ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

11.12.2024, 10 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

New Page 3

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...». (гл. 33, ст. 1). На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

31.07.05

Итак, в нашей недельной главе, завершающей книгу Бамидбар, подводится некий итог и говорится об этапах «продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта», очерчиваются границы Эрец Исраэль (подробнее об этом см. на сайте обзор недельной главы Масей, первый годовой цикл обсуждения), рассказывается, какие земельные наделы получили колена Израиля.

В Торе читаем: «И сказал Моше сынам Израиля — вот земля, которую получите в удел по жребию, которую повелел Всевышний отдать девяти коленам и еще половине колена. Ибо взяли колена Реувена и Гада и половина колена Менаше по родовому дому своему… И получили надел свой… за Иорданом…» (Бамидбар, гл. 34, ст. 13-15).

Тут мы снова встречаемся с теми же «персонажами» — Реувеном и Гадом, необычное поведение которых анализировалось в обзоре предыдущей недельной главы (см. на сайте обзор недельный главы Матот, пятый годовой цикл). Только теперь удовлетворение их просьбы рассматривается как данность. Более того — как часть общего Плана Творца по заселению Эрец Исраэль. Как же так?

Чтобы это понять вернемся немного назад и рассмотрим историю Гада и Реувена под совершенно иным углом зрения.

Многие комментаторы, анализируя эту историю, обращают внимание на то, что в процессе переговоров братьев с Моше обсуждается в основном одна тема: помогут ли колена Реувена и Гада своим братьям, получив разрешение на освоение земель Заиорданья (Транс-Иордания), завоевать Эрец Исраэль. Но нет и речи о том, обоснуются колена Реувена и Гада в Транс-Иордании или со временем придут в Эрец Исраэль. Ведь Транс-Иордания — за пределами Земли Израиля, обещанной Всевышним еврейскому народу. И, тем не менее, Моше и старейшины дают свое согласие.

Здесь возникает множество вопросов. Ведь именно заселение Эрец Исраэль — цель и смысл Исхода из Египта. Сама по себе просьба Реувена и Гада равносильна тому, как если бы два колена, оказав помощь в завоевании Земли Обетованной, решили вернуться в Египет. Разве народу Израиля не была дана заповедь — заселить Эрец Исраэль? Как могли люди такого высокого духовного уровня, как поколение Пустыни, решиться на столь неадекватную замену, добровольно лишить себя огромного потенциала духовности — взамен на хорошие условия для домашнего скота? Почему Моше и старейшины поддержали идею, не попытавшись переубедить их и доказать, что их решение ошибочно? Почему они дали согласие, не «посоветовавшись» с Творцом?

Достаточно подробно эту тему рассматривает рав Элиягу Десслер (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века). И мы, изложив суть открытой им грани Истины, попытаемся понять, какое практическое применение имеет его позиция в наши дни.

В Танахе сказано: «…Каждого, названного именем Моим; и во славу Мою сотворил Я его, создал Я его и сделал Я его» (книга пророка Иешаягу, гл. 43, ст. 7).

Пророк Иешаягу говорит нам в этом отрывке от имени Всевышнего, что все во вселенной существует благодаря тому, что может быть использовано для прославления Имени Творца. Когда человек, выражая свою свободную волю, использует нечто — будь то земля, еда, растения, минералы и т. д., чтобы усилить и укрепить свое осознание Всевышнего, это оправдывает и обосновывает создание этого предмета. Присутствие Творца в этом мире проявляется и раскрывается во всем, что создано Им.

Наша традиция называет этот потенциал, содержащийся во всем созданном Всевышним — «искрой Творца». Все, что есть во вселенной, поддерживает свое существование за счет энергии, содержащейся в этой «искре раскрытия», которая заложена внутри каждого объекта нашего мира. Когда человек использует свой интеллект для того, чтобы раскрыть Божественное, спрятанное в недрах созданного Всевышним предмета, «искра» реализует свой потенциал…

01.08.05

Во вселенной существует зло. И если зло захватывает «искру Творца», она как будто бы попадает в западню. Если человек борется с соблазнами, используя свободу выбора, которая дана ему Всевышним, чтобы противостоять злу — «искра» освобождается. Зло, утратив «искру Творца», теряет энергию, необходимую ему для его существования. И превращается в пустую оболочку. А сам факт, что зло уже не имеет силы, освящает Имя Всевышнего.

Наша традиция объясняет, что освобожденная из плена зла «искра Творца» переходит в душу человека, который своим волевым решением освободил ее из заточения.

Слово «тов» (в буквальном переводе — «хороший»), неоднократно использованное в книге Берешит в описании процесса создания вселенной, имеет и другое значение — «бесконечный», — писал Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.). — Если «искра Творца» попадает в естественное для нее вместилище, она никогда не умирает и, соответственно, обеспечивает вечное существование и месту своего пребывания.

Искры Творца — те самые точки, в которых раскрывается Свет, исходящий от Всевышнего. Возможность воспринимать этот Свет и есть — жизнь.

Каждому еврею полагается иметь определенное число таких искр, которые он должен собрать из окружающего мира. Это количество «исчисляется» его духовной силой, «объемом» его души (нешамы — см. на сайте обзор недельной главы Ахарей Мот, третий годовой цикл обсуждения). То есть человек может получить столько искр, сколько может вместить его нешама. Если человеку в течение его жизни удается собрать то количество искр Творца, которое ему предназначалось, его нешама обретает вечную жизнь. Его душа будет жить вечно, потому что вместилище искры по определению не может умереть.

Таланты, власть, материальные блага, которыми в той или иной степени обладает каждый человек, даются ему, чтобы он мог решить свою особую задачу — собрать нужное число искр Творца. Если он достиг цели, его душа обретает вечную жизнь.

Не каждому удается собрать искры, размещенные во вселенной специально для него. Такая неудача, как правило, объясняется тем, что люди поддаются собственным дурным наклонностям. Беда в том, что тем самым человек вредит не только себе. Ибо так и не собранные им искры Творца попадают в плен зла. И, не желая пребывать в вечном заточении — гибнут. Когда это происходит, нешама, смысл существования которой состоял в освобождении божественных искр — тоже гибнет.

Теперь вернемся к истории о Гаде и Реувене, которые сделали столь «странный» выбор и пожелали остаться в Заиорданье. И рассмотрим ее с позиций концепции, суть которой мы только что обсудили.

Но для начала нам нужно понять, каков правильный порядок жизненных приоритетов…

02.08.05

Поколение Пустыни, как мы уже говорили, называют — мудрым (на иврите — деа). Однако на иврите слово «мудрый» выражается и тремя терминами — хохма, бина и даат.

Слово хохма, скорее, имеет отношение к информации, которая составляет основу любого знания и мудрости. Бина — это мудрость анализа, мудрость правильного применения информации, обретенной в результате анализа. Даат – это мудрость в умении дать верную оценку, мудрость правильного определения ценности и важности полученной информации (в данной статье излагается одна из возможностей объяснения понятий хохма, бина и даат; чаще раскрывают другие аспекты в понимании этих терминов — прим. ред).

Проиллюстрируем это на примере теории Альберта Эйнштейна. Его гениальное открытие заключалось в том, что вещество — не что иное, как форма энергии. Информация, открытая им — функция хохмы. Правильно понятая и с умом примененная эта информация сделала возможным получить энергию из атомов с дальнейшим ее использованием для производства водородных бомб и получения электроэнергии. Эта стадия потребовала для своей реализации — мудрости в плоскости бины. Затем нужно было принять решение: сколько человеческих и других ресурсов понадобится для использования данной информации. Это решение потребовало приложения мудрости в плоскости даат.

Следует отметить, что хохма и бина теории вероятности не создавала проблем. Но по поводу даат в вопросах, связанных с теорией Эйнштейна, дискуссии ведутся и по сей день.

Поколение Пустыни было названо поколением дэа, потому что все представители этого поколения посвятили свои жизни установлению связи с Творцом. Да, и они, как мы читали в Торе, совершали ошибки. Но — не в сфере неправильного использования времени и ресурсов. Так было до момента, когда еврейский народ вошел в Эрец Исраэль.

В еврейских источниках, в Танахе — в частности, такая ошибка упоминается в описании осады города Иерихо: «И было, когда подошел Иегошуа к Иерихо, поднял он глаза и увидел— вот стоит пред ним человек, и меч обнаженный в руке его. И подошел Иегошуа к нему, и сказал: наш ли ты или из неприятелей наших? И сказал он: нет, я предводитель воинства Всевышнего; теперь пришел я» (книга Иегошуа, гл. 5, ст. 13-14).

Это малах (некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в некоторых переводах — «ангел») стоял с обнаженным мечом, чтобы наказать Иегошуа, — объясняет Талмуд (трактат Мегила, лист 3). — Он появился на рассвете. Потому что народ Израиля должен был накануне с наступлением темноты принести вечернее приношение. На этот период прекращаются активные военные действия, связанные с осадой Иерихо, и нет непосредственной опасности для жизни людей, что могло бы оправдать тот факт, что в еврейском стане перенесли исполнение заповеди приношения на более позднее время. Вечернее приношение надо было осуществить с наступлением сумерек, а ночью люди должны были заниматься изучением Торы.

Иегошуа спросил малаха, в чем ошибка его. «Теперь пришел я», — ответил малах. И это означает, что его приход связан с тем, что время, отведенное на изучения Торы, было потрачено не по назначению.

Талмуд подчеркивает, что в шкале приоритетов изучение Торы занимает более высокое место даже по сравнению с реализацией приношений.

Что наша традиция называет неправильным использованием времени?

Это — излишняя концентрация на объектах материального мира, — говорят наши Учителя. Мы называем поколение Пустыни — мудрым (поколением дэа), потому что евреи того поколения, выстраивая шкалу приоритетов, никогда не ошиблись. Они всегда точно направляли свою энергию и разумно тратили свои ресурсы. В области деа они достигли совершенства — такого, конечно же, которое доступно человеку…

03.08.05

Моше и старейшины Израиля без сомнений удовлетворили просьбу Гада и Реувена, потому что их решение остаться в Заиорданье свидетельствовало, что принято оно на основе верной расстановки «объектов» в шкале приоритетов и — в полном соответствии с мудростью дэа. В самом деле. Эти два колена знали, что скотоводство — дело, которое они получили по «распоряжению» Всевышнего. А потому их задача — прославлять Имя Творца в этом мире — связана именно с этим видом деятельности. Они должны были собрать божественные искры, выращивая овец. Поэтому они изначально «не принадлежали» Эрец Исраэль, где овец не разводили (в Эрец Исраэль не принято было держать мелкий рогатый скот, овец и коз — из уважения к сельскохозяйственному труду ее населения). Тем более, что овцы и козы часто портят посевы. Вот и разводили этих животных на пустынных землях — достаточно далеко от полей и садов (Талмуд, трактат Бава Кама, лист 79).

В нашем сознании разведение мелкого рогатого скота ассоциируется с отсталостью и бедностью, но в древнем мире это было иначе.

Из Талмуда, со слов раби Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, 3-й век) мы узнаем, человек, желая разбогатеть, должен был заняться разведением овец (трактат Хуллин, лист 84). Почему в Торе стадо овец названо — аштерот цон (Дварим, гл. 7, ст. 13)? — спрашивает здесь же рав Хисда (один из крупнейших Учителей Талмуда в третьем поколении; Вавилон, 3-й век). И отвечает: потому что овцы могут принести своему хозяину богатство. К такому выводу приходит рав Хисда, проведя анализ слова аштерот, которое в переводе означает — «стадо» и ассоциируется с богатством.

Однако богатство потенциально содержит в себе дурную склонность — к воровству. И тут возникает проблема духовного характера. Искра Творца может «поселиться» в душе скотовода лишь при условии, что он будет абсолютно честным человеком. Богатство, нажитое без тени алчности и скупости и исключительно честным путем, прославляет Имя Всевышнего.

Самая первая проблема, которая возникла в семье Авраама, была связана с воровством и овцами. В Торе читаем: «И был спор между пастухами скота Авраама и пастухами скота Лота. И кенаанеи и перизеи жили тогда в той земле» (Берешит, гл. 13, ст. 7).

Пастухи Авраама не позволяли своему скоту пастись на полях, принадлежавших другим людям, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя этот отрывок, — а пастухи Лота делали это, не задумываясь над тем, что посягают на чужую собственность. Пастухи Авраама упрекали их в воровстве. Однако пастухи Лота оправдывали свое поведение тем, что Всевышний обещал эту землю Аврааму, а Лот — его единственный наследник (в то время так оно и было).

В Торе мы находим такое объяснение: хотя Всевышний и обещал отдать эту Землю Аврааму и его потомкам, но к тому времени это обещание еще не было выполнено; поэтому и кенаанеи и перизеи, жившие на этой земле, все еще были ее хозяевами.

Овцы в основном составляли богатство Яакова, и взволнованная речь Яакова в ответ на то, что Лаван обвинил его в краже (Берешит гл. 31, ст. 38-42) — еще одно свидетельство существования связи между воровством и овцами.

Так же, как работодатель стремится прибрать к рукам, — уточняет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — придержать заработок своего работника, также и работник не прочь делать перерывы на «несколько минут» — пока целый день не пропадет впустую. Работник обязан продуктивно работать то время, за которое ему платят. Недаром Учителя запретили наемным работникам в рабочее время читать благословение на хлеб — из опасения, что это надолго оторвет людей от выполнения их трудовых обязанностей.

Работник должен работать, прилагая к выполнению обязательств перед хозяином максимальные усилия. Об этом говорит Яаков, обращаясь к Лее и Рахели: «Вы же знаете, что я всею силою своею служил отцу вашему» (Берешит, гл. 31, ст. 6). Поэтому он и получил благословение еще в этом мире. Ибо сказано: «И разбогател этот человек (Яаков) очень-очень; и было у него множество мелкого скота и рабынь и рабов, и верблюдов и ослов». (Берешит, гл. 3, ст. 43). На самом же деле истинное богатство Яакова состояло из божественных искр, собранных им, когда он честно и преданно трудился на Лавана.

Таким образом, овцы, являясь источником большого богатства в древнем мире, являлись также и символом воровства. Овцы, — сообщает Талмуд (трактат Бава Кама, лист 80), — «вооруженные грабители, оружие которых зубы, чувство голода и инстинкт, побуждающий их забредать повсюду». Их невозможно ограничить, невозможно не пустить на чужое поле, чтобы не объедали они принадлежащие другим людям поля и сады. Поэтому и запретили разводить овец и коз в Эрец Исраэль

04.08.05

Колена Гада и Реувена были наделены всеми качествами, необходимыми для овцеводства. Они никогда не опускались до краж, чтобы сделать свой бизнес еще более прибыльным. Поэтому они, занимаясь своим делом, собрали все искры Творца, которые им предназначались, и тем самым реализовали свои жизненные задачи. Богатство Гада и Реувена прославляло Имя Всевышнего. И, если бы они вошли в Эрец Исраэль вместе с другими коленами, они должны были бы избавится от всего поголовья скота.

С другой стороны, земли Заиорданья были для занятия скотоводством — идеальными. Всевышний как будто бы специально создал эту территорию, чтобы на ней честным путем приумножать богатство. Оба колена — и Гада и Реувена — умели собирать искры Творца и ощущали, что эту землю Всевышний выделил для них. Моше и старейшины полностью с ними согласились. Поэтому мы и не встречаем в Торе осуждение их решения.

Слово даат имеет на иврите и еще одну коннотацию (о других — см. выше). Когда Адам познал Хаву (см. на сайте ответ «Что означает — «Адам познал Хаву?»), Тора для описания этого события использует производное от слова даат: «И Адам познал (йада) Хаву, жену свою и она зачала, и родила Каина» (Берешит, гл. 4, ст. 1). Древо Познания Добра и Зла также названо в оригинале на иврите — «эц даат» (Берешит, гл. 2, ст. 9).

Понимание, какой должна быть шкала приоритетов позволяет человеку сформировать связь с Творцом мира. Человек тратит свою жизненную силу, свои таланты, свою энергию и ресурсы на то, что, по его мнению, важно для выживания и жизненного благополучия. Он связывает себя с этими сферами деятельности узами, которые эквивалентны по интенсивности его жизненной силе.

В молитве Шмоне Эсре мы произносим такие слова: «Ты даруешь человеку разум и обучаешь его пониманию...». Связь с Творцом — самая главная потребность еврея, объясняет Маѓараль (раби Иегуда Лива; один из величайших комментаторов Торы и Талмуда, автор многих основополагающих мировоззренческих книг, главный раввин Праги — Чехия; 16-й век). — Эта связь — сама жизнь, ибо сказано: «А вы, прилепившиеся ко Всевышнему вашему, живы вы все ныне» (Дварим, гл. 4, ст. 4). Но такая связь инициирована не нами, но — Всевышним. Человеческий интеллект не в состоянии достичь такого уровня мудрости, чтобы создать эту связь, первоначальное установление которой должно придти от благосклонности Творца.

Связь с Всевышним — апогей наших молитв. Мы просим Его, чтобы Он установил ее в самом первом благословении Шмоне Эсре. Эта связь осуществляется через собранные нами искры Творца. Если мы собираем эти искры в соответствие с законами Торы, — подчеркивает рав Элиягу Десслер, — мы, тем самым, выполняем свою жизненную задачу. Пока эта задача остается самым высоким нашим жизненным приоритетом среди всего прочего, мы в состоянии обрести наш потенциальный уровень даат. Но даат — это наша связь с Творцом. Поэтому такой выбор автоматически до максимума увеличивает наш потенциал установления контакта с Ним.

Цель заселения Эрец Исраэль — в том, что здесь нам намного легче контактировать с Всевышним, чем где бы то ни было в мире. В Мишне (трактат Келим, гл. 1) сказано: «В мире существует десять уровней концентрации духовной энергии; Земля Израиля — место, где уровень духовности гораздо выше, чем в других странах».

Если некто предпочитает остаться в стране изгнания потому, что там он больше зарабатывает и в состоянии обеспечить себе и своей семье более высокий жизненный уровень (в материальном смысле), это означает, что в его шкале приоритетов даат (мудрость) Торы оказалась ниже материального благополучия.

Отказываясь жить в Израиле, человек лишает себя возможности осуществить свою жизненную задачу. Ведь все предназначенные ему искры — здесь, в Эрец Исраэль. Напрасно он будет искать их в других землях. И только в Эрец Исраэль он мог бы осуществить более интенсивную, более сильную связь со Всевышним…

Автор текста раввин Носон Вайс

Иерусалим


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Пытаюсь стать лучше, а получается еще хуже…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля