежде всего — продемонстрировав своим народам слабые стороны Западных обществ. Повсеместное распространение в странах Запада страха перед завтрашним днем ведет к ослаблению ощущения контроля над реальностью — западное общество начинает разрушаться.

В общей массе человек западного общества — не религиозен. Но если его лишают возможности «контролировать ситуацию» в мире, ему, чтобы выжить в этом мире, необходимо во что-то верить.

Чем неожиданнее нападение террористов на страны Запада, тем сильнее достигаемый им эффект. Однако, к счастью, террор не может серьезно угрожать выживанию мощных современных государств Запада. Основная сила террора — в психологическом воздействии на умы граждан западных стран. Фундаменталистам известно, что процветание западного общества находится в непосредственной зависимости от иллюзорного ощущения людей, будто они — «вершители собственных судеб». На разрушение этого ощущения и рассчитаны действия террористических организаций. Именно в этом и состоит реальная угроза террора.

11.10.05

На самом-то деле западное общество, так же, как и его основной враг — фундаменталистское общество, придерживаются, по сути, одной концепции: вера в Творца обратно пропорциональна возможностям человека контролировать все, что происходит в нашем мире.

Исключение из общего правила составляет лишь еврейское мировоззрение…

Мы не придумывали Всевышнего, чтобы ослабить чувство страха и неопределенности. Четыре тысячи лет назад первый еврей Авраам был вполне современным человеком. Он предвидел успехи западного общества, но считал их «пустыми» и «бессодержательными». Авраам не захотел тратить свою энергию на приобретение материальных благ, что позволило бы ему обеспечить себе и своей семе на всю оставшуюся жизнь безбедное существование. Этого ему было недостаточно. Он обратился к Всевышнему не из страха, а для того, чтобы наполнить человеческое существование глубоким, возвышенным смыслом.

Мировоззрение Авраама предполагает неизбежную «передачу контроля над миром» в «руки» Творца. Человек обращается к Всевышнему не для того, чтобы ликвидировать свои страхи и тревоги, но для того — чтобы «вернуть» Ему мир, в котором человек якобы владеет ситуацией, потому что такой мир — ущербен. Однако, чтобы сделать это, Авраам должен был полностью взять под контроль собственный маленький мир.

Именно поэтому Тора неоднократно повторяет, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в своем фундаментальном труде, — что земного благополучия достигает тот, кто выполняет ее заповеди. А в Будущем мире такой человек получит истинную награду (раздел «Законы раскаяния», гл. 9 ст. 1-2).

Из Торы мы узнаем, что Творец создал этот мир как средство достижения великой цели. Если мы используем данное нам средство, чтобы исполнить задачу, ради которой мы пришли в этот мир, вселенная функционирует нормально. Если же мы пытаемся использовать его для иных целей, мир обречен на разрушение.

Если основная цель человечества — обретение материального благополучия, социологи — правы (см. выше): у человечества нет необходимости в вере.

Обо всем этом и говорится в недельной главе Аазину — мир без Всевышнего обречен на разрушение.

Едва ли не каждый год перед Рош а-Шана (еврейский Новый год) Всевышний подает нам отчетливые сигналы — время, когда человек может позволить себе «забыть» о Творце и Его законах, кончилось. Кончился период, когда «светские сионисты» добивались успеха и процветания Израиля. Над страной нависла серьезнейшая угроза. Сигнал этого года — передача части территории Эрец Исраэль (Газа и Северная Самария) под арабский контроль, уничтожение арабами синагог в Гуш Катифе.

После Катастрофы европейского еврейства в годы Второй мировой войны евреи попытались взять собственную судьбу в свои руки, рассчитывая победить врага военным и технологическим превосходством. События последних лет продемонстрировали, что эта идея оказалась «воздушным шариком», который лопнул на наших глазах.

Любой человек, анализирующий происходящее, отметит, что за этот год мир разительно изменился — для всего человечества и для евреев, в частности. Возможно, на то, чтобы человечество осознало смысл посланий Всевышнего, уйдет еще какое-то время. Но каждому, кто готов смотреть на мир открытыми глазами, ясно уже сейчас: сам факт, что Всевышний снова послал перед Рош а-Шана сигнал западному миру (в 2003-м — мощнейший теракт, в этом — катастрофа в Новом Орлеане), должен, по меньшей мере, вселить в западный мир ощущение страха перед Высшими силами...

12.10.05

Реакция Соединенных Штатов на террор практически не отличалась от реакции евреев на страшные события Катастрофы европейского еврейства. Поддерживаемый нарастающей волной патриотизма в стране, президент Буш взялся за проблему террора, полагаясь на мощь американской армии. «Мы можем с этим справиться!», — говорил он. Но первая же попытка «задушить террор в зародыше» обернулась затяжной войной с многочисленными потерями (война в Ираке). А террористы продолжают угрожать мирному существованию американцев и граждан других западных стран.

Люди нуждаются в общей идее, в которую они могли бы поверить и на ее основе добиться реальных успехов. На грубой силе общество долго не продержится. Развал бывшего Советского Союза наглядно это продемонстрировал.

Существуют четыре нерелигиозные идеи, — констатирует наша традиция, — каждая из которых представляет соответствующее ей общество.

Первая заключается в величии силы цивилизации. Реальное воплощение эта идея получила в становлении и развитии Вавилонской империи. Эта цивилизация захватила весь древний мир и предложила первую, вполне успешную альтернативу обществу, основанному на связи с Всевышним. Эта альтернатива реализовалась после захвата Иудеи и разрушения Первого Храма.

Вторая идея заключалась в силе богатства. Правильно организованная и стабильная экономика может предложить довольно высокий уровень жизни и без завоевания других стран. Эта идея реализовалась империей Ахашвероша в Персии, являвшейся федерацией из 127-ми стран.

Третья идея — замена веры в высшие силы верой в величие науки и культуры. Ее воплощением стала Древняя Греция. За недолгую жизнь Александра Македонского эта идея, как ураган, разнеслась по миру.

Согласно еврейской традиции, будет последнее, «четвертое царство», и после его падения мир вернется к познанию Всевышнего. Эта идея выражена в цитате, приведенной в самом начале нашего комментария — «Смотрите же ныне, что Я — это Я, и нет бога, кроме Меня; Я умерщвлю, и Я оживлю, Я поразил, и Я исцелю: и никто от руки Моей не избавляет» (Дварим, гл. 32, ст. 39).

В сущности, эта идея представляет собой комбинацию трех предыдущих концепций. На ее основе и строится мир, в котором мы живем, мир, созданный на останках Римской империи, разрушившей Второй Храм. Наш мир верит, что сила современной цивилизации, основанной на рыночной экономике и развивающейся науке и технологии, может привести человечество к «совершенству».

Но вот, основы этого нашего мира уже расшатаны —: Всевышний начинает опровергать эту последнюю идею. А это означает, что конец эпохи «торжества человеческого разума» близится. И там, где наш мир разрушается, воцаряется хаос.

Однако идеи — вещь духовная. Физической силой их не разрушишь. Концепция должна быть логически опровергнута. Тогда она развалится изнутри. Потеря уверенности, как следствие неспособности противостоять террору, может очень быстро дискредитировать идею, на которой Западный мир строит свое существование.

Обеспокоенные люди будут забирать свои деньги из банков, на бирже начнется распродажа акций, компании сократят «обороты» своего бизнеса и т.д. и т.п. В результате цены на продукцию снизятся — начнется экономический кризис. Политические структуры, созданные обществом, не смогут продержаться без уверенности в завтрашнем дне. Начнется хаос.

Никто не возьмется утверждать, что это произойдет завтра. Вера людей в возможность контроля над ситуацией — очень глубока. Потребуется время, пока реальность разрушит эту веру. И это вполне объяснимо: люди упрямо держатся за мировоззрение, которое до сих пор их не подводило.

Но, возвращаясь к тому, о чем мы уже говорили, отмечу: тенденция — ясна. Если Всевышний позволит террористам совершить еще несколько масштабных терактов, западный мир может оказаться на грани кризиса.

Можно ли что-то сделать в этой ситуации? Конечно, можно! С сегодняшнего вечера (2005-й год) начинается Йом Кипур. И мы должны осознать, наконец, что террор и природные катаклизмы — модели того, что может сделать Всевышний с нашим миром. Не надо ждать момента, когда развитие трагического сценария достигнет своей кульминации.

Тора сообщает нам, что все наши проблемы коренятся в нашем упорном нежелании стать последователями Авраама, в нашей принципиальной ошибке, которую мы допустили, возомнив, что мы — хозяева собственной судьбы.

Надо быть слепым, чтобы не увидеть, что в так называемой «светской» концепции нет никакой гарантии на успех и благополучие. И так было всегда: «светскому» миру нечего предложить, чтобы обеспечить своим гражданам счастливое существование. Вся его история соткана из бед, боли и трагедий. Мы от многого отказались ради иллюзорной возможности контролировать среду нашего обитания. Давайте хотя бы сейчас постараемся прозреть, и мобилизуем всю свою мудрость, чтобы отказаться от этих иллюзий. Давайте, не откладывая, в этот Йом Кипур, поставим перед собой цель — совершить тшуву (вернуться на пути Всевышнего). Мы предстанем перед Всевышним и скажем, что, в конце концов, поняли смысл Его посланий и молим его избавить нас от новых бедствий.

В Торе читаем: «Вот Я поднимаю к Небесам руку Мою и говорю: жив Я вовек! Когда заострю сверкающий меч Мой и возьмется за суд рука Моя, отомщу врагам Моим и тем, кто ненавидит Меня, воздам (по заслугам)… И меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами вражеских начальников.

Прославьте, люди, народ Его! Ибо за кровь слуг Своих Он отомстит и мщение воздаст врагам их, и очистит землю Свою и народ Свой!» (Дварим, гл. 32, ст.40-43).

Так Тора описывает судьбу, которая ожидает тех, кто не прислушается к Голосу Творца…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Если погасла субботняя свеча — что это означает?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля