О Трактате БАВА БАТРА
Трактат Бава Батра
Трактат Бава Батра
22.О3.02
Лист 2
Тему первой главы, посвященной в основном
строительству стен, разделяющих частные владения,
ответственности за сохранность этих стен и за возможный
ущерб, причиненный их падением или нанесенный в
результате их отсутствия, задает Мишна.
Напомним, что ущерб, как говорилось во
Введении
к трактату (см. на сайте), можно
нанести ближнему и тем, что его частная жизнь открыта
постороннему глазу.
Возникает вопрос: как быть, если два дома стоят в
общем дворе, и один из соседей хочет возвести
разделяющую этот двор стену, чтобы отгородиться от
непрошенного наблюдения из соседских окон?
И еще. Если оба соседа согласны возвести стену, но
один планирует сделать ее массивной, а другой — тонкой,
один — низкой, другой — высокой, существуют ли
конкретные законы, разрешающие подобные конфликтные
ситуации?
В Мишне читаем:
Два соседа, (выразившие) согласие построить во
дворе разделяющую стену, возводят ее посреди (двора,
и каждый жертвует половину площади основания стены.
Размеры и материалы) по обычаю данной местности .
И также на земельных (типа садовых) участках,
в местности, где принято возводить забор, один может
заставить другого (соседа)
возвести забор (поделив между собой расходы).
Там, где заборы строить не принято (не обязательно),
(тот, кто хочет) строит (забор)
сам и на своей территории.
Талмуд исследует вопрос: почему использованное в
тексте оригинала Мишны слово мехица мы понимаем в
значении — “стена”? Ведь можно предположить, что речь
здесь идет о любом способе разделения территории .
Скажем, о линии на земле. Или — веревке, натянутой между
двумя столбами, а на ней ленточки висят, что тоже было
бы вполне очевидным разделением.
Но вот здесь-то Талмуд и вводит понятие ущерба,
который может быть нанесен посторонними взглядами.
При этом на основе различных законов, требующих
возведения стен, приводится целых шесть доказательств ,
что чье-то наблюдение за человеком, который находится на
своей территории, — нанесение ущерба.
Даже когда человек ремонтирует крышу своего дома, его
сосед имеет право потребовать ,
чтобы
по
периметру крыши воздвигли стенку (пусть, очень тонкую),
благодаря существованию которой невозможно сверху
заглянуть в окна чужого дома.
23.О3.02
Лист 3
Гемара продолжает обсуждать проблему, связанную с
вольным или невольным подглядыванием, и вообще —
наблюдением за частной жизнью соседа.
Возникает вопрос: если непрошенное наблюдение наносит
ущерб, почему тогда Мишна говорит о случае, когда
ближайшие соседи оба приходят к соглашению построить
стенку (см. на сайте
лист 2).
Ведь даже если один из них противится этому, другой
имеет право требовать возведения стены (за счет обоих),
чтобы защитить себя от ущерба.
Конечно, бывает и так. Но Мишна берет неясный случай,
когда общий двор, к примеру, очень мал и при разделении
надвое окажется меньше необходимого минимума. Этот
минимум в Гемаре определен как площадь, менее 4 х 2
метра. При разделе получается, что на долю каждого из
соседей приходится территория меньше четырех квадратных
метров .
Поэтому заставить соседа разделить такой маленький двор
нельзя. Следовательно, для случая, когда общий двор
слишком мал, Мишна сформулировала закон правильно.
По ассоциации Мишна переходит к обсуждению размеров
двора Иерусалимского Храма. В частности, мы узнаем, что
высота от пола до потолка в Храме была 20 метров.
Поскольку предметом обсуждения были Первый и Второй
Храм, Талмуд приводит постановление, высказанное
равом Хисдой (один из крупнейших Учителей
Вавилонского Талмуда; 3-й век):
Нельзя разрушить синагогу до тех пор, пока не
построена новая (другая).Казалось бы, это очевидно .
Однако в реальной жизни могут возникать различные
обстоятельства, поэтому Гемара пытается глубже
проникнуть в суть этого постановления и приводит две
лежащие в его основе причины.
Первая — пренебрежение и халатность (или лень),
которые приведут к тому, что другую синагогу вообще не
построят (укрепится привычка молится в домах и
каких-либо случайных местах) .
Вторая — не будет места для нормального проведения
молитвенной службы.
Гемара задается вопросом: какова разница между этими
двумя причинами? Ведь каждая из них сама по себе
достаточно ясно показывает, что разрушать синагогу до
строительства новой следует запретить.
И приходит к такому выводу. Если в том или ином
городе есть, скажем, две синагоги, вторая причина
становится неубедительной. Но первая и в этом случае
остается в силе.
Окончательная формулировка закона оказывается
достаточно гибкой: если община планирует строительство
новой синагоги, разрушить старую синагогу
разрешается, но лишь при условии, что на возведение
новой отпущен ограниченный срок.
24.О3.02
Лист 4
В развитие темы строительства новой синагоги вместо
старой (см. на сайте
лист 3),
Талмуд приводит историю. В ней рассказывается о
человеке, который убил предводителя Иудеи и назначил на
его место себя.
Отметим, что речь идет о “царе” Гордосе
(hордос),
известном в русской культуре под именем — Ирод (1-й век
до н.э.). Отец Гордоса занимал при правителях Иудеи
важный административный пост. Будучи идументянином, для
вида он принял еврейство. Однако в доме его еврейский
закон не соблюдали.
Уже в 26 лет Гордос стал главным сборщиком налогов
Галилеи. Налоги собирались для римской империи.
Однако у Гордоса были собственные планы. Заручившись
поддержкой Рима, он совершил вооруженный переворот
и уговорил римлян назначить его “царем ”.
Гордос безжалостно убивал каждого, кто, по его
подозрению, мог посягнуть на его власть. Первыми в его
“черном списке” оказались Учителя, которые понимали, что
всю жизнь будут преследовать Гордоса слова Торы: “Из
числа братьев своих (то есть — евреев) поставь над собой
царя” (Дварим, гл. 17, ст. 15).
Впрочем, одного Учителя, по имени Бава бен Бута,
Гордос не убил. Он ослепил его и сделал своим
советником.
Талмуд рассказывает, как в какой-то момент, то ли
испытывая особенно острые муки совести, то ли из желания
сблизиться с народом, которым он руководил (понятно, что
его зверства не помогали завоевать народную любовь),
Гордос пришел к Баве бен Буте — “каяться”. И спросил
его: существует ли возможность исправить то, что он
натворил.
— Ты потушил свет в мире (убил многих Учителей), —
ответил ему
Бава бен Бута, — Займись теперь восстановлением света:
перестрой Храм, сделав его величественным.
Так Гордос и сделал. Несмотря на строжайший запрет
римлян, он перестроил Храм, покрыл его стены самым
дорогим мрамором с отдельными фрагментами из драгоценных
металлов и камней.
Приведя эту историю, Талмуд выдвигает вопросы.
Во-первых, как Гордосу удалось уничтожить всю
династию правителей Иудеи, сделать так, чтобы не было ни
одного наследника, способного оспаривать его право
называть себя царем? Точнее — как все это допустил
Всевышний?
Во-вторых, почему Бава Бен Бута дал Гордосу мудрый
совет да еще подсказал, как обойти запрет римлян (об
этом читаем в Гемаре)? Ведь этим он фактически помог
злодею очиститься от преступлений.
На это Талмуд отвечает: предыдущие правители,
наследники доблестной семьи Хашмонеев, победивших
греков, сами явились узурпаторами, возомнившими себя
царями. Ведь были они из рода коэнов (то есть
принадлежали колену Леви), а царем у евреев может быть
только представитель колена Иегуды.
Бава бен Бута понимал, что вытаскивать Гордоса “из
духовной петли” — плохо. Но прежде всего он думал об
интересах его народа в целом. В тот момент (вторая
половина 1-го века) возникла насущная необходимость
вдохнуть в упавший духом еврейский народ хотя бы крупицы
оптимизма. И ради этого Бава бен Бута пошел даже на то,
чтобы частично “обелить” имя злодея Гордоса.
Перед оставшимся в живых Учителем возникла, как
видим, весьма непростая дилемма. И, обсуждая ее, Талмуд
закладывает основы для решения подобных проблем в
будущем. Мы, конечно же, не имеем ввиду, что надо всегда
поступать так, как поступил Бава бен Бута. Идея здесь
иная: Талмуд учит, что подобно Баве бен Буте, всегда
следует делать выводы на основе анализа конкретной
ситуации Этот Учитель ради того, чтобы поднять дух
своего народа, был готов пожертвовать собственным
добрым именем.
25.О3.02
Лист 5
Возвращаясь к теме первой главы, Талмуд анализирует
проблемы, связанные со строительством разделяющей двор
стены. Напомним, что эта стена возводится для того,
чтобы ликвидировать возможность даже “взглядами”
вторгаться в частную жизнь.
Один сосед может заставить другого участвовать в
расходах на строительство.
Допустим, стена уже есть, но она разрушилась. Какие
возникают следствия?
По этому поводу Мишна формулирует закон так:
Если стена, разделяющая двор, обрушилась, закон
обязывает соседей восстановить ее — до высоты 4 амот
(2 метра). Если стену восстановили и возник спор —
кто сколько заплатил (то в силу вступает презумпция
нормального поведения), считается, что все заплатили,
пока один из соседей не приведет доказательства, что
другой — не платил.
Строить (стену) выше 4 амот
закон не обязывает.
Эту Мишну Талмуд использует для обсуждения
юридических сторон “нормального, обычного поведения”.
Например, кредитор требует с должника долг. Ни у
того, ни у другого нет доказательств. Поверим ли мы
должнику, который заявит: “Деньги я вернул еще до
окончания срока выплаты долга”? Ведь “нормальные” люди,
как правило долг до окончания срока не возвращают. Или
мы должны прислушаться к логике должника, который
скажет: “Понимаю, сколь сомнительно мое утверждение. Что
мне стоило сказать, что я вернул деньги сразу по
окончании срока? Но я не хотел лгать. И поэтому выдвинул
сомнительное утверждение, ибо стремился к истине”.
Следует ли нам полагаться на такую логику?
Этот вопрос очень непрост. Его продолжают обсуждать
даже после того, как в Шульхан Арухе
(Кодексе еврейских Законов) была дана точная
формулировка.
Очертим основные рамки выводов из этого обсуждения.
Если кредитор потребует вернуть долг до окончания
срока, должник может настаивать лишь на том, чтобы
выплату отложили. Но ему не поверят, если он скажет: “Я
недавно долг уже
вернул”.
Если же кредитор пришел после окончания срока,
возникают сложные проблемы, связанные с тем, кто из
сторон (кредитор или должник) обязан принести клятву. В
одних случаях — кредитор (и тогда он возьмет с должника
деньги), в других — должник (и будет освобожден от
уплаты долга).
Напомним, что речь идет о случае, когда ни у одной из
сторон нет доказательств.
Автор
текста Элиягу Эссас
Трактат Бава БатраТрактат Бава Батра Введение Один человек может нанести ущерб другому как активными действиями, так и бездействием — в момент, когда необходимо что-то предпринять. Об этом говорилось в трактате Бава Кама (см. на сайте — Введение).Как разделить имущество по справедливости, правильно обменять валюту?.. Как следует поступать, чтобы права работодателя были защищены?.. Об этом шел разговор в трактате Бава Мециа (см. на сайте — Введение).Однако бывают случаи, когда ущерб наносится и самой ситуацией, в которой люди находятся. В частности, это может быть связано с землей, на которой живет человек, с его владениями — квартирой, домом, земельным участком… Например, из окон квартиры ее обитатели могут видеть, что делают их соседи. И это — нарушение прав индивидуума на защищенную от постороннего вмешательства частную жизнь.Отметим, что за пределами двух предыдущих трактатов раздела остается не только эта, но и многие другие проблемы Земля, допустим, захвачена, и никто об этом не знает. Можно ли продать земельный участок любому человеку, или покупатель должен принадлежать определенной группе людей? Кто имеет право наследовать земельные участки ?Анализ этих и подобных им вопросов в трактате Бава Батра завершает разбор всего комплекса проблем, связанных с установлением справедливости в имущественных, материальных отношениях между людьми.
Новая страница 1
|