ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
СУККОТ
начинается с вечера

20 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 21, 2021   14 Тишрей 5782

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Четырнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваигаш»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда и сказал...”.

И подошел на иврите - ваигаш.

Обсуждение главы Ваигаш

1. Две угрозы

В начале нашей недельной главы рассказывается как Йеhуда, защищая своего брата Биньямина, атакует Йосефа, не узнав того и думая, что перед ним наместник фараона. И в Торе об этом написано: «И подступил к нему Йеhуда и сказал — Ты подобен фараону, ты — как он» (Берешит, гл. 44, ст. 18).

В этих словах, — отмечает в своем комментарии на данную фразу Баль а-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.), — содержится, пусть и не явная, но все же — угроза. Йеhуда намекает Йосефу, мол, ты — не лучше меня.

По египетским законам, раб не мог стать царем и занимать высокую должность. Чем же руководствовался тогда фараон, сделав Йосефа главой над всем Египтом? «Смотри, — говорит он, — я поставил тебя над всей землею египетской!» (Берешит, гл. 41, ст. 41).

Решающую роль в этом сыграли уникальные способности и таланты Йосефа. Недаром фараон говорит: «Найдем ли такого мужа... столь рассудительного и мудрого?!» (Берешит, ст.38-39). А если нет такого другого, то для Йосефа можно сделать исключение.

Но Йеhуда ничем не уступает Йосефу. Выходит, что Йосеф не такой уж и уникальный. И значит, можно вспомнить и о том, что в Египте раб, пусть даже и бывший, не может занимать в государстве руководящую должность.

Йеhуда намекает Йосефу, что его карьере придет конец, если он не вернет домой Биньямина.

В словах Иегуды содержится и еще одна угроза.

Он говорит Йосефу: «Ты подобен фараону, ты — как он».

Учителя в Мидраше объясняют, что, по мнению Иегуды, Йосеф, подобно фараону — утонет, закончит свою жизнь в пучине вод.

Но откуда у Иегуды такое «предвидение»?

В Талмуде (трактат Недарим, лист 22) говорится, что тот, кто гневается — забывает, что учил.

А в трактате Пиркей Авот («Наставления Отцов» сказано, что тот, кто забывает выученное, достоин смерти (гл.3, ст..8).

Известно, что в нашей традиции названы четыре вида смертной казни. 

В Мидраше Сифри Учителя отмечают, что в случае, если в Торе говорится о смертной казни, без указания, какая именно казнь имеется в виду — значит, речь идет об удушении.

В наше время на земле нет суда, который был бы компетентен в вынесении смертных приговоров. Но само понятие смертной казни никуда не исчезло. Злодей может быть приговорен к смерти Небесным судом. И тогда, как написано в Талмуде (трактат Кетувот, лист 30), удушение по приговору Суда Небес может осуществиться так, что человек утонет в реке или море.

Как известно, Всевышний, спасая евреев, раздвинул морские воды, образовав в них проход, по которому можно было перебраться на другой берег. Когда фараон, преследуя евреев со своими воинами, оказался в этом проходе — воды морские сомкнулись, и фараон и сопровождавший его отряд погибли в морской пучине.

Йеhуда предупреждает Йосефа: «Если ты будешь гневаться, то забудешь, что учил. И тогда тебе будет положена смерть. Смерть, через удушение. И если ты думаешь, что нет суда, который бы мог тебе вынести приговор и привести его в исполнение — знай, Всевышний может устроить так, что ты разделишь участь фараона!».

Следует отметить, что после смерти Йосефа, его останки были похоронены на дне Нила и пролежали там вплоть до Исхода евреев из Египта.

на основе комментариев рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и рава Йоннатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

.

2. Для войны и для молитвы

 

Написано в нашей недельной главе: «И подступил к нему Йеhуда и сказал — Ты подобен фараону, ты — как он» (Берешит, гл. 44, ст. 18).

Так Йеhуда начал борьбу за освобождение младшего брата Биньямина. 

В своем комментарии на данный фрагмент Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что это выражение «и подступил» (на иврите — ваигаш) может использоваться в Торе в двух смыслах — «начал молиться» и «начал войну».

В первом значении, когда речь идет о молитве, оно употреблено, например, в тексте, повествующем о нашем праотце Аврааме — «И подступил (ваигаш) Авраам и сказал» (Берешит, гл. 18, ст. 23).

А в Танахе, к примеру, читаем: «И вступил (ваигаш) Йоав с народом, который был у него, в сражение с Арамом» (Диврей hа-Ямим — «Хроники дней», книга первая, гл. 19, ст. 14). Тут это выражение используется в значении — «выйти на войну».

Война и молитва. Что между ними общего? Почему для выражения столь разных понятий, используется одно и то же выражение?

Когда человек готовится атаковать противника, он часто отходит на немного назад, чтобы иметь пространство для маневра.

Также и перед молитвой следует сначала отойти на несколько шагов назад — чтобы пробудить в себе подобающий настрой и трепет перед Всевышним.

Но какой из этих двух смыслов можно соотнести с действием Иеhуды? С какой целью он подступил к Йосефу — для войны или для молитвы?

Йосеф, как известно, подстроил все так, чтобы обвинить Биньямина в воровстве, и на этом основании — сделать его своим рабом.

Йеhуда, со своей стороны, предложил два варианта решения проблемы.

Если Биньямина, Йеhуду и остальных братьев считать «бней Ноах» (потомками Ноаха, живущими по законам, которые дал им Всевышний), то вот десять мужей (Иеhуда и девять братьев) готовы засвидетельствовать честность и прямоту Биньямина. 

Но разве можно считать объективным свидетельство о родном брате?

В Талмуде (трактат Йевамот, лист 97) разъясняется, что по законам бней Ноах родными считаются только братья по матери, но — не по отцу. 

Значит, у Йеhуды с братьями было право дать свидетельские показания в пользу Биньмина. По законам бней Ноах он для них — не родной. 

Если же Йосеф пожелает судить Биньямина по закону Торы, то в Торе о воре сказано: «Должен платить (вернуть стоимость украденного). А если заплатить ему нечем — продан будет в рабы за похищенное им» (Шемот, гл. 22, ст. 2). 

То есть вора можно продать в рабство, только, если он не в состоянии возместить нанесенный им ущерб. Биньямин же способен рассчитаться сполна. 

Таким образом, Иеhуда доказал, что ни по закону бней Ноах, ни по законам Торы, Биньямин не должен стать рабом Йосефа.

Вместе с тем, Йеhуда допускал, что высокопоставленный египетский вельможа (Иеhуда не узнал Йосефа), скорее всего, не станет руководствоваться ни законами бней Ноах, ни законами Торы, и поступит так, как ему вздумается. Поэтому и говорит Йосефу: «Ты подобен фараону, ты — как он». То есть фараон, несмотря на существующий в Египте закон, запрещающий назначать раба на высокую государственную должность, поступил, исходя из собственных соображений, поставив бывшего раба, Йосефа, своим наместников в Египте. Стало быть, того же, по мнению Йеhуды можно ожидать и от Йосефа.

А на беззаконие есть лишь один ответ — война!

В данной фразе (которую мы рассматриваем), — отмечают Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93), — звучит угроза, решимость Йеhуды в случае, если Йосеф будет упорствовать в своем намерении сделать Биньямина своим рабом — убить и Йосефа и его господина.

на основе комментариев рава Моше-Якова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую; уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и рава Йоннатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. Между покорностью и яростью

В конце предыдущей главы (Микец) рассказывается, как у Биньямина был найден, подложенный ему кубок Йосефа. Йеhуда и братья тогда выразили готовность вместе с Биньямином идти в рабство к Йосефу (Берешит, гл. 44, ст. 16).

Но в нашей недельной главе, стиль переговоров по данному поводу в корне меняется. И Йеhуда переходит к угрозам: «Ты подобен фараону, — говорит он Йосефу, — ты — как он» (Берешит, гл. 44, ст.1 8).

Фараон страдал от проказы, когда захватил Сару, — отмечает в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — И тебя (Йосефа) поразит та же болезнь, если не отпустишь Биньямина.

В чем причина такой перемены в тональности разговора? 

Авраам получил пророчество о том, что его потомки станут пришельцами в чужой стране. Их будут притеснять и угнетать. Они постепенно превратятся в рабов (Берешит, гл. 15, ст. 13).

Йеhуда и братья решили, что, вот, пророчество стало сбываться. Начался галут (изгнание). А значит, нужно принять Волю Всевышнего. Поэтому они покорились Йосефу и согласились стать рабами.

Но когда они поняли, что Йосеф собирается сделать рабом только Биньямина, а их собирается отправить обратно в Эрец Исраэль (на Землю Израиля), ситуация представилась им в ином свете. 

Одно дело — смириться с волей Всевышнего, и совсем другое — терпеть произвол зарвавшегося вельможи.

В Торе о Йеhуде сказано, что он — «молодой лев», и даже когда он пригибается, припадает к земле — в нем чувствуется грация и сила льва (Берешит, гл. 49, ст. 9). 

Умение мобилизовать духовные и физические силы в критический момент — вот отличительная особенность Йеhуды. Оно отчетливо проявилась в истории с Тамар. Когда Йеhуда в один миг мог потерять все, но, тем не менее, нашёл в себе силы признать горькую правду.

Так же и с Йосефом. Вначале он демонстрирует покорность, готовность стать рабом. Но вот ситуация изменилась, и Йеhуда уже готов воевать. Воевать не на жизнь, а на смерть. И его совершенно не смущает, что он — в чужой стране, а его противник — могущественный правитель Египта, за которым стоит вся египетская армия.

В Танахе рассказывается такая история. Когда царь Хизкияhу (6 век до н.э.) смертельно заболел, к нему пришел пророк Йешаяhу и предложил, в виду близкой смерти, составить завещание (вторая книга Мелахим — Царей, гл. 20, ст. 1).

В Талмуде Учителя отмечают упорство, с которым царь Хизкияhу, не желая покоряться судьбе, боролся за свою жизнь. Он не прекратил усилий, даже в момент, когда пророк Йешаяhу сообщил ему, что на Небесах уже вынесен приговор.

— Отцы и деды, — говорит царь, — учили меня не сдаваться. Даже если острый меч занесен над головой, не надо отчаиваться, надо продолжать искать путь к спасению (трактат Берахот, лист 10).

Как известно, Всевышний услышал мольбу Хизкияhу, исцелил его и даровал ему еще пятнадцать лет жизни.

Раши в своем комментарии пишет, что под выражением «отцы и деды» подразумевается предок Хизкияhу — царь Давид, который отличался тем, что в самых тяжелых испытаниях никогда не впадал в уныние и не переставал верить в спасение и уповать на Творца. 

Мы можем добавить, что и Йеhуда, предок и Давида и Хизкияhу, также в полной мере обладал этими чертами.

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; конец 18-го – первая половина 19-го вв., Польша)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Связь Песаха с Шаббатом


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля