ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

28.03.2024, 18 Adar II, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «МАТОТ / МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 - конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...». (гл. 33, ст. 1). На иврите «этапы продвижения» - масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это - «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

 

20.07.03

В нашем обзоре мы намеренно опустим обсуждение недельной главы Матот, предлагая читателям обзнакомиться с ее основными концепциями по обзорам прошлых лет (см. на сайте обзоры недельной главы Матот, первый и второй годовые циклы) - чтобы иметь возможность с максимальным вниманием рассмотреть уникальный еврейский закон, регламентирующий отношение общества к человеку, который совершил непреднамеренное преступление.

Прочтем фрагмент Торы: «Когда вы перейдете через Ярден в землю Кенаанскую, выделите себе города, которые будут для вас городами-убежищами, и убежит туда убийца, который убил случайно. И будут у вас города эти убежищем от мстителя, и не умрет убийца, не представ перед общиной на суде...» (гл. 35, ст. 10-12).

Некоторые аспекты этой темы анализировались в прошлых обзорах (см. на сайте обзоры недельной главы Масей второй годовые циклы). Здесь же постараемся представить более «панорамную» картину, которая прояснит трудные для восприятия современных людей стороны поднимаемых Торой в этом отрывке проблем.

На основе описания закона о городах-убежищах в Талмуде (трактат Макот, гл. 2) и комментария Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век) конкретизируем его в своде правил:

1. Совершивший убийство преступник должен отправиться в один из городов-убежищ сразу же после гибели жертвы - чтобы кто-то из родственников убитого, в стремлении отомстить, не настиг и не убил его (это правило адресовано всем, совершившим убийство, независимо от того, было ли оно ненамеренным или - предумышленным; исключение составляют лишь ситуации, когда всем очевидно, что речь идет о несчастном случае).

2. Под конвоем убийцу возвращают в город, где было совершено убийство. Если суд признает его виновным, ему выносят соответствующий приговор, который приводится в исполнение. Если же суд решает, что убийство произошло в результате несчастного случая, который никто не мог предусмотреть, подсудимого оправдывают и он возвращается к нормальной жизни. Но если жертва погибла в результате чьей-то халатности, виновному, чтобы с ним не расправились родственники жертвы (которые в таких случаях имеют право его убить), надлежит снова вернуться в город-убежище.

3. Виновный в непредумышленном убийстве обязан оставаться в городе-убежище до тех пор, пока не умрет первосвященник, занимавший эту должность в период, когда произошло это убийство. Если же он по каким-то причинам покидает город-убежище до смерти первосвященника, у родственника жертвы все еще остается право отомстить ему за гибель близкого человека.

4. Если же совершенное убийство было результатом безответственного, бездумного отношения к человеческой жизни или оно было предумышленным, или подсудимого по законам Торы осудить невозможно (выяснилось, к примеру, что убийца до преступления не получил формального предупреждения об ответственности за проступок и грозящем ему за это наказании; или - прямых улик нет, и суд не может вынести обвинительное заключение; или - по делу проходит лишь один свидетель, а для вынесения законного решения требуется два свидетеля), даже город-убежище не спасает убийцу от руки мстителя - тот вправе убить его в любом месте.

Теперь, когда мы уточнили закон о городах-убежищах, он предстает перед нами в довольно странном как будто бы свете. Месть, мстители, возведенная в ранг законности расправа... Все это, как может показаться на первый взгляд, напоминает сюжеты низкопробного детектива, не правда ли? Откуда же такая «дикость», если Тора дает нам высочайшие стандарты цивилизованного поведения в обществе?..

Чтобы понять, насколько ошибочно подобное понимание вопроса, нужно разобраться в ряде возникающих в комплексе обстоятельств, связанных с законом о городах-убежищах, проблем.

Сначала рассмотрим проблему вины...

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

21.07.03

Если человек погиб в результате несчастного случая, нам, как правило, некого обвинять. И мы говорим - «Такова воля Всевышнего».

Но тогда возникает вопрос: если это случилось по воле Всевышнего, почему человек, лишь косвенно виновный в гибели жертвы, должен умереть от руки мстителя?

И вообще, названные выше правила кажутся нелогичными. Ведь если одного человека признают виновным в гибели другого, значит, решением суда его наказывают. Если - оправдывают, почему за родными жертвы признается право на самосуд?

Кроме того, отметим, что в Торе сказано, что мстить запрещено: «Не мсти и не храни злобы на сыновей народа своего, люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра, гл. 19, ст. 18).

Говоря о преступлениях и возмездии, раввин Шимон бен Лакиш привел такие слова Торы: «Но если кто не злоумышлял, а Всевышний подвел ему под руку...» (Шемот, гл. 21, ст. 13).

«От злодея исходит злодеяние», - говорит по поводу этой фразы в Торе пророк Шмуэль (Танах, первая книга пророка Шмуэля, гл. 24, ст. 13).

О чем идет речь у пророка?

Объясняя смысл фразы, Талмуд (трактат Макот, лист 10) описывает такую картину. В гостинице (по воле Творца) одновременно оказываются три человека. Один из них совершил запланированное убийство, совесть другого - тоже нечиста. Он тоже кого-то убил, но ненамеренно. Третий - свидетель обоих происшествий. И вот входит этот свидетель в гостиницу и видит: по лестнице спускается тот несчастный, который нечаянно убил человека, а под лестницей сидит тот, кто спланировал страшное преступление и осуществил свой план (но в силу каких-то обстоятельств избежал смертной казни). На глазах у свидетеля невольный преступник поскальзывается и падает прямо на сидящего внизу человека. Злодей - мертв...

Что в сущности произошло?

Каждый получил по заслугам: преступник, совершивший намеренное злодеяние - «казнен», убийца поневоле - вынужден отправиться в город-убежище.

Изгнание - самое первое упомянутое в Торе наказание (в связи с проступком Адама), - говорит Маѓарша (комментатор Талмуда, Польша, 16-й век.

Нарушив запрет Творца - не есть плоды с Древа Познания добра и зла, первый человек, сам того не желая, привнес в мир феномен смертности. Вскоре та же участь - изгнание - постигла Каина за непреднамеренное убийство брата Авеля. (это убийство, надо сказать, рассматривается как непреднамеренное, ибо для Каина человек был, прежде всего, духовным существом, и он не мог знать, что удары острым предметом способны лишить жизни).

Но какой смысл несет в себе эта «мера пресечения» - изгнание?

Понять это можно, лишь изучая жизненные вехи человеческих архетипов, первых людей на земле - Адама и Каина.

В Торе написано: «И сказал Всевышний: вот, Адам стал как один из нас в познании добра и зла, и теперь как бы не простер он руку свою и не взял также от дерева жизни, и не поел, и не стал жить вечно...» (Берешит, гл. 3, ст. 22).

Из содержания этой цитаты как будто бы следует, что изгнание явилось необходимой мерой - чтобы человек не владел средствами достижения вечной жизни.

Однако рав Хаим из Воложина в своем труде Нефеш а-хаим (гл. 1, ст. 6) не принимает такое объяснение. Ведь еврейская традиция учит, пишет он, что Всевышний создал человека, намереваясь дать ему вечную жизнь. Почему же Он - добрый и милосердный - внезапно изменил свое первоначальное решение?

Добавлю: один из основополагающих принципов системы Управления миром - мида кенегед мида (мера за меру), а потому изгнание Адама никак не назовешь «мерой предосторожности». Это, несомненно - наказание, следствие проступка Адама. Но тут возникает вопрос: как соотносится с этим наказанием - сам проступок?..

 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

 

22.07.03

Есть ли у нас уверенность в том, что уход человека в мир иной - не благо?

Рав Хаим из Воложина объясняет, что проступок Адама привел к тому, что человек утратил способность трансформировать свою физическую сущность в духовную (подробнее об этом см. в обзоре недельной главы Балак, третий годовой цикл). Если бы в этом новом качестве он все-таки каким-то образом приобрел возможность жить вечно, он был бы обречен на вечный конфликт между его физическим и духовным началами. До тех пор, пока физическая сторона человека будет главенствующей, человек не сможет по-настоящему, всем сердцем, посвятить себя служению Всевышнему. А это - единственное, что позволяет наслаждаться вечной жизнью. Если бы человек жил вечно, борьба его нешамы (души), стремящейся к Творцу с потребностями физической оболочки, которой не дано оценить эту связь с Творцом (а поэтому она неизменно будет оказывать сопротивление) постоянно разрывала бы человека, препятствуя обретению цельности.

Всевышний изначально ставил перед собой цель - подарить человеку в грядущем мире состояние истинной радости, спокойствия и безмятежности, которые проявляются в полной гармонии, единстве человеческого существа. Такое состояние достижимо, если конфликта между телом и душой нет. Эта возможность при создании первого человека была потенциально заложена в его душе, но с утратой ведущей роли духовности - исчезла. Ибо после проступка Адама тело стало слишком «приземленным» для гармоничного сосуществования с душой. Адам был изгнан из Ган Эдена (Райского сада), чтобы стать смертным - для его же пользы.

Эту идею трудно принять и осознать. Какая от смерти может быть польза?

Наша традиция свидетельствует: когда человек умирает, его тело возвращается как бы в первозданное состояние и становится таѓор (духовно чистым). В период воскрешения из мертвых тело вернется к человеку духовно очищенным и с душой, обладающей прежней силой трансформации. Вот и получается - чтобы насладиться вечной жизнью, человек должен прежде умереть. Он умирает, чтобы жить вечно.

Евреи выражают эту мысль в ежедневной (читается трижды в день) молитве Амида - «Кто подобен Тебе, Всесильный, кто сравнится с Тобой, Царь, который умерщвляет, оживляет и взращивает (посеянные людьми) зерна спасения! И верен Ты (своему обещанию) возвратить мертвым жизнь. Благословен Ты, Всевышний, возвращающих мертвых к жизни!».

Мы уже говорили о том, что человек осознает себя, прежде всего, как физически функционирующее существо. И это отделяет нас от Всевышнего, что создает иллюзию ощущения независимости от Творца (см. обзор недельной главы Балак, третий годовой цикл). Но при этом никто из нас не может не осознавать что физическая оболочка не способна быть вечным источником жизненных сил. В физическом мире действует закон энтропии - все физические системы имеют тенденцию к разрушению. Единственный вечный источник жизненной энергии - лишь Всевышний. Человек, как существо, наделенное физической природой, может жить вечно только при условии, если будет постоянно получать от Всевышнего свежую энергию, позволяющую ему «преодолевать» предусмотренные законом энтропии разрушительные процессы...

 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

23.07.03

Человек, зная, что идет по краю обрыва - начеку. Он ежесекундно осознает опасность, а поэтому вряд ли поскользнется и не упадет. Неприятности чаще всего подстерегают на ровном месте, когда человек расслаблен, полагая, что ничто ему не угрожает.

Тот, кто не мыслит свою жизнь вне связи со Всевышним, максимально защищен от проступков по небрежности или оплошности, потому что он осторожен, подобно человеку на краю обрыва. Тот, кто считает, что и вне связи с Творцом его тело обеспечит его жизнеспособность, не боится совершить проступок. Поэтому ему легче споткнуться.

Факт, что Адам не подчинился воле Всевышнего, свидетельствует о его отдалении от Него. И вот результат - тело Адама потеряло способность жить вечно, ибо оно лишилось постоянной «подкачки» жизненной энергии. Как только Адам стал смертным, он был изгнан в физический мир - туда, где можно испытывать иллюзию независимости от Всевышнего. Поэтому мы и говорим, что изгнание Адама - действительно «мера за меру».

Его изгнание оказалось также «убежищем». Сделав свой выбор, Адам попал в ситуацию, где только физический мир мог его поддерживать.

Теперь попробуем разобраться, что произошло с Каином.

В Торе читаем: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь брата твоего... Когда ты будешь возделывать землю, она не станет давать более силы свои для тебя; изгнанником и скитальцем будешь ты на земле...» (Берешит, гл. 4, ст. 11-12).

Каин был первым, кто в этом, земном мире получил в наказание изгнание. Подобно убийце, о котором идет речь в нашей недельной главе, он оказался под угрозой отмщения.

Прочтем тот же отрывок из Торы дальше: «И сказал Каин Всевышнему: велика вина моя, непростительна. Вот, Ты теперь прогоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду шататься скитальцем на земле; и вот, всякий встречный может убить меня...» (Берешит, гл. 4, ст. 13-14).

Всевышний предложил Каину убежище. Поскольку городов-убежищ тогда еще не было, «...сделал Всевышний ему знак, чтобы не убил его всякий, кто встретит его» (Берешит, гл. 4, ст. 15).

Устная Тора дает объяснение. Человек был создан по образу и подобию Всевышнего. Пока не совершал он проступков, животные боялись его, ибо все живые создания подсознательно ощущают божественность образа, которой наделен человек. Да и люди относились друг к другу иначе. Убив Авеля, Каин утратил эту особенность человеческой личности. Убийца - это, по сути, антитеза образу Всевышнего; он не только разрушает жизнь вместо того, чтобы создавать ее, он отнимает этот мир у своей жертвы.

Проступком уничтожив в себе образ Всевышнего, Каин лишился права пользоваться неким «щитом», который дается человеку вместе с образом Творца. Теперь он стал уязвим перед всеми земными созданиями. Он потерял доверие других людей (даже пришельцев), стал в их глазах «подозрительной личностью». Вселенная больше - не для него. Ведь Всевышний создал Вселенную во имя человека, а тот, кто убил, не может претендовать на ее блага. Поэтому Каин не мог нигде поселиться - ни одно место в мире не «станет давать ему силы», не будет поддерживать его. Единственный способ выживания для него - скитания.

Знак Каина, данный ему Всевышним - не щит. Напротив, это - клеймо позора.

Между изгнанием Адама и изгнанием Каина, говорит наша традиция, есть весьма существенная разница. В отличие от Каина, Адам, покинув Ган Эден, сохранил в себе образ Творца.

Важно отметить, что любой человек в состоянии хранить в себе образ Всевышнего до тех пор, пока он замечает эту особенность человеческих существ в других людях и испытывает уважение к человеческой личности...

 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим

24.07.03

Хотя убийство Каина и считается непреднамеренным, оно, тем не менее - явное свидетельство отсутствия какой-либо «чувствительности» к Божественному в человеке.

Если я ощущаю в другом человеке образ Творца, убийство для меня - даже по ошибке - исключается. Мое благоговение перед этой особенностью человеческой личности не позволяет мне воспринимать окружающих просто как «некую форму существования».

Логика подсказывает: тот, кто не ощущает божественное начало в других, не может ощущать его и в себе. А это приводит к выводу, что убийца потерял ощущение собственной духовности задолго до преступления.

Не каждому дано чувствовать в себе присутствие Творца. И в этом смысле убийца ничем не отличается от многих. Но если это так, то может, все мы заслуживаем изгнания?

Ответ на этот вопрос кроется в самой концепции принципа «мера за меру».

Все мы по беспечности можем потерять в себе Творца, но эта потеря - восстановима. Пока мы не совершили ничего такого, чтобы лишиться привилегии нести в себе Его образ. Внутри нас сохраняется потенциал, позволяющий вернуться к Творцу. И этого потенциала уже достаточно, чтобы продолжать жить обычной жизнью.

Но убийцу ожидает возмездие, он должен заплатить - «мера за меру». Убийца лишил кого-то возможности хранить в себе Божественное присутствие в этом мире и тем самым он лишил сам себя права нести Его образ в себе. Как сказано: «Кто прольет кровь человека, кровь того прольется человеком: ибо по образу Всевышнего создал Он человека» (Берешит, гл. 9, ст. 6).

Земля отказывает убийце в поддержке, и он обречен на скитания.

Однако убийца, о котором говорится в нашей главе - в лучшем положении, чем Каин. В городах-убежищах, где обязан скрыться невольный убийца, живут левиты, которым предоставлена уникальная возможность - дать убийцам приют (Талмуд, трактат Макот, лист 10). Левиты не получили собственного земельного надела, они разбросаны среди остальных еврейских колен на земле, которая выделена еврейскому народу Всевышним: «И сказал Всевышний Аарону: в земле их не получишь надела, и доли не будет тебе среди них: Я твоя доля и надел твой среди сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 18, ст. 20).

Поскольку земля, где живут левиты - надел Всевышнего, никто и никогда не может претендовать на нее. Убийца больше не в состоянии черпать силы из своего надела - земля уже не поддерживает его. Поэтому единственное место в мире, где дано ему обрести убежище - город в наделе Всевышнего.

Та же идея находит свое выражение и в том, что убийца имеет возможность обрести безопасность, стоя у мизбеаха (в приблизительном переводе - жертвенник) в Храме. Дело тут в том, что пока убийца находится во владении Всевышнего, он защищен от последствий своего проступка.

Но, как мы прочли в правилах, убийца, покинув город-убежище, рискует быть убитым мстителем. И действительно, человек, навсегда потерявший в себе божественное присутствие, становится, как говорит наша традиции, опаснее дикого зверя. В отличие от животного, он внешне - такой же, как мы с вами. Поэтому нам так трудно уберечься от убийц.

Человек, опасный для общества, не заслуживает милосердия и сострадания. Люди должны оградить от него общество...

 

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

«Протоколы…», «Катехизис…» — расставьте точки над «i»…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля