ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

13.12.2024, 12 Kislev, 5785

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Чудеса в облаках

 

Нашу недельную главу открывают слова: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Во время своих странствий по пустыне сыны Израиля удостоились множества чудес. Таких, как облачный столп и столп огня. Об этом читаем: «А Всевышний шел пред ними, днем в облачном столпе, чтобы направлять их в пути, а ночью — в огненном столпе, чтобы светить им, чтобы они могли идти днем и ночью» (Шемот, гл. 13, ст. 21).

Когда нужно было сделать перерыв в движении, облачный столп останавливался и опускался. И сразу начинали разбивать лагерь. Потом можно было отдохнуть.

Но вот, наступало время снова отправиться в путь. Тогда облака поднимались ввысь. Тут же сыны Израиля начинали сворачивать шатры, собирать и укладывать пожитки, навьючивать ослов. И когда последний из них заканчивал с погрузкой своих вещей, облака устремлялись вперед, и весь народ шел вслед за ними.

Облака, кроме прочего, следили за одеждой и обувью евреев в пустыне. Как сказано: «Платье твое не ветшало на тебе, и нога твоя не опухала вот уже 40 лет» (Дварим, гл. 8, ст. 4).

У евреев, которые родились в Египте, была обувь, в которой они вышли оттуда. Чинить ее или изготавливать новую — не было необходимости. Их сандалии не изнашивались, и если надо было — увеличивались в размере. Так продолжалось до самого вхождения в Эрец Исраэль. Как сказано: «И обувь не ветшала на твоей ноге» (Дварим, гл. 29, ст. 4).

Однако в пустыне рождались дети. И поскольку сапожников там не было, они, подрастая, оставались без обуви и ходили босыми. Обычно от такой ходьбы ноги распухают и образуются мозоли. Но за 40 лет ничего подобного не происходило. Об этом в Торе прямо написано: «И нога твоя не опухала вот уже 40 лет» (там же). 

В Танахе есть интересный, связанный с этим отрывок. В нем читаем: «И будет: в каждое новомесячье (на иврите — рош ходеш) и в каждую субботу приходить будет всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной, – сказал Всевышний» (книга пророка Йешаягу, гл. 66, ст. 23).

Но разве Иерусалим может вместить «всякую плоть»?

В будущем, Иерусалим разрастется, как сказано в Мидраше Псикта Рабати, до размеров Эрец Исраэль. И евреи со всего мира в шаббат и в рош ходеш  будут собираться в Иерусалиме.

Но как? Ведь в субботу запрещено ездить и летать.

Запрещено летать самолетом, а на облаках летать разрешается. В будущем евреев со всего мира в Иерусалимский Храм будут доставлять облака...

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

2. Когда скрыто преступление — скрыто и избавление

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Переходы по пустыне, открывшие начальный этап еврейской истории, оказались знамением времени на многие последующие периоды. 40 лет в пустыне были серьезным испытанием, они закалили народ и подготовили его к бедствиям и несчастьям, которые обрушатся на него в будущем.

После возвращения в Эрец Исраэль началась оседлая жизнь. Но спокойные годы были подточены злодеяниями и преступлениями.

Земля Израиля — не географическое понятие, не точка на карте. Она наделена особой духовностью — только соблюдая заповеди Всевышнего на ней можно жить. А за нарушения она исторгает своих жителей.

Когда чаша терпения переполнилась, был разрушен Храм — сыны Израиля с насиженных мест отправились в изгнание. Впрочем, срок его окончания был известен заранее. По истечении его, евреи возвратились на свою родину и отстроили Второй Храм.

В Талмуде (трактат Йома, лист 9) сказано, что в ситуации, когда не пытаются скрыть преступление — открыто и наказание. То есть — сроки его. А значит, известно и время избавления.

Когда же преступление тщательно скрывают — то и длительность наказания нельзя узнать, и никто не ведает, когда закончится галут (изгнание) и наступит геула (освобождение).

Преступления евреев во времена Первого Храма были на поверхности — идолопоклонство, разврат и убийства. Люди отдавали себе отчет в том, что сделали, и особо ничего не пытались скрывать. Поэтому и продолжительность наказания четко была обозначена пророком — «Так сказал Всевышний: когда исполнится 70 лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 29, ст. 10).

Итак, на месте Первого Храма был возведен Второй Храм. Но со временем евреи снова стали совершать преступления. На этот раз это была беспричинная ненависть. Она спрятана глубоко в сердце, и на поверку — ее не так просто распознать. Как сказано: «Язык их — стрела заостренная, говорит коварно. Устами своими мирно говорят с ближним своим, а в сердце готовят ему засаду» (книга пророка Йермиягу, гл. 9, ст. 7).

Внешне все выглядело благопристойно. Люди вежливо здоровались, поздравляли друг друга, желали добра, благодарили, улыбались... А в глубине души — проклинали.

Обычно ненависть не торопятся показывать, предпочитают, чтобы она была невидна. Поэтому, сроки галута, наступившего в качестве наказания — скрыты от нас. И никто не знает, когда именно завершится изгнание и придет избавление.

Единственное, что известно абсолютно точно, так это то, что от ненависти необходимо избавиться. Без этого геула — не наступит.

 

на основе комментария рава Бенциона Муцафи

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Источник бед — в пустыне

 

Написано в нашей недельной главе: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Пребывание сынов Израиля в пустыне растянулось на долгие 40 лет. Это было связано с тем, что там находился источник духовной нечистоты.

Впрочем, и сейчас он на том же месте. Евреи вели с ним длительную духовную войну, исправляли то, что можно было наладить.

На этой войне обе стороны несли потери. Сынам Израиля, хоть и не удалось полностью одолеть врага, но они все же в значительной мере смогли ослабить его, подорвать его мощь.

Вышедшим из Египта евреям понадобилось 40 лет духовной борьбы, чтобы получить возможность войти в Эрец Исраэль. Они 40 лет слушали наставления из уст Моше, двигались вперед и духовно росли. А восхождение в духовном уровне человека — автоматически ведет к закату разрушительных идей и поражению деструктивных сил.

Пройдя через 42 отметки, наши предки дали нам возможность одерживать верх в час беды. Внимательно, вдумчиво и осознанно читая главу о пребывании наших предков в пустыне — человек в значимой степени ослабляет силы нечистоты и создает защиту от них. Причем, важно прочесть обо всех42-х переходах без остановки, не прерываясь.

В некоторых общинах есть обычай читать эту главу накануне Песаха.

Раби Авраам Саба (автор труда «Црор hа-Мор»; Испания, Марокко, Турция, Италия, 1440-1508 гг.) жил в Испании в период, когда был издан жестокий указ об изгнании евреев из страны. Тогда 300 тысяч сынов Израиля вынуждены были бежать заграницу. А тех, что остались, заставили принять христианство. Большинство сделали это только для вида, но за закрытыми дверями своих домов, и за опущенными ставнями — старались соблюдать еврейские заповеди и обычаи.

Инквизиция нещадно охотилась на них, и где-то половину насильно крещенных позднее обвинили в тайном соблюдении законов Торы и сожгли на кострах.

Раби Авраам с другими евреями, со своей женой и детьми бежал в Португалию. Но и в Португалии не удалось надолго осесть. Вскоре, там тоже издали указ, аналогичный испанскому.

Раби Авраам оказался в Италии. Но и там для него не нашлось пристанища. Он продолжил свой путь на север — в Швецию и Норвегию.

В этих скитаниях он изведал лишь горечь лишений и потерь. Его жена умерла, не выдержав тягот пути, а детей похитили. Сам Авраам Саба бежал в Турцию, а оттуда перебрался в Египет. Там он остался в одной рубашке, без средств к существованию. И если бы ни помощь местных евреев, он бы ни выжил.

Немного придя в себя, он написал главный труд своей жизни, книгу Црор hа-Мор — сборник комментариев к недельным главам Торы.

Дойдя до недельной главы Масей, он написал, что обрел утешение, глубоко изучая описание переходов сынов Израиля по пустыне. Ведь если они после стольких скитаний добрались до заветной Эрец Исраэль — значит, и у каждого еврея есть возможность, преодолев все беды и несчастья, достичь избавления...

 

на основе комментария рава Авраама Сабы

(автор труда «Црор hа-Мор»; Испания, Марокко, Турция, Италия, 1440-1508 гг.)

 

 

 

4. Запрет на возвращение в Египет

 

В нашей недельной главе описан подробный маршрут переходов еврейского народа по дороге из Египта в Эрец Исраэль. И мы читаем: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта... И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1-2).

Всевышний, выведя Свой народ из Египта, запретил туда возвращаться. Этот запрет трижды упоминается в Торе. Сначала в книге Шемот — «Точно так, как видели вы Египет сегодня, больше никогда его не увидите» (гл. 14, ст. 13). Потом — дважды в книге Дварим: «Вы более не возвратитесь этим путем» (гл. 17, ст. 16) и «И не возвращает народ в Египет» (там же).

Таким образом, мы видим, что еврею запрещено возвращаться в Египет, находиться там даже короткое время и уж тем более — постоянно жить.

Но у нас, что называется, перед глазами — история Рамбама (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век). Он последние 30 лет своей жизни прожил в Египте.

Как это можно объяснить?

Рамбам родился в испанской Кордове. Его семье пришлось спасаться оттуда, и после нескольких лет скитаний они оказались в марокканском городе Фесе.

Это место славилось прочными традициями еврейской учености. Но тогда оно попало под власть исламских фанатиков. И Рамбаму пришлось выдавать себя за мусульманина. Когда же обман вскрылся, его хотели убить, но в последний момент ему удалось бежать в Эрец Исраэль.

Очень скоро выяснилось, что правление крестоносцев, под властью которых находился в те годы Израиль, делает жизнь евреев невыносимой.

Рамбам оказывается в Египте. Вскоре султан Саладин разбивает крестоносцев. Он впечатляется способностями Рамбама во врачевании и делает его своим личным врачом. После смерти Саладина Рамбам «достается» наследнику престола. Он не в состоянии покинуть Египет — ни явно, ни тайно. Ибо власти предупредили, что на следующий же день после его побега, вся еврейская община будет уничтожена.

Присутствие Рамбама в Египте, кстати сказать, не только стало залогом существования местной еврейской общины, но — и способствовало ее материальному процветанию. Более того. Власти строго следили, чтобы евреи не подвергалась нападкам и гонениям. Никто не препятствовал им, когда они занимались ремеслами и велии финансовую деятельность.

Кроме того, Рамбам активно действовал и в плане духовной защиты местных евреев. Дело в том, что в Египте тогда находились в большом количестве караимы. И они очень старались переманить к себе евреев. Нужно отметить, что поначалу им сопутствовал успех — сотни и даже тысячи евреев примкнули к их секте, оставив Учение отцов. Рамбаму удалось положить этому конец. Своим приездом он вдохнул свежую струю в местную еврейскую жизнь, невероятно укрепив ее.

Внук Рамбама, Давид, рассказывал, что дедушка признавал за собой нарушение запретов Торы о возвращения в Египет. Он даже подписывал письма словами — «ежедневно нарушающий три запрета Торы». Но мы знаем, что он делал это вынуждено, чтобы не подвергать опасности местную еврейскую общину.

Как обстоят дела с запретом на возвращение в Египет в наши дни?

Нужно отметить, что этот запрет имеет силу только в ситуации, когда еврей попадает в Египет с территории Израиля. Если же он постоянно живет в другой стране — ему въезд в Египет не запрещен.

И еще. Моше неспроста отметил каждый пункт, через который проходили сыны Израиля. Именно этим маршрутом (в обратном направлении) запрещено возвращаться в Египет.

 

на основе комментария рава Йосефа Шауля Натанзона

(автор книги «Диврей Шауль», Польша, Украина, 1808-1875 гг.)

 

 

5. Стараться не покидать Израиль

 

Исход сынов Израиля из Египта был подробно задокументирован. В Торе читаем: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта... И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1-2).

В Торе подчеркивается, что все остановки и отправления в поход были «по велению Всевышнего». Но ведь все, что написано в Торе, происходило по велению Всевышнего. Так зачем же здесь особо это подчеркивать?

Обычно, если человек отправляется из Израиля заграницу — там его богобоязненность ослабевает. Потому что на чужбине земля нечиста и воздух (в духовном плане) — не чисты.

Земля Израиля и ее окрестности не случайно изобилуют морями, реками, озерами и природными водными источниками. Дело в том, что, прежде, чем ступить на Землю Израиля, необходимо духовно очиститься, окунувшись в микву.

Заграничная поездка, как правило, сопряжена с понижением духовного уровня человека. Ведь в диаспоре гораздо труднее соблюдать заповеди. Да и соблюдение их там не будет полноценным.

Соблюдение шаббата заграницей сопряжено с определенными трудностями, с необходимостью всяческих послаблений. Уровень кашрута в диаспоре уступает принятым в Израиле стандартам. Поэтому там не редкость употребление нееврейского хлеба и молока. Порой не хватает продуктов, чтобы обеспечить все три субботние трапезы, бывают перебои с кашерным вином и мясом. Далеко не всегда удается найти поблизости микву.

И все это — не считая факта, что дальняя дорога и жизнь вне родных стен очень ослабляют человека физически и духовно. Поэтому, прежде, чем отправляться в длительную заграничную поездку, необходимо все хорошенько взвесить.

О переходах сынов Израиля по пустыне сказано, что они регламентировались «велениями Всевышнего». Отправляясь в походы, евреи шагу не делали без Воли на то Творца.

Сопоставлять каждое свое действие с желанием Всевышнего — очень полезная привычка не только за пределами Эрец Исраэль, но и внутри Израиля.

Если все идет как надо — Всевышний пребывает в общине сынов Израиля. А в этом случае можно рассчитывать на чудеса, подобные тем, что сопровождали евреев во время их переходов по пустыне...

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Ваишлах»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 32, ст. 4 — гл. 36, ст. 43.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему...».

И послал на иврите — ваишлах.

Обсуждение главы Ваишлах

1. Военная хитрость

Евреи за свою историю множество раз подвергались опасности уничтожения. В каждом поколении поднимается враг, мечтающий нас истребить. Мы учимся жить в противостоянии нашим смертельным врагам.

А началось все в ту далекую пору, когда Яаков со своей семьей и пожитками возвращался в отчий дом после долгого отсутствия. Его путь пролегал рядом с землей Сеир — местом, где обитал его брат-близнец Эсав.

Эсав вышел навстречу, прихватив с собой небольшую армию в 400 человек. Услышав об этом Яаков не на шутку встревожился. Он не испытывал иллюзий в отношении чувств своего брата, и поэтому начал тщательно готовиться к встрече.

Важно проследить за этими приготовлениями — наверняка, многое пригодится и нам. Ведь с тех пор, если, что и изменилось, то только не ненависть. Ее Эсав сумел передать своим потомкам в лучшем виде. А то, что Эсав ненавидит Яакова, так это, как говорится в Талмуде — закон (hалаха), не подлежащий сомнению. 

Итак, Яаков делит всех домочадцев на два отряда, вверяя каждому отряду половину своего имущества. И в Торе об этом написано: «Если нападет Эсав на один отряд и разобьет его — другой спасется» (Берешит, гл. 32, ст. 9). 

Каким образом спасется? Успеет убежать, пока Эсав будет громить первый отряд? Или разгромив первый отряд, Эсав остынет, охладит свой гнев и смилуется над вторым? А может, к тому времени подоспеет помощь от Всевышнего?

Эти вопросы помогают оценить опасность ситуации, в которой оказался Яаков.

А Учителя усматривают в этом важное правило. «Никогда не прячьте все свое богатство в одном углу», — наставляют они в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 76).

Но ведь Эсав с четырьмя сотнями своих головорезов представлял опасность не только имуществу Яакова, но в первую очередь — ему самому и всем его близким.

И Яаков был готов к этому, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — И действовал в трех направлениях. Он отправил брату дары — в надежде задобрить супостата. Молился Всевышнему — ибо, от кого спасение — если не от Него. И, наконец — вел военные приготовления.

О дарах Яакова подробно написано в нашей главе. Здесь же воспроизводится и молитва Яакова.

Но в чем состояла суть его военной доктрины?

Об этом читаем в комментарии Рамбана (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.).

Свое разъяснение Рамбан предваряет цитатой из Танаха — «Мудрость лучше боевого оружия» (Коэлет, гл. 9, ст. 18).

Мудрость Яакова — против боевого оружия Эсава и его банды. 

Так как же поступил Яаков? Что сумел он противопоставить своим врагам?

Хорошо вооружившись, люди Яакова, сверху надели белые мирные одежды, полностью скрывавшие под собой оружие.

Мы видим, что в военном плане, Яаков сделал ставку на внезапность. Эту идею взяли на вооружение лучшие полководцы всех времен и народов. Действительно, самые блистательные победы на поле боя одерживали те, кто заставал противника врасплох.

К военным приготовлениям можно отнести и то, что Яаков отдалил один отряд от другого на расстояние дня пешего пути.

Но какой в этом был смысл?

В тексте нашей недельной главы воспроизводятся слова Ривки, матери Яакова и Эсава. «Зачем мне терять вас обоих в один день» (Берешит, гл. 27, ст. 45), — говорит она.

В пророческом видении открылось ей, что ее сыновья умрут в один день. Яаков запомнил сказанное матерью. И построил на этом свой расчет. Теперь, даже если ему будет суждено погибнуть в бою — Эсав недолго будет праздновать победу. Смерть настигнет его до того, как он доберется до второго отряда. А значит, часть семьи Яакова — уцелеет.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль) 

2. Лучшая из молитв

 

Яаков с семьей возвращается в отчий дом, но дорогу ему преграждает его брат Эсав. Как сказано: «И поднял Яаков глаза свои и увидел: и вот Эсав пришел, а с ним четыреста мужей» (Берешит, гл. 33, ст. 1).

Яаков понимает, что Эсав взял с собой «четыреста мужей» не только ради приятной компании. Встреча с Эсавом, безусловно, опасна, и Яаков тщательно готовится к ней. Он выстраивает своих жен и детей в определенном порядке. Как написано: «И поставил он служанок и их детей впереди, а Лею с ее сыновьями — позади, а Рахель и Йосефа — последними» (Берешит, гл. 33, ст. 2). 

Неужели для Яакова одни дети ценнее, дороже других?

Нет, такого мы даже помыслить не можем. Но, тогда, чем вызвана эта расстановка? Как объяснить действия Яакова?

Чтобы разобраться в этом и понять — нам предстоит вернуться к недельной главе Вайера, к Агари и Ишмаэлю.

Мы застали Агарь в тот самый момент, когда у нее закончилась вода, и она оставила сына под «одним из кустов», чтоб не видеть, как умирает ребенок (Берешит, гл. 21, ст. 15-16). Мы застали Агарь за молитвой.

Слово «куст» на иврите — «сиах». И происходит оно от того же корня, что и «сиха» — «беседа».

Это слово, сиха, может еще подразумевать и молитву (беседу с Всевышним). Пример тому — отрывок «И вышел Ицхак помолиться (в оригинале употреблен глагол — ласуах) в поле» (Берешит, гл. 24, ст. 63).

Но вернемся к Агари.

Выражение «один из кустов» (в оригинале — ахад hа-сихим) можно перевести и как — «избранная, лучшая из молитв». 

Так о чем или о ком молилась Агарь? 

В Торе читаем, что Агарь «пошла и села поодаль, на расстоянии выстрела из лука» (Берешит, гл. 21, ст. 16).

Для чего нужны нам эти подробности?

Чтобы мы поняли, что Агарь молилась не о сыне, но — о Шехине (Присутствие Всевышнего в нашем мире). К такой молитве об общем благе Всевышний относится куда благосклоннее, нежели к личным просьбам.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 34) говорится, что молитва, скорее всего, будет принята, если она идет гладко, без запинки. А та, что произносится с ошибками, с оговорками  — будет отвергнута.

Теперь мы в состоянии понять замысел Яакова. Он не зря поставил Рахель последней, позади всех. Ведь он любил ее сильнее всего. Яаков опасался, что рядом с Рахелью он не сможет сохранять самообладание и беспристрастность. В его молитве появятся личные нотки, он начнет путаться и сбиваться. Молитва перестанет быть ровной и гладкой, а, значит — не будет принята. Но рядом со служанками — Яаков был в этом уверен — такого не произойдет. Поэтому их он и поставил впереди.

Яаков разделил всех своих домочадцев на два отряда. И в Торе об этом сказано: «Если Эсав нападет на один из них и поразит его, другой — спасется» (Берешит, гл. 32, ст. 9).

Однако с учетом всего вышесказанного, эту фразу можно перевести и по-другому. Поскольку Рахель находится во втором отряде, а Яаков пребывает с первым — его молитва не будет иметь личной окраски, не будет сбивчивой. Следовательно, Всевышний ее примет. Поэтому победа, благодаря силе молитвы — будет за Яаковом.

«Если Эсав нападет на один отряд, тот поразит его (Эсава), и другой (тот, в котором Рахель) — тоже спасется».

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Мог ли Яаков быть коэном?

В нашей недельной главе рассказывается о том, как ночью на Яакова напал некий незнакомец (Берешит, гл. 22, ст. 25).

В книге Зогар разъясняется, что этим незнакомцем был малах (в условном переводе — «ангел») Самаэль, покровитель Эсава.

Самаэль не смог найти у Яакова ни одного недостатка, ни одного слабого места. Тогда он нанес удар по седалищному нерву, связанному с участком тела, где располагается орган, порождающий в человеке дурное влечение (йецер hа-ра).

В Мидраше (Ялкут Шимони, гл. 132) воспроизводится диалог Самаэля с Творцом.

— Ты изувечил моего коэна (служителя, совершающего приношения в Храме)! — возмутился поступком Самаэля Всевышний.

— Ради его же пользы я сделал это, — возразил Всевышнему Самаэль.

Теперь нам осталось выяснить о какой пользе идет речь?

Эсав считал, что Яаков хитростью отнял у него первородство. Первородство, действительно, вначале, принадлежало Эсаву. Оно давало ему право совершать приношения Всевышнему. 

— Этот злодей желает стать коэном Творца? — в сердцах воскликнул Яаков, — Не бывать этому! 

И вот уже варится чечевичная похлебка. Эсав съел ее, и первородство — презрел, о чем потом сожалел. И не упустил своего шанса отомстить. Четыреста отпетых злодеев и Эсав во главе — сейчас Яаков ответит за все!..

Но что это? После схватки с малахом Яаков хромает. 

— Ущербный коэн, коэн с изъяном, — злорадствует Эсав. И гнев его улетучивается. Ведь будучи хромым, Яаков не может служить. А значит, он теперь ничем не лучше Эсава.

«И побежал Эсав ему навстречу, — читаем в нашей недельной главе, — и обнял его, и бросился на шею ему, и целовал его» (Берешит, гл. 33, ст. 4).

Далее написано: «И пришел Яаков невредимым в город Шхем» (Берешит, гл. 33, ст. 18).

Невредимым телесно, — уточняет в своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Яаков исцелился от хромоты. Следовательно, теперь ничто не помешает ему быть коэном. Поэтому — «и соорудил он там мизбеах (в условном переводе — «жертвенник»)» (там же, ст. 20). И стал служить Всевышнему. 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

4. Когда наступает время петь?

 

Яаков переправил через реку свою семью и имущество. Но как только он остался один, тут же на него нападает малах (в условном переводе — «ангел»), покровитель Эсава. Только этот малах не смог победить Яакова в борьбе. Более того, ему самому пришлось просить пощады. Как написано: «И сказал он (малах): отпусти меня, ибо взошла заря» (Берешит, гл. 32, ст. 27). 

Эта схватка, — отмечает Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — происходила за пределами Эрец Исраэль (Земли Израиля). И победа Яакова открыла перед его потомками возможность, даже находясь в галуте (изгнании) — противостоять всяческим искушениям и соблазнам и всевозможным проискам и уловкам йецер hа-ра (дурного начала).

В этом сыны Израиля превосходят малахим (множественное число от слова малах), которые по мере удаления от Источника — теряют силы.

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на связь между капитуляцией малаха и зарей. 

— Настал мой черед воспеть песнь Всевышнему. Так объясняет малах необходимость признать свое поражение.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 78) уточняется, что этот малах — никогда прежде не пел. И сейчас ему предстоит воспеть Всевышнего — впервые за все время своего существования.

Но почему именно сейчас?

До сих пор ни разу не пел, а тут вдруг почувствовал в этом острую необходимость? Голос прорезался?

У каждого народа, у каждой нации есть свой малах-покровитель. Его еще называют — сар. Порой эти сарим (множественное число от слова сар) — поют.

Но когда именно и по какой причине?

Когда их народы делают добро еврейскому народу.

Итак, народ обитает в своей стране, на своей земле, в нашем нижнем мире. Его сар занимает свою позицию наверху, в духовных мирах. Сар посылает духовные силы своему народу. Тот их тратит по своему усмотрению — с пользой или впустую. Но если хотя бы часть этих духовных сил идет на взаимодействие с сынами Израиля, на помощь им — это вызывает наверху небывалый отклик. И сар отличившегося народа получает громадный духовный потенциал и, как следствие — возможность петь. И не только возможность, но и — потребность.

Когда Эсав впервые в жизни обнял и поцеловал своего брата, в неуклюжей попытке проявить абсолютно несвойственную ему теплоту и заботу — его сар наверху, также впервые получил возможность воспеть Творца. И не просто возможность, но — появилась в этом у него насущная потребность. Так пришло время его песни.

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

 

5. Влияет ли исцеление на число заповедей?

 

Написано в нашей недельной главе: «И пришел Яаков цельным в город Шхем» (Берешит, гл. 33, ст. 18).

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 33) разъясняется, что под цельностью имеется в виду и физическое здоровье. Яаков исцелился от хромоты. А, кроме того, Яаков ничего не забыл, не растерял свои знания в Торе. И имущество его осталось в целости и сохранности, и не убавилось, несмотря на то, что Яаков преподнес Эсаву дары.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 11) сказано, что Яаков установил в Шхеме субботний тхум (максимальное расстояние, на которое можно отдаляться от города в шаббат).

Между исцелением Яакова и установлением им субботнего тхума есть определенная связь. В чем же она состоит?

Максимальное расстояние, на которое можно выйти за пределы города в шаббат — 2 тысячи локтей, что соответствует в среднем — двум тысячам шагов.

Понятно, что все время, пока Яаков хромал, он не мог правильно отмерить это расстояние. Выходит установление субботнего тхума в Шхеме, стало следствием его исцеления от хромоты.

Существует ли связь между физической цельностью Яакова и цельностью его знаний в Торе?

Яаков, как известно, стал хромать после ночного поединка с малахом (в условном переводе — «ангел») Эсава. Этот малах в бессильной злобе повредил Яакову седалищный нерв. В память об этом потомкам Яакова запрещено есть «гид hа-наше» — сухожилие в бедренном суставе животного (Берешит, гл. 32, ст. 33). Этот запрет входит в число запретительных заповедей Торы. 

Придя в Шхем, Яаков исцелился от хромоты. Так может и запрет на употребление в пищу «гид hа-наше» перестал действовать? Яаков же уже не хромает.

Но говорится в Талмуде, что Яаков, обретя физическую цельность, вместе с тем, сохранил цельность Торы, не утратив ни одной заповеди. Поэтому «гид hа-наше» — под запретом и по сей день.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Зачем Мордехай предотвратил заговор против Ахашвероша?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля