В последующих выпусках нашего раздела мы возобновим публикацию
рекомендаций рава Ноаха Вайнберга
В последующих выпусках нашего раздела мы возобновим публикацию
рекомендаций рава Ноаха Вайнберга.
А сейчас предлагаем вниманию посетителей сайта несколько
фрагментов из новой книги Ефима Свирского “Перевоплощение”. Читайте фрагмент
первый…
АННУШКА УЖЕ КУПИЛА МАСЛО...
Страх потери контроля
Ефим Свирский
Почему нельзя избавиться от страха потери контроля в модели “Б-га нет”,
понятно.
Об этом еще Булгаков писал в “Мастере и Маргарите”. Этот знаменитый диалог
Воланда с Берлиозом, когда функционер от литературы Берлиоз утверждает, что
“всем вообще распорядком на земле сам человек и управляет”. На что Воланд
парирует: “...для того, чтобы управлять, нужно как-никак иметь точный план хотя
бы на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. ...как же может управлять
человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы
на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться
даже за свой собственный завтрашний день?...человек смертен, но это было бы еще
полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не
может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер”. Ну, а дальше на
уверенное заявление Берлиоза, что в десять часов вечера он будет
председательствовать на заседании, следует таинственное: “...этого быть никак не
может... Потому что Аннушка уже купила подсолнечное масло и не только купила, но
даже и разлила. Так что заседание не состоится”.
Действительно, есть огромное количество вещей, важных для человека, которые
он не контролирует. …Смерть, болезни, и многие другие серьезные события,
происходящие в его жизни. Но если не человек управляет этим, кто тогда?
Случайность, — отвечают очень часто. Но если это так — случайность
контролирует и управляет важными событиями моей жизни, то, конечно, я буду
волноваться, конечно, буду бояться. И этот страх потери контроля очень часто
присутствует в нашей жизни.
Чем отличается в этом вопросе подход “Б-г есть” ?
Естественно, человек не управляет всем. Но если не он, то кто? Управляет
Творец. Всегда и везде управляет Творец. И Он нас любит! Мы все являемся
его детьми, отношение к которым формулируется так: “Все, что каждому из вас
нужно для духовного роста, будет дано каждому”. И поэтому не надо бояться и
не надо волноваться.
Почему же мы не видим таких, казалось бы, простых вещей?
Причин несколько.
Первую покажу на следующем примере.
Восемнадцатилетний молодой человек просит у папы-миллиардера дать ему
миллион. …Папа спрашивает: “Хорошо, только зачем тебе?” — “Я положу деньги в
банк и следующие пять лет буду лежать на пляже, пить пиво, слушать музыку, а
спустя пять лет возвращу тебе твой миллион. У меня же будет достаточно денег от
процентов”, — объясняет сын.
Даст хороший папа деньги или нет? Ответ очевиден: конечно же, не даст.
Скажет: “Ты хочешь разлагаться на эти деньги? За пять лет ты можешь институт
закончить, в иешиву пойти — человеком стать. Ты что, с ума сошел? Не дам!”.
Очень часто подобно восемнадцатилетнему юнцу мы просим что-то у Творца, не
задавая себе простого вопроса: Действительно ли, мне это нужно для моего
духовного роста? Иногда оказывается — да, а иногда — нет. Какой самый лучший
ответ на нашу просьбу в последнем случае — при “нет”? Конечно, отрицательный. О,
если бы мы научились понимать, что отрицательный ответ означает, что нам надо
идти в другом направлении и не просить того, что не требуется для нашего
духовного роста. Скольких бы бед мы смогли избежать.
Вот еще один типичный пример.
Приезжает человек в Израиль и просит у Творца дать ему работу. Хорошую
работу. Затем, что при деньгах можно спокойно заниматься духовными вещами:
давать цдаку, учить Тору, можно делать много-много хорошего. Но как
человек просит? Он говорит: “Творец, дай, пожалуйста, эту работу — и я больше ни
о чем Тебя просить не буду. Никогда!” Понимаете, в какое положение он ставит
Творца? Ведь Творец послал его в Израиль для того, чтобы он, развивая свой
духовный потенциал, стал партнером Всевышнего, чтобы они постоянно работали
вместе. А человек обещает взамен за одну очень полезную для него вещь фактически
вывести
Творца за рамки своих
интересов. Так это не духовный рост, а как раз наоборот. Когда мы просим что-то
значимое для нас, важно понять, что произойдёт, если эта просьба будет
выполнена.
Вторая
причина,
по которой не видим, что миром управляет Творец, заключается в том, что, коли мы
хотим задать Творцу вопрос и получить от Него ответ, то мы должны научиться
слушать.
Американец едет на деловую встречу, и ему важно быть точным: в Штатах бывает,
что опаздывать нельзя, не приехал ко времени — пеняй на себя. Приезжает заранее,
а машину поставить негде. И ездит он, круги наворачивает, а место не находится.
Тут он начинает молиться: “Творец, мне так важно, так важно это деловое
свидание. Дай мне место поставить машину!” — Места нет — и он продолжает: “Я
понимаю, что раньше не отделял десятую часть на добрые дела, как положено. Но
если эта сделка пройдет, отдам десятую часть. Только дай мне припарковаться!”. —
Опять ничего. Тогда он обещает: “Мало того, что отдам десятую часть, еще и
шаббат начну соблюдать!”. И как только он это говорит, перед ним со стоянки
выезжает машина, освобождая место. Бизнесмен тут же спешит: “Спасибо, спасибо,
не нужно — я уже сам нашел!”.
У нас в жизни очень часто так бывает: мы что-то попросили у Создателя и,
получив требуемое, подводим итоги: “Ой, как хорошо сложились обстоятельства!” —
или: “Я такой удачливый!”.
Где тут Творец? Что Творец?..
Третья причина нашего “невидения” управляющей роли Творца — степень
серьезности наших намерений при обращении к Творцу .
Вот еще одна история.
Решил человек подняться на гору, посидеть на вершине в одиночестве,
почувствовать гармонию, помедитировать, побыть ближе к Творцу. Стал подниматься,
да поскользнулся, упал, вниз, в пропасть полетел. Но в последний момент
зацепился за куст, чудом остался в живых и повис между небом и землей. Начал он
кричать: “Есть кто-нибудь там?”. Но только эхо ему отвечает. Он снова кричит — и
опять в ответ только эхо. На третий раз отвечает ему голос: “Да, есть. Я тут”. —
“Кто ты?” — спрашивает несчастный и
слышит: “Я — Б-г”. — “Вот
замечательно, я как раз шел Тебе помолиться, поговорить. Б-же, помоги мне, Ты же
можешь мне помочь!”. — “Конечно, Я ведь Б-г, Я все могу”… И Б-г предлагает:
“Хорошо, только отпусти этот кустик”. — Тогда человек обращает лицо к небу и
вновь кричит: “Есть еще кто-нибудь наверху?!”.
Мы, когда что-нибудь просим у Творца, должны отдавать себе отчет, насколько
доверяем Ему и насколько готовы от Него получить. Потому что если мы не готовы
это получать, то как нам дать? …Сосуд может принять только, если он открыт, и
столько, сколько вместит его объем.
Но если Он — наш отец, если Он знает, что для нас лучше всего, то зачем нам
просить Его?
Дело в том, что у человека есть свобода выбора. И если мы не реализуем ее, то
проблема заключается, как и в предыдущем примере, в том, как же Творцу нам дать?
Это как в ситуации с кормлением человека, который плотно закрыл рот и держит
руки за спиной: накормить его при всем желании трудно. Творец говорит: “Руку
протяни. Хочешь, чтобы Я дал, Я дам, но только протяни руку. Ведь у тебя
свобода выбора: не протянешь руку, как Я смогу тебе что-то дать?”.
Когда человек просит у Творца, он исходит не из того, что Всевышний чего-то
не знает: безусловно, Он все знает. Своей просьбой человек как бы подтверждает,
что вот я сейчас готов от Тебя, Творец, что-то получить, и я знаю, что это
придет от Тебя, я Тебе доверяю, мы с Тобой — партнеры, к тому же я — Твой
ребенок и хочу получить то, что прошу, потому, что это мне нужно для моего
духовного роста. Но дальше человек должен отступить на шаг, сказав, что в
случае, если он ошибается в своем желании, тогда, пожалуйста, Творец не давай
то, что прошу. И раз Творец не даст человеку, это тоже знак любви — значит, не
важна сейчас человеку эта вещь.
Иногда Творец не дает, потому что человек должен взять сам. То есть человеку
не нужно, чтобы ему положили в рот и разжевали, он может “проявить
самостоятельность”. Об этом человеку дадут знать, если он попросит информации:
“Внеси, пожалуйста, в мою жизнь ясность”. Могут показать, что вот это лежит
здесь, а у тебя все есть, чтобы взять самому.
Жизнь человека, который осознает, что все в ней не случайно, становится
осмысленной. Каждый миг наполнен большим смыслом — и мы можем учиться в каждый
момент жизни.
Попасть в поток случайностей можно по принципу “Мида кэ-негед мида”
(“Мера за меру”), если считаешь, что все в мире случайно. Но оказаться на уровне
случайности — это такая отрезанность от Творца, что не дай Б-г.
Книгу Ефима Свирского “Перевоплощение” вы можете прочесть на
нашем сайте.
|