В Поучениях
мудрецов
В Поучениях мудрецов (Пиркей
Авот, 1:6) приводятся слова
Йеошуа бен Перахья: “Найди
себе наставника, обрети друга
и суди о каждом с лучшей
стороны”.
ДВЕ
СТОРОНЫ ОДНОЙ ИСТОРИИ
Юдит Саммет
Судить
о других доброжелательно –
значит, постоянно искать
оправдания их сомнительному
поведению. Эти оправдания
должны быть понятными и не
оставлять в отношении к этому
человеку неприятного осадка.
Если у нас в общении с людьми
возникает какое-то
подозрение, мы должны
спросить себя: может быть, я
не все знаю? Может быть,
существует что-то такое, что
способно представить
поведение человека в ином
свете, и, не владея
достаточной информацией, я
сделал неверные выводы?
Возможно,
все это было так...
ФОТОГРАФ
Во
вторник, поздно вечером мне
позвонила моя давняя
приятельница.
Я
назвал имя замечательного
профессионала в этом деле,
который к тому же брал за свои
услуги вполне умеренную
плату.
— Я
слышал о нем, — сказала
приятельница, — но мне
говорили, что он человек
ненадежный”.
—
Кто сказал тебе такое? —
спросил я.
—
Неважно… Недавно его
пригласили снимать бар-мицву.
Он очень сильно опоздал и
заснял только половину
торжества. Словом, такой
ненадежный человек мне не
нужен.
— Ты
уверена, что это правда? —
переспросил я.
—
Вполне, — ответила она. — В
этот вечер оркестром
дирижировал Исраэль, и он мне
рассказал, как это было. Потом
я встретила еще одного
человека, который
присутствовал на этой бар-мицве,
и он мне все в точности
подтвердил.
— Быть
может, произошло что-то
непредвиденное… — попытался
я оправдать поведение
фотографа. — Почему ты
уверена, что он поступил так
по небрежности или
безответственности?
— Может,
ты и прав, — сказала
приятельница. — Но я не могу
рисковать. К тому же, в таких
случаях не годятся никакие
оправдания. Он должен был
выйти из дому
заблаговременно. Тогда, даже
если бы у него сломалась
машина, он успел бы приехать к
началу торжества на такси.
Ведь люди рассчитывают
получить фотографии каждого
момента события…
Против
столь веских аргументов не
поспоришь. Когда мы закончили
разговор, я подумал: неужели я
действительно рекомендую
ненадежного человека?
Неужели он без причин
допустил такую небрежность?
Следовало все выяснить. Я
позвонил музыканту, и он
подтвердил мне слова моей
подруги.
На
следующее утро я заехал к
своему приятелю-фотографу.
— Скажи,
это правда, что ты опоздал на
половину бар-мицвы? — спросил
я у него.
— Да,
это так, — не отрицал он. — А
почему тебя это интересует?
—
Видишь ли, я порекомендовал
пригласить тебя
фотографировать свадьбу, а
мне сказали, что ты человек
ненадежный — опоздал на бар-мицву…
Он
посмотрел на меня с
недоверием и рассказал, что
произошло в действительности.
-
Это
вообще была не моя работа,
—
начал он. — У фотографа,
которого наняли, что-то
случилось. Мне позвонили,
когда я был занят, и
попросили немедленно
приехать. Я бросил дела,
схватил свои вещи и
поспешил на бар-мицву… И
сделал это только из
уважения к этой семье, —
добавил он с печальной
улыбкой.
ОДЕТАЯ, ЧТОБЫ СРАЗИТЬ
Я
стояла на свадьбе в окружении подруг, и мы
обсуждали одежду, обувь и сумки на все
случаи жизни.
Р. призналась: У меня два часа сегодня
ушло на то, чтобы одеться.
— Два часа? — удивилась я. — Мне столько
не требуется.
— Вот поэтому я так выгляжу, а ты по-другому,
— парировала Р.
Я отошла от нее, не зная, куда себя деть и
что думать. Почему она так сказала? Снова и
снова прокручивая в сознании наш диалог, я
вдруг поняла, что, наверное, она обиделась
на мое замечание и решила ответить тем же.
Теперь ее ответ выглядел иначе.
Обидный выпад может быть защитной
реакцией на то, что воспринято как
агрессия. Чтобы судить о людях
доброжелательно, важно осознать, какую
роль, играем мы, вызывая их реакцию. Если
людям кажется, что на них нападают, они
наносят удар. А мы, бывает, не замечаем, что
ведем себя провокационно, пока не получим
недвусмысленный резкий ответ. Одного
намерения не обижать людей мало. Следует
выбирать слова, тон, следить за выражением
своего лица, чтобы люди не заподозрили в
нас враждебность.
Пример с Р. демонстрирует, как найти
оправдание человеку, пусть даже очень
приблизительное. А теперь попробуем еще
раз проанализировать ее слова, на этот раз,
интерпретируя их совершенно
противоположным образом: “… поэтому я так
выгляжу, а ты выглядишь по-другому”.
Ведь можно предположить иную ситуацию:
говоря о себе, что она выглядит так,
она имела в виду, что выглядит хуже меня, и
поэтому ей требуется много времени, чтобы
подготовиться к выходу на торжество.
Вам это кажется маловероятным? Возможно,
вы правы. “Все, что делает Всевышний, имеет
определенную цель. Зачем же нужны “притянутые”
объяснения? — спросили рава Хаима Озера
Гродзенского ученики. “Чтобы судить о
других благосклонно”, — ответил рав Хаим.
АБРАКАДАБРА
“Абракадабра!
Фокус-покус! Теперь ты видишь!…” Эти
выражения подходят для фокусника, когда он
превращает свой жезл в разноцветный
платок.
На его представлении мы ждем, что нас
одурачат, и не удивляемся, когда голубь
вылетает из его шляпы. Но оптические
иллюзии ограничены пространством шоу. В
жизни — иначе, мы видим реальную картину.
Не так ли?..
Муж с женой бежали к центральной
автобусной станции в Иерусалиме. Муж снял
с ее плеча сумку, чтобы ей было легче, а сам
побежал вперед.
В этот момент неподалеку оказался офицер
полиции. Что он увидел? Женщина бежит за
мужчиной, который только что сорвал сумку
с ее плеча. Бдительный офицер схватил
предполагаемого похитителя и скрутил его.
— Женщина, это ваша сумка? — спросил он.
У нее от бега перехватило дыхание. Не в
состоянии произнести ни слова, она с
ужасом смотрела, как полицейский
арестовывает ее мужа. Наконец она перевела
дух и объяснила офицеру, что произошло, но
до нее Бени, лучший друг ее сына, который
был рядом, уже успел засвидетельствовать
полицейскому нелепость этого ареста.
Творец учит нас доверять собственному
восприятию происходящего, и в описанном
эпизоде полицейский действовал наилучшим
образом. Но чувства нас постоянно
обманывают, и, тем не менее, мы продолжаем
делать негативные выводы. Как мог Бени
рассказать о том, что видел? Как могли
другие отреагировать на его сообщение?
Мягко говоря, недоброжелательно, если не
приучили себя анализировать обе стороны
истории.
|