ВАИШЛАХ 
"ВАИШЛАХ"
ВАИШЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ВАИШЛАХ"

11.12.2024, 10 Kislev, 5785

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Птихат Элиягу   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
События Бамидбар   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
Девятое Ава
 9 Ава
(03.08.25)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(23 - 24.09.25)
Йом Кипур
10 Тишри
(02.10.25)
Суккот
15-21 Тишри
(07.10 - 13.10.25)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(14.10.25)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(14 - 15.10.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

1. Сорок два перехода и Имя Всевышнего

Наша недельная глава начинается словами: «Вот переходы сынов Израиля, которые вышли из земли египетской по ополчениям своим, под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Перечисляя эти переходы, Тора показывает нам «объем» милосердия Всевышнего к своему народу. Ведь несмотря на то, что сыны Израиля были приговорены к странствиям и скитаниям, не следует думать, будто они постоянно переходили с места на место, не зная покоя. Переходов было всего 42, что не так уж и много за 40 лет. 

Представьте себе, что отец везет своего больного сына в далекую страну на операцию. Вот, все тяготы пути остались позади, ребенка прооперировали, и он уже полностью здоров. На обратном пути отец рассказывает ему: «Смотри, вот здесь ты чуть не попал под поезд, а тут с тебя ветром сдуло фуражку...». 

Так же и Всевышний велит Моше: «Перечисли сынам Израиля все места, где они Меня гневили». Моше, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 23), садится и записывает: «Вот переходы...».

Подчеркну, что не случайно здесь в качестве примера привожу историю с сыном, который болел и был исцелен. Достигнув потока Арнон и страны царя Сихона, сыны Израиля искупили свои прошлые проступки и излечились от них.

Сорок два перехода соответствуют сорока двум буквам, составляющим одно из самых сокровенных Имен Всевышнего. Сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 71), что законы написания и произношения этого Имени могут передаваться только из уст в уста праведным знатокам Торы — тем, которых любит Творец и люди. О том же говорит в своем комментарии к нашей недельной главе и Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Именно это Имя произносил коэн гадоль (главный служитель Храма) во время служения в Йом Кипур. Из Талмуда (трактат Хагига, лист 11) мы узнаем, что оно составлено из первых сорока двух букв Торы.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) уточняет, что это Имя — не одно длинное слово, но — несколько слов, которые состоят из 42-х указанных букв.

Это 42-буквенное Имя Всевышнего закодировано и в отрывке из нашей главы, в котором перечислены 42 перехода, совершенные евреями во время их пребывания в пустыне. Поэтому внимательное, сосредоточенное чтение этого фрагмента — сегула. То есть — чудодейственное средство, защищающее от опасности. И если в дни мора или других бедствий человек изо дня в день читает этот отрывок, четко произнося каждое слово, каждую букву — ни ему, ни месту, в котором он находится, не будет причинено никакого ущерба.

В перечне сорока двух переходов заключены тайны, — добавляет рабейну Бехае (раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век), — связанные с окончательным освобождением в конце времен. Ведь, как говорили пророки, конечное избавление будет во многом повторять Исход из Египта. И подобно тому, как в течение сорока лет сыны Израиля переходили с места на место по Синайской пустыне, перед приходом Машиаха они будут блуждать по «пустыне народов», духовной пустыне.

В Танахе об этом читаем: «И выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы... и приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами... как судился Я с отцами вашими в пустыне при выходе из Египта. ...И проведу вас под скипетром и введу вас в завет. И выделю из вас мятежников и отступивших от Меня, из страны их пребывания Я выведу их, а в землю Израиля они не войдут» (книга пророка Йехезкеля, гл. 20, ст. 34-38).

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рабейну Бехае (раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

 

 

2. На крыльях или пешком

 

В словах Торы — «Вот переходы сынов Израиля, которые вышли из земли египетской по ополчениям своим, под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1) чувствуется как будто бы некий укор.

И действительно, об Исходе из Египта сказано: «И поднял вас на крыльях орлиных» (Шемот, гл. 19, ст. 4).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что имеется в виду день, когда сыны Израиля пришли в город Раамсес (на земле Гошен).

В Мидраше Мехильта рассказывается, что изначально в Египте евреи расселились по всей земле Гошен, но когда нужно было отправиться в путь и выйти из Египта — они за необычайно короткий промежуток времени собрались в Раамсесе.

Всевышний был готов поддержать быстрый темп, взятый сынами Израиля в начале Исхода. И после получения Торы на горе Синай, как отмечает Раши в своем комментарии на книгу Бамидбар — могли попасть в Эрец Исраэль за считанные дни. 

Почему же тогда это путешествие растянулось на 40 лет?

Причиной всему были сами евреи. Исход начинался стремительно — «на крыльях орлов». Но после того, как разведчики «раскритиковали» Землю Израиля — темп продвижения сынов Израиля на землю, которую выделил еврейскому народу Творец, резко упал, и в Торе описан выражением: «вот переходы…». 

Употребленное в рассматриваемом нами отрывке слово «которые» (на иврите — ашер) имеет ту же гематрию (числовое значение), что и слова — дацах, адаш и бахаб. Впрочем, это даже и не слова. Но — аббревиатуры, которыми раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век) обозначил в Пасхальной Агаде названия египетских казней. Эти десять казней предопределили Исход. Они генерировали необходимую энергию — энергию Исхода. «Зарядившись» ею, евреи на одном дыхании могли преодолеть путь к заветной цели. Но они израсходовали ее на плач, распри, ссоры и ропот. Грусть, тоска, депрессия, зависть — отнимают силы. Божественная энергия превращается в бесполезный выхлоп. Уходит впустую. Как глупые, беспричинные слезы — в песок синайской пустыни. В итоге, дорога нескольких дней превращается в сорокалетнее «путешествие». Не хотели лететь на крыльях — вот вам переходы.

Но может всему виной ранний, преждевременный Исход?

Египетское рабство длилось 210 лет, хотя должно было быть чуть ли не вдвое дольше. Как сказано: «И будут порабощать их и угнетать их четыреста лет» (Берешит, гл. 15, ст. 13).

Тора отвечает и на этот вопрос.

Из земли египетской евреи вышли, как написано — «по ополчениям своим». Так размножились, что представляли собой огромное войско. Значит, необходимую норму человеко-часов или человеко-лет рабского труда сыны Израиля выполнили досрочно. Поэтому и освобождение было досрочным. И в принципе — могли добраться до Израиля раньше любого реального срока.

Правда, освобождение было не просто досрочным. Оно было — условно-досрочным. А условие — это готовность принять Тору, желание практически реализовывать ее на Святой Земле. Ведь только там и можно полноценно исполнять заповеди Торы.

Выразив нежелание входить в Эрец Исраэль, евреи не только лишились сверхъестественной быстроты передвижения, но — даже обычной скорости. Дорога, которую обычный человек мог преодолеть за 11 дней, заняла у них 40 лет.

на основе комментариев рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16 век)

и раби Хаима-Йосефа-Давида бар Ицхак-Зрахья Азулая

(известен и как Хида; Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.)

 

 

3. Чтобы не выкинули из дворца

Изучая нашу недельную главу, невозможно не обратить внимание на повеление Всевышнего — «И освободите землю, и обитайте на ней, ибо вам дал Я эту землю, чтобы вы ею владели» (Бамидбар, гл. 33, ст. 53). 

Землю Кенаан (которая впоследствии стала — Эрец Исраэль), как разъясняет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), необходимо было очистить от ее прежних обитателей. И только тогда сыны Израиля, поселившись на ней, смогут на ней удержаться. То есть в пределах Израиля, совместное проживание евреев с другим народом было обречено на провал.

В приведенном отрывке, — пишет Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — содержится повелительная заповедь Торы, обязывающая каждого еврея поселиться в Израиле и жить только там.

Учителя эпохи Мишны подчеркивают, что лучше еврею поселиться на Земле Израиля, даже в городе, где большинство жителей составляют неевреи, нежели — за границей, пусть и в таком месте, где живут лишь евреи. Ведь заповедь жить в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) равноценна всем заповедям Торы. И еще говорится в Талмуде (трактат Авода Зара), что тот, кто оставляет Израиль в годы мира, как будто бы служит идолам. 

Рамбан отмечает, что эта повелительная заповедь Торы адресована каждому еврею и действительна для всех поколений народа Израиля, на все времена, включая периоды изгнания. «Нам заповедано овладеть этой землей, которую Всевышний даровал нашим праотцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову, — пишет он, — и не оставлять ее в руках других народов или пустующей. В Торе довольно точно обозначены границы нашей земли, чтобы мы не оставили не занятой ни одной пяди».

В доказательство Рамбан приводит Мидраш Сифрей, в котором рассказывается, как уже после разрушения Храма четверо выдающихся мудрецов, учителей Торы, отправились из Израиля за границу. У рубежа Святой земли они, зарыдав, разорвали на себе одежды и произнесли слова Торы: «И овладейте этой землею, и поселитесь на ней» (Дварим, гл. 11, ст. 31). А потом сказали, что заповедь жить в Эрец Исраэль равноценна всем заповедям Торы. После этого они повернули обратно и возвратились в Израиль, чтобы выполнить эту заповедь.

У Рамбана слово не расходилось с делом. В 1267-м году он переселился на Землю Израиля, приступив к практическому исполнению заповеди, предписывающей поселиться и жить на Святой земле. Он возродил и укрепил еврейскую общину Иерусалима. С тех пор и до наших дней еврейское присутствие в святом городе — не прерывалось.

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 111) говорится, что Всевышний, отправляя сынов Израиля в изгнание, обязал их соблюдать несколько строгих клятв. В том числе — и запреты на то, чтобы «подниматься в Эрец Исраэль стеной» и «восставать против народов мира». 

Имеется в виду, что нельзя евреям диаспоры, вдруг, в один момент, всем вместе подняться и переселиться в Израиль, или попытаться захватить землю военным путем, вопреки воле народов мира. Но заселение Святой земли сынами Израиля с согласия «правителей народов» — выполнение одной из самых важных заповедей Торы.

Риваш (раби Ицхак бар Шешет Берифет, Испания, 1326-1408 гг.) и Рашбаш (раби Шломо бен Шимон Доран, Алжир, 1400-1467 гг.) придерживались позиции, что во времена Иегошуа бин Нуна (ученик и преемник Моше Рабейну; под его предводительством сыны Израиля вошли в Эрец Исраэль) и во времена Эзры и Нехемии (оба — пророки времен восстановления Второго Храма) заповедь селиться и жить в Эрец Исраэль была общей и распространялась на весь еврейский народ в целом.

В наши дни она относится к каждому еврею в отдельности. И всякий живущий и соблюдающий заповеди на Святой земле, вдобавок, еще выполняет и эту, одну из самых важных заповедей Торы. 

Итак, Риваш и Рашбаш говорят, что каждый еврей должен перебраться жить в Израиль.

Иную грань Истины в данном вопросе открывает Ритва (раби Йом тов бен Авраам Ашбилай, один из величайших комментаторов Торы; Испания, 1225-1330 гг.). Поскольку мы приговорены к галуту (изгнанию), — пишет он, — и по приговору Свыше, рассеяны среди разных народов — теперь мы можем молить Всевышнего, чтобы избавил нас и собрал на нашей земле. Но сами что-либо предпринимать, чтобы изменить существующее положение, мы — не обязаны. Ну а те, кто уже живет на территории Израиля, конечно же, получат награду за исполнение этой заповеди.

Процитирую здесь и фрагмент из Сефер Харедим («Книга Трепещущих»; ее автор — раби Элазар бар Моше Азкари; Эрец Исраэль, г. Цфат, конец 16-го века): «Каждый еврей должен любить свою родную землю — Эрец Исраэль и стремиться к ней, как сын стремится в объятия матери. Ведь корень всех наших бед в том, что мы пренебрегли Израилем, как сказано: "И презрели они землю желанную" (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 106, ст. 24)».

Следует подчеркнуть, что заповедь — «И поселитесь на ней» относится только к тем, кто переселяется на Святую землю, чтобы всем сердцем служить здесь Всевышнему.

Не секрет, что порой близость евреев к Творцу становится причиной их отдаления. Если они восстают против Всевышнего — горе им, в большей степени, чем всем остальным созданиям. Ведь они гневят Царя и восстают против Него прямо в его дворце. И Он выбрасывает их из дворца. И в Танахе об этом сказано: «Не будут жить они в земле Всевышнего» (книга пророка Ошеа, гл. 9, ст. 3).

Потомки государственных деятелей, адептов «светского сионизма», в большинстве своем перестали быть евреями, либо совершенно утратили связь с Землей, о которой так «радели» их известные родственники.

Таким образом, повеление овладеть Святой землей может быть осуществлено только путем выполнения на ней заповедей Торы.

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

4. Пять лекарств мудрого лекаря

 

Путешествия, странствия, скитания, испытания — неразлучные спутники всего нашего народа в целом и каждого еврея в отдельности. Порой — общие для всех, порой — индивидуальные. В нашей недельной главе речь идет как раз о них. Ибо сказано: «Вот переходы сынов Израиля, которые вышли из земли египетской по ополчениям своим, под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1). 

Для чего в Тор говорится об этом?

Чтобы возвестить о Милосердии Творца мира, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Сорок два перехода, и каждый был предписан Свыше и имел свою уникальную цель. И каждый переход Всевышний совершал вместе с нами.

Мысль о том, что в самых тяжелых испытаниях Творец не покидает нас, и все испытания ниспосланы Им, и все, что ниспослано Им — нам на благо, помогала простым евреям выжить и сохранить присутствие духа, помогла в часы бедствий и суровых испытаний — выстоять с честью и победить.

Много лет назад раби Моше бен Гершон (глава раввинского суда в еврейском местечке Золшин, Польша) написал книгу Мишпат Цедек. В ней есть замечательный отрывок, рассказывающий о том, как еврею выстоять в час судьбоносных испытаний.

Царь, как говорится в этом фрагменте, рассердился на своего придворного лекаря, и приказал бросить его в тюрьму. И вот лекарь закован в кандалы и помещен в камеру — узкую и тесную, словно могильный склеп. Кусок черного хлеба и кувшин воды составляют его дневной рацион. Как выжить в таких условиях? Как не пасть духом?

Зная об интеллектуальных способностях своего лекаря, царь приказал слушать и фиксировать, каждое, произнесенное им слово. Только лекарь сидел молча, ничего не говорил.

Время шло, серые дни сменялись темными ночами. Беспросветное заключение, которому не видно ни конца, ни края... Жестокие тюремщики не давали узнику ни малейшей поблажки. Но что удивительно — его лицо не выражало страданий. Уверенность и спокойствие отчетливо читались на нем.

— Видно, есть у тебя особое лекарство, доктор? — стали допытываться тюремщики. — Покажи-ка нам свои таблетки от тюрьмы!

— Я принял пять разных лекарств, — ответил им врач. — Они излечили меня от боли, страха и уныния. Что ж, расскажу вам о них.

Первое лекарство — упование на Всевышнего, вера, что в Его власти освободить меня отсюда. Силы Всевышнего бесконечно превосходят силы царя, который упек меня сюда. Поэтому я снова стану свободным ровно в тот момент, когда Творец этого пожелает.

Мои грехи привели меня сюда. Значит, причина моих бед — во мне самом. Поэтому, второе лекарство — исправление ошибок и очищение от совершенных мной проступков.

Я верю, что все испытания, которые посылает Творец, идут мне на благо. Я предпочитаю отмыться и очиститься в этом мире, чтобы получить возможность войти в мир Грядущий. И радость, с которой я принимаю лечение — мое третье лекарство.

Между нами, мое положение могло быть и хуже. Да, меня заковали в кандалы. Но — не бьют. Меня кормят одним черным хлебом. А могли — вообще не кормить. Бывает, страдания постоянно усугубляются, что действительно трудно выдержать. Мои же — неизменны. Осознание всего этого — мое четвертое лекарство.

Я не сомневаюсь, что Всевышний может спасти меня так быстро, что никто из вас не успеет и глазом моргнуть. И знаю, что Он — милосерден, что Он — истинный, непревзойденный врач, способный исцелить все мои недуги. Уверенность в этом — мое пятое лекарство.

Вот такую микстуру из пяти лекарств я себе приготовил. И каждый день пью ее понемногу. Она поддерживает мои силу, не давая пасть духом. Поэтому и не видно страданий на моем лице…

Согласимся и мы, что это — отличный, проверенный временем рецепт. Сейчас он и всем нам известен. И каждый может воспользоваться им.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

 

5. Тайное станет явным

 

В нашей недельной главе приведены законы, относящиеся к непредумышленному убийству. И здесь мы читаем: «И бежать туда убийце, убившему человека неумышленно» (Бамидбар, гл. 35, ст. 11).

Непреднамеренное убийство — это проступок, совершенный без умысла, например, по случайности. Совершивший его — не освобождается от наказания. Но наказание в этом случае — не смертная казнь. Наказанием за это служит ссылка в город-убежище (подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, в ответе «О городах-убежищах», № 3441 — с материалами, обозначенными в нем ссылками).

Из законов о непреднамеренном убийстве рабейну Бехае (раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век) выводит интересное следствие. Все, — отмечает он, — зависит от сердца.

Почему к человеку, который убил кого-то случайно, не применяют смертную казнь?

Потому что в его сердце не было намерения убить. Наказание человеку определяют не только в зависимости от тяжести преступления, но и от намерений, которые у него при этом были.

То же самое можно сказать и о награде за исполнение заповедей.

Выполнил заповедь «на автомате», не имея намерения осуществить ее во имя Небес — награда будет уменьшена.

Еще один важный принцип, вытекающий из темы непреднамеренных убийств — все тайное станет явным. Вот как об этом рассказывается в Талмуде (трактат Макот, лист 10).

Один человек все рассчитал и продумал: заманил в ловушку и хладнокровно убил. Другой, вовсе не хотел убивать. Но кто мог предвидеть, что топор соскочит с топорища и угодит прямо в висок? В обоих случаях свидетелей нет. Ну, кроме Всевышнего, разумеется. И, вот уже хладнокровный убийца расположился под лестницей на многолюдном постоялом дворе. А кто же на лестнице? Тот, что вернулся с лесоповала без своего верного напарника. Множество глаз видели, как под лесорубом рухнула лестница, насмерть придавив убийцу, что сидел под ней.

Убийца наказан сполна. А лесорубу, на этот раз — придется отправиться в ссылку в город-убежище. Как сказано в Танахе — «Законы Всевышнего, истинны и справедливы они» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 10).

Приведем еще один пример торжества справедливости.

Величайший поэт и философ раби Шломо ибн Гвироль (Испания, первая половина 11-го века) своей мудростью снискал почет и уважение далеко за приделами еврейского народа. Но слава порождает и завистников. Один из них, придворный вельможа, надев маску дружелюбия, пригласил раби Шломо к себе в дом. Там он убил его, а тело зарыл в саду под инжиром.

На следующий год дерево дало удивительные, невиданные доселе плоды. Их небывалый размер и совершенная форма радовали глаз, а от исходившего от них аромата кружилась голова.

— Благодаря этому инжиру, — смекнул коварный вельможа, — я смогу снискать особое расположение короля. 

Собрав лучшие плоды, он преподнес их в дар монарху.

Плоды привели короля в восторг. Вельможу пригласили за стол, чтобы разделить с монархом трапезу.

Под впечатлением от внешнего вида плодов и их аромата, король подумал, что и вкус у них должен быть неземной. Однако, вонзив в инжир свои зубы, он ощутил во рту явный вкус крови.

Под пыткой вельможа признался в убийстве. И тогда король приказал повесить его на том самом дереве, на котором выросли столь необычные плоды.

«Законы Всевышнего, истинны и справедливы они» (Теилим, гл. 19, ст. 10).

на основе комментариев рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

и рава Шалома Мейера Валаха

(Израиль, Бней Брак, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

1. Сорок два перехода и Имя Всевышнего

Наша недельная глава начинается словами: «Вот переходы сынов Израиля, которые вышли из земли египетской по ополчениям своим, под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Перечисляя эти переходы, Тора показывает нам «объем» милосердия Всевышнего к своему народу. Ведь несмотря на то, что сыны Израиля были приговорены к странствиям и скитаниям, не следует думать, будто они постоянно переходили с места на место, не зная покоя. Переходов было всего 42, что не так уж и много за 40 лет. 

Представьте себе, что отец везет своего больного сына в далекую страну на операцию. Вот, все тяготы пути остались позади, ребенка прооперировали, и он уже полностью здоров. На обратном пути отец рассказывает ему: «Смотри, вот здесь ты чуть не попал под поезд, а тут с тебя ветром сдуло фуражку...». 

Так же и Всевышний велит Моше: «Перечисли сынам Израиля все места, где они Меня гневили». Моше, как говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 23), садится и записывает: «Вот переходы...».

Подчеркну, что не случайно здесь в качестве примера привожу историю с сыном, который болел и был исцелен. Достигнув потока Арнон и страны царя Сихона, сыны Израиля искупили свои прошлые проступки и излечились от них.

Сорок два перехода соответствуют сорока двум буквам, составляющим одно из самых сокровенных Имен Всевышнего. Сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 71), что законы написания и произношения этого Имени могут передаваться только из уст в уста праведным знатокам Торы — тем, которых любит Творец и люди. О том же говорит в своем комментарии к нашей недельной главе и Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Именно это Имя произносил коэн гадоль (главный служитель Храма) во время служения в Йом Кипур. Из Талмуда (трактат Хагига, лист 11) мы узнаем, что оно составлено из первых сорока двух букв Торы.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) уточняет, что это Имя — не одно длинное слово, но — несколько слов, которые состоят из 42-х указанных букв.

Это 42-буквенное Имя Всевышнего закодировано и в отрывке из нашей главы, в котором перечислены 42 перехода, совершенные евреями во время их пребывания в пустыне. Поэтому внимательное, сосредоточенное чтение этого фрагмента — сегула. То есть — чудодейственное средство, защищающее от опасности. И если в дни мора или других бедствий человек изо дня в день читает этот отрывок, четко произнося каждое слово, каждую букву — ни ему, ни месту, в котором он находится, не будет причинено никакого ущерба.

В перечне сорока двух переходов заключены тайны, — добавляет рабейну Бехае (раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век), — связанные с окончательным освобождением в конце времен. Ведь, как говорили пророки, конечное избавление будет во многом повторять Исход из Египта. И подобно тому, как в течение сорока лет сыны Израиля переходили с места на место по Синайской пустыне, перед приходом Машиаха они будут блуждать по «пустыне народов», духовной пустыне.

В Танахе об этом читаем: «И выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы... и приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами... как судился Я с отцами вашими в пустыне при выходе из Египта. ...И проведу вас под скипетром и введу вас в завет. И выделю из вас мятежников и отступивших от Меня, из страны их пребывания Я выведу их, а в землю Израиля они не войдут» (книга пророка Йехезкеля, гл. 20, ст. 34-38).

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рабейну Бехае (раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

 

 

2. На крыльях или пешком

 

В словах Торы — «Вот переходы сынов Израиля, которые вышли из земли египетской по ополчениям своим, под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1) чувствуется как будто бы некий укор.

И действительно, об Исходе из Египта сказано: «И поднял вас на крыльях орлиных» (Шемот, гл. 19, ст. 4).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что имеется в виду день, когда сыны Израиля пришли в город Раамсес (на земле Гошен).

В Мидраше Мехильта рассказывается, что изначально в Египте евреи расселились по всей земле Гошен, но когда нужно было отправиться в путь и выйти из Египта — они за необычайно короткий промежуток времени собрались в Раамсесе.

Всевышний был готов поддержать быстрый темп, взятый сынами Израиля в начале Исхода. И после получения Торы на горе Синай, как отмечает Раши в своем комментарии на книгу Бамидбар — могли попасть в Эрец Исраэль за считанные дни. 

Почему же тогда это путешествие растянулось на 40 лет?

Причиной всему были сами евреи. Исход начинался стремительно — «на крыльях орлов». Но после того, как разведчики «раскритиковали» Землю Израиля — темп продвижения сынов Израиля на землю, которую выделил еврейскому народу Творец, резко упал, и в Торе описан выражением: «вот переходы…». 

Употребленное в рассматриваемом нами отрывке слово «которые» (на иврите — ашер) имеет ту же гематрию (числовое значение), что и слова — дацах, адаш и бахаб. Впрочем, это даже и не слова. Но — аббревиатуры, которыми раби Иегуда (великий Учитель Мишны, 2-й век) обозначил в Пасхальной Агаде названия египетских казней. Эти десять казней предопределили Исход. Они генерировали необходимую энергию — энергию Исхода. «Зарядившись» ею, евреи на одном дыхании могли преодолеть путь к заветной цели. Но они израсходовали ее на плач, распри, ссоры и ропот. Грусть, тоска, депрессия, зависть — отнимают силы. Божественная энергия превращается в бесполезный выхлоп. Уходит впустую. Как глупые, беспричинные слезы — в песок синайской пустыни. В итоге, дорога нескольких дней превращается в сорокалетнее «путешествие». Не хотели лететь на крыльях — вот вам переходы.

Но может всему виной ранний, преждевременный Исход?

Египетское рабство длилось 210 лет, хотя должно было быть чуть ли не вдвое дольше. Как сказано: «И будут порабощать их и угнетать их четыреста лет» (Берешит, гл. 15, ст. 13).

Тора отвечает и на этот вопрос.

Из земли египетской евреи вышли, как написано — «по ополчениям своим». Так размножились, что представляли собой огромное войско. Значит, необходимую норму человеко-часов или человеко-лет рабского труда сыны Израиля выполнили досрочно. Поэтому и освобождение было досрочным. И в принципе — могли добраться до Израиля раньше любого реального срока.

Правда, освобождение было не просто досрочным. Оно было — условно-досрочным. А условие — это готовность принять Тору, желание практически реализовывать ее на Святой Земле. Ведь только там и можно полноценно исполнять заповеди Торы.

Выразив нежелание входить в Эрец Исраэль, евреи не только лишились сверхъестественной быстроты передвижения, но — даже обычной скорости. Дорога, которую обычный человек мог преодолеть за 11 дней, заняла у них 40 лет.

на основе комментариев рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16 век)

и раби Хаима-Йосефа-Давида бар Ицхак-Зрахья Азулая

(известен и как Хида; Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.)

 

 

3. Чтобы не выкинули из дворца

Изучая нашу недельную главу, невозможно не обратить внимание на повеление Всевышнего — «И освободите землю, и обитайте на ней, ибо вам дал Я эту землю, чтобы вы ею владели» (Бамидбар, гл. 33, ст. 53). 

Землю Кенаан (которая впоследствии стала — Эрец Исраэль), как разъясняет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), необходимо было очистить от ее прежних обитателей. И только тогда сыны Израиля, поселившись на ней, смогут на ней удержаться. То есть в пределах Израиля, совместное проживание евреев с другим народом было обречено на провал.

В приведенном отрывке, — пишет Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.), — содержится повелительная заповедь Торы, обязывающая каждого еврея поселиться в Израиле и жить только там.

Учителя эпохи Мишны подчеркивают, что лучше еврею поселиться на Земле Израиля, даже в городе, где большинство жителей составляют неевреи, нежели — за границей, пусть и в таком месте, где живут лишь евреи. Ведь заповедь жить в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) равноценна всем заповедям Торы. И еще говорится в Талмуде (трактат Авода Зара), что тот, кто оставляет Израиль в годы мира, как будто бы служит идолам. 

Рамбан отмечает, что эта повелительная заповедь Торы адресована каждому еврею и действительна для всех поколений народа Израиля, на все времена, включая периоды изгнания. «Нам заповедано овладеть этой землей, которую Всевышний даровал нашим праотцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову, — пишет он, — и не оставлять ее в руках других народов или пустующей. В Торе довольно точно обозначены границы нашей земли, чтобы мы не оставили не занятой ни одной пяди».

В доказательство Рамбан приводит Мидраш Сифрей, в котором рассказывается, как уже после разрушения Храма четверо выдающихся мудрецов, учителей Торы, отправились из Израиля за границу. У рубежа Святой земли они, зарыдав, разорвали на себе одежды и произнесли слова Торы: «И овладейте этой землею, и поселитесь на ней» (Дварим, гл. 11, ст. 31). А потом сказали, что заповедь жить в Эрец Исраэль равноценна всем заповедям Торы. После этого они повернули обратно и возвратились в Израиль, чтобы выполнить эту заповедь.

У Рамбана слово не расходилось с делом. В 1267-м году он переселился на Землю Израиля, приступив к практическому исполнению заповеди, предписывающей поселиться и жить на Святой земле. Он возродил и укрепил еврейскую общину Иерусалима. С тех пор и до наших дней еврейское присутствие в святом городе — не прерывалось.

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 111) говорится, что Всевышний, отправляя сынов Израиля в изгнание, обязал их соблюдать несколько строгих клятв. В том числе — и запреты на то, чтобы «подниматься в Эрец Исраэль стеной» и «восставать против народов мира». 

Имеется в виду, что нельзя евреям диаспоры, вдруг, в один момент, всем вместе подняться и переселиться в Израиль, или попытаться захватить землю военным путем, вопреки воле народов мира. Но заселение Святой земли сынами Израиля с согласия «правителей народов» — выполнение одной из самых важных заповедей Торы.

Риваш (раби Ицхак бар Шешет Берифет, Испания, 1326-1408 гг.) и Рашбаш (раби Шломо бен Шимон Доран, Алжир, 1400-1467 гг.) придерживались позиции, что во времена Иегошуа бин Нуна (ученик и преемник Моше Рабейну; под его предводительством сыны Израиля вошли в Эрец Исраэль) и во времена Эзры и Нехемии (оба — пророки времен восстановления Второго Храма) заповедь селиться и жить в Эрец Исраэль была общей и распространялась на весь еврейский народ в целом.

В наши дни она относится к каждому еврею в отдельности. И всякий живущий и соблюдающий заповеди на Святой земле, вдобавок, еще выполняет и эту, одну из самых важных заповедей Торы. 

Итак, Риваш и Рашбаш говорят, что каждый еврей должен перебраться жить в Израиль.

Иную грань Истины в данном вопросе открывает Ритва (раби Йом тов бен Авраам Ашбилай, один из величайших комментаторов Торы; Испания, 1225-1330 гг.). Поскольку мы приговорены к галуту (изгнанию), — пишет он, — и по приговору Свыше, рассеяны среди разных народов — теперь мы можем молить Всевышнего, чтобы избавил нас и собрал на нашей земле. Но сами что-либо предпринимать, чтобы изменить существующее положение, мы — не обязаны. Ну а те, кто уже живет на территории Израиля, конечно же, получат награду за исполнение этой заповеди.

Процитирую здесь и фрагмент из Сефер Харедим («Книга Трепещущих»; ее автор — раби Элазар бар Моше Азкари; Эрец Исраэль, г. Цфат, конец 16-го века): «Каждый еврей должен любить свою родную землю — Эрец Исраэль и стремиться к ней, как сын стремится в объятия матери. Ведь корень всех наших бед в том, что мы пренебрегли Израилем, как сказано: "И презрели они землю желанную" (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 106, ст. 24)».

Следует подчеркнуть, что заповедь — «И поселитесь на ней» относится только к тем, кто переселяется на Святую землю, чтобы всем сердцем служить здесь Всевышнему.

Не секрет, что порой близость евреев к Творцу становится причиной их отдаления. Если они восстают против Всевышнего — горе им, в большей степени, чем всем остальным созданиям. Ведь они гневят Царя и восстают против Него прямо в его дворце. И Он выбрасывает их из дворца. И в Танахе об этом сказано: «Не будут жить они в земле Всевышнего» (книга пророка Ошеа, гл. 9, ст. 3).

Потомки государственных деятелей, адептов «светского сионизма», в большинстве своем перестали быть евреями, либо совершенно утратили связь с Землей, о которой так «радели» их известные родственники.

Таким образом, повеление овладеть Святой землей может быть осуществлено только путем выполнения на ней заповедей Торы.

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

4. Пять лекарств мудрого лекаря

 

Путешествия, странствия, скитания, испытания — неразлучные спутники всего нашего народа в целом и каждого еврея в отдельности. Порой — общие для всех, порой — индивидуальные. В нашей недельной главе речь идет как раз о них. Ибо сказано: «Вот переходы сынов Израиля, которые вышли из земли египетской по ополчениям своим, под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1). 

Для чего в Тор говорится об этом?

Чтобы возвестить о Милосердии Творца мира, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Сорок два перехода, и каждый был предписан Свыше и имел свою уникальную цель. И каждый переход Всевышний совершал вместе с нами.

Мысль о том, что в самых тяжелых испытаниях Творец не покидает нас, и все испытания ниспосланы Им, и все, что ниспослано Им — нам на благо, помогала простым евреям выжить и сохранить присутствие духа, помогла в часы бедствий и суровых испытаний — выстоять с честью и победить.

Много лет назад раби Моше бен Гершон (глава раввинского суда в еврейском местечке Золшин, Польша) написал книгу Мишпат Цедек. В ней есть замечательный отрывок, рассказывающий о том, как еврею выстоять в час судьбоносных испытаний.

Царь, как говорится в этом фрагменте, рассердился на своего придворного лекаря, и приказал бросить его в тюрьму. И вот лекарь закован в кандалы и помещен в камеру — узкую и тесную, словно могильный склеп. Кусок черного хлеба и кувшин воды составляют его дневной рацион. Как выжить в таких условиях? Как не пасть духом?

Зная об интеллектуальных способностях своего лекаря, царь приказал слушать и фиксировать, каждое, произнесенное им слово. Только лекарь сидел молча, ничего не говорил.

Время шло, серые дни сменялись темными ночами. Беспросветное заключение, которому не видно ни конца, ни края... Жестокие тюремщики не давали узнику ни малейшей поблажки. Но что удивительно — его лицо не выражало страданий. Уверенность и спокойствие отчетливо читались на нем.

— Видно, есть у тебя особое лекарство, доктор? — стали допытываться тюремщики. — Покажи-ка нам свои таблетки от тюрьмы!

— Я принял пять разных лекарств, — ответил им врач. — Они излечили меня от боли, страха и уныния. Что ж, расскажу вам о них.

Первое лекарство — упование на Всевышнего, вера, что в Его власти освободить меня отсюда. Силы Всевышнего бесконечно превосходят силы царя, который упек меня сюда. Поэтому я снова стану свободным ровно в тот момент, когда Творец этого пожелает.

Мои грехи привели меня сюда. Значит, причина моих бед — во мне самом. Поэтому, второе лекарство — исправление ошибок и очищение от совершенных мной проступков.

Я верю, что все испытания, которые посылает Творец, идут мне на благо. Я предпочитаю отмыться и очиститься в этом мире, чтобы получить возможность войти в мир Грядущий. И радость, с которой я принимаю лечение — мое третье лекарство.

Между нами, мое положение могло быть и хуже. Да, меня заковали в кандалы. Но — не бьют. Меня кормят одним черным хлебом. А могли — вообще не кормить. Бывает, страдания постоянно усугубляются, что действительно трудно выдержать. Мои же — неизменны. Осознание всего этого — мое четвертое лекарство.

Я не сомневаюсь, что Всевышний может спасти меня так быстро, что никто из вас не успеет и глазом моргнуть. И знаю, что Он — милосерден, что Он — истинный, непревзойденный врач, способный исцелить все мои недуги. Уверенность в этом — мое пятое лекарство.

Вот такую микстуру из пяти лекарств я себе приготовил. И каждый день пью ее понемногу. Она поддерживает мои силу, не давая пасть духом. Поэтому и не видно страданий на моем лице…

Согласимся и мы, что это — отличный, проверенный временем рецепт. Сейчас он и всем нам известен. И каждый может воспользоваться им.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

 

5. Тайное станет явным

 

В нашей недельной главе приведены законы, относящиеся к непредумышленному убийству. И здесь мы читаем: «И бежать туда убийце, убившему человека неумышленно» (Бамидбар, гл. 35, ст. 11).

Непреднамеренное убийство — это проступок, совершенный без умысла, например, по случайности. Совершивший его — не освобождается от наказания. Но наказание в этом случае — не смертная казнь. Наказанием за это служит ссылка в город-убежище (подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, в ответе «О городах-убежищах», № 3441 — с материалами, обозначенными в нем ссылками).

Из законов о непреднамеренном убийстве рабейну Бехае (раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век) выводит интересное следствие. Все, — отмечает он, — зависит от сердца.

Почему к человеку, который убил кого-то случайно, не применяют смертную казнь?

Потому что в его сердце не было намерения убить. Наказание человеку определяют не только в зависимости от тяжести преступления, но и от намерений, которые у него при этом были.

То же самое можно сказать и о награде за исполнение заповедей.

Выполнил заповедь «на автомате», не имея намерения осуществить ее во имя Небес — награда будет уменьшена.

Еще один важный принцип, вытекающий из темы непреднамеренных убийств — все тайное станет явным. Вот как об этом рассказывается в Талмуде (трактат Макот, лист 10).

Один человек все рассчитал и продумал: заманил в ловушку и хладнокровно убил. Другой, вовсе не хотел убивать. Но кто мог предвидеть, что топор соскочит с топорища и угодит прямо в висок? В обоих случаях свидетелей нет. Ну, кроме Всевышнего, разумеется. И, вот уже хладнокровный убийца расположился под лестницей на многолюдном постоялом дворе. А кто же на лестнице? Тот, что вернулся с лесоповала без своего верного напарника. Множество глаз видели, как под лесорубом рухнула лестница, насмерть придавив убийцу, что сидел под ней.

Убийца наказан сполна. А лесорубу, на этот раз — придется отправиться в ссылку в город-убежище. Как сказано в Танахе — «Законы Всевышнего, истинны и справедливы они» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 10).

Приведем еще один пример торжества справедливости.

Величайший поэт и философ раби Шломо ибн Гвироль (Испания, первая половина 11-го века) своей мудростью снискал почет и уважение далеко за приделами еврейского народа. Но слава порождает и завистников. Один из них, придворный вельможа, надев маску дружелюбия, пригласил раби Шломо к себе в дом. Там он убил его, а тело зарыл в саду под инжиром.

На следующий год дерево дало удивительные, невиданные доселе плоды. Их небывалый размер и совершенная форма радовали глаз, а от исходившего от них аромата кружилась голова.

— Благодаря этому инжиру, — смекнул коварный вельможа, — я смогу снискать особое расположение короля. 

Собрав лучшие плоды, он преподнес их в дар монарху.

Плоды привели короля в восторг. Вельможу пригласили за стол, чтобы разделить с монархом трапезу.

Под впечатлением от внешнего вида плодов и их аромата, король подумал, что и вкус у них должен быть неземной. Однако, вонзив в инжир свои зубы, он ощутил во рту явный вкус крови.

Под пыткой вельможа признался в убийстве. И тогда король приказал повесить его на том самом дереве, на котором выросли столь необычные плоды.

«Законы Всевышнего, истинны и справедливы они» (Теилим, гл. 19, ст. 10).

на основе комментариев рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

и рава Шалома Мейера Валаха

(Израиль, Бней Брак, наше время)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Поклонение идолам сегодня — что это?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2024 Evrey.com  
New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля