Все мы знаем, что рассматривать отдельные
фразы вне контекста — опасно. Однако, к
сожалению, многим приходится с этим
сталкиваться. Допустим, вы дали интервью, а
в газете процитировали ваши слова так, что
они получили совершенно иную смысловую
окраску. Или, к примеру, знакомые передали
вашему другу оброненную вами фразу, и,
вырванная из контекста, она спровоцировала
конфликт...
В перечень подобных ситуаций можно
включить и обстоятельства, связанные с
праздником Песах. Слова Всевышнего по
поводу Песаха часто цитируются без
контекста, и это искажает истинное значение
этого праздника.
Самая известная цитата — слова Моше,
которые он сказал фараону: “Отпусти народ
мой!”. Но далеко не все знают, что эта фраза
была продиктована Творцом и имеет очень
важное продолжение. Ведь Всевышний точно
указал цель, для чего евреям нужна свобода.
Всевышний повелел Моше сказать фараону: “Отпусти
народ мой, чтобы они служили мне”. И вся
фраза обретает иной смысл. Прочитав ее до
конца мы понимаем, что это — не воззвание
всех угнетенных мира. Угнетение, конечно же
— страшная вещь, против угнетения,
безусловно, нужно бороться. Но наша фраза —
не об этом. Она в значительной степени
обращена к еврейскому народу и
обуславливает его отношения с Творцом.
Речь идет не о физической свободе от
рабства, физическая свобода — лишь
предпосылка. Истинная цель освобождения —
психологическая и духовная свобода,
которая должна привести нас к служению
Всевышнему — как на индивидуальном, так и
на коллективном уровне.
Некоторые люди могут достичь ощущения
свободы, даже находясь (физически) в неволе.
Скажем, Натан Щаранский в застенках КГБ
учил иврит. Однако большинству людей, для
того, чтобы почувствовать вкус духовной
свободы, требуется прежде — физическое
освобождение.
Во время праздника Песах мы празднуем
свободу от рабской зависимости — подарок
Всевышнего, который дает нам мотивацию и
энергию для духовного роста. Но мы должны
осознавать: когда физическая свобода
достигнута, начинается настоящая работа.
В этом подарке Творца — особая щедрость.
Не имея перед собой цели, мы не знаем, что
делать со свободой. Вот вам простой
жизненный пример: некоторые преступники,
отсидев срок, не в состоянии
сориентироваться в вольной жизни и
возвращаются в тюрьму. Как объяснить такой
феномен? Очень просто: если освобождение от
зависимости не имеет конечной цели, “рабство”
может казаться даже более комфортным.
Когда перед человеком открывается слишком
много альтернатив, он может растеряться.
За пасхальным столом мы говорим, что даже
одного лишь освобождения от египетской
тирании уже было бы для нас достаточно (даейну).
Однако суть подарка Всевышнего в том, что Он
поставил перед нами цель. Мы используем
нашу свободу, чтобы служить Ему.
В дни праздника Песах мы стремимся
освободиться от всего, что психологически
мешает нам осуществлять связи с Творцом.
Поднявшееся тесто — хамец (квасное) —
символизирует наше “эго”. Также, как мы
перед праздником вычищаем дом от хамеца,
нам необходимо приложить усилия к тому,
чтобы “вычистить” из наших помыслов
влияние “эго”, которое представляет собой
одну из таких помех. Наше “эго” всегда
стоит на пути к Всевышнему, оно мешает нам
увидеть нужды тех, кто живет рядом с нами. А
ведь Он повелел нам любить ближнего и
помогать другим.
Существуют и другие препятствия, которые
мешают нам быть искренними с собой и с
другими. Это, например, стремление поучать
других. Или — потребность иметь больше и
больше материальных благ. Или — желание
достичь высокого положения в обществе...
Поэтому необходимо работать над собой,
чтобы изменить себя к лучшему.
Естественно, любое изменение не
происходит мгновенно. Мне, например,
понадобилось много лет только для того,
чтобы понять, что не все в этом мире я могу
контролировать — расставание с этой
иллюзией было нелегким. В конце концов, я
осознала, что с желанием все контролировать
я никуда не приду. И начала с малого
нашла “нишу”, в которой у меня был бы
реальный шанс преуспеть.
Я сказала себе, что отныне не буду
беспокоиться о своем весе. Сначала я
потерпела в этом неудачу. Но, как и
еврейский народ, проявлявший настойчивость
в годы мучительного рабства и странствий по
пустыни, я не сдалась. Ибо знала, что еще
много проблем появится на пути к реализации
моего потенциала. Если я буду слишком много
внимания уделять своему внешнему виду,
заботясь том, что обо мне подумают люди, я
должна буду идти на компромисс в моих
отношениях с Творцом. Если я буду слишком
беспокоиться о моем финансовом положении,
мне, возможно, придется поступиться какими-то
этическими нормами, и я преподам плохой
урок моим детям. Если я сосредоточусь на
моих жизненных достижениях, я потеряю
видение Источника, одарившего меня всеми
моими способностями.
Но, если я сосредоточусь на мысли, как я
могу проявить свое чувство благодарности
тому, Кто дает мне все доброе, хорошее и
удивительное, что есть в моей жизни, я
захочу служить Ему с еще большей
преданностью. В мире, где продолжаются
войны и люди живут в нищете, угнетаемые
жестокими тираническими режимами, мне
действительно есть за что быть благодарной.
Об этом, о благодарности за каждое деяние
Творца, в конце концов, и поется в песне “даейну