New Page 1
|
|
Недельная глава
Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 3
ГЛАВА «Аазину»
Место в Торе:
Дварим,
гл. 32, ст. 1 — гл. 32, ст. 52.
Почему она так называется?
В начале первой фразы сказано: “Вслушайтесь
Небеса, и я буду говорить...”.
Вслушайтесь на иврите — аазину.
Обсуждение главы
Аазину
09.09.07
Мы вновь открываем недельную главу Аазину,
недельную главу с необычным текстом,
который наши Учителя определяют как «песнь».
И это по структуре своей, по способу
графического отображения, как мы не раз уже
говорили — «поэтическое произведение», «ода»,
в которой Моше Рабейну в конце последнего
дня своей жизни славит Имя Всевышнего (см.
на сайте, к примеру, обзор недельной глава
Аазину,
четвертый годовой цикл обсуждения).
Но вот «ода» заканчивается, и в тексте
читаем: «И произнес Моше все эти слова всему
Израилю. И сказал: «Обратите внимание ваше
на все слова, которыми я свидетельствую о
вас сегодня. Ибо это — не пустое слово для
вас, но — жизнь ваша. И благодаря этому
продлятся дни ваши на земле» (Дварим,
гл. 32, ст. 45-47).
Это обращение Моше к сынам Израиля, —
подчеркивают Учителя, анализируя данный
текст, — не просто очередной призыв
укрепиться в выполнении законов Торы. Такие
призывы уже звучали в Торе не раз. Нет, это —
особые слова. Ибо произнесены они великим
Учителем и пророком Моше Рабейну в конце последнего
урока Торы, который он дал народу Израиля
перед уходом в мир иной.
Чтобы осознать «неординарность»
произнесенных Моше заключительных слов,
вспомним, какие события предшествовали
этому последнему уроку Торы.
Итак, Всевышний призвал Моше и его
преемника Иегошуа бин Нуна в Мишкан (переносной
Храм в пустыне; см. на сайте обзор
недельной главы Ваелех, седьмой
годовой цикл обсуждения). И здесь дал им
возможность заглянуть в будущее. И увидели
они, что сынов Израиля ожидают серьезные
испытания. Как написано: «…и поднимется
народ этот, и будет служить чужим богам
страны, в которую попадет. И оставит он Меня,
и нарушит Союз Мой, который Я заключил с ним.
И возгорится гнев Мой на него в тот день, и
оставлю Я их, и сокрою лицо Мое от них, и
будет он отдан на растерзание, и постигнут
его многие беды и несчастья. И скажет он в
тот день: не потому ли, что нет Всевышнего
нашего среди нас, постигли нас беды эти?» (Дварим,
гл. 31, ст. 16-17).
Открыв Моше Рабейну и Иегошуа бин Нуну,
что после кончины Моше еврейский народ
отдалится от путей Всевышнего, Творец
повелел Моше записать песнь «Аазину»
и обучить ее тексту народ Израиля, ибо
только она, песнь эта, способна вернуть
Израиль на путь Истины.
Моше записывает песнь и созывает народ (Дварим,
гл. 31, ст. 24-28).
Недельная глава Ваелех
завершается такой фразой: «И говорил Моше
всему собранию Израиля слова песни этой» (Дварим,
гл. 31, ст. 30).
То есть еще в предыдущей недельной главе
речь заходит о песне Аазину, текст
которой дается в нашей недельной главе.
Обучив народ словам этой песни, Моше
разъясняет значение ее строк и говорит,
какой урок следует извлечь из сказанного в
ней.
И вот он внимательно вглядывается в лица
людей, которых он сорок лет, все годы,
проведенные в пустыне, обучал законам Торы,
стараясь довести до их сознания
необходимость следовать путями Творца.
С этим народом Моше прошел нелегкой
дорогой — дорогой надежд и разочарований. В
светлые дни они вместе радовались, вместе
переживали несчастья и трудности. Были
взлеты, были падения…
Совсем скоро он покинет их, напутствуя
теплыми благословениями (об этом речь
пойдет в следующей недельной главе — Ве-
зот а-бераха). А теперь Моше, понимая,
что с его уходом сыны Израиля лишаются
непосредственной связи с Творцом,
задумывается: что еще им не сказано, какими
словами следует завершить свой последний
урок?..
10.09.07
В Танахе находим такую фразу: «Что еще
можно сделать для виноградника Моего, чего
Я для него не сделал?» (книга пророка Иешаягу,
гл. 5, ст. 4). Так Всевышний, вложив эти слова в
уста пророка, выражает беспокойство и
заботу о судьбе Своего народа.
Подобное беспокойство испытывает и Моше
Рабейну перед уходом в мир иной. Он хочет
завершить свой последний урок Торы важным
напутствием — таким, чтобы оно отозвалось в
сердцах и душах людей. И — произносит текст,
который мы процитировали в начале нашего
обзора: «Обратите внимание ваше на все
слова…» (Дварим, гл. 32, ст. 45).
Совершенно очевидно, что это напутствие
имеет глубокий, всеобъемлющий смысл.
Четыре десятилетия Моше был в народе
Израиля наставником и судьей, обучал сынов
Израиля Торе, передавая им все, что сам
удостоился получить от Всевышнего. И вот на
исходе дней, в последние часы жизни, он
хочет довести до умов своих учеников, своих
«подопечных», чрезвычайно важную мысль:
есть одно основополагающее условие,
несоблюдение которого может привести к
тому, что все усилия народа будут сведены на
нет.
Что же это за условие?
В тексте нашей цитаты прозвучали слова —
«обратите внимание». Но это — литературно
обработанный перевод. Если же данное
выражение перевести по оригиналу дословно,
будет — «положите на сердца ваши все слова».
Иначе говоря, Моше предупреждает народ:
все ваши усилия по изучению Торы и
соблюдению заповедей будут напрасными,
если вы не вложите в служение Всевышнему
ваши сердца.
Со временем даже самые удивительные
моменты жизни человека забываются. Так
могут постепенно исчезнуть из памяти
народа и главные события его истории. Люди
забудут о том, что Творец вывел их из Египта,
сотворив для них чудеса. И тогда все
старания Моше, все его заботы о сынах
Израиля «уйдут в песок», будто бы ничего
этого и не было.
Но почему же все-таки участию сердца в
служении Творцу Моше придает столь большое,
решающее значение? Разве у сердца есть
способность освежать в человеческой памяти
то, что происходило с человеком в прошлом?
Дело в том, что Моше знал «сокровенную
тайну» человеческого бытия. Знал, как
действует механизм практической
реализации полученных знаний.
Знания человек воспринимает разумом.
Разум классифицирует их, формирует
определенные представления, делает
практические выводы и разрабатывает приемы
применения знаний в повседневной жизни, в
конкретных обстоятельствах. Но все это лишь
умозаключения. Для того, чтобы они получили
реальное воплощение нужен двигатель.
Человеческое сердце и есть тот «мотор»,
который преобразует обработанную мозгом
информацию — в руководство к действию и
позволяет преодолеть путь от
информационных накоплений к практическому
осуществлению.
То, что открыл Моше на заре человеческой
истории, подтверждается современными
исследованиями.
Так ученые, изучающие свойства памяти,
выяснили, что информация размещается в
человеческом мозге в соответствии с ее
значимостью (значимость информации
определяется самим индивидуумом). В мозге
выделен специальный участок, ответственный
за размещение и хранение сведений. На
размещения наиболее ценной и достаточно
часто требующейся информации отводятся
большие мозговые площади. Эти «площади» дольше
поддерживаются в активном состоянии.
Второстепенная, не столь существенная
информация «записывается» в меньшие
мозговые «емкости», где она довольно быстро
превращается в пассивные «залежи».
Что знали об этом в древние времена наши
Учителя?..
11.09.07
В Талмуде (трактат Кетубот, лист 20)
говорится о том, что способность человека
усваивать и запоминать информацию, прямо
пропорциональна силе его концентрации на
тех или иных сведениях. От того, какое
значение человек придает тому или иному
знанию непосредственно зависит и то, как
долго он будет это помнить.
Иными словами, человек может смотреть и —
не видеть, слушать, но — не слышать.
Ситуация в корне меняется, если он
концентрирует свое внимание на
происходящем. А процесс концентрации
внимания на чем-то подразумевает, что
человек пропускает некий поток информации
через свое сердце.
Чтобы лучше это понять, составим модель,
наглядно иллюстрирующую процесс
запоминания.
Допустим, перед нами — две удаленные друг
от друга, «автономные» трубы, по которым
движутся два разных потока. Сколько бы мы не
приближали трубы друг к другу, даже если мы
свяжем их вместе так, чтобы между ними не
оставалось зазора, потоки внутри них, если
стенки труб — непроницаемы, все равно не
сольются в один. Для того, чтобы это все же
случилось, нужен специальный переходник.
Теперь представим, что в первом потоке —
набор знаний человека, его взгляды,
мировоззрение, понимание, что духовное
должно быть важнее материального и т.п. Во
втором — поступки человека, составляющие
его повседневную жизнь.
Как наполнить поступки, повседневность
— духовностью?
Для этого необходим «переходник». Если мы
встраиваем его в систему двух труб, только
тогда духовность накладывает свой
отпечаток на действия тела.
Функции такого «переходника» и выполняет
человеческое сердце.
Возьмем конкретный пример.
Учащийся йешивы сидит на уроке и с
вниманием слушает лекцию преподавателя о
морали и нравственности.
Учитель объясняет, почему так необходимо
работать над собой, совершенствуя
положительные черты характера и избавляясь
от негативных.
Юноша, казалось бы, всецело поглощен темой
беседы и демонстрирует понимание. Он ловит
каждое слово и согласен со всем, о чем
говорит наставник. Конечно же, хорошие
черты надо развивать, а от плохих —
избавляться…
Но, присутствуя на лекции, учащийся не
осознает при этом одного, быть может, самого
главного — не осознает, что все сказанное
учителем относится, в первую очередь, к нему
самому.
Так бывает, когда в процессе усвоения
информации не участвует сердце.
В русском языке есть выражение: «в одно
ухо влетело, в другое — вылетело», что
означает, что та или иная полученная
человеком информация не оставила в его
голове никакого следа.
Еврейская мудрость углубляет смысл этого
выражения, присоединяя к нему весьма
существенное дополнение: «даже если, влетев
в одно ухо, информации не вылетела из
другого и попала в мозг, она все равно не
оставит значимого следа, если не пропущена
через сердце».
«Переходник» или «соединительный клапан»
(сердце) есть у каждого человека. Почему же в
каких-то ситуациях он активно включается в
работу, а в других — бездействует?..
12.09.07
Почему сердце не участвует в тех
процессах, в которые оно, казалось бы,
должно включаться, можно на конкретном
примере. Речь — о Биламе, нееврейском
пророке (подробнее о нем — см. на сайте, к
примеру, обзор недельной главы
Балак,
первый годовой цикл).
Известно, что по силе пророческих
способностей он не уступал величайшему
еврейскому пророку всех времен Моше
Рабейну (об этом, в частности написано в
Мидраше Бамидбар Раба, гл. 14). Ему,
как он сам говорил, была открыта высшая
мудрость (Бамидбар, гл. 24, ст. 16).
Вместе с тем, мы знаем, что он за свою жизнь
совершил немало не просто плохих, но —
мерзких поступков.
Вот Билам произносит пророчество о
еврейском народе: «Благословляющий тебя —
благословен, а порочащий тебя — проклят» (Бамидбар,
гл. 24, ст. 9). То есть проклят будет даже тот,
кто скажет о евреях что-то плохое. И тут же
Билам дает царю страны Моав Балаку совет,
как уничтожить евреев (см. на сайте, к
примеру, обзор недельной главы
Балак,
первый годовой цикл).
Более того. Незадолго до этих событий
Билам молит Небеса: «Да умрет душа моя
смертью праведников!» (Бамидбар, гл.
23, ст. 11). В этой мольбе, как объясняют
Учителя (Талмуд, трактат Санѓедрин,
лист 105), он выражает желание удостоиться
удела в Будущем мире. Что подтверждает, что
он верит в существование высших духовных
миров и признает, что духовность — высшее
благо. Но, тем не менее — не боится
проклятия Всевышнего.
Как же в одном человеке высокие духовные
знания и устремления могли сочетаться с
бездуховным, мягко говоря, поведением?
Ответ прост: «переходник» между разумом и
действием у Билама находился в пассивном
состоянии — сердце Билама не участвовало в
практическом освоении знаний, которые
накапливались в его мозге.
Почему?
Дело в том, что в человеческом сердце
постоянно идет борьба между дурными
наклонностями и тягой к духовности.
Дурные побуждения связаны с
материальностью мира. Из него они черпают
силу. Тот же источник питает и тело человека.
Тяга к духовности — это проявление
возвышенных порывов бессмертной души,
связанной с высшими мирами, подпитывающими
ее.
Поскольку земная жизнь человека
протекает в материальном, физическом мире,
у дурных наклонностей есть, скажем так, «территориальное
преимущество» — борьба идет на их «поле».
Ведь свободному проникновению духовности в
физический мир препятствует система
ослабляющих ее фильтров и экранов. Это
примерно подобно тому, как во время
футбольного матча болельщики команды,
играющей на своем поле, массовым
присутствием поддерживают своих игроков, а
болельщики команды гостей лишены
возможности приехать на матч, и их
переживания транслируются по телевидению.
Такая «виртуальная» поддержка болельщиков,
согласитесь — весьма слабый стимул для
победы.
Похожие «состязания» постоянно
происходят в сердце каждого человека. И
далеко не все, погруженные в среду «воинствующей»
материальности способны отыскать в себе
пробивающийся к сознанию луч высокой
духовности.
Если в битве за сердце человека
одерживают верх дурные наклонности, они
стараются подчинить себе и разум, отключив
связь между знанием, которое дается
Всевышним, и поступками человека. А со
временем они стараются подчинить себе и это
знание о духовности — чтобы оно служило
достижению низменных устремлений. Это и
произошло с Биламом.
Конечно же, Билам — неординарный пример
того, насколько материальное может
поработить духовность. Ибо большинство
людей все же сохраняют в своих сердцах
какой-то «баланс» между духовностью и
материальностью.
Всем нам следует помнить, что в ситуации,
когда человек отдает предпочтение
духовному, он тем самым приближается к
Всевышнему, открывает для себя и других
Свет высших миров. Но, если он позволяет
дурным наклонностям и физическим желаниям
«оккупировать» свое сердце, он
уподобляется Биламу. А Билам в результате
лишился удела не только в Будущем мире, но —
и нашем, земном. Как сказано: «…и Билама,
сына Беора, убили мечом» (Бамидбар,
гл. 31, ст. 8).
Теперь понятно, почему свое последнее
наставление Моше Рабейну посвятил именно
этой теме. И подчеркнул: «Ибо это — не
пустое слово для вас, но — жизнь ваша. И
благодаря этому продлятся дни ваши на земле»
(Дварим, гл. 32, ст. 47).
Теперь, когда вы прошли путь
сорокалетнего обучения, — говорит Моше, — у
вас достаточно знаний о Торе, о заповедях,
которые записаны в ней. Вы были свидетелями
чудес, которые совершил ради вас Всевышний.
Главное — пропускать приобретенные знания
через ваши сердца…
Автор текста Мордехай Вейц
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|
|
|
|
|
New Page 1
|