БЕШАЛАХ 
"БЕШАЛАХ"
БЕШАЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"БЕШАЛАХ"

5.02.2025, 7 Shevat, 5785

До субботы - 3 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(15.12. 25 - 22.12.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(30.12.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


24 цикл обсуждения

Прочесть двадцать пятый цикл обсуждения
Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Ваигаш»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда и сказал...”.

И подошел на иврите - ваигаш.

 

Обсуждение главы Ваигаш

 

1. Диалог в знаках кантилляции

 

Название нашей недельной главы отражено в ее первом слове — «ваигаш» (и подступил, приблизился). Как сказано: «И подступил к нему Йеhуда» (Берешит, гл. 44, ст. 18).

Здесь отмечу, что слова Торы при чтении произносятся с особой интонацией и на определенный мотив, для обозначения которого на письме используются знаки кантилляции (на иврите — таамим). Они определяют мелодику произнесения текста Торы. Этот «напев» мы слышим при чтении Торы в синагоге. Вместе с тем, таамим хранят в себе и передают глубокие, сокровенные тайны Торы.

В нашей фразе, благодаря знакам кантилляции можно почувствовать всю силу накала противостояния между Йосефом и Йеhудой.

Йосеф под маской влиятельного египетского вельможи сфальсифицировал кражу драгоценного бокала, в которой обвинил Биньямина. И требует, чтобы в качестве наказания, Биньямин был продан в рабство. Но Йеhуда встает на защиту своего брата. Как сказано: «И подступил к нему Йеhуда».

Над словом «ваигаш» стоит знак кантилляции, называемый азла гереш. В этом можно увидеть намек на то, что Йосеф прогнал (гереш) Йеhуду.

Итак, Йеhуда подступил, приблизился к Йосефу, в ответ на то, что тот попытался его прогнать.

Но почему? Ведь, дискуссия между ними еще даже не началась, а Йосеф уже указал Йеhуде на дверь.

Ответ на этот вопрос нам тоже помогают найти таамим. Имя Йеhуды отмечено знаком кантилляции — ревии. Что означает — «четвертый». Йосеф дал отвод Йеhуде, потому что он лишь четвертый сын.

— Четвертый не может говорить от имени всех братьев, — заявил Йосеф, — Я хочу говорить со старшим!

— Я поручился за Биньямина, я пообещал отцу, что с ним ничего не случится, я и отвечаю за него. Поэтому говорить будешь со мной! — подступил к нему Йеhуда.

В благословении, которое получил Йеhуда от Яакова, сказано, что он «молодой лев... и ложится как лев» (Берешит, гл. 49, ст. 9).

То есть, даже если ему приходится лечь под натиском превосходящих сил, он все равно остается львом, не собирается сдаваться и готов контратаковать противника.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93) говорится, что Йеhуда очень разозлился на египтянина (который на самом деле был Йосефом) и издал боевой клич такой мощи, что его услышал сын Дана Хушим, который был глух и находился дома. Хушим услышал клич Йеhуды и тотчас примчался к нему...

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

2. Не стать рабом рабов

 

В словесной перепалке с египетским вельможей, под маской которого скрывался Йосеф, Йеhуда, среди прочего, бросил ему обвинение: «Ты, — сказал он, — такой же, как фараон!" (Берешит, гл. 44, ст. 18).

В своем комментарии к этому отрывку Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в этой фразе скрыты определенные намеки. «В моих глазах ты — велик, как царь, — подразумевает в ней Йеhуда. — Но если ты станешь удерживать Биньямина, тебе не избежать наказания проказой за него. Подобно тому, как в свое время фараон был наказан за то, что задержал у себя на одну ночь мою прародительницу Сару».

Другой намек — подобно тому, как фараон постановляет и не исполняет, обещает и не делает, так и ты. Разве такое называется «взглянуть», как ты сказал: «чтобы мне взглянуть на него» (Берешит, гл. 44, ст. 21).

И еще — если ты разозлишь меня, я убью и тебя, и твоего господина египетского царя (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93).

Но где мы видели, чтобы фараон нарушал свои обещания и постановления?

Он постановил — и это было зафиксировано в сборнике египетских законов — что раб не вправе занимать административную должность в государственной структуре Египта. Но, несмотря на это, назначил Йосефа, в прошлом раба Потифара, своим наместником.

Так же и Йосеф, сперва обещал, что ему нужно лишь взглянуть на Биньямина, и вот, теперь он собирается удерживать его в рабстве.

В молитвах Слихот есть такие слова: «Рабы правили нами, и нет того, кто спасет нас из их рук».

Речь — о человеке, живущем в изгнании, на чужбине. Если местные власти принимают постановление, наносящее ему вред — он бросается к чиновникам, в поисках справедливости, в надежде изменить ситуацию. Но чиновник только разводит руками, говоря, что указ спущен ему сверху и он не вправе отменить его. К сожалению, и вышестоящий чиновник говорит то же самое. И нет спасения от этой бюрократии.

Нечто подобное происходит и с нами, здесь, у нас дома, в Израиле. Когда мы сталкиваемся с произволом, ищем справедливости у чиновника, тот отправляет нас к начальнику, а начальник к заведующему, а тот ссылается на министра, министр же беспомощно разводит руками, кивая на юридическую советницу, или намекает с ужасом в глазах на всемогущую прессу. Вот, уж действительно — «рабы правят нами, и нет того, кто спасет нас из их рук».

Единственный способ выйти из замкнутого круга — идти дорогой Торы, заповедей и добрых дел, и не бояться «рабов» и «марионеток», и тех, кто стоит за ними и дергает за ниточки. Ведь сказано: «Если Всевышний благоволит к путям человека, то и врагов его примирит с ним» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 16, ст. 7).

На этом основывались и требования Йеhуды. Он заявил египетскому вельможе — «Свобода Биньямина находится всецело в твоих руках. И не надо ссылаться, на кого-то вышестоящего. Ты сам подобен фараону, и в состоянии решить эту проблему».

 

на основе комментария рава Моше Альшиха

(Эрец Исраэль, Цфат, 16 век)

  

 

 

3. Комплимент со скрытым смыслом

 

Йосеф, проверяя братьев, обвинил Биньямина в воровстве. Братья не узнали Йосефа в обличии могущественного египетского вельможи. Тем не менее, Йеhуда встает на защиту Биньямина. Он подступает к египетскому правителю и обращается к нему с пламенной речью. И мы читаем: «Мой господин! Прошу, позволь  сказать тебе слово, и не гневайся на своего слугу, ведь ты подобен фараону» (Берешит, гл. 44, ст. 18).

Его слова полны подобострастия и смирения, но на самом деле, в них содержится и скрытая угроза.

Чтобы это лучше понять перескажу историю, которая произошла с равом Хаимом-Йосефом-Давидом Азулаем (Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

Однажды к нему пришел еврей и потребовал выдать ему раввинскую смиху (в некотором смысле — «диплом»).

Хида проверил его знания и убедился в их скудности и ограниченности. Кандидат в раввины оказался полным невеждой в законах Торы. Он выучил лишь три речи: на случай свадьбы, похорон и бар мицвы (совершеннолетия). Сказал, что со временем выучит и речь по случаю обрезания.

Хида попытался вежливо отказать: мол, раввин должен разбираться еще и в законах шаббата, кашрута, супружеской близости...

Тогда соискатель раввинского звания повел себя на редкость агрессивно, начал угрожать и сквернословить. Хида понял, что еще немного, и тот перейдет от угроз и оскорблений к побоям. Не желая рисковать, он решил применить хитрость.

— Пожалуй, я дам тебе раввинскую смиху, — заверил он наглеца.

И действительно, взяв перо и чернила, он принялся писать. На бумаге, которая, как известно, все стерпит, он просто рассыпался в похвалах и комплиментах, среди которых был и такой: «Если бы податель сего жил во времена пророка Элиши, оливковое масло в его присутствии не закончилось бы».

Довольный невежда схватил письмо и радостно отправился в другую страну, чтобы Хида не смог отозвать письмо назад.

Прибыв в крупную еврейскую общину, он предстал перед ее главами и вручил им заветное письмо. Оно не натолкнуло их не на какие мысли, и только один, самый сообразительный член правления, разобрался в истинных намерениях рава Азулая. Он не только понял сам, но и рассказал остальным, какой на самом деле смысл Хида вложил во фразу о масле.

Он поведал такую историю. Пророк Овадья скоропостижно скончался, оставив вдову с большими долгами. И, поскольку возвращать долги было нечем, кредитор намеривался забрать себе в услужение двух ее сыновей.

В отчаянии, вдова обратилась за помощью к Элише. И тот, узнав, что у нее есть только немного оливкового масла, велел одолжить у соседей побольше разных емкостей и сосудов. И когда та выполнила его указание, все кувшины, кадки и миски начали наполняться отборным оливковым маслом. Когда же последний сосуд был наполнен, масло перестало пребывать.

Хида написал, что, если бы там присутствовал этот кандидат в раввины, масло не перестало бы литься. Но почему? А, точнее, куда? Ведь все сосуды уже были наполнены. Очевидно, Хида, таким образом, намекал, что соискатель раввинской должности и зарплаты, представляет собой пустой кувшин.

Йеhуда, несмотря на подобострастный тон, дал понять Йосефу, что он о нем думает на самом деле. Пусть Йосеф считает себя невероятно умным и проницательным, раскрывшим таинственную кражу драгоценного бокала и определившим вора, только он ничем не лучше фараона. А тот, как известно, даже свой собственный сон не смог разгадать...

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

 

4. Все зависит от интонации

 

Могущественный египетский вельможа, под маской которого скрывался не кто иной, как Йосеф, инсценировал похищение дорогого кубка. Обвинив в краже Биньямина, он требует, чтобы Биньямин стал его рабом.

На защиту брата бросается Йеhуда. Он вступает с «наглым и жестоким египтянином» в словесную перепалку.

Слова Йеhуды как будто бы полны покорности и смирения. Но это только на поверхностный взгляд. На самом деле Йеhуда каждой фразой выдвигает претензию, а то и угрозу. Среди прочего он говорит: «Мой господин расспрашивал рабов своих так: есть ли у вас отец или брат» (Берешит, гл. 44, ст. 19).

Только мы не помним, чтобы Йосеф подобным образом расспрашивал братьев. Они ему сами все рассказали. В частности, то, что они — «двенадцать братьев, дети одного отца, живем в Кенаане. Младший остался с отцом, а один пропал» (Берешит, гл. 42, ст. 13).

После такого рассказа у Йосефа не должны были появиться вопросы. Их и не было. Тогда о чем говорит Йеhуда?

Все дело в интонации. Фраза — «Мой господин расспрашивал рабов своих так: Есть ли у вас отец или брат», представляет собой вопрос, а не утверждение. И в конце ее стоит вопросительный знак. Вот так: «Мой господин расспрашивал рабов своих так: Есть ли у вас отец или брат?». И в ней заключена претензия Йеhуды к «зарвавшемуся египтянину».

— Тебе даже не пришлось задавать нам вопросы, — говорит Йеhуда Йосефу. — Мы сами тебе все о нас рассказали. Так почему ты предъявляешь нам тяжкие обвинения? Называешь нас соглядатаями, а Биньямина — вором. Хотя тебе прекрасно известно, что мы люди прямые и честные, и совершенно ни в чем не виноваты».

Теперь мы можем сформулировать важное правило: чтобы понять фразу из Торы или Танаха — нужно, прежде всего, выяснить, как она правильно читается, с какой интонацией.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 50) говорится, что Шмуэль, увидев ночью дурной сон, утром после пробуждения произносил: «Разве плохие сны могут нам что-то сказать?». Если же сон был хорошим — утром Шмуэль говорил: «Дурной сон ничего не скажет! Но этот — вполне!».

И мы вновь убедились, как много зависит от интонации...

 

на основе комментария рава Моше Альшиха

(Эрец Исраэль, Цфат, 16 век)

 

 

5. Переживания отца о сыне — сильнее переживаний сына об отце

 

Наместник правителя Египта, под маской которого скрывался Йосеф, инсценировал похищение дорогого кубка. И обвинил в краже Биньямина. А затем потребовал, чтобы Биньямин стал его рабом.

На защиту брата встает Йеhуда. Он вступает в словесную перепалку с «наглым и жестоким египтянином».

Слова Йеhуды на первый взгляд — полны покорности и смирения. Но только — на самый поверхностный взгляд. На самом же деле Йеhуда каждой фразой выдвигает претензию, а то и угрозу. Среди прочего он говорит: «Мой господин расспрашивал рабов своих так: Есть ли у вас отец или брат» (Берешит, гл. 44, ст. 19).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) раскрывает скрытый смысл слов Йеhуды. «С самого начала ты задумал возвести на нас поклеп, — отмечает он. — Для чего ты задавал нам все эти вопросы? Разве мы просили руки твоей дочери? Или же ты сам сватаешься к нашей сестре? Но, несмотря на это, ты пытался влезть нам в печенки. По какому праву ты суешь свой нос в наши личные дела?».

Йеhуда неспроста приводит примеры именно с дочерью и сестрой. Так он подчеркивает всю нелепость выдвинутых обвинений в шпионаже и воровстве. Братья не могли просить руки дочери Йосефа, даже если бы действительно захотели этого. Хотя бы, потому, что у Йосефа не было никакой дочери. Как известно, у него родились два сына.

А Йосеф, соответственно, был не в состоянии свататься к сестре Йеhуды. Хоть она у него и была — Дина, но к тому времени она уже вышла замуж за Иова (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 57).

Слова Йеhуды можно интерпретировать и так: поскольку у тебя нет дочери, а у нас нет незамужней сестры — все твои обвинения выглядят предвзято и нелепо. Так верни нам немедленно Биньямина...

Вообще, переживание отца о сыне сильнее переживания сына об отце. Отец готов заменить собой сына в неволе, а сын на подобное едва ли согласится. Качества характера человека, в основном, переходят к нему по наследству. И если он полон сочувствия и сострадания — значит, кто-то из его родителей был очень добрым, чувствительным и отзывчивым человеком.

В первом человеке, Адаме, очень сильно проявлялась любовь к детям. Когда трагически погиб его сын Эвель, он на 130 лет отстранился от жены.

Это качество — сильная любовь к детям — унаследовали все его потомки...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Ваигаш»

 

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 44, ст. 18 - гл. 47, ст. 27.

 

Почему она так называется?

В первой фразе главы говорится: “И подошел к нему Йеhуда и сказал...”.

И подошел на иврите - ваигаш.

 

Обсуждение главы Ваигаш

 

1. Диалог в знаках кантилляции

 

Название нашей недельной главы отражено в ее первом слове — «ваигаш» (и подступил, приблизился). Как сказано: «И подступил к нему Йеhуда» (Берешит, гл. 44, ст. 18).

Здесь отмечу, что слова Торы при чтении произносятся с особой интонацией и на определенный мотив, для обозначения которого на письме используются знаки кантилляции (на иврите — таамим). Они определяют мелодику произнесения текста Торы. Этот «напев» мы слышим при чтении Торы в синагоге. Вместе с тем, таамим хранят в себе и передают глубокие, сокровенные тайны Торы.

В нашей фразе, благодаря знакам кантилляции можно почувствовать всю силу накала противостояния между Йосефом и Йеhудой.

Йосеф под маской влиятельного египетского вельможи сфальсифицировал кражу драгоценного бокала, в которой обвинил Биньямина. И требует, чтобы в качестве наказания, Биньямин был продан в рабство. Но Йеhуда встает на защиту своего брата. Как сказано: «И подступил к нему Йеhуда».

Над словом «ваигаш» стоит знак кантилляции, называемый азла гереш. В этом можно увидеть намек на то, что Йосеф прогнал (гереш) Йеhуду.

Итак, Йеhуда подступил, приблизился к Йосефу, в ответ на то, что тот попытался его прогнать.

Но почему? Ведь, дискуссия между ними еще даже не началась, а Йосеф уже указал Йеhуде на дверь.

Ответ на этот вопрос нам тоже помогают найти таамим. Имя Йеhуды отмечено знаком кантилляции — ревии. Что означает — «четвертый». Йосеф дал отвод Йеhуде, потому что он лишь четвертый сын.

— Четвертый не может говорить от имени всех братьев, — заявил Йосеф, — Я хочу говорить со старшим!

— Я поручился за Биньямина, я пообещал отцу, что с ним ничего не случится, я и отвечаю за него. Поэтому говорить будешь со мной! — подступил к нему Йеhуда.

В благословении, которое получил Йеhуда от Яакова, сказано, что он «молодой лев... и ложится как лев» (Берешит, гл. 49, ст. 9).

То есть, даже если ему приходится лечь под натиском превосходящих сил, он все равно остается львом, не собирается сдаваться и готов контратаковать противника.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93) говорится, что Йеhуда очень разозлился на египтянина (который на самом деле был Йосефом) и издал боевой клич такой мощи, что его услышал сын Дана Хушим, который был глух и находился дома. Хушим услышал клич Йеhуды и тотчас примчался к нему...

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

2. Не стать рабом рабов

 

В словесной перепалке с египетским вельможей, под маской которого скрывался Йосеф, Йеhуда, среди прочего, бросил ему обвинение: «Ты, — сказал он, — такой же, как фараон!" (Берешит, гл. 44, ст. 18).

В своем комментарии к этому отрывку Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в этой фразе скрыты определенные намеки. «В моих глазах ты — велик, как царь, — подразумевает в ней Йеhуда. — Но если ты станешь удерживать Биньямина, тебе не избежать наказания проказой за него. Подобно тому, как в свое время фараон был наказан за то, что задержал у себя на одну ночь мою прародительницу Сару».

Другой намек — подобно тому, как фараон постановляет и не исполняет, обещает и не делает, так и ты. Разве такое называется «взглянуть», как ты сказал: «чтобы мне взглянуть на него» (Берешит, гл. 44, ст. 21).

И еще — если ты разозлишь меня, я убью и тебя, и твоего господина египетского царя (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 93).

Но где мы видели, чтобы фараон нарушал свои обещания и постановления?

Он постановил — и это было зафиксировано в сборнике египетских законов — что раб не вправе занимать административную должность в государственной структуре Египта. Но, несмотря на это, назначил Йосефа, в прошлом раба Потифара, своим наместником.

Так же и Йосеф, сперва обещал, что ему нужно лишь взглянуть на Биньямина, и вот, теперь он собирается удерживать его в рабстве.

В молитвах Слихот есть такие слова: «Рабы правили нами, и нет того, кто спасет нас из их рук».

Речь — о человеке, живущем в изгнании, на чужбине. Если местные власти принимают постановление, наносящее ему вред — он бросается к чиновникам, в поисках справедливости, в надежде изменить ситуацию. Но чиновник только разводит руками, говоря, что указ спущен ему сверху и он не вправе отменить его. К сожалению, и вышестоящий чиновник говорит то же самое. И нет спасения от этой бюрократии.

Нечто подобное происходит и с нами, здесь, у нас дома, в Израиле. Когда мы сталкиваемся с произволом, ищем справедливости у чиновника, тот отправляет нас к начальнику, а начальник к заведующему, а тот ссылается на министра, министр же беспомощно разводит руками, кивая на юридическую советницу, или намекает с ужасом в глазах на всемогущую прессу. Вот, уж действительно — «рабы правят нами, и нет того, кто спасет нас из их рук».

Единственный способ выйти из замкнутого круга — идти дорогой Торы, заповедей и добрых дел, и не бояться «рабов» и «марионеток», и тех, кто стоит за ними и дергает за ниточки. Ведь сказано: «Если Всевышний благоволит к путям человека, то и врагов его примирит с ним» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 16, ст. 7).

На этом основывались и требования Йеhуды. Он заявил египетскому вельможе — «Свобода Биньямина находится всецело в твоих руках. И не надо ссылаться, на кого-то вышестоящего. Ты сам подобен фараону, и в состоянии решить эту проблему».

 

на основе комментария рава Моше Альшиха

(Эрец Исраэль, Цфат, 16 век)

  

 

 

3. Комплимент со скрытым смыслом

 

Йосеф, проверяя братьев, обвинил Биньямина в воровстве. Братья не узнали Йосефа в обличии могущественного египетского вельможи. Тем не менее, Йеhуда встает на защиту Биньямина. Он подступает к египетскому правителю и обращается к нему с пламенной речью. И мы читаем: «Мой господин! Прошу, позволь  сказать тебе слово, и не гневайся на своего слугу, ведь ты подобен фараону» (Берешит, гл. 44, ст. 18).

Его слова полны подобострастия и смирения, но на самом деле, в них содержится и скрытая угроза.

Чтобы это лучше понять перескажу историю, которая произошла с равом Хаимом-Йосефом-Давидом Азулаем (Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

Однажды к нему пришел еврей и потребовал выдать ему раввинскую смиху (в некотором смысле — «диплом»).

Хида проверил его знания и убедился в их скудности и ограниченности. Кандидат в раввины оказался полным невеждой в законах Торы. Он выучил лишь три речи: на случай свадьбы, похорон и бар мицвы (совершеннолетия). Сказал, что со временем выучит и речь по случаю обрезания.

Хида попытался вежливо отказать: мол, раввин должен разбираться еще и в законах шаббата, кашрута, супружеской близости...

Тогда соискатель раввинского звания повел себя на редкость агрессивно, начал угрожать и сквернословить. Хида понял, что еще немного, и тот перейдет от угроз и оскорблений к побоям. Не желая рисковать, он решил применить хитрость.

— Пожалуй, я дам тебе раввинскую смиху, — заверил он наглеца.

И действительно, взяв перо и чернила, он принялся писать. На бумаге, которая, как известно, все стерпит, он просто рассыпался в похвалах и комплиментах, среди которых был и такой: «Если бы податель сего жил во времена пророка Элиши, оливковое масло в его присутствии не закончилось бы».

Довольный невежда схватил письмо и радостно отправился в другую страну, чтобы Хида не смог отозвать письмо назад.

Прибыв в крупную еврейскую общину, он предстал перед ее главами и вручил им заветное письмо. Оно не натолкнуло их не на какие мысли, и только один, самый сообразительный член правления, разобрался в истинных намерениях рава Азулая. Он не только понял сам, но и рассказал остальным, какой на самом деле смысл Хида вложил во фразу о масле.

Он поведал такую историю. Пророк Овадья скоропостижно скончался, оставив вдову с большими долгами. И, поскольку возвращать долги было нечем, кредитор намеривался забрать себе в услужение двух ее сыновей.

В отчаянии, вдова обратилась за помощью к Элише. И тот, узнав, что у нее есть только немного оливкового масла, велел одолжить у соседей побольше разных емкостей и сосудов. И когда та выполнила его указание, все кувшины, кадки и миски начали наполняться отборным оливковым маслом. Когда же последний сосуд был наполнен, масло перестало пребывать.

Хида написал, что, если бы там присутствовал этот кандидат в раввины, масло не перестало бы литься. Но почему? А, точнее, куда? Ведь все сосуды уже были наполнены. Очевидно, Хида, таким образом, намекал, что соискатель раввинской должности и зарплаты, представляет собой пустой кувшин.

Йеhуда, несмотря на подобострастный тон, дал понять Йосефу, что он о нем думает на самом деле. Пусть Йосеф считает себя невероятно умным и проницательным, раскрывшим таинственную кражу драгоценного бокала и определившим вора, только он ничем не лучше фараона. А тот, как известно, даже свой собственный сон не смог разгадать...

 

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

 

 

 

4. Все зависит от интонации

 

Могущественный египетский вельможа, под маской которого скрывался не кто иной, как Йосеф, инсценировал похищение дорогого кубка. Обвинив в краже Биньямина, он требует, чтобы Биньямин стал его рабом.

На защиту брата бросается Йеhуда. Он вступает с «наглым и жестоким египтянином» в словесную перепалку.

Слова Йеhуды как будто бы полны покорности и смирения. Но это только на поверхностный взгляд. На самом деле Йеhуда каждой фразой выдвигает претензию, а то и угрозу. Среди прочего он говорит: «Мой господин расспрашивал рабов своих так: есть ли у вас отец или брат» (Берешит, гл. 44, ст. 19).

Только мы не помним, чтобы Йосеф подобным образом расспрашивал братьев. Они ему сами все рассказали. В частности, то, что они — «двенадцать братьев, дети одного отца, живем в Кенаане. Младший остался с отцом, а один пропал» (Берешит, гл. 42, ст. 13).

После такого рассказа у Йосефа не должны были появиться вопросы. Их и не было. Тогда о чем говорит Йеhуда?

Все дело в интонации. Фраза — «Мой господин расспрашивал рабов своих так: Есть ли у вас отец или брат», представляет собой вопрос, а не утверждение. И в конце ее стоит вопросительный знак. Вот так: «Мой господин расспрашивал рабов своих так: Есть ли у вас отец или брат?». И в ней заключена претензия Йеhуды к «зарвавшемуся египтянину».

— Тебе даже не пришлось задавать нам вопросы, — говорит Йеhуда Йосефу. — Мы сами тебе все о нас рассказали. Так почему ты предъявляешь нам тяжкие обвинения? Называешь нас соглядатаями, а Биньямина — вором. Хотя тебе прекрасно известно, что мы люди прямые и честные, и совершенно ни в чем не виноваты».

Теперь мы можем сформулировать важное правило: чтобы понять фразу из Торы или Танаха — нужно, прежде всего, выяснить, как она правильно читается, с какой интонацией.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 50) говорится, что Шмуэль, увидев ночью дурной сон, утром после пробуждения произносил: «Разве плохие сны могут нам что-то сказать?». Если же сон был хорошим — утром Шмуэль говорил: «Дурной сон ничего не скажет! Но этот — вполне!».

И мы вновь убедились, как много зависит от интонации...

 

на основе комментария рава Моше Альшиха

(Эрец Исраэль, Цфат, 16 век)

 

 

5. Переживания отца о сыне — сильнее переживаний сына об отце

 

Наместник правителя Египта, под маской которого скрывался Йосеф, инсценировал похищение дорогого кубка. И обвинил в краже Биньямина. А затем потребовал, чтобы Биньямин стал его рабом.

На защиту брата встает Йеhуда. Он вступает в словесную перепалку с «наглым и жестоким египтянином».

Слова Йеhуды на первый взгляд — полны покорности и смирения. Но только — на самый поверхностный взгляд. На самом же деле Йеhуда каждой фразой выдвигает претензию, а то и угрозу. Среди прочего он говорит: «Мой господин расспрашивал рабов своих так: Есть ли у вас отец или брат» (Берешит, гл. 44, ст. 19).

В своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) раскрывает скрытый смысл слов Йеhуды. «С самого начала ты задумал возвести на нас поклеп, — отмечает он. — Для чего ты задавал нам все эти вопросы? Разве мы просили руки твоей дочери? Или же ты сам сватаешься к нашей сестре? Но, несмотря на это, ты пытался влезть нам в печенки. По какому праву ты суешь свой нос в наши личные дела?».

Йеhуда неспроста приводит примеры именно с дочерью и сестрой. Так он подчеркивает всю нелепость выдвинутых обвинений в шпионаже и воровстве. Братья не могли просить руки дочери Йосефа, даже если бы действительно захотели этого. Хотя бы, потому, что у Йосефа не было никакой дочери. Как известно, у него родились два сына.

А Йосеф, соответственно, был не в состоянии свататься к сестре Йеhуды. Хоть она у него и была — Дина, но к тому времени она уже вышла замуж за Иова (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 57).

Слова Йеhуды можно интерпретировать и так: поскольку у тебя нет дочери, а у нас нет незамужней сестры — все твои обвинения выглядят предвзято и нелепо. Так верни нам немедленно Биньямина...

Вообще, переживание отца о сыне сильнее переживания сына об отце. Отец готов заменить собой сына в неволе, а сын на подобное едва ли согласится. Качества характера человека, в основном, переходят к нему по наследству. И если он полон сочувствия и сострадания — значит, кто-то из его родителей был очень добрым, чувствительным и отзывчивым человеком.

В первом человеке, Адаме, очень сильно проявлялась любовь к детям. Когда трагически погиб его сын Эвель, он на 130 лет отстранился от жены.

Это качество — сильная любовь к детям — унаследовали все его потомки...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)


Прочесть двадцать четвертый цикл обсуждения
Прочесть двадцать третий цикл обсуждения
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Теодор Герцль — пророк?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля