ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
СУККОТ
начинается с вечера

20 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 21, 2021   14 Тишрей 5782

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Восемнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваигаш»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда и сказал...”.

И подошел на иврите - ваигаш.

 

Обсуждение главы Ваигаш

 

1. Разрушили город в прошлом — разрушим и сейчас

 

Из содержания нашей недельной главы узнаем, что наместник фараона объявил о своем решении сделать Биньямина рабом.

Тогда вперед решительно выступил Йеhуда. Как сказано: «И подступил к нему Йеhуда» (Берешит, гл. 44, ст. 18).

А вот, что об этом говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93).

Дважды они входили в город, чтобы разрушить его. Ранее — из-за девушки, теперь — из-за юноши.

Далее Учителя добавляют, что теперь у братьев было больше причин разнести целый город, чем в прошлом. Хотя бы потому, что сейчас под угрозой оказалось место отдохновения Всевышнего.

И в подтверждение своей мысли, Учителя приводят следующую фразу, фрагмент благословения, которое Моше дал Биньямину: «Возлюбленный Творцом... Он охраняет его весь день и между плеч его обитает» (Дварим, гл. 33, ст. 12).

Попытаемся разобраться в этом Мидраше.

В прошлом братья разрушили горд Шхем, в котором была пленена и изнасилована их сестра Дина.

Сейчас угроза нависла над Биньямином.

Братья заподозрили, что своенравный египетский правитель, что называется, «положил на него глаз» и мечтает предаться с ним запретным утехам. И если за естественное половое влечение сына правителя Шхема к Дине, был уничтожен весь город, то за противоестественную похоть властного вельможи — тем более подобало бы стереть с лица земли и его самого и все его владения.

В Талмуде (трактат Орайот, лист 13) сказано, что, в случае, если в плену оказались мужчина и женщина — женщину освобождают (выкупают) первой. Но в ситуации, когда обоим грозит опасность полового насилия — прежде нужно освободить мужчину. 

И еще. Дина не была прародительницей колена Израиля, и поэтому ей не полагался надел в Эрец Исраэль (на Земле Израиля). Тем не менее, братья из-за нее вступили в войну с жителями Шхема.

Биньямин же был родоначальником одного из 12-ти колен, имевшего свою долю на земле, завещанной Всевышним.

Понятно, что ради освобождения Биньямина — тем более нужно воевать.

Теперь объясним, что означает выражение — «место отдохновения Всевышнего».

Это — Иерусалимский Храм, который располагался в наделе Биньямина. В нем «между плеч» — обитала Шехина (Присутствие Творца). Поэтому, хотя бы только ради будущего Храма — необходимо было спасти Биньямина любой ценой. Даже ценой разрушения Египта.

 

на основе комментария рава Йоханана Рудинского

(Израиль, наше время)

 

 

 

2. Лаван и фараон — кто хуже?

 

Когда египетский правитель объявил братьям приговор, сказав, что Биньямин станет его рабом, а они свободны, Йеhуда выразил свое несогласие. И в Торе об этом читаем: «И подступил к нему Йеhуда и молвил: Господин мой! Позволь сказать тебе слово. И не сердись на раба твоего, ведь ты подобен фараону» (Берешит, гл. 44, ст. 18). 

Этот протест Йеhуды непонятен. Ведь он сам предлагал, казалось бы гораздо худший вариант — «Пусть мы будем рабами тебе, мы и тот, у кого нашли кубок» (там же, ст. 16).

То есть Йеhуда был согласен, чтобы все братья стали рабами египетского вельможи, но тот решил оставить в рабах только одного, Биньямина.

Почему же Йеhуда недоволен?

И еще мы видим, что он сравнивает управляющего делами фараона с самим фараоном. «Ведь ты, — говорит он, — подобен фараону». Что Йеhуда хочет этим сказать?

Сравнение с фараоном мы находим и в Пасхальной Агаде. Там с ним сравнивается Лаван. Как написано: «Смотри, что хотел совершить арамеец Лаван нашему отцу Яакову. Даже фараон приказал уничтожать лишь детей мужского пола. Лаван же вознамерился покончить со всеми».

Если мы скажем, что это сравнение не в пользу Лавана, что фараон, хоть еще и тот злодей, но все же — лучше, мы приуменьшим чудо спасения из египетского рабства. Однако Праздник установлен в память об Исходе, а не в честь бегства от Лавана. И значит, первенство фараона в злодействе не подлежит сомнению.

Постараемся это понять, вспоминая о других ненавистниках еврейского народа (в которых никогда не было недостатка) — о Биламе и Балаке.

После нескольких неудачных попыток уничтожить сынов Израиля, Балак (царь страны Моав) предпринимает хитроумный тактический ход. Он приводит нееврейского пророка Билама на место, откуда видна только часть израильского стана.

«Только край его увидишь, — говорит Балак, — но всего не увидишь» (Бамидбар, гл. 23, ст. 13).

Сила Билама была в умении проклинать. В моменты Гнева Всевышнего он мог произнести слово «калем» (уничтожь). И проклятие, наложенное на ярость Творца, несло тотальную смерть и разрушение (см. комментарий Тосафот к трактату Талмуда Авода Зара, лист 4).

Предвидя это, Всевышний пообещал, что не подвергнет Израиль уничтожению. В Танахе об этом читаем: «Как Я, Всевышний, не изменился, так и вы, потомки Яакова — неистребимы (ло хелитем)» (книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 6).

Балак понял (его научили этому предыдущие неудачи), что проклятие не может пасть на весь народ целиком, но на часть его — может. И, укоренившись в какой-то части сынов Израиля, оно проникнет во всех и поразит их.

Теперь мы лучше понимаем смысл Пасхальной Агады.

Лаван хотел уничтожить всех. Его замысел — провалился. И после обещания Всевышнего — нет в этом большого чуда.

Фараон же направил репрессии только на еврейских мальчиков. Он бил в незащищенное место, бил наверняка. Его удар мог оказаться смертельным, если бы не защита Свыше.     

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 8) Учителя, анализируя слова из Танаха — «Кто на смерть — на смерть, а кто под меч — под меч, и кто на голод — на голод, и кто в плен — в плен» (книга пророка Йермиягу, гл. 15, ст. 2) — приходят к выводу, что каждое последующее наказание тяжелее предыдущего. А плен и рабство — хуже всего. Потому что с пленным можно сделать что угодно, и никакие конвенции не помогут.

Йеhуда неспроста предлагал египетскому наместнику взять в рабы всех братьев. Ведь над всеми он был бы не властен. Всевышний не позволил бы. Но когда тот объявил, что рабом станет только Биньямин, Йеhуда забеспокоился не на шутку.

С одним из братьев жестокий вельможа мог сделать все, что захочет — поразить его мечом, морить голодом или сразу умертвить. Поэтому и защищал Йеhуда Биньямина, защищала от смертельной угрозы.

Мы видим, что и сравнение с фараоном тоже не случайно.

Фараон не стал вхолостую ставить под удар сразу всех. Так же и его наместник — сосредоточил свой удар только на Биньямине, чтобы бить наверняка. Ведь защита гарантирована всей общности потомков Яакова, но не какой-то ее части, или, тем более — кому-то одному из них.

 

на основе комментария рава Йекутиэля Иеhуды Альберштама

(глава Цанзских хасидов, Румыния, 1851-1918 гг.)

 

 

 

3. Профессионала в рабство не продают

 

Когда Йосеф в облике египетского вельможи пожелал в наказание за кражу кубка сделать Биньямина своим рабом, Йеhуда встал на его защиту. Как сказано: «И подступил к нему Йеhуда» (Берешит, гл. 44, ст. 18). 

— По нашим законам, — объяснял Йеhуда, — вора продают в рабство, только если тому нечем возместить причиненный ущерб. Как написано: «А если платить ему нечем — пусть продадут его за кражу, совершенную им» (Шемот, гл. 22, ст. 2).

Биньямин же в состоянии покрыть и стоимость украденного кубка и заплатить штраф. Так что ни о каком рабстве, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93), речь в данном случае идти не должна.

Поведение Йеhуды требует объяснения. Неужто, он считает, что  правителя Египта (он еще не знает, что это Йосеф) могли интересовать законы Торы? 

А вот нас они, конечно же —  интересуют. Поэтому рассмотрим более пристально закон, согласно которому, вор мог быть продан в рабство. 

Итак, в Торе сказано, что при определенных условиях разрешено бет дину (раввинскому суду), чтобы компенсировать ущерб пострадавшей стороне — на ограниченное время продать вора в рабство.

Но кто его захочет купить? Кто по своей воле впустит в дом медвежатника или щипача, да еще выложит за это удовольствие наличные?

Очевидно, не имеется в виду вор-профессионал с высокой воровской квалификацией. Речь также не идет о человеке, одержимом клептоманией. Но тот, кто не имел средств, чтобы купить себе еду и самое необходимое и поэтому позарился на чужое — такой человек будет помещен в хорошую крепкую семью, для перевоспитания, для того, чтобы научиться честно зарабатывать свой хлеб.

«А если платить ему нечем — пусть продадут его для возмещения украденного».

Но ведь бывает, что человек не нуждается, но совсем наоборот, очень даже неплохо обеспечен, и при этом ворует — чтобы приумножить свое состояние. Такого человек в здравом уме — не возьмет к себе в дом.

Это и пытался Йеhуда объяснить Йосефу.  

Если предположить, что кубок украл Биньямин — он сделал это не потому, что жил в нужде. Следовательно, держать в доме такого человека — опасно. Значит, нужно, в дополнение к найденному кубку — взыскать с него компенсацию. И отпустить восвояси.

Впрочем, Йеhуда уверен в невиновности брата.

Кто же тогда вор?

Египетский вельможа должен искать вора среди собственных слуг. Очевидно, что кто-то из них подбросил Биньямину кубок. И очень высока вероятность, что это тот самый человек, который кубок нашел. Поэтому нужно его как следует допросить.

Это имел в виду Йеhуда, сказав: «Дай говорить рабу твоему» (Берешит, гл. 44, ст. 18). То есть — сделай так, чтобы твой раб заговорил, развяжи ему язык. И тогда ты узнаешь правду — кто на самом деле приложил руку к похищению твоего кубка.

 

на основе комментария рава Элиэзера Ашкенази

(автор книги «Маасей hа-Шем», Польша, 1513-1586 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как принимать антибиотики в пост 17-го Таммуза?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля