ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Йом Кипур
начинается с вечера

11 октября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

7.10.2024, 5 Tishri, 5785

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА БАТРА



О Трактате  БАВА МЕЦИА    Лист 88

Трактат Бава Батра


03.О4.02

Лист 14

Продолжая тему предыдущего листа — о Торе и Эрец Исраэль — Гемара (Талмуд) сообщает, что раби Ами (один из самых выдающихся учеников раби Йоханана — крупнейшего Учителя Талмуда в Эрец Исраэль; 3-й век) в течение своей жизни написал 400 свитков Торы.

Однако известно, что для того, чтобы написать один свиток Торы, даже опытному соферу (переписчику текста Торы) требуется от семи до двенадцати месяцев. Очевидно, сообщение имеет иной смысл.

Гемара разъясняет: раби Ами 400 раз буквами Торы написал (а это непросто) одну фразу — “Тору повелел нам Моше (учить и соблюдать ее законы), (она —) наследие общины Израиля” (Дварим, гл. 33, ст. 4).

Эта фраза дает ключ к осознанию принадлежности к еврейскому народу. Ее-то и написал раби Амии 400 раз.

Но почему именно 400?

400 — числовое значение последней буквы алфавита, буквы тав. Графически она похожа на русскую заглавную букву “П”, ее левая “ножка” как бы смотрит вперед. И в этом — намек: последняя буква алфавита — не конец, мы смотрим вперед.

На этом листе мы узнаем и о том, что Рава (крупнейший Учитель Талмуда; 4-й век) сказал своему коллеге, раби Зейре: в свое время раби Янай (Учитель великого раби Йоханана) посадил 400 виноградников. Как будто бы, это физически невозможно.

На это раби Зейра ответил: речь идет о минимальном размере виноградников, а это — пять саженцев.

Как объясняет знаменитый раввин времен Рамбама — Раавад (раби Авраам бен Давид; 12 век, Франция), раби Янай, посадив четыреста виноградников, ставил перед собой цель — внести собственный вклад в ишув Эрец Исраэль (то есть — в освоение Святой Земли).

Добавим к этому вот что.

Мы уже знаем значение числа 400. Но почему минимальный размер виноградника — 5 саженцев?

Вино (из винограда) — символ раскрытия глубин Торы. В Торе — пять книг (Пятикнижие)… Раби Янай хотел утвердить, что Эрец Исраэль навеки (число 400) станет местом, откуда будет исходить понимание глубин Торы.

Казалось бы, это очевидно. Но тут все не так просто.

Вспомним, раби Янай был учителем великого раби Йоханана. Их иешива располагалась в Тверии, у озера Кинерет. Жить там было трудно из-за неблагоприятного, влажного климата. Тем не менее, лишь в этом месте Эрец Исраэль в 3-м веке продолжали изучать Тору. Остальные Дома учения были разрушены. Римляне преследовали наших Учителей. Потом “милосердные” христиане довели дело до конца — до полного уничтожения всякой возможности изучать Тору на Святой Земле. Нетрудно понять, что пришедшие им на смену арабы, мягко говоря, не способствовали еврейскому образу жизни.

Прошло чуть больше тысячи лет после закрытия иешивы в Тверии, когда изучение Торы в Эрец Исраэль начало возрождаться (с 14-го века). И нет сомнения, что 400 виноградников (каждый — в пять саженцев) раби Яная помогли в этом…

От проблем изучения Торы Талмуд переходит к другой теме — по какому принципу следует установить порядок книг Танаха?

Понятно, первыми идут пять книг Торы. Затем, хронологически — книги Иегошуа, Шофтим (Судьи), Шмуэль и Мелахим (еврейские Цари).

Книга Мелахим заканчивается историей разрушения Храма. Следовательно, хронологически, за некоторыми исключениями, за этой книгой не должно быть других книг. Как же тогда разместить “оставшиеся” книги Танаха?

Всего, помимо Торы, в Танахе — 19 книг. Четыре из них здесь названы. Возникает проблема с пятнадцатью книгами.

Талмуд предлагает несколько подходов к проблеме. Один из них — хронологический. Другой — тематический. То есть Талмуд предлагает группировать книги по темам, а располагать их внутри группы — хронологически. Третий основан на внутренних связях между книгами, ибо внешне большинство этих книг — вполне независимы.

В итоге Талмуд остановил определенный порядок книг, которой принят и в наши дни.


04.О4.02

Лист 15

Продолжая тему, посвященную книгам Танаха, Талмуд открывает нам имена авторов некоторых из них — там, где по тексту это не очевидно. И то, что мы узнаем, интересно и неожиданно.

Мы узнаем, например, что Моше Рабейну записал (под диктовку Всевышнего) не только текст Торы. Его перу принадлежит и книга Иова.

Пророк Шмуэль (по-русски его называют иногда — Самуил) написал не только ту книгу, которая носит его имя, но и две других: Шофтим и книгу Рут.

В свою книгу Теилим (Псалмы), состоящую из 150 отдельных текстов, царь Давид включил не только те, что основаны на его пророческом видении (состоянии), но и дополнительные, которые попали к нему, а до него были получены десятью другими людьми. В их числе — первый человек Адам (псалом 139), Малки Цедек (110 псалом), Авраам (89-й), Моше (от 90 до 100-го). Остальные шесть — из колена Леви, служители Мишкана (переносного Храма).

Помимо собственной книги, Иермиягу написал Мелахим и Кинот (или — Плач Иеремии).

Последняя книга Танаха Диврей а-Ямим (Хроники) частично, до времен его смерти, написана Эзрой и завершена Нехемией. Оба, кстати составили и предпоследнюю книгу — Эзры и Нехемии.

Говоря о Диврей а-Ямим, Талмуд задается вполне очевидным вопросом: кто написал последние восемь фраз Торы? Ведь они начинаются со слов: “И умер Моше, слуга Всевышнего…” (Дварим, гл. 34, ст. 5).

Раби Иегуда (ученик раби Акивы; первая половина 2-го века) поясняет: эти фразы дописал Иегошуа бин Нун, который возглавил еврейский народ после смерти Моше.

Однако это противоречит нашему пониманию процесса получения Торы. Ведь сказано, что всю Тору, от начала до конца, под диктовку Творца записал Моше.

Кажущееся противоречие разъясняет раби Шимон бар Йохай (ученик раби Акивы, составитель книги Зоѓар): всю Тору Моше записывал под диктовку, и, прежде чем писать, повторял, произносил их. Но последние восемь фраз он не слышал и написал не чернилами, а слезами (своей души). Он как бы наметил буквы, полностью же их вывел чернилами Иегошуа бин Нун.

Мы узнаем, что точно также были дописаны книги Иегошуа и Шмуэля — в конце каждой из них говорится о смерти автора. Первую окончательно завершил Пинхас, главный коэн (первосвященник, внук Аарона), вторую — пророки Гад и Натан.

Далее Талмуд возвращается к разговору о книге Иов, написанной Моше Рабейну. Приводится ряд высказываний, основанных на тонком анализе текста. Из них следует, что Иов мог бы жить и в период Судей (100-200 лет спустя после смерти Моше) и после разрушения Храма (то есть — периода составления последних книг Танаха).

С другой стороны, можно найти намеки на то, что Иов жил во времена праотца Яакова. Это, конечно же, не противоречит утверждению, что книгу Иова составил Моше.

Как же быть с тем, что в книге имеются некоторые намеки на то, что Иов как будто бы жил в период смерти Моше?

Противоречия здесь нет. Надо помнить, что все книги Танаха — пророческие. Автор книги, получивший текст в момент пророческого состояния, то есть — от Всевышнего, составляет книгу на все времена. Поэтому в книгах Танаха мы находим фрагменты, которые написаны как будто бы о наших днях.

Анализ книги Иова Талмуд продолжает на следующем листе.


05.О4.02

Лист 16

Основной анализ книги Иов сделан раби Йохананом (крупнейший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль; 3-й век), Абайе и Равой (крупнейшие Учителя Талмуда в Вавилоне; 4-й век).

Их внимание сосредоточено на следующих моментах:

  1. Как Сатан (объект духовных миров, нечто, что условно можно считать каналом, по которому “вверх”, к Центру Управления миром — трон Всевышнего — поднимается информация об отклонениях в поведении человека) пытался сбить Иова с праведного пути?

    Мы узнаем, что Сатан может “подкачивать” стремление к неправильным поступкам. Следовательно, по этому каналу спускается к человеческой душе склонность к злу.

  2. На переживаниях Иова, его стремлении выстоять, несмотря на несчастья (гибель детей, утрата всего имущества, тяжелая болезнь), не виня Творца (ведь Иов не мог видеть, откуда пришли к нему страдания).

  3. На попытках друзей Иова, которые пришли к нему издалека, убедить его в том, что он, Иов, сам виноват в том, что случилось. На том, что слова их, хотя и были искренними, но — не глубокими.

    Попутно мы узнаем, как трое друзей Иова смогли в один и тот же день и тот же час придти к страдающему другу. А это было не просто. Ведь жили они в трех разных странах и их разделяли сотни километров. Но они были высоко духовными людьми и умели чувствовать, когда одному из них — плохо. Так определяется степень близости людей — мерой чувствительности к переживаниям в душе товарища.

  4. На ответе Творца Иову. Мы понимаем, что рассуждения друзей Иова были попыткой докопаться до сути причинно-следственных связей между проступками человека и наказанием. В принципе, конечно, это понимание — одна из задач человека на этой земле… Но в чем же была их ошибка?

В том, что они полагали, что “все ясно”, что можно понять до конца механизм управления судьбой человека. Яркими словами обращаясь в пророческом видении к Иову, Творец рисует непостижимость многоплановой (точнее, бесконечной, спланированной и взаимосвязанной) картины мира человеческим разумом и его рациональной душой.

Эта непостижимость и есть вакуум, который должна заполнить эмуна (вера человека в Творца и в Его справедливость).

Первым такой уровень веры самостоятельно постиг Авраам. И Талмуд переходит к некоторым “аспектам” жизни Авраама.

Мы узнаем, что ему (в результате его веры в Творца и непостижимости Управления миром; вот он, парадокс или — закон Творения) были открыты многие законы причинно-следственных связей. В частности, астрологического плана (в данном случае понятие “астрологии” совсем необязательно совпадает с вульгарным изложением истин астрологического характера в популярных книгах) и духовного воздействия.

Авраам помогал людям исправлять “приговоры судьбы”, в том числе — вылечиваться от болезней. После смерти Авраама часть этих знаний была “подвешена” на орбите Солнца, чтобы, стремясь “вверх”, вникая в суть устройства мира, мы могли получать крупицы этих знаний, каждый — в соответствии со своим духовным потенциалом и усилиями, приложенными для его реализации.


06.О4.02

Лист 17

Последний лист первой главы трактата завершает начатую тему — о существующих в мире духовных явлениях, которые раскрываются в жизни особых людей.

Мы узнаем, что Авраам, Ицхак и Яаков еще при жизни смогли ощутить суть “будущего мира”, мира, в который приходит душа после смерти человека. Доказательством этого служат слова Торы. Только о них, о праотцах, сказано: “Благословил Всевышний всем” (Берешит, гл. 24, ст. 1; гл. 27, ст. 33 и гл. 33, ст. 11). Слово “все” (включая все формы склонения в русском языке — во всем, всем, из всего…) на иврите — коль. Его числовое значение — 50 (духовный этаж числа 5 — пять книг Торы, символ надматериальности).

Те же три человека, а в какой-то степени и — царь Давид, сумели полностью справиться с йецер а-ра. Иначе говоря, полностью подавили в себе инстинктивное побуждение “бежать от Всевышнего”, совершенно избавились от власти дурного начала.

Далее мы узнаем, что “механизм”, которым пользуется для выполнения своей задачи малах а-мевет (посланник смерти), не подействовал на шестерых людей — на Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона и Мирьям (сестру Моше и Аарона). В установленный Творцом момент малах а-мевет отсекает душу человека от тела (это и есть момент наступления смерти). Но эти люди умерли от “божественного прикосновения”, без отсечения души.

Затем Гемара сообщает, что над упомянутыми шестью людьми, а также над сыном Яакова — Биньямином, законы природы были не властны — в могилах их тела не разлагались.

Доказательство того Талмуд находит, проводя тонкий анализ фраз Торы, в которых говорится о жизни и смерти этих людей. И объясняет причину “неподчинения” природным законам.

Дело в том, что в момент, когда малах а-мевет отсекает душу от тела, с его меча (речь, естественно, идет о духовном понятии) стекает капля яда (тоже, разумеется, в смысле духовном), которая позволяет силам природы начать процесс разложения. Однако, шестерых людей не коснулся меч малах а-мевета, а Биньямину было обещано спокойствие в могиле (Дварим, гл. 33, ст. 12).

Но почему для Биньямина сделано такое исключение?

“Цион (Сион), разве ты не беспокоишься о тех, кто духовно связан с тобой?..”, — этими словами начинается поэма великого раввина и поэта Иегуды ѓа-Леви (Испания, 12 век).

Именем “Цион” наша традиция называет ту часть Иерусалима, в которой располагался Храм (в переводе на русский ивритское слово цион — выделенное, исключительное место).

Почему именно с Ционом Иегуда ѓа-Леви связывал заботы о евреях, рассеянных по миру, да еще в те дни, когда в Иерусалиме евреев практически не было? Почему именно Циону предъявлял “претензию”, что евреи, братья, забыты? Потому, что знал, что в духовных Небесных мирах в том месте, где находится духовная проекция Иерусалимского Храма., помещен и неиссякаемый, постоянный источник памяти о братьях.

Вспомним, граница между владениями колен Биньямина и Иегуды пролегала по территории Иерусалима. По логике, Храм должен был находиться на территории, принадлежащей колену Иегуды. Но реально земля, на которой стоял Храм, отошла к Биньямину. За его особые заслуги. Биньямин, единственный из 12-ти сыновей Яакова, родился на Земле Израиля и оправдал этот заложенный в нем духовный потенциал — ни на одно мгновение в течение 22 лет, когда никто не знал о судьбе Йосефа, Биньямин не забывал своего брата, который находился в плену у египтян. Именно за это качество — способность “помнить о брате своем” и был он вознагражден. Граница между владениями была сдвинута, и Кодеш Кодашим (Святая Святых) Храма оказалась на территории Биньямина.

Кодеш Кодашим — это сверхсвятость, сверхдуховность, высшая ступень надматериальности, и аналогов в мире не имеет. Эти высшие свойства и проявились в “судьбе” Биньямина таким образом, что биологические законы на него не действовали.

В каком-то смысле силы природы были не властны и над телом царя Давида. Напомним, что основная часть Храма, уровень святости которой — Кодеш (выше любого места в мире, но ниже Кодеш Кодашим), находилась на территории владения колена Иегуды, царского колена, из среды которого и произошел царь Давид.

Напрашивается вопрос: приведенная информация касается лишь исключений из общего правила или же здесь даются примеры и аналогичной (в тех же аспектах) может быть судьба других людей?

Ответить на этот вопрос очень сложно, ибо нет точных определений описанных выше явлений.

Например, через несколько десятилетий после смерти Виленского Гаона (раби Элиягу из Вильно, конец 18-го века) его останки вынуждены были перезахоронить в другом месте. Раввины утверждали, что тело его не подверглось разложению.

То же самое говорили и о человеке, который покоился рядом с Виленским Гаоном (по просьбе последнего). Речь идет об Аврааме, сыне Авраама — великом гер-цедеке.

Он был по рождению сыном известного польского графа Потоцкого. Родители отправили его учиться в парижский университет. В Париже он случайно познакомился с пожилым евреем и начал тайно изучать Тору, прилепившись к ней душой.

Однако поспешных действий молодой граф опасался. Кроме того, он хотел глубже понять суть христианства. Ведь все же воспитывали его в христианской вере. И он поехал в Рим, поступил в католическую духовную академию. И даже Папа Римский проявил к нему благосклонность.

Через некоторое время он исчез, и долгие годы никто не знал, где он находится. Позже стало известно, что из Рима он отправился в Амстердам, где тайно принял еврейство, а потом жил в Литве, в пригороде Вильно.

По трагическому стечению обстоятельств, польские власти узнали обо всем, что с ним происходило. Церковный суд тайно приговорил его к смертной казни через сожжение.

Приговор был приведен в исполнение.

Пепел и уцелевшие в огне части тела удалось выкрасть и захоронить. Через много лет его останки переносили в другое место. Очевидцы утверждали, что признаков разложения в них не было.

Адекватно прокомментировать подобные сообщения трудно. И все же хотелось их здесь привести.



07.О4.02

Лист 18

Приступаем к обзору содержания второй главы трактата.

Если в центре обсуждения в первой главе был раздел земельного участка с целью - предотвратить ущерб, наносимый вторжением (наблюдением посторонних глаз) в частную жизнь, то вторая глава на передний план выдвигает установление границ, уточняя, что можно и чего нельзя делать на собственном участке (во дворе, на улице и т.п.). Речь идет о том, что те или иные действия владельца участка могут иметь для соседей нежелательные последствия.

По этому поводу Талмуд приводит такую притчу.

Во время путешествия на корабле пассажиры вдруг обнаружили, что один из них настойчиво сверлит в дне дырку.

- Что ты делаешь?! - в ужасе закричали они.

Ничего особенного, - невозмутимо отвечал им человек, занятый опасной работой. - Почему это вас так волнует?.. Ведь дыру-то я под своей каютой сверлю, не под вашими…

Впрочем, в жизни проблема далеко не всегда оказывается такой очевидной и простой, как в этой притче, и найти ее решение порой очень трудно.

Например, как запретишь владельцу участка что-то строить на его земле или, скажем, копать яму? Более того, совсем необязательно все, что сегодня делает человек, завтра обернется ущербом для других людей. Или возьмем такую ситуацию: человек что-то меняет на своей территории, и есть некая вероятность, что через несколько лет, в отдаленном будущем, его действия причинят окружающим ущерб. Что делать сегодня? Разрешить ему осуществлять его план или запретить?

Тему задает первая Мишна:

Копать яму (на своем участке) неподалеку от (уже существующей) ямы соседа (имеется в виду яма для сбора дождевой воды) можно только на условиях, что расстояние между ямами будет (не менее) 3-х тефахов (тефах - примерно 10 см), а стены ямы будут покрыты известью

Далее Мишна говорит о других мерах предосторожности, которые важны, чтобы не повредить соседскую стену или забор. Сказано, в частности, что хозяйственные и подобные им пристройки, чтобы не испортить (не размягчить) фундамент стены или основание ограждения, следует устанавливать так, чтобы они к ним не примыкали (на расстоянии).

Естественно, Гемара сразу же задается вопросом: надо ли заботиться о сохранности будущих, потенциальных объектов соседа, или запрет на строительство на своем участке в нарушение оговоренных условий действует только тогда, когда соответствующий объект на соседской территории уже существует?

Сначала дается очевидное решение - для случая, когда в данной местности существует обычай обносить частные участки стеной или выкапывать водосборные ямы.

Что касается ямы, решение тут таково: выкапывать яму рядом с участком соседа нельзя, даже если ее у него нет.

Но что диктует закон, если определенного обычая на этот счет нет?

Один из крупнейших Учителей Талмуда Абайе (Вавилон, 4 век) говорит: рядом с запланированной, но пока не существующей соседской стеной строить что-то на собственном участке или копать яму можно.

Современник Абайе, не менее великий Учитель Талмуда, Рава говорит: и в этой ситуации - нельзя.

Талмуд приводит различные доводы «за» и «против». И каждый из них содержит зерно истины и сам по себе интересен.

Практический закон (ѓалаха) следует выводу Равы. И уточняет, что и тот, другой сосед, который запланировал, но пока еще не успел построить стену или выкопать яму, должен принять во внимание расположение объектов первого соседа, который на своем участке уже что-то построил…

Таким образом реализуется на практике принцип равенства соседей в правах и ограничениях.

 

08.О4.02

Лист 19

В обзоре предыдущего листа упоминалось, что еврейский закон требует умения предвидеть, какой вред могут принести те или иные действия, даже если в момент, когда действия производятся, никакого вреда от них нет.

Неужели наша традиция предполагает, что в каждом человеке заложены способности к пророчеству? Нет, конечно же. Речь идет здесь о знании законов природы.

Талмуд полон информации, которая, сама по себе, составляет научную энциклопедию. Необходимо лишь помнить, что Талмуд — не учебник по физике или химии. Наши Учителя обладали колоссальными знаниями — полученными не только естественным путем, но и выведенными из огромной по своему объему информации, заключенной в Устной Торе.

Иногда в Талмуде мы находим указания или намеки на такие области знания, которые открыты учеными на основе изучения материального мира столетия или даже тысячелетия спустя. Такой пример представляет нам этот лист. И пусть он не слишком ярок, но все же…

В последней части Мишна, приведенная на предыдущем листе, запрещает класть рядом со стеной соседа (или у ее фундамента) материалы, способные ее разрушить.

К таким материалам Талмуд относит уголь, оливковые косточки, песок, известь… И разъясняет причину. Дело в том, что некоторые материалы в большом количестве содержат углерод, который, соединяясь с кислородом, может спровоцировать химическую реакцию — вплоть до возгорания.

Обсуждаются здесь и процессы биологические, когда бактерии начинают проявлять аккумулятивную активность, что тоже приводит к повышению температуры. При этом, если в материале содержится незначительное количество воды или расстояние между его отдельными частичками больше минимума, реакция не возникает или остается “под контролем” (на этом, к примеру, основан принцип управления ядерной реакцией в атомных реакторах).

В еврейской традиции эта сфера знаний практически применена в законах субботы. Известно, что в шаббат пищу нельзя разогревать (варить, жарить и т.п.). Но можно ли сохранять еду горячей, укутывая ее?

Ответ таков: если в материале, куда помещают кастрюлю с горячей едой, нет потенциала увеличения тепла (одеяло, различные ткани и т.п.), укутывать можно. Но погружать кастрюлю в песок, в ведро с косточками и подобными материалами — нельзя. Ибо есть риск проявления химической или биологической реакции.

Возникает естественный вопрос: неужели Учителя Талмуда употребляли такие слова — “химическая реакция”, “управление атомным реактором”?..

Разумеется, нет.

Но тогда, может быть, они просто обладали опытом обычной домохозяйки или простого ремесленника и знали, что некоторые материалы способны самовозгораться?

Попробуем рассуждать логически. Если бы их знания ограничивались лишь бытовым опытом, выбрать из тысяч примеров только такие, которые в сумме исчерпывают все возможные проявления химических или биологических реакций, они бы не сумели. Однако перед нами — поистине научные выводы, имеющие практическое значение в конкретном, рассматриваемом нами круге проблем. Причем, на все времена.

Порой кажется, что столь подробное обсуждение различных видов угля, камешков, черепков и т.п. — просто излишен. Пока не вспомнишь о графитовых стержнях, которые используются в атомных реакторах для контроля за реакцией. И начинаешь сопоставлять: уголь — графит — повышение или понижение температуры… Где мы об этом читали?

В научных журналах пятидесятилетней давности, в школьных учебниках нашего времени… Но полторы тысячи лет назад об этом можно было прочесть в Талмуде.

 

 Автор текста Элиягу Эссас



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81

82

83

84

85

86
87

88

89

90

91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137
138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154
155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171
172 173 174 175 176

Трактат Бава Батра

Трактат Бава Батра

Введение

Один человек может нанести ущерб другому какактивными действиями, так и бездействием в момент, когда необходимо что-то предпринять. Об этом говорилось в трактате Бава Кама (см. на сайте Введение).

Как разделить имущество по справедливости, правильно обменять валюту?.. Как следует поступать, чтобы права работодателя были защищены?.. Об этом шел разговор в трактате Бава Мециа (см. на сайтеВведение).

Однако бывают случаи, когда ущерб наносится и самой ситуацией, в которой люди находятся. В частности, это может быть связано с землей, на которой живет человек, с его владениями — квартирой, домом, земельным участком… Например, из окон квартиры ее обитатели могут видеть, что делают их соседи.И это — нарушение прав индивидуума на защищенную от постороннего вмешательства частную жизнь.

Отметим, что за пределами двух предыдущих трактатов раздела остается не только эта, но и многие другие проблемы

Земля, допустим, захвачена, и никто об этом не знает.

Можно ли продать земельный участок любому человеку, или покупатель должен принадлежать определенной группе людей?

Кто имеет право наследовать земельные участки?

Анализ этих и подобных им вопросов в трактате Бава Батразавершает разбор всего комплекса проблем, связанных с установлением справедливости в имущественных, материальных отношениях между людьми.

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Как Вы зарабатываете на жизнь?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля