ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
СУККОТ
начинается с вечера

20 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 21, 2021   14 Тишрей 5782

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Шестнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваигаш»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда и сказал...”.

И подошел на иврите - ваигаш.

 

Обсуждение главы Ваигаш

 

1. Два довода Йегуды

 

Наша недельная глава начинается с описания противостояния Йегуды и египетского вельможи, под маской которого скрывался Йосеф.

«Египтянин» по ложному обвинению пытается забрать Биньямина себе в рабы. Йегуда встает на защиту брата. В своей речи в защиту Биньямина он приводит два аргумента. Рассмотрим их, с той точки зрения, насколько они весомы.

Итак, вот аргументы Йегуды.

Написано в тексте: «И остался он (Биньямин) один из сыновей его матери, и отец его любит» (Берешит, гл. 44, ст. 20). 

То есть Йегуда объясняет, что Биньямин — их брат только по отцу. И добавляет, что отец испытывает к нему особую привязанность.

Но что Йегуда пытается этим доказать?

Когда Яаков благословляет своих сыновей, он называет Шимона и Леви — братьями (Берешит, гл. 49, ст. 5).

В комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что Яаков так назвал их, потому что они всегда принимали решения и действовали сообща. Сообща отомстили жителям Шхема за изнасилование Дины. Вместе выступили за смертную казнь Йосефа.

Поговорим об этом подробнее.

Вот братья судят Йосефа. Мнение Шимона и Леви мы уже знаем. Йегуда и Реувен — против. Иссахар и Зевулун воздержались, они сочли, что не вправе перечить старшим братьям. А сыновья Билhи и Зилпы — Дан, Нафтали, Гад и Ашер — были благодарны Йосефу за поддержку, которую тот им оказывал, как сказано: «А он, отрок, с сынами Билhи и Зилпы» (Берешит, гл. 37, ст. 2). Поэтому они тоже не поддержали Шимона и Леви. 

Мы видим, что Иссахар и Зевулун, с одной стороны, и Дан, Нафтали, Гад и Ашер — с другой, не захотели участвовать в вынесении смертного приговора Йосефу. Причем, Иссахар и Зевулун — из уважения к старшим братьям, а Дан, Нафтали, Гад и Ашер — по иной причине.

Возникает вопрос: почему Раши понадобилось называть несколько причин? Почему он не мог сказать, что все младшие братья (а Дан, Нафтали, Гад и Ашер тоже были младше Шимона и Леви) не ввязывались в спор старших братьев из уважения к ним?

Но кто вообще сказал, кстати, что нужно уважать старшего брата? О родителях написано в Торе — «Чти отца своего и мать свою» (Шемот, гл. 20, ст. 12). Где же говорится о старшем брате?

Здесь же, в том самом фрагменте, — поясняют Учителя.

Соединительный союз «и» (в оригинале — «вэ-эт») тоже несет смысловую нагрузку. Он, как говорится в Талмуде (трактат Кетубот, лист 103), вводит добавочную информацию о том, что, наряду с отцом и матерью — уважения заслуживает также и старший брат.

Поскольку союз «вэ-эт» («и») относится к слову «мать», то и почитать следует старшего брата со стороны матери. А со стороны отца? Можно, конечно тоже, но обязанности такой нет. 

Выходит, Дан, Нафтали, Гад и Ашер были не обязаны почитать Шимона, Леви, Йегуду и Реувена. В ведь те, хоть и были старшими братьями, но — по отцу, не по матери. Поэтому Раши и называет другую причину их неучастия в споре по поводу Йосефа.

Но вернемся к доводам Йегуды.

Египетского правителя, вероятно, интересовало почему Биньямин, когда его братья отправились на поиски хлеба, не разделил с ними тяжести этого путешествия? Почему не присоединился к ним, не помог?

«И остался он (Биньямин) один из сыновей его матери» — объясняет Йегуда. То есть, как мы теперь понимаем — он, Йегуда, подчеркивает в этих словах, что у Биньямина нет обязанности выказывать уважение своим старшим братьям. Ведь они его братья  — только по отцу.

Если же египетский вельможа затаил злобу на кого-то из братьев еще с их первого визита и думает наказать его через Биньямина — тут может помочь второй аргумент: «отец его любит».

Значит, нанеся удар Биньямину, «египтянин», в первую очередь — тяжело ранит отца. Отца, который не сделал ему ничего плохого. Ведь он никогда не был в Египте.

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

2. Йегуда доказывает ложность обвинений, выдвинутых против Биньямина

 

Итак, из текста Торы мы узнаем, что Йегуда, подступив к египетскому правителю и еще не зная, что перед ним его брат Йосеф, произносит пламенную речь в защиту Биньямина.

Начинает он издалека. Вспоминает, как братья пришли в Египет в первый раз и разговор, который они вели тогда с «египтянином». «Господин спрашивал, — говорит Йегуда, — есть ли у нас отец или брат» (Берешит, гл. 44, ст. 19).

Для чего нужен этот пересказ? Неужто египетский вельможа не помнит их предыдущей беседы? И даже если он забыл о ней — надо ли об этом напоминать?

Биньямина обвиняют в краже. В его вещах найден серебряный кубок египетского правителя. Как в этой ситуации может помочь упоминание, о чем «египтянин» спрашивал братьев во время их предыдущего посещения Египта?  

Анализируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) усматривает в словах Йегуды скрытый упрек. Ведь братья пришли в Египет лишь для того, чтобы купить хлеб. Точно так же, как жители других, сопредельных с Египтом стран. Во всей округе тогда свирепствовал голод. И только в Египте был хлеб не только для жителей страны.

Закон рынка прост: плати деньги — бери товар. Но вельможа почему-то учинил Йегуде и его братьям форменный допрос. 

— Вероятно, еще тогда, — негодует Йегуда, — у тебя зрел коварный замысел! Еще тогда ты задумал возвести на кого-то из нас ложное обвинение! Для чего ты задавал нам все эти вопросы? Разве мы просили руки твоей дочери? Или же ты сватался к нашей сестре? 

Вопросы Йегуды гулко звучали под сводами дворца. Подобно раскатам грома, они предвещали приближение бури. Йегуда никому не позволит возводить напраслину на Биньямина. И братья сумеют отстоять его. 

Своей речью Йегуда не просто привлекает внимание к неадекватному поведению египетского правителя, его предвзятому отношению. Он наглядно демонстрирует всю несостоятельность выдвинутых против Биньямина обвинений. 

Подчеркивая особую ценность, якобы, украденного, а на самом деле — подброшенного кубка, вельможа сообщает, что не только пьет из него, но и гадает на нем (Берешит, гл. 44, ст. 5). И потом, желая пристыдить Йегуду и братьев, он заявляет: «О чем вы думали, когда делали это? Разве вы не понимаете, что такой человек, как я, узнает правду гаданием?!» (там же, ст. 15). 

— Ты способен «узнать правду гаданием»? — пускается в контратаку Йегуда. — Тогда почему ты нас расспрашивал об отце и брате? Что ж ты не выяснил это гаданием?! Не можешь? Значит, кубок — никакой не особенный. И все это — один сплошной навет!

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Солгал ли Йегуда?

 

Итак, Йегуда использует все аргументы, чтобы отстоять Биньямина.

«И ответили мы господину: есть у нас престарелый отец и младший брат, рожденный в старости, — говорит он в ходе этого разговора, — а брат его умер» (Берешит, гл. 44, ст. 20).

То есть здесь Йегуда подчtркивает, что братья ничего не скрыли от египетского правителя, говорили ему только правду. 

Сказав, что «брат его умер», Йегуда подразумевал Йосефа.

И вот тут Йегуда — солгал. Ведь он прекрасно знал, что Йосеф не умер, но — продан в рабство. Знает, кем продан, и при каких обстоятельствах.

Страх побудил его сказать неправду, — комментирует эти слова Йегуды Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Он подумал: «Если скажу, что брат жив, этот вельможа прикажет, чтобы того брата привели к нему.

Выходит, Йегуда, пусть и из страха перед египетским властителем, но все же покривил душой?

Как это не похоже на Йегуду! Ведь мы помним историю с Тамар. Тогда он бескомпромиссно признал ее правоту, воскликнув: «Она — праведнее меня!» (Берешит, гл. 38, ст. 26).

Да, в тот момент, в истории с Тамар, Йегуда ради правды пожертвовал собственным самолюбием. А сейчас на другой чаше весов был страх перед зарвавшимся египетским правителем. Но неужели этот страх перевесил стремление к правде?

Ранее мы читали, что Йосеф передавал отцу дурное о братьях (Берешит, гл. 37, ст. 2). По мнению Йегуды, это было лашон hа-ра (злословие). Наказание за злословие — цараат, болезнь духовного свойства, при которой на теле появляются язвы. В Талмуде (трактат Недарим, лист 64) Учителя приравнивают пораженного этой болезнью — к мертвому.

Выходит, Йегуда — не солгал. В его понимании, Йосеф должен был получить наказание язвами цараат, а, значит он — подобен мертвому.

И даже если братья ошиблись, и Йосефу и не полагалось наказание за лашон hа-ра язвами на теле — все равно в словах Йегуды была доля правды. Ведь сказано в Талмуде (там же), что бедняк подобен умершему. А Йосефа продали в рабство. И кто же может быть беднее раба?! 

Таким образом, назвав Йосефа мертвым, Йегуда не покривил душой. Он действительно говорил то, что было в его мыслях.

Кроме того, в эту минуту Йегуда почувствовал, что ему и братьям прощена продажа Йосефа. И действительно,  своими страданиями, своим стыдом — они искупили это прегрешение. Но если так, значит, теперь Йосеф должен к ним вернуться. И тому, что это не произошло, может быть лишь одно объяснение — его нет в живых. 

Впрочем, Йегуда немного поторопил события. Продажа Йосефа действительно была прощена, только — позднее.

Откуда мы знаем об этом?

Как только братья искупили свою вину, Йосеф потерял способность изображать из себя жестокого сатрапа. Как сказано: «И не мог больше Йосеф сдерживаться при всех» (Берешит, гл. 45, ст. 1).

Маски сброшены. Спектакль окончен…

 

на основе комментариев рава Иегуды-Арье-Лейба Алтера

(Гурский Ребе; известен также и под псевдонимом Сфат Эмет, Польша, 19 в.)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Живу в Германии, стала одинокой, хочется найти друзей…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля