Двадцать второй цикл обсуждения (видео)
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
New Page 4
ГЛАВА “ВАЙЕХИ”
Место в Торе:
книга
Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).
Почему глава
так называется?
По первому
слову первой фразы главы: «И жил Яаков в
Египте...».
«И жил» в
тексте оригинала - вайехи.
Обсуждение главы
Вайехи
19.12.04
В нашей недельной главе читаем: «И подошло
время Исраэлю умереть, и призвал он сына
своего Йосефа, и сказал ему - если я нашел
благоволение в очах твоих, положи руку твою
под бедро мое и окажешь мне милость и
докажешь (свою) верность: не хорони меня в
Египте. И дабы лечь мне с отцами моими,
вынесешь ты меня из Египта и похоронишь
меня в пещере. И тот произнес: сделаю, как ты
сказал. И попросил (Яаков): клянись мне! И тот
клялся ему» (Берешит, гл. 47, ст. 29-30).
Почему именно к Йосефу обратился Яаков со
своей просьбой?
Яаков не сомневался, что фараон не захочет
дать разрешение на то, чтобы похоронная
процессия вышла за пределы Египта и
отправилась в Эрец Исраэль, - объясняют
комментаторы, - Поэтому он и обратился к
Йосефу. Ведь Йосеф - единственный из всех
его сыновей обладал в Египте реальной
властью, достаточной для того, чтобы
сломить сопротивление фараона и выполнить
последнюю волю отца - похоронить его в
пещере Махпела.
Тут возникает еще один вопрос: для чего
нужно было Яакову, чтобы Йосеф подкрепил
свое обещание клятвой? Разве он не доверял
любимому сыну своему?
Конечно же, доверял, - отмечают наши
Учителя. - Но хотел, чтобы у сына был
неоспоримый аргумент, когда он обратится к
фараону и попросит разрешения похоронить
отца в Земле Израиля.
И действительно. Когда Яаков покинул этот
мир, Йосеф пришел к фараону и чистосердечно
рассказал ему, что поклялся отцу похоронить
его в пещере Махпела. Фараон, разумеется,
не собирался отпускать группу евреев за
пределы Египта. Но тут он оказался в «безвыходном»
положении. Ибо относился к клятвам с
большим уважением и не смог чинить Йосефу
препятствия. В Торе об этом написано так: «И
сказал Паро (фараон) - взойди и похорони отца
твоего так, как ты поклялся ему» (Берейшит,
гл. 50, ст. 6).
В конце нашей сегодняшней главы мы читаем,
что Йосеф, когда пришел его черед, с той же
просьбой обращается к братьям: «И сказал
Йосеф братьям своим - я умираю, но Всевышний,
верно, вспомнит о вас и выведет вас из земли
этой в землю, которую обещал Аврааму, Ицхаку
и Яакову. И попросил Йосеф сыновей Израиля
поклясться ему, говоря: верно, вспомнит
Всевышний о вас, тогда вынесете мои кости
отсюда» (Берешит, гл. 50, ст.24-25).
Традиция сообщает, что все сыновья Яакова
перед смертью обратились к еврейскому
народу с той же просьбой - чтобы в день,
когда евреи покинут Египет, их останки
взяли с собой для перезахоронения в Земле
Израиля. Однако миссия, заключавшаяся в том,
чтобы перенести в Эрец Исраэль останки
Йосефа, была настолько важной, что ее
выполнением занимался сам Моше.
В Торе об этом сказано: «И взял Моше кости
Йосифа с собою, ибо клятву дали ему сыны
Израиля, когда сказал он: несомненно,
вспомнит Всевышний о вас…» (Шемот, гл. 13,
ст. 19).
Почему наши праотцы придавали такое
значение месту захоронения?
Современному человеку, пожалуй, это
трудно понять. Какая разница, казалось бы,
где будут покоиться кости человека? Что
случится, если даже они вообще не будут
преданы земле?
Сегодня из-за этого бывают самые
настоящие столкновения, когда на месте
еврейских захоронений так называемые «светские»
люди планируют археологические раскопки
или - строительство, например. Религиозные
евреи противятся этому, пользуясь всеми
доступными им методами. Почему? Наверное, не
из «простого упрямства».
Но что за всем этим стоит?..
20.12.04
Для того, чтобы разобраться в том, почему
наша традиция придает столь большое
значение месту захоронения человеческих
останков, нам прежде необходимо освоить
концепцию, обозначенную словом «кавод»
(уважение).
Часто Тора, говоря о душе человека, рядом
употребляет слово кавод, - говорится в
одном из комментариев Талмуда. - Потому что
именно через душу Творец наполняет
человека Своим величием. Душа - суть
человека. И она всегда стремится к своему
источнику...
Чтобы постичь это соединение понятий «душа»
и «кавод», нужно осмыслить тот путь,
который проходит человек, оказывая
уважение Всевышнему в этом мире, и -
ответить на вопрос, какую награду он за это
получает.
Еврейская традиция сообщает, что человек
был помещен на землю и наделен свободой
выбора - чтобы иметь возможность заслужить
свою награду.
Что дает нам основания рассчитывать на
награду в нашем, материальном мире?
Конечно же - работа, значимость нашего
труда для общества и то, насколько
качественно мы выполняем взятые на себя
обязанности. Труд полицейского, к примеру,
измеряется уровнем безопасности, которую
он сумел обеспечить во вверенном ему районе.
Деятельность врача - спасением
человеческих жизней, избавлением людей от
физических страданий…
Но что мы, люди, можем «предъявить»
Всевышнему? Ведь он - самодостаточен и ни в
чем не нуждается. Все во вселенной -
подвластно Ему. Так что мы должны делать,
чтобы Он захотел наградить нас?
Ответ очевиден: мы должны служить Ему,
выполняя Его указания, которые Он дал нам в
своей Торе. Взамен Всевышний дает человеку
вечную жизнь. И если мы, пользуясь
предоставленным нам правом выбора, служим
Ему, это означает, что мы признаем факт
существования Творца, признаем, что только
Он Один управляет вселенной. А это
подразумевает, что мы проявляем уважение к
Нему. Ведь уважение и благодарность -
неотъемлемые составляющие признания.
Решающую роль во всем этом играет право
выбора, которым наделил нас Творец. В этом
легко убедиться на конкретных жизненных
примерах.
Допустим, кто-то, требуя от меня
определенных действий, приставит к моему
виску пистолет. Я, пожалуй, выполню его
требования. Однако те усилия, которые я к
этому приложу, не будут иметь ничего общего
с уважением (кавод). Я постараюсь
сделать все, что от меня ждут, но - не из
уважения, а - из страха перед человеком с
пистолетом.
Но вот - иная ситуация. Положим, умный
человек дал мне дельный совет. Если я
последую его рекомендациям, значит, я
испытываю уважение к нему. Ведь он не имеет
надо мной никакой власти и ничем не
угрожает мне. Я сам, по собственной воле,
делаю свой выбор - поступаю так, как он
порекомендовал. Потому что считаю этого
человека мудрым и ценю его советы. Этим
измеряется мое уважение к нему.
Свобода выбора, которой мы наделены, дает
нам ощущение собственной независимости.
Если бы мы вынуждены были признать, что Воля
Всевышнего для нас - непреложная данность (как
восход солнца, например, или - дождь), и мы не
способны что-либо в мире изменить, наше
подчинение диктату Его Торы не было
проявлением уважения к Нему. В этой
ситуации каждый из нас находился бы на
положении человека, к виску которого
приставили дуло пистолета.
Но в том-то и дело, что Творец предоставил
нам возможность, используя интеллект, самим
сделать выбор, хотим мы установить с Ним
связь или нет. И если мы по собственному
желанию принимаем зависимость от Него,
согласие подчиняться законам Его Торы
свидетельствует о нашем уважении к Нему (см.
на сайте ответ «Ошибка - виноват сам, удача
- спасибо Всевышнему»). Иными словами,
осознанное решение соблюдать законы Торы в
этом мире - источник человеческого уважения
к Творцу…
21.12.04
Итак, единственный действительно «интересующий»
Всевышнего продукт, который мы способны
произвести, будучи неповторимыми во всей
вселенной созданиями, наделенными свободой
выбора, это - уважение к Нему. Без нас, людей,
понятие кавод лишено всякого смысла, и
даже всемогущий и всесильный Творец не в
состоянии создать его без помощи людей.
Если мы вспомним, что цель взаимодействия
Всевышнего с людьми - установление прочных
и личных отношений, нам будет понятнее
столь высока ценность уважения, которое мы
испытываем к Нему. Конечное назначение
нашего служения Творцу - возможность навеки
связать себя с Источником, который
определяется на иврите словами «олам а-ба»
(Грядущий мир).
Задача, которую нам приходятся решать,
устанавливая отношения с Творцом на основе
нашего, действительно независимого,
свободного выбора - дело весьма сложное.
Прежде всего, потому, что реально мы
зависимы от Всевышнего. Он контролирует
каждый наш вздох, каждое движение, снабжая
нас энергией, приток которой по Его воле
может в любой момент иссякнуть. Но тогда
получается, что мы должны относиться к Нему
так же, как к человеку, угрожающему нам
пистолетом. Поэтому Всевышний вынужден
прятать свой «пистолет» и терпеливо ждать,
пока мы сами, используя имеющиеся у нас
интеллектуальные способности и право
выбора, придем к осознанию факта нашей
полной зависимости от Него.
Истинное уважение к Творцу зарождается в
нас, когда мы начинаем понимать, что
Всевышний намеренно прячет свое оружие.
Чтобы мы вступили в контакт с Ним не под «давлением
обстоятельств», но - по велению
собственного сердца, самостоятельно приняв
«независимое» решение.
Но какое отношение имеют все эти
рассуждения к беспокойству Яакова и других
наших предков о том, где поместят их останки?
Если говорить об уважении к человеку, то
оно, несомненно, обусловлено уникальностью
человеческой личности. Но можно ли сказать
о теле, что оно - уникально? Одно тело
отличается от другого разве что размерами и
какими-то чисто внешними чертами, которые
после смерти человека, в процессе
разложения тела - «сглаживаются». А в
принципе… Для поддержания
жизнедеятельность любое тело нуждается в
пище, все люди, за редкими исключениями,
стремятся продлить свой род и т.д. Означает
ли это, что понятие кавод (уважение) с
телом не связано?
Каждый из нас вынужден заботиться о своем
теле (пистолет у виска) - без него мы не можем
обойтись. Наше отношение к телу
продиктовано необходимостью. Это - не кавод.
Стало быть, и судьба тела после смерти,
казалось бы, не должна кого-то волновать.
Почему же наша традиция придает этому столь
исключительное значение?
Мы верим, что после того, как человек «покидает
этот мир», что-то от него остается. И если
это действительно так, это «что-то»,
бесспорно, должно обладать уникальностью.
А если и тела наши тоже уникальны, подобно
- характеру или разуму? Если мы в это поверим,
идея, что не все в человеке умирает с его
смертью, распространится и на наши тела. Но
может ли наше тело быть приложением к нашим
характерам?
Ответ на этот вопрос, причем -
положительный, дает Тора. В нашей главе, в
том месте, где передается разговор между
Яаковом и Йосефом…
22.12.04
В Торе читаем: «И увидел Израиль сыновей
Йосефа и спросил: кто это такие (в
буквальном переводе с оригинала - «кто эти»)?
И ответил отцу своему Йосеф: это сыновья мои,
которых дал мне Всевышний здесь (в Египте). И
сказал тот (Яаков): подведи же их ко мне, и я
благословлю их…» (Берешит, гл. 48, ст.
8-9).
Этот диалог, на первый взгляд, может
показаться весьма странным. К тому времени,
когда состоялся этот разговор, Яаков уже
прожил в Египте семнадцать лет, и,
разумеется, многократно виделся с
сыновьями Йосефа. В самом деле.
Благословляя своих детей, по статусу он
приравнивает их, внуков - Эфраима и Менаше, к
своим сыновьям - Реувену и Шимону. Чтобы так
поступить, он должен был хорошо знать их.
Но как же тогда понимать вопрос Яакова - «кто
эти»?
Когда Яаков решил благословить Эфраима и
Менаше, - объясняет Раши (раби Шломо бен
Ицхак - величайший комментатор Торы и
Талмуда; Франция, 11-й век), - он ощутил, что Шехина
(присутствие Всевышнего) на какое-то
мгновение оставила его. Внутренним взором
пророка он увидел будущее - потомки сыновей
Йосефа нанесут еврейскому народу
нравственный ущерб. И вот что он, по
существу, сказал своим коротким вопросом
Йосефу: «Откуда в них этот зародыш зла? Во
мне нет подобных пороков. Не от тебя ли они,
Йосеф? Как же это могло случиться?». И Йосеф
отвечает: «…это - сыновья мои, которых дал
мне Всевышний здесь, в Египте (то есть - в
неволе)».
Всевышний создавал вселенную Именем Элоим.
Это Имя состоит из слов «ми эле», что в
переводе означает - «кто эти?». Когда два
элемента святого Имени Всевышнего - имени Элоим,
соединяются воедино, благословение
Всевышнего нисходит на тех, кто сумел
воссоздать это соединение. Если же элементы
святого имени существуют по отдельности,
благословение Всевышнего - отсутствует.
Всевышний скрыл Свое присутствие в мире, -
отмечают Учителя, - потому что хотел, чтобы
люди приближались к Нему, самостоятельно
принимая решение и реализуя свободу выбора.
В таких условиях связь между Небом и землей
устанавливается лишь умозрительно - в
человеческих умах.
Физический мир составлен из «предметов».
Живое существо в определенном смысле - тоже
«предмет». Ведь жизнь на материальном
уровне - это всего лишь физические и
химические процессы.
Душа человека, или его разум, его характер
помещены в среду физических вещей. Эта
двойственность человеческой природы - душа
и тело - символически выражена в разделении
двух слов - ми (кто) и эле (эти).
Слово ми (кто) представляет разум,
личность, характер - все то, что в человеке
бессмертно и уникально. Слово эле (эти)
представляют тело, то есть - «механизм»,
роль которого ограничивается «организацией»
разного рода физических действий. Понятие кавод
связано со словом - ми (кто).
Следует отметить, что Всевышний не в
состоянии установить связь с объектом, у
которого два этих элемента (ми и эле)
- разделены. Это возможно только в случае,
когда эти два элемента соединены в целое. И
начало, синтезирующее их - тот самый кавод,
уважение к Творцу, проявляющееся в процессе
соблюдения людьми заповедей Торы.
Способы проявления уважения к Всевышнему
- уникальны. Каждый из нас живет в
уникальные условиях, каждому из нас даны
уникальные возможности… Так что, синтез,
который мы создаем между ми и эле
уникален в каждом отдельном случае - каждый
из нас по-своему «видит» Творца и проходит
свой путь приближения к Нему…
23.12.04
Говоря о сущности человека, Тора пишет,
что это - союз (брак) души и тела, - объясняет
рав Моше Хаим Луцато (один из крупнейших
Учителей Торы, великий каббалист; Италия - Эрец
Исраэль, 18-й век) в своей работе Дерех а-Шем.
- И эта характеристика дана навечно, на все
времена. После того, как Адам ослушался
Творца, появился мир душ. Ибо в земной мир,
как следствие проступка Адама, пришла
смерть, и души умерших людей были вынуждены
найти себе место, где они будут ждать
воскрешения тел. Мир Грядущий существует
только для тех, чьи души смогут вновь
соединиться с телом.
Человеческое тело в Грядущем мире будет
иным, не таким, как - «земное», обитающее в
нашем, теперешнем мире. Пока мы живем в
привычной для нас материальной среде, нам
удается выживать, даже если мы не сумели
создать гармонию между душой и телом.
Потому что эта, так хорошо знакомая нам
среда не является миром кавода. В
противоположность ему, Будущий мир - мир кавода.
И в нем смогут выжить только те индивидуумы,
у которых есть личностные качества,
делающие их обладателей достойными
уважения, достойными того, чтобы жить в мире
ином.
Теперь вернемся к истории с останками
Йосефа, о которых мы говорили в начале
нашего обзора.
В Торе, в описании жизни Йосефа в Египте,
мы прочли: «Случилось это в один из таких
дней - он вошел в дом делать дело свое, а
никого из домашних в доме не было… Она
схватила его за одежду его и сказала: ложись
со мной. Но он оставил одежду свою в руке ее,
отстранился и выбежал вон» (Берешит, гл.
39, ст. 11-12).
Другие еврейские источники
свидетельствуют, что Тростниковое море (ныне
- «Красное») расступилось, потому что евреи,
выйдя из Египта несли останки Йосефа. Ибо в
Танахе сказано: «Море увидело и побежало...»
(Теилим - Псалмы царя Давида, пс.114).
Этот случай, когда Йосеф устоял перед
чарами жены Потифара, сыграл очень важную
роль в его дальнейшей судьбе, - отмечают
многие комментаторы. - Он вошел в дом
Потифара, чтобы выполнить свою обычную
работу. И, увидев жену Потифара, был готов
уступить ее женской привлекательности.
Тело его захлестнула волна желания. Она
держала его за одежду…
Тело человека, следует сказать - та же
одежда, оболочка души. Когда ми и эле
- душа и тело - отделены друг от друга, и душа
находится в теле, как нечто чуждое ему, в
этот момент тело в буквальном смысле
становится «одеждой» души. Именно об этом и
говорит Тора, когда рассказывает, что Йосеф
оставил свою одежду в руках жены Потифара и
стремительно выбежал из дома.
Он сказал себе: «Эта волна желания,
которой я не в силах сопротивляться,
возникла не во мне самом. Она зародилась в
моем теле, то есть - в оболочке моей души.
Если я поддамся ей, я тем самым навсегда
лишусь индивидуальности. Я просто обязан
оторвать себя от этой оболочки и бежать от
разгорающегося во мне желания».
Этот порыв Йосефа подчинил тело диктату
души. Волна желания - индифферентная к
морали и лишенная всякой индивидуальности -
разбилась о стойкость характера и силу
личности Йосефа. Поэтому, когда море «увидело»
останки Йосефа, оно расступилось. И это было
в определенном смысле - символическим актом.
Так же волна желания, возникшая в теле
Йосефа, вместе с телом его отделилась от
души. Но потом тело соединилось с душой,
только теперь - на ином уровне, в форме имени
Всевышнего - Элоим.
Но как это могло произойти?
Когда разные элементы святого имени Элоим
объединяются воедино, физический мир
наполняется, пронизывается уважением (каводом)
Всевышнего. Волна физического желания, от
которой Йосеф себя оторвал, была вынуждена
отступить. Так и волна морская вынуждена
была отступить перед останками Йосефа,
потому что они стали вместилищем кавода
Всевышнего.
Тело, в котором ми и эле гармонично
соединены, будет жить вечно, оно достойно
заботы и уважения, так же, как душа. В этом и
заключается главная работа, которую еще в
этом мире должен выполнить каждый из нас -
достичь такого состояния, когда тело
гармонично соединится с душой.
Так что же подразумевал Йосеф, когда в
разговоре с Яаковом, ответил ему на вопрос о
детях - Эфраиме и Менаше?
Он сказал отцу: «Всевышний (в оригинале - Элоим)
дал мне этих детей, Эфраима и Менаше, здесь,
в Египте. В них два элемента ми и эле
- душа и тело - прекрасно и гармонично
соединены. Но заключенный в них элемент эле
был выращен на египетской почве. Поэтому,
если их потомки не сумеют правильно
соединить эти два элемента, волна
физических устремлений высвободится. Тогда
они будут способны совершать поступки,
противоречащие нашим законам».
Из этого мы можем извлечь важный урок.
Стремясь подчинить тело душе, следует
проявлять осмотрительность. Ибо то, что
имело потенциал раскрытия кавода, может
превратиться в свою противоположность и
стать источником дурных поступков…
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Прочесть двадцать второй цикл обсуждения Прочесть двадцать первый цикл обсуждения Прочесть двадцатый цикл обсуждения Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения Прочесть семнадцатый цикл обсуждения Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения Прочесть седьмой цикл обсуждения Прочесть шестой цикл обсуждения Прочесть пятый цикл обсуждения Прочесть четвертый цикл обсуждения Прочесть третий цикл обсуждения Прочесть второй цикл обсуждения Прочесть первый цикл обсуждения
|