ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
СУККОТ
начинается с вечера

20 сентября
"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"
ВЕ-ЗОТ А-БРАХА 
Элиягу Эссас: текст обращения к посетителям сайта Чтение текста
Афтары

"ВЕ-ЗОТ А-БРАХА"

Сентябрь 21, 2021   14 Тишрей 5782

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(07.09 - 08.09.21)
Йом Кипур
10 Тишри
(16.09.21)
Суккот
15-21 Тишри
(21 - 27.09.21)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(28.09.21)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(28 - 29.09.21)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(29.11 - 06.12.21)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(14.12.21)
Ту би-Шват
15 Шват
(17.01.22)
Пурим
14 Адара
(17.03.22)
в Иерусалиме -
15 Адара
(18.03.22)
Песах
15-21 Нисана
(16 - 22.04.22)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(16 - 23.04.22)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(28.04.22)
День памяти павших 
3 Ияра
(4.05.22)
День независимости Израиля
4 Ияра
(5.05.22)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(19.05.22)

День Иерусалима
28 Ияра
(29.05.22) 
Шавуот
6 Сивана
(05.06.22)
В диаспоре 6-7 Сивана
(05.06 - 06.06.22)
Девятое Ава
 9 Ава
(07.08.22)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Девятнадцатый цикл обсуждения

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА «РЕЭ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 11, ст. 26 — гл. 16, ст. 17.

 

Почему она так называется?

По первой фразе, в которой сказано: «Смотри, Я даю тебе сегодня [выбор]: благословение (бераха) или проклятие (клала)...».

Смотри на иврите  — реэ.

 

Обсуждение главы Реэ

 

1. В проклятиях нет аванса

 

Всевышний ставит нас перед выбором: бераха (благословение) или клала (проклятие). И в нашей недельной главе об этом сказано: «Благословение — когда будете послушны заповедям Всевышнего... и проклятие — если не будете послушны им (Дварим, гл. 11, ст. 27-28).

Лучше это понять нам поможет притча.

Меценат, известный своей благотворительностью, нанял молодого человека, чтобы тот отремонтировал ему дом и навел там порядок.

Наблюдая за работой, хозяин понял, что не ошибся с выбором работника. Уж больно у того все ладится — работает споро, аккуратно и качественно. И захотелось хозяину (ведь он был широкой души человек) отблагодарить юношу за добросовестный труд.

Только с этим вышла загвоздка. Поскольку наемному работнику выплачивают зарплату по окончанию работы. А тот пока еще ничего не закончил. Но желание творить добро возобладало. Кроме того, хозяину стало ясно, что парень материально нуждается. Тогда он со словами «это аванс в счет будущей оплаты» дал ему приличную сумму денег.

— Можешь уже сейчас распорядиться ими по своему усмотрению, — сказал меценат. — А когда работа будет завершена, получишь зарплату сполна»...

Всевышний велит сынам Израиля выполнять заповеди. Но еще до того как они хоть что-нибудь исполнили, только начали слушать, Он дает им свое благословение. Чтобы даровать им награду сполна, когда будут исполнены все заповеди,

С проклятиями дело обстоит совершенно иначе. Там нет никаких авансов. Творец не посылает проклятие «наперед», еще до того как совершено нарушение. Но только если — «не будут слушать заповеди Всевышнего».

Что в данном контексте означает — не слушать? В каком случае становится ясно, что кто-то не слушается?

Если человек не соблюдает, следовательно, он — нарушает.

Поэтому о берахе написано — «когда будете слушать». То есть — когда только начнете слушать, лишь изъявите желание соблюдать, но на практике еще ничего не успев исполнить — Творец ниспошлет вам благословения.

Проклятие же будет послано, только при полном выполнении условия — «если не станете слушать» (что подразумевает — будете нарушать).

Когда у человека появляется возможность исполнить заповедь — он должен радоваться этому, радоваться самому факту, что исполнил ее. Ведь так человек уподобляет себя Творцу. Потому что сказано (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 35), что Всевышний исполняет заповеди прежде всех. А сыны Израиля получили заповедь — идти по стопам Всевышнего. Это значит — выполнять Его Волю.

Таким образом, выполняя заповеди Всевышнего, заповеди, которые выполняет Всевышний — мы уподобляемся Ему. Это уподобление и есть наивысочайшая, самая желанная награда. Уподобится Творцу — что может быть лучше этого?

Поэтому о берахе сказано: «когда будете послушны заповедям». То есть бераха заключается в возможности слушать и выполнять заповеди, выполнять и снова слушать.

Об этом в Талмуде (трактат Авот, гл. 4, мишна 2) говорится, что награда за заповедь — новая заповедь. То есть заповедь, сама по себе — награда, возможность исполнения Воли Творца.

 

на основе комментария рава Азарии Фижо

(автор книги «Итим ле-Бина», Италия, 1579-1647 гг.)

 

2. Чему радуется левит

 

В Торе говорится, что надо заботиться о левитах. И в нашей недельной главе об этом читаем: «И радуйтесь пред Всевышним, вы и ваши сыновья, и дочери ваши, и ваши рабы, и ваши рабыни, и левит, который во вратах ваших, потому что нет у него участка и удела с вами» (Дварим, гл. 12, ст. 12).

В Мидраше Сифри сказано, что при встрече с левитом, погруженным в учебу, надо дать ему то, что ему полагается.

Раавад (раби Авраам бен Давид, один из крупнейших Учителей Торы в своем поколении; Франция, 12-й век) объясняет, что здесь идет речь о левите, погруженном в изучение Торы. Очевидно, он выводит это из написанного в Танахе (Вторая книга Диврей hа-Ямим, гл. 31, ст. 4) — «И велел он народу, живущему в Иерусалиме, материально поддерживать коэнов и левитов, чтобы укрепились они в Торе».

Когда левиты изучают Тору — это поднимает их на особую высоту. Поэтому евреям заповедано материально поддерживать левитов, чтобы они могли посвятить себя изучению Торы.

Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век) добавляет, что даже если левит и не изучает Тору особо — все равно есть обязанность поддерживать его, так как у левитов, в отличие от остальных сынов Израиля, нет собственных земельных наделов.

Всевышний не дал земли левитам, чтобы они не тратили время и силы на пахоту и сбор урожая, но могли полностью посвятить себя изучению Торы и стать ее носителями.

Что же касается остальных евреев — они получили свои наделы с расчетом, чтобы хватило не только на то, чтобы прокормить свои семьи, но еще и на поддержку семей левитов.

Когда созревает урожай, сыны Израиля радуются, что теперь они смогут обеспечить себя пропитанием. А левиты радуются, что у них нет земли, и им не нужно отрываться от учебы.

Для лучшего понимания расскажу притчу.

В одном небольшом городке жили два богача, которые, как водится, ненавидели друг друга.

У обоих были дочери на выданье. Для одной из них сосватали жениха из очень уважаемой и влиятельной семьи. Родители молодых объявили о помолвке. Другому богачу, чья дочка, пока не нашла себе пару, оставалось только тихо завидовать успеху своего визави.

Когда подготовка к свадьбе года, а может, и десятилетия, набирала обороты, отцу невесты вдруг открылось, что жених — тот еще прохвост, что качества его характера оставляют желать лучшего.

Тогда, несостоявшийся швер (тесть), посоветовавшись с шадханом (сватом) — расторг помолвку. А шадхан, чтобы не упустить жирные комиссионные, тут же поспешил предложить супервыгодный шидух (знакомство с целью создания семьи) другому городскому богатею, для его дочки.

Тот, чуть не прыгая от радости, что ему все-таки удалось обставить своего недруга — сразу же согласился. И вскоре сыграли шикарную свадьбу.

На этой свадьбе, после хупы сошлись в зажигательном танце два самых богатых человека в городе. Один плясал от радости, что смог найти удачную партию для своей любимой доченьки. Другой вытанцовывал во всю прыть, потому что сумел избежать того, чему в эту минуту радовался его партнер по танцу...

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и комментария Магида из Дубны

(в условном переводе «рассказчик»; здесь — раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

3. Не создавайте группировки, чтобы Тора не расщепилась надвое

 

В нашей недельной главе дается ряд запретов, связанных с трауром по умершему. Написано: «Сыны вы Всевышнему. Не делайте на себе надрезов и царапин, и плеши между глаз по умершему не делайте. Ведь вы народ святой у Творца» (Дварим, гл. 14, ст. 1-2).

Интересно, что выражение, которое мы перевели как — «не делайте на себе надрезов и царапин», в оригинале состоит только из двух слов: «ло титгодеду», что означает — «не обособляйтесь».

Так причем здесь тогда «надрезы и царапины»?

О них пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), разъясняя запрет «ло титгодеду». В его комментарии сказано — не делайте надрезов и царапин на вашем теле из-за умершего, как делают идолопоклонники. Потому что вы — сыны Всевышнего. И вам надлежит иметь благопристойный вид, не быть изрезанными и исцарапанными.

На основе комментария Раши и сделан помещенный выше перевод.

Однако в Талмуде (трактат Йевамот, лист 13) Учителя открывают иную грань Истины. Они объясняют выражение «ло титгодеду», исходя из его изначального смысла — «не обособляйтесь», не создавайте различные группировки.

Впрочем, в Талмуде Учителя приходят к выводу, что выражение «ло титгодеду» означает — «не оставляйте на себе синяки во имя траура по умершему».

Мы видим, что запрет на синяки во время траура по усопшему так же, как и запрет на надрезы и ссадины в этот период — сочетается с запретом на то, чтобы, страдая от утраты близкого друга или не столь близкого родственника — рвать на себе волосы.

Все эти запреты связаны с трауром по умершему. Но каким образом с ними связан запрет — не обособляться и не создавать отдельные группировки?

Кроме того, в другом месте в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 68) рассказывается, что раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век), когда умер раби Элиэзер (Учитель Мишны, 1-й век) — избил себя до крови.

Но разве это не нарушение запрета Торы?

Нет, не нарушение. Ибо в Торе дается указание, запрещающее в трауре пускать себе кровь, именно делая порезы на теле. А раби Акива себя не резал и не царапал. И вообще он скорбел по знаниям Торы, которые ушли вместе с раби Элиэзером. Нанося по себе удары, раби Акива плакал и причитал: «Много вопросов есть у меня, но некому на них ответить».

Когда большой мудрец Торы уходит из мира, и не остается подобного ему авторитета, способного однозначно установить и утвердить закон, найти четкие решения спорных вопросов — образуются отдельные группы, кружки, школы, и каждая из этих групп устанавливает галаху (еврейский закон), исходя из своих принципов, из своего видения и понимания.

Гилель (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век) и Шамай (выдающийся Учитель Мишны, 1-й век) вынесли лишь три разных суждения, во всем остальном их взгляды полностью совпадали (см. трактат Шаббат, лист 14). Но когда они умерли, их ученики создали две школы, и их решения по множеству вопросов — не соответствовали друг другу. Множились дискуссии, множились различия, исчезало согласие. Создавалось впечатление, что уже не одна Тора, но — две (см. трактат Сота, лист 47).

Чтобы из-за споров и разногласий Тора не расщепилась на две или больше — и был сформулирован запрет: не образуйте групп, не обособляйтесь.

И мы видим, что он особенно актуален в свете ухода мудреца Торы из нашего мира.

 

на основе комментария рава Моше Гринвальда

(глава раввинского суда города Хуста, автор книги «Аругат hа-босем», Венгрия, 1853-1910 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц


Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Банковские кредиты и законы Торы…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда    
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001 Evrey.com  



New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля