23 цикл обсуждения
Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Ваигаш»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда
и сказал...”.
И подошел на иврите - ваигаш.
Обсуждение главы
Ваигаш
1. Может ли раб стать царем?
Йосеф, неузнанный своими
братьями, подвергает их испытанию. Иегуда принимает вызов и вступает в диалог с
могущественным египетским правителем, под маской которого скрывается Йосеф. Об
этом читаем: «Подступил к нему Иегуда и произнес: "Мой господин! Прошу, позволь
молвить слово, и не гневайся на своего раба, ведь ты подобен фараону"» (Берешит,
гл. 44, ст. 18).
В Мидраше (Мидраш Раба на
книгу Берешит, гл. 93) разъясняется, что, хоть слова Иегуды и выглядели
смиренной просьбой, или даже мольбой — в них присутствовала скрытая угроза. А
его взгляд выражал решительность и храбрость.
— Мы, сыны Яакова можем
покрасить Египет в красное, — предупредил Иегуда. — причем, не краской, а
кровью.
— Да, я знаю, вы в совершенстве
владеете искусством красить, — парировал Йосеф, намекая на полосатую рубаху,
подарок отца, которую братья окрасили кровью козленка, чтобы у отца создалось
впечатление, будто Йосефа растерзал хищный зверь (см. Берешит, гл. 37,
ст. 31-33).
Такой ответ озадачил Иегуду, о
полосатой рубахе мог знать только тот, кто был близок с семьей. Но египтянин
никак не мог входить в этот круг.
Впрочем, Иегуде некогда было
ломать голову над этой загадкой, он призывно посмотрел на своего брата Нафтали —
вдвоем они могли разрушить Египет.
Йосеф перехватил его взгляд и
подал знак Менаше. Тот ударил ногой о стену с такой силой, что содрогнулся весь
дворец.
«Такой силой может обладать
только кто-то из наших», — подумал Йеуда, — Но откуда взяться сынам Израиля в
Египте? Кроме нас, здесь никого из наших нет».
Увидев замешательство в глазах
брата, Йосеф ударил по колонне, и та рассыпалась. Тогда Иегуда схватился за меч,
но тот, словно застрял в ножнах.
«Не иначе, как этот египтянин
верит в Единого Всевышнего, раз мой меч отказывается обнажаться против него» —
мелькнула в голове Иегуды мысль. Но ее тут же вытеснила другая: «Этого не может
быть, известно, что все египтяне — идолопоклонники».
Итак, египетский правитель
каким-то образом знает о полосатой рубахе Йосефа, он сам и его сын обладают
недюжинной физической силой, свойственной, лишь детям Яакова, к тому же он верит
в Единого Творца.
Собрав эти детали вместе, братья
могли понять, что перед ними Йосеф. Но они, находясь в плену стереотипов,
отказываются в это верить. Братья упорствуют в желании не замечать очевидное —
до тех пор, пока Йосеф сам не откроется им, воскликнув:
— Я Йосеф!» (Берешит, гл.
45, ст. 3).
Чем же объяснить столь вопиющую
не прозорливость?
Написано: «Под тремя трясется
земля, четырех она не может носить: раба, когда он становится царем...» (Мишлей
— Притчи царя Шломо, гл. 30, ст.21-22).
Чтобы не подвергать опасности
землю, раба нельзя допускать на царство. А братья точно знали, что Йосеф продан
в рабство, и, значит — не может царствовать ни над Египтом, ни над ними.
Впрочем, он и не царствовал.
Ведь быть подобным фараону еще не означает быть фараоном. Да и братья Йосефу
пока только поклонились, но не признали царем над собой. Поклонились, как в том
сне, что приснился Йосефу на заре его юности...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;
Польша–Германия, первая половина 18-го века)
2. Два царя
В нашей недельной главе сцена,
разыгравшаяся между Иегудой и Йосефом, описывается так: «Подступил к нему Иегуда
и произнес: "Мой господин! Прошу, позволь молвить слово, и не гневайся на своего
раба, ведь ты подобен фараону"» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
Чтобы разъяснить этот фрагмент,
Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93) приводят
слова о царях — «Вот цари собрались, выступили вместе на войну. Как увидели они
— оцепенели, испугались, поспешно бежали. Трепет охватил их, дрожь — словно
роженицу» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 48, ст. 5-7).
«Вот цари собрались» — это
Иегуда и Йосеф.
«Выступили вместе на войну».
Слово «авру» (выступили) созвучно слову «эвра» (гнев). Иегуда и Йосеф
разгневались друг на друга.
«Как увидели они — оцепенели» —
каждого удивило поведение другого.
«Испугались и поспешно бежали» —
братья не могли ответить Йосефу.
Да, при этой сцене
присутствовали остальные братья. Но у них была роль без слов. До сих пор они
лишь наблюдали со стороны, не вмешиваясь.
«Трепет охватил их, дрожь —
словно роженицу». Братья решили про себя: цари выясняют отношения, а нам, какое
дело? Пусть цари сами разбираются, мы же вмешиваться не станем. Поэтому написано
— «Подступил к нему Иегуда».
Иегуда, сын Леи, и Йосеф, сын
Рахели — это два царя, резко выделяющиеся на фоне остальных братьев.
О Иегуде сказано: «Не отойдет
скипетр власти от Иегуды, и стило закона от потомков его» (Берешит, гл.
49, ст. 10).
Статус царя перешел к нему после
того, как его утратил Реувен. Проблема Реувена в том, что он — «не сдержан, как
поток воды» (там же, ст. 4).
И неподобающе вел себя с отцом.
Шимон и Леви тоже заслужили
порицание Яакова и его упрек в гневливости — «в гневе своем убили человека» (там
же, ст. 6).
А Иегуду отец выделяет особо —
«Иегуда, тебя восхвалят братья твои» (там же, ст. 8).
Выделен и Йосеф, первенец Яакова
от Рахели — «Первенец его быков, величие ему» (Дварим, гл. 33, ст. 17).
В Танахе читаем: «Вот, наступают
дни, — сказал Всевышний, — когда пахарь сойдется со жнецом» (книга пророка
Амоса, гл. 9, ст. 13).
Слово «хореш» (пахарь)
имеет два значения: возделывающий землю и вынашивающий замыслы. Иегуда назван «хореш»,
потому что именно он задумал и осуществил продажу Йосефа.
Йосеф же назван «жнецом» из-за
его сна, в котором он вязал снопы (см. Берешит, гл. 37, ст. 7).
«Пахарь сойдется со жнецом». Это
пророчество намекает на противостояние Иегуды и Йосефа, но также свидетельствует
и о том, что в будущем два царя, Иегуда и Йосеф, встретятся и объединятся, и
будет единое царство.
Речь идет о Машиахе, потомке
царя Давида (который, вместе с тем — и потомок Иегуды) и Машиахе, потомке
Йосефа.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Три предупреждения
Написано: «Подступил к нему
Иегуда и произнес: "Мой господин! Прошу, позволь молвить слово, и не гневайся на
своего раба, ведь ты подобен фараону"» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
Иегуда предложил Йосефу
поговорить с глазу на глаз, без посредника-переводчика. Он заявил, что недоволен
качеством перевода, ведь никакой перевод не в состоянии передать все богатство
оттенков и дополнительных смыслов, присутствующих в оригинале. Поэтому, в виду
чрезвычайной важности, Иегуда предложил вести переговоры напрямую на любом из
семидесяти языков народов мира.
Кроме того, Иегуда собирался
вести нелицеприятный разговор, в ходе которого могли быть произнесены довольно
резкие высказывания, и он не хотел, чтобы посторонние это слышали, ведь тогда
египетский правитель окажется в неловком положении.
Иегуда высказал наместнику
фараона три предупреждения, в которых таились скрытые угрозы.
«Ты подобен фараону» — фараон и
его домочадцы в свое время были наказаны страшным недугом за то, что он взял
себе Сару и удерживал ее. Иегуда намекает, что и наместника фараона постигнет
такая же участь, если он решит забрать себе Биньямина.
Кроме того, Иегуда напомнил, что
египетский вельможа справлялся об их отце. Так вот, Яаков сказал Лавану: «У кого
найдешь твои божества, не будет жив» (Берешит, гл. 31, ст. 32).
Он не знал, что идолов Лавана
похитила Рахель. И Рахель вскоре умирает.
Иегуда предупреждает: Яаков
может проклясть того, кто похитил бокал египетского правителя, и тогда
пострадает не Биньямин, а тот, кто на самом деле подстроил всю историю с
похищением.
И наконец, Иегуда напоминает
историю с похищением Дины. Тогда Шимон и Леви убили Шхема, правителя
одноименного города, за то, что тот надругался над сестрой Иегуды, убили и 24
тысячи жителей Шхема, потому что те не остановили своего вождя.
Смотри, как бы за удерживание
Биньямина, Египет не постигла участь Шхема, — предупреждает Иегуда.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
4. Чтобы обратиться —
нужно помолиться
Желая спасти Биньямина, Иегуда
обращается к Йосефу. И мы читаем: «Подступил к нему Иегуда и произнес: "Мой
господин! Прошу, позволь молвить слово, и не гневайся на своего раба, ведь ты
подобен фараону» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
Если кому-то предстоит разговор
с царем, главой государства или другим важным и значимым человеком, то перед
этим необходимо помолиться Всевышнему и попросить Его явить свою милость, чтобы
все прошло наилучшим образом.
Это правило следует из нашего
фрагмента.
Иегуда, прежде чем обратиться к
египетскому правителю с просьбой не забирать Биньямина, помолился Творцу о том,
чтобы его слова возымели действие.
Намек на это заключен в
выражении «ваигаш элав» (подступил, приблизился к нему). Иегуда, прежде
чем подступить к Йосефу, сперва приблизился к Всевышнему, совершил тешуву
(раскаяние). Ведь если сможешь сблизиться с Творцом, то с человеком, кем бы он
ни был — и подавно.
Когда молишься Всевышнему, если
хочешь, чтобы просьба была принята — нужно упомянуть меркаву (колесницу)
из пророчества Йехезкеля, отображающую устройство духовных миров, в совокупности
его рехивим (частей).
Меркава
несет на себе Шехину (Присутствие Всевышнего) и состоит из четырех праведников:
Авраама, Ицхака, Яакова и Давида.
Впрочем, тогда Яаков еще
находился в нашем, материальном мире, а Давид, вообще еще не родился. Но
меркава существовала от Сотворения мира, а места праведников, сидящих в ней,
занимали души, и еще было неизвестно, кто именно удостоится их получить.
Теперь мы знаем имена всех
четырех. Намек на них содержится в слове «элав» (к нему), состоящем из букв
алеф, ламед, йод и вав.
Алеф
принадлежит имени Авраам, а йод олицетворяет Ицхака. Буква вав
соответствует Яакову. Как сказано: «И вспомню Мой завет с Яаковом» (Ваикра,
гл. 26, ст. 42). Эта фраза в Торе начинается с буквы вав (ве-захарти).
Царю Давиду соответствует
ламед, вторая буква в слове мелех (царь). Ламед — самая
высокая буква в алфавите, поэтому именно она символизирует малхут
(царство).
Иегуда просил Всевышнего, чтобы
в заслугу этих четырех праведников он не допустил в своей речи оговорки, или
неточной формулировки.
Он также молил Творца, чтобы все
сказанное им было правильно истолковано.
Иегуда понимал, что на чаше
весов — его Будущий мир. Потому что он поручился за Биньямина, сказав: «Если не
верну его отцу, буду вечно виноват перед ним» (Берешит, гл. 44, ст. 32).
Ранее Иегуда инициировал продажу
Йосефа, а теперь, он был готов отдать жизнь, ради спасения Биньямина. Причем, он
не забыл помолиться, чтобы его слова и действия привели только к положительному
результату.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваигаш»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда
и сказал...”.
И подошел на иврите - ваигаш.
Обсуждение главы
Ваигаш
1. Может ли раб стать царем?
Йосеф, неузнанный своими
братьями, подвергает их испытанию. Иегуда принимает вызов и вступает в диалог с
могущественным египетским правителем, под маской которого скрывается Йосеф. Об
этом читаем: «Подступил к нему Иегуда и произнес: "Мой господин! Прошу, позволь
молвить слово, и не гневайся на своего раба, ведь ты подобен фараону"» (Берешит,
гл. 44, ст. 18).
В Мидраше (Мидраш Раба на
книгу Берешит, гл. 93) разъясняется, что, хоть слова Иегуды и выглядели
смиренной просьбой, или даже мольбой — в них присутствовала скрытая угроза. А
его взгляд выражал решительность и храбрость.
— Мы, сыны Яакова можем
покрасить Египет в красное, — предупредил Иегуда. — причем, не краской, а
кровью.
— Да, я знаю, вы в совершенстве
владеете искусством красить, — парировал Йосеф, намекая на полосатую рубаху,
подарок отца, которую братья окрасили кровью козленка, чтобы у отца создалось
впечатление, будто Йосефа растерзал хищный зверь (см. Берешит, гл. 37,
ст. 31-33).
Такой ответ озадачил Иегуду, о
полосатой рубахе мог знать только тот, кто был близок с семьей. Но египтянин
никак не мог входить в этот круг.
Впрочем, Иегуде некогда было
ломать голову над этой загадкой, он призывно посмотрел на своего брата Нафтали —
вдвоем они могли разрушить Египет.
Йосеф перехватил его взгляд и
подал знак Менаше. Тот ударил ногой о стену с такой силой, что содрогнулся весь
дворец.
«Такой силой может обладать
только кто-то из наших», — подумал Йеуда, — Но откуда взяться сынам Израиля в
Египте? Кроме нас, здесь никого из наших нет».
Увидев замешательство в глазах
брата, Йосеф ударил по колонне, и та рассыпалась. Тогда Иегуда схватился за меч,
но тот, словно застрял в ножнах.
«Не иначе, как этот египтянин
верит в Единого Всевышнего, раз мой меч отказывается обнажаться против него» —
мелькнула в голове Иегуды мысль. Но ее тут же вытеснила другая: «Этого не может
быть, известно, что все египтяне — идолопоклонники».
Итак, египетский правитель
каким-то образом знает о полосатой рубахе Йосефа, он сам и его сын обладают
недюжинной физической силой, свойственной, лишь детям Яакова, к тому же он верит
в Единого Творца.
Собрав эти детали вместе, братья
могли понять, что перед ними Йосеф. Но они, находясь в плену стереотипов,
отказываются в это верить. Братья упорствуют в желании не замечать очевидное —
до тех пор, пока Йосеф сам не откроется им, воскликнув:
— Я Йосеф!» (Берешит, гл.
45, ст. 3).
Чем же объяснить столь вопиющую
не прозорливость?
Написано: «Под тремя трясется
земля, четырех она не может носить: раба, когда он становится царем...» (Мишлей
— Притчи царя Шломо, гл. 30, ст.21-22).
Чтобы не подвергать опасности
землю, раба нельзя допускать на царство. А братья точно знали, что Йосеф продан
в рабство, и, значит — не может царствовать ни над Египтом, ни над ними.
Впрочем, он и не царствовал.
Ведь быть подобным фараону еще не означает быть фараоном. Да и братья Йосефу
пока только поклонились, но не признали царем над собой. Поклонились, как в том
сне, что приснился Йосефу на заре его юности...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
.
на основе комментария рава Йонатана Эйбшица
(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;
Польша–Германия, первая половина 18-го века)
2. Два царя
В нашей недельной главе сцена,
разыгравшаяся между Иегудой и Йосефом, описывается так: «Подступил к нему Иегуда
и произнес: "Мой господин! Прошу, позволь молвить слово, и не гневайся на своего
раба, ведь ты подобен фараону"» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
Чтобы разъяснить этот фрагмент,
Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93) приводят
слова о царях — «Вот цари собрались, выступили вместе на войну. Как увидели они
— оцепенели, испугались, поспешно бежали. Трепет охватил их, дрожь — словно
роженицу» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 48, ст. 5-7).
«Вот цари собрались» — это
Иегуда и Йосеф.
«Выступили вместе на войну».
Слово «авру» (выступили) созвучно слову «эвра» (гнев). Иегуда и Йосеф
разгневались друг на друга.
«Как увидели они — оцепенели» —
каждого удивило поведение другого.
«Испугались и поспешно бежали» —
братья не могли ответить Йосефу.
Да, при этой сцене
присутствовали остальные братья. Но у них была роль без слов. До сих пор они
лишь наблюдали со стороны, не вмешиваясь.
«Трепет охватил их, дрожь —
словно роженицу». Братья решили про себя: цари выясняют отношения, а нам, какое
дело? Пусть цари сами разбираются, мы же вмешиваться не станем. Поэтому написано
— «Подступил к нему Иегуда».
Иегуда, сын Леи, и Йосеф, сын
Рахели — это два царя, резко выделяющиеся на фоне остальных братьев.
О Иегуде сказано: «Не отойдет
скипетр власти от Иегуды, и стило закона от потомков его» (Берешит, гл.
49, ст. 10).
Статус царя перешел к нему после
того, как его утратил Реувен. Проблема Реувена в том, что он — «не сдержан, как
поток воды» (там же, ст. 4).
И неподобающе вел себя с отцом.
Шимон и Леви тоже заслужили
порицание Яакова и его упрек в гневливости — «в гневе своем убили человека» (там
же, ст. 6).
А Иегуду отец выделяет особо —
«Иегуда, тебя восхвалят братья твои» (там же, ст. 8).
Выделен и Йосеф, первенец Яакова
от Рахели — «Первенец его быков, величие ему» (Дварим, гл. 33, ст. 17).
В Танахе читаем: «Вот, наступают
дни, — сказал Всевышний, — когда пахарь сойдется со жнецом» (книга пророка
Амоса, гл. 9, ст. 13).
Слово «хореш» (пахарь)
имеет два значения: возделывающий землю и вынашивающий замыслы. Иегуда назван «хореш»,
потому что именно он задумал и осуществил продажу Йосефа.
Йосеф же назван «жнецом» из-за
его сна, в котором он вязал снопы (см. Берешит, гл. 37, ст. 7).
«Пахарь сойдется со жнецом». Это
пророчество намекает на противостояние Иегуды и Йосефа, но также свидетельствует
и о том, что в будущем два царя, Иегуда и Йосеф, встретятся и объединятся, и
будет единое царство.
Речь идет о Машиахе, потомке
царя Давида (который, вместе с тем — и потомок Иегуды) и Машиахе, потомке
Йосефа.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Три предупреждения
Написано: «Подступил к нему
Иегуда и произнес: "Мой господин! Прошу, позволь молвить слово, и не гневайся на
своего раба, ведь ты подобен фараону"» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
Иегуда предложил Йосефу
поговорить с глазу на глаз, без посредника-переводчика. Он заявил, что недоволен
качеством перевода, ведь никакой перевод не в состоянии передать все богатство
оттенков и дополнительных смыслов, присутствующих в оригинале. Поэтому, в виду
чрезвычайной важности, Иегуда предложил вести переговоры напрямую на любом из
семидесяти языков народов мира.
Кроме того, Иегуда собирался
вести нелицеприятный разговор, в ходе которого могли быть произнесены довольно
резкие высказывания, и он не хотел, чтобы посторонние это слышали, ведь тогда
египетский правитель окажется в неловком положении.
Иегуда высказал наместнику
фараона три предупреждения, в которых таились скрытые угрозы.
«Ты подобен фараону» — фараон и
его домочадцы в свое время были наказаны страшным недугом за то, что он взял
себе Сару и удерживал ее. Иегуда намекает, что и наместника фараона постигнет
такая же участь, если он решит забрать себе Биньямина.
Кроме того, Иегуда напомнил, что
египетский вельможа справлялся об их отце. Так вот, Яаков сказал Лавану: «У кого
найдешь твои божества, не будет жив» (Берешит, гл. 31, ст. 32).
Он не знал, что идолов Лавана
похитила Рахель. И Рахель вскоре умирает.
Иегуда предупреждает: Яаков
может проклясть того, кто похитил бокал египетского правителя, и тогда
пострадает не Биньямин, а тот, кто на самом деле подстроил всю историю с
похищением.
И наконец, Иегуда напоминает
историю с похищением Дины. Тогда Шимон и Леви убили Шхема, правителя
одноименного города, за то, что тот надругался над сестрой Иегуды, убили и 24
тысячи жителей Шхема, потому что те не остановили своего вождя.
Смотри, как бы за удерживание
Биньямина, Египет не постигла участь Шхема, — предупреждает Иегуда.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
4. Чтобы обратиться —
нужно помолиться
Желая спасти Биньямина, Иегуда
обращается к Йосефу. И мы читаем: «Подступил к нему Иегуда и произнес: "Мой
господин! Прошу, позволь молвить слово, и не гневайся на своего раба, ведь ты
подобен фараону» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
Если кому-то предстоит разговор
с царем, главой государства или другим важным и значимым человеком, то перед
этим необходимо помолиться Всевышнему и попросить Его явить свою милость, чтобы
все прошло наилучшим образом.
Это правило следует из нашего
фрагмента.
Иегуда, прежде чем обратиться к
египетскому правителю с просьбой не забирать Биньямина, помолился Творцу о том,
чтобы его слова возымели действие.
Намек на это заключен в
выражении «ваигаш элав» (подступил, приблизился к нему). Иегуда, прежде
чем подступить к Йосефу, сперва приблизился к Всевышнему, совершил тешуву
(раскаяние). Ведь если сможешь сблизиться с Творцом, то с человеком, кем бы он
ни был — и подавно.
Когда молишься Всевышнему, если
хочешь, чтобы просьба была принята — нужно упомянуть меркаву (колесницу)
из пророчества Йехезкеля, отображающую устройство духовных миров, в совокупности
его рехивим (частей).
Меркава
несет на себе Шехину (Присутствие Всевышнего) и состоит из четырех праведников:
Авраама, Ицхака, Яакова и Давида.
Впрочем, тогда Яаков еще
находился в нашем, материальном мире, а Давид, вообще еще не родился. Но
меркава существовала от Сотворения мира, а места праведников, сидящих в ней,
занимали души, и еще было неизвестно, кто именно удостоится их получить.
Теперь мы знаем имена всех
четырех. Намек на них содержится в слове «элав» (к нему), состоящем из букв
алеф, ламед, йод и вав.
Алеф
принадлежит имени Авраам, а йод олицетворяет Ицхака. Буква вав
соответствует Яакову. Как сказано: «И вспомню Мой завет с Яаковом» (Ваикра,
гл. 26, ст. 42). Эта фраза в Торе начинается с буквы вав (ве-захарти).
Царю Давиду соответствует
ламед, вторая буква в слове мелех (царь). Ламед — самая
высокая буква в алфавите, поэтому именно она символизирует малхут
(царство).
Иегуда просил Всевышнего, чтобы
в заслугу этих четырех праведников он не допустил в своей речи оговорки, или
неточной формулировки.
Он также молил Творца, чтобы все
сказанное им было правильно истолковано.
Иегуда понимал, что на чаше
весов — его Будущий мир. Потому что он поручился за Биньямина, сказав: «Если не
верну его отцу, буду вечно виноват перед ним» (Берешит, гл. 44, ст. 32).
Ранее Иегуда инициировал продажу
Йосефа, а теперь, он был готов отдать жизнь, ради спасения Биньямина. Причем, он
не забыл помолиться, чтобы его слова и действия привели только к положительному
результату.
на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая
(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)
5. Поддельные
драгоценности, фальшивые заповеди
Кульминация противостояния
Йосефа и братьев. Тот, кого они считали бессердечным египетским вельможей,
оказался их родным братом, Йосефом, которого они сами продали в Египет. И мы
читаем: «И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец? И не могли
его братья ответить ему, поскольку охватило их смятение» (Берешит, гл.
45, ст. 3).
В Мидраше (Мидраш Раба на
книгу Берешит, гл. 93) Учителя проводят параллель между нашим фрагментом
и Днем Суда. «Горе нам в День Суда! — говорят они. — Горе нам в День
обвинений!».
Чтобы можно было лучше понять
слова Учителей, расскажу такую историю.
Один человек жил в нужде и еле
сводил концы с концами. Однажды ему это надоело, и он твердо решил разбогатеть.
Для этого он отправился в далекую страну, где имелись залежи драгоценных камней.
Там он закрепил за собой участок и начал его разрабатывать. Он очень тяжело
трудился несколько лет и смог собрать коллекцию прекрасных камней.
Вот пришел срок возвращаться в
родной дом. И он был весь в предвкушении. Воображение рисовало самые радужные
перспективы. «Теперь-то я заживу! — думал он, — И не только я, но все мои
родственники и друзья. Наконец-то, смогу купить все необходимое, не экономя, и
обеспечу будущее своим детям».
Какого же было его
разочарование, когда эксперты заявили в один голос, что все камни фальшивые.
Оказалось, что там, в далекой стране, к нему втерся в доверие ловкач. Он
всячески угождал ему и заговаривал зубы. А незадолго до отъезда, улучив момент,
подменил все камни.
Поначалу наш герой ничего не
замечал, а потом уже было поздно. Сколько стыда и унижения ему довелось
пережить!
О чем эта притча?
Порой человек посвящает большое
количество времени изучению Торы и выполнению заповедей. Но дурное начало (на
иврите — йецер
hа-ра)
не желает мириться с появлением нового праведника, и поэтому использует любые
ухищрения, чтобы обесценить его достижения. Йецер
hа-ра
прикидывается лучшим другом и исподволь начинает подбрасывать вредные мысли.
йецер, — если овладеешь познаниями в Торе, тебе будут оказывать почести,
сможешь занять тепленькое местечко, удостоишься уважения и почета… Если
научишься выполнять заповеди с воодушевлением, люди начнут тебе завидовать».
Человеку очень трудно заметить,
что у него не так. Только когда он доставит все, что заработал в этом мире —
Тору, заповеди, добрые дела — в мир Грядущий, и там выяснится, что он навьючен
фальшивками и подделками — трудно будет описать его разочарование, обиду и стыд.
Поэтому мы просим в молитве —
«…и очисти наши сердца, чтобы служение было истинным, не поддельным. И чтобы
россыпи драгоценных камней наших заслуг не оказались вдруг стекляшками».
на основе комментария Хафец Хаима
(раби
Исраэль-Меир
hа-Коэн,
один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения Прочесть двадцать третий цикл обсуждения Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|