Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
ГЛАВА «МАСЕЙ»
Место в Торе:
Бамидбар,
гл. 33, ст. 1 — конец книги
Почему она так
называется?
По первой фразе, где сказано: «Вот
этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).
На иврите «этапы продвижения» —
масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов
Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.
Обсуждение главы
Масей
1. Чудеса в облаках
Нашу недельную главу открывают
слова: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (Бамидбар,
гл. 33, ст. 1).
Во время своих странствий по
пустыне сыны Израиля удостоились множества чудес. Таких, как облачный столп и
столп огня. Об этом читаем: «А Всевышний шел пред ними, днем в облачном столпе,
чтобы направлять их в пути, а ночью — в огненном столпе, чтобы светить им, чтобы
они могли идти днем и ночью» (Шемот, гл. 13, ст. 21).
Когда нужно было сделать перерыв
в движении, облачный столп останавливался и опускался. И сразу начинали
разбивать лагерь. Потом можно было отдохнуть.
Но вот, наступало время снова
отправиться в путь. Тогда облака поднимались ввысь. Тут же сыны Израиля начинали
сворачивать шатры, собирать и укладывать пожитки, навьючивать ослов. И когда
последний из них заканчивал с погрузкой своих вещей, облака устремлялись вперед,
и весь народ шел вслед за ними.
Облака, кроме прочего, следили
за одеждой и обувью евреев в пустыне. Как сказано: «Платье твое не ветшало на
тебе, и нога твоя не опухала вот уже 40 лет» (Дварим, гл. 8, ст.
4).
У евреев, которые родились в
Египте, была обувь, в которой они вышли оттуда. Чинить ее или изготавливать
новую — не было необходимости. Их сандалии не изнашивались, и если надо было —
увеличивались в размере. Так продолжалось до самого вхождения в Эрец Исраэль.
Как сказано: «И обувь не ветшала на твоей ноге» (Дварим, гл. 29,
ст. 4).
Однако в пустыне рождались дети.
И поскольку сапожников там не было, они, подрастая, оставались без обуви и
ходили босыми. Обычно от такой ходьбы ноги распухают и образуются мозоли. Но за
40 лет ничего подобного не происходило. Об этом в Торе прямо написано: «И нога
твоя не опухала вот уже 40 лет» (там же).
В Танахе есть интересный,
связанный с этим отрывок. В нем читаем: «И будет: в каждое новомесячье (на
иврите — рош ходеш) и в каждую субботу приходить будет всякая плоть,
чтобы преклониться предо Мной, – сказал Всевышний» (книга пророка Йешаягу,
гл. 66, ст. 23).
Но разве Иерусалим может
вместить «всякую плоть»?
В будущем, Иерусалим
разрастется, как сказано в Мидраше Псикта Рабати, до размеров
Эрец Исраэль. И евреи со всего мира в шаббат и в рош ходеш
будут собираться в Иерусалиме.
Но как? Ведь в субботу запрещено
ездить и летать.
Запрещено летать самолетом, а на
облаках летать разрешается. В будущем евреев со всего мира в Иерусалимский Храм
будут доставлять облака...
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль,
наше время)
2. Когда скрыто преступление — скрыто и избавление
Написано в нашей недельной главе:
«Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (Бамидбар,
гл. 33, ст. 1).
Переходы по пустыне, открывшие
начальный этап еврейской истории, оказались знамением времени на многие
последующие периоды. 40 лет в пустыне были серьезным испытанием, они закалили
народ и подготовили его к бедствиям и несчастьям, которые обрушатся на него в
будущем.
После возвращения в Эрец
Исраэль началась оседлая жизнь. Но спокойные годы были подточены злодеяниями
и преступлениями.
Земля Израиля — не
географическое понятие, не точка на карте. Она наделена особой духовностью —
только соблюдая заповеди Всевышнего на ней можно жить. А за нарушения она
исторгает своих жителей.
Когда чаша терпения
переполнилась, был разрушен Храм — сыны Израиля с насиженных мест отправились в
изгнание. Впрочем, срок его окончания был известен заранее. По истечении его,
евреи возвратились на свою родину и отстроили Второй Храм.
В Талмуде (трактат Йома,
лист 9) сказано, что в ситуации, когда не пытаются скрыть преступление — открыто
и наказание. То есть — сроки его. А значит, известно и время избавления.
Когда же преступление тщательно
скрывают — то и длительность наказания нельзя узнать, и никто не ведает, когда
закончится галут (изгнание) и наступит геула (освобождение).
Преступления евреев во времена
Первого Храма были на поверхности — идолопоклонство, разврат и убийства. Люди
отдавали себе отчет в том, что сделали, и особо ничего не пытались скрывать.
Поэтому и продолжительность наказания четко была обозначена пророком — «Так
сказал Всевышний: когда исполнится 70 лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню
для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Танах, книга пророка
Йермиягу, гл. 29, ст. 10).
Итак, на месте Первого Храма был
возведен Второй Храм. Но со временем евреи снова стали совершать преступления.
На этот раз это была беспричинная ненависть. Она спрятана глубоко в сердце, и на
поверку — ее не так просто распознать. Как сказано: «Язык их — стрела
заостренная, говорит коварно. Устами своими мирно говорят с ближним своим, а в
сердце готовят ему засаду» (книга пророка Йермиягу, гл. 9, ст. 7).
Внешне все выглядело
благопристойно. Люди вежливо здоровались, поздравляли друг друга, желали добра,
благодарили, улыбались... А в глубине души — проклинали.
Обычно ненависть не торопятся
показывать, предпочитают, чтобы она была невидна. Поэтому, сроки галута,
наступившего в качестве наказания — скрыты от нас. И никто не знает, когда
именно завершится изгнание и придет избавление.
Единственное, что известно
абсолютно точно, так это то, что от ненависти необходимо избавиться. Без этого
геула — не наступит.
на основе комментария рава Бенциона Муцафи
(Израиль, наше время)
3. Источник бед — в
пустыне
Написано в нашей недельной
главе: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (Бамидбар,
гл. 33, ст. 1).
Пребывание сынов Израиля в
пустыне растянулось на долгие 40 лет. Это было связано с тем, что там находился
источник духовной нечистоты.
Впрочем, и сейчас он на том же
месте. Евреи вели с ним длительную духовную войну, исправляли то, что можно было
наладить.
На этой войне обе стороны несли
потери. Сынам Израиля, хоть и не удалось полностью одолеть врага, но они все же
в значительной мере смогли ослабить его, подорвать его мощь.
Вышедшим из Египта евреям
понадобилось 40 лет духовной борьбы, чтобы получить возможность войти в Эрец
Исраэль. Они 40 лет слушали наставления из уст Моше, двигались вперед и
духовно росли. А восхождение в духовном уровне человека — автоматически ведет к
закату разрушительных идей и поражению деструктивных сил.
Пройдя через 42 отметки, наши
предки дали нам возможность одерживать верх в час беды. Внимательно, вдумчиво и
осознанно читая главу о пребывании наших предков в пустыне — человек в значимой
степени ослабляет силы нечистоты и создает защиту от них. Причем, важно прочесть
обо всех42-х переходах без остановки, не прерываясь.
В некоторых общинах есть обычай
читать эту главу накануне Песаха.
Раби Авраам Саба
(автор труда «Црор
hа-Мор»;
Испания, Марокко, Турция, Италия, 1440-1508 гг.) жил в Испании в период, когда
был издан жестокий указ об изгнании евреев из страны. Тогда 300 тысяч сынов
Израиля вынуждены были бежать заграницу. А тех, что остались, заставили принять
христианство. Большинство сделали это только для вида, но за закрытыми дверями
своих домов, и за опущенными ставнями — старались соблюдать еврейские заповеди и
обычаи.
Инквизиция нещадно охотилась на
них, и где-то половину насильно крещенных позднее обвинили в тайном соблюдении
законов Торы и сожгли на кострах.
Раби Авраам с другими евреями,
со своей женой и детьми бежал в Португалию. Но и в Португалии не удалось надолго
осесть. Вскоре, там тоже издали указ, аналогичный испанскому.
Раби Авраам оказался в Италии.
Но и там для него не нашлось пристанища. Он продолжил свой путь на север — в
Швецию и Норвегию.
В этих скитаниях он изведал лишь
горечь лишений и потерь. Его жена умерла, не выдержав тягот пути, а детей
похитили. Сам Авраам Саба бежал в Турцию, а оттуда перебрался в Египет. Там он
остался в одной рубашке, без средств к существованию. И если бы ни помощь
местных евреев, он бы ни выжил.
Немного придя в себя, он написал
главный труд своей жизни, книгу Црор
hа-Мор
— сборник комментариев к недельным главам Торы.
Дойдя до недельной главы
Масей, он написал, что обрел утешение, глубоко изучая описание переходов
сынов Израиля по пустыне. Ведь если они после стольких скитаний добрались до
заветной Эрец Исраэль — значит, и у каждого еврея есть возможность,
преодолев все беды и несчастья, достичь избавления...
на основе комментария рава Авраама Сабы
(автор труда «Црор
hа-Мор»;
Испания, Марокко, Турция, Италия, 1440-1508 гг.)
4. Запрет на
возвращение в Египет
В нашей недельной главе описан
подробный маршрут переходов еврейского народа по дороге из Египта в Эрец
Исраэль. И мы читаем: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из
Египта... И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по
велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1-2).
Всевышний, выведя Свой народ из
Египта, запретил туда возвращаться. Этот запрет трижды упоминается в Торе.
Сначала в книге Шемот — «Точно так, как видели вы Египет сегодня,
больше никогда его не увидите» (гл. 14, ст. 13). Потом — дважды в книге
Дварим: «Вы более не возвратитесь этим путем» (гл. 17, ст. 16) и «И не
возвращает народ в Египет» (там же).
Таким образом, мы видим, что
еврею запрещено возвращаться в Египет, находиться там даже короткое время и уж
тем более — постоянно жить.
Но у нас, что называется, перед
глазами — история Рамбама (раби Моше бен Маймон, великий Учитель,
комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ
Тора; Испания – Египет, 12 век). Он последние 30 лет своей жизни прожил
в Египте.
Как это можно
объяснить?
Рамбам родился в испанской
Кордове. Его семье пришлось спасаться оттуда, и после нескольких лет скитаний
они оказались в марокканском городе Фесе.
Это место славилось прочными
традициями еврейской учености. Но тогда оно попало под власть исламских
фанатиков. И Рамбаму пришлось выдавать себя за мусульманина. Когда же обман
вскрылся, его хотели убить, но в последний момент ему удалось бежать в Эрец
Исраэль.
Очень скоро выяснилось, что
правление крестоносцев, под властью которых находился в те годы Израиль, делает
жизнь евреев невыносимой.
Рамбам оказывается в Египте.
Вскоре султан Саладин разбивает крестоносцев. Он впечатляется способностями
Рамбама во врачевании и делает его своим личным врачом. После смерти Саладина
Рамбам «достается» наследнику престола. Он не в состоянии покинуть Египет — ни
явно, ни тайно. Ибо власти предупредили, что на следующий же день после его
побега, вся еврейская община будет уничтожена.
Присутствие Рамбама в Египте,
кстати сказать, не только стало залогом существования местной еврейской общины,
но — и способствовало ее материальному процветанию. Более того. Власти строго
следили, чтобы евреи не подвергалась нападкам и гонениям. Никто не препятствовал
им, когда они занимались ремеслами и велии финансовую деятельность.
Кроме того, Рамбам активно
действовал и в плане духовной защиты местных евреев. Дело в том, что в Египте
тогда находились в большом количестве караимы. И они очень старались переманить
к себе евреев. Нужно отметить, что поначалу им сопутствовал успех — сотни и даже
тысячи евреев примкнули к их секте, оставив Учение отцов. Рамбаму удалось
положить этому конец. Своим приездом он вдохнул свежую струю в местную еврейскую
жизнь, невероятно укрепив ее.
Внук Рамбама, Давид,
рассказывал, что дедушка признавал за собой нарушение запретов Торы о
возвращения в Египет. Он даже подписывал письма словами — «ежедневно нарушающий
три запрета Торы». Но мы знаем, что он делал это вынуждено, чтобы не подвергать
опасности местную еврейскую общину.
Как обстоят дела с запретом на
возвращение в Египет в наши дни?
Нужно отметить, что этот запрет
имеет силу только в ситуации, когда еврей попадает в Египет с территории
Израиля. Если же он постоянно живет в другой стране — ему въезд в Египет не
запрещен.
И еще. Моше неспроста отметил
каждый пункт, через который проходили сыны Израиля. Именно этим маршрутом (в
обратном направлении) запрещено возвращаться в Египет.
на основе комментария рава Йосефа Шауля Натанзона
(автор книги «Диврей Шауль», Польша, Украина, 1808-1875 гг.)
5. Стараться не
покидать Израиль
Исход сынов Израиля из Египта
был подробно задокументирован. В Торе читаем: «Вот этапы продвижения сынов
Израиля после Исхода из Египта... И Моше записал названия мест, из которых они
отправлялись в походы по велению Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33,
ст. 1-2).
В Торе подчеркивается, что все
остановки и отправления в поход были «по велению Всевышнего». Но ведь все, что
написано в Торе, происходило по велению Всевышнего. Так зачем же здесь особо это
подчеркивать?
Обычно, если человек
отправляется из Израиля заграницу — там его богобоязненность ослабевает. Потому
что на чужбине земля нечиста и воздух (в духовном плане) — не чисты.
Земля Израиля и ее окрестности
не случайно изобилуют морями, реками, озерами и природными водными источниками.
Дело в том, что, прежде, чем ступить на Землю Израиля, необходимо духовно
очиститься, окунувшись в микву.
Заграничная поездка, как
правило, сопряжена с понижением духовного уровня человека. Ведь в диаспоре
гораздо труднее соблюдать заповеди. Да и соблюдение их там не будет полноценным.
Соблюдение шаббата
заграницей сопряжено с определенными трудностями, с необходимостью всяческих
послаблений. Уровень кашрута в диаспоре уступает принятым в Израиле стандартам.
Поэтому там не редкость употребление нееврейского хлеба и молока. Порой не
хватает продуктов, чтобы обеспечить все три субботние трапезы, бывают перебои с
кашерным вином и мясом. Далеко не всегда удается найти поблизости микву.
И все это — не считая факта, что
дальняя дорога и жизнь вне родных стен очень ослабляют человека физически и
духовно. Поэтому, прежде, чем отправляться в длительную заграничную поездку,
необходимо все хорошенько взвесить.
О переходах сынов Израиля по
пустыне сказано, что они регламентировались «велениями Всевышнего». Отправляясь
в походы, евреи шагу не делали без Воли на то Творца.
Сопоставлять каждое свое
действие с желанием Всевышнего — очень полезная привычка не только за пределами
Эрец Исраэль, но и внутри Израиля.
Если все идет как надо —
Всевышний пребывает в общине сынов Израиля. А в этом случае можно рассчитывать
на чудеса, подобные тем, что сопровождали евреев во время их переходов по
пустыне...
Автор текста Мордехай Вейц
ГЛАВА
ГЛАВА «Микец»
Место в Торе:
Книга Берешит,
гл. 41, ст. 1 - гл. 44, ст. 17.
Почему она так называется?
В первой фразе главы сказано: «И было по
завершению двух лет, фараону снится сон...».
По завершению на иврите - микец.
Обсуждение главы Микец
1. Молодой старик и пожилой юнец
Наша недельная глава начинается словами:
«И было по прошествии дней, составивших два
года, и Паро снилось: и вот он стоит у реки» (Берешит,
гл. 41, ст. 1).
Почти все слова этого фрагмента имеют
дополнительный смысл. Из букв слов «и было»
(на иврите – «вайеhи») можно составить
одно из имен Всевышнего. А вынесенное в
название главы слово «микец» (мы его
перевели как — «по прошествии») имеет и
второй смысл — «пробуждение ото сна».
Получается, что Всевышний будит человека,
чтобы тот не спал дни напролет, дни, которые,
затем складываются в годы.
Каждый день даруется человеку с
определенной целью: что-то исправить, что-то
улучшить, чего-то достичь. Все то, чего
достигает человек за свою жизнь, в конце
дней создает одеяния для его души. Проспал
день, не выполнил задания — и душа осталась
голой, недополучила одежду.
Отец раби Меира из Перемышлян, как-то
рассказал своему сыну, что видел, как душа
возносилась в духовные миры и предстала
перед Высшим Судом. И хотя человек умер
относительно молодым, его почему-то на Суде
уважительно называли — старейшиной.
Другого человека, который ушел в иной мир в
солидном возрасте, на Суде называли — юнцом.
Первый человек прожил хоть и короткую, но
очень насыщенную жизнь. Он за одну свою
короткую жизнь успел столько, сколько
другим не исполнить и за несколько длинных
жизней. Поэтому молодого и именовали —
старейшиной.
Второй всю свою долгую жизнь разбазарил
на мелочи, впустую. И это о нем говорится в
нашем фрагменте: «И было по прошествии дней».
Хоть он и прожил многие годы, но реально у
него набралось несколько жалких дней. Такой
вот — «пожилой юнец».
Раввин города Бьяла, рав Моше-Михл заболел
неизлечимой болезнью, но, несмотря ни на что,
продолжал служить Всевышнему. Перед самой
кончиной он дал свое объяснение
рассматриваемому нами отрывку.
Когда человек чувствует, что приближается
к концу дней и лет, — говорил он, — вдруг
открывается ему (так можно перевести слово
«паро»), что вся его жизнь прошла, будто
во сне. Когда-то река вынесла его на берег —
он родился. И вот уже подошло время умирать,
а он все стоит на берегу реки, на том самом
месте — не сдвинулся ни на шаг...
За свою жизнь рав Моше-Михл проделал
немалый путь. Множество учеников пришли
проститься с ним. Он попросил их спеть. Они
затянули прощальный нигун (напев), а рав
уходил все дальше и дальше. И уже навсегда
оставляя бренный мир, он велел им выпить «лехаим».
Один из учеников осмелев, задал вопрос:
— Человек умирает один только раз. Так,
может, нужно произнести бераху «Шеhихияну»
(благословение на что-то новое)?
— Глупец! — улыбнулся раввин. — Разве ты
не знаешь, что не произносят «Шеhихияну»
на плоды земли, поскольку нет в них особой
важности.
на основе комментариев раби
Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура
(основатель движения Гурских
хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — по
названию написанной им книги Хидушей а-Рим;
Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.),
раби Меира из Перемышлян
(ныне — Львовская область, Украина,
первая половина 19-го века)
и рава Моше Михла из Бьялы
2. Мудрость предвидения
Йосеф истолковывает сны фараона.
Объясняет ему, о какой опасности его
пытаются Свыше предупредить, и как избежать
этой опасности. На это Фараон восклицает
в восхищении: «Нет больше подобного тебе —
столь рассудительного и мудрого» (Берешит,
гл. 41, ст. 39).
Итак, Йосеф, по мнению фараона — мудрец.
Совпадает ли его мнение в этом вопросе с тем,
что сказано о человеческой мудрости в Торе?
Кто мудр? — задаются вопросом в Талмуде (трактат
Тамид, лист 32) Учителя. И отвечают:
тот, кто умеет предвидеть последствия, тот,
кто понимает, к чему в итоге приведет то, что
сейчас находится только в зародыше. Иными
словами — тот, кто умеет просчитать
ситуацию на несколько ходов вперед.
Рабейну Йона (один из крупнейших
комментаторов Талмуда, автор многих книг;
Испания, 13-й век) отмечает, что человек,
обладающий способностью предвидеть
развитие событий, никогда не преступит
запрет, не совершит нарушения.
Главы поколений всегда тщательно
анализировали те или иные явления, и не
спешили с выводами, часто подвергаясь за
это критике. Но время все расставляло на
свои места. И всем становилось ясно, что
поспешность ни к чему хорошему не приводит.
Вот два примера тому из современной жизни.
Несколько десятков лет назад израильская
электрическая компания внедрила некоторые
усовершенствования, позволявшие
использовать электричество в шаббат.
Некоторые раввины поторопились об этом
объявить. Тогда многие простые евреи решили,
что раввины разрешают в субботу включать и
выключать электроприборы…
Как-то одному раввину задали вопрос: что
предпочтительней надеть женщине — брюки
или короткое платье?
Рав ответил, что брюки — меньшее
нарушение, нежели короткое, открытое платье.
Тут же средства массовой информации
опубликовали «сенсацию», объявив, что
раввины не против того, чтобы еврейские
женщины носили брюки.
В Сефер Хасидим («Книга
праведников», написанная равом Иегудой hа-Хасидом,
Германия, 12-й век) объясняется, что хороший
совет — такой совет, воспользовавшись
которым человек ни при каких условиях не
потерпит неудачу.
Изучение Торы развивает в человеке
способность предвидения. Благодаря Свету
семи дней Творения, первый человек Адам,
видел мир — «от края до края». Всевышний
решил, что этот свет не должен быть доступен
каждому. И — спрятал его от людей. Спрятал —
в Тору.
Теперь каждый, кто посвящает себя
изучению Торы в святости, в процессе ее
постижения — учится понимать суть явлений
и предвидеть их возможные последствия.
на основе комментария рава Йоэля
Шварца
(Иерусалим, наши дни)
3. Прозвище, данное Свыше
Когда фараон решил возвеличить Йосефа
и назначить его на высочайшую
государственную должность, он дал ему
прозвище Цофнат Паанеах. Как сказано: «И
нарек фараон имя Йосефу Цофнат Паанеах, и
дал он ему в жены Оснат, дочь Потифара,
вельможи области под названием "Он". И
стал Йосеф управлять Египтом» (Берешит,
гл. 41, ст. 45).
Для чего нам нужно знать, что египетский
царь придумал Йосефу прозвище, или даже дал
новое имя? Ведь в текстах Торы он по-прежнему
— Йосеф.
Дело в том, что не измени фараон имя
Йосефу — все события, произошедшие с его
братьями и отцом, имели бы совершенно иное
развитие.
Судите сами. Братья прибывают в Египет за
продовольствием. Конечно же, они
поинтересовались, кто тот человек, что
ведает египетскими «закромами». Имя Цофнат
Паанеах ничего им не сказало. Вот если бы
они узнали, что египетского вельможу зовут
Йосеф — это заставило бы их призадуматься.
Даже если бы сразу они и не разгадали, кто за
этим стоит. И уж точно — иначе восприняли и
обвинение в шпионаже, и расспросы об отце и
младшем брате, и чудесный возврат денег...
Словом, Йосефу вряд ли удалось бы провести
братьев через серию испытаний — к
катарсису с кульминационной фразой: «Я —
Йосеф!» (Берешит, гл. 45, ст. 3).
Если бы Йосеф действовал в Египте под
своим настоящим именем, братья раньше
времени поняли бы, кто им противостоит. И ни
о каком исправлении, ни о каком раскаянии
речи уже не было бы.
Но фараон решил, что негоже руководить
Египтом бывшему рабу. Да и неприятное пятно
на репутации, оставленное женой Потифара...
Все говорило в пользу составления новой
официальной биографии для
свежеиспеченного высокопоставленного
чиновника. С этой же целью был срочно
устроен брак Йосефа с Оснат — приемной
дочерью Потифара. Теперь вряд ли кто-то
осмелиться распускать позорные слухи об
одном важном вельможе, приходящемся зятем
другому, и являющемся фаворитом фараона.
Новое имя, Цофнат Паанеах (объясняющий
тайное, сокрытое), как нельзя лучше
подходило Йосефу. Ведь недаром сказано в
Танахе: «Сердце царя — в руке Творца» (Мишлей
— «Притчи царя Шломо», гл. 21, ст. 1).
Фараон назвал Йосефа мудрецом,
которому нет равных (Берешит, гл. 41,
ст. 38).
Но, если он такой мудрый, где была его
мудрость раньше? Почему до сего дня о Йосефе
(Цофнат Паанеахе) никто ничего не слышал?
Потому что до сих пор он был Цофнат (скрытый),
а теперь, благодаря фараону — стал еще и
Паанеах (толкователем тайного). Иными
словами, согласно официальной биографии,
Йосеф был «темной лошадкой», в которой
проницательный фараон сумел разглядеть
бесспорного фаворита. Так создавался миф о
«египетской мечте».
Многие талантливые люди прозябали в
безвестности, пока не попадали в Египет. Где
их таланты и способности раскрывались в
полной мере, и о них узнавал весь мир. Так
зерно, попав в хорошо удобренную почву,
вдруг прорастает диковинным цветком.
Фараон рассчитывал, что чудесная история
Йосефа привлечет в Египет множество
неординарных людей, таланты и способности
которых, послужат на благо Египетской
империи — мировой державы того времени.
По мнению царя Египта, начало «мифу о
египетской мечте» было положено еще
задолго до Йосефа. Йосеф был призван
укрепить его.
Кто же дал начало этому мифу?
Ни кто иной, как Авраам. Авраам 75 лет жил в
Харане и был известен только своим соседям
и торговцам, посетившим те места. Но стоило
ему покинуть родные края и, как считал
фараон, направиться в Египет — он тут же он
получает обещание Свыше: «И Я сделаю тебя
великим народом, и благословлю тебя, и
возвеличу имя твое» (Берешит, гл. 12,
ст. 2).
Важно понимать, что все эти планы и
хитроумные затеи фараона, помимо его воли,
были направлены на реализацию Высшего
замысла — чтобы Яаков с сыновьями
спустился в Египет. И — чтобы осуществилось
заповеданное, когда Всевышний заключил
вечный Завет с Авраамом и его потомством на
земле (см. Берешит, гл. 17).
на основе комментария рава
Александра Зуши Элишевица
(автор книги «Элеф hа-Маген»,
Россия – Израиль, 19-й век)
4. Подброшенный кубок и поиски квасного
Йосеф велит своему управляющему (это был
его старший сын Менаше) подложить
серебряный кубок в мешок младшего сына
Яакова Биньямина. Затем он отправляет
Менаше в погоню. Менаше настигает братьев
своего отца и приступает к обыску. Как
сказано: «Со старшего начал и младшим
завершил» (Берешит, гл. 44, ст. 12).
Учителя в Талмуде (трактат Песахим,
лист 7) отмечают, что здесь содержится намек
на поиски квасного (на иврите — хамец) в
канун праздника Песах (см. на сайте материалы,
посвященные этому празднику — в разделе
«Праздники»).
Магарша (комментатор Талмуда, Польша, 16-й
век) пишет, что ранее уже встречался
фрагмент, который также мог
символизировать поиск квасного. В том месте,
где написано, что Лаван искал у Яакова
идолов: «И искал он (Лаван) и не нашел идолов»
(Берешит, гл. 31, ст. 35).
Согласно обычаю, поиск хамеца
осуществляет хозяин дома. Кто-то из
домашних должен обязательно ассистировать
ему, освещая свечой участок, где ведется
поиск. Выходит, что хозяин дома не держит в
руках свечу — она должна находиться в руке
у кого-то другого.
Намек на это также содержится в нашем
фрагменте. Преследование братьев и поиски «украденного»
кубка происходили в субботу. Этим
объясняется спешка, с которой Йосеф
снаряжает погоню. В тексте Торы об этом
читаем: «Они вышли из города, но еще не
отдалились, и Йосеф сказал тому, кто над
домом его: Встань, быстрее преследуй их!» (Берешит,
гл. 44, ст. 4).
В шаббат отдалятся от города на
расстояние свыше 2.000 локтей — запрещено.
Территория, простирающаяся на 2.000 локтей за
пределы города, называется — тхум шаббат
(субботняя территория). В шаббат за
границы этой территории выходить нельзя.
Братья Йсефа жили в Эрец Исраэль (на
Земле Израиля), и только в ее пределах
соблюдали заповеди Торы. Сам же Йосеф и
члены его семьи приняли на себя соблюдение
законов Торы и в Египте. Поэтому он
торопился догнать братьев, пока те не вышли
за пределы субботнего тхума.
Очевидно, что во время поисков
серебряного кубка, которые осуществлял
управлявший домом Йосефа, Менаше, свечу
держал не он, а кто-то из его подручных
египтян — точно так же, как это делается и
во время поисков квасного. В ситуации, когда
Лаван искал идолов, подобная аналогия не
прослеживается.
Перед поисками квасного произносят
специальное благословение «аль бдикат
хамец» (об уничтожении хамеца). Но
если дом к Песаху, как и полагается, убран
так основательно, что заведомо известно,
что поиски не принесут результатов —
благословение окажется напрасным,
произнесенным впустую. Поэтому Рама (раби
Моше Иссерлес, великий Учитель Торы, автор
основного Свода примечаний к Шульхан
Аруху, определяющего особые обычаи
ашкеназских евреев; Польша, 16-й век) вынес
постановление, согласно которому,
непосредственно перед поиском надо
спрятать в доме небольшие кусочки хамеца
(примечания к Шульхан Аруху, раздел Орах
Хаим, гл. 432, п. 2). Причем, прятать может
даже тот, кто принимает участие в поиске.
Но, что же это за поиск, если ищет тот же,
кто и прятал?
Так ведь и в рассматриваемом нами случае
серебряный кубок Йосефа спрятал Менаше, и
он же потом искал его и нашел.
То есть сама Тора допускает подобный
поиск. Но не так в случае с идолами Лавана.
Их спрятала Рахель. Впрочем, Лаван и не
нашел идолов.
на основе комментариев Хатам
Софера
(раби Моше Софер; вторая половина
18-го века - первая половина 19-го, Братислава,
Словакия)
и рава Дова Бериша Вайденфельда из
Чебина
(Чехия – Израиль, вторая половина
20-го — начало 21-го вв.)
5. Должен ли приемный сын искать
отказавшихся от него родителей?
В нашей недельной главе о женитьбе Йосефа
сказано: «И дал он ему в жены Оснат, дочь
Потифара» (Берешит, гл. 41, ст. 45).
Мы знаем, что Оснат была дочерью Дины,
которая родилась у нее от Шхема. Ее отец
трагически погиб, еще до ее появления на
свет.
Оснат не прижилась в доме Яакова. Об
отношении к ней свидетельствует ее имя,
созвучное со словом «сина» (ненависть).
Но прежде, чем Оснат покинула семью, Яаков
дал ей письмо, в котором говорилось о ее
происхождении.
Это письмо попало в руки к Йосефу. И это
его он показал отцу, рассказывая о своих
детях. Как написано: «И сказал Йосеф своему
отцу: Мои сыновья они, которых дал мне
Всевышний благодаря этому» (Берешит,
гл. 48, ст. 9). «Благодаря этому» — то есть
благодаря письму, свидетельствующему о
еврействе Оснат.
Но почему же тогда Оснат названа в Торе
дочерью Потифара?
Потому, что она выросла в доме Потифара. А
в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 19)
отмечают Учителя: «Тот, кто растит в своем
доме сироту — как будто бы родил этого
ребенка».
Вот история одного еврейского подростка.
Родители не стали забирать его из роддома.
— Лицом не вышел, — говорил он, объясняя
это роковое событие, изменившее его жизнь.
Его усыновила бездетная пара. Они души в
нем не чаяли. Еще бы! Многие годы они мечтали
о детях, надежды сменялись отчаянием… И вот,
наконец, в их доме появился долгожданный
ребенок!
Для маленького Хаима приемные родители не
жалели ни средств, ни душевных сил. Они
воспитали его, как и положено в еврейской
традиции. Привили ему любовь к Торе и
заповедям.
Хаим подрос, и ему открылась вся правда о
его усыновлении. Ему даже удалось узнать
адрес биологических родителей. И теперь его
мучали сомнения. С одной стороны, ему
хотелось познакомиться с мамой и папой,
которые произвели его на свет, и, быть может,
даже поддерживать с ними отношения. Но
вместе с тем, он боялся обидеть своих
приемных родителей, боялся показаться
неблагодарным. Ведь они столько вложили в
него.
Хаима учили, что в сложной ситуации нужно
обращаться за советом к раввину, что он и
сделал.
Раввин объяснил, что от установления
связи с биологическими родителями может
быть существенная польза. Так Хаим узнает о
своем происхождении, познакомится с
родственниками и что особенно важно —
будет знать, на ком ему запрещено жениться (например,
если у его биологических родителей после
него родилась дочь — она запрещена ему в
жены).
Но нужно проявить максимум такта и
чуткости, — наставлял раввин, — чтобы не
задеть чувства своих приемных родителей,
которых Хаим обязан уважать даже больше,
нежели биологических.
Это следует из сказанного в Талмуде (трактат
Бава Мециа, лист 33). Там Учителя
обсуждают вопрос: если отец человека и его
раввин (учитель и наставник) оказались в
плену — кого нужно вызволять первым?
Отец «приводит» человека в этот мир, а
учитель Торы передает ему Мудрость Творца и
тем самым готовит его к Будущему миру — «приводит»
на высшие духовные этажи. Поэтому, в первую
очередь, он обязан вызволить учителя,
приложив к этому усилия, затратив на это
деньги и т.п.
В Сефер Хасидим («Книга
праведников», написанная равом Иегудой hа-Хасидом,
Германия, 12-й век) говорится, что в том
случае, если учитель брал плату за обучение,
но эту плату вносил некий доброжелатель —
именно этого доброжелателя и нужно спасать
в первую очередь, если он тоже окажется в
беде, вместе с отцом и учителем.
На основании сказанного, мы видим, что
приемные родители Хаима, воспитавшие его в
еврейской традиции и оплатившие его
образование и обучение, в первую очередь
вправе рассчитывать на уважение и
благодарность Хаима.
на основе комментариев рабейну
Бехае
(раби Бехае бар Ашер; известный
комментатор Торы, автор нескольких трудов
по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й
век)
и рава Ицхака Зильберштейна
(Израиль, наше время)
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|