Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «Ваигаш»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда
и сказал...”.
И подошел
на иврите - ваигаш.
Обсуждение главы
Ваигаш
1.
Разрушили город в прошлом — разрушим и сейчас
Из содержания нашей недельной
главы узнаем, что наместник фараона объявил о своем решении сделать Биньямина
рабом.
Тогда вперед решительно выступил
Йеhуда. Как
сказано: «И подступил к нему Йеhуда»
(Берешит, гл. 44, ст. 18).
А вот, что об этом говорится в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93).
Дважды они входили в город,
чтобы разрушить его. Ранее — из-за девушки, теперь — из-за юноши.
Далее Учителя добавляют, что
теперь у братьев было больше причин разнести целый город, чем в прошлом. Хотя бы
потому, что сейчас под угрозой оказалось место отдохновения Всевышнего.
И в подтверждение своей мысли,
Учителя приводят следующую фразу, фрагмент благословения, которое Моше дал
Биньямину: «Возлюбленный Творцом... Он охраняет его весь день и между плеч его
обитает» (Дварим, гл. 33, ст. 12).
Попытаемся разобраться в этом
Мидраше.
В прошлом братья разрушили горд
Шхем, в котором была пленена и изнасилована их сестра Дина.
Сейчас угроза нависла над
Биньямином.
Братья заподозрили, что
своенравный египетский правитель, что называется, «положил на него глаз» и
мечтает предаться с ним запретным утехам. И если за естественное половое
влечение сына правителя Шхема к Дине, был уничтожен весь город, то за
противоестественную похоть властного вельможи — тем более подобало бы стереть с
лица земли и его самого и все его владения.
В Талмуде (трактат Орайот,
лист 13) сказано, что, в случае, если в плену оказались мужчина и женщина —
женщину освобождают (выкупают) первой. Но в ситуации, когда обоим грозит
опасность полового насилия — прежде нужно освободить мужчину.
И еще. Дина не была
прародительницей колена Израиля, и поэтому ей не полагался надел в Эрец
Исраэль (на Земле Израиля). Тем не менее, братья из-за нее вступили в войну
с жителями Шхема.
Биньямин же был родоначальником
одного из 12-ти колен, имевшего свою долю на земле, завещанной Всевышним.
Понятно, что ради освобождения
Биньямина — тем более нужно воевать.
Теперь объясним, что означает
выражение — «место отдохновения Всевышнего».
Это — Иерусалимский Храм,
который располагался в наделе Биньямина. В нем «между плеч» — обитала Шехина
(Присутствие Творца). Поэтому, хотя бы только ради будущего Храма — необходимо
было спасти Биньямина любой ценой. Даже ценой разрушения Египта.
на основе комментария рава Йоханана Рудинского
(Израиль, наше время)
2.
Лаван и фараон — кто хуже?
Когда египетский правитель
объявил братьям приговор, сказав, что Биньямин станет его рабом, а они свободны,
Йеhуда
выразил свое несогласие. И в Торе об этом читаем: «И подступил к нему Йеhуда
и молвил: Господин мой! Позволь сказать тебе слово. И не сердись на раба твоего,
ведь ты подобен фараону» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
Этот протест Йеhуды
непонятен. Ведь он сам предлагал, казалось бы гораздо худший вариант — «Пусть мы
будем рабами тебе, мы и тот, у кого нашли кубок» (там же, ст. 16).
То есть Йеhуда
был согласен, чтобы все братья стали рабами египетского вельможи, но тот решил
оставить в рабах только одного, Биньямина.
Почему же Йеhуда
недоволен?
И еще мы видим, что он
сравнивает управляющего делами фараона с самим фараоном. «Ведь ты, — говорит он,
— подобен фараону». Что Йеhуда хочет
этим сказать?
Сравнение с фараоном мы находим
и в Пасхальной Агаде. Там с ним сравнивается Лаван. Как написано: «Смотри, что
хотел совершить арамеец Лаван нашему отцу Яакову. Даже фараон приказал
уничтожать лишь детей мужского пола. Лаван же вознамерился покончить со всеми».
Если мы скажем, что это
сравнение не в пользу Лавана, что фараон, хоть еще и тот злодей, но все же —
лучше, мы приуменьшим чудо спасения из египетского рабства. Однако Праздник
установлен в память об Исходе, а не в честь бегства от Лавана. И значит,
первенство фараона в злодействе не подлежит сомнению.
Постараемся это понять,
вспоминая о других ненавистниках еврейского народа (в которых никогда не было
недостатка) — о Биламе и Балаке.
После нескольких неудачных
попыток уничтожить сынов Израиля, Балак (царь страны Моав) предпринимает
хитроумный тактический ход. Он приводит нееврейского пророка Билама на место,
откуда видна только часть израильского стана.
«Только край его увидишь, —
говорит Балак, — но всего не увидишь» (Бамидбар, гл. 23, ст. 13).
Сила Билама была в умении
проклинать. В моменты Гнева Всевышнего он мог произнести слово «калем»
(уничтожь). И проклятие, наложенное на ярость Творца, несло тотальную смерть и
разрушение (см. комментарий Тосафот к трактату Талмуда Авода Зара,
лист 4).
Предвидя это, Всевышний
пообещал, что не подвергнет Израиль уничтожению. В Танахе об этом читаем: «Как
Я, Всевышний, не изменился, так и вы, потомки Яакова — неистребимы (ло хелитем)»
(книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 6).
Балак понял (его научили этому
предыдущие неудачи), что проклятие не может пасть на весь народ целиком, но на
часть его — может. И, укоренившись в какой-то части сынов Израиля, оно проникнет
во всех и поразит их.
Теперь мы лучше понимаем смысл
Пасхальной Агады.
Лаван хотел уничтожить всех. Его
замысел — провалился. И после обещания Всевышнего — нет в этом большого чуда.
Фараон же направил репрессии
только на еврейских мальчиков. Он бил в незащищенное место, бил наверняка. Его
удар мог оказаться смертельным, если бы не защита Свыше.
В Талмуде (трактат Бава
Батра, лист 8) Учителя, анализируя слова из Танаха — «Кто на смерть — на
смерть, а кто под меч — под меч, и кто на голод — на голод, и кто в плен — в
плен» (книга пророка Йермиягу, гл. 15, ст. 2) — приходят к выводу, что каждое
последующее наказание тяжелее предыдущего. А плен и рабство — хуже всего. Потому
что с пленным можно сделать что угодно, и никакие конвенции не помогут.
Йеhуда
неспроста предлагал египетскому наместнику взять в рабы всех братьев. Ведь над
всеми он был бы не властен. Всевышний не позволил бы. Но когда тот объявил, что
рабом станет только Биньямин, Йеhуда
забеспокоился не на шутку.
С одним из братьев жестокий
вельможа мог сделать все, что захочет — поразить его мечом, морить голодом или
сразу умертвить. Поэтому и защищал Йеhуда
Биньямина, защищала от смертельной угрозы.
Мы видим, что и сравнение с
фараоном тоже не случайно.
Фараон не стал вхолостую ставить
под удар сразу всех. Так же и его наместник — сосредоточил свой удар только на
Биньямине, чтобы бить наверняка. Ведь защита гарантирована всей общности
потомков Яакова, но не какой-то ее части, или, тем более — кому-то одному из
них.
на основе комментария рава Йекутиэля Иеhуды
Альберштама
(глава Цанзских хасидов, Румыния, 1851-1918 гг.)
3. Профессионала в
рабство не продают
Когда Йосеф в облике египетского
вельможи пожелал в наказание за кражу кубка сделать Биньямина своим рабом, Йеhуда
встал на его защиту. Как сказано: «И подступил к нему Йеhуда»
(Берешит, гл. 44, ст. 18).
— По нашим законам, — объяснял
Йеhуда,
— вора продают в рабство, только если тому нечем возместить причиненный ущерб.
Как написано: «А если платить ему нечем — пусть продадут его за кражу,
совершенную им» (Шемот, гл. 22, ст. 2).
Биньямин же в состоянии покрыть
и стоимость украденного кубка и заплатить штраф. Так что ни о каком рабстве, как
говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 93), речь в данном случае идти не должна.
Поведение Йеhуды
требует объяснения. Неужто, он считает, что
правителя Египта (он еще не знает, что это Йосеф) могли интересовать законы
Торы?
А вот нас они, конечно же —
интересуют. Поэтому рассмотрим более пристально закон, согласно которому, вор
мог быть продан в рабство.
Итак, в Торе сказано, что при
определенных условиях разрешено бет дину (раввинскому суду), чтобы
компенсировать ущерб пострадавшей стороне — на ограниченное время продать вора в
рабство.
Но кто его захочет купить? Кто
по своей воле впустит в дом медвежатника или щипача, да еще выложит за это
удовольствие наличные?
Очевидно, не имеется в виду
вор-профессионал с высокой воровской квалификацией. Речь также не идет о
человеке, одержимом клептоманией. Но тот, кто не имел средств, чтобы купить себе
еду и самое необходимое и поэтому позарился на чужое — такой человек будет
помещен в хорошую крепкую семью, для перевоспитания, для того, чтобы научиться
честно зарабатывать свой хлеб.
«А если платить ему нечем —
пусть продадут его для возмещения украденного».
Но ведь бывает, что человек не
нуждается, но совсем наоборот, очень даже неплохо обеспечен, и при этом ворует —
чтобы приумножить свое состояние. Такого человек в здравом уме — не возьмет к
себе в дом.
Это и пытался Йеhуда
объяснить Йосефу.
Если предположить, что кубок
украл Биньямин — он сделал это не потому, что жил в нужде. Следовательно,
держать в доме такого человека — опасно. Значит, нужно, в дополнение к
найденному кубку — взыскать с него компенсацию. И отпустить восвояси.
Впрочем, Йеhуда
уверен в невиновности брата.
Кто же тогда вор?
Египетский вельможа должен
искать вора среди собственных слуг. Очевидно, что кто-то из них подбросил
Биньямину кубок. И очень высока вероятность, что это тот самый человек, который
кубок нашел. Поэтому нужно его как следует допросить.
Это имел в виду Йеhуда,
сказав: «Дай говорить рабу твоему» (Берешит, гл. 44, ст. 18). То
есть — сделай так, чтобы твой раб заговорил, развяжи ему язык. И тогда ты
узнаешь правду — кто на самом деле приложил руку к похищению твоего кубка.
на основе комментария рава Элиэзера Ашкенази
(автор книги «Маасей
hа-Шем»,
Польша, 1513-1586 гг.)
4. Тешува
спасает от меры суда
Йеhуда
пересказывает слова своего отца, Яакова, который, напутствуя сыновей, говорил:
«Возвратитесь, купите нам немного съестного» (Берешит, гл. 44, ст.
25).
В этих словах содержится важный
морально-этический урок, который неплохо бы всем взять на вооружение.
Бывает, на человека сыплются
беды и несчастья. Понятно, что они приходят не сами по себе. Это результат
действия меры суда, которая связана с Именем Всевышнего — Элоким.
Гематрия
(числовое значение) букв, составляющих слово «Элоким» равна 86-ти
Такая же гематрия и у
слова «лану» (что в переводе означает — «нам»).
В оригинале фразы, которой Яаков
напутствовал своих сыновей, перед словом «лану» написано — «шивру».
Здесь мы перевели его, как —
«купите». Но оно еще может быть употреблено в значении — «разбейте», «сломайте».
Одно из значений слова «шевер» — «перелом».
В самом же начале фразы написано
— «шуву». И это — намек на тешуву (раскаяние, возвращение на путь
Торы и заповедей).
Теперь, если мы еще раз прочтем
фразу, произнесенную Яаковом, мы увидим свет. Это сияет кроющийся в ней
глубинный смысл.
Если вы хотите переломить меру
суда, нависшую над вами, — говорит сыновьям Яаков, — сделайте тешуву,
раскайтесь в своих неблаговидных поступках.
Применительно к братьям, а слова
Яакова в первую очередь обращены именно к ним, неблаговидный поступок — это
продажа Йосефа.
Важно отметить, что слова Яакова
— не просто еще одно нравоучение. Они выстраданы им. Они подводят итог его
личной духовной работы.
Говорится в Талмуде(трактат
Берахот, лист 5): если на тебя обрушиваются несчастья и беды —
проанализируй свои поступки.
Когда Яакову сообщили о пропаже
Йосефа, он крепко задумался и стал искать этому причину. Он никого не обвинял.
Яаков искал причину в себе.
В результате внутренних поисков,
он понял, что много лет не проявлял заботу о своих престарелых родителях. За это
теперь он лишен заботы Йосефа.
Несчастье, которое случилось с
Йосефом, Яаков относит исключительно на свой счет.
Это видно из произнесенной им
фразы — «И ушел один от меня» (Берешит, гл. 44, ст. 28).
По мнению Яакова Йосеф ушел,
пропал, именно от него — из-за него самого, Яакова. И когда он это признал — тут
же открылась возможность снова обрести Йосефа.
на основе комментария рава Менахема-Менделя Агера
(известен также и как Цемах Цадик; основатель общины вижницких хасидов;
Буковина, 1830-1884 гг.)
5. Смерть детей горше
смерти родителей
Йеhуда
просит не забирать Биньямина, потому что это может привести к смерти отца,
смерти Яакова. Как сказано: «И будет: увидев, что нет отрока, он умрет» (Берешит,
гл. 44, ст. 31).
— Напротив, — может возразить
ему Йосеф, — твой отец будет этому только рад! Узнав, что его сын вор, он, как
человек праведный и любящий справедливость, наверняка обрадуется, торжеству
закона в Египте. Разве твой отец не считает, что за преступлением должно
следовать наказание?
Но Йеhуда
предвидел такой ход Йосефа и поэтому очень точно подбирал слова.
— «Увидев, что нет отрока», — я
сказал, — отец умрет, еще до того, как я сумею ему, хоть что-нибудь объяснить.
Обратите внимание, что в тексте
оригинала в словах Йеhуды
предупреждение о возможной смерти отца начинается словом — «ве-hайя»
(и будет). А оно, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу
Берешит, гл. 42) — свидетельствует о радости.
Но о какой радости может здесь
идти речь?
Йеhуда
нарисовал следующую картину.
Яаков очень ждал возвращения
своих сыновей, высматривал их издалека. Когда он смог различить родные силуэты —
его наполнила неописуемая радость.
Но вот, по мере приближения
детей, он замечает, что среди них нет Биньямина. Распираемое от радости сердце
пронзает стрела тревоги, в сердце вонзается каленая стрела страха потери.
За считанные секунды Яаков
переживает весь спектр эмоций, от радости до горя. Сердце пожилого человека не в
состоянии выдержать такие перепады. И Яаков неминуемо умрет от «передозировки»
эмоций.
Мы видим, что Йеhуда
в попытке спасти Биньямина, в качестве главного аргумента использует возможную
смерть Яакова. Но ведь у Биньямина было десять детей. Так почему же Йеhуда
не заявил, что исчезновение их отца причинит им душевные страдания и нанесет
серьезные моральные травмы. Кто знает, смогут ли они с ними справиться, смогут
ли с этим жить?
Дело в том, что когда дети
хоронят родителей — это тяжело. Но, в сущности — не противоречит естественному
ходу событий. Так устроен мир — одно поколение сменяется другим.
Но родители не должны хоронить
детей. Поэтому смерть ребенка намного труднее пережить.
Первый человек, Адам — не
хоронил своих родителей. Ведь у него, в известном смысле, их не было. Зато ему
пришлось похоронить сына, Эвеля.
Боль этой утраты, страх перед
ней — передались его потомкам. Поэтому смерть детей люди переживают тяжелее, чем
смерть родителей.
Следовательно, если с Биньямином
произойдет несчастье, по Яакову оно ударит гораздо сильнее, чем по детям
Биньямина.
на основе комментариев рава Йосефа-Бера-Дова Соловейчика
(известен и как Бейт
hа-Леви
— по названию его основного труда; глава воложинской йешивы, главный раввин
Брест-Литовска, 19-й век)
и
рава Менахема-Менделя из Коцка
(раби Менахем Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме;
известен своими острыми, мудрыми высказываниями;
< Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Ваигаш»
Место в Торе:
Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.
Почему она так
называется?
В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда
и сказал...”.
И подошел
на иврите - ваигаш.
Обсуждение главы
Ваигаш
1.
Разрушили город в прошлом — разрушим и сейчас
Из содержания нашей недельной
главы узнаем, что наместник фараона объявил о своем решении сделать Биньямина
рабом.
Тогда вперед решительно выступил
Йеhуда. Как
сказано: «И подступил к нему Йеhуда»
(Берешит, гл. 44, ст. 18).
А вот, что об этом говорится в
Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93).
Дважды они входили в город,
чтобы разрушить его. Ранее — из-за девушки, теперь — из-за юноши.
Далее Учителя добавляют, что
теперь у братьев было больше причин разнести целый город, чем в прошлом. Хотя бы
потому, что сейчас под угрозой оказалось место отдохновения Всевышнего.
И в подтверждение своей мысли,
Учителя приводят следующую фразу, фрагмент благословения, которое Моше дал
Биньямину: «Возлюбленный Творцом... Он охраняет его весь день и между плеч его
обитает» (Дварим, гл. 33, ст. 12).
Попытаемся разобраться в этом
Мидраше.
В прошлом братья разрушили горд
Шхем, в котором была пленена и изнасилована их сестра Дина.
Сейчас угроза нависла над
Биньямином.
Братья заподозрили, что
своенравный египетский правитель, что называется, «положил на него глаз» и
мечтает предаться с ним запретным утехам. И если за естественное половое
влечение сына правителя Шхема к Дине, был уничтожен весь город, то за
противоестественную похоть властного вельможи — тем более подобало бы стереть с
лица земли и его самого и все его владения.
В Талмуде (трактат Орайот,
лист 13) сказано, что, в случае, если в плену оказались мужчина и женщина —
женщину освобождают (выкупают) первой. Но в ситуации, когда обоим грозит
опасность полового насилия — прежде нужно освободить мужчину.
И еще. Дина не была
прародительницей колена Израиля, и поэтому ей не полагался надел в Эрец
Исраэль (на Земле Израиля). Тем не менее, братья из-за нее вступили в войну
с жителями Шхема.
Биньямин же был родоначальником
одного из 12-ти колен, имевшего свою долю на земле, завещанной Всевышним.
Понятно, что ради освобождения
Биньямина — тем более нужно воевать.
Теперь объясним, что означает
выражение — «место отдохновения Всевышнего».
Это — Иерусалимский Храм,
который располагался в наделе Биньямина. В нем «между плеч» — обитала Шехина
(Присутствие Творца). Поэтому, хотя бы только ради будущего Храма — необходимо
было спасти Биньямина любой ценой. Даже ценой разрушения Египта.
на основе комментария рава Йоханана Рудинского
(Израиль, наше время)
2.
Лаван и фараон — кто хуже?
Когда египетский правитель
объявил братьям приговор, сказав, что Биньямин станет его рабом, а они свободны,
Йеhуда
выразил свое несогласие. И в Торе об этом читаем: «И подступил к нему Йеhуда
и молвил: Господин мой! Позволь сказать тебе слово. И не сердись на раба твоего,
ведь ты подобен фараону» (Берешит, гл. 44, ст. 18).
Этот протест Йеhуды
непонятен. Ведь он сам предлагал, казалось бы гораздо худший вариант — «Пусть мы
будем рабами тебе, мы и тот, у кого нашли кубок» (там же, ст. 16).
То есть Йеhуда
был согласен, чтобы все братья стали рабами египетского вельможи, но тот решил
оставить в рабах только одного, Биньямина.
Почему же Йеhуда
недоволен?
И еще мы видим, что он
сравнивает управляющего делами фараона с самим фараоном. «Ведь ты, — говорит он,
— подобен фараону». Что Йеhуда хочет
этим сказать?
Сравнение с фараоном мы находим
и в Пасхальной Агаде. Там с ним сравнивается Лаван. Как написано: «Смотри, что
хотел совершить арамеец Лаван нашему отцу Яакову. Даже фараон приказал
уничтожать лишь детей мужского пола. Лаван же вознамерился покончить со всеми».
Если мы скажем, что это
сравнение не в пользу Лавана, что фараон, хоть еще и тот злодей, но все же —
лучше, мы приуменьшим чудо спасения из египетского рабства. Однако Праздник
установлен в память об Исходе, а не в честь бегства от Лавана. И значит,
первенство фараона в злодействе не подлежит сомнению.
Постараемся это понять,
вспоминая о других ненавистниках еврейского народа (в которых никогда не было
недостатка) — о Биламе и Балаке.
После нескольких неудачных
попыток уничтожить сынов Израиля, Балак (царь страны Моав) предпринимает
хитроумный тактический ход. Он приводит нееврейского пророка Билама на место,
откуда видна только часть израильского стана.
«Только край его увидишь, —
говорит Балак, — но всего не увидишь» (Бамидбар, гл. 23, ст. 13).
Сила Билама была в умении
проклинать. В моменты Гнева Всевышнего он мог произнести слово «калем»
(уничтожь). И проклятие, наложенное на ярость Творца, несло тотальную смерть и
разрушение (см. комментарий Тосафот к трактату Талмуда Авода Зара,
лист 4).
Предвидя это, Всевышний
пообещал, что не подвергнет Израиль уничтожению. В Танахе об этом читаем: «Как
Я, Всевышний, не изменился, так и вы, потомки Яакова — неистребимы (ло хелитем)»
(книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 6).
Балак понял (его научили этому
предыдущие неудачи), что проклятие не может пасть на весь народ целиком, но на
часть его — может. И, укоренившись в какой-то части сынов Израиля, оно проникнет
во всех и поразит их.
Теперь мы лучше понимаем смысл
Пасхальной Агады.
Лаван хотел уничтожить всех. Его
замысел — провалился. И после обещания Всевышнего — нет в этом большого чуда.
Фараон же направил репрессии
только на еврейских мальчиков. Он бил в незащищенное место, бил наверняка. Его
удар мог оказаться смертельным, если бы не защита Свыше.
В Талмуде (трактат Бава
Батра, лист 8) Учителя, анализируя слова из Танаха — «Кто на смерть — на
смерть, а кто под меч — под меч, и кто на голод — на голод, и кто в плен — в
плен» (книга пророка Йермиягу, гл. 15, ст. 2) — приходят к выводу, что каждое
последующее наказание тяжелее предыдущего. А плен и рабство — хуже всего. Потому
что с пленным можно сделать что угодно, и никакие конвенции не помогут.
Йеhуда
неспроста предлагал египетскому наместнику взять в рабы всех братьев. Ведь над
всеми он был бы не властен. Всевышний не позволил бы. Но когда тот объявил, что
рабом станет только Биньямин, Йеhуда
забеспокоился не на шутку.
С одним из братьев жестокий
вельможа мог сделать все, что захочет — поразить его мечом, морить голодом или
сразу умертвить. Поэтому и защищал Йеhуда
Биньямина, защищала от смертельной угрозы.
Мы видим, что и сравнение с
фараоном тоже не случайно.
Фараон не стал вхолостую ставить
под удар сразу всех. Так же и его наместник — сосредоточил свой удар только на
Биньямине, чтобы бить наверняка. Ведь защита гарантирована всей общности
потомков Яакова, но не какой-то ее части, или, тем более — кому-то одному из
них.
на основе комментария рава Йекутиэля Иеhуды
Альберштама
(глава Цанзских хасидов, Румыния, 1851-1918 гг.)
3. Профессионала в
рабство не продают
Когда Йосеф в облике египетского
вельможи пожелал в наказание за кражу кубка сделать Биньямина своим рабом, Йеhуда
встал на его защиту. Как сказано: «И подступил к нему Йеhуда»
(Берешит, гл. 44, ст. 18).
— По нашим законам, — объяснял
Йеhуда,
— вора продают в рабство, только если тому нечем возместить причиненный ущерб.
Как написано: «А если платить ему нечем — пусть продадут его за кражу,
совершенную им» (Шемот, гл. 22, ст. 2).
Биньямин же в состоянии покрыть
и стоимость украденного кубка и заплатить штраф. Так что ни о каком рабстве, как
говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит,
гл. 93), речь в данном случае идти не должна.
Поведение Йеhуды
требует объяснения. Неужто, он считает, что
правителя Египта (он еще не знает, что это Йосеф) могли интересовать законы
Торы?
А вот нас они, конечно же —
интересуют. Поэтому рассмотрим более пристально закон, согласно которому, вор
мог быть продан в рабство.
Итак, в Торе сказано, что при
определенных условиях разрешено бет дину (раввинскому суду), чтобы
компенсировать ущерб пострадавшей стороне — на ограниченное время продать вора в
рабство.
Но кто его захочет купить? Кто
по своей воле впустит в дом медвежатника или щипача, да еще выложит за это
удовольствие наличные?
Очевидно, не имеется в виду
вор-профессионал с высокой воровской квалификацией. Речь также не идет о
человеке, одержимом клептоманией. Но тот, кто не имел средств, чтобы купить себе
еду и самое необходимое и поэтому позарился на чужое — такой человек будет
помещен в хорошую крепкую семью, для перевоспитания, для того, чтобы научиться
честно зарабатывать свой хлеб.
«А если платить ему нечем —
пусть продадут его для возмещения украденного».
Но ведь бывает, что человек не
нуждается, но совсем наоборот, очень даже неплохо обеспечен, и при этом ворует —
чтобы приумножить свое состояние. Такого человек в здравом уме — не возьмет к
себе в дом.
Это и пытался Йеhуда
объяснить Йосефу.
Если предположить, что кубок
украл Биньямин — он сделал это не потому, что жил в нужде. Следовательно,
держать в доме такого человека — опасно. Значит, нужно, в дополнение к
найденному кубку — взыскать с него компенсацию. И отпустить восвояси.
Впрочем, Йеhуда
уверен в невиновности брата.
Кто же тогда вор?
Египетский вельможа должен
искать вора среди собственных слуг. Очевидно, что кто-то из них подбросил
Биньямину кубок. И очень высока вероятность, что это тот самый человек, который
кубок нашел. Поэтому нужно его как следует допросить.
Это имел в виду Йеhуда,
сказав: «Дай говорить рабу твоему» (Берешит, гл. 44, ст. 18). То
есть — сделай так, чтобы твой раб заговорил, развяжи ему язык. И тогда ты
узнаешь правду — кто на самом деле приложил руку к похищению твоего кубка.
на основе комментария рава Элиэзера Ашкенази
(автор книги «Маасей
hа-Шем»,
Польша, 1513-1586 гг.)
4. Тешува
спасает от меры суда
Йеhуда
пересказывает слова своего отца, Яакова, который, напутствуя сыновей, говорил:
«Возвратитесь, купите нам немного съестного» (Берешит, гл. 44, ст.
25).
В этих словах содержится важный
морально-этический урок, который неплохо бы всем взять на вооружение.
Бывает, на человека сыплются
беды и несчастья. Понятно, что они приходят не сами по себе. Это результат
действия меры суда, которая связана с Именем Всевышнего — Элоким.
Гематрия
(числовое значение) букв, составляющих слово «Элоким» равна 86-ти
Такая же гематрия и у
слова «лану» (что в переводе означает — «нам»).
В оригинале фразы, которой Яаков
напутствовал своих сыновей, перед словом «лану» написано — «шивру».
Здесь мы перевели его, как —
«купите». Но оно еще может быть употреблено в значении — «разбейте», «сломайте».
Одно из значений слова «шевер» — «перелом».
В самом же начале фразы написано
— «шуву». И это — намек на тешуву (раскаяние, возвращение на путь
Торы и заповедей).
Теперь, если мы еще раз прочтем
фразу, произнесенную Яаковом, мы увидим свет. Это сияет кроющийся в ней
глубинный смысл.
Если вы хотите переломить меру
суда, нависшую над вами, — говорит сыновьям Яаков, — сделайте тешуву,
раскайтесь в своих неблаговидных поступках.
Применительно к братьям, а слова
Яакова в первую очередь обращены именно к ним, неблаговидный поступок — это
продажа Йосефа.
Важно отметить, что слова Яакова
— не просто еще одно нравоучение. Они выстраданы им. Они подводят итог его
личной духовной работы.
Говорится в Талмуде(трактат
Берахот, лист 5): если на тебя обрушиваются несчастья и беды —
проанализируй свои поступки.
Когда Яакову сообщили о пропаже
Йосефа, он крепко задумался и стал искать этому причину. Он никого не обвинял.
Яаков искал причину в себе.
В результате внутренних поисков,
он понял, что много лет не проявлял заботу о своих престарелых родителях. За это
теперь он лишен заботы Йосефа.
Несчастье, которое случилось с
Йосефом, Яаков относит исключительно на свой счет.
Это видно из произнесенной им
фразы — «И ушел один от меня» (Берешит, гл. 44, ст. 28).
По мнению Яакова Йосеф ушел,
пропал, именно от него — из-за него самого, Яакова. И когда он это признал — тут
же открылась возможность снова обрести Йосефа.
на основе комментария рава Менахема-Менделя Агера
(известен также и как Цемах Цадик; основатель общины вижницких хасидов;
Буковина, 1830-1884 гг.)
5. Смерть детей горше
смерти родителей
Йеhуда
просит не забирать Биньямина, потому что это может привести к смерти отца,
смерти Яакова. Как сказано: «И будет: увидев, что нет отрока, он умрет» (Берешит,
гл. 44, ст. 31).
— Напротив, — может возразить
ему Йосеф, — твой отец будет этому только рад! Узнав, что его сын вор, он, как
человек праведный и любящий справедливость, наверняка обрадуется, торжеству
закона в Египте. Разве твой отец не считает, что за преступлением должно
следовать наказание?
Но Йеhуда
предвидел такой ход Йосефа и поэтому очень точно подбирал слова.
— «Увидев, что нет отрока», — я
сказал, — отец умрет, еще до того, как я сумею ему, хоть что-нибудь объяснить.
Обратите внимание, что в тексте
оригинала в словах Йеhуды
предупреждение о возможной смерти отца начинается словом — «ве-hайя»
(и будет). А оно, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу
Берешит, гл. 42) — свидетельствует о радости.
Но о какой радости может здесь
идти речь?
Йеhуда
нарисовал следующую картину.
Яаков очень ждал возвращения
своих сыновей, высматривал их издалека. Когда он смог различить родные силуэты —
его наполнила неописуемая радость.
Но вот, по мере приближения
детей, он замечает, что среди них нет Биньямина. Распираемое от радости сердце
пронзает стрела тревоги, в сердце вонзается каленая стрела страха потери.
За считанные секунды Яаков
переживает весь спектр эмоций, от радости до горя. Сердце пожилого человека не в
состоянии выдержать такие перепады. И Яаков неминуемо умрет от «передозировки»
эмоций.
Мы видим, что Йеhуда
в попытке спасти Биньямина, в качестве главного аргумента использует возможную
смерть Яакова. Но ведь у Биньямина было десять детей. Так почему же Йеhуда
не заявил, что исчезновение их отца причинит им душевные страдания и нанесет
серьезные моральные травмы. Кто знает, смогут ли они с ними справиться, смогут
ли с этим жить?
Дело в том, что когда дети
хоронят родителей — это тяжело. Но, в сущности — не противоречит естественному
ходу событий. Так устроен мир — одно поколение сменяется другим.
Но родители не должны хоронить
детей. Поэтому смерть ребенка намного труднее пережить.
Первый человек, Адам — не
хоронил своих родителей. Ведь у него, в известном смысле, их не было. Зато ему
пришлось похоронить сына, Эвеля.
Боль этой утраты, страх перед
ней — передались его потомкам. Поэтому смерть детей люди переживают тяжелее, чем
смерть родителей.
Следовательно, если с Биньямином
произойдет несчастье, по Яакову оно ударит гораздо сильнее, чем по детям
Биньямина.
на основе комментариев рава Йосефа-Бера-Дова Соловейчика
(известен и как Бейт
hа-Леви
— по названию его основного труда; глава воложинской йешивы, главный раввин
Брест-Литовска, 19-й век)
и
рава Менахема-Менделя из Коцка
(раби Менахем Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме;
известен своими острыми, мудрыми высказываниями;
Польша, первая половина 19-го века)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|