ШЕЛАХ 
"ШЕЛАХ"
ШЕЛАХ 
Чтение текста
Афтары

"ШЕЛАХ"

24.06.2024, 18 Sivan, 5784

До субботы - 5 дней

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
Песах
15-21 Нисана
(13 - 19.04.25)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(13 - 20.04.25)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(24.04.25)
День памяти павших 
3 Ияра
(30.04.25)
День независимости Израиля
4 Ияра
(01.05.25)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(16.05.25)

День Иерусалима
28 Ияра
(26.05.25) 
Шавуот
6 Сивана
(02.06.25)
В диаспоре 6-7 Сивана
(2 - 3.06.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «ИТРО»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 18, ст. 1 — гл. 20, ст. 23.

 

Почему глава так называется?

По имени в первой фразе: «И услышал Итро, жрец Мидьяна...».

 

Обсуждение главы Итро

 

1. Итро взяли голыми руками

 

В нашей недельной главе описывается дарование Торы народу Израиля. И рассказывается о единственном человеке в мире, который, услышав о чудесах, совершенных Всевышним, решил присоединиться к еврейскому народу и ради этого отправился в пустыню.

Речь идет о тесте Моше — Итро. Он был духовным лидером Мидьяна, слыл великим философом, знатоком эзотерики, специалистом во всех сферах идолопоклонства, самым авторитетным экспертом в области языческих культов среди народов мира того времени.

И вот, такой человек решает присоединиться к сынам Израиля и стать одним из них, встав на сторону Творца. Как написано: «И услышал Итро... тесть Моше, обо всем, что совершил Всевышний для Моше и для Израиля, народа Своего, когда вывел Творец сынов Израиля из Египта... И пришел Итро... к Моше в пустыню» (Шемот, гл. 18, ст. 1, 5).

Что же так повлияло на Итро, что он решил перевернуть всю свою жизнь, и пройти настоящий гиюр?

На то были две причины, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — рассечение моря Суф и война с Амалеком.

Мы видим, что Итро впечатлили чудеса. Но ведь чудес было предостаточно и до этого. Разве десяти казней и всего, что происходило в Египте, не хватило для произведения надлежащего эффекта? Неужели казни кровью, градом или темнотой не оказали достаточного воздействия, чтобы человек был готов встать на путь Творца? Почему нужно было ждать рассечения моря и войны с Амалеком?

Для ответа нам понадобится узнать тайну посоха Моше. Приведу вкратце его историю.

В молодости Моше заступился за еврея, которого избивал надсмотрщик-египтянин. Моше убил египтянина и сбежал в Мидьян, спасаясь от возмездия.

У колодца он увидел девушек-пастушек, которые не могли напоить свой скот. Моше помог им и те, придя домой, рассказали своему отцу, Итро, о египтянине, который помог им (Моше был одет на египетский манер). Итро пригласил Моше к себе. За трапезой, он спросил, что привело его в Мидьян. И Моше рассказал, как убил египтянина и сбежал от египетских властей, спасая свою жизнь.

Итро, который в свое время был советником фараона, хорошо понимал, что тот не простит ему укрывательство беглеца. Чтобы не выдавать Моше фараону и быть спокойным за свою жизнь, он велел выкопать яму и спустить туда Моше. Дочери же своей, Ципоре, он приказал приносить Моше каждый день хлеб и воду. Так продолжалось десять лет.

Рядом с входом в дом Итро росло дерево. Итро, владеющий разными эзотерическими знаниями, наложил на дерево заклятие. Со временем, дерево настолько разрослось, что одна из его ветвей перекрыла вход в дом. Итро позвал садовника, чтобы тот отрезал ветвь, но садовник, борясь с нею, вдруг скоропостижно скончался. Итро позвал других людей, но каждый при попытке срубить ветвь погибал загадочной смертью.

Тогда Итро провозгласил, что любой человек, который срубит эту злополучную ветвь и останется в живых, получит его дочь, Ципору, в жены.

Ципора рассказала об этом Моше и тот сказал, что готов срубить ветвь. Моше действительно срубил ее и уцелел. На него колдовское заклятие не действовало.

Итро сдержал слово и выдал за него Ципору. А из срезанной ветви Моше впоследствии сделал себе посох. Тот самый знаменитый посох, который получил имя Мате Элоким — Жезл Всевышнего.

Ни одна из десяти египетских казней не начиналась без помощи этого посоха. Моше и Аарон вершили им суд над Египтом. А Итро, зная историю возникновения этого посоха, ощущал себя причастным ко всем тем казням. Ведь, в конце концов, это он наложил заклятие на дерево.

Итро в глубине души считал, что египетские казни осуществляются силой Всевышнего, праведностью Моше и Аарона и его, Итро, колдовством. Это помешало Итро сразу понять, что Моше давно нейтрализовал силу его колдовства. Так что, к десяти египетским казням его колдовство вообще не имеет отношения.

Но вот, пришло время рассечения моря Суф. Тогда Моше поднял посох... и отложил его в сторону. И только когда он поднял свою руку, море расступилось. Руку — не жезл. И Итро подумал: «наверное, это случайность, ведь такое произошло всего один раз».

Но потом началась война с Амалеком. И снова Моше поднимает руки — не жезл. И пока держит их поднятыми — евреи побеждают. А Аарон и Хур помогают Моше держать руки все время, пока идет битва, поднятыми. И евреи одерживают победу.

Только после этого Итро понимает, что народ, который был столько поколений в рабстве, который не умеет ни воевать, ни просто жить самостоятельно, не может сам сокрушить такого яростного и обученного врага, как Амалек. Сокрушить — не прибегая к помощи посоха. Но только руками Моше и силой Всевышнего. И тут ему не остается ничего, кроме как поверить в силу и мощь Творца, которые Тот использует на благо Своего народа, частью которого и пожелал стать Итро.

 

на основе комментария рава Йоны Мецгера

(автор нескольких книг на темы еврейского мировоззрения и законодательства; Израиль, наше время)

 

 

2. Ослабление Торы — это казус белли

 

В нашей недельной главе говорится о присоединении Итро к Моше и к народу Израиля. И здесь мы читаем: «И услышал Итро... тесть Моше, обо всем, что совершил Всевышний для Моше и для Израиля, народа Своего, когда вывел Творец сынов Израиля из Египта... И пришел Итро... к Моше в пустыню» (Шемот, гл. 18, ст. 1, 5).

О чем же услышал Итро, что побудило его бросить все дела, сняться с обжитого места и отправиться в пустыню?

На этот вопрос отвечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), используя слова из Мидраша Мехильта.

До Итро дошла весть, — пищет Раши, — о рассечении моря Суф и о войне с Амалеком. О том, что эти события сопровождались чудесами Всевышнего, что и произвело на Итро столь сильное впечатление.

Но ведь и в Египте Творец совершил множество чудес. Так почему именно это подстегнуло Итро принять окончательное решение и отправиться в путь?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 21) Учителя добавляют подробности в рассказ о рассечении моря. Оказывается, не все проходило так гладко. Вначале море не желало расступаться перед Моше, аргументируя свою несговорчивость, тем, что было сотворено на третий день, а человек — только в шестой. Тогда на помощь Моше пришел Всевышний. Он укрепил вознесенную правую руку Моше Своей правой стороной. И море сразу расступилось.

Попробуем разобраться, в чем был смысл разногласий между Моше и водной стихией, и почему именно таким способом Всевышний эти разногласия снял.

Создавая этот мир, Всевышний заложил в его основу принцип подчинения Торе и хранителям ее. И тот, кто усидчив в учебе и усерден в изучении, кто изо всех сил постигает Тору и овладевает знанием, тому подвластна природа.

Море не желало расступаться перед евреями, поскольку те еще не получили Тору и еще не обладали никакими привилегиями. Но Всевышний постановил, что раз они в будущем примут Тору и уже на пути к этому — то уже сейчас они способны управлять стихией. И в знак подтверждения Он укрепил вознесенную руку Моше Своей правой рукой, которая олицетворяет Тору. Как сказано: «От Его правой руки — пламя Закона для них» (Дварим, гл. 32, ст. 2). После этого море вынуждено было расступиться.

О войне с Амалеком сказано: «И пришел Амалек, и начал воевать с Израилем в Рефидим» (Шемот, гл. 17, ст. 8).

Рефидим — говорящее название. Оно дает намек на выражение рафуй ядаим (слабость в руках). Эта слабость, как говорится в Мидраше Мехильта, возникла из-за ослабления изучения Торы. То есть, Амалек напал, когда ослабла Тора в народе Израиля.

Теперь стало понятно, почему именно чудеса с рассечением моря и в войне с Амалеком, подвигли Итро прийти к Моше и сынам Израиля.

Потому что благодаря этим событиям Итро осознал, какая огромная сила заключена в Торе. Ведь благодаря Торе можно противостоять стихии и уберечься от бед и несчастий. И даже оказавшись в беде, от которой невозможно спастись естественным путем, в заслугу Торы может прийти спасение.

Недостаточное внимание к Торе, пренебрежение учебой может спровоцировать войну. Так, снижение интереса у евреев к премудростям Торы, стало казусом белли для Амалека.

В трактате Авот (гл. 4, м. 14) сказано, что человек должен стремиться к Торе, искать ее — не ожидая, когда она сама к нему придет. Поэтому Итро отправился в пустыню, учить Тору у Моше.

 

на основе комментария Ор hа-Хаима

(раби Хаим бен Атар, один из крупнейших комментаторов Торы; Марокко–Израиль, первая половина 18-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ШЕЛАХ»

 

Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 13, ст. 1 — гл. 15, ст. 41.

 

Почему она так называется?

В первых двух фразах главы говорится: «И сказал Всевышний Моше: отправь (пошли) людей осмотреть Землю Кенаана, которую Я даю сынам Израиля…».

Отправь (пошли) на иврите — шелах.

 

Обсуждение главы Шелах

 

1. Чему разведчики не научились у Мирьям

 

Всевышний позволяет Моше отправить разведчиков в страну Кенаан. Как сказано: «Пошли от себя людей» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Только эти разведчики не выполнили данное им поручение. Вместо этого, они описали землю, на которой сынам Израиля предстояло поселиться, в мрачных тонах, и отговаривали их идти дальше.

В Торе говорится об этих событиях сразу же после изложения истории, которая произошла с Мирьям. И это неспроста.

Мирьям была наказана за нелицеприятное высказывание о своем брате Моше, и, как написано в Мидраше Танхума, разведчики были тому свидетелями, но ничему не научились на ее примере.

Возникает вопрос — чему, собственно, разведчики должны были научиться у Мирьям? Она говорила о Моше, и хотя он был скромнейшим человеком в мире, но все же — человеком, наделенным чувствами. Он воспринимал речь, слово оказывало на него воздействие.

Но разведчики говорили о почве, камнях и деревьях, которым нет дела, что там о них говорят, и не различают слов. Так почему разведчики были столь сурово наказаны?

Нужно понять, что прегрешение Мирьям состояло не только и не столько в обиде, нанесенной Моше. Ведь он наверняка все ей сразу же простил.

Всевышний засвидетельствовал о Моше: «Во всем доме Моем самый верный он» (Бамидбар, гл. 12, ст. 7). О духовном уровне, которого достиг Моше, также свидетельствует тот факт, что Творец говорил с ним «лицом к лицу».

Всевышний, как известно, проверяет праведников, не отклоняются ли они от истины, даже «на толщину волоса». И если бы Он нашел в Моше хоть какой-то изъян — не оставил бы Он его доверенным лицом в Своем доме и не даровал бы через него Тору.

Так что, можно быть уверенными, что Моше прошел самую тщательную проверку, и даже намека на прегрешение у него не нашлось.

Выходит, тот, кто говорил против Моше, выступил не только против него одного. Но и бросил тень на Всевышнего, который избрал Моше из всех сынов Израиля.

Поэтому Творец и упрекнул Мирьям и Аарона — «Как вы могли усомниться в Моше, Моем слуге? Ведь, если бы на нем была хоть капля вины, разве Я бы его назвал Своим слугой?».

Теперь, исходя из вышесказанного, рассмотрим прегрешение разведчиков.

Они оговорили Эрец Исраэль, землю, находящуюся под непосредственным постоянным и прямым наблюдением Всевышнего — землю, на которую направлены Его глаза с самого начала года и вплоть до его окончания.

Получается, что оговорив землю Израиля, разведчики, точно так же оговорили и Творца, который избрал эту землю и наделил ее особым статусом.

Становится ясной причина Гнева Всевышнего на разведчиков. Они ничему не научились у Мирьям.

 

на основе комментария рава Йосефа Закая

(Израиль, наше время)

 

 

2. Настоящую любовь не выставляют напоказ

 

В нашей недельной главе говорится о разведчиках, которые должны были выяснить подходы к стране Кенаан (будущему Израилю), слабые места в обороне — словом, посодействовать в составлении плана освоения. И мы читаем: «Пошли от себя людей, чтобы осмотреть землю Кенаан, которую Я даю сынам Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

Вернувшись из похода, разведчики, неожиданно начали очернять даруемую Всевышним страну, и отговаривать евреев от ее освоения (так начала формироваться левая элита).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание, что описание этих событий в Торе следует сразу же после изложения того, что произошло с Мирьям. Он объясняет, что Мирьям была наказана за злословие, изреченное ею против брата своего, Моше. Разведчики, как сказано в Мидраше Танхума, это видели, но ничему не научились на ее примере.

Слово «видели» здесь, казалось бы, лишнее. Ведь можно было прекрасно обойтись и без него, написав только — «и разведчики ничему не научились на ее примере».

Так зачем Раши понадобилось уточнять, что разведчики именно видели произошедшее с Мирьям?

Напомню, что Мирьям была наказана болезнью духовного происхождения (цараат), которая, как известно, появлялась у того, кто нарушал запрет на лашон hа-ра, то есть — злословил.

Впрочем, можно предположить, что болезнь цараат была испытанием. Ведь говорится в Талмуде (трактат Берахот, лист 5), что Всевышний может посылать испытания тем, кого любит — чтобы за их преодоление достойно наградить.

Так может, Мирьям была поражена духовной болезнью, чтобы увеличить ее заслуги (когда она с честью примет испытание и выстоит)?

Но там же в Талмуде, в дальнейшем обсуждении темы испытаний, приведено заключение раби Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век), который говорит, такая беда, как цараат — не может выступать в качестве испытания, посланного Всевышним из любви, но только — в виде наказания.

Значит, Мирьям точно была наказана, и разведчики должны были учиться на ее примере, но не сделали этого.

Впрочем, потом в трактате Берахот, высказывание раби Йоханана уточняется. Оказывается, и цараат все же может быть ниспослана в качестве испытания.

Но как распознать?

Все зависит от того, на каком месте обнаружились покраснения и прочие физические признаки этого духовного заболевания.

Если они появились на тех местах, которые обычно скрыты одеждой — вполне возможно, что это — испытание, испытание из любви. Но если на открытом месте —  это точно наказание за прегрешение.

Отсюда следует важный вывод: настоящую любовь не выставляют напоказ, на всеобщее обозрение. Иначе она может стать наказанием.

Значит, чтобы выяснить, какого рода цараат была у Мирьям — нужно лишь определить, где именно у нее появились признаки этой болезни.

Раши пишет, что разведчики их видели. То есть, они были открыта. Тогда это было — точно наказание.

Теперь мы можем убедиться, насколько выверены и точны слова Раши.

Разведчики видели, что Мирьям поражена духовной болезнью, видели, что она наказана за злословие. Видели, но урок не извлекли. Поэтому были наказаны намного строже...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

3. Паникеров наказывали во все времена

 

Всевышний говорит Моше: «Пошли от себя людей, чтобы осмотреть землю Кенаан, которую Я даю сынам Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 2).

А вот завязка этой истории.

Сыны Израиля пришли к Моше и попросили: «Пошлем людей перед собой». Как написано: «Но подошли ко мне все вы и сказали: Отправим людей вперед, чтобы разведали они нам страну» (Дварим, гл. 1, ст. 22).

Моше передал эту просьбу Всевышнему. И Тот ответил: «Ведь Я уже говорил им, что та земля прекрасна, как написано: Выведу вас из египетской нищеты... в страну текущую молоком и медом» (Шемот, гл. 3, ст. 17). А затем сказал: «Пошли от себя людей», то есть — на твое усмотрение. Я не вел, но если хочешь — отправь их. И у вас будет возможность впасть из-за них в заблуждение. И все те, кто поддадутся — не овладеют землей.

Самому Моше, кстати сказать, идея отправить разведчиков пришлась по душе. Как сказано: «И понравилось мне это слово, и взял я из вас двенадцать человек...» (Дварим, гл. 1, ст. 23). И он просит разведчиков выяснить, «хороша ли земля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 19). Несмотря на то, что Сам Всевышний уже сказал ему, что она прекрасна и просторна.

Моше велит разведчикам выяснить и другие детали, важные для предстоящей военной операции. И здесь мы читаем: «И осмотрите землю, какова она, и народ, что живет на ней — силен он или слаб, мал или велик» (там же, ст. 18). И еще он велел им разведать, укреплены ли города (там же, ст. 19).

Вернувшись, они сообщили: «Народ, который живет в этой стране, могуч, а города — неприступные крепости» (Бамидбар, гл. 13, ст. 28).

Так в чем их вина? Ведь и Моше говорил то же самое: «Слушай Израиль! Ты переходишь сегодня Иордан, чтобы изгнать народы, которые многочисленнее и сильнее тебя, города  большие и укрепленные до небес, народ великий и рослый» (Дварим, гл. 9, ст. 1-2).

Сыны Израиля, подобно всем, кто вступает в войну на неизвестной земле — хотели направить перед собой разведчиков, чтобы те выведали дороги и подступы к городам, а по возвращении пошли бы впереди войска, указывая дорогу.

Разведчики должны были подсказать, в какой город следует вступить сначала и с какой стороны удобнее входить в эту страну.

Моше так и поступил во время войны против эморейцев на восточном берегу Иордана. Моше понравилось желание народа, ведь в Торе не заповедано полагаться во всех делах на чудо.

И вот, Моше спросил у Творца, и Тот дал ему разрешение, сказав: «Пошли от себя людей, чтобы осмотреть землю Кенаан, которую Я даю сынам Израиля» — пусть они разузнают об этой земле и расскажут вам, и вы будете с ними советоваться при освоении земли.

И тогда Моше сказал разведчикам: «Идите с юга» (Бамидбар, гл. 13, ст. 17). Чтобы они прежде разведали, насколько силен народ, живущий на юге Кенаана — ведь именно там, с южной стороны, расположились станом сыны Израиля. Предстояло выяснить, как укреплены города на юге, станут ли они легкой добычей, или же лучше зайти с другой стороны.

Очевидно, это и имел в виду Моше, ставя цель — выяснить, хороша ли там земля.

Кроме того, сам Моше точно зная (со слов Всевышнего), что эта земля весьма хороша и плодородна, хотел, чтобы разведчики лично убедились в ее достоинствах и рассказали о них народу. И тогда сыны Израиля получили бы дополнительные силы, приобрели бы уверенность, утвердились бы в своем намерении реализовать возложенную на них задачу. И вступили бы в страну с радостью.

Таким образом, отправляя разведчиков, Моше лишь хотел с их помощью составить план кампании, определить направление главного удара, и еще — поднять мотивацию в народе.

Разведчики же стали разжигать панику и страх. А паникеров во все времена — карали смертью.

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

 

 

4. Не отдаляйся от учителя, если не хочешь упасть

 

Моше отдает распоряжение разведчикам приступить к выполнению своей миссии. Об этом читаем: «И отправил Моше их из пустыни Паран по велению Всевышнего — все они главы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что разведчики, хоть в конечном итоге и совершили преступление против Всевышнего и народа Израиля, но на момент своего назначения, они были весьма достойными людьми.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 16) говорится, что Моше вопрошал Творца о каждом из разведчиков, и Тот подтвердил их пригодность для выполнения возложенных на них задач.

Возникает вопрос: как такое могло произойти, что достойные люди, каждый из которых прошел проверку Моше и Всевышнего, вдруг с таким треском провалились? Что могло на них так серьезно повлиять?

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 111) приведено интересное высказывание раби Йоханана (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) о том, что каждый, кто проходит по Эрец Исраэль расстояние в четыре локтя (примерно два метра) удостаивается удела в Будущем мире.

Отсюда мы видим, как велики значимость и важность пространства в четыре локтя на поверхности Земли Израиля. И неплохо было бы понять, в чем конкретно заключаются эта значимость и важность?

В другом месте в Талмуде (трактат Шаббат, лист 96) сказано, что четыре локтя пространства вокруг человека образуют его личное владение. Поэтому, даже общаясь с другим человеком, следует выдерживать дистанцию. Ведь, слишком приблизившись, мы вторгаемся в его личное пространство.

И еще сказано, что считается, что ничейная вещь, находящаяся в радиусе четырех локтей от человека — попадает в его владение и становится его собственностью (трактат Бава Мециа, лист 10).

Выходит, куда бы ни шел человек — четыре локтя его личного пространства повсюду следуют за ним. Ему нужно только об этом постоянно помнить.

Теперь мы понимаем, какому важному правилу научил нас раби Йоханан.

Человек может идти по центральной улице, полной разных увеселительных заведений, которые, безусловно, оказывают пагубное влияние на его душу, или оказаться посреди шумного рынка, наполненного всевозможными соблазнами. И очень важно, чтобы он не впускал тлетворное влияние внутрь своего пространства.

Где бы в пределах Израиля человек ни находился — он должен держать свое личное пространство закрытым от внешнего воздействия. И тогда он удостоится Будущего мира.

Каким бы праведником человек ни был, если он покидает свое личное пространство и попадает под влияние улицы — он утрачивает все свои заслуги заработанные ранее.

Это как раз и произошло с разведчиками.

Бывает, что человек удостаивается прилепиться к мудрецу и наставнику. И пока он внимает его Торе, он духовно растет и продвигается от ступени к ступени. Но стоит их душевной связи прерваться — ученик становится абсолютно беспомощным. Если он не активизирует собственные силы — то летит вниз со всех ступеней.

Это и случилось с разведчиками.

Пока Моше и Аарон были рядом, обучали и наставляли их — те были достойными людьми, и даже весьма продвинулись по иерархической лестнице в своих общинах. Но оставшись без учителей, даже на короткий срок — очень быстро слетели с катушек и лишились всего, даже жизни.

 

на основе комментария рава Йехезкеля Абрамски

(автор книги «Хазон Йехезкель», Англия, 1886-1976 гг.)

 

 

5. Помнить, кто тебя отправил сюда

 

Разведчики отправляются в путь. И об этом в нашей недельной главе написано: «И отправил Моше их из пустыни Паран по велению Всевышнего — все они главы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 13, ст. 3).

Известно существующее в нашей традиции правило: посланник — все равно, что пославший его.

И это не просто красивое высказывание. И затрагивает оно не только галахические аспекты. Посланник действительно получает силы посылающего его. Благодаря этим силам, благодаря обладанию ими, он становится похожим на него.

Понятно, что речь здесь идет не о внешнем сходстве.

Наверняка, трагический итог миссии разведчиков был связан также и с тем, кто их послал выполнить эту миссию.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что разведчики были отправлены с разрешения Всевышнего, но не по его повелению. Значит, посланниками Всевышнего они не были.

В Талмуде (трактат Сота, лист 34) и в Мидраше Танхума говорится, что сыны Израиля пришли к Моше и предложили: «Давайте пошлем людей перед нами!». Как сказано: «И приблизились ко мне все вы….» (Дварим, гл. 1, ст. 22).

Моше обратился за советом к Творцу, и Он сказал: «Я ведь говорил им, что это земля добрая, говорил — «Выведу вас из-под гнета египетского... на землю, текущую молоком и медом» (Шемот, гл. 3, ст. 17). Их жизнью клянусь, что дам им возможность впасть в заблуждение из-за этих разведчиков».

Выходит, что отправка разведчиков была связана с недовольством Всевышнего. И хотя Он в конечном итоге разрешил послать их. Но мы видим, что эта история уже с самого начала приняла нехороший оборот. И Моше почувствовал это. Он все понял уже тогда, когда евреи лишь подступили к нему с идеей послать разведчиков. Они еще и рта не раскрыли, а Моше уже знал, что добром это не кончится.

Когда евреи получали Тору на горе Синай, к Моше тоже пришла делегация. Как написано: «И было, когда вы услышали голос из мрака, а гора пылала огнем, то подошли вы ко мне, все главы колен ваших и старейшины ваши» (Дварим, гл. 5, ст. 20).

Обратите внимание — здесь соблюдены порядок и субординация: молодежь доверилась старейшинам, делегировав их, а те оказали уважение главам колен, пропустив их вперед себя.

Собрание, на котором было предложено отправить разведчиков, проходило иначе. Об этом читаем: «И приблизились ко мне все вы». Приблизились, как пишет Раши — толпой: младшие теснят старших, а старейшины теснят глав.

Моше увидел, что уже с самого начала все идет не так. А это — дурной знак для всего предприятия. Даже если с внешней стороны это еще не выглядело нарушением, во внутренней сущности, в вере народа Израиля в Творца, уже просматривался изъян — люди не в достаточной степени полагались на Него, на то, что Он сказал им.

Теперь посмотрите, как все красиво складывается. Когда Моше отбирал кандидатов в разведчики, он дал поручение весьма достойным представителям общины. Проблемы начались потом, когда разведчики отправились в путь, то есть приступили к осуществлению своей миссии.

В тот момент они стали посланниками и получили духовные силы тех, кто их отправил. А отправили их люди с изъяном в эмуне (вере в Творца). Этот изъян и привел, в конечном итоге, к всеобщему плачу и бедам девятого ава (девятого ава разведчикам и поколению пустыни был вынесен суровый приговор — с тех пор самые страшные беды и трагедии еврейского народа, такие, как разрушение Храма, постигают евреев именно девятого ава).

Из этого всего проистекает очень важный вывод, который касается каждого. Человек отправляется в этот мир, как посланник Всевышнего. Он отправляется сюда не просто так — ему предстоит выполнить серьезные задачи. Для этого он получает огромные силы — силы того, кто его послал. То есть — непосредственно Самого Творца мира.

Но многие, к сожалению, забывают об этом. И вместо добрых дел, направляют, ниспосланные им силы на стяжание славы, почестей и богатства.

И если они не действуют во имя Всевышнего — перестают быть Его посланниками. А значит — теряют полученные силы или растрачивают их впустую.

 

на основе комментария рава Ицхака-Дова Копельмана,

(глава йешивы в Люцерне, Беларусь, Швейцария, 1906-2011 гг.)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

В Узбекистане можно воссоздать процветающую Бухарскую общину?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля