Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Ваигаш»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда
и сказал...”.
И подошел
на иврите - ваигаш.
Обсуждение
главы
Ваигаш
1.
Что Иегуда и Йосеф имели в виду
В нашей недельной главе читаем,
что Йосеф в обличье египетского вельможи обвинил Биньямина в краже и потребовал,
чтобы тот стал его рабом. Тогда на защиту Биньямина встал Иегуда. Как сказано:
«И подступил Иегуда к Йосефу и молвил: господин мой, прошу, позволь сказать тебе
слово» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
«Слово», произнесенное Иегудой,
приводится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 93).
— В наших законах, — сказал
Иегуда Йосефу, — написано: "...если нет у него, чем платить, то продан будет за
похищенное им» (Шемот, гл. 22, ст. 2). Но у Биньямина есть чем
заплатить.
Очевидно, Иегуда намеревался
оспорить решение знатного египтянина (под видом которого скрывался Йосеф) о
продаже Биньямина в рабство, мотивируя свой протест тем, что обвиняемый в
состоянии возместить потерпевшему ущерб.
Если это действительно так — то
непонятно, почему он стал цитировать закон с середины фразы. Почему — не с
начала: «За похищенное должен платить» (там же)?
И действительно, в некоторых
изданиях Мидраша слова Иегуды включают всю фразу полностью. Но даже если
предположить, что именно эти (с полной фразой) издания верные, а в остальных
вкралась ошибка, все равно возникает вопрос по поводу логики Иегуды.
Он пытается донести до сурового
египетского царедворца, что Биньямин в состоянии возместить стоимость
украденного кубка, и поэтому ему вовсе необязательно становиться рабом.
Только ведь ему уже объяснили,
что кубок этот — необычный, что он обладает особыми аномальными свойствами.
Поэтому его невозможно оценить. Для своего хозяина он бесценен. Так на что же
рассчитывает Иегуда?
Начнем с предположения, что
приведенная вначале версия Мидраша — верная. Ведь если бы Иегуда начал со слов —
«За похищенное должен платить» и продолжил, что Биньямин заплатит — Йосеф
возразил бы ему, сказав, что украденная вещь — бесценна. Поэтому он произнес
вначале: "... если нет у него чем платить, то продан будет за похищенное им".
Только нужно учесть, что если украденное оценивается, скажем, в пятьсот монет, а
сам вор стоит целую тысячу, то, согласно сказанному в Талмуде (трактат
Кидушин, лист 18), он вообще не становится рабом.
Теперь мы лучше понимаем, что
хотел сказать Иегуда Йосефу.
То есть он говорил, что в
ситуации, если Йосеф станет утверждать, что кубок — старинной работы и бесценен,
ответ ему, что и Биньямин цену себе знает. Следовательно, в соответствии с
заключением Учителей в Талмуде — его должны отпустить. Если же, все-таки можно
определиться с ценой — Биньямин все компенсирует, по закону Торы, конечно же.
Все складно изложил Иегуда. И
все же неясно, с какой стати, египетский вельможа будет соблюдать законы Торы?
Дело в том, что Иегуда обратил
внимание на то, что этот правитель руководствуется именно еврейским правом, а не
египетским. Ведь, по законам его страны Биньямина должны были казнить. Однако
Йосеф «почему-то» решил удовлетвориться продажей обвиняемого в рабство.
— Но если ты решил следовать
именно еврейским законам, то давай уже следуй им до конца, — заявил Иегуда
египтянину. — Позволь Биньямину с тобой рассчитаться деньгами.
Но Йосеф не хуже Иегуды
разбирался в законах Торы. И на требование решить проблему деньгами резонно
заметил: раз уж речь зашла о Торе, то там среди прочего сказано, что вор платит
вдвойне — возвращает стоимость украденного и еще столько же в виде компенсации
или штрафа. Кубок он мне вернул. Но ведь надо еще и удвоить. А как он собирается
возместить удвоение? По закону, Биньямин обязан добавить еще один кубок, точь в
точь такой же, как украденный. И тогда я его освобожу. Он в состоянии выполнить
это условие? Если нет, то добро пожаловать в рабство…
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
2.
Гнев ведет к ошибкам
Иегуда обращается к египетскому
царедворцу: «Господин мой, прошу, позволь сказать тебе слово. И да не возгорится
твой гнев на раба твоего, ведь ты подобен фараону» (Берешит, гл.
44, ст. 18).
Очевидно, что он намеревается
добиться для своего младшего брата Биньямина помилования.
По закону Торы, вора могут
продать в рабство. Но в определенных случаях — царь имеет право помиловать
подсудимого.
Иегуда подчеркивает, что
египетский вельможа своими полномочиями подобен фараону. И поскольку от исхода
дела может зависеть жизнь Яакова, Иегуда просит Йосефа отменить приговор,
вынесенный Биньямину.
В свою очередь, Иегуда, понимая,
что египетский правитель, помиловав Биньямина, лишится раба. Поэтому предлагает
достойную замену. Он сам готов стать рабом вместо своего брата.
Иегуда объясняет, что в качестве
раба он во всем превосходит Биньямина — и в силе, и в выносливости, и в
трудолюбии. Так что, наместник фараона только выиграет, если возьмет в рабы его,
Иегуду.
Иегуда, анализируя сложившееся
положение, понимает, что это — расплата за продажу Йосефа. Чтобы искупить свою
вину, он согласен добровольно стать рабом.
Вместе с тем, мы читаем, что
Иегуда просит Йосефа не гневаться.
Чем вызвана эта просьба?
Природа гнева такова, что он
нередко ведет к ошибкам.
Поэтому Иегуда просит: «Да не
возгорится твой гнев». Ведь только в спокойном расположении духа Йосеф может
разумно воспринять его доводы. Эмоции — плохой подсказчик.
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что с этого момента Иегуда начал говорить с египетским вельможей
довольно сурово. При том, что в конце предыдущей главы он обращается к нему
мягко, демонстрируя смирение и кротость.
«Что сказать нам нашему
господину, — произносит он, — что нам говорить и чем нам оправдаться! Всевышний
нашел вину за твоими рабами. Вот мы рабы моему господину, и мы, и тот, в чьих
руках найден кубок» (Берешит, гл. 44, ст. 16).
Какова же причина такой
перемены?
В Мегилат Эстер
(Танах, Книга Эстер, гл. 5) рассказывается о двух трапезах, которые устроила
царица Эстер для Ахашвероша и Амана. Только во время второй трапезы она
рассказала своему супругу о злодейском замысле Амана.
Почему она не сделала это сразу,
на первой трапезе?
Потому что в этот день она не
увидела никакого знака Свыше, никакого подтверждения от Творца, что пост и
раскаяние еврейского народа приняты.
Когда же на следующий день, по
приказу царя был возвеличен и осыпан почестями Мордехай, Эстер поняла, что это
добрый знак Небес, выражающий расположение и благосклонность.
Так же и Иегуда в ответе Йосефа
— «Вы же отправляйтесь с миром к отцу вашему» (Берешит, гл. 44,
ст. 17) увидел подтверждение того, что Всевышний одобрил его вмешательство и
помогает ему в попытке защитить Биньямина.
Поэтому он и усилил давление на
Йосефа.
на основе комментариев рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме),
Раби Эфраима-Шломо Лунчица
(возглавлял общину и был главой йешивы в Праге; известен и как Кли Якар — по
названию написанной им книги комментариев к Торе, 1550-1619 гг.),
Рава Авраама ибн Эзры
(великий комментатор Торы; Испания; конец 11-го — начало 12-го вв.)
и
раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — по названию
написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го
вв.)
3. Кому нужен в доме
вор
Мы уже знаем, что «египетский
вельможа» инсценирует кражу и ложно обвиняет в ней Биньямина, желая обратить его
в рабство. Но Иегуда выступает в защиту своего младшего брата. Как сказано: «И
подступил Иегуда к Йосефу и молвил…» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
В Мидраше Танхума
(гл. 3) рассказывается о невероятной силе, которой обладал Иегуда. Когда он
сердился, его волосы на теле вставали дыбом и пробивали одежду. Когда же Иегуда
хотел вызвать в себе гнев — он брал кожаный ремень, нашпигованный медными
горошинами и вгрызался в него зубами.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что до сих пор Иегуда пытался себя сдерживать, надеясь решить
проблему с Биньямином мирным путем. Но когда он увидел, что египтянин тверд в
своих намерениях поработить брата, он начал закипать, и в его речи появился
совсем иной оттенок. Иегуда говорит жестко. Слова, словно обломки скал, вылетают
из его уст и крушат все вокруг.
«Он сейчас, — подумал Йосеф, —
уничтожит Египет».
Раби Шимон бен Лакиш
(величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век) иллюстрирует
происходящее притчей.
Один царь, забавы ради,
устраивал гладиаторские бои. Как-то в смертельном поединке перед царем и его
придворными сошлись два богатыря. Каждый из них обладал неимоверной силищей —
каждый мог легко уничтожать врагов голыми руками, не пользуясь оружием.
Бойцы бросились друг на друга,
осыпая противника градом тяжелых ударов. Чем дольше длился бой, тем сильнее
наливались они гневом и яростью. Ярость, вскипая, придавала воинам новые силы.
Вдруг один из них почувствовал,
что соперник одолевает его, и он уже не может ему противостоять. Тогда он
отбросил бесполезную в данный момент ненависть и настроился на любовь. И тут,
вместо того, чтобы нанести своему визави очередной удар, он обнял его и
поцеловал. Тут же и у соперника исчезла злость, пропал гнев, и он вложил силу
замаха в сердечность рукопожатия…
Йосеф почувствовав
разрушительную мощь ярости Иегуды, прекратил противостояние и открылся
присутствующим, сказав: «Я Йосеф, брат ваш».
В другом Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 93) открывается иная грань
противостояния Иегуды и Йосефа.
— В книге наших законов, то есть
в Торе, — объявляет Иегуда Йосефу, — написано: «...если нет у него, чем платить,
то продан будет за похищенное им» (Шемот, гл. 22, ст. 2). Но
Биньямин может заплатить. Значит, он не будет рабом…
Возникает вопрос: какое дело
египетскому владыке до того, что написано в Торе? Разве еврейские законы на него
распространяются?
Между тем, закон о продаже
воришки в рабство — не очень понятен и требует разъяснения для самих евреев.
Ведь согласно этому закону, вора, который не в состоянии возместить ущерб,
продают в рабство с целью компенсации потерпевшему. Только кто его купит? Кому в
доме нужен вор?
Дело в том, что речь идет о
горьком бедняке, который украл, потому что просто не оставалось у него другого
выхода. У него уже несколько дней не было крошки хлеба во рту. И вот он не
выдержал и украл.
Понятно, что и вернуть
украденное он не в состоянии. Такого человека продают в рабство. И делают это,
скорее — ради него самого. Ведь живя в материально обеспеченной семье, он
научится строить и организовывать свою жизнь так, чтобы в доме был достаток.
Но вора-рецидивиста или того,
кто научился жить припеваючи, благодаря воровству — точно никто покупать и брать
к себе в дом не станет.
Эту мысль и пытался Иегуда
донести до египетского вельможи.
Продают бедняка, того, кто украл
от безысходности, чтобы помочь ему наладить жизнь.
— Если ты считаешь Биньямина
вором, — говорит Иегуда Йосефу, — то он не бедняк. Неужели ты поселишь такого
вора в своем доме? Зачем он тебе?
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
4. Кто больше
переживает: родители за детей или дети за родителей?
Иегуда объясняет египетскому
царедворцу, который на самом-то деле был Йосефом, что Яаков не переживет
отсутствие Биньямина, а он сам поручился за отрока. Как сказано: «И увидит, что
нет отрока, и умрет... А я поручился отцу за него» (Берешит, гл.
44, ст. 31-32).
Прежде всего, возникает вопрос:
почему Иегуда беспокоится только за жизнь отца? Но ведь Биньямин сам был отцом,
и у него — свои дети. Почему Иегуда не боится, что они тоже будут переживать?
Так устроен мир, и ничего с этим
не поделаешь — сын не переживает за отца так, как отец переживает за сына. И это
распространяется не только на людей.
Всевышний — Отец наш. Разве мы в
достаточной мере переживаем об отдалении Его Шехины (Шехина
—Присутствие Всевышнего в нашем мире), о разрушенном и до сих пор не отстроенном
Храме? Но Он, Творец, переживает за нас и за наши неудачи и глупости, за
безумства наши и за преступления.
Египтянин, конечно, мог
спросить: почему именно Иегуда так печется о Биньямине, почему вступает в спор,
когда остальные братья помалкивают?
На это у Иегуды был готов ответ,
— пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому месту в Торе. — Он
связал себя узами клятвы. И если не приведет Биньямина к отцу — лишится обоих
миров (настоящего и Грядущего), которыми он поклялся.
Но даже если Иегуда несет
ответственность перед отцом за возвращение Биньямина, он же может ему объяснить,
что братец, мол, проворовался и попал в тюрьму. Яаков — человек справедливый и
прямой, он наверняка согласится с тем, что вор должен сидеть в тюрьме.
Опережая такое предположение
Йосефа, Иегуда объясняет: «И увидит отец, что нет отрока, и умрет».
Но такой ответ не убедил
правителя Египта.
— Почему я должен тебе верить? —
говорит Йосей. — По-моему, он не умрет. Когда он увидит, что нет отрока, как
мудрый человек — он не упадет замертво, но поспешит выяснить, что произошло на
самом деле. Тут ты ему все и объяснишь.
— Я докажу тебе, что отец не
переживет это. Когда мы собирались сюда за хлебом, он сказал нам: «Идите, но
Биньямина оставьте дома». Мы пробовали возразить, что без него нам нет смысла
идти (ведь Шимон уже был в заложниках). Но отец оставался непреклонен: «Биньямин
никуда не пойдет». Тогда я обещал быть гарантом возвращения брата и поклялся
обоими мирами, что верну его. Ты спросишь: Почему недостаточно было поклясться
только этим миром? Зачем я клялся обоими? Потому что было очевидно, что отцу не
жить ни минуты в этом мире без Биньямина. Если он не вернется, об этом мире уже
не будет речи. Поэтому мне и пришлось клясться обоими мирами…
На это властителю уже нечего
было возразить. Ему оставалось только открыться, сказав: «Я — Йосеф!».
на основе комментариев раби Менахема Менделя из Коцка
(раби Менахем-Мендель Моргенштерн; известен своими острыми, мудрыми
высказываниями; Польша, первая половина 19-го века)
и
рава Мешулама Рата
(автор книги "Коль Мевасер"; Галиция – Румыния – Израиль, 1865-1962 гг.)
5. Цель Иегуды —
пробудить милосердие
Итак, Иегуда, как мы уже знаем,
сообщает правителю Египта (на самом-то деле — Йосефу), что взял на себя перед
отцом ответственность за Биньямина и является гарантом его возвращения. И тут в
нашей недельной главе написано: «Так позволь мне остаться твоим рабом вместо
отрока» (Берешит, гл. 44, ст. 33).
В обязанности Иегуды входило
оберегать отрока от всяческих неприятностей и бед, заботиться о том, чтобы он не
пострадал. Но, вместе с тем, он должен был следить, чтобы другие не пострадали
от отрока.
Следовательно, Иегуда должен был
побеспокоиться и о том, чтобы Биньямин не воровал. И коль скоро он не смог
предотвратить воровство с его стороны — то готов был и за это нести
ответственность. То есть — отправиться в рабство, вместо Биньямина.
Поэтому и сказал о своем праве
стать рабом вместо своего брата.
Но если мы с вниманием отнесемся
к тому, какие обязательства взял на себя Иегуда перед отцом — то мы увидим, что
став рабом, вместо Биньямина, он не сможет выполнить свое обещание вернуть брата
домой.
И действительно. Иегуда, как
сказано в тексте нашей недельной главы, обещает Яакову: «Если я его обратно не
приведу и не поставлю его перед тобой, значит, вечно прегрешение будет на мне» (Берешит,
гл. 43, ст. 9).
Но если Иегуда станет рабом
вместо Биньямина, он не сможет «привести его обратно и поставить перед отцом». А
если он не сдержит данного им слова — «прегрешение будет на нем вечно».
То есть Иегуда лишится вечности,
лишится удела в Будущем мире (на иврите — олам
hа-ба).
Мы видим, что Иегуда был готов
пожертвовать этим ради того, чтобы не огорчить отца.
Главной своей целью, которую
Иегуда поставил перед собой, было — пробудить и активизировать в суровом
египетском правителе меру милосердия.
Но откуда он знал, что у него
это получится?
Он думал, что достигнет в этом
успеха, потому что Яаков, перед тем как сыновья отправились в Египет —
благословил их.
«Всевышний дарует вам
милосердие» (Берешит, гл. 43, ст. 14), — произнес Яаков. И Иегуда
понял (Яаков открыл это своим сыновьям), что именно милосердие способно дать
позитивный результат.
И в самом деле. Как только
Иегуда постарался пробудить в знатном вельможе милосердие, Йосеф не смог больше
сдерживаться. В тексте нашей недельной главы так и написано: «И не мог больше
Йосеф сдерживаться при всех» (Берешит, гл. 45, ст. 1).
Не мог сдерживаться, потому что
милосердие проснулось в его сердце и бурлило в нем.
на основе комментариев рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваигаш»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда
и сказал...”.
И подошел
на иврите - ваигаш.
Обсуждение
главы
Ваигаш
1.
Что Иегуда и Йосеф имели в виду
В нашей недельной главе читаем,
что Йосеф в обличье египетского вельможи обвинил Биньямина в краже и потребовал,
чтобы тот стал его рабом. Тогда на защиту Биньямина встал Иегуда. Как сказано:
«И подступил Иегуда к Йосефу и молвил: господин мой, прошу, позволь сказать тебе
слово» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
«Слово», произнесенное Иегудой,
приводится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 93).
— В наших законах, — сказал
Иегуда Йосефу, — написано: "...если нет у него, чем платить, то продан будет за
похищенное им» (Шемот, гл. 22, ст. 2). Но у Биньямина есть чем
заплатить.
Очевидно, Иегуда намеревался
оспорить решение знатного египтянина (под видом которого скрывался Йосеф) о
продаже Биньямина в рабство, мотивируя свой протест тем, что обвиняемый в
состоянии возместить потерпевшему ущерб.
Если это действительно так — то
непонятно, почему он стал цитировать закон с середины фразы. Почему — не с
начала: «За похищенное должен платить» (там же)?
И действительно, в некоторых
изданиях Мидраша слова Иегуды включают всю фразу полностью. Но даже если
предположить, что именно эти (с полной фразой) издания верные, а в остальных
вкралась ошибка, все равно возникает вопрос по поводу логики Иегуды.
Он пытается донести до сурового
египетского царедворца, что Биньямин в состоянии возместить стоимость
украденного кубка, и поэтому ему вовсе необязательно становиться рабом.
Только ведь ему уже объяснили,
что кубок этот — необычный, что он обладает особыми аномальными свойствами.
Поэтому его невозможно оценить. Для своего хозяина он бесценен. Так на что же
рассчитывает Иегуда?
Начнем с предположения, что
приведенная вначале версия Мидраша — верная. Ведь если бы Иегуда начал со слов —
«За похищенное должен платить» и продолжил, что Биньямин заплатит — Йосеф
возразил бы ему, сказав, что украденная вещь — бесценна. Поэтому он произнес
вначале: "... если нет у него чем платить, то продан будет за похищенное им".
Только нужно учесть, что если украденное оценивается, скажем, в пятьсот монет, а
сам вор стоит целую тысячу, то, согласно сказанному в Талмуде (трактат
Кидушин, лист 18), он вообще не становится рабом.
Теперь мы лучше понимаем, что
хотел сказать Иегуда Йосефу.
То есть он говорил, что в
ситуации, если Йосеф станет утверждать, что кубок — старинной работы и бесценен,
ответ ему, что и Биньямин цену себе знает. Следовательно, в соответствии с
заключением Учителей в Талмуде — его должны отпустить. Если же, все-таки можно
определиться с ценой — Биньямин все компенсирует, по закону Торы, конечно же.
Все складно изложил Иегуда. И
все же неясно, с какой стати, египетский вельможа будет соблюдать законы Торы?
Дело в том, что Иегуда обратил
внимание на то, что этот правитель руководствуется именно еврейским правом, а не
египетским. Ведь, по законам его страны Биньямина должны были казнить. Однако
Йосеф «почему-то» решил удовлетвориться продажей обвиняемого в рабство.
— Но если ты решил следовать
именно еврейским законам, то давай уже следуй им до конца, — заявил Иегуда
египтянину. — Позволь Биньямину с тобой рассчитаться деньгами.
Но Йосеф не хуже Иегуды
разбирался в законах Торы. И на требование решить проблему деньгами резонно
заметил: раз уж речь зашла о Торе, то там среди прочего сказано, что вор платит
вдвойне — возвращает стоимость украденного и еще столько же в виде компенсации
или штрафа. Кубок он мне вернул. Но ведь надо еще и удвоить. А как он собирается
возместить удвоение? По закону, Биньямин обязан добавить еще один кубок, точь в
точь такой же, как украденный. И тогда я его освобожу. Он в состоянии выполнить
это условие? Если нет, то добро пожаловать в рабство…
на основе комментария рава Шломо Левинштейна
(Израиль, наше время)
2.
Гнев ведет к ошибкам
Иегуда обращается к египетскому
царедворцу: «Господин мой, прошу, позволь сказать тебе слово. И да не возгорится
твой гнев на раба твоего, ведь ты подобен фараону» (Берешит, гл.
44, ст. 18).
Очевидно, что он намеревается
добиться для своего младшего брата Биньямина помилования.
По закону Торы, вора могут
продать в рабство. Но в определенных случаях — царь имеет право помиловать
подсудимого.
Иегуда подчеркивает, что
египетский вельможа своими полномочиями подобен фараону. И поскольку от исхода
дела может зависеть жизнь Яакова, Иегуда просит Йосефа отменить приговор,
вынесенный Биньямину.
В свою очередь, Иегуда, понимая,
что египетский правитель, помиловав Биньямина, лишится раба. Поэтому предлагает
достойную замену. Он сам готов стать рабом вместо своего брата.
Иегуда объясняет, что в качестве
раба он во всем превосходит Биньямина — и в силе, и в выносливости, и в
трудолюбии. Так что, наместник фараона только выиграет, если возьмет в рабы его,
Иегуду.
Иегуда, анализируя сложившееся
положение, понимает, что это — расплата за продажу Йосефа. Чтобы искупить свою
вину, он согласен добровольно стать рабом.
Вместе с тем, мы читаем, что
Иегуда просит Йосефа не гневаться.
Чем вызвана эта просьба?
Природа гнева такова, что он
нередко ведет к ошибкам.
Поэтому Иегуда просит: «Да не
возгорится твой гнев». Ведь только в спокойном расположении духа Йосеф может
разумно воспринять его доводы. Эмоции — плохой подсказчик.
В своем комментарии Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) пишет, что с этого момента Иегуда начал говорить с египетским вельможей
довольно сурово. При том, что в конце предыдущей главы он обращается к нему
мягко, демонстрируя смирение и кротость.
«Что сказать нам нашему
господину, — произносит он, — что нам говорить и чем нам оправдаться! Всевышний
нашел вину за твоими рабами. Вот мы рабы моему господину, и мы, и тот, в чьих
руках найден кубок» (Берешит, гл. 44, ст. 16).
Какова же причина такой
перемены?
В Мегилат Эстер
(Танах, Книга Эстер, гл. 5) рассказывается о двух трапезах, которые устроила
царица Эстер для Ахашвероша и Амана. Только во время второй трапезы она
рассказала своему супругу о злодейском замысле Амана.
Почему она не сделала это сразу,
на первой трапезе?
Потому что в этот день она не
увидела никакого знака Свыше, никакого подтверждения от Творца, что пост и
раскаяние еврейского народа приняты.
Когда же на следующий день, по
приказу царя был возвеличен и осыпан почестями Мордехай, Эстер поняла, что это
добрый знак Небес, выражающий расположение и благосклонность.
Так же и Иегуда в ответе Йосефа
— «Вы же отправляйтесь с миром к отцу вашему» (Берешит, гл. 44,
ст. 17) увидел подтверждение того, что Всевышний одобрил его вмешательство и
помогает ему в попытке защитить Биньямина.
Поэтому он и усилил давление на
Йосефа.
на основе комментариев рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме),
Раби Эфраима-Шломо Лунчица
(возглавлял общину и был главой йешивы в Праге; известен и как Кли Якар — по
названию написанной им книги комментариев к Торе, 1550-1619 гг.),
Рава Авраама ибн Эзры
(великий комментатор Торы; Испания; конец 11-го — начало 12-го вв.)
и
раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — по названию
написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го
вв.)
3. Кому нужен в доме
вор
Мы уже знаем, что «египетский
вельможа» инсценирует кражу и ложно обвиняет в ней Биньямина, желая обратить его
в рабство. Но Иегуда выступает в защиту своего младшего брата. Как сказано: «И
подступил Иегуда к Йосефу и молвил…» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
В Мидраше Танхума
(гл. 3) рассказывается о невероятной силе, которой обладал Иегуда. Когда он
сердился, его волосы на теле вставали дыбом и пробивали одежду. Когда же Иегуда
хотел вызвать в себе гнев — он брал кожаный ремень, нашпигованный медными
горошинами и вгрызался в него зубами.
Раши
(раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й
век) отмечает, что до сих пор Иегуда пытался себя сдерживать, надеясь решить
проблему с Биньямином мирным путем. Но когда он увидел, что египтянин тверд в
своих намерениях поработить брата, он начал закипать, и в его речи появился
совсем иной оттенок. Иегуда говорит жестко. Слова, словно обломки скал, вылетают
из его уст и крушат все вокруг.
«Он сейчас, — подумал Йосеф, —
уничтожит Египет».
Раби Шимон бен Лакиш
(величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век) иллюстрирует
происходящее притчей.
Один царь, забавы ради,
устраивал гладиаторские бои. Как-то в смертельном поединке перед царем и его
придворными сошлись два богатыря. Каждый из них обладал неимоверной силищей —
каждый мог легко уничтожать врагов голыми руками, не пользуясь оружием.
Бойцы бросились друг на друга,
осыпая противника градом тяжелых ударов. Чем дольше длился бой, тем сильнее
наливались они гневом и яростью. Ярость, вскипая, придавала воинам новые силы.
Вдруг один из них почувствовал,
что соперник одолевает его, и он уже не может ему противостоять. Тогда он
отбросил бесполезную в данный момент ненависть и настроился на любовь. И тут,
вместо того, чтобы нанести своему визави очередной удар, он обнял его и
поцеловал. Тут же и у соперника исчезла злость, пропал гнев, и он вложил силу
замаха в сердечность рукопожатия…
Йосеф почувствовав
разрушительную мощь ярости Иегуды, прекратил противостояние и открылся
присутствующим, сказав: «Я Йосеф, брат ваш».
В другом Мидраше (Мидраш
Раба на книгу Берешит, гл. 93) открывается иная грань
противостояния Иегуды и Йосефа.
— В книге наших законов, то есть
в Торе, — объявляет Иегуда Йосефу, — написано: «...если нет у него, чем платить,
то продан будет за похищенное им» (Шемот, гл. 22, ст. 2). Но
Биньямин может заплатить. Значит, он не будет рабом…
Возникает вопрос: какое дело
египетскому владыке до того, что написано в Торе? Разве еврейские законы на него
распространяются?
Между тем, закон о продаже
воришки в рабство — не очень понятен и требует разъяснения для самих евреев.
Ведь согласно этому закону, вора, который не в состоянии возместить ущерб,
продают в рабство с целью компенсации потерпевшему. Только кто его купит? Кому в
доме нужен вор?
Дело в том, что речь идет о
горьком бедняке, который украл, потому что просто не оставалось у него другого
выхода. У него уже несколько дней не было крошки хлеба во рту. И вот он не
выдержал и украл.
Понятно, что и вернуть
украденное он не в состоянии. Такого человека продают в рабство. И делают это,
скорее — ради него самого. Ведь живя в материально обеспеченной семье, он
научится строить и организовывать свою жизнь так, чтобы в доме был достаток.
Но вора-рецидивиста или того,
кто научился жить припеваючи, благодаря воровству — точно никто покупать и брать
к себе в дом не станет.
Эту мысль и пытался Иегуда
донести до египетского вельможи.
Продают бедняка, того, кто украл
от безысходности, чтобы помочь ему наладить жизнь.
— Если ты считаешь Биньямина
вором, — говорит Иегуда Йосефу, — то он не бедняк. Неужели ты поселишь такого
вора в своем доме? Зачем он тебе?
на основе комментария Магида из Дубно
(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель
Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)
4. Кто больше
переживает: родители за детей или дети за родителей?
Иегуда объясняет египетскому
царедворцу, который на самом-то деле был Йосефом, что Яаков не переживет
отсутствие Биньямина, а он сам поручился за отрока. Как сказано: «И увидит, что
нет отрока, и умрет... А я поручился отцу за него» (Берешит, гл.
44, ст. 31-32).
Прежде всего, возникает вопрос:
почему Иегуда беспокоится только за жизнь отца? Но ведь Биньямин сам был отцом,
и у него — свои дети. Почему Иегуда не боится, что они тоже будут переживать?
Так устроен мир, и ничего с этим
не поделаешь — сын не переживает за отца так, как отец переживает за сына. И это
распространяется не только на людей.
Всевышний — Отец наш. Разве мы в
достаточной мере переживаем об отдалении Его Шехины (Шехина
—Присутствие Всевышнего в нашем мире), о разрушенном и до сих пор не отстроенном
Храме? Но Он, Творец, переживает за нас и за наши неудачи и глупости, за
безумства наши и за преступления.
Египтянин, конечно, мог
спросить: почему именно Иегуда так печется о Биньямине, почему вступает в спор,
когда остальные братья помалкивают?
На это у Иегуды был готов ответ,
— пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии к этому месту в Торе. — Он
связал себя узами клятвы. И если не приведет Биньямина к отцу — лишится обоих
миров (настоящего и Грядущего), которыми он поклялся.
Но даже если Иегуда несет
ответственность перед отцом за возвращение Биньямина, он же может ему объяснить,
что братец, мол, проворовался и попал в тюрьму. Яаков — человек справедливый и
прямой, он наверняка согласится с тем, что вор должен сидеть в тюрьме.
Опережая такое предположение
Йосефа, Иегуда объясняет: «И увидит отец, что нет отрока, и умрет».
Но такой ответ не убедил
правителя Египта.
— Почему я должен тебе верить? —
говорит Йосей. — По-моему, он не умрет. Когда он увидит, что нет отрока, как
мудрый человек — он не упадет замертво, но поспешит выяснить, что произошло на
самом деле. Тут ты ему все и объяснишь.
— Я докажу тебе, что отец не
переживет это. Когда мы собирались сюда за хлебом, он сказал нам: «Идите, но
Биньямина оставьте дома». Мы пробовали возразить, что без него нам нет смысла
идти (ведь Шимон уже был в заложниках). Но отец оставался непреклонен: «Биньямин
никуда не пойдет». Тогда я обещал быть гарантом возвращения брата и поклялся
обоими мирами, что верну его. Ты спросишь: Почему недостаточно было поклясться
только этим миром? Зачем я клялся обоими? Потому что было очевидно, что отцу не
жить ни минуты в этом мире без Биньямина. Если он не вернется, об этом мире уже
не будет речи. Поэтому мне и пришлось клясться обоими мирами…
На это властителю уже нечего
было возразить. Ему оставалось только открыться, сказав: «Я — Йосеф!».
на основе комментариев раби Менахема Менделя из Коцка
(раби Менахем-Мендель Моргенштерн; известен своими острыми, мудрыми
высказываниями; Польша, первая половина 19-го века)
и
рава Мешулама Рата
(автор книги "Коль Мевасер"; Галиция – Румыния – Израиль, 1865-1962 гг.)
5. Цель Иегуды —
пробудить милосердие
Итак, Иегуда, как мы уже знаем,
сообщает правителю Египта (на самом-то деле — Йосефу), что взял на себя перед
отцом ответственность за Биньямина и является гарантом его возвращения. И тут в
нашей недельной главе написано: «Так позволь мне остаться твоим рабом вместо
отрока» (Берешит, гл. 44, ст. 33).
В обязанности Иегуды входило
оберегать отрока от всяческих неприятностей и бед, заботиться о том, чтобы он не
пострадал. Но, вместе с тем, он должен был следить, чтобы другие не пострадали
от отрока.
Следовательно, Иегуда должен был
побеспокоиться и о том, чтобы Биньямин не воровал. И коль скоро он не смог
предотвратить воровство с его стороны — то готов был и за это нести
ответственность. То есть — отправиться в рабство, вместо Биньямина.
Поэтому и сказал о своем праве
стать рабом вместо своего брата.
Но если мы с вниманием отнесемся
к тому, какие обязательства взял на себя Иегуда перед отцом — то мы увидим, что
став рабом, вместо Биньямина, он не сможет выполнить свое обещание вернуть брата
домой.
И действительно. Иегуда, как
сказано в тексте нашей недельной главы, обещает Яакову: «Если я его обратно не
приведу и не поставлю его перед тобой, значит, вечно прегрешение будет на мне» (Берешит,
гл. 43, ст. 9).
Но если Иегуда станет рабом
вместо Биньямина, он не сможет «привести его обратно и поставить перед отцом». А
если он не сдержит данного им слова — «прегрешение будет на нем вечно».
То есть Иегуда лишится вечности,
лишится удела в Будущем мире (на иврите — олам
hа-ба).
Мы видим, что Иегуда был готов
пожертвовать этим ради того, чтобы не огорчить отца.
Главной своей целью, которую
Иегуда поставил перед собой, было — пробудить и активизировать в суровом
египетском правителе меру милосердия.
Но откуда он знал, что у него
это получится?
Он думал, что достигнет в этом
успеха, потому что Яаков, перед тем как сыновья отправились в Египет —
благословил их.
«Всевышний дарует вам
милосердие» (Берешит, гл. 43, ст. 14), — произнес Яаков. И Иегуда
понял (Яаков открыл это своим сыновьям), что именно милосердие способно дать
позитивный результат.
И в самом деле. Как только
Иегуда постарался пробудить в знатном вельможе милосердие, Йосеф не смог больше
сдерживаться. В тексте нашей недельной главы так и написано: «И не мог больше
Йосеф сдерживаться при всех» (Берешит, гл. 45, ст. 1).
Не мог сдерживаться, потому что
милосердие проснулось в его сердце и бурлило в нем.
на основе комментариев рава Моше Штернбуха
(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)
и
раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей
Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|