ТОЛДОТ 
"ТОЛДОТ"
ТОЛДОТ 
Чтение текста
Афтары

"ТОЛДОТ"

26.11.2024, 25 Heshvan, 5785

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «Ваигаш»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда и сказал...”.

И подошел на иврите - ваигаш.

 

Обсуждение главы Ваигаш

 

1. Что Иегуда встает на защиту Биньямина

 

Иегуда встает на защиту несправедливо оговоренного Биньямина. Его речь кажется смиренной, но она полна иносказаний и намеков. И мы читаем: «Господин справлялся, есть ли у нас отец или брат» (Берешит, гл. 44, ст. 19).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет дополнительный смысл, содержащийся в словах Иегуды «С самого начала, — говорит он, — ты подошел к нам с коварством — задумал возвести ложное обвинение. Для чего ты задавал нам все эти вопросы? Разве мы просили руки твоей дочери? Или же ты просишь руки нашей сестры? Но, несмотря на это, мы от тебя ничего не утаили».

Биньямину по приказу Йосефа в обличье египетского высокопоставленного вельможи, подбросили дорогой бокал. И — обвинили в краже.

По закону, краденное нужно возместить, даже вдвойне. Египетский царедворец утверждает, что бокал этот обладает волшебными свойствами, с его помощью он мог получить ответ на любой вопрос (эдакий предвестник Гугла). Следовательно, цена его неизмеримо высока. И чтобы покрыть издержки, Биньямин должен стать рабом.

Иегуда берется доказать, что обвинения против Биньямина — навет. 

Если бокал действительно обладает чудесными свойствами, и с его помощью можно предсказывать будущее, видеть настоящее и заглядывать в прошлое, то почему египетский вельможа так усердствовал в расспросах об отце и брате? Почему не воспользовался своим чудесным бокалом? Или, может быть, бокал все-таки не достаточно чудесный? Тогда не нужно назначать за него столь высокую цену! Мы готовы заплатить, сколько он стоит на самом деле, и даже вдвойне. Так что, Биньямину незачем становиться рабом.

И вообще, зачем интересоваться у потенциальных покупателей о наличии родственников (отца и брата)? Если это по причине голода, чтобы отпустить продовольствие строго в соответствии с количеством едоков — такое любопытство действительно целесообразно. Только во время трапезы наместник фараона давал Биньямину в пять раз больше еды (см. Берешит, гл. 43, ст. 34). Выходит, дело не в голоде и не в экономии. Значит, вопросы задавались со злым умыслом.

Все это выяснение и сбор информации о родных и близких делались с единственной целью — состряпать навет. По принципу — сказанное будет использовано против вас. То есть, все случившееся было заранее спланировано «египтянином».

Строго говоря, если мы перечитаем все диалоги между Йосефом, с момента как он сделался наместником фараона, и его братьями — мы нигде не увидим, чтобы он задавал вопрос «Есть ли у вас отец или брат?».

Таким образом, слова Иегуды можно понять и так: разве ты спрашивал, есть ли у нас отец или брат? И ответ на этот вопрос отрицательный. Йосеф не спрашивал, по крайней мере, прямо, но братья сами ему все рассказали. И Иегуда акцентирует на этом внимание.

Ты с самого начала совершенно несправедливо и безосновательно обвинил нас в шпионаже. Подозревать можно того, кто, что-то скрывает, или не договаривает. Но мы же тебе сами все выложили. Поэтому твои обвинения напрасны и беспочвенны — и тогда, в подозрениях в шпионаже, и сейчас — в воровстве.

На самом деле, Йосефу очень хотелось получить известия о своем отце и брате, с которыми он много лет был в разлуке. Только спросить напрямую он не мог. Ведь это сразу бы вызвало подозрение, и братья догадались бы, кто в действительности скрывается под маской египетского вельможи.

Поэтому он пошел на хитрость — начал обвинять и применять психологическое давление. Ну, и братья все сами рассказали — даже то, о чем Йосеф их не спрашивал. Рассказали, потому что не чувствовали за собой вины.

Если бы обвинения были справедливыми — братья отвечали бы гораздо сдержаннее, боясь себя выдать.

На это и намекает Иегуда в своей речи.

 

на основе комментариев Абарбанеля

(великий раввин и государственный деятель, предводитель испанского еврейства, вторая половина 15-го века)

Альшиха

(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)

и рава Йосефa-Шалома Эльяшива

(один из крупнейших каббалистов нашего времени; Литва – Израиль, Иерусалим, середина 19-го — первая четверть 20-го вв.)

 

2. Иегуда говорил правду

 

Иегуда пересказывает историю взаимоотношений братьев с египетским вельможей, под маской которого скрывается Йосеф. Написано: «Есть у нас отец, очень старый, и младший брат — сын старости его. А брат у него умер, и остался он единственным сыном матери своей, но отец любит его» (Берешит, гл. 44, ст. 20).

О ком здесь идет речь? О Йосефе? Но ведь братья знают, что он не умер. Неужели Иегуда мог сказать неправду?

Эти высказывания могут оказаться совершенно правдивыми. Все зависит от того, как их интерпретировать.

В словах «есть у нас отец, очень старый» — речь, несомненно, идет о Яакове. «младший брат — сын старости его» — это Биньямин.

Фразу же «А брат у него умер» можно понять и так, что имеется в виду брат, уже упомянутого Яакова, Эсав.

Но, позвольте, разве Эсав умер?

Дело в том, что злодеи и при жизни зовутся мертвыми. Так, что Эсаву вполне подходит это определение. В Торе читаем: «И остался он (Яаков) единственным сыном матери своей» (потому что Ривка другого своего сына, Эсава ни во что не ставила). «Но отец любит его» — Ицхак действительно любил Эсава.

Таким образом, получается, что Иегуда не произнес ни одного слова лжи.

Возникает вопрос: кто вообще считал, что Йосеф умер, или погиб?

Братья Йосефа постарались, чтобы их отец, Яаков, пришел к этой мысли. Но увенчались ли успехом их усилия?

Вот, что говорит Яаков: «Двоих родила мне жена, и один уже оставил меня, и, наверное, растерзан он хищными зверями, и не видел я его до сих пор» (Берешит, гл. 44, ст. 27-28). 

В йешиве у Хатам Софера (раби Моше Софер — великий Учитель, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го, Братислава, Словакия) учился очень талантливый юноша. Ему было только восемнадцать, но он уже на голову перерос всех сверстников и тех, что были старше. Его мудрость и сообразительность воспринимались многими не иначе, как желание выделиться и потешить свою гордость. Поэтому над ним постоянно подтрунивали и смеялись. Да так, что он, в конце концов, не выдержал и перешел в другую йешиву.

Тогда Хатам Софер раскрыл всем корень проблемы.

«Юноше только восемнадцать лет, — сказал раби Моше, — но умен он, как шестидесятилетний»

Душа этого юноши развита, словно ему шестьдесят. Следовательно, проблема состоит в том, что на вид он — молодой человек, которому едва минуло восемнадцать.

Вот, что написано о мане (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?», № 706), выпадавшем для сынов Израиля во время их переходов по пустыне: «А ман — как семя кориандровое, и на вид он подобен хрусталю» (Бамидбар, гл. 11, ст. 7). 

Тем не менее, сыны Израиля жаловались и предъявляли претензии друг другу. «А ныне душа наша высохла, — говорили они, — нет ничего — один лишь ман видят наши глаза!» (там же, ст. 6). 

Ман мог передать вкус любого, даже самого редкого и изысканного блюда. Но только этим и ограничивался — на вид он был всегда одинаковым. Евреи чувствовали вкус различных блюд, но не видели их. А когда человек не видит то, что ест, он не насыщается. Это и явилось причиной недовольства, "высыхания души", раздраженности и негодования.

То же самое произошло и с учениками йешивы. Они видели восемнадцатилетнего паренька, и не замечали шестидесятилетнего мудреца, скрывавшегося в нем. Отсюда и их неприятие.

Йосеф опережал своих братьев в мудрости. Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянником римского императора Тита) называет его бар хакима — сыном мудрости.

Когда Йосефа продали в Египет, ему было восемнадцать лет. Намек на это содержится в словах Яакова — «один (в оригинале — hа-эхад) уже оставил меня».

Гематрия (числовое значение) слова hа-эхад — восемнадцать. А в завершении его высказывания есть выражение — «и не видел я его до сих пор (в оригинале — hена)».

Гематрия выражения «hена» (сих пор) равняется шестидесяти.    

Несмотря на то, что Йосеф обладал мудростью шестидесятилетнего, братья не желали этого замечать. В их глазах Йосеф был восемнадцатилетним юношей. Это несоответствие и вызвало раздражение и злость, которые и привели к тому, что Йосефа продали в Египет.

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер — великий Учитель, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го, Братислава, Словакия)  

 

 

3. Иегуда начинает исправление, Мордехай — продолжает

 

Видя, что жестокий правитель не желает освободить Биньямина, Иегуда предлагает заменить его собой. «Так позволь мне остаться у тебя в неволе вместо отрока, — произносит Иегуда, — а он вернется назад вместе с братьями... И не мог больше Йосеф сдерживаться» (Берешит, гл. 44, ст. 33).

Йосеф не открывался братьям, потому что считал, что они еще недостаточно раскаялись в содеянном. В том, что продали его в Египет. Цель всех испытаний, которые Йосеф обрушил на своих братьев — привести их к тешуве, к раскаянию, и благодаря этому искупить их прегрешение.

Когда Иегуда предложил взять на себя вину Биньямина и понести наказание за проступок, который он не совершал, Йосеф понял, что в этом присутствует тешува. Ведь именно Иегуде пришла в голову идея продать Йосефа. «Что нам за польза от убийства... — сказал он тогда. — Продадим его лучше» (Берешит, гл. 37, ст. 26-27).

Но теперь, он согласен, в обмен на спасение Биньямина, пожертвовать собственной свободой.

Йосеф усмотрел в этом признаки полной тешувы. Поэтому не смог более сдерживаться и скрывать от братьев, кто он на самом деле.

В своей речи Иегуда использует слово «йешев» (остаться, сесть), созвучное со словом тешува, что свидетельствует о его раскаянии.

Получается, что благодаря Биньямину, Иегуда начал исправление беспричинной ненависти и распространение братской любви и единства.

Потомок Биньямина, Мордехай — закрепил это в еврейском народе, установив делать в Пурим подарки, посылая друг другу различные виды еды и напитки. Поэтому Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) стоял на земельных наделах Иегуды и Биньямина.

Вообще, главы поколений всегда старались спасать евреев, выкупая их из плена и у властей.   

Раби Шломо-Авраам hа-Коэн из Измира все свои силы направлял на исполнение заповеди о выкупе пленных. Он постоянно оббивал пороги состоятельных людей, побуждая их жертвовать средства для спасения евреев, оказавшихся в тюрьме.

Так он собирал копейку к копейке — в надежде выкупить осужденных братьев или тех, что томились в тюрьме без суда и следствия. А когда ему не удавалось разжиться необходимой суммой, он пускал в ход свой дар убеждения, чтобы еврея отпустили хотя бы на шаббат, чтобы он побыл в кругу семьи.

Однажды раби Шломо вел переговоры с начальником тюрьмы, чтобы тот позволил еврейскому узнику выйти из темницы в отпуск на субботу. Начальник тюрьмы назначил непомерно высокий залог. Раввин не располагал такими деньгами, и у него даже не было шанса где-то найти требуемую сумму. Тогда он предложил в качестве гарантии, что сам проведет шаббат в тюрьме и будет в ней до тех пор, пока отпущенный заключенный не вернется.

Только тот не торопился возвращаться. И рав Шломо сидел, вместо него.

Узнав об этом евреи Измира стали активно собирать деньги и вскоре выкупили своего раввина.

 

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и Хатам Софера

(раби Моше Софер — великий Учитель, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Ваигаш»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда и сказал...”.

И подошел на иврите - ваигаш.

 

Обсуждение главы Ваигаш

 

1. Что Иегуда встает на защиту Биньямина

 

Иегуда встает на защиту несправедливо оговоренного Биньямина. Его речь кажется смиренной, но она полна иносказаний и намеков. И мы читаем: «Господин справлялся, есть ли у нас отец или брат» (Берешит, гл. 44, ст. 19).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет дополнительный смысл, содержащийся в словах Иегуды «С самого начала, — говорит он, — ты подошел к нам с коварством — задумал возвести ложное обвинение. Для чего ты задавал нам все эти вопросы? Разве мы просили руки твоей дочери? Или же ты просишь руки нашей сестры? Но, несмотря на это, мы от тебя ничего не утаили».

Биньямину по приказу Йосефа в обличье египетского высокопоставленного вельможи, подбросили дорогой бокал. И — обвинили в краже.

По закону, краденное нужно возместить, даже вдвойне. Египетский царедворец утверждает, что бокал этот обладает волшебными свойствами, с его помощью он мог получить ответ на любой вопрос (эдакий предвестник Гугла). Следовательно, цена его неизмеримо высока. И чтобы покрыть издержки, Биньямин должен стать рабом.

Иегуда берется доказать, что обвинения против Биньямина — навет. 

Если бокал действительно обладает чудесными свойствами, и с его помощью можно предсказывать будущее, видеть настоящее и заглядывать в прошлое, то почему египетский вельможа так усердствовал в расспросах об отце и брате? Почему не воспользовался своим чудесным бокалом? Или, может быть, бокал все-таки не достаточно чудесный? Тогда не нужно назначать за него столь высокую цену! Мы готовы заплатить, сколько он стоит на самом деле, и даже вдвойне. Так что, Биньямину незачем становиться рабом.

И вообще, зачем интересоваться у потенциальных покупателей о наличии родственников (отца и брата)? Если это по причине голода, чтобы отпустить продовольствие строго в соответствии с количеством едоков — такое любопытство действительно целесообразно. Только во время трапезы наместник фараона давал Биньямину в пять раз больше еды (см. Берешит, гл. 43, ст. 34). Выходит, дело не в голоде и не в экономии. Значит, вопросы задавались со злым умыслом.

Все это выяснение и сбор информации о родных и близких делались с единственной целью — состряпать навет. По принципу — сказанное будет использовано против вас. То есть, все случившееся было заранее спланировано «египтянином».

Строго говоря, если мы перечитаем все диалоги между Йосефом, с момента как он сделался наместником фараона, и его братьями — мы нигде не увидим, чтобы он задавал вопрос «Есть ли у вас отец или брат?».

Таким образом, слова Иегуды можно понять и так: разве ты спрашивал, есть ли у нас отец или брат? И ответ на этот вопрос отрицательный. Йосеф не спрашивал, по крайней мере, прямо, но братья сами ему все рассказали. И Иегуда акцентирует на этом внимание.

Ты с самого начала совершенно несправедливо и безосновательно обвинил нас в шпионаже. Подозревать можно того, кто, что-то скрывает, или не договаривает. Но мы же тебе сами все выложили. Поэтому твои обвинения напрасны и беспочвенны — и тогда, в подозрениях в шпионаже, и сейчас — в воровстве.

На самом деле, Йосефу очень хотелось получить известия о своем отце и брате, с которыми он много лет был в разлуке. Только спросить напрямую он не мог. Ведь это сразу бы вызвало подозрение, и братья догадались бы, кто в действительности скрывается под маской египетского вельможи.

Поэтому он пошел на хитрость — начал обвинять и применять психологическое давление. Ну, и братья все сами рассказали — даже то, о чем Йосеф их не спрашивал. Рассказали, потому что не чувствовали за собой вины.

Если бы обвинения были справедливыми — братья отвечали бы гораздо сдержаннее, боясь себя выдать.

На это и намекает Иегуда в своей речи.

 

на основе комментариев Абарбанеля

(великий раввин и государственный деятель, предводитель испанского еврейства, вторая половина 15-го века)

Альшиха

(один из выдающихся комментаторов Торы и Танаха; Эрец Исраэль, город Цфат, 16-й век)

и рава Йосефa-Шалома Эльяшива

(один из крупнейших каббалистов нашего времени; Литва – Израиль, Иерусалим, середина 19-го — первая четверть 20-го вв.)

 

2. Иегуда говорил правду

 

Иегуда пересказывает историю взаимоотношений братьев с египетским вельможей, под маской которого скрывается Йосеф. Написано: «Есть у нас отец, очень старый, и младший брат — сын старости его. А брат у него умер, и остался он единственным сыном матери своей, но отец любит его» (Берешит, гл. 44, ст. 20).

О ком здесь идет речь? О Йосефе? Но ведь братья знают, что он не умер. Неужели Иегуда мог сказать неправду?

Эти высказывания могут оказаться совершенно правдивыми. Все зависит от того, как их интерпретировать.

В словах «есть у нас отец, очень старый» — речь, несомненно, идет о Яакове. «младший брат — сын старости его» — это Биньямин.

Фразу же «А брат у него умер» можно понять и так, что имеется в виду брат, уже упомянутого Яакова, Эсав.

Но, позвольте, разве Эсав умер?

Дело в том, что злодеи и при жизни зовутся мертвыми. Так, что Эсаву вполне подходит это определение. В Торе читаем: «И остался он (Яаков) единственным сыном матери своей» (потому что Ривка другого своего сына, Эсава ни во что не ставила). «Но отец любит его» — Ицхак действительно любил Эсава.

Таким образом, получается, что Иегуда не произнес ни одного слова лжи.

Возникает вопрос: кто вообще считал, что Йосеф умер, или погиб?

Братья Йосефа постарались, чтобы их отец, Яаков, пришел к этой мысли. Но увенчались ли успехом их усилия?

Вот, что говорит Яаков: «Двоих родила мне жена, и один уже оставил меня, и, наверное, растерзан он хищными зверями, и не видел я его до сих пор» (Берешит, гл. 44, ст. 27-28). 

В йешиве у Хатам Софера (раби Моше Софер — великий Учитель, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го, Братислава, Словакия) учился очень талантливый юноша. Ему было только восемнадцать, но он уже на голову перерос всех сверстников и тех, что были старше. Его мудрость и сообразительность воспринимались многими не иначе, как желание выделиться и потешить свою гордость. Поэтому над ним постоянно подтрунивали и смеялись. Да так, что он, в конце концов, не выдержал и перешел в другую йешиву.

Тогда Хатам Софер раскрыл всем корень проблемы.

«Юноше только восемнадцать лет, — сказал раби Моше, — но умен он, как шестидесятилетний»

Душа этого юноши развита, словно ему шестьдесят. Следовательно, проблема состоит в том, что на вид он — молодой человек, которому едва минуло восемнадцать.

Вот, что написано о мане (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?», № 706), выпадавшем для сынов Израиля во время их переходов по пустыне: «А ман — как семя кориандровое, и на вид он подобен хрусталю» (Бамидбар, гл. 11, ст. 7). 

Тем не менее, сыны Израиля жаловались и предъявляли претензии друг другу. «А ныне душа наша высохла, — говорили они, — нет ничего — один лишь ман видят наши глаза!» (там же, ст. 6). 

Ман мог передать вкус любого, даже самого редкого и изысканного блюда. Но только этим и ограничивался — на вид он был всегда одинаковым. Евреи чувствовали вкус различных блюд, но не видели их. А когда человек не видит то, что ест, он не насыщается. Это и явилось причиной недовольства, "высыхания души", раздраженности и негодования.

То же самое произошло и с учениками йешивы. Они видели восемнадцатилетнего паренька, и не замечали шестидесятилетнего мудреца, скрывавшегося в нем. Отсюда и их неприятие.

Йосеф опережал своих братьев в мудрости. Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянником римского императора Тита) называет его бар хакима — сыном мудрости.

Когда Йосефа продали в Египет, ему было восемнадцать лет. Намек на это содержится в словах Яакова — «один (в оригинале — hа-эхад) уже оставил меня».

Гематрия (числовое значение) слова hа-эхад — восемнадцать. А в завершении его высказывания есть выражение — «и не видел я его до сих пор (в оригинале — hена)».

Гематрия выражения «hена» (сих пор) равняется шестидесяти.    

Несмотря на то, что Йосеф обладал мудростью шестидесятилетнего, братья не желали этого замечать. В их глазах Йосеф был восемнадцатилетним юношей. Это несоответствие и вызвало раздражение и злость, которые и привели к тому, что Йосефа продали в Египет.

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер — великий Учитель, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го, Братислава, Словакия)  

 

 

3. Иегуда начинает исправление, Мордехай — продолжает

 

Видя, что жестокий правитель не желает освободить Биньямина, Иегуда предлагает заменить его собой. «Так позволь мне остаться у тебя в неволе вместо отрока, — произносит Иегуда, — а он вернется назад вместе с братьями... И не мог больше Йосеф сдерживаться» (Берешит, гл. 44, ст. 33).

Йосеф не открывался братьям, потому что считал, что они еще недостаточно раскаялись в содеянном. В том, что продали его в Египет. Цель всех испытаний, которые Йосеф обрушил на своих братьев — привести их к тешуве, к раскаянию, и благодаря этому искупить их прегрешение.

Когда Иегуда предложил взять на себя вину Биньямина и понести наказание за проступок, который он не совершал, Йосеф понял, что в этом присутствует тешува. Ведь именно Иегуде пришла в голову идея продать Йосефа. «Что нам за польза от убийства... — сказал он тогда. — Продадим его лучше» (Берешит, гл. 37, ст. 26-27).

Но теперь, он согласен, в обмен на спасение Биньямина, пожертвовать собственной свободой.

Йосеф усмотрел в этом признаки полной тешувы. Поэтому не смог более сдерживаться и скрывать от братьев, кто он на самом деле.

В своей речи Иегуда использует слово «йешев» (остаться, сесть), созвучное со словом тешува, что свидетельствует о его раскаянии.

Получается, что благодаря Биньямину, Иегуда начал исправление беспричинной ненависти и распространение братской любви и единства.

Потомок Биньямина, Мордехай — закрепил это в еврейском народе, установив делать в Пурим подарки, посылая друг другу различные виды еды и напитки. Поэтому Бейт hа-Микдаш (Иерусалимский Храм) стоял на земельных наделах Иегуды и Биньямина.

Вообще, главы поколений всегда старались спасать евреев, выкупая их из плена и у властей.   

Раби Шломо-Авраам hа-Коэн из Измира все свои силы направлял на исполнение заповеди о выкупе пленных. Он постоянно оббивал пороги состоятельных людей, побуждая их жертвовать средства для спасения евреев, оказавшихся в тюрьме.

Так он собирал копейку к копейке — в надежде выкупить осужденных братьев или тех, что томились в тюрьме без суда и следствия. А когда ему не удавалось разжиться необходимой суммой, он пускал в ход свой дар убеждения, чтобы еврея отпустили хотя бы на шаббат, чтобы он побыл в кругу семьи.

Однажды раби Шломо вел переговоры с начальником тюрьмы, чтобы тот позволил еврейскому узнику выйти из темницы в отпуск на субботу. Начальник тюрьмы назначил непомерно высокий залог. Раввин не располагал такими деньгами, и у него даже не было шанса где-то найти требуемую сумму. Тогда он предложил в качестве гарантии, что сам проведет шаббат в тюрьме и будет в ней до тех пор, пока отпущенный заключенный не вернется.

Только тот не торопился возвращаться. И рав Шломо сидел, вместо него.

Узнав об этом евреи Измира стали активно собирать деньги и вскоре выкупили своего раввина.

 

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и Хатам Софера

(раби Моше Софер — великий Учитель, вторая половина 18-го века – первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

 

 

4. Доказательство подлинности

 

Йосеф был более не в силах сдерживаться и открывается братьям. И здесь мы читаем: «И сказал Йосеф своим братьям: Я — Йосеф. Жив ли еще мой отец?» (Берешит, гл. 45, ст. 3).

Какая связь между признанием Йосефа и его вопросом об отце? Почему он перепрыгивает с темы на тему?

Возможно причина этому — особая связь Йосефа с Яаковом, связь настолько сильная, что Йосеф не может утерпеть и прерывает сам себя, чтобы выяснить, жив ли его отец.

Но ведь он об этом уже спрашивал — «Как благополучие вашего престарелого отца, о котором вы говорили мне? Он еще жив?» (Берешит, гл. 43, ст. 27). Зачем же повторяться?

Дело в том, что открывшись братьям, Йосеф задумался, чем он может подтвердить свою идентификацию, чтобы братья не сочли его обманщиком Он конечно же показал им, что обрезан, согласно еврейскому закону. Но могло ли это служить доказательством? Ведь последнее время по его приказу, египтяне тоже делали обрезание.

Тогда Йосеф продемонстрировал, что владеет языком Торы (лашон hа-кодеш).

Но и это все еще не было бесспорным доказательством. Ведь и египтянин мог выучить иврит — было бы желание. 

Яаков открыл Йосефу, что будет спасен от мук геhинома (Геhином  в условном переводе — ад), если не переживет никого из детей. В противном же случае от геhинома он не застрахован.

Братья узнали об этом только после продажи Йосефа — Яаков сказал им в ответ на попытки его утешить: «Сойду я в геhином, оплакивая моего сына» (Берешит, гл. 37, ст. 35).

И вот сейчас Йосеф торопится сообщить, что еще раньше братьев был посвящен в тайну отца. И это уже — бесспорное доказательство.    

Еще одно доказательство что Йосеф это Йосеф, а не кто-то чужой, выдающий себя за него,  заключается в том, что он всегда справлялся об отце и ни разу ничего не спросил о матери. Потому что мать его умерла много лет назад.

Человек со стороны едва ли знал бы это. Ведь Рахель скончалась скоропостижно, и ее быстро похоронили у дороги, вне населенного пункта.

Никто из посторонних не присутствовал на похоронах. Была только семья, только самые близкие. И тем, что он ничего не спрашивал о матери, Йосеф косвенно доказал, что он в курсе семейных дел, и значит — принадлежит семье.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

5. Кладбище посреди города

 

Читая — «И сказал Йосеф братьям своим: Я —  Йосеф. Еще жив мой отец? И не могли братья ему ответить, потому что испугались сильно» (Берешит, гл. 45, ст. 3) — понимаешь, что это едва ли не самый драматический фрагмент в нашей недельной главе, а, может — и во всей книге Берешит.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93) дается очень весомый довод о наставлении и увещевании.

Йосеф наставлял своих братьев и читал им мораль, а они готовы были сгореть от стыда. И это — перед родным братом.

Что же делать нам? Ведь сынов Израиля наставляет сам Всевышний. 

Каждому Он даст свои наставления и критические замечания, исходя из того, что человек из себя представляет. 

Кого-то он спросит: 

— Почему ты не учишься?

А тот, например, ответит:

— Мне не хватает усидчивости. Не могу подолгу сидеть на одном месте, не в состоянии долго удерживать сосредоточенность. Со временем уровень внимания снижается.

— Почему ты не изучаешь хотя бы один лист из Талмуда в день?

— Потому что изучать Талмуд я не в состоянии. Моя голова для этого не приспособлена. Не могу охватить умом все варианты, которые рассматриваются на странице.

В действительности, ни от кого не требуется быть подобным Моше или раби Акиве. Но у тебя в руках детектив. Твоей усидчивости хватает, чтобы погрузиться в многочасовое чтение? Твоя голова способна охватить все хитросплетения сюжета?

Вижу, что ты вкладываешь деньги в акции. Раз ты в основном остаешься с прибылью — твоим аналитическим способностям можно только позавидовать. Теперь твое утверждение, что ты умом не вышел, чтобы учить Талмуд, звучит как насмешка.

Как-то рав Шалом Швадрон (Галиция, 1835-1911 гг.) пришел в йешиву «Слободка».

Глава йешивы, раввин Ицхак Шер озадачил его странным вопросом:

— Желаешь взглянуть на кладбище?

Посещение могил вовсе не входило в планы рава Шалома. О чем он прямо и заявил.

— Это гораздо ближе, чем ты думаешь. Достаточно только подойти к окну. Видишь, вон идут два человека? Один из них это могила галахического авторитета, другой — склеп главы йешивы. В детстве у каждого из них были выдающиеся способности. Жаль «хоронить» такие таланты в йешиве, — решили их родители. И вот, перед тобой один из ведущих специалистов по Ницше и известный шекспировед, пользующийся большим авторитетом в узких научных кругах. Зато еврейский мир не досчитался двух выдающихся раввинов. 

Интересно, что они ответят, когда Всевышний спросит о сборнике галахических решений, которыми должны были пользоваться и млад и стар? Надеюсь, им хватит совести не вытаскивать из портфеля монографию по позднему Шекспиру, которую за 10 лет держали в руках не более 15 человек. Причем никто не дочитал ее до конца...

 

на основе комментария рава Шалома Швадрона

(автор книги «Тхелет Мордехай», Галиция, 1835-1911 гг.)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Йом Кипур — индульгенция на непорядочное поведение?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля