ХАЕЙ САРА 
"ХАЕЙ САРА"
ХАЕЙ САРА 
Чтение текста
Афтары

"ХАЕЙ САРА"

23.11.2024, 22 Heshvan, 5785

Суббота

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О ЛИСТАХ ТАЛМУДА

О ТАЛМУДЕ


 


О Трактате БАВА БАТРА



Трактат Бава Батра

30.О6.02

Лист 102

Наша глава завершается печальной нотой, что можно было бы назвать “концом концов” в этом мире — темой смерти. Точнее — погребения.

Впрочем, довольно сложно давать этой ноте такое определение — “печальная”. Ведь человек не уходит в никуда. И смерть — не совсем конец. Вот мы и написали: “конец концов — в этом мире”.

Когда евреи жили в Эрец Исраэль (до 4-го века н.э.), усопших было принято хоронить не на кладбищах, как это делают теперь, а — в пещерах. Часто — в искусственных, специально вырытых в склонах холмов или пробитых в скалах.

По-русски такую пещеру называют — грот, а на иврите — меара.

Внутри пещеры, в ее стенах пробивали или выкапывали углубления, той же длины, что и тело человека. Тело умершего помещали в такое углубление и закрывали цементом или каким-либо подобным материалом.

Пещеры старались выкапывать так, чтобы их входы были обращены в сторону одной центральной площадки.

Как выглядел “комплекс” и как проходила процедура захоронения?

На склоне холма горизонтально срезали землю, создавая “террасу” длиной в несколько метров. От этой площадки в нескольких направлениях рыли пещеры.

Похоронная процессия поднималась к этой площадке по склону холма. Здесь носилки с телом оставляли на несколько минут — для прощания. Затем носилки помещали внутрь пещеры, в углубление в стене, и это углубление закрывалось “навеки”.

Обычно каждая семья имела собственную пещеру. Родственники могли иметь несколько пещер рядом — с выходами на одну площадку. Но это уже было не обязательным.

Мишна на нашем листе дает численные характеристики “комплекса”, и мы, как нередко бывает, постараемся увидеть в них нечто большее...

Итак, читаем Мишну:

(Обязательные стандарты): размер грота — 4х6 амот, в стенах грота — 8 углублений: по 3 с каждой стороны и 2 — в стене напротив входа.

Раби Шимон говорит: размер грота — 6х8 амот, и в нем — 13 углублений: по 4 с каждой стороны, 3 — в стене, что напротив входа, по одному — в каждом углу, противоположном входу.

Площадка у входов в пещеры — 6х6 амот, и две пещеры начинаются от этой площадки.

Раби Шимон говорит: 4 пещеры начинаются от каждой площадки...

Если мы внимательно прочтем обзор листа 98, мы, вероятно, поймем, что может скрываться за вполне конкретными инструкциями по устройству того или иного объекта.

Как всегда, Устная Тора занимается изучением жизни в нашем мире и исследованием его структуры.

Поэтому сформулированная в первой части Мишны позиция Учителей дает нам понять, что речь идет о гроте, как об аналоге двора Храма. То есть сам акт смерти рассматривается как возвышение над материей (4х6 — пропорции двора, где приносили корбанот, возвышая телесное — к Небу).

В гроте — 6 углублений.

Число “шесть” — символ, модель нашего мира: шесть дней Творения и т.д. Следовательно, Мишна сообщает нам, что смерть — это акт и возвышения и “видения” картины нашего мира. Душа начинает видеть — с нее спадают оболочки-фильтры.

Однако раби Шимон открывает перед нами другую грань Истины.

Он дает иные размера грота — 6х8 амот, что соответствует пропорции Зала Храма (Ѓейхал). И получается, что смерть — не только и не столько возвышение над материей, сколько — восприятие распространявшихся по Ѓейхалу Света Меноры (символ Торы) и Запаха Кторета (тлеющей смеси трав) — запах Ган Эдена.

Поэтому раби Шимон говорит о 13-ти углублениях в гроте. Число 13 определяет количество граней проявления Всевышнего в этом мире. Более того, слово Эхад (по-русски — Один) имеет числовое значение 13. Постижение Одного...

И тогда ясно, почему “исходная точка” акта погребения — площадка — имеет размер квадрата, который в точности соответствует пропорциям мизбеаха (жертвенника — приблизительный перевод), с которого ввысь, в Небо, огонь уносит телесность корбана (приношения).

Учителя, сформулировавшие начало Мишны — о площадке, сказали, что с нее должно быть два входа, в две пещеры. То есть с площадки можно двигаться в двух направлениях.

И действительно, так были устроены Первый и Второй Храмы.

Со стороны мизбеаха располагались ворота в Ѓейхал — с одной стороны, или ворота выхода из Храмового Двора — с другой.

Но раби Шимон говорит о четырех выходах с площадки. Почему?

Недаром великий раби Акива поручил составить книгу Зоѓар именно раби Шимону. Третий Храм, который будет построен в конце времен, который описан в пророческом видении Иехезкеля, имеет — четыре (!) выхода из двора, где стоит мизбеах...

Вот такая Мишна завершает нашу главу.

Автор текста Элиягу Эссас


01
7.02

Лист 103

Мы приступаем к изучению седьмой (из десяти) главы трактата Бава Батра. В ней обсуждаются законы, связанные с приобретением земли.

Сидящему за компьютером современному человеку может, пожалуй, показаться, что такого рода проблемы слишком далеки от его повседневных забот. Ну, разве что, более или менее, способны его заинтересовать положения Талмуда, касающиеся муниципальных налогов на землю под его домом. И то - умозрительно. Любопытно сравнить...

Однако берусь утверждать, что все, о чем пойдет здесь речь, пусть косвенно, но занимает немалое место и в нашей теперешней жизни. Взять, к примеру, с разногласия между соседями - кому принадлежит территория вокруг многоквартирного дома и у кого есть права на пристройку. Или вообще такой глобальный вопрос, который остро обсуждался в течение прошлого века и с не меньшей остротой продолжает обсуждаться сейчас: кому принадлежит Земля Израиля?..

Но отвлечемся на время от тревожного ритма наших дней и обратимся к конкретике, изложенной спокойно льющимся языком Талмуда.

Первая в нашей главе Мишна выясняет, какой участок земли приобретен при покупке земли под сельскохозяйственные угодья.

Прежде чем привести ее текст, дадим необходимые пояснения.

Дело в том, что во времена Мишны площадь участка имела выражение в мерах... емкости.

По принятому тогда правилу, за основу брали расчет, что двумя сеа (1 сеа - приблизительно 10 литров) зерна засевался участок, величиной 100х50 амот (1 ама - приблизительно 0,5 метра).

Сразу же следует отметить, что такой размер брался не случайно. Пространство именно этой величины занимал переносной Храм - Скиния Завета. Точные ее размеры приведены в Торе, а, значит, данная метрическая система, в отличие от современной, имеет сущностное, экзистенциальное значение. И не только по отношению к человеку, но и - ко всей Вселенной.

Встретится в нашей Мишне и другая метрическая единица - кор (30 сэа, а в каждом сэа - 6 кавов).

То, что мера емкости площади не зависит от плодородия земли, комментария не требует. Наши Учителя установили определенный стандарт. Реальные замеры делались в амот, а для расчетов их переводили в кавы, сеа, коры - в соответствии с размером участка и задачей расчетов.

Итак, в Мишне читаем:

Если при продажи земли продавец объявил: «Площадь кор плодородной земли продаю тебе», то, если на этом участке земли были впадины или канавы, глубже 10-ти тефахов (5 тефахов - 1 ама) или - холмы, выше 10 тефахов, они в этот кор земли не входят, если глубина или, соответственно, высота меньше 10-ти тефахов, в этом коре учитываются (и канавы и холмы).

Но если продавец сказал: «Продаю тебе участок, размером примерно в кор», то продано все, что есть на нем.

Разница между двумя положениями заключается в самом высказывании продавца. В первом случае он заявил, что продает плодородную землю. И, следовательно, о возвышениях и канавах речь не идет, ибо засеять их невозможно. Но в случае, если возвышение, даже если оно - каменное, не высокое, то его можно рассматривать как стандартную часть любого участка, и замеры производятся вместе с ним.

В ситуации, когда продавец говорит: «Продаю участок размером в кор», имеется в виду все, что есть на этом участке, и покупатель не вправе оспаривать законность продажи негодных для засева площадей.

Кстати, если при продаже рассматривается, пусть очень глубокая или очень высокая «территория», размеры которой не превышают 4х4 тефаха, она считается незначительной и в любом случае включается в общие замеры.

Учителя времен Тосафот (Западная Европа, 12-14 вв.) объясняют, что слова «плодородная земля» включены в Мишну, чтобы обратить наше внимание на то, что участки, будь то высотой или глубиной, не превышающие 10 тефахов, не исключаются из этого общего понятия.

Талмуд приступает к выяснению, что означают слова в Мишне: ...выше или глубже 10-ти тефахов не продается вместе с участком.

И приходит к выводу, что и весь участок, изобилующий подобными трещинами и скалами, вообще нельзя продавать. Ибо его трудно воспринимать как единый участок. Он как бы рассечен на несколько наделов земли. А покупатель стремится приобрести нечто целое.

С практической точки зрения, такую территорию неудобно вспахивать и подвергать другим видам обработки. Значит, покупателю следует предложить другой участок, а этот продавать совсем на других условиях.

Далее Талмуд переходит к обсуждению других ограничений на продажу земли.

Допустим, на земельном наделе до пяти кавов, четыре кава суммарно составляют невысокие или неглубокие участки. Как следует поступать в этом случае?

При продаже земли не учитывать их особенности, - говорит Талмуд.

В связи с этим возникает вопрос: как рассматривать их, если они расположены так, что делают весь участок неудобным для обработки?

Талмуд, а следом за ним и Шульхан Арух (Кодекс практических законов), не выносят единого решения.

Комментаторы Шульхан Аруха уточняют - здесь применяется правило: свою правоту доказывает тот, кто предъявляет претензию на имущество ближнего. То есть, по сути, вопрос рассматривается конкретно в каждом отдельном случае.

Если, скажем, деньги за участок заплачены, и покупатель считает себя обманутым, он и должен доказывать свою правоту. Если в накладе - продавец, ему и придется искать для суда доказательства...


02
7.02

Лист 104

В предыдущем обзоре мы говорили о проблемах, возникающих в процессе продаже земли, когда рельеф местности не однороден.

На нашем листе продолжается обсуждение условий продажи земельных участков, однако - под иным углом зрения.

Талмуд выдвигает вопрос: можно ли считать сделку законной, если обмеры выставленной на продажу земли оказались неточными?

Этот вопрос не так прост, как кажется.

Прежде всего, будем иметь в виду, что даже в наши дни, когда мы вооружены точнейшими измерительными приборами, расчет площади той или иной территории - достаточно трудная задача. Теперь представьте, насколько сложной она была для людей времен Талмуда. Именно сложности с измерением земли, кстати сказать, привели к тому, что в Древнем мире возникла и начала развиваться математическая область науки - геометрия.

Как, например, дать математическое описание поля, границы которого идут по кривой? И при этом учесть и математически вычислить не только горизонтали, но и вертикали отдельных участков...

Теперь нам, пожалуй, понятно, что при исчислении площади земельного надела мы вынуждены довольствоваться весьма приблизительными величинами.

В связи с этим приведенная на нашем листе Мишна и занимается обсуждением законов, которые определяют условия продажи земли (о единицах измерения, которыми пользуется Талмуд - см. обзор листа 103).

В ней говорится:

Если продавец объявил покупателю, что продает (ему) кор обмерянной земли, и (впоследствии) выяснится, что площадь оказалась меньше или больше кора, необходимо либо доплатить пострадавшей стороне, либо восполнить недостачу земельным наделом. Но если продавец предупредил, что площадь участка - примерно в один кор, допустимая неточность замера не должна превышать ¼ кава на одну сеа (около 4% или -7,5 кавов на один кор; 1 кор = 30 сеа = 180 кавов). При большей неточности (как и в первом случае) недостающую часть необходимо возместить пострадавшему либо землей, либо деньгами. Если продавец потребует вернуть излишек деньгами, это - его право (что понятно, ибо маленький остаток от большого участка ему не нужен), но если неточность составила 9 кавов или больше, избыток возвращают только землей; (если покупатель приобретает землю, чтобы посадить на ней сад), последний закон вступает в силу, начиная с половины кава. По мнению раби Акивы - с четверти кава. При этом недостающий или «лишний» участок возвращается целиком. И ни одна из сторон не может сказать: верну только то, что превышает четверть кава на одну сеа, ибо эту четверть ты и так собирался мне простить.

Отметим: устанавливая правила, Мишна пользуется соотношением ¼ кава на сеа и не указывает другое - 7,5 кавов на один кор, чтобы показать, что данный закон распространяется и на совсем небольшие участки.

Внимательный читатель, который вместе с нами изучал пятую главу трактата Бава Батра, в праве спросить: почему вообще обсуждается приблизительная оценка площади? Ведь по закону, если при купле-продаже обнаруживается, что в измерении товара была допущена ошибка, сделка расторгается.

Дело тут в том, что этот закон на продажу недвижимости не распространяется. Ведь нередко бывает, что человек хочет купить, например, конкретный участок земли и какой-то другой по тем или иным причинам ему не подходит. Принцип справедливости реализуется здесь благодаря особым правилам, в определенных пределах допускающим неточности, но и предусматривающим денежную или «предметную» компенсацию пострадавшей стороне.

Талмуд обращает внимание на то, что Мишна, обсуждая проблему в данной плоскости, разбирает далеко не все возможные ситуации. Как, например, поступать, если продавец не сказал, что выставленный им на продажу участок точно соответствует указанным размерам? Или - договариваясь с покупателем, не упомянул, что обмеры его приблизительны?

Наши Учителя проводят исследование других фрагментов Талмуда и приходят к выводу, что и в таких случаях неточности допустимы.

В нашей Мишне сказано: в случае, если при проверке подлинных размеров поля обнаружилась значительная ошибка в пользу покупателя, продавец имеет право выбрать вид компенсации за излишек - получить ее деньгами или землей. Однако в другой части Талмуда Учителя находят фразу, согласно которой, получается, что у продавца нет выбора, и он вынужден взять компенсацию частью земельного надела. О чем здесь речь?

Учителя объясняют: продавца лишают выбора, если по завершению сделки цена на землю упала, а продавец после дополнительной проверки размеров хочет получить свой «излишек» по прежней, высокой цене. Впрочем, варианты у него как будто бы все же есть. Он может-таки взять компенсацию деньгами. Но - по новой, более низкой цене.

Вспомним и поныне действующее правило: закон обратной силы не имеет. Следовательно, если после продажи участка цена на землю поднялась, и «контрольный» обмер показал, что покупателю досталось больше земли, чем ему полагалось по договоренности с продавцом, покупатель должен рассчитаться с ним по прежней, более низкой цене.

То есть, независимо от того, поднялась цена на землю или упала, продавец не окажется в выигрыше. В выигрыше - нет, но - «при своих».

Теперь представим, что продавец требует деньги за «лишнюю» землю из расчета повысившейся цены. Покупатель в таком случае вправе сказать: «Если бы цена землю изначально была бы такой, как сейчас, я, возможно, вообще не стал бы покупать весь этот участок. Почему же теперь я должен проигрывать?».

Таким образом, вдаваясь в нюансы человеческих взаимоотношений, Талмуд проводит в жизнь принцип справедливости...


03
7.02

Лист 105

Напомним, что в первой Мишне этой главы говорилось о возникающих при продаже земли проблемах, которые были связаны с неоднородностью рельефа местности. То есть речь шла о ситуации, когда от поведения человека почти ничего не зависело.

Вторая Мишна представила нам законы, регулирующие спорные вопросы в случаях, если при продаже земельных участков допускалась неточность в измерениях. Здесь, естественно, особенности поведения личности играют существенную роль. Правда, и тут можно сослаться на неблагоприятные объективные обстоятельства. Скажем, специальная мерная веревка (ею мерили территории во времена Талмуда) усохла, стала короче...

На нашем листе появляется третья Мишна и обсуждает проблему, которая касается достаточно часто встречающейся модели человеческого поведения - неточности высказывания, что, как правило, порождает всякого рода недоразумения.

В этой Мишне сказано:

(Если человек говорит): «Продаю участок, (измеренный) мерной бечевкой, и (замеры мои) - приблизительны», принимается приблизительная оценка (площади).

(Если говорит): «Продаю измеренный бечевой участок, примерно такого-то размера», принимается точная оценка.

Такое постановление вынес раби Шимон Бен Нанас (Учитель времен Мишны, 2-й век).

Он, как видно, считал, что последнее слово - решающее.

Возможно, иных высказываний просто не было? Ведь в нашей Мишне имена других Учителей не упоминаются.

Однако будем иметь в виду, что эта Мишна - лишь маленький камешек в чудесной мозаике Устной Торы. Наши Учителя, как мы не раз говорили, способны видеть различные грани Истины. И их анализ раскроет перед нами сложный рисунок, намеченный Мишной.

Талмуд от имени Рава (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век) приводит другую Мишну, и мы обнаруживаем, что мнение раби Шимона бен Нанаса другими учителями не принимается.

Дадим здесь суть этого отрывка. В нем рассказывается история о человеке, который нанял в аренду купальню - за 12 динаров в год. И каждый месяц он должен был платить по одному динару. А год был високосный (в еврейском високосном году - 13 месяцев). 13-й месяц, получается, он пользовался бы купальней бесплатно? Важно, что в начале фразы договора было указано: «...съем на год - 12 динар», а в конце: «...по одному динару за месяц».

Учителя постановили: за 13-й месяц он должен заплатить хозяину купальни половину стоимости месячной аренды.

Можно ли утверждать, что суть этой истории идет вразрез с позицией раби Шимона бен Наноса?

В ней хозяин купальни как будто бы изначально определил условия съема - «на год». Однако конец фразы порождает сомнения. Из-за этих сомнений и решили учителя : за 13-й месяц - половину стоимости.

Но ведь в случае с землей сомнений нет. Продавец в конце фразы, безусловно, уточнил: «такой-то участок».

Но прочтем фразу Шмуэля (коллеги Рава): «...Это слова Бен Нанаса, но другие Учителя говорят (и такова окончательная «редакция» закона) - «Следуем той части фразы в Мишне, которая ограничивает права покупателя, поскольку в момент продажи права на землю еще у продавца. То есть, если при контрольном измерении участка земли оказалось больше, чем было заявлено, считаем, что площадь участка названа точно. Если - меньше, говорим, что следуем языковым неточностям. И сделка состоялась.

Талмуд стремится выяснить, поддерживает ли позицию Бен Нанаса сам Шмуэль. И приводят другие отрывки.

Вот один из них. Рав и Шмуэль сказали: «Продаю земельный надел размером в один кор (1 кор приблизительно равен 30 сэа) - за 30 сэла (в те времена - денежная единица, крупная монета)».

Даже после уплаты 29 сеа обе стороны имеют право расторгнуть сделку. Но если продавец заявил, что продает 1 кор за 30 сэла - по одной сэле за сеа, каждая сеа считается окончательно проданной».

То есть позиция Шмуэля совпадает с точкой зрения Бен Нанаса.

Но вот по поводу купальни Шмуэль объясняет, что дело разбиралось в середине 13-го месяца, и если бы партнеры по заключению этой сделки пришли в суд в начале этого месяца, ответчику пришлось бы заплатить хозяину купальни за весь месяц. А если, допустим, они пришли в конце месяца? - Съемщик не должен был бы ничего платить...

Как будто бы взгляд Шмуэля на проблему совпадает с мнениями других Учителей: если есть сомнения, спорная сумма делится пополам.

Однако Талмуд говорит: в случае с купальней деньги за последний месяц делятся поровну не из-за сомнений, но из-за того, что у каждой из сторон есть право на владение. У съемщика - на деньги, у хозяина купальни - на эту купальню. И ситуация здесь напоминает продажу земли, когда покупатель заплатил за участок 29 сэла. И еще: когда права покупателя при продажи земли ограничиваются, потому что продавец уже получил деньги, и эти деньги дают ему больше прав, нежели покупателю.

Автор текста Ханох Лернер


04
7.02

Лист 106

Мишна, помещенная на нашем листе, рассматривает вопрос, в каких величинах при продаже земли выражается допустимая неточность в измерении участков. О чем идет речь? О сантиметрах? Метрах или, может быть - гектарах?..

Мишна говорит о земле размером в кор (подробнее о системе измерения земли во времена Талмуда см. на сайте - обзор листа 103). Здесь же скажем лишь, что имеется в виду территория, приблизительно равная 37 с половиной тысяч квадратных метров.

Объясняют наши Учителя: если произошла ошибка в расчетах, и поле в действительности оказалось на одну шестую меньше, чем указывалось в контракте, сделку все равно можно считать завершенной. Более того, продавец не обязан возмещать покупателю недостающий отрезок - ни деньгами, ни землей. Но если ошибка больше одной шестой, продавец должен компенсировать «недостачу» Впрочем, об этом мы уже говорили в прошлых обзорах.

Здесь, на нашем листе, Талмуд рассматривает эту проблему под иным углом зрения.

Когда мы говорим о том, что ошибка при замерах меньше одной шестой общей площади участка, тут все ясно. Ну, а если равна? Надо ли в этом случае продавцу возвращать «недостачу»?

- Если ошибка равна одной шестой, - говорит рав Ѓуна (Учитель Талмуда второго поколения, 3-й век), - продавец ничего возвращать не должен.

- Нет, должен, - возражает рав Иегуда (коллега рава Ѓуны).

Ѓалаха (Закон) следует позиции рава Ѓуны.

Сказал раби Йоси (ученик великого раби Акивы, Учитель Мишны; 2-й век): если человек получил на одну шестую больше земли, чем ему полагалось по договору, пусть вернет, если - меньше - может оставить себе.

Здесь возникает другой вопрос. Допустим, два брата получили в наследство земельный участок. И при «контрольном обмере »выяснилось, что он больше, чем указывалось в документе. Кому из двух братьев полагается этот излишек? Надо ли е его делить между ними?

Отвечает Талмуд: этот участочек достанется только одному из братьев. Кому именно - определит гораль (в переводе на русский язык - жребий).

Далее Талмуд снова возвращается к правилам продажи земли.

Приводится позиция Рава (столь великий и известный Учитель Талмуда, что «звание рав» стало его именем, и все знали, о ком идет речь) и Шмуэля (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век). Они говорят: если продавец сказал - «я продаю тебе один кор (30 сэа)», покупатель имеет право отказаться от сделки даже в самый последний момент, когда 29 сэа уже оплачены; если же он сказал - «продаю тебе один кор, по одной сэле (денежная единица) за каждую сэа», то процесс совершения сделки идет поэтапно, и если в этот период покупатель решил расторгнуть сделку, та часть, которую он взял, уже принадлежит ему и он должен оплатить покупку. От остального он вправе отказаться...


05
7.02

Лист 107

Талмуд возвращает нас к проблеме наследования и излагает такую ситуацию.

Допустим, наследство - земля - разделено между двумя братьями. Каждый получил свое поле. Но вот приходит кредитор, одолживший деньги их отцу, и забирает участок одного из братьев. Как тут быть? Ведь получается, что один имеет все, что ему полагалось, а другой остался с пустыми руками.

Пусть братья поделят между собой оставшееся поле, - говорит Рав.

В этой ситуации Рав усматривает изначально неправильный раздел имущества, в процессе которого отцовский долг не был учтен. И, следовательно, дело о наследстве требует пересмотра.

Шмуэль придерживается иной позиции. Не отобранное за долги поле, - говорит он, - остается за братом, который его получил при разделе имущества; второй брат в результате остается без положенного ему участка.

Но разве это справедливо?

Рассмотрим доводы, которые приводит Талмуд, анализируя слова Шмуэля.

Допустим, было два поля. Половина от каждого принадлежит первому брату, оставшиеся две половины - второму. Братья договорились: каждый возьмет по целому полю. То есть, по сути, они совершили обмен. Один взял у второго ту часть участка, которая, будучи добавленной к положенной по наследству, составила единый земельный надел. И по закону получается, что участок, который отошел к кредитору за долги - уже не наследство, но - приобретенная собственность. Отсюда логически вытекает и следствие: с чего это вдруг первый брат должен делить со вторым приобретенное им имущество?

Рав Аси (Учитель Талмуда; 4-й век) придерживается «золотой середины». Первый брат отдает второму, то есть - пострадавшему, четверть поля или компенсирует стоимость четверти доставшегося ему участка деньгами.

Ѓалаха (Закон) берет за основу грань Истины, выделенную Равом.

По еврейской традиции, суд (на иврите - бейт дин) должен состоять, как минимум, из трех судей. Теперь представим себе, что судьи помогают бедной вдове продать земельный участок. Но по поводу его стоимости не могут прийти к соглашению. Что делать?

Еврейский закон гласит: в таких случаях принимается мнение большинства. Скажем, двое судей считают, что участок следует продать за 50 зуз (денежная единица), а третий - за 45. За участок назначают плату в 50 зуз.

Но как выйти из положения, если каждый судья называет свою цену? Один - 80 зуз, второй -100, третий - 120.

Талмуд проводит тонкий анализ ситуации. Учителя высказывают разные позиции.

Часть Учителей говорит, что участок следует продавать за 100 зуз, ибо наилучший вариант - взять за основу среднюю цену.

Участок надо продавать за 90 зуз, - говорит раби Элиэзер (Учитель Мишны, 1-й век) от имени Раби Цадока. Это - средняя величина между двумя наименьшими.

В случае таких разногласий между тремя судьями, - высказывает свою точку зрения раби Меир (ученик великого раби Акивы; 2-й век) за участок нужно просить 93 и 1/3 зуз.

Раби Меир производит расчет. Разница между наибольшим и наименьшим числом - 40. Рассматриваются три мнения. Следовательно, 40 следует поделить на три. Получается - 13 и 1/3. Теперь эту цифру надо прибавить к наименьшей цене. Результат равен 93 и 1/3.

Ѓалаха (Закон) берет за основу первое высказывание, то есть выносит постановление согласно которому за участок в рассмотренном нами случае следует просить 100 зуз.

Автор текста Ариэль Долгопят


06
7.02

Лист 108

Приступаем к изучению следующей, восьмой (из десяти) главы нашего трактата.

Как говорилось во Введении к нему (см. на сайте), он в значительной степени посвящен проблеме реализации принципа истинной Справедливости во всех вопросах, связанных с недвижимым имуществом.

Обозначим одну из групп этих проблем - «как разделить или продать земельный участок».

Но есть и другой комплекс проблем: как передать недвижимое имущество по наследству?

Тут возникает много вопросов. Кто, скажем, является наследником? Кто может и кто не может претендовать на часть имущества после смерти владельца?..

Эти вопросы просты только на первый взгляд.

Допустим, живет человек свои 70-80 лет, имеет единственного сына, а когда уходит в мир иной, с его имуществом все ясно. Но бывает, еще до этого покидает мир и его сын. И вот возникают проблемы: кто будет наследником - родной брат отца или сын сына (то есть - внук)?

Или, к примеру, умер человек, и остались после него вдова и дети. Как быть?..

Такими вопросами и занимается Талмуд в нашей главе.

Несколько предварительных разъяснений, которые помогут понять не только обзор данного листа, но и содержание всей главы.

Первое. Имущество родителей обычно наследуют сыновья. Если сыновей нет, наследуют дочери. Если остаются и сыновья и дочери, имущество полагается отдать сыновьям, но они обязаны выделить своим сестрам помесячное содержание и платить до тех пор, пока те не выйдут замуж.

Второе. Право на наследование не теряется, но передается наследникам наследника в случае его преждевременной смерти. Если, к примеру, сын умирает раньше отца, наследниками отцовского имущества становятся дети сына (внуки).

Третье. Если у человека нет потомков (детей и внуков), право на наследство получает отец умершего (а не его братья). Братья (другие дети отца) унаследуют имущество лишь в том случае, если к моменту смерти этого человека отца уже нет в живых.

Приведем пример. Скажем, умирает Реувен. Ни детей ни внуков у него нет. Все его достояние переходит к его отцу, Шимону. Но если и Шимона уже нет в живых, имущество наследует брат Реувена, Леви.

Четвертое. Наследство передается по мужской (отцовской) линии. Например, братья по матери (допустим, у братьев - разные отцы) не получают наследство от брата, который родился в другом браке матери. Однако сводные братья вместе наследуют имущество своей (общей) матери.

Пятое. Все эти правила не ограничены двумя или тремя поколениями. Если, положим, умирает человек, а его дети и внуки еще до его кончины покинули этот мир, первым на очереди в получении права наследования окажется его правнук. Даже в том случае, если у усопшего есть родной брат или отец.

То же и по «восходящей»: Если у умершего в живых не осталось детей, внуков и отца, наследником становится дед, а если и его уже нет - потомки этого деда.

Тему задает первая Мишна:

(Среди родственников) имеются те, у кого есть право наследовать и передавать наследство (объяснение - в продолжении Мишны). Имеются и те, кто передает наследство, но не наследует (не получают). Есть такие, кто наследует, но не передает. Есть (также родственники), которые не (имеют прав) на наследование и не могут передавать наследство другим.

Наследуют и передают: отец сыновьям, и сыновья - отцу. А также - братья по (общему) отцу.

Наследуют, но не передают: сын - матери, муж - жене. А также дети сестер (если у человека наследницей оставалась только сестра, но она умерла, но в случае смерти этих детей, право на имущество дяде они не передают).

Передает (наследство), но не наследует: мать - сыновьям, жена - мужу, мать - своим братьям.

Не передают и не получают: братья по (общей) матери.

Как видим, эта Мишна отметила некоторые основные правила наследования, о которых мы говорили в начале нашего обзора.

Последующие Мишны рассмотрят другие правила. Но до этого Талмуд внимательно проанализирует приведенную здесь Мишну. Но об этом - в завтрашнем обзоре...

Автор текста Элиягу Эссас



2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81

82

83

84

85

86
87

88

89

90

91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103
104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137
138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154
155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171
172 173 174 175 176

Трактат Бава Батра

Трактат Бава Батра

Введение

Один человек может нанести ущерб другому какактивными действиями, так и бездействием в момент, когда необходимо что-то предпринять. Об этом говорилось в трактате Бава Кама (см. на сайте Введение).

Как разделить имущество по справедливости, правильно обменять валюту?.. Как следует поступать, чтобы права работодателя были защищены?.. Об этом шел разговор в трактате Бава Мециа (см. на сайтеВведение).

Однако бывают случаи, когда ущерб наносится и самой ситуацией, в которой люди находятся. В частности, это может быть связано с землей, на которой живет человек, с его владениями — квартирой, домом, земельным участком… Например, из окон квартиры ее обитатели могут видеть, что делают их соседи.И это — нарушение прав индивидуума на защищенную от постороннего вмешательства частную жизнь.

Отметим, что за пределами двух предыдущих трактатов раздела остается не только эта, но и многие другие проблемы

Земля, допустим, захвачена, и никто об этом не знает.

Можно ли продать земельный участок любому человеку, или покупатель должен принадлежать определенной группе людей?

Кто имеет право наследовать земельные участки?

Анализ этих и подобных им вопросов в трактате Бава Батразавершает разбор всего комплекса проблем, связанных с установлением справедливости в имущественных, материальных отношениях между людьми.

Новая страница 1



 

ВСЕ ТРАКТАТЫ:

Шаббат

Йома

Хуллин

Менахот

Зевахим

Авода зара

Шевуот

Макот

Санѓедрин

БАВА БАТРА

БАВА МЕЦИЯ

БАВА КАМА

СОТА

 

К началу

 

Побриться в честь субботы в Дни Омера?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля