МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

18.04.2024, 10 Nisan, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате Авода зара



Трактат Авода Зара

Трактат Авода Зара

Лист 56

Тема запрета на употребление вина, изготовленного идолопоклонниками, возникает во многих листах нашего трактата (см. на сайте, в частности, фрагмент Мишны — в обзоре листа 29, а также обзоры листов 31, 32 и др.). На нашем листе Талмуд конкретизирует тему, вскрывая ее основные моменты.

Обсуждая предыдущие листы, мы выяснили, что еврей не должен пить и даже — продавать вино, которого касался идолопоклонник, потому что тот мог иметь намерение использовать это вино в ритуале служения идолу. Ведь все, что имеет прямое отношение к таким ритуалам, еврею, как мы знаем, нельзя использовать.

Далеко не всегда идолопоклонник, прикасаясь к вину или делая его, — подчеркивает Талмуд на нашем листе, — ставит перед собой такую цель. Но с другой стороны, заведомо определить намерения человека невозможно. Нередко и он сам в процессе изготовления вина, точно не знает дальнейшую “судьбу” своей продукции.

Поэтому наши Учителя, как бы “упрощая” ситуацию, берут за основу факт: человек, в руках которого побывало вино — идолопоклонник, побуждения которого всегда в значительной мере связаны со служением идолам. И этого достаточно, чтобы считать такое вино запрещенным. Поэтому все вино, к которому идолопоклонник имел какое-то отношение принято называть яин несех (вино для ритуального возлияния).

Необходимо отметить, что в этом смысле приравнивается к вину и виноградный сок, употребление которого регулируется теми же ограничениями. Более того, за редким исключением Талмуд вообще не делает между ними различий, называя и то и другое просто — “вином”.

В Мишне нашего листа сказано:

Вино, выжатое идолопоклонником из винограда, разрешено для употребления до тех пор, пока оно не слито из виноградного пресса (давильни, в которой из винограда выжимают сок) в специальный резервуар. Попав в резервуар, оно становится запрещенным.

Разрешается давить виноград (даже если пресс считается ритуально нечистым) вместе с идолопоклонником, но при условии, что гроздья в давильню положил идолопоклонник. Но если еврей давит виноград некошерным прессом, нельзя выжимать вино вместе с ним; разрешается лишь приносить и уносить бочки для его вина.

Нельзя месить тесто вместе с пекарем в некошерной пекарне, но можно помогать ему ставить вылепленные из этого теста изделия в печь...

Анализируя Мишну, Талмуд уточняет “границу”, отделяющую в процессе изготовления сока из винограда сок разрешенный — от запрещенного.

Выжатый виноградный сок приобретает статус вина с момента, когда он начинает вытекать из давильни по желобу в резервуар, — говорит рав Ѓуна (великий Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век). — В Мишне же речь идет об особом устройстве пресса, когда он помещен в герметично закрытую емкость, из которой в процессе отжима винограда сок не вытекает.

Иную грань Истины в этом вопросе открывает раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век). Вино может стать яин несех, говорит он, — только после того, как отстоится в винном резервуаре.

В результате Талмуд делает вывод: еврею запрещается использовать вино идолопоклонника в процессе его изготовления, начиная с момента, когда оно вылито в специальный резервуар. И добавляет: это правило действительно только в том случае, когда идолопоклонник не вылил обратно в давильню содержимое фильтра, который находится между желобом, по которому вино стекает из давильного устройства, и резервуаром: если же он сделал это, вино в самом давильном устройстве также становится яин несех.

Тщательно исследуя поднятые в Мишне проблемы, Талмуд вносит в нее коррективы. Так, вопреки сказанному в Мишне о том, что можно выжимать совместно с идолопоклонником виноград, который уже находится в давильне, однако нельзя помогать язычнику укладывать его в давильное устройство, Учителя постановили, что выжимать виноград вместе с идолопоклонником нельзя, но можно помогать ему класть его в давильное устройство...

 

Автор текста Александр Капер

 

Трактат Авода Зара

Лист 57

На нашем листе Талмуд продолжает исследовать проблемы, связанные с использованием вина, взятого у идолопоклонников.

Такое вино, как мы помним, называется яин несех (см. на сайте обзор листа 56). А яин несех запрещено не только пить, но и использовать к каких-либо других целях. К примеру, еврей не должен продавать его даже нееврею.

Знакомясь с обсуждением этой темы на предыдущем листе, мы, вслед за Талмудом, рассматривали вопрос, с какого момента выжатое из винограда вино становится яин несех (пригодным для ритуалов служения идолам).

На нашем листе Талмуд рассказывает такую историю.

Произошло это в вавилонском городе Нагардаа, который в те времена был одним из крупнейших еврейских центров персидской империи.

Пришли евреи к Учителям, и спросили: можно ли использовать вино, которое выжато ими совместно с идолопоклонниками?

Шмуэль (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век) велел держать это вино, не используя и не выливая, пока не закончится период праздников, во время которых в городе Нагардаа собиралось множество сведущих в Торе людей, с которыми он мог посоветоваться.

Почему Шмуэль, не принял решение о пригодности этого вина сразу? — спрашивает Талмуд. И дает этому свое объяснение.

Вероятно, можно было бы предположить, что он искал подтверждение высказыванию раби Натана (великий Учитель Мишны, 2-й век), который запрещал использовать вино, которого коснулся язычник, не только для питья, а даже для продажи или для извлечения из него какой бы то ни было выгоды. И если бы такое подтверждение нашлось, он посоветовал бы обратившимся к нему евреям, вылить вино, отжатое ими вместе с идолопоклонниками.

Однако, сам раби Натан запрещал продавать вино, которого идолопоклонник коснулся именно рукой, а виноград в давильне, выжимая из него сок, как известно, давят ногами.

Значит, по видимому, Шмуэль искал подтверждение словам раби Шимона (раби Шимон бар Йохай — великий Учитель Мишны, 2-й век), который говорил, что вино, которого идолопоклонник коснулся случайно, разрешено не только для продажи, но и для питья. И в результате намеревался разрешить обратившимся к нему евреям не только продавать выжатое ими вместе с идолопоклонниками вино, но и — пить.

Рассказывает Талмуд по этому поводу и другую историю.

На этот раз дело было в городе Бирам. Некий идолопоклонник забрался на пальму, чтобы сорвать с нее ветвь. Спускаясь вниз, он случайно коснулся пальмовой ветвью, которую он держал в это время в руке, кошерного вина.

Владелец вина пришел к Раву (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век), чтобы спросить, что делать теперь с этим вином.

Это вино можно продать неевреям, — сказал Рав.

То есть разрешил извлечь из него выгоду.

Узнав об этом, рав Каѓана и рав Аси спросили Рава:

— Разве не вы постановили, что даже новорожденный ребенок идолопоклонника, коснувшись вина, делает его запрещенным, хотя как будто бы очевидно, что дитя дотронулось до вина без каких бы то ни было намерений? Почему это вино, к которому, пусть — случайно, прикоснулся взрослый идолопоклонник, вы разрешили использовать?

— По поводу вина, к которому случайно прикоснулся идолопоклонник, я говорил, что его нельзя пить, — ответил им Рав. — но по поводу того, что его нельзя как-то использовать, я ничего не сказал...

 

Автор текста Александр Капер

 

Трактат Авода Зара

Лист 58

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать проблемы, связанные с яин несех (запрещенное для любого использования вино, которого касался язычник, просто так или, участвуя в его изготовлении — см. на сайте обзоры листов 56 и 57).

Талмуд приводит случай, который произошел в Махозе (город Персидской империи), где во времена Талмуда жило много евреев.

Однажды в лавку еврея, — рассказывает Талмуд, — зашел идолопоклонник, и спросил, может ли он купить у него вина. Хозяин лавки ответил, что вина на продажу у него нет. Идолопоклонник все же углядел в глубине помещения наполненный вином кувшин. И, чтобы убедиться, что в сосуде действительно вино, сунул внутрь руку.

— А это что такое у тебя?! — рассердился покупатель, удостоверившись, что . в кувшине и в самом деле было вино.

Оно не продается, не трогай его! — закричал хозяин.

Но — поздно. Идолопоклонник уже коснулся вина, сделав его яин несех.

Рассмотрев этот случай, Рава (величайший Учитель Талмуда; Вавилон, 4-й век), запретил его пить, но разрешил продавать идолопоклонникам.

Однако другие Учителя, к примеру, рав Ѓуна бар Ханина и рав Ѓуна сын рава Нахмана (Учитель Талмуда второго-третьего поколения; 3-й век), расценили эту историю иначе. Не согласившись с точкой зрения Равы, они постановили, что такое вино нельзя не только пить, но и продавать, то есть из него нельзя извлекать никакой выгоды.

Далее Талмуд говорит, что сам Рава рассказывал, как однажды, когда он находился в знаменитой Пумбедите (крупный еврейский центр Персидской империи), с ним дискутировал по этому поводу Абайе (амора, один из крупнейших Учителей Талмуда в Вавилоне; первая половина 4-го века; в юности — соученик Равы).

Абайе привел множество аналогичных ситуаций, когда Учителя запрещали извлекать из вина, которого коснулся идолопоклонник, какую бы то ни было выгоду (включая, разумеется, продажу). И в частности поведал Раве уже знакомую нам историю, которая произошла в вавилонском городе Нагардаа (см. на сайте обзор листа 57).

Такой же случай произошел в Эрец-Исраэль в городе Тверии, — продолжал Абайе. — И знаменитый раби Йоханан (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век) запретил любое использование вина, которого коснулся идолопоклонник.

Выслушав Абайе, Рава заметил, что, возможно, Шмуэль и раби Йоханан запретили даже продавать такое вино потому, что жители их городов не достаточно хорошо разбирались в тонкостях Ѓалахи (еврейского практического Закона), и если бы им разрешили это вино продавать, некоторые горожане могли бы подумать, что и пить это вино или добавлять его при приготовлении блюд — тоже можно.

В ответ Абайе привел высказывания авторитетнейших Учителей Мишны прошлых поколений, суть которых сводилась к тому, что вино в бочке, из которой идолопоклонник-дегустатор брал его на пробу, нельзя использовать ни в каких целях.

Под влиянием аргументов Абайе, — говорит Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век), — Рава был вынужден изменить свое решение.

В случае, когда идолопоклонник перелил вино из одного сосуда в другой, — добавляет Талмуд, — не зная, что это — вино, его можно не только продавать, но и пить.

Становится ли запрещенным кошерное вино, которое идолопоклонник разбавил водой (как это было принято во времена Талмуда)? — спрашивает рав Аси у раби Йоханана.

Учителя запрещают пить такое вино — из опасения, что идолопоклонник, разбавляя вино, все же коснулся его рукой, — ответил раби Йоханан.

Иными словами, этот запрет, предусматривая возникновение “щекотливых”, неоднозначных ситуаций, призван оградить человека от нарушения установленных правил…

Автор текста Александр Капер

 

Трактат Авода Зара

Лист 59

На нашем листе Талмуд продолжает обсуждать ситуации, в которых наши Учителя налагают запрет на использование тех или иных объектов, прямо или косвенно связанных с идолопоклонством.

На предыдущих листах речь идет, в частности, о вине, которого касался идолопоклонник, и поэтому еврей, согласно постановлению Учителей, не может не только пить его, но и продавать — из опасения, что в момент “прикосновения” идолопоклонник намеревался использовать это вино в ритуале служения идолу. Такое вино, как мы знаем, называется яин несех (см. на сайте обзоры листов 56, 57 и 58).

В продолжение темы Талмуд рассказывает, как однажды Реш Лакиш (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, ученик, а позднее — коллега раби Йоханана; 3-й век), приехав в город Бацр, увидел, что евреи, живущие там, едят фрукты и овощи, не отделяя десятину (по закону Торы, евреи, населяющие Эрец Исраэль, обязаны отделять десятую часть урожая в пользу коэнов; эта десятина на иврите называется — трума). Полагая, что Бацра это — Бецер (город, упомянутый в Торе и расположенный на территории Эрец Исраэль, Реш Лакиш сказал жителям города, что они тоже обязаны отделять труму.

Увидел он также, что евреи Бацры пьют воду, которой в тех краях поклонялись, как идолу. Реш Лакиш запретил им пить эту воду…

Вернувшись, Реш Лакиш поведал о своей поездке раби Йоханану (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век).

Немедленно вернись в Бацру и отмени свои запреты, — сказал ему раби Йоханан. — Ты перепутал Бацру с Бецером: Бецер, действительно, находится на территории Эрец-Исраэль, а Бацра — за ее пределами, и это означает, что ее жители не обязаны отделять труму. Что касается воды, ее идолопоклонники, если бы и хотели, не могут “испортить” поклонением, ибо она — общественное имущество (подробнее об этом см. на сайте в обзоре листа 47)…

Приводит Талмуд и другую историю.

Однажды спросили у рава Каѓане: можно ли использовать вино, если при его изготовлении идолопоклонник подавал виноград в давильню?

Нельзя, — ответил рав Каѓане, — ибо в данном случае не исключается ситуация, что идолопоклонник, подавая в давильню виноград, все-таки коснулся выжатого сока и сделал его запрещенным.

Понятно, что существует лишь вероятность возникновения подобной ситуации. Но наши Учителя, как мы видели, стараются, как правило, оградить людей от соблазнов и невольно совершенных проступков. Поэтому и сама вероятность служит для них достаточным поводом для запрета.

Рав Йеймар усматривает в этом вопросе иную грань Истины. Вино, сделанное из винограда, который принес идолопоклонник, — говорит он, —разрешено пить и использовать для извлечения выгоды.

Позиции Учителей, как может показаться, на первый взгляд, расходятся. Однако, на самом деле они лишь рассматривают различные аспекты проблемы.

Рав Каѓане подразумевал ситуацию, когда вопрос ему задают еще до того, как приступить к изготовлению вина, и винодел сомневается, стоит ли ему, например, приглашать в помощники (подавать в давильню виноград) идолопоклонника. Поэтому он и советует не делать этого, чтобы в будущем избежать каких бы то ни было проблем.

Рав Йеймар исследует ситуацию пост фактум, когда идолопоклонник уже принес и высыпал виноград из корзины в устройство, где выжимают сок для изготовления вина. В таком случае, если ничего непредвиденного не происходит, нет повода накладывать запрет на вино.

Приводит Талмуд и высказывание рава Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века), который вносит в рассматриваемые нами законы существенное дополнение. Если идолопоклонник воспользовался для ритуала поклонения идолу принадлежащим еврею кошерным вином, — говорит рав Аши, — и из-за него нельзя это вино ни пить ни продавать, хозяин вина вправе взыскать с идолопоклонника стоимость “испорченного” таким образом вина. Это расценивается как материальная компенсация за нанесенный ущерб...

 

Автор текста Александр Капер

 

Трактат Авода Зара

Лист 60

В продолжение темы предыдущего листа (см. на сайте обзор листа 59), уточняя ситуации, при которых еврей уже не может каким бы то ни было образом пользоваться собственным вином, Талмуд описывает такой случай.

Некий еврей держал свое кошерное вино в бочках. В какой-то момент кран одной из бочек, видимо, испортился, и вино стало вытекать. Мимо шел идолопоклонник и, увидев, что сосед теряет добро, закрыл отверстие крана пальцем.

Этот случай представили на рассмотрение раву Папе (амора, Учитель Талмуда 5-го поколения, конец 4-го века), и он вынес решение: вино в бочке остается кошерным, ибо идолопоклонник касался лишь вина вытекающего из отверстия в сломанном кране.

Существует однако и другая версия решения рава Папы. Рав Папа сказал, — говорят некоторые Учителя, — вино в бочке, выше уровня отверстия в кране, закрытого рукой идолопоклонника, становится запрещенным, вино, которое было ниже уровня отверстия (а значит, оно не вытекло бы и без вмешательства язычника) остается кошерным.

Исследует рав Папа и такую ситуацию: можно ли еврею пользоваться вином, если он переливал его из бочки в сосуд, который стоял, скажем, на земле, а идолопоклонник придерживал его, чтобы этот сосуд не опрокинулся?

Кошерное вино в этом случае остается кошерным, — делает вывод рав Папа. И отмечает: вот если идолопоклонник переливает кошерное вино из бочки в сосуд, а сосуд держит в руках, это вино еврею запрещается не только пить, но и продавать кому бы то ни было.

Почему? — спрашивает Талмуд. Ведь и, переливая вино из емкости в емкость, идолопоклонник к нему рукой не прикасается.

И отвечает: потому что сам этот процесс ассоциируется с ритуалом возлияния вина в честь идола.

Излагает Талмуд и такую ситуацию. Идолопоклонник нес бурдюк с кошерным вином. Станет ли оно от этого некошерным?

Если он нес вино в закрытом бурдюке, а бурдюк при этом был наполнен доверху, — объясняет рав Папа, — вино остается кошерным. Если, конечно же, доподлинно известно, что идолопоклонник самого вина внутри бурдюка не касался. Если же бурдюк вином был полупустым, его содержимое превращается в яин несех (см. на сайте обзор листа 56) и пользоваться им в любых целях запрещено, ибо идолопоклонник, при ходьбе невольно его взбалтывал (а это также напоминает часть ритуала возлияния вина идолу). Если идолопоклонник нес открытый сосуд с вином, ситуация тут обратная: в случае, если сосуд был наполнен вином до краев, вино становится запрещенным, ибо слишком велика вероятность, что в какой-то момент язычник коснулся вина; если сосуд был полупустым, вино остается кошерным...

Иную грань Истины видит в этом вопросе рав Аши (великий Учитель, редактор Вавилонского Талмуда, начало 5-го века). Если идолопоклонник переносит вино в закрытой емкости (неважно, бурдюк это или — кувшин), оно остается кошерным, не зависимо от того, была эта емкость полупуста или наполнена до краев, ибо возлияния вина в честь идолов совершаются только в открытых сосудах.

Однажды, — рассказывает Талмуд, — у одного еврея глиняная бочка с вином по вертикали раскололась надвое. Вовремя подоспевший идолопоклонник успел соединить части бочки и спас ее содержимое.

Что же, спрашивается, делать с этим вином?

Еврей не должен его пить, — говорит Рафам бар Папа, — но может продать идолопоклонникам.

Было бы действительным такое решение, если бы бочка в аналогичной ситуации раскололась по горизонтали? — спрашивает Талмуд.

И отвечает: в этом случае вино остается кошерным и пригодным для питья, ибо идолопоклоннику пришлось бы лишь удерживать половины бочки — одна на другой.

В заключение нашего обзора приведем рекомендацию рава Аши. Если идолопоклонник касался принадлежащей еврею кошерной давильни, в которой из винограда выжимают сок (напомним, что виноградный сок имеет статус вина и тоже может стать яин несех), когда вино из нее уже вылито, в случае, если в момент прикосновения давильня была еще влажной от вина, ее необходимо промыть водой и прочистить песком. Если — сухой, достаточно просто промыть ее водой...

 

Автор текста Александр Капер

 

Трактат Авода Зара

Лист 61

На нашем листе Талмуд продолжает рассматривать проблемы, связанные с использованием вина, в изготовлении которого на каком-то этапе или, скажем — транспортировке (см. на сайте обзор листа 60) принимал участие идолопоклонник.

На предыдущих листах уже шла речь о вине, сделанном из винограда, который принес идолопоклонник (см. на сайте обзор листа 59). Однако вопрос, можно ли использовать его и как именно, так и остался до конца невыясненным, ибо в процессе обсуждения позиции Учителей по этому поводу разошлись. Здесь Талмуд возвращается к теме и уточняет обстоятельства, при которых такое вино можно считать кошерным, что означает, что его можно пить и продавать.

Разбирается ситуация, когда идолопоклонник — поставщик винограда поручил еврею сделать из него кошерное вино. Процесс изготовления проходит во владении поставщика и на его же территории это вино будет храниться.

Прочтем, что написано об этом в Мишне:

Вино (изготовленное из винограда идолопоклонника), которое хранится в бочках в его складском помещении, кошерно, если это складское помещение расположено неподалеку от дороги города, где живут евреи и неевреи, и хорошо просматривается с ее проезжей части. В противном случае пить вино и торговать им евреям запрещается.

Если идолопоклонник написал расписку, в которой указано, что он получил с еврея деньги за вино (то есть, что вино — выкуплено), это вино считается кошерным...

Почему Мишна выдвигает такое “странное” условие? Разве местонахождение складского помещения может повлиять на кошерность вина?

Талмуд поясняет: в ситуации, когда склад, где хранится вино, виден с дороги, владеющий им идолопоклонник, не будет входить в складское помещение и не притронется к вину, опасаясь, что проезжающие мимо люди заметят его, объявят вино некошерным и он потеряет клиентов-евреев.

Исследуя проблему, Талмуд вносит в общее правило некие уточнения. Отмечает, в частности, что и в случае, когда идолопоклонник держит вино в складском помещении, расположенном вдалеке от проезжих дорог, вино считается кошерным, если напротив входа в этот склад стоит дом, принадлежащий еврейской семье или сам склад выстроен на холме, так, что со всех сторон просматривается из разных районов города.

Скрупулезно изучая возможные варианты обстоятельств, при которых вино на складе идолопоклонника остается кошерным, Талмуд приводит весьма любопытную дискуссию, в ходе которой Учителя выясняют, можно ли использовать хранящееся у идолопоклонника кошерное вино, если рядом с его складским помещением растет высокая финиковая пальма.

Нельзя, — говорят некоторые Учителя, — ибо на пальму взбираются только в период сбора фиников. В остальное время идолопоклонник знает, что никто его не контролирует.

Можно, — говорят другие. — Люди нередко взбираются на высокую пальму, чтобы найти свою пропавшую скотину. Идолопоклоннику неизвестно, в какой момент это произойдет, и он не станет рисковать...

Всесторонне рассматривая самые разные ситуации, Талмуд дает такую рекомендацию: если складское помещение идолопоклонника, в котором держат изготовленное евреем кошерное вино, скрыто от посторонних взглядов, кошерность вина можно сохранить, назначив еврея-охранника наблюдать за “поведением” этого идолопоклонника. При этом совсем необязательно, чтобы наблюдатель постоянно сторожил склад. Достаточно, чтобы он периодически наведывался, так, чтобы идолопоклонник понимал, что его могут проверить в любую минуту.

Талмуд выдвигает вопрос: аннулирует ли расписка идолопоклонника, свидетельствующая, что хранящееся у него кошерное вино евреем выкуплено, условия хранения?

Нет, условия остаются прежними, — подчеркивает Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век), анализируя проблему.

Однако Меири (один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция, 13-й век) усматривает здесь иную грань Истины и говорит, что вино при наличии расписки в любом случае будет кошерным. Ведь если факт, что вино евреем выкуплено, установлен, идолопоклонник уже не имеет к нему никакого отношения.

При условии, что бочки с кошерным вином запечатаны, — добавляют другие Учителя.

В заключение Талмуд отмечает: если деньги за вино не внесены и идолопоклонник, владеющий складским помещением, где кошерное вино хранится, препятствует его вывозу, вино (даже при соблюдении правил хранения) объявляется некошерным...
 

Автор текста Ханох Лернер

 

Трактат Авода Зара

Лист 62

Чтобы развернуть перед нами как можно более полную картину существующих правил, Талмуд, рассматривая ту или иную тему, нередко включает в круг обсуждения “смежные сюжеты”, которые лишь косвенно связаны с основной “фабулой”.

Целый ряд предыдущих листов посвящался проблеме кошерности и некошерности вина, к которому идолопоклонник имел какое-либо отношение. Однако на нашем листе, который, по существу, продолжает развивать ту же тему, речь идет — о деньгах.

По сути Талмуд выдвигает вопрос: применимо ли к деньгам понятие “кошерности”? В переводе на язык современных дельцов его можно сформулировать так: “пахнут” ли деньги?

Да, — отвечает Талмуд, — деньги “пахнут”. Для того, чтобы можно было бы ими воспользоваться, они должны быть получены из “чистого” источника.

В Мишне нашего листа читаем:

Если идолопоклонник нанял еврея в помощники для изготовления яин несех (то есть вина, которое он собирается использовать в ритуалах поклонения идолам), а также — для его подготовки к хранению (еврею, скажем, было поручено перелить яин несех из давильни в бочки или перенести наполненные бочки на склад), расплачиваться (за что бы то ни было) деньгами, полученными за эту работу, еврею запрещается...

Анализируя Мишну, Талмуд, прежде всего, выясняет причину такого запрета.

Из предыдущих обзоров мы знаем, что еврею нельзя извлекать из яин несех какую-либо пользу. Поэтому вполне логично было бы предположить, что это и есть искомая причина. Ведь получив плату за свой труд, участвуя в процессе изготовления яин несех, еврей в конечном счете извлекает из этого вина пользу (что еврейским законом запрещается).

Но Талмуд не останавливается на том, что лежит на поверхности и подбирает для сравнительного анализа аналогичную ситуацию.

Вот, к примеру фрукты-орла (созревающие в первые три года жизни дерева). Их, как известно, не только нельзя есть, но извлекать из них пользу — тоже.

Однако в трактате Кидушин помещена Мишна, в которой сказано:

Если продал фрукты-орла, а вырученные деньги потратил на обряд посвящения невесты в жены (на иврите — кидушин) обряд считается действительным...

В той же Мишне и в том же контексте упоминается и запрет сажать на одном земельном участке виноградную лозу и пшеницу. По еврейскому закону плодами такого смешанного урожая пользоваться нельзя. Но если человек все же продал эти плоды и на вырученные деньги совершил обряд кидушин, обряд — действителен.

Значит, причина запрета на деньги от участия в производстве яин несах не связан с тем, что из такого вина нельзя извлекать какую бы то ни было пользу, — дает заключение Талмуд. И, поменяв угол зрения, выстраивает иную логическую цепочку.

Яин несех — неотъемлемая часть идолопоклонства. И если принять это за точку отсчета, получается, что деньги, полученные за участие в его производстве — плата за идолопоклонство, поэтому ими нельзя пользоваться никоим образом.

Но Талмуд и на этом не останавливается — сравнивает ситуацию предложенную Мишной нашего листа с аналогичной, приведенной в трактате Шавуот. А там, в частности, сказано, что даже в год шмиты (седьмой год), когда евреям запрещено собирать урожай со своих полей и продавать плоды, он может делать это на чужом поле, выполняя работу по найму, и деньги, полученные за свой труд — тратить по своему усмотрению.

То есть и такой подход к нашей ситуации не объясняет причину запрета на деньги, заработанные на участии в изготовлении яин несех.

В чем же тогда проблема с этими деньгами?

Ответ дает раби Йоханан (крупнейший амора, Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век). Дело в том, — сообщает он, — что сам факт участия еврея в процессе изготовления и транспортировки яин несех — строго запрещенное действие. Не воспользовавшись полученными за свой труд деньгами, человек как бы платит штраф за нарушение...

 

Автор текста Ханох Лернер

 

 



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

New Page 5

ВВЕДЕНИЕ

Перед нами — трактат Авода Зара, предпоследний в четвертом (из шести) разделе Талмуда Незикин.

Весь этот раздел посвящен исследованию ущерба, который один человек может нанести другому и процессу восстановления справедливости, если ущерб был причинен (о значении названия раздела — Незикин см. на сайте Введение к трактату Бава Кама).

Выражение авода зара в переводе на русский язык означает — “служение чужим (силам)”. Иначе говоря — идолопоклонство (подробнее — см. на сайте ответы “Поклонение идолам сегодня — что это?” и “Кому поклоняются представители других религий?”).

Почему же трактат Авода Зара помещен в раздел Незикин? О каком ущербе и какой справедливости речь?

Законы Торы, то есть — выражение Воли Творца, содержат запрет на аводу зару в любой форме. Это относится как к евреям, так и к неевреям.

В Торе об этом говорится неоднократно. Достаточно вспомнить вторую из Десяти знаменитых Заповедей: “Да не будет (в твоей среде поклонения) чужим богам (даже если ты признаешь) Меня” (Шемот, гл. 20, ст. 3).

Выделим в Торе и такую фразу: “Не проявляйте интерес (и не обращайтесь) к силам и не создавайте (буквально — не делайте) себе богов экранирующих” (Ваикра, гл. 19, ст. 4).

Разберем каждое слово этой фразы, ибо в ней — ключ к пониманию всего трактата.

“Не проявляйте интерес (и не обращайтесь)”. На иврите это звучит — аль тифну (отрицательная форма повелительного наклонения от глагола лифнот, который употребляется в двух значениях: “проявлять интерес”, “обращаться к...”; отсюда — уточнение в переводе цитаты). Это означает, — чтобы вы внутри (в сердце, в душе) не культивировали никакого интереса... Ибо интерес этот не безобиден. Поскольку человек не в состоянии разумом своим охватить духовные понятия, интерес к надуманным концепциям, теориям и т.п. вытесняет в его сердце ощущение Всевышнего.

“К силам”. На иврите — эль ѓа-элилим. Элиль — это духовная, властная сила; объект, вызывающий страх, провоцирующий на поклонение, преклонение перед ним.

Наши Учителя обращают внимание на одну особенность фразы: в ней не сказано — “ни к какой силе”, но — “к силам” (во множественном числе). И объясняют: потому что обращение к чему бы то ни было, кроме Всевышнего, неминуемо приводит к множественности сил, как раньше говорили — к многобожию.

“И не создавайте себе”. На иврите — ло таасу лахем. Эти слова передают как бы процесс поклонения. Стоит человеку лишь выделить силу и придать ей автономную значимость, как он сам начинает создавать себе идолов, обретающих форму мировоззренческих, религиозных и пр. концепций, “измов” и т.д.

...богов экранирующих”. На иврите — элоѓей масеха. Первое слово (здесь — употреблено в особой грамматической форме; основная его форма — элоѓим) означает — “боги”, “представители сил влияния”. Второе слово, масеха — “экран”, “перегородки”, “занавеси”.

То есть, начав с поклонения силам, человек создает себе мировоззрение, “экраном” отделяющее его от Всевышнего.

В этом и заключается незек — ущерб, который наносит себе человек, и всем, на кого он оказывает влияние. В нашем трактате говорится и о восстановлении справедливости, что в данном контексте означает — устранение “экрана”, возвращение к Творцу. И это объясняет, что “делает” трактат Авода Зара в разделе Незикин.

В трактате — 5 глав, 76 листов.

 

 

Автор текста Элиягу Эссас

 

 

 

 

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Дополнительная молитва в Пурим и Хануку


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля