ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Йом Кипур
начинается с вечера

11 октября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

7.10.2024, 5 Tishri, 5785

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “Аазину”

Место в Торе: Дварим, гл. 32, ст. 1 - гл. 32, ст. 52.

Почему она так называется?

В начале первой фразы сказано: “Вслушайтесь Небеса, и я буду говорить...”.

Вслушайтесь на иврите - аазину.

Обсуждение главы Аазину

12.09.04

Заканчивается годовой цикл чтения Торы (на нашем сайте - четвертый), и мы читаем предпоследнюю недельную главу последней ее книги - книги Дварим.

В недельной главе Аазину, Моше, как и в предыдущих недельных главах, составляющих всю книгу Дварим, обращается с речью к народу Израиля. Но здесь его речь носит совершенно иной характер.

До главы Аазину Моше наставлял сынов Израиля, высказывая мысли, которые еврейский народ должен воплотить в жизненной практике (см. на сайте обзор недельной главы Дварим, первый годовой цикл). Повторял заповеди Торы, еще и еще раз говоря о том, что их необходимо исполнять. Как сказано: «И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Всевышнего вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой, и вино твое, и елей твой. И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить богам иным, и не поклонялись им…» (Дварим, гл. 11, ст. 13-18; см. на сайте обзор недельной главы Экев, четвертый годовой цикл). Либо - упрекал народ за его ошибки (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Дварим, четвертый годовой цикл)...

В нашей недельной главе Моше полностью меняет стиль речи и переходит на поэтический язык - недаром Учителя называют этот фрагмент Торы «песней» (см. на сайте обзор недельной главы Азину, первый, второй и третий годовые циклы).

Мы читаем один из самых красивых и вдохновенных текстов в Торе, который с самого начала, с первых слов, поражает величием звучания, очарованием и точностью употребленных здесь поэтических метафор. О необычности текста свидетельствует и сама форма его графического отображения:

Вслушайтесь, Небеса, и я буду говорить,

и услышит Земля речи уст моих.

Прольется как дождь учение мое

и каплями ляжет как роса речение мое,

Как мелкий дождь на зелень,

как капли на траву...» (Дварим, гл. 32, ст. 1-2).

Все тут говорит о том, что перед нами как бы - поэтическое произведение (ведь Моше - не автор Торы, как, скажем писатель - автор книги). Моше поет славу Всевышнему.

Это - не первая в Торе возвышенная «ода», звучащая из уст Моше. Вспомним, что в книге Шемот Моше тоже пел славу Всевышнему, вдохновленный чудесным переходом через Ям Суф (Красное море), когда перед евреями расступились морские воды, образовав широкий «коридор».

Но тогда его песнь была выражением чувств, непосредственным откликом на «непостижимое» для человека, «надъестественное» деяние Всевышнего. Теперь же песнь славы Творцу льется из уст Моше Рабейну, казалось бы, без всяких к тому предпосылок…

 

13.09.04

Вспомним, в какой ситуации возникает эта «песнь» Моше Рабейну.

Поколение, которое Моше вывел из Египта, умирает в пустыне, не получив дозволение Всевышнего на то, чтобы войти в Эрец Исраэль. Погибают все, кроме Иегошуа бин Нуна (Иегошуа бин Нун - ученик и последователь Моше, предводитель еврейского народа, которому поручено осуществить вхождение и заселение Земли Израиля) и Калева. Моше, по сути, разделяет судьбу большинства в своем поколении - дни его жизни сочтены, в Эрец Исраэль он не войдет… Не правда ли, осуществленное, искреннее желание Моше воспеть Творца может показаться в таких обстоятельствах, по меньшей мере - странным.

Но в этом как раз и проявляется истинное величие Моше, его осознание во всей полноте, что порученная ему миссия - выполнена...

Это кажущееся «несоответствие» чувств, которые испытал Моше на пороге ухода в иной мир - обстоятельствам, в которых он оказался, нам, современным людям, трудно понять. Поэтому для того, чтобы получить более ясную картину происходящего в тот момент, обратимся к Талмуду.

В трактате Санѓедрин Учители объясняют, что далеко не каждому позволено воспевать Творца. И в связи с этим описывается такая ситуация.

Когда злодей, царь Невухуднецар, бросил Хананию, Михаила и Азарию в огненную печь, - рассказывает Талмуд, - Всевышний, да будет благословенно Имя Его, сказал пророку Иехезкелю: «Иди и воскреси мертвых на равнине Дуры».

Иехезкель выполнил поручение. И поднялись кости из земли и ударили злодея по лицу.

- Что это за кости? - спросил Невухуднецар.

- Это кости мертвых, захороненных на равнине Дуры, - ответили царю придворные. - Пророк, по приказу Всевышнего, оживил их.

- Как велики дела Творца, как могущественны Его чудеса! Его царство - на все времена, и владычество Его - от поколения к поколению!.. - воскликнул тогда Невухуднецар.

- Надо было влить в глотку этому злодею (Невухуднецару) расплавленное золото! - сказал по этому поводу раби Ицхак (великий Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, конец 3-го века). - А не то его речи могли затмить Теилим - восхваления царя Давида, которые он возносил Всевышнему в своих псалмах…

Далее Талмуд сообщает, что явился Невухуднецару малах (некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в переводах на русский вместо этого часто употребляют слово - «ангел»), ударил его по губам и заставил замолчать...

Итак, мы узнаем, что Невухуднецар начал было воспевать величие Всевышнего, но малах не дал ему продолжить. Почему, собственно? Чтобы не затмить красоту псалмов царя Давида? Что плохого в том, что человек, кем бы он ни был, прославляет Творца?

Одни вопросы, возникающие при обсуждении этого эпизода в Талмуде, порождают другие. Для чего Всевышний явил чудо идолопоклоннику, если не для того, чтобы показать ему Свое величие? Так почему же Невухуднецара заставили замолчать именно в тот момент, когда идея о величии Всевышнего, наконец, овладела им?..

Возвышенные слова произносят «чистыми» устами, - объясняют Учителя.

Легко благодарить и восхвалять Всевышнего, - говорит в своем комментарии к этому отрывку Талмуда Ребе из Коцка (раби Менахем Мендель Моргенштерн, известен своими острыми, мудрыми высказываниями; Польша, первая половина 19-го века), - когда у человека все хорошо и все складывается к лучшему. Куда труднее обрести такое состояние, когда слова благодарности и восхищения рвутся из уст на фоне страданий. В этом и состоит истинное величие человека…

 

 

14.09.04

Многие люди, вдохновленные прекрасным видом, проявляют способность воспевать хвалу Всевышнему. Но величие царя Давида - иного рода. Оно состояло в том, что он воспевал Всевышнего, несмотря на то, что переживал личную трагедию, которая, несомненно, человека, менее сильного духом - могла сломить.

Если бы малах (см. выше) не остановил Невухуднецара, он воспел бы Творца, демонстрируя при этом духовное величие и искреннее смирение перед Его могуществом. Но ударил его по губам - после этого Невухуднецар утратил прежнее вдохновение, желание воспевать Всевышнего - иссякло.

Вот теперь, пожалуй, мы готовы оценить величие Моше.

Его песнь Творцу, когда произошло чудо и евреи благополучно перешли Красное море, родилась из бури возвышенных эмоций. Это понятно каждому. Но, подобно Давиду, Моше Рабейну воспевал Всевышнего даже в те моменты, когда все шло не так, как ему того хотелось бы.

Давид воспевал Творца, когда ему удалось бегством спастись от собственного сына Авшалома, пытавшегося захватить царскую власть. Песнь славы льется из уст Моше - перед смертью.

Вдумаемся в слова «песнопения» Моше, текст которого приводится в нашей недельной главе. Прочтем первые четыре стиха: «Вслушайтесь, Небеса, и я буду говорить, и да услышит земля речи уст моих. Прольется как дождь учение мое и каплями ляжет как роса речение мое - как мелкий дождь на зелень, как капли на траву. Когда имя Всевышниего произносить буду, воздайте славу Творцу нашему. Он - твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его - праведны; Всевышний верен и нет неправды в Нем; праведен и справедлив Он» (Дварим, гл. 32 ст. 1-4).

Характеризуя Всевышнего, Моше называет Его - «твердыней» (скалой). И эта метафора, разумеется, выражает могущество Всевышнего. Но вспомним, что Моше, возглавляя еврейский народ в его странствиях по Синайской пустыне, допустил ошибку, когда пытался извлечь воду из скалы (Творец велел попросить у скалы воду, а он ударил по камню посохом). И нам станет ясно, что именно эту метафору Моше использовал здесь неспроста.

Связь между текстом песнопения Моше и его ошибкой подчеркивают наши Учителя, в частности - раби Шимон (Раби Шимон бар Йохай - великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век). В составленной им книге Зоѓар написано: «Моше в своей песне сказал (о Всевышнем) - Он твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его - праведны». Моше говорил здесь о случае, когда он извлек воду из скалы» (Зоѓар, к главе Шемот).

В своем песнопении, за которым последует его смерть, Моше полностью принимает высшую Справедливость Творца. Поэтому и говорит: «Он - твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны; Всевышний верен и нет неправды в Нем; праведен и справедлив Он».

Славя Всевышнего, Моше откровенен. Он и не пытается игнорировать болезненную для него тему. И образно говорит о своем «просчете» - чтобы не «контрапункте» подчеркнуть, что полностью и всецело принимает Волю Всевышнего. Даже в моменты, когда судьба оборачивается к нему не лучшей своей стороной. И в этом - еще одно выражение высочайшего духовного уровня, на котором находился этот великий человек.

Подведем сказанному некий итог.

Как мы говорили вначале нашего обзора, условно книгу Дварим можно поделить на три части:

1. Упрек сынам Израиля; так Моше стремится поднять народ на более высокий духовный уровень.

2. Возвращение к заповедям.

3. Песнь Моше, которую мы читаем в нашей недельной главе.

Моше уходит в иной мир с величайшим достоинством, прославляя Всевышнего и Его народ…

Автор текста рав Ари Канн

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Вы ювелирно уходите от темы определения еврейства по прапрабабушке…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля