ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА “Ваигаш”

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 — гл. 47, ст. 27.

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Иегуда и сказал...”.

И подошел на иврите — ваигаш.

Обсуждение главы Ваигаш

01.01.06

В нашей недельной главе сообщается: узнав о том, что Иосиф жив, Яаков отправляется в Египет. Да не один, налегке, но — всем своим семейством, взяв с собой весь имевшийся у него скот, все свое имущество. Так народ Израиля «спустился» в Египет, где прожил более двух веков (210 лет).

Понятно, что Яакову не терпелось повидаться с сыном. Понятно, что семью гнал с Земли Израиля голод — несколько неурожайных лет истощили запасы продовольствия. Но остается все же вопрос: неужели была столь острая необходимость перебираться в Египет? Ведь если Иосиф занимал в царстве фараона столь высокое положение, что мог без труда оказать своей семье материальную помощь, поддерживая их жизнь в Эрец Исраэль в течение семи лет голода на земле Кенаанской.

Ответ на этот вопрос находим в тексте Торы. Судьбу семьи Яакова определил сам Всевышний, как сказано: «Не бойся спуститься в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там. Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно» (Берешит, гл. 46, ст. 3).

Исследуя этот отрывок, наши Учителя сравнивают Египет с плавильным котлом, где народ Израиля, подобно нагретому до высокой температуры жидкому золоту, очистился от примесей и сформировался затем в новом качестве. Используют Учителя и другое сравнение — с утробой женщины, где формировался еврейский народ, подобно тому, как плод формируется в теле его матери.

Но почему для того, чтобы сформироваться, еврейский народ должен был преодолевать тяготы, беды, несчастья, выпавшие на ее долю в Египте? Почему процесс формирования не мог спокойно осуществиться на территории Земли Израиля?

То, что евреям пришлось «спуститься» в Египет и долгое время жить там, в рабстве, демонстрирует, что любое изгнание имеет две стороны. Одна из них, негативная, в том, что это — акт наказания за отступление от путей Всевышнего. Об этом написано и в Торе (тохахот) и в Танахе (книги пророков). Другая — позитивная. Ибо, как мы неоднократно говорили в наших обзорах, ниспосланное Свыше наказание всегда имеет терапевтическую цель (см. на сайте, к примеру, обзор недельной главы Ваишлах, четвертый годовой цикл обсуждения) и служит исправлению ошибок. В случае с египетским изгнанием наградой за пережитые трудности для сынов Израиля стало, как уже сказано, формирование народа, как единой общности.

В обзоре этого года мы постараемся подробнее рассмотреть позитивный аспект изгнания. И чтобы концепция прочитывалась ясней, обсудим ее на примере более позднего, «греческого» периода еврейской истории.

Многие комментаторы называют времена греческого владычества — «изгнанием», хотя на этом историческом этапе еврейский народ по-прежнему жил на своей земле, в Эрец Исраэль. В отличие от эпохи, когда евреи оказались под властью римлян, при греках в Иерусалиме довольно долго стоял еще Второй Храм, а часть этого периода Храм — даже функционировал в своем обычном режиме. Так почему же это называют «изгнанием»?

Дело в том, что изгнание может быть не только физическим, но и — духовным. Именно таким и было — греческое.

Если физическое изгнание означает отделение от своей страны, от своего народа, то духовное — когда в твоей стране набирает силу чужая и принципиально чуждая культура (см. на сайте обзор недельной главы Микец, четвертый годовой цикл). Когда в Эрец Исраэль эллинизм начал подменять еврейское мировоззрение и еврейский образ жизни, сыны Израиля оказались в духовном изгнании…

02.01.06

Но что вообще означало греческое изгнание?

Еврейские мудрецы указывают на два его аспекта. Первый включал в себя религиозные преследования и запрет на исполнение определенных заповедей Торы. Так, новоявленным законом каралось осуществление процедуры обрезания (брит мила), создание школ для изучения Торы. В некоторых источниках к этому перечню добавляют также запрет на соблюдение законов шаббата, семейной чистоты, на отсчет дней и месяцев по еврейскому календарю. Второй… Этот второй аспект рассмотрим подробнее.

Греки предъявили евреям странное требование — чтобы сыны Израиля «расписались на рогах тельца в том, что у них нет доли под сенью Всевышнего». На первый взгляд может показаться, что второй аспект вообще трудно понять.

Рога тельца в данном случае — напоминание о том, как евреи, нарушив запрет Творца, у горы Синай отлили золотого идола, — объясняют наши Учителя. — А поскольку они совершили тяжкий грех, греки настаивали, чтобы евреи отказались от своей доли в мире Всевышнего. Что же сие означает? Способна ли эта «бредовая» идея олицетворять столкновение между двумя идеологиями — эллинизмом и еврейским мировоззрением?

С позиций еврейской традиции, исполнение законов Торы не связано с нашими обязательствами. Мы, разумеется, заключив на Синае Союз с Творцом, обязались руководствоваться законами Торы. Но это, со стороны сынов Израиля, был акт доброй воли. Поэтому соблюдение условий этого Договора не может считаться основой его «ратификации». Побудительным мотивом принятия условий послужила для еврейского народа конечная цель.

Обычно народы заключают договоры, если видят, что это им выгодно. Несомненно, конечная награда — один из факторов, стоящих за нашей коллективной готовностью заключения Союза с Всевышним. Однако было бы неправильно думать, что основной причиной, подтолкнувшей еврейский народ к вступлению в Союз с Творцом, был поиск выгод и наград. Еврейская традиция учит нас, что народ принял Тору по необходимости — потому что без Союза с Творцом, который дает нашему земному существованию еще одно измерение, человеческая жизнь представляется бесцельной, бессмысленной.

В Талмуде (трактат Эрувин, лист 13) описывается захватывающая дискуссия, ясно демонстрирующая отношение еврейской традиции к человеческой жизни. Учителя задаются вопросом: представляет ли какую-либо ценность человеческая жизнь с позиций самого человека?

Дискуссия на эту тему между представителями школ Ѓилеля (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век) и Шамая (коллега, современник и постоянный оппонент Ѓилеля в дискуссиях) длилась два с половиной года.

Последователи Шамая говорили, что было бы лучше, если бы человек вообще не появился на свет. Приверженцы школы Ѓилеля открыли в этом вопросе иную грань Истины и благодарили Творца за то, что Он создал человека.

В конце концов, большинством голосов Учителя вынесли постановление: «Человеку, возможно, лучше было бы не появляться в сотворенном Всевышнем мире, но, поскольку его создание — данность, каждый из нас — в ответе за свои дела. Поэтому люди должны думать, как жить дальше».

Таким образом, наши Учителя решили, что жизнь, сама по себе, немного стоит. Как это понимать?..

03.01.06

Еврейская традиция сообщает, что Всевышний сотворил вселенную ради человека — чтобы создать ему условия, в которых он может жить и процветать. Если предположить, что жизнь человека «немногого стоит», получается, что Творец, создавая вселенную, зря потратил усилия. Разве это не противоречит записанной Торе фразе, в которой дается оценка Всевышнего созданному Им миру, когда (в шестой день Творения) труд Его был завершен — «И увидел Всевышний все, что Он создал… хорошо весьма» (Берешит, гл. 1, ст. 31)?

Конечно же, наши Учителя, которым открывались глубинные связи материального мира с мирами духовными, дискутируя по поводу ценности человеческой жизни, не ставили под сомнение «рациональность» усилий Всевышнего. Но о чем же тогда они говорили, усматривая в этой проблеме различные грани Истины? Предпримем попытку исследовать их позиции.

Прежде всего, нам надо понять концепцию, согласно которой заключение Союза с Творцом на Синае было, как говорилось выше — «необходимостью». Для этого выстроим две логические цепочки.

В основу первой заложим гипотезу, что Учителя, детально рассмотрев проблему, вынесли решение, что человеческая жизнь имеет «самостоятельную» ценность. Тогда нам придется констатировать, что Союз с Всевышним имел вполне практические резоны и предполагал, что в будущем человек получит от этого Союза определенные выгоды и награды. Если человеческая жизнь ценна, сама по себе, без учета Договора с Творцом, в этом случае и жизнь человека и вообще все, что Всевышним создано, несет в себе потенциал улучшения реальности. Союз с Всевышним в этой «формуле» — шаг, предпринятый, чтобы улучшить условия человеческого существования.

В основе второй логической цепочки — утверждение, что человеческая жизнь, сам по себе, не имеет особой ценности. Тогда все усилия, направленные на улучшение условий жизни человека, включая Договор, «подписанный» на Синае, не имеют рационального объяснения.

В самом деле. Зачем стараться и «копья ломать», зачем вкладывать труд в то, что не имеет ценности?

Наши Учителя, как мы уже знаем, пришли к выводу, что создание и существование вселенной может быть оправдано только поступками людей.

Теперь мы в состоянии понять главную нить дискуссии Учителей. Любая деятельность человека, осуществляемая вне Союза с Всевышним на Синае, — отметили они, — призвана улучшать качество жизни людей. Но если жизнь, сама по себе, не имеет большой ценности, то и деятельность, направленная не ее улучшение, не имеет особого смысла.

Иначе говоря, цель Творения состоит не в том, чтобы «поселить» в мире наделенное разумом «автономное существо», которое, пользуясь благами созданной Творцом вселенной, будет в дальнейшем благоустраивать жизнь, совершенствуясь в изобретении способов доставлять себе удовольствие. Но в том — чтобы, реализуя заложенный в нем потенциал, человек достигал новых и новых высот, совершенствуясь духовно и приближаясь к Творцу.

Действительно, стоило создать человека, ради того, чего он способен достичь.

Эта концепция потребовала, чтобы Учителя всесторонне проанализировали цель человеческой деятельности. Попытаемся, хотя бы в общих чертах, обозначить ход их исследования…

04.01.06

Человеческое существование, если мы не используем тот потенциал, которым наделил нас Всевышний, немногого стоит. Но существование, которое обеспечивается действиями человека в рамках его Союза с Творцом, обретает истинную ценность. Об этом и говорят Учителя, объясняя, что Договор с Создателем вселенной, заключенный у горы Синай — жизненная «необходимость». Только создание совершенно иной модели человеческого бытия, когда творческая деятельность человека обусловлена условиями Союза с Всевышним, может дать нам рационалистическое объяснение цели человеческой жизни. В этом и состоит значение того вывода, к которому пришли наши Учителя, обсуждая акт сотворения человека.

Однако с позиций эллинистов такой вывод — неверен. Греческая культура, да и вся система взглядов, основанная на греческом интеллектуальном фундаменте, строится на идее, согласно которой человечество стремится лишь к тому, чтобы улучшить качество жизни. Придя к выводу, что человеческое существование, само по себе, «немногого стоит», наши Учителя опровергли аксиому, на которой зиждется эллинизм. Эллинизм способен принять религиозные догмы, даже — ненаучные, лишь в том случае, если они, с его точки зрения, рациональны. То есть греки могли воспринять только такую религию, которая вписывается в их теории — и не имеет значения, что она, к примеру, по-детски наивна.

Но еврейское мировоззрение в понимании греков — иррационально и неприемлемо. Потому что отрицает их идеал — жизнь ради наслаждения жизнью.

Следует отметить, что у эллинизма есть свой, весьма серьезный аргумент. Если человеческая жизнь без стремления внести в нее кардинальные изменения действительно ничего не стоит, говорят греки, и цель существования человечества — создание человека нового типа, выполняющего все условия Союза с Творцом мира, то каждый из нас должен иметь способность выполнять выдвинутые Договором обязательства. Однако реальность свидетельствует, что это не так. Получается, что данные условия могут осуществлять на практике лишь те люди, которые «подписывали» этот Договор. И никто не может получить ту же ясность в видении мира, как те, что стояли у горы Синай и слышали Голос Всевышнего.

Но, посмотрите, — продолжают греки, — сами евреи, которые слышали Голос Творца, не продержались и одного дня, нарушили условия Союза с Всевышним, сотворив себе золотого «идола» (тельца). Это означает, что еврейское мировоззрение не имеет под собой реальной почвы. Золотой телец — явное доказательство, что человек в принципе не может соблюдать условия Союза. Это ему от природы — не свойственно.

Наивно полагать, — заключают греки, — что Всевышний, сотворив человека, рассчитывал в основном на то, что он будет соблюдать условия Договора с Ним. Зачем же тогда он создал человеческое существо столь «несовершенным»?

Грех золотого тельца как будто бы и в самом деле подтверждает точку зрения греков. Евреи, вступив в Союз с Творцом, отлили из золота тельца, полагая, что Договор с Всевышним изменит их жизнь к лучшему. За годы странствий в пустыне они привыкли к тому, что Творец, постоянно контактируя с Моше Рабейну, знает их нужды и обеспечивает их всем необходимым. Поэтому, когда, как им показалось, Моше не вернулся в положенный срок, они испугались. И решили создать собственный канал связи с Творцом — чтобы качество их жизни улучшалось и впредь.

Теперь мы готовы понять идею, согласно которой у любого изгнания есть и позитивная сторона. Ее суть, изложенная в краткой форме, такова: человек способен по-настоящему осознать сущность того или иного мировоззрения, если у него есть, с чем сравнивать…

05.01.06

Только столкнувшись с другой культурой, другими идеями и мировоззрениями, еврейский народ может понять, кто же он на самом деле.

Дискуссия о ценности человеческой жизни, которая велась между школами Ѓилеля и Шамая, возникла в контексте столкновения еврейского мировоззрения с — эллинистическим. И «грех золотого тельца» тоже можно объяснить сквозь призму противостояния с эллинизмом.

Искреннее соблюдение мицвот (заповедей) обязательно подразумевает понимание их сути. Но интеллектуальное понимание — поверхностно, ограничено и непрочно. Ибо люди часто запутываются в «интеллектуальных дебрях». Особенно — если им приходится сталкиваться с соблазнами или вступать в дебаты с людьми, которые лучше их владеют искусством вести споры. Чтобы проявить твердость в такой ситуации, человек должен обладать глубоким пониманием тех идей, которые отстаивает. Проверка изгнанием переводит интеллектуальные размышления в коллективное еврейское подсознание.

Праздник Хануки внесен в еврейский календарь как изъявление благодарности Всевышнему за чудо (на иврите — нес), которое Он совершил (см. на сайте материалы, посвященные этому празднику). На иврите слово, означающее благодарность — hодайя. И оно имеет еще одно значение — «признание». Корень этого слова — hод, что в переводе означает — «красота». Так (hод) называется восьмая из десяти сфер духовного мира. Пересечение идей в этом слове полностью выражает интеллектуальное и мировоззренческое противостояние между еврейской традицией и эллинизмом и помогает осознать очень существенное для еврейской системы взглядов качество, которое можно обрести лишь в противостоянии в изгнании.

В нашем изъявлении благодарности Всевышнему присутствуют как бы два аспекта. С одной стороны, это — чувство радости по поводу того, что Творец создал нас и спас народ, с другой — это признание собственных обязательств перед Ним. «Спасибо», которое мы говорим Всевышнему за то, что Он создал нас, окрашивается позицией, которую мы занимаем в вопросе о ценности человеческой жизни.

Если мы верим, что жизнь ценна сама по себе, мы констатируем, что Всевышний создал нас для того, чтобы мы наслаждались жизнью. И у нас нет необходимости стремиться к каким-то особым, возвышенным достижениям. Улучшая собственную жизнь, мы тем самым увеличиваем ценность подарка Всевышнего. Тогда самая большая благодарность, которую мы способны выразить Создателю за Его бесценный дар (жизнь) — умение максимально насладиться Его подарком.

Но, если мы принимаем иную позицию и заключаем, что человеческая жизнь, сама по себе, не имеет большой ценности, то, выражая благодарность Всевышнему (hодайя), мы тем самым подтверждаем, что у нас есть обязательства перед Ним. Мы обязуемся использовать подаренную нам жизнь на то, чтобы, руководствуясь условиями Договора с Всевышним, создать обновленного человека.

Эти две версии благодарности и составляют глубинную основу «спора» между еврейской традицией и эллинизмом. А усвоение и осознание смысла нашего обязательства, заключенного в концепции hодайя, открывает нам красоту, заключенную в hод, в проникновении в духовные миры, в духовном развитии и совершенствовании.

Наши Учителя ассоциируют истинную красоту со способностью тростника противостоять любым ветрам. Человек должен быть гибким, как тростник, но не твердым, как кедр, — наставляют они. В периоды бурь кедр может сломаться, а тростник — лишь пригибается к земле. Когда буря пройдет — он выпрямится. Его сила — в его (относительной) слабости и гибкости.

Красота еврейского народа проявляется в бурях изгнания. Мы склоняемся под воздействием жестоких ветров, но когда буря изгнания остается в прошлом, мы выпрямляемся, обретая в способности противостоять бурям изгнания новую силу, энергию и мудрость.

В этом состоит еще один аспект значимости сферы hод. Всевышний создал мир таким, что он обретает ценность в результате деятельности человека. В черте hодайя выявляется красота партнерства между Всевышним и человеком.

Изгнание — это бедствие, которое трансформируется в силу. В этом — красота и величие еврейской истории...

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Для чего Всевышний посылает испытание неразделенной любовью?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля